Научная статья на тему 'Структура языка и морфология пространства'

Структура языка и морфология пространства Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1249
52
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
структурализм / семиотика / языковая система / прототип / метафора / диаграмма / последовательность / порядок / декомпозиция / алгоритмизация / structuralism / semiotics / language system / prototype / metaphor / diagram / sequence / order / decomposition / algorithmization

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — З.Р. Усманова

Статья посвящена вопросу языка архитектурных прототипов, разработанных Кристофером Александером, в языковых системах описывающих пространства и составивших основу для понимания человекоориентированной архитектуры. Сформировавшийся в рамках парадигмы структурализма язык шаблонов учитывает одновременное действие множества факторов в синтезе, не ограничиваясь модификацией архитектурных форм, отражает морфологические характеристики городской среды.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Language structure and space morphology

The article is devoted to the search for the place of the language of architectural prototypes developed by Christopher Alexander in the language systems describing spaces and forming the basis for understanding human-oriented architecture. Formed within the framework of the structuralism paradigm, the template language takes into account the simultaneous action of many factors in the synthesis, not limited to the modification of architectural forms, and reflects the morphological characteristics of the urban environment.

Текст научной работы на тему «Структура языка и морфология пространства»

З.Р. Усманова DOI: 10.24412/cl-35672-2021-1-0025

Z.R. Usmanova

Структура языка и морфология пространства Language structure and space morphology

Ключевые слова: структурализм, семиотика, языковая система, прототип, метафора, диаграмма, последовательность, порядок, декомпозиция, алгоритмизация.

Keywords: structuralism, semiotics, language system, prototype, metaphor, diagram, sequence, order, decomposition, algorithmization.

Аннотация: Статья посвящена вопросу языка архитектурных прототипов, разработанных Кристофером Александером, в языковых системах описывающих пространства и составивших основу для понимания человекоориентированной архитектуры. Сформировавшийся в рамках парадигмы структурализма язык шаблонов учитывает одновременное действие множества факторов в синтезе, не ограничиваясь модификацией архитектурных форм, отражает морфологические характеристики городской среды.

Abstract: The article is devoted to the search for the place of the language of architectural prototypes developed by Christopher Alexander in the language systems describing spaces and forming the basis for understanding human-oriented architecture. Formed within the framework of the structuralism paradigm, the template language takes into account the simultaneous action of many factors in the synthesis, not limited to the modification of architectural forms, and reflects the morphological characteristics of the urban environment.

На сегодняшний день мы с сожалением можем наблюдать, что алгоритмизация градостроительного проектирования фактически сводится к решению задач технологической (противопожарной) и санитарной безопасности, применяемые методы сокращают дистанцию между замыслом архитектора и реализованным объектом. Процесс неминуемо ведет к минимизации роли архитектора. Городская среда становится уродливой, остается только замаскировать ее фасадами и городским дизайном. Для преодоления этой нарастающей угрозы важно найти алгоритмы человекоориентированной архитектуры. Теория формирования города неоднократно меняла свою направленность от размещения жилища для рабочих до построения элитных поселков. В поиске архитектуры, решающей прежде всего социальные вопросы, нельзя обойти вниманием книгу К. Александера "A Pattern Language: Towns, Buildings, Construction", впервые опубликованную в 1977 г. и неудачно переведенную на русский язык как «Язык шаблонов» (2018). Более точный перевод: «Система прототипов архитектурного пространства». (Четырехтомное издание «Nature of order» (2005), на русский язык пока не переведено.) В этом труде он сумел благодаря поразительной последовательности сначала сформулировать, а затем многократно апробировать целостное концептуальное руководство и практический метод по выявлению особого свойства архитектурных объектов исходя из наличия или отсутствия «живой структуры». По мнению К. Александера, именно этот фактор отличает хорошую архитектуру от плохой. В статье исследуются структурные корни языка архитектурных прототипов, разработанного К. Александером в 1970-е годы.

Структурная лингвистика и ее влияние на организацию архитектурного пространства

Разработанная Фердинандом де Соссюром концепция формального строения языка и его организация как единого целого, стали философской основой для

проектной деятельности и изучения уже существующих пространственных объектов [16]. Разложение целого на составные части, изучение этих частей и воссоединение целого из частей стало ведущей методикой. Комплексный анализ показывает, что применяемые структуры во всех культурах одинаковые, а вот заполнение у всех разное.

