Булынский Н.Н.
Челябинская государственная агроинженерная академия E-mail: [email protected]
СТРУКТУРИЗАЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ СТУДЕНТОВ ВУЗА
В статье рассматривается содержание профессионально-педагогического образования. Были выделены три знаниевых блока: методологический, теоретический, методический и прикладной блок умений. Были рассмотрены проблемы совершенствования содержания обучения по психолого-педагогическим циклам.
Ключевые слова: профессионально-педагогическое образование, компетентность, тезаурус-ный подход, структуризация знаний.
Профессионально-педагогическое образование (ППО) представляет собой многоаспектную систему, являясь специфическим видом образования, обеспечивающим интеграцию гуманитарно-производственной подготовки. Оно рассматривается как бипрофессиональная подготовка специалистов - сочетание инженерного и педагогического образования. Содержание ППО направлено на профессионально - технологическую подготовку. Значимость такой подготовки обусловлена тем, что специалист в области профессионального образования должен иметь представление о сущности, особенностях производственного процесса и быть способным его организовать, экстраполировать свой потенциал на процесс теоретического обучения в учреждениях начального, среднего профессионального образования, а также на производстве.
Как отмечают ученые (С.Я. Батышев, П.Ф. Кубрушко, В.С. Леднев, С.Е Матушкин, А.М.Новиков, Е.В.Ткаченко, Э.Ф. Зеер) базисной наукой профессионально-педагогического образования выступает профессиональная педагогика. Это связано с тем, что в психолого-педагогической подготовке явно выражены три знаниевых блока: методологический, теоретический, методический и прикладной блок умений.
Методологический блок ориентирован на изучение методов науки, с помощью которых осуществляются исследования педагогических процессов явлений.
В рамках теоретического блока будущие педагоги профессионального образования изучают психологические и педагогические факты, явления, категории, понятия, законы,
закономерности. Каждый из перечисленных элементов включается в разнообразные связи, что расширяет содержательный аспект знаний и оказывает существенное влияние на формирование способности к выполнению профессионально-педагогических функций в дальнейшей профессиональной деятельности.
Методический блок позволяет переход от знаний к умениям и навыкам их применения в деятельности. Существенное значение при изучении каждого блока уделяется формированию и развитию профессионально важных качеств личности.
В данной статье мы рассмотрим проблемы совершенствования содержания обучения по психолого-педагогическим циклам, предварительно останавливаясь на истории данного вопроса.
В педагогической теории и практике проблема содержания образования раскрыта достаточно полно и широко. Известные советские ученые С.И. Архангельский, С.Я. Батышев, И.Я. Лернер, М.И. Махмутов, М.Н. Скат-кин особое внимание уделяли отбору содержания, его структурированию.
В их трудах показано, что содержание любой учебной дисциплины отличается от содержания соответствующей области науки как количественными, так и качественными параметрами. Как известно, для учебной дисциплины отбираются базисные знания (совокупность основных наиболее крупных педагогических целей преподавания курса); прикладные аспекты курса разрабатываются с учетом специальности, другими словами, курс профилируется и соответствующим
образом структурируется. И этот процесс всегда носит динамичный характер, зависит от изменений, происходящих в современном производстве. Постоянно обновляются техника и технологии производства, процессы организации и управления, содержание деятельности специалиста. В связи с этим перед профессиональными образовательными учреждениями встает проблема систематического, целенаправленного совершенствования содержания образования будущих специалистов в вузе.
Дальнейшее совершенствование учебного материала и его структуризацию необходимо осуществлять на основе подробного и тщательного анализа и оценки существующего содержания, а также содержания профессиональной деятельности специалиста. Это в полной мере касается и содержания профессионально-педагогического образования, и деятельности педагога.
При этом учесть современную тенденцию: стремление к постоянному обновлению образования, диктуемому непрерывностью перемен в образовательной среде.
Как известно на деятельность высших учебных заведений сегодня действует множество факторов: стандартизация обучения под влиянием современных информационно-коммуникативных технологий; появление глобальных исследовательских сетей; многоступенчатость профессионального образования; личностно-социальная переориентация ВПО; переход к вариативности программ и учебных планов и другие.
