Научная статья на тему 'Структурализм в европейской философии XX века'

Структурализм в европейской философии XX века Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2036
375
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структурализм / совокупность разного рода конечных / самодостаточных структур / Мишель Фуко / «эпистема» / «дискурс» / «говорить все окружающим» / structuralism / a set of different kinds of finite / self-sufficient structures / Michel Foucault / «episteme» / « discourse» / «paresia»

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — О Б. Бокарева

Статья знакомит читателей с одним из направлений европейской философии XX в., предложившим свою концепцию поиска устойчивых порядков (структур), обнаружение которых давало бы ключ к познанию разных явлений природы и социальной жизни. Структурализм как воплощение западного, в особенности французского, рационализма, испытывал влияние со стороны позитивизма, неорационализма, марксизма. В послевоенное время структурализм охватил разные области знания: антропологию, литературоведение и искусствознание, психоанализ, психологию, социологию, эпистемологию. Развитию структурализма способствовал также труды французского философа, историка Мишеля Фуко.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURALISM IN EUROPEAN PHILOSOPHY OF THE XX CENTURY

The article introduces readers to one of the directions of the European philosophy of the XX century, which proposed its concept of finding stable orders (structures), the detection of which would give the key to the knowledge of different phenomena of nature and social life. Structuralism as the embodiment of Western, especially French, rationalism, was influenced by positivism, neo-nationalism, Marxism. In the postwar period, structuralism encompassed various fields of knowledge: anthropology, literary and artistic studies, psychoanalysis, psychology, sociology, epistemology. The works of the French philosopher and historian Michel Foucault also contributed to the development of structuralism.

Текст научной работы на тему «Структурализм в европейской философии XX века»

СТРУКТУРАЛИЗМ В ЕВРОПЕЙСКОЙ ФИЛОСОФИИ XX ВЕКА

О.Б. Бокарева, и.о. ст. науч. сотр. Архив Российской академии наук (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2500-1000-2018-10351

Аннотация. Статья знакомит читателей с одним из направлений европейской философии XXв., предложившим свою концепцию поиска устойчивых порядков (структур), обнаружение которых давало бы ключ к познанию разных явлений природы и социальной жизни. Структурализм как воплощение западного, в особенности французского, рационализма, испытывал влияние со стороны позитивизма, неорационализма, марксизма. В послевоенное время структурализм охватил разные области знания: антропологию, литературоведение и искусствознание, психоанализ, психологию, социологию, эпистемологию. Развитию структурализма способствовал также труды французского философа, историка Мишеля Фуко.

Ключевые слова: структурализм, совокупность разного рода конечных, самодостаточных структур, Мишель Фуко, «эпистема», «дискурс», «говорить все окружающим».

После Первой и Второй мировых войн общественный статус исторической науки и престиж ученого гуманитарного профиля претерпели резкие изменения, что было связано с разочарованием в прогнозирующих возможностях исторической науки и социальных наук в целом. На этом фоне профессионалы-гуманитарии обратились к критическому переосмыслению традиционного исторического метода, который казался не вполне эффективным для адекватного восприятия современного процесса с его поражающими социальными сдвигами глобального масштаба. Переосмыслению и критической переоценке подвергались традиционные представления об историческом источнике (документе, тексте) и путях достижения исторической, социальной истины.

Структурализм (затем постструктурализм) стал одним из направлений европейской философии XX в., предложившим свою концепцию поиска устойчивых порядков (структур), обнаружение которых давало бы ключ к познанию разных явлений природы и социальной жизни. Структурализм сложился в языкознании и литературоведении в 30-е гг. XX в. Наибольшее влияние и распространение структурализм получил в период с 1955 г. по 1975 г.; в 1970-е гг. структурализм транс-

формировался в постструктурализм (неоструктурализм), который сближался с постпозитивизмом) [1, с. 275-276].

Основы структурной лингвистики были разработаны швейцарским филологом Фердинандом де Соссюром в «Курсе общей лингвистике» (1916). В отличие от прежних представлений о языке, когда он рассматривался в единстве и в зависимости от мышления и внешнего мира, его внутренняя организация игнорировалась. Концепция Соссюра была направлена на изучение внутреннего, формального строения языка, отделяя его от внешнего мира и подчиняя ему мышление. В дальнейшем наибольшее развитие в структурной лингвистике получила фонология.

