Научная статья на тему 'Структура сюжета татарской повести 70-х годов ХХ века (на примере повести Х. Сарьяна "пятеро сыновей матери")'

Структура сюжета татарской повести 70-х годов ХХ века (на примере повести Х. Сарьяна "пятеро сыновей матери") Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
167
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТОСТРОЕНИЕ / ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ / ДУПЛИКАЦИЯ / ЭПИЧЕСКАЯ РЕТАРДАЦИЯ / ЦИКЛИЧЕСКАЯ И КУМУЛЯТИВНАЯ СХЕМЫ / STRUCTURE OF PLOT / CENTRAL EVENT / DUPLICATION / EPIC RETARDATION / CYCLIC AND CUMULATIVE SCHEM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гайнуллина Гульфия Расилевна

В статье на примере повести известного прозаика Х.Сарьяна выделяется несколько взаимосвязанных особенностей эпического сюжета.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TATAR NOVEL PLOT STRUCTURE IN THE 70S OF THE 20TH CENTURY (ON THE EXAMPLE OF THE NOVEL"FIVE SONS OF THE MOTHER" BY H.SARYAN)

In this article a number of interrelated features of an epic plot are designated on the example of the novel, written by the famous Tatar novelist H.Saryan.

Текст научной работы на тему «Структура сюжета татарской повести 70-х годов ХХ века (на примере повести Х. Сарьяна "пятеро сыновей матери")»

ВЕСТНИК ТГГПУ. 2011. №4(26)

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

УДК 821.512.145

СТРУКТУРА СЮЖЕТА ТАТАРСКОЙ ПОВЕСТИ 70-Х ГОДОВ ХХ ВЕКА (НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ Х.САРЬЯНА "ПЯТЕРО СЫНОВЕЙ МАТЕРИ”)

© Г.Р.Гайнуллина

В статье на примере повести известного прозаика Х.Сарьяна выделяется несколько взаимосвязанных особенностей эпического сюжета.

Ключевые слова: сюжетостроение, центральное событие, дупликация, эпическая ретардация,

циклическая и кумулятивная схемы.

Как известно, выделяют несколько взаимосвязанных особенностей, которые определяются единым источником развертывания сюжета - основной (и обладающей "родовой" спецификой) сюжетной ситуацией [1: 233]. Согласно теории эпического действия, созданной Гегелем в результате осмысления природы древней эпопеи, "в основе эпического сюжета - ситуация, представляющая собой неустойчивое равновесие мировых сил; действие в целом - временное нарушение и неизбежное восстановление этого равновесия" [1: 233]. Симметричность сюжето-

строения наиболее заметна в жанре повести [2: 27-28], так как в нем проявляется тенденция к дублированию всех основных событий, а не только к удвоению нового [1: 234].

Литературоведы отмечают, что появление новых тенденций в русской литературе конца 1950 - начала 1980-х годов связано с "переносом акцента с вопроса о взаимоотношении личности и государства (социальный аспект) на внутренний мир и личностные качества отдельного героя (нравственный аспект), причем героя "героического", не-борца, не-активиста, героя "как все"" [3: 8]. "От изображения черт, приобретенных под воздействием социальных изменений и установлений, литература переходит (возвращается) к изображению черт народно-национальных, традиционных" [3: 8]. Литературовед Д.Загидуллина отмечает, что татарскую литературу 60-80-х годов прошлого столетия целесообразно было бы рассмотреть как литературу возврата к национальным истокам [4:18] .

Классическая татарская повесть 60-80-х годов ХХ века пронизана пафосом трагизма, "противоречия происходят в душе героя, когда герой находится в ситуации свободного выбора между двумя равно необходимыми, но взаимоисключающими друг друга ценностями" [5: 66]

(А.Гилязов "Три аршина земли", "В пятницу, вечером", А.Баянов "В поисках юности" и т.д.). Рассмотрим повесть Х.Сарьяна (1930-1978) "Пятеро сыновей матери" ("Бер ананьщ биш улы", 1976).

