Научная статья на тему 'Структура внешнего государственного долга российской Федерации и механизм управления им'

Структура внешнего государственного долга российской Федерации и механизм управления им Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1578
286
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Эпоха науки
Область наук
Ключевые слова
государственный долг / внешний долг / заимствования / кредиты / бюджет / расходы. / government debt / external debt / borrowing / loans / budget / expenses

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Чумакова Марина Константиновна, Гулмагомедова Саида Магомедовна

В данной статье рассмотрен факт существования такого макроэкономического явления, как внешний государственный долг. Определена структура внешнего государственного долга на примере Российской Федерации. Отмечается важность управление государственным долгом, которое имеет особое значение, поскольку происходит сокращение внешнего долга, что связано с наложением экономических санкций и закрытием для России рынков долгосрочного финансирования на западе, что определяет поиск эффективных механизмов управления государственным долгом в новых условиях. Также предлагаются эффективные меры по сокращению внешнего государственного долга в ближайшие годы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE OF THE EXTERNAL STATE DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MECHANISM FOR MANAGING THEM

This article discusses the existence of such a macroeconomic phenomenon as external public debt. The structure of external public debt is determined by the example of the Russian Federation. The importance of public debt management is noted, which is of particular importance since external debt is reduced due to the imposition of economic sanctions and the closure of long-term financing markets for Russia in the west, which determines the search for effective mechanisms for managing public debt in the new conditions. Effective measures to reduce external public debt in the coming years are also proposed.

Текст научной работы на тему «Структура внешнего государственного долга российской Федерации и механизм управления им»

УДК 336.2

DOI 10.24411/2409-3203-2020-12245

СТРУКТУРА ВНЕШНЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И МЕХАНИЗМ УПРАВЛЕНИЯ ИМ

Чумакова Марина Константиновна

к.э.н., доцент кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» России, г. Махачкала Гулмагомедова Саида Магомедовна студентка 4 курса направления Экономика, кафедры «Финансы и кредит» ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный университет» Россия, г. Махачкала

Аннотация: В данной статье рассмотрен факт существования такого макроэкономического явления, как внешний государственный долг. Определена структура внешнего государственного долга на примере Российской Федерации. Отмечается важность управление государственным долгом, которое имеет особое значение, поскольку происходит сокращение внешнего долга, что связано с наложением экономических санкций и закрытием для России рынков долгосрочного финансирования на западе, что определяет поиск эффективных механизмов управления государственным долгом в новых условиях. Также предлагаются эффективные меры по сокращению внешнего государственного долга в ближайшие годы.

Ключевые слова: государственный долг, внешний долг, заимствования, кредиты, бюджет, расходы.

STRUCTURE OF THE EXTERNAL STATE DEBT OF THE RUSSIAN FEDERATION AND THE MECHANISM FOR MANAGING THEM

Chumakova Marina Konstantinovna

Ph. D. in Economics, associate Professor of the Department of Finance and credit,

Dagestan state University, Russian Federation, Makhachkala Gulmagomedova Saida Magomedovna 4th year student of Economics, Department of Finance and credit» "Dagestan State University" Russia, Makhachkala

Abstract: This article discusses the existence of such a macroeconomic phenomenon as external public debt. The structure of external public debt is determined by the example of the Russian Federation. The importance of public debt management is noted, which is of particular importance since external debt is reduced due to the imposition of economic sanctions and the closure of long-term financing markets for Russia in the west, which determines the search for effective mechanisms for managing public debt in the new conditions. Effective measures to reduce external public debt in the coming years are also proposed.

Keywords: government debt, external debt, borrowing, loans, budget, expenses.

Любая страна мира имеет в экономике государства важный документ -государственный бюджет. Он позволяет планировать расходы государства на год по таким важным статьям, как медицина и образование, оборона и наука, социальное обеспечение и строительство инфраструктуры, и многое другое.

Бюджет пополняется и за счет прибыли с экспорта товаров, услуг и ресурсов. Часто бывает, что расходы государственного бюджета превышают его доходы, что образует дефицит - т.е. нехватку денег. И тогда государству приходится занимать финансы у других государств или у населения, выпуская долговые бумаги - облигации. Суммы ежегодных займов и образуют государственный долг.

