УДК 37. 015.3 (075.8) Р.В. Овчарова, С.А. Пакулина Курганский государственный университет
структура защитно-преодолевающего комплекса адаптации студентов бакалавриата в процессе обучения в педагогическом вузе
Аннотация. В исследовании решена проблема сравнительного анализа структуры защитно-преодолевающего комплекса адаптации студентов бакалавриата педагогического университета и студентов, получающих высшее образование.
Ключевые слова: совладающее поведение, защитно-преодолевающий комплекс, процесс обучения, бакалавриат.
R.V. Ovcharova, S.A.Pakulina Kurgan State University
the results of the research of the contents and psychological mechanisms of adaptation of the students of a pedagogical higher education institution in the educational process
Abstract. The research solves the problem of the ratio of the reflexive and motivational content and psychological mechanisms of adaptation of students of pedagogical higher education institution in the educational process. The reflexive and motivational content of adaptation and the structure of psychological mechanisms of adaptation are defined and proved.
Keywords: educational process, adaptation situation, reflexive and motivational content of adaptation, psychological mechanisms of adaptation.
Если сводить функционирование психологических механизмов адаптации студентов в процессе обучения в вузе только к реакциям защитного приспособления, это будет редуцированная, упрощенная модель мотивации поведения и деятельности в условиях адаптации, а структура психологического механизма защитно-адаптивная. В трудных ситуациях, в том числе учебных, «адаптивные процессы личности протекают с участием не отельных, изолированно действующих механизмов психологической защиты (МПЗ), а их комплексов» [1, 28].
В зарубежных исследованиях сложилось целое направление объединенной модели механизмов психол о г и ч е ско й з а щит ы (М П З) и м еха н и з м о в 86 -
совладающего поведения (Г. Вайллант, Р. Уайт), что допускает существование защитно-преодолевающего комплекса (ЗПК) целостного психологического механизма адаптации.
МПЗ и сортд-стратегии в своих связях характеризуют различные уровни приспособительной активности. Мера их интеграции и совместное проявление или автономность обеспечиваются рефлексивно-мотивационным содержанием адаптации студентов в учебной деятельности. Такое содержание составляет структура мотивации учения в совокупности с мотивами достижения успеха в связях с уровневой организацией рефлексивности, эффективной самостоятельности в учебной деятельности и адаптированности студентов в вузе. На такую взаимосвязь между компонентами психологической адаптации, субъектности личности и личностными качествами студента указывает в своих работах Р.В. Овчарова [2].
Защитно-преодолевающий комплекс (ЗПК) психологического механизма адаптации - это устойчивая структура связей МПЗ и сортд-статегий, возникающая в процессе личностно-сре-дового взаимодействия в ситуациях адаптации, выполняя функцию овладения новой реальностью (деятельности, себя, среды). Целостную структуру защитно-преодолевающего комплекса могут составлять различные комбинации структурообразующих связей МПЗ и сортд-стратегий [3].
Психологические механизмы адаптации студентов в вузе имеют свою структуру, в которой базовые психологические механизмы диагностируются по опросникам: «Индекс жизненного стиля» Life Style Index Р. Плутчика Г. Келлермана -Х. Конте и «Копинг-стратегии» Р. Лазаруса; реф-лексивно-мотивационное содержание адаптации: методики диагностики степени рефлексивности в предметной сфере (учебной деятельности) А.В. Морозова; опросника изучения эффективной самостоятельности в учебной деятельности Г.С. Прыгина, авторских методик С.А. Пакулиной «Определение уровня адаптированности студентов педагогического вуза», «Мотивация учения студентов педагогического вуза», «Мотивация достижения успеха студентов в вузе».
Содержание и психологические механизмы студентов бакалаврита педвуза сравнивались нами с результатами пролонгированного исследования (2005-2014 гг.) студентов педвуза, получающих высшее образование [3].
Средний показатель напряженности МПЗ студентов бакалавриата равен 35 баллам, что на 12% ниже, чем у студентов, получающих высшее образование. Низкие границы напряженности МПЗ составляют > 20 баллов, высокие границы < 45. Пределы напряженности МПЗ значительно снижены по сравнению со студентами педвуза, получающими высшее образование. Средний показатель напряженности roping-стратегией равен 64 баллам. Низкие границы равны 56, высокие составляют 70 баллов, что соответствует границам напряженности стратегий студентов педвуза , получаю щих вы сшее о б раз о ва н и е .
Вестник КГУ, 2015. № 2
По плотности связей в корреляционной структуре психологических механизмов адаптации студентов бакалавриата преобладает гиперкомпенсация и сортд-стратегия бегство-избегание. Отсутствуют связи с конфронтативной стратегией. Структурообразующей связью ЗПК является одна, но обратнопропорциональная зависимость «проекция - положительная переоценка» (таблица 1).