Современный структурализм берет начало от работы французского антрополога, философа и социолога Клода Леви-Стросса («Структурная антропология», 1958), в основу которой был положен ряд исследований структур первобытного мифологического мышления и символических форм (Э. Дюркгейм, Л. Леви-Брюль, М. Мосс, Э. Кассирер), а также кибернетика и математика (паттерн-структурализм) [2, с. 298].

Структурализм - воплощение западного, в особенности французского, рационализма, испытывал влияние со стороны по-

зитивизма (О. Конт, Э. Дюркгейм), неорационализма (Г. Башляр), марксизма. В начале для него характерны оптимизм, вера в разум и науку. В широком понимании по утверждению редактора и одного из авторов известного сборника «Что такое структурализм?» Ф. Валя: «под именем структурализма группируются науки о знаке, о системах знаков».

Структурализм предпринял попытку поднять гуманитарное знание до уровня настоящей теории. Это направление приближено к неопозитивизму, но, если в позитивизме язык является объектом изучения, то в структурализме язык играет методологическую роль, по образу которого рассматриваются все другие явления культуры. Структурализм видит идеал научности в математике. Основу структурного подхода и методологии составляют понятия структуры, системы и модели, тесно связанные между собой. Система предполагает структурную организацию входящих в нее элементов, что делает объект единым и целостным. Структура - система отношений между элементами. Свойство системности означает примат отношений над элементами, в силу чего различия между элементами либо нивелируются, либо могут растворяться в соединяющих их связях [1, с. 278-279].

В послевоенное время структурализм охватил разные области знания: антропологию (К. Леви-Строс), литературоведение и искусствознание (Р. Барт, У. Эко), психоанализ (Ж. Лакан), психологию (Ж. Пиаже), социологию (П. Бурдье), эпистемологию (М. Серр) [1, с. 277].

Опираясь на свою методологию, структурализм отвергал существующие концепции истории. Вместо принципа историзма структурализм предложил возможность рассматривать историю как совокупность разного рода конечных, самодостаточных структур (как систем отношений к власти, смерти; принцип историчности), что подтверждало бы ее дискретность, разобщенность, распад на множество периодов, отношения между которыми являются не причинно-следственными, но формально логическими, структурно-

функциональными или пространственными.

Эта концепция была установлена в истории науки (Г. Башляр, Т.С. Кун). Она выявила некумулятивный характер движения научного познания, его непоследовательный характер. История науки мыслилась теперь как смена познавательных парадигм, обусловленных возникновением одной идеи (группирующей вокруг себя все остальные идеи, образующие данную парадигму) или систему идей, поэтому возникли предпосылки сомнения в безусловности представления о непрерывности истории. Появились основания противопоставления истории как рассказа, что делало невозможным существование всемирной истории как научного жанра. Это ставило под сомнение возможность определения истории как прогрессивного или регрессивного движения (историософские концепции эпохи Просвещения). Примат дискретности в истории, постулируемый структурализмом и постструктурализмом, не означал признания бессмысленности истории, но констатировал невозможность единого субъекта истории и ее единого объекта [3, с. 451-452]. Эта констатация вызвала тему провозглашения смерти «автора» (источника, документа, текста) (Р. Барт), смерти «человека» (М. Фуко), кончине того воззрения, согласно которому творцом истории является личность.

На сложность отношения общество-автор произведения указывает и один из представителей французского структурализма Мишель Фуко (15.10.192625.06.1984): «Функция - автор связана с юридической институциональной системой, которая обнимает, детерминирует и артикулирует универсум дискурса. Для разных дискурсов в разные времена и для разных форм цивилизаций отправления ее приобретают различный вид и осуществляются различным образом; функция эта определяется не спонтанной атрибуцией дискурса его производителю, но серией специфических и сложных операций: она не отсылает просто-напросто к некоторому реальному индивиду - она может дать место одновременно многим Эго, многим позициям - субъектам, которые могут

быть заняты различными классами индивидов» [4, с. 30].

