Научная статья на тему 'Структура взаимосвязи показателей морфофункционального состояния студентов вуза с различными вариантами осанки'

Структура взаимосвязи показателей морфофункционального состояния студентов вуза с различными вариантами осанки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
221
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / ОСАНКА / ВЗАИМОСВЯЗЬ ПОКАЗАТЕЛЕЙ / СТУДЕНТЫ ВУЗА / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / MORPHOFUNCTIONAL STATE / HUMAN POSTURE / HIGHER EDUCATION STUDENTS / INDICATORS INTERRELATIONSHIP / PHYSICAL PERFORMANCE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ретивых Юрий Иванович, Анисимов Геннадий Иванович

Определена структура показателей морфофункционального состояния у студентов с нормальной осанкой и нарушенной, выявлены отличительные особенности изучаемых характеристик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ретивых Юрий Иванович, Анисимов Геннадий Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of higher education students morphofunctional state indicators interrelationship with a variety of human posture

The structure indicators of higher students' morphofunctional state with normal human posture and disturbed was determined, the distinctive features of studied characteristics were defined.

Текст научной работы на тему «Структура взаимосвязи показателей морфофункционального состояния студентов вуза с различными вариантами осанки»

зрительного восприятия (точность, эффективность, скорость, стабильность). В этом усматривается определенное различие от факторной структуры потенциала волейбо-листов-классиков, где четыре наименее значимых фактора разнородны по своему характеру и в основном указывают на взаимосвязь между двигательной координацией и динамикой корковых процессов. При этом фактор личностной адаптированности во-лейболистов-классиков занимает одно из последних мест, поскольку его дисперсия не превышает 5% общей выборки.

ОБСУЖДЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ

Факторный анализ показал, что структура и содержание психофизиологического потенциала волейболистов, специализирующихся в двух разновидностях этой игры, носят фактически одинаковый характер. В обоих случаях он представляется как многокомпонентный и многофакторный комплекс, отражающий высокие степени взаимосвязанности между 38 показателями тестов, входивших в отобранную программу исследования. И в том и другом случае наиболее значимыми оказались факторы, на долю которых приходилось от 24,5% до 30% общей факторной нагрузки, образованные показателями, отражающими способности к восприятию и переработке зрительной информации и принятию взвешенных решений. Все они характеризуют высокоразвитую гностическую функцию волейболистов, обеспечивающую возможность более полного отражения игровой ситуации.

Регулятивная функция ЦНС проявила себя также достаточно наглядно. Это подтверждается не только выявлением отдельных факторов, характеризующих непосредственное влияние личностных особенностей спортсменов на координацию двигательных действий, но и взаимосвязанностью перцептивных процессов с проявлением интеллектуальных и эмоциональных свойств личности.

Большая сложность действий волейболистов в условиях малых коллективов также подтвердила себя иным наполнением отдельных факторов и сравнительно большими величинами отдельных показателей сенсомоторной деятельности. Таким образом, установлен факт содержательного различия в психофизиологическом потенциале волейболистов классиков и пляжников, который требует обязательного учета не только в процессе спортивной тренировки, но и при выборе спортивной специализации юных спортсменов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев, А.В. Волейбол : учебник для ин-тов физ. культуры / А.В. Беляев, М.В. Савин. - М. : Физкультура и спорт, 2006. - 368 с.

2. Костюков, В.В. Пляжный волейбол : метод. пособие / В.В. Костюков, Ю.Б. Чесноков, А.В. Тимохин. - М. : Всероссийская федерация волейбола, 1997. - 96 с.

СТРУКТУРА ВЗАИМОСВЯЗИ ПОКАЗАТЕЛЕЙ МОРФОФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ ВУЗА С РАЗЛИЧНЫМИ ВАРИАНТАМИ ОСАНКИ

Юрий Иванович Ретивых, преподаватель,

Самарский государственный архитектурно-строительный университет Геннадий Иванович Анисимов, кандидат педагогических наук, доцент,

Волгоградская государственная академия физической культуры (ВГАФК)

Аннотация

Определена структура показателей морфофункционального состояния у студентов с нормальной осанкой и нарушенной, выявлены отличительные особенности изучаемых характеристик.

Ключевые слова: морфофункциональное состояние, осанка, взаимосвязь показателей, студенты вуза, физическая работоспособность.

THE STRUCTURE OF HIGHER EDUCATION STUDENTS MORPHOFUNCTIONAL STATE INDICATORS INTERRELATIONSHIP WITH A VARIETY OF HUMAN POSTURE

Jury Ivanovich Retivyh, the teacher,

The Samara state architecturally-building university Gennady Ivanovich Anisimov, the candidate of pedagogical sciences, the senior lecturer, The Volgograd state academy of physical training

Abstract

The structure indicators of higher students’ morphofunctional state with normal human posture and disturbed was determined, the distinctive features of studied characteristics were defined.

Keywords: morphofunctional state, human posture, higher education students, indicators interrelationship, physical performance.

ВВЕДЕНИЕ

Массовый характер нарушений осанки и искривлений позвоночника - одна из наиболее злободневных проблем современного общества. По данным авторов [4, 5], около 80 % молодых людей имеют нарушение осанки и деформации позвоночника. Дефекты осанки отрицательно сказываются на функциях внутренних органов, сердечно-сосудистой, дыхательной и пищеварительной систем, значительно снижается уровни физической и умственной работоспособности студентов [3, 4].