Структура языка - это совокупность закономерных связей и отношений между языковыми единицами, зависящих от их природы и определяющих качественное своеобразие языковой системы в целом и характер ее функционирования. Своеобразие языковой структуры определяется характером связей и отношений между языковыми единицами [11].

К. Леви-Стросс впервые проводит параллель между структурными особенностями строения языка и архитектуры, сходство которых обусловлено воздействием проявления общественного сознания. Бессознательное когнитивное стремление человека состоит в наделении содержания материальной формой, которые в основном представляют собой одно и то же на любом этапе ци-вилизационного развития.

Архитектурный структурализм, обладая в определенной степени автономией от структурализма гуманитарных наук, формируется в двух направлениях.

Представителями первого направления оказываются приверженцы «Эстетики числа», среди которых наиболее яркими представителями можно назвать Альдо Ван Эйка, Питера и Элисон Смитсонов, Питера Айзенмана.

Смитсоны, обращаясь к терминам лингвистической аналогии, в «Пространственных конфигурациях архитектуры» рассматривают прежние языки архитектуры, понятные всем, выработанные всеми, которые способны последовательно проявляться на всех уровнях. Питер Айзенман, приверженец компьютерного проектирования, разработал систему диаграмм, позволяющих метафоризировать творческий замысел, детально разобрать проект на составные части, продемонстриро-

вать процесс преобразований и показать связь с другими объектами и параметрами их смежных дисциплин.

Питер Айзенман в Diagram Diaries [15] писал, что его докторская диссертация 1963 года «Формальные основы современной архитектуры» была ответом на более раннюю диссертацию Кристофера Александера, защищенную в Кембридже, а позднее опубликованную как «Заметки о синтезе формы». По мнению Айзенмана, архитекторам следует отказаться от репрезентации, от представления здания в его конечной форме. «Нам следует строить свои диаграммы, как схемы электросетей для электромонтажа и представить архитектурные объекты как последовательность действий и процессов». Айзенман создал огромное количество диаграмм, которые позволили комбинировать определенные архитектурные параметры нетрадиционными способами и отвергнуть применение отвлеченных моделей.

Оппонентами сторонников механистического и прагматического структурализма становится ряд исследователей, взгляды которых смещаются в сторону поиска глубинных «архетипов» объектов действительности. Направление «Архитектуры живого разнообразия» формируется под влиянием аналитической психологии. Введенное К.Г. Юнгом понятие «архетип» соотносится с бессознательным, врожденным многовековым опытом людей, их способностью созидать повторяющиеся архитектурно-пространственные и планировочные модели. Основываясь на природе архетипа, строится гипотеза, объясняющая наличие повторяющихся объемно-пространственных и планировочных моделей.

К. Кияненко также особо подчеркивает важность понимания архитектором значения структуры и заполнения прототипа, вариативность которого напрямую влияет на адаптивность пространства. «Такая точка зрения идет вразрез с функционалистским подходом, пытающимся найти уникальную функцию для каждого отдельного пространства. А это требует иного кругозора от архитектора» [6].

М.В. Шубенков называет одним из основных свойств архитектуры ее способность членения пространства на дискретные пространственные составляющие. Архитектурный феномен определяется как любое предметно-пространственное явление или предмет окружающего мира, созданный или приспособленный человеком для нужд его деятельности. Архитектура как культурное явление имеет сходные с языком обусловленности формирования под воздействием проявления общественного сознания. Устойчивые социальные системы определяют формирование искусственных систем архитектурно-пространственного характера [13].

Ю.С. Янковская в своих исследованиях ставит целью рассмотрение образа объекта как структуры, каждый элемент которой складывается под влиянием чувственного восприятия морфологических характеристик объекта и семиотических объектов их интерпретации.

Таким образом, проектный замысел должен основываться на трансформации существующих и формировании новых архитектурных прототипов, интерпретирующих эмоционально-психологические и когнитивные

модели. Опираясь на местные этнокультурные традиции, политические и экономические установки, изменяется роль и назначение участков городских территорий. Анализ и изучение проектного опыта способны изменить градостроительную программу путем включения человекоориентированных параметров. «Люди очень быстро устанавливают соответствие окружения и событий и, меняя окружение, архитектор меняет и ожидания. Архетипы культурного ландшафта подсказывают наиболее адекватные сценарии поведения. "Культурный детерминизм" означает, что определенным образом организованное пространство вызывает к жизни соответствующую социокультурную активность, и, следовательно, пространственный рисунок поведения людей можно прогнозировать, программировать и учитывать в архитектурных и градостроительных решениях» [8].