Госдолг - это совокупность денежных займов государства у других стран для покрытия дефицита бюджета. Он равен сумме займов за прошлые года с учетом вычета профицита бюджета (излишек). Т.е. это сумма обязательств по долговым выплатам перед государствами, выдающими деньги или перед иными фондами.

При рассмотрении государственного долга не учитываются те займы, которое государство выдаёт другим странам, учитываются только его займы. Аналогично, не учитывают и обязанность государства выплачивать пенсии и социальные пособия.

Многие эксперты и экономисты считают, что высокое значение государственного долга негативно сказывается на экономике государства и превышение выше, чем на 100% от ВВП может привести к дефолту. Некоторые же утверждают, что большой государственный долг стимулирует экономическое развитие страны, мотивацией к развитию которой и выступают выплаты по внешнему или внутреннему долгу.

Государственный внешний долг (далее ГВД) - это сумма заемных средств, привлеченных из-за рубежа правительством на текущие государственные нужды.

В состав ГВД входят кредиты правительства страны, займы центрального банка, а также заемные средства, привлеченные иными министерствами и ведомствами под гарантию правительства. [1, с.133]

Под внешней задолженностью понимают совокупность внешних займов и накопленных процентов на их обслуживание на конкретную дату. Долги учитывают на конец или начало года.

Инструментами заимствования ГВД выступают:

• прямые займы на базе международных договоров;

• выпуск облигаций и их размещение на мировых фондовых биржах.

Первый вариант применяется правительствами и международными организациями-

кредиторами (МВФ, Всемирный Банк, Парижский клуб кредиторов и др.). Второй — характерен для частных кредиторов: финансово-кредитных учреждений из разных стран.

Цель повышения качества управления государственным долгом -это формирование такого соотношения потребностей государства или региона в привлечении дополнительных финансовых ресурсов и затрат по их привлечению, чтобы они были экономически обоснованными, также необходимо поддерживать на экономически безопасном уровне объема государственного долга, оптимизировать его обслуживание и погашение. Поэтому под качественным управлением государственного долга подразумевается акцентирование на обслуживании стратегических инвестиционных проектов, при этом, государство (регион) играют роль координатора и гаранта производственных инвестиций в соответствии с выбранными стратегиями экономического роста. [8]

Планирование уровня российского госдолга базируется на Бюджетном кодексе с учетом положений «Основных направлений государственной долговой политики РФ».

Одновременно государственный внешний долг выступает в качестве объекта управления, когда органы власти устанавливают все необходимые практические аспекты его функционирования [2].

Рис. 1. Система управления государственным внешним долгом [2]

Для максимально эффективного использования механизмов управления государственным долгом государству следует подойти к этому системно и, соответственно, определить многоплановый характер управления долгом. В ходе управления государственным долгом возможно выделить несколько государственных функций: контрольная (за объемом долга), регулирующая (определение условий выпуска займов), обеспечивающая (выплаты процентов по долгу).

Таким образом, система управления государственным долгом довольно сложна и многогранна, она требует осуществления взаимосвязанных процедур по бюджетированию, финансированию и организации, которые должны быть нацелены на оптимальное регулирование структуры и стоимости государственных задолженностей.

В связи с этим более подробно рассмотрим динамику их объема за последние несколько лет на диаграмме (рисунок 2) [3].

За последние 10 лет прослеживается умеренный рост совокупного объема государственного долга Российской Федерации с нарастанием его темпов начиная с 2014 года. Это связано с ухудшением мировой конъюнктуры на сырьевых рынках, началом торможения российской экономики, постепенным исчерпанием суверенных резервов и необходимостью финансировать дефицит федерального бюджета. С 2013 по 2017 год государственный долг увеличился на 3,7 трлн рублей, или на 3,6 п.п. к ВВП.