Невозможность благополучного разрешения конфликта обозначается как на внешнем событийном уровне, так и на уровне организации повествования. Повествование начинается с представления "незаметного", "простого" героя Со-лтан - отца семейства, проработавшего всю жизнь плотником, не дожившего до сорока лет. Строение событийного ряда - уход Сирина из родного дома, смерть братьев Хавадиса, Мирзы, Раббани образуют "зеркальность". Повествователь, представленный читателю как один из младших сыновей матери Сирин, переживает непоправимые утраты, тем самым обретая себя, гармонию с миром. Смерть отца и гибель старших братьев Мирзы и Хавадиса открывают Сирину бесконечный путь, который соприкасается с широтой творческого порыва и поиска. Физическая смерть брата Раббани - завершающее звено в веренице событий - указывает на духовную деградацию и опустошение братьев Раббани и Сирина. Отметим, "противопоставление жизни и смерти является наиболее фундаментальным в культуре, к нему сводятся все другие противопоставления" [6: 504]. "Смерть символизирует тленность, непостоянство бытия, но также и откровение" [7: 368] .

Духовное возрождение возникает как логическое завершение боли, утрат. Махисарвар - образ матери - самоотверженная, великодушная, добрая, открытая, способная на самопожертвование ради детей, рано оставшаяся без мужа и в мирное послевоенное время потерявшая трех сыновей, ассоциируется с "архетипическим образом матери в татарском литературоведении "Акьэби" [8:

155]. "Смерть - уничтожение навсегда связывалась с возобновлением, эволюцией. Это обьеди-няет символику смерти с символикой матери и обьясняет позу зародыша, придаваемую в доисторическую эпоху (ожидание возрождения, нового отправления по дороге жизни" [7: 368]. Степень подлинности жизненных ценностей проверяется через сопоставление со смертью. Образ матери, преодолевшей боль, указывает на способность человека принять, вместить в сознание мрак смерти, боль утрат.

"Принцип дупликации может быть обьяснен тем, что каждое отдельное событие проявляет сущность мира, которая заключается в единстве и равноправии противоположных сил или начал, одинаково необходимых для бытия" [1: 233]. Сыновья матери смотрят на мир "с точки зрения смерти" отца. Сирин констатирует реакции внутреннего мира на жизнь, и все они связаны с болью утраты отца: "Без тYгел абыйлар да эле уйнап уеннан туймаган бервакытта этиебезнец Yлеп китYе кукрэклэрдэ мэцге бетмэс эрнY калдырды" / "В нас, еще не успевших наиграться детях, потеря отца наложила неизлечимую боль на всю жизнь" [9: 15] .

Автор рисует всевозможные формы существования, избранные личностью. Различные срезы бытия накладываются друг на друга, давая в итоге отрицательный результат. Старший сын матери работяга Мирза, желая защитить невинного прохожего, погибает от рук хулиганов; ищущий смысл жизни, влюбленный в поэзию Г. Тукая, Хавадис умирает от болезни, не дожив до двадцати пяти лет; опустившийся алкоголик Рабба-ни погибает бессмысленной смертью. Непрерывность утрат приводят и Сирина, покинувшего родной очаг в юном возрасте, познавшего любовь и вынужденно отказавшегося от любимой женщины, потерявшего троих братьев, к отчаянию: "Бу кайгыларга ничек тYзеп торасыц икэн акылдан язмыйча?" /"Как ты терпишь столько боли, мама, ведь можно сойти с ума" [9: 174] -говорит он матери после смерти Раббани, схватившись за бутылку.

Х.Сарьян делает поворот от констатации отрицательной сути бытия к приятию, благодарности жизни: "ТэYбэ, диген, улым!.. Мин дэ акылдан язсам, Раббани улымныц бэбэйлэрен кем карар?" / "Боже упаси, сынок! Если я сойду с ума, кто поможет вырастить детей Раббани?" [9: 174]. Младший Адран, противопоставленный Сирину и Раббани, выражает авторскую идею. По Сарья-ну, ценой утрат человек постигает смысл бытия, тем самым обретая гармонию.

