Научная статья на тему 'Структура социального пространства города в контексте туристоориентированности страны'

Структура социального пространства города в контексте туристоориентированности страны Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
468
47
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ГОРОДА / SOCIAL CITY SPACE / ПРОСТРАНСТВО РЕПРЕЗЕНТАЦИИ / РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА / ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОСТРАНСТВА / THE CONCEPTION OF THE PRINCIPLES OF THE SPACE ORGANIZATION / ТУРИСТИЧЕСКИЕ ПРАКТИКИ / TOURISTS' PRACTICES / REPRESENTATION SPACE / SPACE REPRESENTATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Козлова И. В.

Констатируется наличие теоретической лакуны в области рассмотрения понятия социального пространства города (из-за нехватки научных разработок этот феномен трактуется как метафизическая, а не как эмпирически измеряемая единица анализа). Целенаправленное описание структуры социального пространства в контексте туристоориентированности страны и города подается исследователем как результат собственных теоретических поисков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF THE SOCIAL CITY SPACE WITHIN THE CONTEXT OF THE TOURISM ORIENTATION OF THE COUNTRY (EXAMPLE OF UKRAINE)

In the present article the author accents the presence of theoretical lacuna, investigating the notion of the social city space, although due to the lack of scientific developments, this phenomenon is treated as metaphysical and not empirically measured unit of the analysis. In particular the author stresses the absence of purposeful description of the structure of the social space, which within the context of the tourism orientation of the city and country is presented by the researcher as the result of the personal theoretical searches.

Текст научной работы на тему «Структура социального пространства города в контексте туристоориентированности страны»

Социология и социальная работа Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 2 (34), с. 68-73

УДК 316.3

СТРУКТУРА СОЦИАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ГОРОДА В КОНТЕКСТЕ ТУРИСТООРИЕНТИРОВАННОСТИ СТРАНЫ

© 2014 г. И.В. Козлова

Львовский национальный университет им. И. Франко

[email protected]

Поступила в редакцию 10.04.2014

Констатируется наличие теоретической лакуны в области рассмотрения понятия социального пространства города (из-за нехватки научных разработок этот феномен трактуется как метафизическая, а не как эмпирически измеряемая единица анализа). Целенаправленное описание структуры социального пространства в контексте туристоориентированности страны и города подается исследователем как результат собственных теоретических поисков.

Ключевые слова: социальное пространство города, пространство репрезентации, репрезентация пространства, представления о принципах организации пространства, туристические практики.

Пространственные аспекты социальной жизни - важная составляющая современного украинского и любого другого общества, ведь именно в пространстве происходят все процессы коммуникации, пространство выступает социальной средой функционирования отношений и взаимодействий, которые, в свою очередь, находятся в центре внимания социологии. Именно в пространстве человек развивается как социальное существо, и потому эта категория нуждается в содержательном социологическом осмыслении и интерпретации. Если говорить о практической значимости темы, можем утверждать, что знания о структуре социального пространства выступают важным инструментом органов местного самоуправления при построении стратегии социального и культурного развития города и его презентации туристам. К сожалению, ученые, и в частности украинские, склонны использовать понятие пространства как априорное, не обосновывая его. Также отметим отсутствие комплексных разработок в области операционализации самого понятия социального пространства (или же, другими словами, его структуры). Отсутствие отмеченных разработок влечет за собой рассмотрение пространства как метафизической, а не эмпирически измеряемой единицы анализа. Поэтому в случае исследования вопроса пространства (в частности, социального) можем говорить о научной проблеме несоответствия между практической значимостью и степенью теоретической разработанности темы.

Почему мы рассматриваем социальное про-странствао города с позиции туристоориенти-

рованности страны? Украине необходимы новые точки экономического роста, которые станут основой наполнения бюджета и создания рабочих мест. По мнению многих экспертов, туризм является тем сектором украинской экономики, потенциал которого не реализован в полной мере и который может продемонстрировать опережающий рост (ведь Украина имеет большой туристический потенциал благодаря уникальному географическому положению и наличию разнообразных туристических зон: от лыжных курортов Карпат до черноморских пляжей с известным музыкальным фестивалем «Казантип»). Около 20 миллионов иностранцев пересекают украинскую границу ежегодно. При этом их средние расходы на территории Украины составляют 200 долларов США на человека. Наплыв туристов повышает спрос на услуги с высокой добавочной стоимостью и содействует развитию малого и среднего бизнеса [1].

