Е. В. НЕДОСЕКА В. В. ВОЛКОВ
МЕНТАЛЬНАЯ РЕПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА МОЛОДЕЖИ г. МУРМАНСКА1
Ключевые слова: ментальная карта, ментальная репрезентация пространства, социальное пространство города
Key words: mental map, mental representation of space, social space of a city
В статье представлены результаты социологического исследования, выполненного посредством метода ментальной карты. Приводится анализ категорий «образ города» и «ментальная карта». Дан анализ ментальных карт студенческой молодежи г. Мурманска.
The paper presents the results of a sociological study conducted by means of the mental map method. The authors analyze the categories of the image of a city and of the mental map. The analysis of the students' mental maps of the city of Murmansk is presented.
НЕДОСЕКА Елена Владимировна, доцент кафедры социальных наук Мурманского государственного гуманитарного университета, кандидат социологических наук.
ВОЛКОВ Владимир Валентинович, доцент кафедры истории и социологии Мурманского государственного технического университета, кандидат социологических наук.
NEDOSEKA Elena Vladimirovna, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of Social Sciences, Murmansk State Humanities University (Murmansk, Russian Federation).
VOLKOV Vladimir Valentinovich, Candidate of Sociological Sciences, Associate Professor at the Department of History and Sociology, Murmansk State Technical University (Murmansk, Russian Federation).
Социальное пространство города в течение длительного времени является предметом изучения различных научных направлений, таких как архитектура, география, социология, психология и др. Само понятие включает особенности организованного взаимодействия людей, в процессе которого формируется представление о городе, складываются типы отношений и взаимоотношений между людьми, образ другого человека. В современных научных исследованиях социального пространства городской среды все большую популярность приобрели такие категории, как «образ территории» и «ментальное картографирование». В этих научных изысканиях проблема восприятия городской среды ее населением приобретает особое значение.
Категория «образ города» широко представлена в трудах зарубежных2 и отечественных3 авторов. Основной акцент исследователи делают на тех или иных структурно-содержательных характеристиках образа города, в соответствии с которыми даются различные определения этого понятия и типы классификаций. Необходимо отметить, что, с одной стороны, образ города создается городской средой, которая формирует менталитет горожан посредством комплекса географических, социальных, экологических и социальных факторов. С другой стороны, он складывается из ментального представления его жителей об организации пространства города, который в свою очередь опосредован системой социальных представлений, конструктов и транслируемых ценностей. Это субъективные переживания и восприятие, наполненные личностным опытом горожан.
В исследованиях образа территории (города) особая роль отведена картографическим методам. Они предполагают анализ и изучение географических образов, которые можно исследовать через составление карт или иных геоизображений (картоидов, анаморфоз) как наглядной интерпретации, отражающей особенности восприятия пространства отдельными людьми или социальными группами. Одним из основных носителей пространственного образа территории в сознании человека и одновременно методом обработки этого образа выступает ментальная карта. Для социолога ментальные карты — это исследовательский метод и одновременно продукт его применения4.
Важным методологическим аспектом является то, что образ города — это отражение индивидуальных и коллективных представлений. В этом контексте ментальная карта выступает как групповой образ города, который сочетает элементы образа, свойственные каждому из тех, кто внес в него свой вклад. С. Милграм отмечает, что при анализе ментальных репрезентаций распознаются основные составляющие собирательного образа, то общее, что свойственно разным людям5.
Классический опыт использования ментальной карты в анализе образа города представляет работа К. Линча «Образ города»6. Он определял образ города как некоторую гигантскую пространственную конструкцию, восприятие которой фрагментарно, ситуативно и обусловлено временными показателями. Исследование образа города имеет задачу теоретически обосновать градостроительную деятельность, направленную на понимание жителями городского ландшафта, его читаемость. Она зависит от вообразимости, т. е. такого качества материального объекта, которое может вызвать сильный образ в сознании произвольно выбранного наблюдателя (например, Венеция обладает высокой степенью вообразимости). К. Линч разделяет персональный образ города (воспоминания индивида и приписываемые им значения) и общественный образ. Формирование образа — это двусторонний процесс, объединяющий наблюдателя и наблюдаемое. Сама вообразимость (воображаемость) складывается из трех компонентов образа города: опознаваемость (идентичность), структура (пространственные отношения), значение (эмоциональные переживания субъекта).
