Научная статья на тему 'Пути совершенствования системы управления государственным долгом в Российской Федерации'

Пути совершенствования системы управления государственным долгом в Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1790
365
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ДОЛГ / ВНУТРЕННИЙ ДОЛГ / ВНЕШНИЙ ДОЛГ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ЗАИМСТВОВАНИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ДОЛГОМ / ОБСЛУЖИВАНИЕ ДОГА / ДОЛГОВЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА / РОСТ ДОЛГА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тадтаева Наира Валерьевна

В статье рассмотрены теоретические аспекты государственного долга, раскрываются основные проблемы управления государственным долгом, рассмотрены существующие негативные последствия при привлечении государственных займов и предложены возможные пути решения управления государственным долгом. В статье делается вывод о том, что повышение эффективности управления государственным долгом, безусловно, связано с развитием финансовых методов управления государственным долгом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Пути совершенствования системы управления государственным долгом в Российской Федерации»

УДК 336.3

Тадтаева Наира Валерьевна

ассистент кафедры финансов и кредита, Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова nairatad@yandex.ru

Naira V. Tadtayeva

Assistant to Department of Finance and Credit, North Ossetian State University name of K.L. Khetagurov nairatad@yandex.ru

Пути совершенствования

системы управления государственным долгом в российской федерации

Ways to improve the public

debt management system in the russian federation

Аннотация. В статье рассмотрены теоретические аспекты государственного долга, раскрываются основные проблемы управления государственным долгом, рассмотрены существующие негативные последствия при привлечении государственных займов и предложены возможные пути решения управления государственным долгом.

В статье делается вывод о том, что повышение эффективности управления государственным долгом, безусловно, связано с развитием финансовых методов управления государственным долгом.

Ключевые слова: государственный долг, внутренний долг, внешний долг, государственные заимствования, управление долгом, обслуживание дога, долговые обязательства, рост долга.

Annotation. The article discusses the theoretical aspects of public debt, reveals the main problems of public debt management, discusses the existing negative consequences in attracting government loans and suggests possible solutions to the management of public debt.

The article concludes that improving the efficiency of public debt management is, of course, associated with the development of financial methods of public debt management.

Keywords: public debt, domestic debt, foreign debt, government borrowing, debt management, debt service, debt, debt growth.

В современном мире одной из самых важнейших функций правового государства является обеспечение достойного уровня жизни всех своих граждан. При этомсовременную рыночную экономику невозможно представить без государственных заимствований, наличие которых говорит о развитии экономики страны. Именно поэтому существует необходимость в их рациональном использовании и оперативном управлении ими. В современном мире большинство стран, осуществляя свои политические и социально-экономические обязанности, сталкивается с таким понятием, как «государственный долг».

При этом степень данного долга у каждого своя: некоторые страны выступают больше кредитором, чем заёмщиком, а кто-то находится в большой зависимости от кредитора. Практически все страны мира связаны между собой, и эти связи часто называют зависимостями. Каждая страна стремится сохранить собственную автономию, но возникают ситуации, когда появляется необходимость в экономической поддержке одной из сторон. Если государство нуждается в привлечении средств из иностранного бюджета то, есте-

ственно, это приводит к образованию внешнего государственного долга.

В Бюджетном кодексе понятие «государственный долг Российской Федерации» определенно как совокупность всех долговых обязательств перед физическими и юридическими лицами, а также иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. В национальной валюте или её эквиваленте в любой другой валюте выражается сумма государственного долга и указывается в процентах от ВВП. Существует внутренний и внешний государственный долг. Внутренний государственный долгпредставляет собой - обязательства в рублях перед резидентами, а внешний госдолг - это обязательства перед нерезидентами. Они выражены в иностранной валюте.

Государственный долг приводит к позитивным и негативным последствиям. Положительное влияние государственных заимствований заключается в том, что это во многом - не инфляционный источник финансирования дефицита бюджетов всех уровней. С привлечением государст-

венных заимствований осуществляется формирование государственных финансовых ресурсов, но оно,не приводя к росту совокупного спроса, изменяет его структуру.

Государство способствует социально-экономическому развитию с помощью предоставления государственных кредитов самым перспективным предприятиям, а также гарантий по займам и кредитам. С помощью выпуска долговых обязательств, государство воздействует на объемы накоплений и сбережений населения и инвести -рование временно свободных средств, а также на стабилизацию денежного обращения по стране в целом. Таким образом, население получает высоколиквидный и надежный способ сбережения своих средств, а хозяйствующие субъекты приобретают актив, способный принести доход в будущем.