Целью данной работы является описание структуры социального пространства города в контексте его туристоориентированности.

Пространство - это общественный продукт, который создается не через таинственные биологические или социальные силы, а с помощью конкретных людей, которые действуют в реальных, исторически сформированных общественных структурах. Каждое пространство (или же измерение пространства) является коррелятом определенного класса, прослойки и общественной группы. За каждой пространственной формой находятся акторы, которые ее создали согласно своим интересам и идеологии, а также потребности, которую она должна удовлетво-

рить. Обобщая, можно сказать, что пространство является творением живой структуры, общественной группы, которая его трактует как способ своего поведения [2].

Таковы общие представления о специфике функционирования пространства. Однако стоит более детально рассмотреть исследуемый нами феномен, в частности операционализировать именно понятие социального пространства города, а также выделить основные его элементы / составляющие части.

Социальное пространство города можно рассматривать с трех разных точек зрения:

- как социальный факт (следуя за Э. Дюрк-геймом, который считал, что исследователь с целью обеспечения объективного подхода к социальной действительности или же реальности должен рассматривать социальные факты как вещи) [3];

- как социальную реальность;

- как социальную систему.

В данном случае социальное пространство города будет рассматриваться в пределах теории структурации, то есть как социальная система, поскольку именно такой подход позволит избежать метафизичности и некоторой аморфности представлений о пространстве, а также продемонстрировать его четкую и вполне эмпирически измеряемую сущность.

Под социальным пространством города понимаем воспроизводимые, позиционируемые и воображаемые взаимоотношения субъектов деятельности (индивидов или коллективов), организованные в виде регулярных социальных практик, которые осуществляются в физически детерминированных, территориальных границах, которые включают в себя совокупность объектов, организаций и отраслей, призванных обеспечить полноценную человеческую жизнедеятельность.

Данное авторское определение открывает в вопросе изучение социального пространства города целый ряд возможностей. И важнейшей из них является нивелирование проблемы/дискуссии относительно разделения физического и социального пространств, которая по большей части заключалась в невозможности четкого теоретического разграничения последних, поскольку они во многом являются комплементарными. Новое определение нивелирует эту дискуссию путем очерчивания меры присутствия физического элемента в социальном пространстве города, то есть дает возможность детерминации физических пределов, которые объективируют социальное пространство, предоставляя абстракции измеряемые,

овеществленные формы. Кроме того, определение подтверждает одну из гипотез А. Лефевра, которая сводится к тому, что пространство выступает объективацией общественного и духовного [4, р. 38-39].

Социальное пространство города не является однородным, оно выступает в качестве суммы разных пространств, или полей (понятие поля в данной трактовке не соответствует понятию «поля» у французского исследователя П. Бурдье [5]). В конкретном случае речь идет не столько о множественности пространств в формате наличия собственных представлений о пространстве у разных групп населения, сколько о структурных качествах социального пространства в туристически направленной коннотации.

Социальное пространство может выступать объективной реальностью, то есть реальностью первого порядка, а также быть образованным вследствие целеустремленного конструирования осмысленной субъектами деятельности, другими словами, социальное пространство может образовываться непосредственно через сконструированные о нем представления.

От определения базовых дефиниций перейдем к более детальному рассмотрению структуры социального пространства города.

Исходя из предпосылок теории структура-ции, социальное пространство города содержит в себе ряд структурных качеств. Речь идет:

- об образе города;

- о практиках, осуществляемых в городе и относительно города (в исследуемом контексте - туристических практиках);

- о городской инфраструктуре (в исследуемом контексте - туристической инфраструктуре).

Социальное пространство города состоит из трех полей: пространство репрезентации (реальное пространство, а также пространство постоянных обитателей города), репрезентация пространства (образ города, созданный для туристов), «воображаемое пространство» (представление о принципах организации пространства, которые возникают у гостей города).

Каждое из полей наделено структурными качествами социальной системы, то есть социального пространства и, соответственно, содержит в себе образ, практики и инфраструктуру.

Есть существенная разница между полями социального пространства и социальным пространством как единым целым (стоит отметить, что социальное пространство есть значительно более сложный конструкт, чем просто совокупность полей).

В первую очередь более детально рассмотрим специфику каждого из определенных полей, а позже дадим более конкретные определения структурных качеств социальных систем.

