у каждого больного до заболевания, а также влияние этого на процесс развития, степень тяжести и продолжительность течения заболевания. При наступлении летальных исходов в группе заболевших обязательно должны быть выяснены обстоятельства, при которых наступила смерть, а также имеются ли причинно-следственные связи между летальным исходом и вспышкой массового заболевания. Необходимо провести дифференцирование причин летальных исходов и, при выявлении иных причин, определить степень адекватности установленного диагноза, своевременности и правильности оказания заболевшему медицинской помощи.
Основной задачей судебно-медицинской экспертизы массовых заболеваний, возникших внутри большого замкнутого коллектива, является установление характера и направленности причинно-следственных связей между возникшей вспышкой массового заболевания и нарушениями установленных санитарно-гигиенических норм и правил, а также своевременностью и адекватностью оказанной первичной медицинской (врачебной) помощи непосредственно в очаге заболевания. При расследовании обстоятельств и последствий возникшего массового заболевания обязательным является назначение судебно-медицинской экспертизы. При этом она должна носить комплексный характер, т.е. в состав экспертной комиссии, помимо судебных медиков и врачей клинического профиля, обязательно должны быть включены специалисты в области санитарной гигиены и эпидемиологии.
ВЫВОДЫ
Сложность организации данного вида судебно-медицинских экспертиз определяет, что указанная проблема находится в компетенции нескольких самостоятельных областей науки - судебной медицины, клинической медицины и санитарной гигиены. Все это требует изменения в методических и организационных принципах, разработки нового, современного алгоритма, включающего в себя последние достижения науки и отвечающего требованиям, которые предъявляются к этим экспертизам.
■ ИЗУЧЕНИЕ ДЕФЕКТОВ ОКАЗАНИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ В КАРДИОЛОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ
асс. О. И. Косухина, д.м.н., проф. Е. Х. Баринов • Московский государственный медико-стоматологический университет им. А. И. Евдокимова, кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. -проф. П. О. Ромодановский)
• Аннотация: В работе приводятся сведения об объективных и субъективных причинах, которые создают возможность и условия возникновения дефектов оказания медицинской помощи в кардиологической практике.
• Ключевые слова: судебная медицина, кардиология, дефекты медицинской помощи
ВВЕДЕНИЕ
Особенность деятельности в сфере медицины заключается в том, что такие последствия лечения, как смертельный исход и другие неблагоприятные последствия, могут иметь место как в результате естественно неблагоприятного течения заболевания, так и при неадекватном выполнении своих профессиональных обязанностей медицинским персоналом. Это накладывает определенную трудность на юридическую квалификацию действий медицинского работника.
Между тем современные условия развития законодательства и медицинской науки требуют принципиально нового подхода к анализу теоретических и практических аспектов ненадлежащего врачевания, что представляет собой острую медико-юридическую проблему, решение которой актуально как для правового поля правосудия, так и практического здравоохранения.
МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Было изучено 1058 комиссионных судебно-медицинских экспертиз, проведенных по гражданским делам, связанным с дефектами оказания медицинской помощи. Среди всех случаев «врачебных дел» наименьшее количество касается деятельности врачей-кардиологов - 0,2 %.
В кардиологической практике выявляются объективные и субъективные причины, которые создают возможность и условия возникновения дефектов оказания медицинской помощи на диагностическом, лечебном и реабилитационном этапе (Баринов Е. Х., 2013; Косухина О. И., 2015).
К объективным причинам следует отнести тяжесть течения и осложнения заболевания (47 %), наличие сопутствующих заболеваний, утяжеляющих течение болезни (13 %), возраст пациента (10 %), длительность периода от момента начала заболевания до обращения к специалисту (15 %), наличие самолечения (6 %), нарушение режима двигательной активности и правил транспортировки (9 %). К субъективным причинам дефектов оказания медицинской помощи в кардиологии относятся: поверхностное обследование пациентов (77 %), поступление больного в стационар в выходные или праздничные дни (13 %), отсутствие последовательных, обоснованных представлений о схемах диагностики, лечения и реабилитационного периода (10 %).
Совокупность как объективных, так и субъективных причин ведет к возникновению дефектов оказания медицинской помощи, а именно: дефектам диагностики, дефектам в организации медицинской помощи, дефектам в проведении лечения, дефектам ведения медицинской документации.
Дефекты диагностики превалируют и включают в себя: недостаточно полный сбор анамнеза (57 %), неполный осмотр по всем органам и системам (13 %), неполноту назначенных лабораторно-диагностических обследований (15 %), неполноту дифференциальной диагностики данного заболевания, в том числе и в динамике (5 %), недооценку тяжести заболевания (3 %), выбор неверного основного метода обследования (3 %), недооценку тяжести сопутствующей патологии (1 %), несвоевременность проведения обследования (1 %), позднюю диагностику основного заболевания (1 %), неправильную интерпретацию или игнорирование данных (0,5 %), игнорирование данных ранее проведенных исследований (на догоспитальном этапе или проведенных в других лечебных учреждениях) (0,3 %), непривлечение при необходимости консультантов (0,2 %).
ВЫВОДЫ
Изучение случаев дефектов оказания медицинской помощи в кардиологии способствует повышению качества оказания медицинской помощи.
