СТРУКТУРА УГРОЗ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
ЛАПШИН НИКИТА ВЯЧЕСЛАВОВИЧ
Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, e-mail: lapshinvy@mail.ru
В статье рассматриваются основные виды угроз экономической безопасности России. Осуществляется систематизация исходного базиса исследования, без учета которого невозможно разработать эффективную стратегию ограничения в данной сфере. С точки зрения практической реализации, его основными постулатами являются положения о том, что опасность - это осознанная, объективно существующая, но не неизбежная вероятность негативного воздействия, которая только при определенных условиях трансформируется в угрозу и согласно аксиоме о потенциальной опасности - ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности. Акцентируется внимание на необходимости всестороннего анализа категориального аппарата по данной проблематике и выявлении основных элементов системы обусловливающих появление целого спектра угроз, ограничение которых требует оперативной разработки комплексной стратегии безопасности. Соответственно формирование механизма обеспечения экономической безопасности хозяйственной модели любого уровня предполагает не только осуществление мероприятий по определению проблемы, количественной оценке масштабов ожидаемого ущерба, но и выявление структуры угроз, их дифференциацию и анализ по целому ряду параметров. На этой основе аргументируется положение о том, что при анализе любой системы как объекта управления необходимо различать специальные классификационные признаки первого уровня, определяющие сущностный тип угрозы, требующей ограничительного воздействия, а также универсальные классификационные признаки второго уровня - дифференцирующие выявленные сегменты на подтипы в зависимости от менее значимых черт и свойств. В данном контексте раскрывается структурная композиция, позволяющая с помощью предложенного варианта критериального подхода, не только выявить, смоделировать, но и систематизировать основные виды угроз экономической безопасности России на данном этапе генезиса ее хозяйственной модели. Использование таких критериев, как «источник», «природа» и «вероятность» возникновения, а так же «характер последствия» и «степень регулирования» угрозы экономической безопасности, соответственно, позволяет дифференцировать исследуемое явление на следующие типы угроз: внешние и внутренние, естественные и антропогенные, потенциальные и реальные, значительные и незначительные, регулируемые и нерегулируемые. В заключении обосновывается необходимость разработки комплексной государственной стратегии, основной инструментарий которой должен быть в условиях ресурсного дефицита ориентирован на ограничение разрушительного воздействия, прежде всего, от наиболее проблемных сегментов данной сферы.
Ключевые слова: экономическая система, экономическая безопасность, угроза, деформация, «девиа-тивная траектория», государственное регулирование, ограничение, устойчивое развитие.
В современных условиях формирования рыночной экономики обеспечение параметров безопасного и устойчивого функционирования хозяйственной системы России становится актуальной задачей в силу того, что позволяет минимизировать неблагоприятное воздействие от «девиативной» траектории ее развития, существенно ограничить угрозы, как для отдельных индивидов, семей, организаций, так и для государства и общества в целом.
В справочно-библиографической, ретроспективной и научной литературе категория «безопасность» с позиции любой системы определяется как совокупность условий, минимизирующих опасность, обеспечивающих высокий уровень защи-
щенности и благоприятствующих эффективному, динамичному ее развитию [1; 2].
С точки зрения хозяйственного комплекса страны, опасность - это возможность возникновения обстоятельств (нежелательных событий) которые могут привести к ухудшению или невозможности функционирования и развития экономической системы. В прикладном аспекте необходимо исходить из того, что опасность:
- осознанная, объективно существующая, но не фатальная вероятность негативного воздействия;
- согласно аксиоме о потенциальной опасности - ни в одном виде деятельности невозможно достичь абсолютной безопасности;
N. V. LAPSHIN
- при определенных условиях трансформируется в угрозу (т. е. как бы материализуется, или начинает оказывать деструктивное воздействие).
Поэтому, не случайно Закон РФ «О безопасности» определяет экономическую безопасность России как защиту жизненно важных интересов всех граждан страны, российского общества в целом и государства в экономической сфере от внутренних и внешних угроз. Экономическая безопасность является важной составляющей национальной безопасности. Гарантия экономической безопасности является необходимым условием для стабильного развития национальной экономики [3].