Пространство репрезентации - реальность первого порядка, доступная всем обитателям города, которая базируется на предварительно усвоенных запасах социального знания. То есть это то пространство, в котором живут коренные (или же просто «постоянные») обитатели города и которое они понимают и проживают как привычное для них. Другими словами, пространство репрезентации для обитателей города - это пространство «такое, как оно есть». Следовательно, пространство репрезентации - реально существующее, физически детерминированное пространство.

Репрезентация пространства - реальность второго порядка, образ города, сконструированный под воздействием субъектов осмысленной деятельности, разнообразных акторов с целью достижения запланированного результата (в конкретном случае - увеличения притока туристов в город).

Если пространство репрезентации является реально существующим пространством, а репрезентация пространства - образом города, который конструируется и предлагается гостям города, то должны быть и рефлексивные представления туристов относительно пространства, которое им предлагается. Следовательно, есть смысл говорить о туристических представлениях о принципах организации пространства. Для упрощения можем называть их «воображаемое пространство», хотя оно не выступают полноценным полем в полном понимании этого феномена.

Воображаемое пространство - это реальность, которая состоит из ожиданий гостей города, функционирует лишь в сознании туристов и может существенно отличаться как от пространства репрезентации, так и от репрезентации пространства.

Рассмотрев общую структуру социального пространства города, перейдем к более детальному рассмотрению его структурных качеств.

Понятие образа города было частично раскрыто при описании поля репрезентации пространства, ведь исходя из положений дуальности структуры (теория структурации), структурные качества социальных систем выступают средством и вместе с тем результатом практики, которая конституирует эти системы, то есть структурное качество может иметь общие характеристики с полем.

Образ города выступает определенной структурой описания города на своеобразном языке и в своеобразном формате. Восприятие города является преимущественно индивидуальным, но оно детерминировано социокультурной средой. Человек воспринимает окружающую социальную реальность сквозь призму групповых норм и правил. В то же время конструирование образов - это личностный процесс, на который влияют конкретная ситуация или же намерения агентов его формирования.

Образ города - это та «обложка», которая предлагается гостю города для потребления. По мнению российского исследователя М. Кагана, существует 4 фактора, которые формируют ми-фопоэтику, образ города:

- ландшафт и климат, которые создают своего рода естественное поле, на фоне которого и разворачивается социальная деятельность человека;

- социальный статус города (столица или провинция) и специфика социальной деятельности горожан, которая определяет особенности жизни каждого города;

- архитектурный образ города, который формирует определенное психоэмоциональное настроение как обитателей, так и гостей города;

- художественные образы литературы, искусства, кино, которые создают и хранят «городские символы», формируют колорит города и «прецедентные тексты» [6].

Говоря об образе города, следует вернуться к рассмотрению поля репрезентации пространства, а точнее - уровней репрезентации пространства, а также объектов его репрезентации. Это поможет составить более комплексное представление о том, каким образом формируется городской образ.

Пространство репрезентации состоит из нескольких моделей:

- модель представления через город (комплексная репрезентация города в целом);

- модель представления через район (позиционирование отдельных районов как синтезированных носителей специфики представленного городского пространства);

- модель представления через улицу (позиционирования отдельных особенностей застройки или других аспектов, которые имеют определенное историческое значение);

- модель представления через объекты (позиционирование конкретных архитектурных ансамблей, монументов, памятников, разнообразных заведений и тому подобное).

В каждой из этих моделей представлен ряд объектов репрезентации, которые можно классифицировать следующим образом:

- объекты культурно-художественного характера (историческое наследие, воплощенное в архитектурных ансамблях и формах, которые также можно разделить на европейские и сугубо украинские, а также разнообразные культурно-художественные учреждения, например: музеи, театры, галереи, независимые культурные институции и др.);

- развлекательная инфраструктура/индустрия (ряд аттракций гастрономического характера, а также ряд заведений активного проведения досуга, например ночные клубы).

Такими являются составляющие образа города, который создается для туристов.

Перейдем к определению туристической инфраструктуры как структурного качества социального пространства города как системы.

Согласно Закону Украины «О внесении изменений и дополнений в Закон Украины «О туризме», туристическая инфраструктура определяется как совокупность разных субъектов туристической деятельности (гостиницы, туристические комплексы, кемпинги, мотели, пансионаты, предприятия питания, транспорта, заведения культуры, спорта и др.), которые обеспечивают прием, обслуживание и перевозку туристов [7]. Таким образом, это здания и сооружения, средства коммуникации, транспортная система, которые задействованы в предоставлении туристических услуг.