Неналоговым инструментом финансового регулирования являются государственные заимствования. При помощи правильной организации формирования и обслуживания государственного долга в стране правительством может эффективно распределиться налоговое бремя между населением страны сегодня и последующими поколениями в будущем.

Но есть и негативные последствия влияния государственной задолженности на социально-экономическое развитие страны. Чрезмерное развитие рынка государственного долга может привести к ограничению инвестиционных процессов в национальной экономике. Это явление объясняется тем, что государство, привлекая заемные средства, изымает часть тех финансовых ресурсов, которые могли бы быть направлены на финансирование и развитие реального экономики. При этом если у государственных ценных бумаг высокий процент доходности, то негативное влияние может только усиливаться. Высокая доходность государственных ценных бумаг может также стать причиной повышения ставки процента по кредитам. А при активном привлечении международных займов, может возникнуть ситуация, при которой государства не только попадают в зависимость состояния отечественной финансовой системы от состояния международной финансовой системы, но и в целом теряют политическую независимость.

Управление государственным долгом осуществляет Правительство Российской Федерации. Законом о федеральном бюджете на очередной год определяются объемы внутреннего и внешнего долга. Для того чтобы управлять государственным долгом используются такие методы как: консолидация, конверсия государственного займа, конверсия внешнего долга и новация. При консолидации осуществляется объединение нескольких займов в долгосрочный один заём с изменением ставки процента. Изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности происходит при конверсии государственного займа.С помощью конверсии внешнего долга сокращается внешний долг, выполняются долговые обязательства перед кредиторами посредством передачи им акций и векселей в нацио-

нальной валюте.Замена между сторонами первоначального обязательства другим обязательством, предусматривающий другой способ исполнения является новацией.

Существует множество причин неуклонного роста государственного долга. К ним относятся:

- увеличение государственных расходов во время войн или во время социальных конфликтов;

- циклические экономические спады;

- возрастание напряженности в бюджетно-налоговой сфере, которая связана с повышением государственных расходов на здравоохранение и социальное обеспечение и др.

Доверие кредиторов к экономической политике, проводимой в государстве, на сегодняшний день является одним из важнейших факторов, которые оказывают влияние на состояние рынка государственных долговых обязательств.

Проанализировав сегодня ситуацию в нашей стране, можно сделать вывод,что необходимо предпринять меры для совершенствования системы управления государственным долгом и повышения ее эффективности. Например, активы правительства, аккумулируемые в резервном фонде,следует увеличить государству, а по их наличию можно будем судить о формировании атмосферы предсказуемости на рынке государственных обязательств. Его основная задача-накопление ресурсов в более благоприятные периоды для государства, а в менее благоприятные периоды - в будущем, обеспечить выплаты по долгу. Это снижает вероятность резких существенных потрясений для экономики страны в целом и бюджетной системы.

Помимо этого, нужна работа в сфере кредитного рейтинга Российской Федерации, чтоможет повлиять на снижение расходов на обслуживание государственного долга. Эта политика может быть реализована посредством выкупа старых обязательств за счет выпуска более дешевых и долгосрочных- новых обязательств.А вырученные средства от размещения долгосрочных и более дешевых бумагбыло быцелесообразно отправить не на финансирование каких-либо государственных текущих расходов, а на выкуп уже существующих долгов. Необходимо проведение политики по улучшению связанности денежно-кредитной и бюджетной политики, для стабилизации ситуации на рынке государственного долга. Процесс осуществления крупного финансирования расходов, осуществляемых посредством привлечения государственных заимствований, часто приводит к вытеснению частных инвестиции, увеличивается на долгосрочной перспективе налоговое бремя, и появляются препятствия для накопления капитала.

Повысить эффективность управления государственным долгом можно с помощью развития всестороннего финансовых методов управления государственным долгом. Повышение активности в области инвестиционной деятельности- это приоритетное развитие бюджетной политики

Российской Федерации. И в этом случае возможным инструментом управления государственным долгом может стать использование сделок, предусматривающих возможность обмена долга на будущие налоговые платежи, корпоративные ценные бумаги или различные активы. Естественно, что нужно провести эффективную экономическую политику, для проведения на практике предложенных вариантов. Это повысит инвестиционную привлекательность экономики Российской Федерации у других стран.

Для того, чтобы укрепить доверие к экономике нашей страны необходимы:

- совершенствование банковской и налоговой системы;

- контроль за соблюдением исполнения законов на всех уровнях государственной власти;

- обеспечение полной прозрачности отчетности о финансах фирм и предприятий;

- укрепление законодательства в сфере прав кредиторов и инвесторов и сбалансированность бюджета.