СТРУКТУРА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ СЛУЖБЫ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
к.м.н., доцент Н. К. Исмаилов, к.м.н., доцент Р. О. Орункулова
• Кафедра судебной медицины Кыргызско-Российского Славянского университета
(ректор - академик В. И. Нифадьев), г. Бишкек
• Аннотация: В докладе отражены современная структура судебно-медицинской службы
в Кыргызской Республике, проблемы и перспективы ее развития.
• Ключевые слова: структура, перспективы развития, судебно-медицинская служба Кыргызской Республики
ВВЕДЕНИЕ
После обретения независимости и в условиях реформирования государственной системы Кыргызской Республики (КР), на рубеже ХХ-ХХ1 веков удалось сохранить структуру и функционирование судебно-медицинской службы. Вместе с тем не обошлось без последствий «жесткого отрыва» кыргызской судебной медицины от судебно-медицинских центров, находившихся в России, Беларуси, на Украине и в Казахстане.
Одним из «наследственных» проблемных состояний является современная структура судебно-медицинской службы КР, представленной 7 областными центрами судебной медицины. Прямое подчинение Министерству здравоохранения (МЗ) КР имеет лишь Чуй-Бишкекское подразделение (Республиканский центр судебно-медицинских экспертиз, РЦСМЭ). Остальные 6 областных центров подчиняются МЗ КР через «областных координаторов по здравоохранению», а в организационно-методическом вопросе - РЦСМЭ. Получается парадоксальная ситуация: отсутствует как «вертикаль», так и «горизонталь» управленческой власти в судебно-медицинской службе. Республиканский центр судебно-медицинских экспертиз, находящийся в столице республики, никоим образом не может контролировать областные центры судебной медицины в вопросах качества экспертиз, кадрового состава, финансового положения; в то же время РЦСМЭ подотчетен главному специалисту в области хирургии МЗ КР.
Ввиду указанных обстоятельств судебно-медицинская служба КР не может выполнять свою главную, по праву предоставленную государством и одновременно МЗ КР, задачу - профилактическую, а именно вести достоверную информационную работу по наблюдению острой ненасильственной смерти среди населения, когда она морфологически и по обстоятельствам не соответствует установленному врачом диагнозу, тем самым указывая на определенные пробелы в профессиональных действиях медицинских работников.
Перспективы развития судебно-медицинской службы Кыргызской Республики имеют два пути:
• первый - создание «вертикальной» трехступенчатой подчиненности (Министерство здравоохранения -РЦСМЭ - областное СМЭ);
• второй - создание «револьверной» двухступенчатой подчиненности (Министерство здравоохранения - областное СМЭ).
ВЫВОДЫ
Судебно-медицинская служба Кыргызской Республики находится в глубоком «системном кризисе» и для выхода из него нужно создать рабочую группу под эгидой Министерства здравоохранения для решения такого архиважного вопроса, как ее структура.
ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМ КОМИТЕТОМ СУДЕБНЫХ ЭКСПЕРТИЗ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЗА КАЧЕСТВОМ ОКАЗАНИЯМЕДИЦИНСКОЙПОМОШИ Ю. А. Овсиюк, А. А. Сорокин, А. В. Четин • Государственный комитет судебных экспертиз Республики Беларусь (председатель - к.ю.н. А. И. Швед)
• Аннотация: Статья посвящена одной
из главных задач государственных медицинских судебных экспертов Беларуси. Дается характеристика надзорных мероприятий Государственного комитета за качеством оказания медицинской помощи организациями республики, независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности, а также выявляемых при надзорной деятельности недостатках медицинской помощи. Главное внимание авторами обращается на то, что в результате объединения экспертных служб республики, в том числе и Государственной службы медицинских судебных экспертиз, в единый Государственный комитет в 2013 году и принятия Закона Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» в 2015 году, осуществление вневедомственного надзора за качеством оказания медицинской помощи в стране поднято на более высокий и эффективный уровень. В то же время авторы указывают, что проводимая Государственным комитетом надзорная деятельность требует дальнейшего совершенствования в целях улучшения качества оказания медицинской помощи населению.
• Ключевые слова: качество оказания медицинской помощи, надзор за качеством оказания медицинской помощи государственным органом, не входящим в систему Министерства здравоохранения Республики Беларусь Главное внимание авторами обращается на то, что
в результате объединения экспертных служб республики, в том числе и Государственной службы медицинских судебных экспертиз, в единый Государственный комитет в 2013 году и принятия Закона Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» в 2015 году, осуществление вневедомственного надзора за качеством оказания медицинской помощи в стране поднято на более высокий и эффективный уровень.
В тоже время авторы указывают, что проводимая Государственным комитетом надзорная деятельность требует дальнейшего совершенствования в целях улучшения качества оказания медицинской помощи населению.
Вопросам качества оказания медицинской помощи населению в Республике Беларусь всегда уделялось большое внимание. Ведь от профессионального отношения к своей работе врачей и среднего медицинского персонала подчас зависит не только здоровье человека, качество его жизни, но нередко и сама жизнь. Несмотря на огромные усилия и средства, которые направляются на решение вопросов качественного оказания жителям республики (а также иностранным гражданам) медицинской помощи, нельзя не признать, что проблемы в этой сфере деятельности остаются актуальными и в настоящее время.
Согласно действующему законодательству в Республике Беларусь, осуществляют контрольную (надзорную) функцию за качеством оказания медицинской помощи