- государственный внутренний долг РФ

Рис. 1. Динамика роста государственного долга России в период 2010-2021г., млрд

руб. [3]

Тенденция к росту сохраняется даже в периоды утверждения федерального бюджета с профицитом. Более того, этот рост с 2018 года имеет ускоренную динамику. Согласно данным официальный государственный долг вырастает на 5,4 трлн рублей (на 3% к ВВП) в 2019 году. Причиной такого роста является необходимость расширения финансирования национальных проектов за счет государственных займов, а не за счет дополнительных нефтегазовых доходов, создающих этот профицит. Это обусловлено действующим бюджетным правилом, которое используется при составлении и исполнении федерального бюджета. [3]

В настоящее время причинами проблем долговой политики являются такие явления, как устоявшийся дефицит федерального бюджета, уменьшение налоговых доходов, а также недостаток общего количества поступлений в федеральный и консолидированный бюджет, циклические спады, макроэкономические негативные факторы. [8]

В России на современном этапе существуют следующие проблемы долговой политики:

- Невозможность предупреждения появления финансовых кризисов, а также принятия экстренных мер по их устранению;

- Противоречивый характер законодательства, отсутствие в законодательстве разделения полномочий по управлению долгом;

- Некачественное планирование долговой политики из - за отсутствия рациональной системы долгового планирования;

- Нерегулярная отчетность по долговой политике.

- Отсутствие среднесрочного планирования состава и объема государственного

долга;

- Неразвитый рынок ценных бумаг, как источников финансирования долга;

- Отсутствие законодательно закрепленных целей заимствований, а также согласованности в управлении активными и пассивными долгами;

- Отсутствие системы ответственности за принимаемые решения при осуществлении государственной долговой политики. [3, с.25]

На сегодняшний день существует несколько эффективных методов для нашей страны, при помощи которых может осуществляться управление и сокращение внешнего государственного долга.

В частности, для наиболее эффективного управления государственным долгом, государству следует увеличить активы Правительства, которые аккумулируются в резервном фонде, а по их наличию и количеству уже можно будет судить о формировании атмосферы предсказуемости на рынке государственных обязательств.

Следует выделить и сферу кредитного рейтинга России, что могло бы оказать влияние на снижение стоимости на обслуживание государственного долга. Крупное финансирование расходов за счет привлечения государственных заимствований часто приводит к тому, что вытесняются частные инвестиции, увеличивается налоговое бремя на долгосрочной перспективе, а также появляются препятствия для накопления капитала.

Еще одним не менее эффективным решением задачи по повышению эффективности управления государственным долгом можно назвать необходимость всестороннего развития финансовых методов управления долгом. Приоритетным развитием бюджетной политики России сегодня является повышение активности в области инвестиционной деятельности. Возможным инструментом управления долгом в данном случае может являться использование таких сделок, которые бы предусматривали возможность обмена долга на различные активы или корпоративные ценные бумаги и будущие налоговые платежи. [7, с.193]

Подводя итоги, можно выделить несколько основных эффективных мероприятий по управлению государственным долгом в нашей стране: составление программ по займам РФ

на текущий и следующий годы; принятие основных параметров управления долгом на плановый год; а также исполнение выработанной программы управления в течение года.

Результирующем эффектом управления долгом, соответственно, должно стать сокращение кризисных явлений и финансовых рисков, понижение внутренней и внешней нагрузки и социально-экономическое развитие страны в целом.

Список использованной литературы:

1. Бердов А.А., Иваненко О.Б. Управление государственным долгом: современное состояние и методы его сокращения // Аллея науки 2018. Т. 8. №11(27). С. 133137.

2. Воронцов, В. Государственный бюджет и государственные долги России / В. Воронцов. - М.: ЁЁ Медиа, 2017

3. Государственный долг в странах мира и в России - проблема или необходимость? URL: https://www.finam.ru/analysis/forecasts/gosudarstvennyiy-dolg-v-stranax-mira-i-v-rossii-problema-ili-neobxodimost-20190319-14090/ (дата обращения: 08.04.2020).

4. Зиновьева Е.Г., Усманов А.И. Тенденции и особенности управления внешним государственным долгом России // Современная модель управления: проблемы и перспективы: материалы III Всероссийской научно-практической конференции. 2019. С. 23-27.

5. Официальный сайт Министерства Финансов Российской Федерации [Электронный ресурс] URL: https://www.minfin.ru/

6. Официальный сайт Центрального Банка Российской Федерации — [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cbr.ru/

7. Успенская А.А. Анализ эффективности проведения долговой политики в России: проблемы и пути их решения // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2019. Т. 9. №41. С. 186-195

8. Яицкая О.В. Пути совершенствования механизмов управления государственным внешним долгом российской федерации // Научное сообщество студентов: Междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XXXV междунар. студ. науч.-практ. конф. № 24(35). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/24(35).pdf (дата обращения: 08.04.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.