Морфология городского пространства

Морфология города - это изучение пространственной структуры населенных пунктов и процесса их формирования и трансформации. В большинстве случаев анализ формы сфокусирован в виде пространственной решетки улиц и кварталов.

К. Леви-Стросс описал город как самое сложное из человеческих изобретений, основанное на слиянии природы и артефактов среды, созданной человеком. Городская морфология - это изучение города как среды обитания человека. Город рассматривается как динамическая эволюционирующая структура, находящаяся в непрерывном процессе трансформации и членения на различные компоненты [16].

Основы нашего современного понимания морфологии городских пространств были заложены американскими теоретиками урбанизма Патриком Геддесом, Льюисом Мамфордом, Луисом Виртом, англичанами Питером Холлом и Майклом Бэтти, а также Сержем Салатом из Франции. Исследователей объединяло стремление обобщить знания о городе как о целостной системе. Они рассматривали город как организм. За неразберихой, шумом, суетой и беспорядком городской жизни угадывалась определенная органическая целостность 1.

Понятие морфотипа появляется в разработках А.Э. Гутнова в 1980-х гг. в контексте изучения городской застройки. Гутнов А.Э. рассматривает город как сложный организм, имеющий свою четкую иерархию элементов. Через практику, в «погоне за эффективностью градостроительного проектирования», он попытался в своем исследовании выявить устойчивые формы городских объектов (архитектурных сооружений, дворов, кварталов, площадей, магистралей и т.д.). А.Э. Гутнов задается вопросами: «Как отделить субъективное, случайное от объективного, закономерного? Что подвержено изменениям, а что более устойчиво, стабильно в структуре города?» [4]. Впоследствии «морфотип застройки» становится своего рода общепринятой ти-

1 Амин, Э. Внятность повседневного города / Э. Амин, Н. Трифт // Логос. - 2002. - №3(34). - С. 1-25.

пологической единицей, которая легла в основу многих исследований городской среды.

Важным направлением современной морфологии являются планировочные прототипы, изучение истории возникновения комфортных и социально-значимых городских районов как результата нескоординированных действий множества людей [7]. Таким образом, трансформации должны коснуться природы городского пространства. Структура города может остаться прежней, но наполнение и взаимосвязи элементов внутри системы должны трансформироваться с учетом:

- разделения (дезинтеграция и идентификация участков территории в соответствии с ожидаемым поведением людей);

- антропологической интерпретации пространственных условий, таких как расположение, окружение, дистанции, границы, направления;

- оценки потребностей в пространстве через модели средового поведения, социальные сценарии и топологические модели средовых комплексов [8].

Когнитивные науки расширяют сферу прикладных и фундаментальных исследований городов. Когнитивная урбанистики, так же, как и социология культуры, является специфической формой интерпретации городской среды [8].

Основной методический подход когнитивной урбанистики состоит в выявлении архетипов городской среды и поиске соответствующих им прототипов городского пространства. Представления о городской среде анализируется при помощи таких понятий поведенческой социологии, как эпизоды средового поведения, сценарии и привычные практики социальной жизни. «Когнитивная урбанистика» сопоставляет умозрительные представления людей о городской среде со структурной организацией городской ткани с целью применения полученных знаний в архитектуре, градостроительстве и дизайне. Эта исследовательская стратегия имеет особое значение для морфологии городской ткани.

Прототип как элемент морфологической структуры

В «Заметках о синтезе формы» К. Александеру удалось учесть одновременное действие множества факторов в синтезе, не ограничиваясь модификацией архитектурных форм. Уже в этой своей ранней работе Александер отмечает тот факт, что ценность объектов, созданных в рамках вернакулярной, традиционной архитектуры, основана на ее адаптивности и жизне-подобии. Паттерны, интерпретирующие такие укоренившиеся, а может, и генетически заложенные модели, остаются актуальными, независимо от этапа развития нашей цивилизации. При этом традиционная архитектура наносит наименьший вред природному окружению и способна органично встраиваться в него, обеспечивать связанность пространства и давать человеку необходимое ощущение комфорта.