Корреляционная структура психологических механизмов адаптации студентов бакалавриата по количеству связей в 3,5 раза меньше (46), чем у студентов, получающих высшее образование (170), но корреляционная нагрузка, то есть сила связей, у студентов бакалавриата выше.
Факторная структура механизмов психологической защиты и сортд-стратегий у студентов бакалавриата и студентов, получающих высшее образование, включает четыре фактора. В ней отсутствуют сортд-стратегии, планирование решения проблем, дистанцирование и конфрон-тативный. Опорой для защитных механизмов вытеснение и рационализация служит поиск социальной поддержки. Вершинной сортд-стратегией в первом факторе является бегство-избегание в обеих выборках. В факторе МПЗ у студентов бакалавриата вершинной является корреляционная нагрузка компенсации, у студентов, получающих высшее образование, - проекция (таблица 2).
Эмпирическим основанием для выделения защитно-преодолевающего комплекса (ЗПК) послужили выводы, сделанные в пролонгированном исследовании содержания и психологических механизмов адаптации студентов педвуза:
1) редкая встречаемость структур с идеально доминирующими МПЗ вытеснения, регрессии и замещения;
2) вершинность мотива достижения успех-преодоление в корреляционных структурах защитного происхождения;
3) наличие одинаковых факторных структур доминирующих МПЗ и сортд-стратегий;
4) наличие сходства в коэффициентах напряженности МПЗ и сортд-стратегий.
В ходе кластерного анализа содержания и психологических механизмов адаптации студентов бакалавриата выявлено, что ЗПК составляют три кластера (рисунок 1). В первый кластер входят все мотивы достижения успеха (материальный успех (мат), личный успех (ЛУ), успех-удача (УУ), успех состояние (сост.), успех-результат деятельности (УР), успех-призвание, успех-преодоление (преод.), успех-власть (вл.) с вершинным мотивом материального успеха, степень эффективной самостоятельности (авт), уровни рефлексивности (реф), уровни адаптированности (ВАД, САД) студентов бакалавриата в учебной деятельности и низшие механизмы психологической защиты (вытеснение, замещение, регрессия). Идентичные связи первого кластера выявлены у студентов педвуза, получающих высшее образование, но с вершинным мотивом достижения -успех-резуль-т_а_т_ деятель_н_о_с_т_и_.____________________________
ф с
<в 3
а
§
<в >о сю
0
Е
1 ф
i
о 3 3
<в
Е с
i
Е
I I
0
3 ^
1
а
а £
<в
3 £
£
87
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 7
1 фактор 2 фактор 3 фактор 4 фактор
бегство ,953 компенсация ,616,616,856 вытеснение ,961 замещение ,918
ответственность ,882 отрицание ,558 ,840 рационализация ,801 регрессия ,550
переоценка ,803 проекция ,746 поддержка ,543 самоконтроль -,509
конфронтативный ,767 гиперкомп-я ,731
самоконтроль ,660 регрессия ,706
дистанциров-е ,642
проекция -,568
поддержка ,564
01 в ■9' О И
Рисунок 1 - Иерархический кластерный анализ методом средней связи между объектами переменных ЗПК студентов бакалавриата
Второй кластер составляют уровни мотивации учения (Вмот, Нмот) студентов и сортд-стратегии с вершинными стратегиями принятие ответственности и бегство-избегание. В таких же связях второй кластер у студентов педвуза, получающих высшее образование, но с вершинными стратегиями «планирование», «самоконтроль» и «бегство-избегание».
Третий кластер составляют механизмы психологической защиты с вершинным преобладанием компенсаторности. У студентов педвуза, получающих высшее образование, МПЗ имеют вершинные стратегии проекции и рационализации.
Такая структура психологического механизма адаптации студентов бакалавриата совпадает со структурой студентов, получавших высшее (пятилетнее) образование. Отличие заключается в вершинных показателях кластеров. Так, в мотивах достижения успеха (МДУ) его занимает успех-результат деятельности, в сортд-стратегиях - планирование и самоконтроль, в механизмах психологической защиты - проекция.
В факторной структуре содержания и психологических механизмов адаптации студентов бакалавриата педагогического вуза фактор механизмы психологической защиты - компенсаторной вер-шинности, в факторе высокий уровень мотивации учения определяется обратнопропорциональная зависимость с уровнем рефлексивности и прямопро-порциональная зависимость с мотивом достижения успех-состояние (таблица 3). Мотивы достижения успеха находятся в обратнопропорциональной зависимости со стратегией поиск социальной поддержки. В факторе низкого уровня мотивации учения вершинным механизмом является проекция и обратнопропорциональная зависимость со стратегией положительной переоценки. Фактор механизма
88 -
вытеснения также имеет обратнопропорциональ-ную зависимость с мотивами достижения успеха.