По нашему мнению, в исследуемом контексте экономическая безопасность - это, прежде всего, способность государства обеспечивать такие условия, при которых осуществляется устойчивое функционирование и инновационный тип развития всех основных экономических сфер народного хозяйства России.
В настоящее время, согласно основным исходным постулатам, формирующейся в российской научной среде концепции безопасности, под угрозой понимаются:
- «актуализированная (уже действующая опасность), характеризуемая конкретной формой проявления и способом воздействия...» [4];
- «... разрушение какой-либо системы, нанесение ей более или менее значительного ущерба» [4];
- «. такие изменения во внешней или внутренней среде субъекта, которые уже приводят к нежелательным изменениям предмета безопасности» [5] и др.
В свою очередь, применительно к системе именно экономической безопасности под угрозой понимают:
- «состояние экономики, когда государство в силу внутренних и внешних факторов теряет контроль над производством и обращением, выпускает из рук базовые экономические и правовые рычаги воздействия на них» [6];
- «. некий ущерб, интегральный показатель которого будет выражаться степенью снижения экономического потенциала страны за определенный промежуток времени» [7];
- «совокупность факторов и условий, создающих опасность для устойчивого функционирования национальной экономики государства или международной экономической системы» [8] или « эндогенные и экзогенные шоки экономического и политического происхождения, способные дестабилизировать национальную или международную экономическую систему» [9].
В целом можно констатировать, что на данном этапе генезиса исследуемой концепции под угрозами экономической безопасности понимают определенный шок или ущерб (утрата или нежелательное изменение качеств безопасности системы), возникающие, как в самой экономической системе, так и за ее пределами, ограничивающие хозяйственный потенциал и независимость страны, препятствующие реализации национальных интересов.
По нашему мнению, сущность данной категории носит глубинный характер. Поэтому, под угрозой экономической безопасности следует, прежде всего, понимать совокупность негативных условий и факторов, нарушающих расширенный воспроизводственный процесс в национальной хозяйственной системе и ее структурных элементах различного уровня. Внешнее проявление воздействия таких факторов - это деформация и в конечном итоге, если нет ограничительного воздействия, разрушение. Наиболее яркий пример - крах экономической модели СССР [10].
Стратегии безопасности складывается из двух важнейших элементов - оценки угроз или вероятности события (риска) и их управлением, ориентированным на ограничение (противодействие). Постоянная динамика, неопределенность многих негативных факторов и последствий, обусловливают, как правило, экспертный, вероятностный характер оценки угроз (риска). Поэтому, управление риском - это прогнозирование, предвидение возможных критических ситуаций с тем, чтобы предотвратить или минимизировать их деструктивные последствия, наносимый ущерб.
Разработка механизма обеспечения экономической безопасности хозяйственной модели любого уровня, включает следующие основные этапы:
- мониторинг проблемной ситуации (в данном контексте желательно выявление на стадии опасности);
- фиксация и формулирование выявленной проблемы (опасности, угрозы);
- определение оптимальных параметров состояния экономической системы;
- выявление структуры угроз, их дифференциация и анализ по целому ряду параметров;
- определение и количественная оценка масштабов ожидаемого ущерба;
- разработка стратегии обеспечения экономической безопасности и ее практическая реализация.
Иными словами, обеспечение экономической безопасности системы любого уровня предполагает постоянный мониторинг опасностей, выявление угроз, их состава и вероятности возникновения разрушительного воздействия. Одним из важнейших
компонентов в процессе разработки стратегии обеспечения экономической безопасности, выступают: системно-структурный и критериальный подходы, позволяющие выявить основные типы угроз, провести их дифференциацию, оценку по целому ряду параметров [11].