Разрешение проблемы профилактики и коррекции нарушений осанки усугубляется отсутствием у большинства студентов необходимого интереса к физической культуре [1, 2]. Данный контингент пассивен на учебных занятиях, имеет низкий уровень двигательной активности, избегает физических нагрузок, не проявляет настойчивости в достижении результатов, необходимых для оптимального функционирования всех систем организма.

Определение взаимосвязи показателей морфофункционального состояния у студентов с нормальной осанкой и нарушенной дает возможность глубже понять сущность процессов развития организма под воздействием фактора правильности осанки, поскольку взаимосвязи отражают внутренние закономерности физиологического порядка.

Для решения поставленных задач применялись следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение данных научно-методической литературы, методы определения уровня морфофункционального состояния, исследования состояния осанки, методы математической статистики.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Нами выявлены взаимосвязи длины и массы тела - двух ведущих антропометрических показателей с характеристиками морфофункционального состояния у студентов Самарского архитектурно-строительного университета с нормальной осанкой и нарушенной.

У занимающихся с нормальной осанкой (n = 61) показатели длины тела коррелируют с характеристиками ОГК (r = 0,82), кистевой динамометрии (r = 0,50), ЖЕЛ (r = 0,43), ЧСС после стандартной нагрузки (r = 0,37), САД в покое (r = 0,30), индекса Руфье (r = 0,26). Показатели массы тела взаимосвязаны с результатами кистевой динамометрии (r = 0,61), уровня адаптации (r = 0,43), САД в покое (r = 0,36), ДАД в покое (r = 0,26), индекса Робинсона (r = 0,31).

У студентов с нарушенной осанкой (n = 60) показатели длины тела коррелируют с величинами ОГК (r = 0,76), ЖЕЛ (r = 0,36) и ЧСС после стандартной нагрузки (r =

0,30), а результаты массы тела - с характеристиками ЧСС в покое (r = -0,51), САД в покое (r = 0,49), ДАД в покое (r = 0,35), ЧСС после стандартной физической нагрузки (r = -0,35), кистевой динамометрии (r = 0,31).

Методом максимального корреляционного пути нами определялась структура взаимосвязи показателей морфофункционального развития у различных контингентов студентов. У мужчин с нормальной осанкой между показателями морфофункционального состояния выявлено 116 достоверных взаимосвязей. Стволовая часть состояла из восьми показателей: длина и масса тела, индекс Кетле, уровень адаптации, кистевая динамометрия правой руки, систолическое артериальное давление покоя, индекс Робинсона, ЧСС в покое.

У данного контингента обследуемых выявлено 10 ветвей распределения результатов: семь - монокомпонентных и три - комплексных. Наиболее высокие ветви образовали показатели кистевой динамометрии левой руки (ветвь 1), индекса Руфье, частоты сердечных сокращений после стандартной нагрузки (ветвь 2). В другие ветви объединились следующие показатели: среднее артериальное давление после стандартной нагрузки, систолическое артериальное давление после нагрузки, сердечный выброс после нагрузки, систолический объём после нагрузки, диастолическое артериальное давление после нагрузки (ветвь 3), систолический объём и сердечный выброс в покое (ветвь 4), ЖЕЛ (ветвь 5). Характеристики диастолического артериального давления в покое составили шестую ветвь, ОГК - седьмую, жизненного показателя - восьмую, силового показателя - девятую, среднего давления в покое - десятую.

У студентов с нарушенной осанкой между анализируемыми показателями морфофункционального состояния выявлена 91 достоверная взаимосвязь. Данные характеристики разделились на три группы. Первая группа состоит из 9 показателей, масса тела - центральное звено этой группы. Выделено шесть ветвей распределения анализируемых характеристик. Наиболее высокие ветви образовали показатели длины тела (ветвь 1), индекса Кетле (ветвь 2). Большинство ветвей - монокомпонентные. Вторая группа состоит из 10 показателей. Систолическое артериальное давление в покое -центральное звено этой группы результатов, образовано три ветви распределения показателей - все комплексные. В третью группу вошли пять показателей, которые распределились в цепочку.

ВЫВОД

Анализ взаимосвязи показателей морфофункционального состояния у студентов с различными вариантами осанки позволяет утверждать о заметных различиях в структуре данных характеристик: у студентов с нормальной осанкой проявляется системное их распределение, а у занимающихся с нарушенной осанкой - блочное распределение. Системное распределение характеристик морфофункционального состояния у студентов с нормальной осанкой позволяет эффективнее решать проблему повышения их физического состояния в процессе занятий физической культурой.

ЛИТЕРАТУРА

1. Абрамова, Т.Ф. Остеохондроз и физическая активность / Т.Ф. Абрамова, Т.М. Никитина, Н.И. Кочеткова // Лечебная физическая культура и массаж - 2007. - № 1 (37). - С. 22-28.

2. Челноков, В.А. К разработке новых технологий профилактики остеохондроза позвоночника // Теория и практика физической культуры. - 2006. - № 1. - С. 53-58.

3. Современные методики физической реабилитации детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата / под общ. ред. Н. А. Гросс. - М. : Советский спорт, 2005. - 235 с.

4. Теория и организация адаптивной физической культуры : учебник / под ред. проф. С. П. Евсеева. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Советский спорт, 2005. - 448 с.

5. Шапкова, Л. В. Функции адаптивной физической культуры : учебное пособие / Л. В. Шапкова ; С.-Петерб. гос. акад. физ. культуры им. П.Ф. Лесгафта. - СПб. : [б.и.], 1998. - 82 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.