К основным компонентам содержания обучения принято отнести: знания, способы деятельности, опыт творческой деятельности, опыт ценностного отношения.
Предмет нашего исследования связан с первым, знаниевым компонентом содержания профессионально-педагогического образования.
В общенаучном, философском аспекте знание - это проверенный общественно-исторический практикой и удостоверенный логикой результат процесса познания действительности. Знание отражается в сознании человека в виде представлений, понятий, суждений, теорий. Структура знаний имеет гносеологическую основу в зависимости от при-
роды их формирования (научные, житейские, художественные и другие).
Знания составляют ядро содержания обучения студентов вуза. Именно на их основе у будущих педагогов профессионального обучения формируются педагогические умения и навыки, качество личности педагога, практические действия.
Знания в большой мере определяют отношение человека к действительности, его моральные взгляды и убеждения, служат важным условием развития способностей.
Для совершенствования структуризации содержания образования, мы воспользуемся понятием научного знания.
Научные знания представляют собой систематизированные обобщенные разряды знаний, формирование которых основано на опытных, эмпирических и теоретических формах отражения мира и закономерностей его развития.
Научные знания не всегда доступны, поэтому они предполагают организации адекватного их восприятия, понимания и усвоения. Другими словами речь идет об учебных знаниях.
Соответствующая адаптированная форма научного знания образует учебную дисциплину.
Подлинные знания - это связи (понимание взаимодействия) между всеми наблюдаемыми явлениями в данной области деятельности, специальности. Как известно специальность является сферой приложения полученных знаний, проверкой их полезности. Знания представляют ценность для будущего специалиста в том случае, если они вписываются в систему знаний по данной специальности.
Мы исходим из того, что знания как предмет изучения важны те только сами по себе, но и взятые в их взаимосвязях.
Это особо актуально в современных условиях. По мнению академика А.М. Новикова, содержание образования сегодня должно формировать научный стиль мышления студентов. Как подчеркивает ученый, за последние десятилетия роль науки существенно изменилась по отношению к общественной практике - основное внимание ученых переключилось на развитие технологии.
Речь идет об усилении технолого-методи-ческой составляющей подготовки педагогов профессионального образования.
Но для этого требуется пересмотр структуризации знаний. Любой учебный цикл, предмет характеризуется своим набором понятий, связей между ними.
Структура знаний может формироваться как от частного к общему, так и от общего к частному.
Но наиболее эффективным подходом за последние десятилетия выделяют метод теза-урусного моделирования знаний. Модуляри-зация содержания обучения предполагает осуществление следующих действий: описание целей, задач, относящиеся к содержанию; описание результатов обучения; определение стратегии преподавания; разработку процедуры оценивания; определение учебной нагрузки для студентов. При этом важно, чтобы учебные планы были ориентированы на синергию содержания, образовательного процесса, и образовательной среды.
Методологической основой тезаурусно-го подхода служит принцип системности знаний.
Знания обладают разными качествами. Согласно И.Я.Лернеру, В.М.Полонскому таковыми являются: системность, обобщенность, осознанность, гибкость, действенность, полнота, прочность.
Системность знаний - это качество совокупности знаний. Она характеризуется наличием в сознании структурно-функциональных связей между разнородными элементами знаний. Системность знаний предполагает пониманием человека соотношения между разнопорядковыми понятиями, понятиями и законами, научными фактами и постулатами и др. Самое важное, чтобы человек понимал, осознал знание по их месту в научной теории. Либо основы научной теории являются ведущим компонентом профессионального образования. Системность знаний предполагает в качестве необходимого условия наличие у студентов систематических, связанных содержательно-логическими связями знаний.
В нашем исследовании главным ориентиром структурирования знаний служит профессионально-ориентированный подход. При этом мы имеем в виду, что каждая деятель-
ность, в том числе профессионально-педагогическая, имеет свою специфику.