Однако степень разработанности методической базы, на основе которой осуществляется дифференциация исследуемой структурной композиции, особенно с точки зрения учета российской специфики, явно недостаточна и находится только на начальном этапе своего развития. Так, до сих пор нет единства мнений относительно структуры и причинно следственных связей в большом спектре угроз экономической безопасности национальной хозяйственной системы. На нее оказывают существенное влияние экономические, технологические, политические, демографические, социальные, экологические и другие факторы, которые обусловливают формирование сложной, структурной композиции. Поэтому, в настоящее время различают: внутренние и внешние, прогнозируемые и непрогнозируемые, локальные и всеобщие, объективные и субъективные, простые и сложные, реальные и потенциальные, природные и антропогенные, прямые и косвенные, а
КЛассификационная композиция у1
так же целый ряд других разновидностей угроз безопасности экономической системы.
С нашей точки зрения, развитие теоретического представления об угрозах экономической безопасности, а также практическая актуальность решения проблемы их ограничения в условиях России делают востребованным существенную модификацию системно-структурного подхода в процессе исследования данной сферы. Ее основа - это конкретизация «границ» исследуемого явления, определение первичных или системообразующих сегментов, учет всеобщей связи между ними и взаимозависимости.
При анализе любой системы, с позиции потенциального объекта управления, необходимо различать: классификационные признаки первого уровня определяющие, прежде всего, тип угрозы подлежащий (если это возможно) ограничивающему воздействию, а также классификационные признаки второго уровня - дифференцирующие выявленные проблемные сегменты на подтипы в зависимости от менее значимых черт и свойств. Не претендуя на разработку законченной классификации структуры угроз экономической безопасности России, мы предлагаем следующую исходную структурную композицию исследуемого явления (табл. 1).
Таблица 1
экономической безопасности России
Структура угроз экономической безопасности
Классификационные признаки первого уровня Типы угроз экономической безопасности Классификационные признаки второго уровня Подтипы угроз экономической безопасности
1. Источник возникновения а) внешние б) внутренние 1. Состав Простые и сложные
2. Природа (механизм) возникновения а) естественные б) антропогенные 2. Время Краткосрочные и долгосрочные
3. Вероятность возникновения а) потенциальные б) реальные 3. Масштаб Локальные, региональные, национальные
4. Последствия а) значительные б) незначительные 4. Измеряемость Измеряемые и неизмеряемые
5. Регулирование а) регулируемые б) нерегулируемые 5. Предмет и др. Материальные и нематериальные
Предложенная методика дифференциации исследуемого явления, на данном этапе генезиса экономической системы России, позволяет систематизировать категориальный аппарат по данной проблематике и выявить основные типы угроз ее безопасности.
Во-первых, в настоящее время, с точки зрения источника возникновения, объективно присутствуют и требуют разграничения два основных типа угроз экономической безопасности хозяйственной модели России, которые с определенной долей условности делятся на внешние и внутренние. Внешние угрозы - это угрозы, возникающие
во внешней среде относительно функционирующей системы.
Внешние угрозы представляют собой геополитические и внешнеэкономические факторы, а также глобальные природные и экологические процессы, разрушающие экономическую систему и подрывающие национальный суверенитет [12].
Основными примерами угроз данного типа для экономической системы России выступают:
- глобализация мировой экономики, заключающаяся в масштабном проникновении определенных стран или их группировок, транснациональных компаний в экономику и инфраструкту-
N. V. ЬЛР8ЫМ
ру других государств. Конечным результатом таких технологий обычно становится потеря конкурентоспособности, независимости и разрушение конкурентных хозяйственных систем (например, в настоящее время, проводится целенаправленная политика по вытеснению России из мирохозяйственных процессов, ориентированная на превращение ее в сырьевой «придаток», полностью зависимый от импортной продукции);
- реализуемая США «имперская» политика, направленная на формирование однополяр-ной гегемонии, основным результатом которой становится противодействие укреплению России как одного из центров влияния, ослаблению ее позиции в Европе, на Дальнем и Ближнем Востоке, Азиатско-Тихоокеанском и других регионах [13];
- санкции или дискриминационные меры зарубежных стран или сообществ во внешнеэкономических отношениях с Россией и др.
Внутренние угрозы - это угрозы, возникающие непосредственно в самой функционирующей системе из-за деформации образующих ее структурных компонентов.