Система прототипов, разработанная К. Александе-ром, предоставляет для архитекторов и пользователей широкий набор заполняющих городскую структуру элементов, учитывающих не только технические,

но эмоционально-психологические параметры. «Язык шаблонов» действует как открытая система, способная к самоорганизации, встраиванию и адаптации к среде. Это не механическая совокупность элементов, она не может быть просто конструктором. Целостность, в понимании Александера, является ключевым качеством, способным самостоятельно жить и развиваться. К. Александер призывает вернуться к органичности и спонтанности с целью восстановления семантического и ментального наполнения, возвращения ощущения жизни в городской среде.

В качестве источника внешних сил, способных гармонизировать проект, снять риски экономического и социального характера, а также с целью нахождения наиболее простого и рационального решения, может быть предложено совместное проектирование и строительство. Александер стремится привлечь к проектированию будущих и существующих пользователей среды. В построении диалога должны быть использованы элементы языка - прототипы, шаблоны или паттерны, понятные для всех сторон диалога. Язык шаблонов позволяет осмыслить предпроектную ситуацию глазами пользователя.

Прототип - это элемент протоархитектуры, лишенный украшательства, только понятная пользователю функция и форма. А.В. Крашенинников особо подчеркивает показательность и важность формирования наиболее древних и универсальных прототипов - мест для жизни 1. Прототип «Дом для небольшой семьи» описывается как пространство, где наиболее критическими являются взаимоотношения между взрослыми и детьми. «Дом для двоих» также имеет своей задачей не только объединить семейную пару, но и предоставить каждому из супругов возможность для уединения и сохранения собственной индивидуальности. «Дом для одного человека» более всего испытывает потребность в простоте.

Описание каждого из 257 паттернов имеет единую четкую структуру. Вводный абзац формулирует контекст, в котором существует прототип. Например, «Мозаика субкультур» имеет в контексте описание структуры города, в основе которой лежит соотношение урбанизированной территории и сельской местности. «На урбанизированных территориях важнейшее значение имеет сохранение большого разнообразия и мирного сосуществования различных групп людей и субкультур» [1]. Далее следует преамбула, кратко формулирующая проблему, на решение которой направлен образец. Например, шаблон «Границы субкультур» направлен на гармонизацию отношений между различными субкультурами, существующими по соседству друг с другом. Без разделения сообществ физическими границами невозможна их полная и комфортная жизнь без препятствий со стороны соседей. Далее, паттерн описывает способы решения проблемы. Например, «Рядовая застройка» не только описывает различные варианты конфигураций, но и изобилует необходимыми

1 Крашенинников А.В. Архитектурные прототипы жилища // Архитектура и строительство России. - 2009. - №5. - С. 29-38.

техническими параметрами. Затем в качестве выводов дан способ решения проблемы, проиллюстрированный рисунком, схематически изображающим суть решения. Например, «Жилой кластер» описывает структуру из 8-12 домов, стоящих вокруг общей территории, и пешеходных дорог. Сами кластеры должны располагаться таким образом, чтобы сквозь них мог пройти любой человек, не чувствуя себя при этом нарушителем границ. В завершении приводятся связи с другими единицами языка, способные дополнить и расширить представление об основных слагаемых решения. Например, «Рядовая застройка» и «Жилой кластер» структурно связаны с «Мозаикой субкультур» и прототипами, описывающими индивидуальные дома [1].

К. Александер подчеркивает, что система прототипов названа «Языком» по причине его возможности соотноситься с тысячами других языков, уже существующих, и тех, что люди изобретут в будущем, каждый из которых является уникальным. Однако некоторые языковые единицы скорее всего будут передаваться будущим поколениям языков, так же как они были унаследованы нами из более ранних форм, в основу которых заложены наиболее глубинные структуры, соответствующие человеческой природе и человеческому поведению.

Язык архитектурных прототипов полностью соответствует философской парадигме своего времени, во многом интерпретируя в область архитектуры взгляды выдающихся философов-структуралистов на природу и строение общества, искусства и науки.

Под влиянием изменения взгляда на субъект-объектные взаимоотношения возникает понимание, что пространство формируется не только с помощью математического расчета технологических параметров, -среда должна учитывать потребности человека в эмоциональном и психологическом комфорте.

Природа порядка в архитектуре становится понятной только при целостном взгляде на мир, когда проектировщик видит проявление жизни даже в таких неодушевленных предметах, как здания. «Чтобы создать хорошую архитектуру, мы должны коренным образом изменить наше представление о природе порядка в архитектуре» [14].