В структурализме особое значение имеет принцип примата синхронии над диахронией, исследуемый объект берется в состоянии на данный момент, в его синхронном срезе в статике, а не в динамике и развитии. Существенной чертой структурализма является его антисубъективная направленность (по П. Рикеру, структурализм - «кантианство без трансцендентального субъекта»).

В переведенной книге М. Фуко «Слова и вещи» (1966) место объекта занимают «эпистемы», «исторические априори» или «дискурсивные практики», функционирование которых не нуждается в традиционном понятии субъекта [1, с. 280; 5, с. 41404]. В этой монографии автор предлагает структурную концепцию европейской культуры, данная работа рассматривается мной во втором параграфе реферата. В последующей монографии «Археология знания» (1969) Фуко исследует понятия «дискурс», «дискурсивная практика» и «дискурсивное событие», которые означают доконцептуальный уровень знания [1,

Опираясь на структурно-системный подход, структурализм разрабатывает реляционную теорию смысла, по которой смысл является результатом, продуктом, «эффектом» связей и отношений. Он вторичен по отношению к форме, структуре и системе. Он является структурным, реляционным и имманентным структуре.

Особенностью структурализма является и то, что важное место отдается принципам плюрализма и релятивизма, в реальной действительности постулируется «множественность порядков», каждый из которых является неповторимым и равноценным.

В структурных исследованиях используются методы формализации и математизации, на письме это выражается наличием множества таблиц, схем.

В структурализме разрабатывается теория познания (эпистемология), в которой серьезные изменения претерпевают и познающий субъект и познаваемый объект. Личность, человек в структурализме также подпадает под определение «вещи». По отношению к человеку структурализм встает на позиции скептицизма.

с. 323; 6].

Библиографический список

1. Философия: учеб. для студентов вузов / В.В. Миронов и др.; под общ. ред. В.В. Миронова. - М.: Норма, 2005 - XVI. - 911 с.

2. История философии: Запад-Россия-Восток: Учеб. Для студентов вузов / Н.В. Мотрошилова, И.А. Михайлов, И.С. Вдовина и др.; под ред. Н.В. Мотрошиловой и

A.М. Руткевича. - М.: «Греко-лат. каб. Ю.А. Шичалина», 1999. Кн. 4: Философия XX в. 446 с.

3. Философия: учеб. по дисциплине «Философия» для студентов вузов, обучающихся по нефилос. специальности и направлению подгот. / В.Д. Губин и др.; под ред.

B.Д. Губина и Т.Ю. Сидориной. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Гардарики, 2005. - 828 с.

4. Фуко М. Воля к истине: По ту сторону знания, власти и сексуальности / Сост., пер. с фр., коммент. и послесл., с. 396-443, С. Табачниковой. - М.: Изд. дом «Касталь», 1996. -446 с.

5. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук // Вступ. ст. Н С. Автономовой. - СПб.: АОЗТ «Талисман», 1994. - 405 с.

6. Фуко М. Археология знания / Пер. с фр. М.Б. Раковой, А.Ю. Серебрянниковой. - Изд. 2-е, испр. - СПб.: Гуманитарная акад., 2012. - 415 с.

STRUCTURALISM IN EUROPEAN PHILOSOPHY OF THE XX CENTURY

O.B. Bokareva, senior researcher Archive of Russian academy of sciences (Russia, Moscow)

Abstract. The article introduces readers to one of the directions of the European philosophy of the XX century, which proposed its concept of finding stable orders (structures), the detection of which would give the key to the knowledge of different phenomena of nature and social life. Structuralism as the embodiment of Western, especially French, rationalism, was influenced by positivism, neo-nationalism, Marxism. In the postwar period, structuralism encompassed various fields of knowledge: anthropology, literary and artistic studies, psychoanalysis, psychology, sociology, epistemology. The works of the French philosopher and historian Michel Foucault also contributed to the development of structuralism.

Keywords: structuralism, a set of different kinds of finite, self-sufficient structures, Michel Foucault, «episteme», « discourse», «paresia».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.