Под внутренними угрозами понимают неспособность к самосохранению и саморазвитию, слабость инновационного начала в развитии, неэффективность системы государственного регулирования экономики, неумение находить разумный баланс интересов при преодолении противоречий и социальных конфликтов [3].
Основными примерами угроз данного типа для экономической системы России выступают:
- отраслевая деформация экономики (прежде всего, сырьевая доминанта);
- отсутствие конкурентной среды и высокий уровень монополизации экономики;
- низкая инвестиционная активность;
- фальсификационная деформация;
- низкая конкурентоспособность национальной экономики;
- высокая имущественная дифференциация населения и низкий уровень жизни;
- технологическая деградация и зависимость;
- криминализация экономики и др.
Во-вторых, с определенной долей условности,
в зависимости от природы (механизма) возникновения выделяют естественный и антропогенный типы угроз. Естественные представляют собой глобальные природные и экологические процессы, разрушающие экономическую систему (изменение климата, проблема озона и др.), а антропогенные угрозы - результат человеческой деятельности (за-
грязнение окружающей среды, деградация научно-технического потенциала и др.).
В-третьих, критерий вероятности возникновения позволяет дифференцировать угрозы экономической безопасности на следующие типы:
- потенциальные, т. е. негативные изменения, которые могут произойти по какой-то причине (например, «бегство» капитала за границу или приобретение иностранными фирмами российских предприятий в целях вытеснения отечественной продукции);
- реальные, т. е. уже свершившиеся негативные изменения (например, санкции, дискриминационная политика или «утечка мозгов», проявляющаяся в том, что в настоящее время Россия является одним из основных поставщиков высококвалифицированных специалистов за рубежом, т. е. фактически уже происходит разрушение трудового потенциала нации).
В-четвертых, использование в качестве классификационного признака уровень последствий от угроз экономической безопасности дифференцирует типы разрушений на значительные и незначительные. Классические примеры значительного разрушительного типа угроз - это конкурентные войны или большая внешняя задолженность предпринимательского сектора России, поскольку она ставит под сомнение возможность как государства, так и предпринимательских структур проводить самостоятельную внешнюю политику, вынуждая учитывать мнение стран-кредиторов [14].
В-пятых, возможность регулирования или степень воздействия подразделяют угрозы экономической безопасности на регулируемые и нерегулируемые. Данная дифференциация в российской среде особенно актуальна, причем, начиная с верхней иерархии управления самой экономической системы. Например, одной из регулируемых угроз, требующей оперативного вмешательства, бесспорно, является деформация непосредственно механизмов формирования экономической политики (высокая степень лоббирования; непоследовательность и несогласованность действий системы государственного управления). Поэтому выявление самого характера угроз данного типа имеет в процессе мониторинга первостепенное значение, так как во многом будет определять результативность предлагаемой ограничительной стратегии.
Дальнейшая сегментация угроз экономической безопасности предполагает выделение их подтипов на основе классификационных признаков второго уровня (состава, времени, распространения, предмета, измеряемости и др.), кото-
рые актуализируются, прежде всего, в прикладном ракурсе и непосредственно в процессе разработки ограничительных мероприятий.
Обобщая вышеизложенное, необходимо отметить, что спустя почти два десятилетия, общий вектор, сформулированный в стратегии обеспечения экономической безопасности России, актуален и в настоящее время. Однако динамично изменяющаяся среда обусловливает появление и нового спектра угроз экономической безопасности России.
В результате, на данном этапе генезиса исследуемой концепции научная мысль из различных сфер акцентируют внимание на том, что угрозы в сфере экономики носят комплексный характер, т. е. экономическая безопасность подвержена одновременному воздействию со стороны различных факторов. На нее оказывают существенное влияние экономические, технологические, политические, демографические, социальные, экологические и другие факторы. Поэтому, наиболее актуально использование системно-структурного и поликритериального подходов, которые позволяют дифференцировать исследуемое явление на такие типы угроз, как: внешние и внутренние, естественные и антропогенные, потенциальные и реальные, значительные и незначительные, регулируемые и нерегулируемые. Как следствие, при разработке комплексной государственной стратегии, основной ее инструментарий должен быть, в условиях ресурсного дефицита, ориентирован на ограничение разрушительного воздействия, прежде всего, от наиболее проблемных сегментов данной сферы. Более того, особого внимания требуют ограничения, ориентированные не только на устранение деформации в структуре российской экономики, но и уже непосредственно в самом механизме ее функционирования (т. е. разрушения начинают носить глубинный и фундаментальный характер).