Важно изменить методику в сторону проектирования, построенного на диалоге между архитектором и пользователем, однако для этого необходимо использовать понятные обеим сторонам языковые формы, способные обеспечить процесс коммуникации. Процесс становления диалога нельзя наладить одномоментно, нужны поэтапные трансформации не только со стороны методов и алгоритмов проектирования, но и со стороны потребителей, качественного преобразования социального запроса.

«Путь к формированию проектного замысла пролегает через поиск и интерпретацию "когнитивных моделей" и формирование новых и трансформацию известных "архитектурных прототипов" в соответствии с эволюцией архетипов городской среды» [8].

Библиография:

1. Александер, К. Язык шаблонов. Города. Здания. Строительство / Кристофер Александер, Сара Исикава, Мюррей Сильвер-стоун; пер. с англ. И. Сыровой. - 2-е изд. - Москва: Изд-во Студии Артемия Лебедева, 2020. - 1096 с.: ил.

2. Быстрова Т.Ю. Архитектура вне времени: идея шаблонов проектирования К. Александера / Т.Ю. Быстрова. - Текст: электронный // КиберЛенинка: научная электронная библиотека. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/arhitektura-vne-vremeni-ideya-shablonov-proektirovaniya-k-aleksandera/viewer (дата обращения: 16.04.2021).

3. Гейл Я. Города для людей / Ян Гейл; перевод с англ. А. Токто-нов. - Москва: Концерн «КРОСТ»; Альпина Паблишер, 2012. -276 с. - ISBN 978-5-9614-1933-7.

4. Гутнов А.Э. Эволюция градостроительства / А.Э. Гутнов. -Москва: Стройиздат, 1984. - 256 с.: ил.

5. Кияненко К. Конгломераты, комплексы, гибриды: паттерны многофункциональности в жилище / К. Кияненко // Жилищные стратегии. - 2018. - Том 5, №2. - С. 119-136.

6. Кияненко К. Уроки архитектуры Германа Хертцбергера / К. Кияненко // Архитектурный вестник. - 2010. - №5. - С. 90-97.

7. Крашенинников А.В. Градостроительное развитие и городская среда: учебное пособие / А.В. Крашенинников. - North Carolina (USA), 2017. - 170 с.

8. Крашенинников А.В. Когнитивные модели городской среды. Учебное пособие по монографии А.В. Крашенинникова «Когнитивная урбанистика: архетипы и прототипы городской среды». - Москва: КУРС, 2020. - 210 с.

9. Психология и архитектура = Psychology and architecture: Тезисы конференции. 25-27 янв. 1983 г., Лохусалу (ЭССР). В 2 ч. / Под ред. Т. Нийта [и др.]. - Таллин: Эст. отд-ние О-ва психологов СССР: ТПИ, 1983.

10. Раппапорт А.Г. Проектирование без прототипов / А.Г. Раппа-порт. - Текст: электронный // archi.ru: [сайт]. - URL: https:// archi.ru/elpub/91119/proektirovanie-bez-prototipov (дата обращения: 18.04.2021)

11. Система и структура языка (лекции) / superinf.ru: [сайт]. -Опубликовано 15.01.2011. - URL: https://superinf.ru/view_ helpstud.php?id=324 (дата обращения: 10.04.2021).

12. Тепляков С. Шаблоны проектирования. История успеха / С. Тепляков. - Текст: электронный. - URL: http://sergeyteplyakov. blogspot.com/2010/01/blog-post.html (дата обращения: 17.04.2021).

13. Шубенков М.В. Структурные закономерности архитектурного формообразования: учебное пособие / М.В. Шубенков М.В. -Москва: Архитектура-С, 2006. - 320 с.: ил.

14. Aleksander, C. The nature of order. An essay on the Art of Building and The Nature of the Universe. Book one: The Phenomenon of life / C. Aleksander. - Berkley (California): The center for environmental structure, 2002. - 476 p.

15. Eisenman, P. Diagram diaries / P. Eisenman. - United Kingdom: Tomas & Hudson Ltd, 1999.

16. Vernez Moudon, A. Urban morphology as an emerging interdisciplinary field / Anne Vernez Moudon // Urban Morphology. -1997. - No 1. - Pp. 3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.