Также туристическую инфраструктуру можно рассматривать как совокупность искусственно созданных рекреационных заведений (санатории, базы отдыха, гостиницы, рестораны и др.) и сопутствующих объектов, построенных для общего пользования за счет государственного инвестирования (автомобильные и железные дороги (пути), пункты пропуска, аэропорты, больницы, школы и др.). Услуги инфраструктуры играют роль связки, которая совмещает разные секторы туристической отрасли, включая конечного потребителя [8].

Предлагаем авторское определение, которое рассматривает туристическую инфраструктуру с социологической точки зрения и в практическом контексте исследуемой тематики. По нашему определению, туристическая инфраструктура - это совокупность естественных и искусственно созданных объектов и учреждений, акцентированных (то есть созданных не с туристической целью, а существовавших ранее) или специально созданных с целью получения

символической и экономической пользы от пребывания туристов в городе.

Составляющие туристической инфраструктуры выглядят следующим образом:

1) объекты и символы, которые существовали до принятия решения о предоставлении городу «товарного» вида: физические достопримечательности, символические / исторические места (исторические и культурные достопримечательности, религиозные места);

2) элементы сферы обслуживания (ориентирование по городу), призванные обеспечить территориальную доступность имеющихся объектов (информационные указатели, электронные туристические табло, информационные центры);

3) объекты и элементы сферы благоустройства, призванные повысить «товарную» привлекательность / критерий «товарности» города (качество питания, качество жилья, общественный транспорт, состояние дорог, экологическая ситуация, развлекательные и культурные события, цены на товары и услуги, наличие необходимых товаров в магазинах); сервис (качество обслуживания в заведениях общественного питания, безопасность пребывания в городе, удобство передвижения по городу, удобство бронирования).

Переходим к рассмотрению последнего структурного качества социальной системы, а именно практик. В этом вопросе нас больше интересует определение и интерпретация именно туристических практик, однако начнем с базового определения «неспециализированной» практики.

В концепциях Е. Гидденса [9], П. Бурде [5] и других исследователей понятие «практика» (как целеустремленная деятельность), с одной стороны, подчеркивает активную позицию субъекта действия, а с другой - отмечает системно-структурные ограничения.

Однако это определение не имеет ссылки на место практик в самой структуре пространства.

Исходя из авторского определения, практики - это целеустремленная деятельность акторов, призванная использовать методы и техники потребления и конструирования социального пространства.

Туристические практики предусматривают использование разнообразных социальных конструктов города как идей, которые воспринимаются в качестве очевидных теми, кто принимает их; при этом они остаются изобретением или искусственно созданным культурным артефактом, принадлежащим определенной культуре или сообществу. Туристы проявляют избира-

тельность относительно социальных конструктов, выбирая одни и отбрасывая другие [10].

Сами практики относительно образа города, то есть репрезентации пространства, а в итоге и пространства репрезентации стоит разделить на две основных категории, а именно:

- практики потребления как воссоздания;

- практики потребления как конструирования.

- Рассмотрев понятие практик, стоит перейти к рассмотрению их структуры. Структура туристических практик выглядит следующим образом:

- практики подготовки путешествия (изучение информации о месте назначения: разнообразные путеводители, справочники, планирование маршрута, проживания, приобретения билетов и др.);

- практики перемещения в место назначения (совокупность практик, которая сопровождает перемещение в место назначения с помощью разнообразных средств транспортировки);

- практики, которые реализуются на месте назначения (практики наблюдения, потребления и конструирования пространства, интерпретации и верификации впечатлений (практики обитания и практики времяпрепровождения);

- посттуристические практики (презентация опыта и его оценка).

Таким образом выглядит структура социального пространства города в социологическом разрезе. Логическим шагом для последующих научных разработок было бы рассмотрение процесса формирования или же конструирования социального пространства города, так как

определение его структуры выступает лишь первым этапом изучения этого феномена.

Список литературы

1. Туризм - прюрггетний сектор украшсько! економжи // Туризм: туристичний продукт та його складовг 1 електрон. опт. диск (CD-ROM): кольор.; 12 см. (Всеукр. перепис населення, 2001). Систем. вимоги: Intel Celeron 1.80 GHz; 1 Gb DDR; CD-ROM Windows 7 Ultimate. Назва з титул. екрану.