Литература
1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т., Т. 1. М., 1981.
2. Ожегов С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. М., 1994.
3. Василенко А. Вопросы экономической безопасности Российской Федерации // Ежемесячный научно-информационный журнал «В мире науки». № 3. 2009. С. 12-13.
4. Экономическая и национальная безопасность: учебник / под ред. Е. А. Олейникова. М.: Издательство «Экзамен», 2004.
5. Тамбовцев В. Л. Экономическая безопасность хозяйственных систем: структура проблемы // Вестник Московского университета. Серия 6. Экономика. 1995. № 3. С. 3-9.
6. Румянцева Е. Е. Новая экономическая энциклопедия. 2-е изд. М.: ИНФРА-М, 2006.
7. Бенедиктов М., Хрусталев Е. Экономическая безопасность наукоемких производств // Вопросы экономики. 1999. № 9. С. 119-125.
8. Экономическая безопасность хозяйственных систем / под общ. ред. А. В. Колосова. М: Изд-во РАГС. 2001.
9. Афонцев С. Национальная экономическая безопасность: на пути к теоретическому консенсусу // Мировая экономика и международные отношения. 2002. № 10. С. 30-39.
10. Лапшин Н. В., Юрьев В. М. Фальсификацион-ная деформация в контексте угрозы безопасности и девиации экономической системы России// Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2014. № 3. С. 67.
11. Лапшин В. Ю., Дементьев Н. В. Структура экономической безопасности: критериальный подход // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. 2013. № 7. С. 39.
12. Радюкова Я. Ю., Шамаев И. Н. Экономическая безопасность страны как многоуровневая система элементов и отношений // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 1-2. С. 194-198.
13. Кожевникова Т. М., Радюкова Я. Ю. К вопросу о детерминантах и угрозах глобализации // Российское предпринимательство. М., 2014. № 6 (252). С. 103-112.
14. Юрьев В. М., Степичева О. А., Радюкова Я. Ю. [и др.] Политическая экономика. Пути совершенствования государственного регулирования деятельности естественных монополий в контексте обеспечения экономической безопасности страны: монография / под науч. ред. В. М. Юрьева. Тамбов: Изд-во «Бизнес-Наука-Общество», 2011. Кн. 5.
References
1. Dal' V. I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikoruss-kogo yazyka: v 4 t., T. 1. M., 1981.
2. Ozhegov S. I. Tolkovyj slovar' russkogo yazyka / S. I. Ozhegov, N. Yu. Shvedova. M., 1994.
3. Vasilenko А. Voprosy ekonomicheskoj bezopasnosti Rossijskoj Federatsii // Yezhemesyachnyj nauchno-informatsionnyj zhurnal «V mire nauki». № 3. 2009. S. 12-13.
4. Ekonomicheskaya i natsional'naya bezopasnost': uchebnik / pod red. E. А. Olejnikova. M.: Izdatel'stvo «Ekzamen», 2004.
5. Tambovtsev V. L. Ekonomicheskaya bezopasnost' khozyajstvennykh sistem: struktura problemy // Vestnik Mos-kovskogo universiteta. Seriya 6. Ekonomika. 1995. № 3. S. 39.
6. Rumyantseva Ye. Ye. Novaya ekonomicheskaya entsiklopediya. 2-ye izd. M.: INFRА-M, 2006.
7. Benediktov M., Khrustalev Ye. Ekonomicheskaya bezopasnost' naukoyemkikh proizvodstv // Voprosy ekonomiki. 1999. № 9. S. 119-125.