Результатом равноправия двух несовпадающих факторов сюжетного развертывания - ини-

циативы героя и инициативы "обстоятельств" -является вторая особенность - закон эпической ретардации [1:235]. Помимо событий, связанных с целью героя, в ней должно быть отведено место происшествиям, стечению обстоятельств. Это соотношение присуще и более современным образцам большой эпической формы, а отчасти жанру повести [1:235].

Пережившая войну без потерь мать смиренно принимает свою тяжкую судьбу без мужа: "Улларымныц кулыннан туфрак насыйп

иткэндер инде, аллага шекер" / "Слава Аллаху, сыновья живы, здоровы" [9: 20], но сын Хавадис попадает в беду и заболевает, Раббани возвращается с войны с больной ногой. Похоронив Хава-дис, Махисарвар не скрывает боль: "Кызлардан да болайрак эдэпле ие шул... Щир куеннары ечен генэ Yскэн икэн буйлары. Тесе итеп карарга бэбэе дэ калмады ичмасам" / "Такой сдержанный был и спокойный, как девочка. Земля взрастила и забрала его молодого. И ребеночка ведь не оставил, не женился" [9: 96].

Тем временем в Уфе доучивается Сирин, но долго не возвращается домой, Раббани приезжает к брату, чтобы вразумить. Редкий гость дома и старший сын матери Мирза, который женился на милой крымской татарочке Нилюфар. Мать с пониманием относится к уходу сыновей. В самом неожиданном повороте судьбы - похоронах старшего сына в день свадьбы Сирина - мать становится примером мужества и стойкости для своих сыновей. На вопрос Сирина, что делать со свадьбой, она отвечает: "Туйга килгэн кешене кире куалар димени? Ходай Тэгалэ безгэ биргэн Yлемнец ахыры хэер-догалы булсын - ясагыз туегызны, улым. Гомер гомергэ ялганмый, юньле туй да бер генэ кил" / "Разве отменяют свадьбу? Боженька сам нам поможет справиться с бедой, а вы не отчаивайтесь. Каждая судьба неповторима. Каждая свадьба - божественный замысел" [9: 144-145].

Утраты, смерть самых близких людей приближают Махисарвар к сути бытия. Смерть Раббани она восприняла иначе. Напомним, после утраты мужа она посвятила свою жизнь детям, но ощущение горя не покидало ее. Циклическое обрамление: в завершающем событии мать,

осознавшая, что самопожертвование ради детей и внуков является единственным способом преодоления мрака и боли, обретает радость жизни, т.е. "мудрость и духовную высоту по ту сторону рассудка" [10: 333] .

"Эпическое изображение всегда ставит препятствия перед конечным разрешением, благодаря чему возникает "повод представить нашему взору всю целостность мира и его состояний, ко-

ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ: ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИЕ

торая иначе никогда не могла быть высказана" [1: 234]. Повествование ведется от лица Сирина, во внутреннем монологе персонажа и заключен главный интерес произведения. Здесь кумулятивная часть сюжета играет ретардирующую роль. Восемнадцатилетний молодой Сирин с намерениями получить образование покидает родной очаг, первую любовь. Однако, приехав в Уфу, теряется в чуждом для него пространстве. Взрослую помощницу Любовь Сергеевну он воспринимает как добродетель, посланный свыше. Потерявшая любимого мужчину на войне и пережившая обман и предательство другого мужчины, Любовь Сергеевна, увидев в Сирине настоящего защитника, пытается спрятать душевную боль за широкими плечами юноши. Они начинают вместе новую жизнь, но втайне от родственников Сирина. Он не может ездить домой, представить избранницу матери, а женщина тем временем обретает новую боль - вынужденную утрату дорогого человека. Она отпускает Сирина сама, прекрасно понимая, что разница в возрасте, воспитании со временем станут причиной разрушения любви. Любовь Сергеевна мирится с болью, которую обрела "по собственному желанию", но взамен обретает радость семейного благополучия, выходит замуж за достойного мужчину, который становится настоящим защитником ей и ее ребенку. Сирин же в поисках семейного счастья, гармонии женится на воспитанной городской, расчетливой Диларе. Поиск душевности, взаимной любви, доверительных отношений приводят его к размышлениям.