2. Laborit H. L'homme et la ville. Paris: Flammarion, 1981.

3. Дюркгейм. Метод социологии. - 1 електрон. опт. диск (CD-ROM): кольор.; 12 см. (Всеукр. перепис населення, 2001). Систем. вимоги: Intel Celeron 1.80 GHz; 1 Gb DDR; CD-ROM Windows 7 Ultimate. Назва з титул. екрану.

4. Lefebvre H. The Production of Space / Translated from German by D. Nicholson-Smith. Oxford: Blackwell Publishing, 2007. 442 p.

5. Бурдье П. Социология политики / Пер. с фр. Н.А. Шматко. М.: Socio-Logos, 1993. 336 c.

6. Каган М. Град Петров в истории русской культуры. СПб.: Паритет, 2006. 480 с.

7. Туристична дiяльнiсть. Нормативная база / Упор. О.М. Ро1на. К.: КНТ, 2005. 448 с.

8. Енциклопедичний словник-довщник з туризму / Упоряд. В.А. Смолш, В.К. Федорченко, В.И. Цибух. К.: Слово, 2006. 372 с.

9. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М.: Академический Проект, 2003. 528 с.

10. Денисюк А., Середа Ю. Туристичний потен-щал промислових райошв мюта: реконструкщя спадщини: туристичний продукт та його складовь 1 електрон. опт. диск (CD-ROM): кольор.; 12 см. (Все-укр. перепис населення, 2001). Систем. вимоги: Intel Celeron 1.80 GHz; 1 Gb DDR; CD-ROM Windows 7 Ultimate. Назва з титул. екрану.

THE STRUCTURE OF THE SOCIAL CITY SPACE WITHIN THE CONTEXT OF THE TOURISM ORIENTATION OF THE COUNTRY (EXAMPLE OF UKRAINE)

I.V. Kozlova

In the present article the author accents the presence of theoretical lacuna, investigating the notion of the social city space, although due to the lack of scientific developments, this phenomenon is treated as metaphysical and not empirically measured unit of the analysis. In particular the author stresses the absence of purposeful description of the structure of the social space, which within the context of the tourism orientation of the city and country is presented by the researcher as the result of the personal theoretical searches.

Keywords: social city space, the representation space, the space representation, the conception of the principles of the space organization, tourists' practices.

References

1. Turizm - prioritetniy sektor ukrayinskoyi ekonomiki // Turizm: turistichniy produkt ta yogo skla-dovI. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM): kolor.; 12 sm. (Vseukr. perepis naselennya, 2001). Sistem. vimogi: Intel Celeron 1.80 GHz; 1 Gb DDR; CD-ROM Windows 7 Ultimate. Nazva z titul. ekranu.

2. Laborit H. L'homme et la ville. Paris: Flammarion, 1981.

3. Dyurkgeym. Metod sotsiologii. - 1 elektron. opt. disk (CD-ROM): kolor.; 12 sm. (Vseukr. perepis naselennya, 2001). Sistem. vimogi: Intel Celeron 1.80 GHz; 1 Gb DDR; CD-ROM Windows 7 Ultimate. Nazva z titul. ekranu.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Lefebvre H. The Production of Space / Translated from German by D. Nicholson-Smith. Oxford: Blackwell Publishing, 2007. 442 p.

5. Burde P. Sotsiologiya politiki / Per. s fr. N.A. Shmatko. M.: Socio-Logos, 1993. 336 c.

6. Kagan M. Grad Petrov v istorii russkoy kulturyi. SPb.: Paritet, 2006. 480 s.

7. Turistichna diyalnist. Normativnaya baza / Upor. O.M. Royina. K.: KNT, 2005. 448 s.

8. Entsiklopedichniy slovnik-dovidnik z turizmu / Uporyad. V.A. Smoliy, V.K. Fedorchenko, V.I. Tsibuh. K.: Slovo, 2006. 372 s.

9. Giddens E. Ustroenie obschestva: Ocherk teo-rii strukturatsii. M.: Akademicheskiy Proekt, 2003. 528 s.

10. Denisyuk A., Sereda Yu. Turistichniy potentsial promislovih rayoniv mista: rekonstruktsiya spadschini: turistichniy produkt ta yogo skladovi. 1 elektron. opt. disk (CD-ROM): kolor.; 12 sm. (Vseukr. perepis nase-lennya, 2001). Sistem. vimogi: Intel Celeron 1.80 GHz; 1 Gb DDR; CD-ROM Windows 7 Ultimate. Nazva z titul. ekranu.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.