8. Ekonomicheskaya bezopasnost' khozyajstvennykh sistem / pod obshch. red. А. V. Kolosova. M: Izd-vo RАGS. 2001.
N. V. LAPSHIN
9. Afontsev S. Natsional'naya ekonomicheskaya be-zopasnost': na puti k teoreticheskomu konsensusu // Miro-vaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya. 2002. № 10. S. 30-39.
10. Lapshin N. V., Yur'yev V. M. Fal'sifikatsionnaya deformatsiya v kontekste ugrozy bezopasnosti i deviatsii ekonomicheskoj sistemy Rossii // Sotsial'no-ekonomi-cheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2014. № 3. S. 67.
11. Lapshin V. Yu., Dement'yev N. V. Struktura ekonomicheskoj bezopasnosti: kriterial'nyj podkhod // Vestnik Tambovskogo universiteta. Seriya Gumanitarnye nauki. 2013. № 7. S. 39.
12. Radyukova Ya. Yu., Shamayev I. N. Ekonomicheskaya bezopasnost' strany kak mnogourovne-vaya sistema
elementov i otnoshenij // Sotsial'no-ekonomicheskiye yavleniya i protsessy. Tambov, 2011. № 1-2. S. 194-198.
13. Kozhevnikova T. M., Radyukova Ya. Yu. K voprosu o determinantakh i ugrozakh globalizatsii // Rossijskoye predprinimatel'stvo. M., 2014. № 6 (252). S. 103-112.
14. Yur'yev V. M., Stepicheva O. A., Radyukova Ya. Yu. [i dr.] Politicheskaya ekonomika. Puti sovershenstvo-vaniya gosudarstvennogo regulirovaniya deyatel'nosti yestestvennykh monopolij v kontekste obespecheniya ekonomicheskoj bezopasnosti strany: monografiya / pod nauch. red. V. M. Yur'yeva. Tambov: Izd-vo «Biznes-Nauka-Obshchestvo», 2011. Kn. 5.
* * *
STRUCTURE OF THREATS OF ECONOMIC SECURITY OF RUSSIA
LAPSHIN NIKITA VYACHESLAVOVICH Tambov State University named after G. R. Derzhavin, Tambov, the Russian Federation, e-mail: lapshinvy@mail.ru
In article author considered main types of threats of economic security of Russia; carried out systematization of initial basis of research without which it is impossible to develop effective strategy of restriction in this sphere. From the point of view of practical realization, its main postulates are provisions that danger is conscious, objectively existing, but isn't inevitable probability of negative impact which is only under certain conditions transformed to threat and according to an axiom about potential danger - in one kind of activity it is impossible to reach absolute safety. Author paid attention to need of the comprehensive analysis of the categorial device on this perspective and identification of basic elements of system of threats causing emergence of the whole range which restriction demands expeditious development of complex strategy of safety. Respectively formation of the mechanism of providing economic security of economic model of any level doesn't only assume implementation of actions for definition of a problem, a quantitative assessment of scales of the expected damage, but also identification of structure of threats, their differentiation and the analysis in a number of parameters. On this basis author reasoned situation that in the analysis of any system as object of management it is necessary to distinguish the special classification signs of the first level defining intrinsic type of the threat demanding restrictive influence, and also universal classification signs of the second level - differentiating revealed segments on subtypes depending on less significant lines and properties. In this context the structural composition isn't only allowing by means of the offered option of criteria approach to reveal, simulate, but also to systematize main types of threats of economic security of Russia at this stage of genesis of its economic model. Use of such criteria as «source», «nature» and «probability» of emergence, and also «character of a consequence» and «extent of regulation» of threat of economic security, respectively, allows to differentiate the studied phenomenon on following types of threats: external and internal, natural and anthropogenous, potential and real, considerable and insignificant, adjustable and unregulated. Need of development of complex state strategy which main tools have to be in conditions of resource deficiency, this sphere focused on restriction of destructive influence, first of all, from the most problem segments locates in the conclusion.
Key words: economic system, economic security, threat, deformation, «deviative trajectory», state regulation, restriction, sustainable development.