Встретившись с Любовью Сергеевной спустя годы, будучи мужем и отцом, Сирин понимает, что благоразумная женщина была права, отказавшись от его предложения руки и сердца. Он смиренно принимает боль утраты любимой, но смерть третьего брата Раббани воспринять он не в силах. Опустошенный, вынужденный мириться с непрерывными утратами, Сирин, в отличие от младшего брата Адран, который стойко защищает мать и честь их рода, еще не осознал свою собственную значимость, не обрел мудрость приятия боли и благодарности жизни.

В событийном ряду мы наблюдаем и третью особенность сюжетостроения - равновесие и равноправие случая и необходимости. "Необходимость и случай связаны с категориями Хаоса и Порядка. Для эпики в целом характерно равноправие этих начал, а иногда - прямое осмысление их противостояния в качестве основной сюжетной ситуации" [1: 236].

При статике общей сюжетной ситуации (смерть отца, трагедия романтического героя Ха-вадиса, драма жизни потерянного Раббани являются непреложной необходимостью в сюжете) "случай может выступить в качестве элемента динамики, без которого невозможна смена временного нарушения этой ситуации с ее последующим восстановлением" [1: 236] (случайная смерть Мирзы накануне свадьбы Сирин). Безудержная и жертвенная любовь Мирзы и Нилю-фар является единственным светом во мраке потерь.

Равноправие циклической и кумулятивной схем (четвертая особенность), непосредственно связанное с соотношением случая и необходимости, обусловливают случайность на первой взгляд несправедливой утраты. Оказавшись во мраке отчаяния в самый светлый день, Сирин спустя время воспринимает любовь как единственный путь к гармонии и миру.

Дублируется главное событие, соблюдается и условность границ сюжета (пятая особенность), сущность мира, которая раскрывается в эпической ситуации, остается неизменной.

1. Теория литературы. Роды и жанры (основные проблемы в историческом освещении). - М.: ИМЛИ РАН. - 2003. - T.III. - 592 с.

2. Тамарченко Н.Д. О смысле "Фаталиста" // Русская словесность. - 1994. - №2. - C.27-30.

3. Богданова О.В. Современный литературный про-

цесс (К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов ХХ века: материалы к курсу "История русской литературы ХХ века (часть III)". - СПб.: Филологический факультет Санкт-Петербургского государственного

университета. - 2001. - 252 с.

4. Зашдуллина Д.Ф. ХХ гасырньщ икенче яртысы татар эдэбиятын ейрэну мэсьэлэсе //Эмирхан Еники hэм ХХ йез татар эдэбияты. - Казан: РИЦ "Школа". - 2009. - Б.13-18.

5. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: учеб. пособ. - М.: Флинта, Наука, 2000. - 248 с.

6. Руднев В. П. Энциклопедический словарь культуры ХХ века. - М.: "Аграф", 2001. - 608 с.

7. Жюльен Н. Словарь символов. Иллюстрированный справочник. - Челябинск: "Урал LTD", 1999.

- 498 с.

8. Зашдуллина Д.Ф. Яна дулкында // Казан утлары.

- 2003. - №1. - Б.153-159.

9. Сарьян X Бер ананын биш улы. Повесть, хикэялэр.- Казан: Тат.кит.нэшр., 2000. - 303 б.

10. Аналитическая психология и психотерапия / сост. и общ. ред. В.М.Лейбина. - СПб., 2001. - 512 с.

TATAR NOVEL PLOT STRUCTURE IN THE 70S OF THE 20th CENTURY (ON THE EXAMPLE OF THE NOVEL”FIVE SONS OF THE MOTHER” BY H.SARYAN)

G.R.Gainullina

In this article a number of interrelated features of an epic plot are designated on the example of the novel, written by the famous Tatar novelist H.Saryan.

Key words: structure of plot, central event, duplication, epic retardation, cyclic and cumulative schem.

Гайнуллина Гульфия Расилевна - кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы ХХ-ХХ! вв. и методики преподавания Института филологии и искусств Казанского (Приволжского) федерального университета.

E-mail: [email protected]

Поступила в редакцию 16.08.2011

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.