Данный подход предполагает, в первую очередь, ориентир образовательного процесса на профессионально-обусловленную структуру деятельности (Э.Ф.Зеер): первый уровень - виды деятельности и ситуации; второй уровень - типовые профессиональные функции и задачи; третий уровень - профессиональные действия, умения, навыки.
Профессионально-ориентированный подход также предполагает учета специфики каждого вида профессиональной деятельности: задачи профессиональной деятельности; прогнозируемые результаты; критерии и способы определения эффективности и ценности получаемых результатов.
Таким образом, объектом нашего исследования выбрана профессионально-педагогическая подготовка студентов вуза. Предметом исследования - способы совершенствования учебного материала педагогического компонента профессионально-педагогического образования.
Идея исследования заключается в том, что на основе соблюдения логической последовательности изучаемых понятий, категорий, способов деятельности разработать структуру знаний о выполнении профессионально-педагогической деятельности для каждого этапа подготовки будущих педагогов профессионального образования: (теоретическая, практическая, педагогическая практика). Тем самым в полной мере реализовать потенциал всех циклов обучения по формированию компетентности будущих педагогов по всем видам профессионально-педагогической деятельности: учебно-профессиональной, образовательно-проектировочной, организационно - исследовательской, обучение по рабочим профессиям. В нашем исследовании структуризация знания будет представлена поэтапно: знания области деятельности педагога в различных типах профессионально-образовательных учреждений; знания по выполнению педагогических действий по алгоритму; знания для выполнения действий в нестандартных ситуациях; знания для инновационной деятельности.
Наше видение совершенствования структуризации знания связано с современным
подходом к разработке модели специалиста: деятельности, личности специалиста, потреб-
акцент переносится на глубокий анализ ностей производства.
структуры и содержания профессиональной 20.12.2010
Список литературы:
1. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы: Учеб.-метод. пособие.-М.: Высш.шк., 1980.
2. Бабанский Ю.К. Избранные педагогические труды.- М.: Педагогика, 1989.
3. Батышев С.Я. Производственная педагогика. М.: Машиностроение, 1984.
4. Краевский В.В., Полонский В.М. Методология для педагога. Волгоград: Перемена, 2001.
5. Леднев В.С. Содержание образования. М.: Высш.школа., 1991.
6. Матушкин С.Е. Избранные педагогические сочинения - Челябинск, ЧелГУ, ЮУНОИ РАО, 2006.
7. Скаткин М.Н. Методология и методика педагогических исследований.- М., 1989.
Сведения об авторах:
Булынский Николай Николаевич, зав. кафедрой профессиональной педагогики и психологии Челябинской государственной агроинженерной академии, доктор педагогических наук, профессор. 454080, г. Челябинск, ул. С. Кривой, 48, тел. (351) 2655601, е-mail: [email protected]
UDC 378 Bulynskiy N.N.
STRUCTURING OF THE CONTENT OF PEDAGOGICAL COMPONENT OF PROFESSIONAL-PEDAGOGICAL EDUCATION AS A FACTOR OF FORMING OF STUDENTS’ OF INSTITUTE OF HIGHER EDUCATION COMPETENCE
In article the maintenance professionally-pedagogical education is considered. Three have been allocated knowledge the block the methodological, theoretical, methodical and applied block of abilities. Problems of perfection of the maintenance of training on psihologo-pedagogical cycles have been considered.
Keywords: professionally-pedagogical education, competence, thesaurus the approach, structurization of knowledge.
Bibliography.
1. Arhangelskiy S.I. Educational process at the higher school, its natural bases and methods: The educational methodical grant.-М.: The higher school, 1980.
2. Babansky Ю.К. The selected pedagogical works. - М: Pedagogics, 1989.
3. Batyshev S.J. Industrial pedagogics. М: Mechanical engineering, 1984.
4. Kraevsky V.V., Polonsky V.M. Metodologija for the teacher. Volgograd: Change, 2001.
5. Lednev V. S. The formation maintenance. М: The higher school., 1991.
6. Matushkin S.E. The selected pedagogical compositions. Chelyabinsk, ChelGU, YuUNOI the Russian Open Society, 2006.
7. Skatkin M. N. Methodology and a technique of pedagogical researches. - М, 1989.