Предел доходности от выпуска облигаций следует определить государству, а темпы экономического роста и стоимость обслуживания государственного долга могут послужить ориентирами к этому.

Не менее важным пунктом повышения эффективности управления государственным долгом является то, что существует необходимость формировать график платежей так, чтобы они были распределены оптимально и равномерно, и не было бы большого давления на бюджет.

Вопрос о государственных заимствованиях всегда стоит очень остро, эта проблема является одной из самых сложных и актуальных в совре-

Литература:

1. Абдумажидова А.А. Совершенствование системы управления государственным долгом Российской Федерации // Инновационная наука в современном мире. 2016. С. 84-87. Ш1_ : https://elibrary.ru/item.asp?id=27840267 (дата обращения 10.04.2018).

2. Тадтаева Н.В. Анализ внутреннего и внешнего долга Российской Федерации / Н.В. Тадтаева, И.В. Лесь // Экономика и управление: проблемы, решения. 2018. Т. 5. № 12. С. 128-132.

3. Тадтаева В.В. Устойчивость государственного долга / В. В. Тадтаева, К. Р. Касаев // В сборнике: Молодежь и наука: актуальные вопросы социально-экономического развития регионов России Межвузовская научно-практическая конференция . 2015. С. 76-80.

4. Тадтаева В.В. Государственный кредит и государственный долг Российской Федерации / В.В. Тадтаева, Н.В. Тадтаева, А.Э. Цакоев //

менной России. На ее решение государство должно бросить все ресурсы и подойти к этому наиболее ответственно, ведь в вопросах обслуживания государственного долга большое влияние играет не только структура управления в области экономики, но и то, какая политическая обстановка царит в мире. Для обеспечения нормального функционирования финансовой, бюджетной политики и бюджетного процесса государству следует проводить эффективную политику в области управления государственным долгом.

Это та ключевая проблема государства, которой все органы государственного регулирования экономики активно должны заниматься и, естественно, от решений принятых ими,напрямую зависит экономический рост и статус нашей страны, ее развитие и благосостояние граждан.

В заключении необходимо отметить, что комплекс мероприятий, направленный на снижение государственного долга, может содержать следующие действия:

1) определение оптимального объема государственных заимствований и гарантий на очередной бюджетный год;

2) привлечение финансовых ресурсов путем выпуска и размещения государственных ценных бумаг, предоставления государственных гарантий, а также получение кредита;

3) выполнение долговых обязательств в указанный срок.

Результатом эффективного управления государственным долгом должно быть: социально-экономическое развитие страны в целом, понижение внутренней и внешней долговой нагрузки, сокращение кризисных явлений и финансовых рисков.

Literature:

1. Abdumazhidova A.А. Improving the management system of the state debt of the Russian Federation // Innovation science in the modern world. 2016. P. 84-87. URL : https:// elibrary.ru/item.asp?id=27840267 (access date 04/10/2018).

2. Tadtaeva N.V. Analysis of internal and external debt of the Russian Federation // Economy and management: problems, solutions. 2018. Vol. 5. № 12. P. 128-132.

3. Tadtaeva V.V. The sustainability of public debt V.V. Tadtaeva, K.R. Kasaev / In the collection: Youth and Science: Topical Issues of SocioEconomic Development of Russian Regions Inter-University Scientific-Practical Conference. 2015. P. 76-80.

4. Tadtaeva V. V. State credit and public debt of the Russian Federation / V.V. Tadtaeva, N.V. Tadtaeva, A.E. Tsakoev // Economy and management:

Экономика и управление: проблемы, решения. 2017. Т. 6. № 12. С. 129-138.

5. Токаев Н.Х. Размерность бюджетных параметров и сбалансированность бюджетных решений в регионе / Н.Х. Токаев, И. В. Сугарова // Аудит и финансовый анализ. 2015. № 6. С. 267270.

6. Токаев Н.Х. Некоторые аспекты формирования и исполнения федерального бюджета / Н.Х. Токаев, И. В. Сугарова // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-8. С. 1781-1786.

problems, solutions. 2017. Vol. 6. № 12. P. 129-138.

5. Tokayev N.Kh. Dimension of budget parameters and balance of budget decisions in the region / N.Kh. Tokayev, I.V. Sugarova // Audit and financial analysis. 2015. № 6. P. 267-270.

6. Tokayev N.Kh. Some aspects of the formation and execution of the federal budget / N.Kh. Tokayev, I.V. Sugarova // Basic research. 2014. № 11-8. P. 1781-1786.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.