Таким образом, в сравнительном анализе результатов исследования содержания и психологических механизмов адаптации студентов бакалавриата педагогического вуза и пролонгированного исследования студентов, получавших высшее (пятилетнее) образование, выявлены следующие типичные и особенные для студентов педагогического вуза структурные закономерности.
Наличие корреляционной структуры в связях между группами защитных и преодолевающих механизмов, а также между двумя группами указывают на ее комплексность.
Отличаются корреляционные структуры плотностью связей и количеством структурообразующих связей. Плотность связей у студентов бакалавриата в 3,5 раза ниже и в три раза меньше структурообразующих связей, но корреляционная нагрузка, обеспечивающая силу связей, выше, следовательно, гибкость психологических механизмов адаптации выше у студентов педагогического вуза, получавших высшее (пятилетнее) образование.
Факторная структура защитно-преодолевающего комплекса по количеству факторов одинакова. Бегство-избегание является типичной стратегией преодолевающего поведения для обеих групп студентов педвуза.
В факторной структуре защитно-преодолевающего комплекса в единстве содержания и психологических механизмов адаптации у студентов бакалавриата больше обратнопропорциональных связей, то есть структура в ее компонентах более «конфликтная».
В кластерной структуре защитно-преодолевающего комплекса больше общего, чем различий. Три кластера составляют: 1) МДУ - степень рефлексивности, уровень адаптированности и низшие МПЗ; 2) уровни мотивации учения и сортд-стратегии; 3) МПЗ. Различия структуры выявлены в вершинных мотивах достижения успеха, вершинной стратегии и вершинными МПЗ.
Список литературы
1 Налчаджян А. А. Психологическая адаптация: механизмы и стратегии. - М. : Эксмо, 2010. - 368 с.
2 Овчарова Р. В., Трофимова Н. С. Суъектность личности как фактор социально-психологической адаптации студентов колледжа // Теория и практика общественного развития. - 2013. - №4. - С. 67-71.
3 Пакулина С. А. Содержание и психологичские механизмы адаптации студентов педагогического вуза в процессе о бучен ия . - М. : Из д-в о С ГУ , 2012. - 360 с.
Вестник КГУ, 2015. № 2
to
£ ф
■о ф
с ф
о £=
ф
t
0
Е^
со <в
1
i
0
R <в
1
а
0
1
<в ©
со <в
3 £
УДК 159.942
0,919 -0,863 0,759 Е.А. Падурина Курганский государственный университет М.М. Басимов
О н Российский государственный социальный университет, Москва
о s со е р ос .с .у гендерные особенности
см со h- 7 91 со системы позитивных родительских чувств
,9 0, -0, ,6 0, ,51 0, Аннотация. В статье представлены резуль-
6 фактор s а СО т ш а г е р упризв таты эмпирического исследования системы позитивных родительских чувств. Рассмотрены наиболее значимые отличия (по задаче множественного сравнения) в проявлении позитивных родительских чувств между группами отцов и матерей.
0,921 0,792 0,782 0,591 -0,552 Ключевые слова: позитивные родительские чувства, система позитивных родительских чувств, компоненты, гендерные особенности, множественное сравнение.
5 фактор у.рез у у. Нмот проек переоц E.A. Padurina Kurgan State University M.M. Basimov Russian State Social University, Moscow
-0,937 -0,884 0,823 0,671 gender characteristics of the system of positive
р parental feelings
4 факто с; т а м подд т в Abstract. The article presents the results of an empirical study of the system of positive parental feelings. The paper considers the most significant
0.871 0,850 0,747 0,678 0,502 differences (objective multiple comparisons) in the manifestation of positive parental feelings between groups of fathers and mothers. Keywords: positive parental feelings, system
р о Ё р s о ш j о of positive parental feelings, components, gender features, multiple comparison.
го ф со I а с; с О г е ю в т о о м а с ф р е п Позитивные родительские чувства - это система чувств родителя, характеризующихся сочетанием позитивного содержания и позитивной социальной значимости, имеющих направленность на родителя, на ребенка, на супруга(у) как роди-
0,850 0,847 0,757 0,700 0,685 0,547 0,510
2 фактор гкомп комп а р т о проек г е р н .0 в теля и на родительство в целом. Позитивные родительские чувства как компоненты одной системы обладают сходными свойствами: полярность, субъективность, интенсивность, устойчивость и/
0,931 0,892 0,870 -0,794 0,783 0,695 0,514 0,504 или прочность, широта, генерализованность и дифференцированность, обобщенность [7]. С опорой на концепцию родительства как психологического феномена (Р.В. Овчарова) и си-
1 фактор у.призн увласть упреод САД d А со конфр переоц Ь и д стемный подход (Б.Ф. Ломов и др.) была разработана модель структуры системы позитивных родительских чувств. Модель структуры позитивных родительских чувств как системы чувств родителя
89
серия «физиология, психология, медицина», выпуск 7