Также исследователь выделил пять основных элементов образа города: пути, границы, районы, узлы и ориентиры. Пути — это коммуникации, вдоль которых наблюдатель может перемещаться постоянно, периодически или потенциально. Их роль могут играть улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги, каналы. Для многих это преобладающие элементы образа: люди обозревают город, двигаясь по нему. Границы, или края, понимаются как линейные элементы окружения, которые наблюдатель не использует в качестве путей. Это берега, края жилых районов, стены. Районы выступают как части города, двухмерная протяженность, в которую наблюдатель мысленно входит изнутри. Они
обладают общим, распознаваемым характером. Пути или районы являются главными элементами образа. Это зависит от личности и характера каждого города. Узлы — это места или стратегические точки города, в которые наблюдатель может попасть и от которых может двигаться. Это места слияния путей, перекрестки, места концентрации каких-то функций, особенности облика. Узлы имеют символические значения. Ориентиры являются точечными элементами, наблюдатель в них не входит, они остаются внешними по отношению к нему. Здание, знак, витрина, гора. Элементы накладываются один на другой, взаимопроникают и создают целостный образ города.
Работы К. Линча положили начало традиции исследования образа города посредством ментального картографирования. Последующий рост исследовательского интереса к ментальной репрезентации и картографированию детерминировал разноплановые методологические особенности при работе над данными категориями.
Эмпирическое исследование ментальной репрезентации пространства города мы проводили в феврале — марте 2014 г. Предметом исследования выступали ментальные карты студенческой молодежи г. Мурманска. Информантом стал 121 студент Мурманского государственного гуманитарного университета (МГГУ) и Мурманского государственного технического университета (МГТУ). В исследовании использовался метод графического изображения территории. Сбор данных проводился в учебных аудиториях, где студентам были выданы листы формата А4 с просьбой изобразить свой город. В процессе выполнения задания студенты самостоятельно выбирали средства рисования. Процедура выполнения заданий проходила в присутствии исследователя.
Прежде чем перейти к анализу ментальных карт информантов, необходимо уточнить значение ряда категорий. Под категорией «город» мы будем понимать городскую среду сосуществования его жителей, являющуюся соотношением людской деятельности и пространственно-объектного окружения. Социальное пространство города рассматривается как символическое наполнение и определение его социально значимых свойств. Частной, локальной составляющей социального пространства является совокупность объектов природно-климатического, географического и социально зна-
чимого характера, которые представляют систему взаимно соотносящихся «элементарных смысловых комплексов» — мест, с которыми у человека есть связь в виде отношений, историй и идентификации7.
Анализ графических изображений, выполненных информантами, позволил разделить все изображения на четыре типа. Эта типология изображений заимствована у Е. И. Виноградовой8.
Первый тип изображений — фрагментарная карта, содержащая элементы реальной карты города, оторванные от всей остальной городской структуры. Второй — фрагментарно-целостная карта, состоящая из одного или нескольких подробно прорисованных участков города, которые были вплетены в общегородскую структуру. Третий — условно целостная карта, представляющая лишь схематичное расположение некоторых районов города относительно друг друга. При этом на таких картах было нанесено очень мало конкретных объектов. Четвертый — фронтальная карта — изображения города, которые с трудом можно причислить именно к картам. Они состояли из совокупности городских объектов, никак не соединенных в рисунке между собой. Частота встречаемости типов карт такова: фрагментарная — 3 % от общего числа, фрагментарно-целостная — 11 %, условно-целостная — 14 %, фронтальная — 72,5 %.
Процентное соотношение при анализе ментальных карт свидетельствует о преобладании фронтального типа. По сути, этот тип графического изображения является упрощенным, искаженным изображением — картоидом. Такие карты отражают особенности восприятия информантами территории г. Мурманска с нанесением на рисунок объектов, наиболее значимых с точки зрения эмоциональности, референтности и идентичности.
Анализ восприятия объектов городской среды позволяет считывать информацию о городе: представления о его структуре, наиболее значимых объектах — это своего рода пространственные и социальные доминанты территории, обладающие «максимальным весом». Вся остальная информация о городе, независимо от того, несет ли она пространственные или социальные его характеристики, организуется вокруг этой «доминанты».
Все нанесенные на карты объекты условно можно классифицировать по следующим основаниям: природно-климатические особенности, географические объекты, архитектурные объекты и объекты социально значимого характера, связанные с различными видами социальной деятельности.
Переходя к анализу природно-климатических особенностей, необходимо акцентировать внимание на прослеживании особой северной идентичности информантов. В большинстве изображений (частота встречаемости — 52) фигурирует представление о территории, неразрывно связанное с такими природно-климатическими особенностями города, как полярный день и полярная ночь, снег, северное сияние, зима, сопки. Это представление также находит отражение в восприятии пространства информантами: например, наличие на рисунках изображения иллюминации города (фонарные столбы, ночные дороги, где авторы акцентировали внимание на иллюминационных растяжках, которые размещены в центре города и включаются в период полярной ночи). Изображения северных животных (оленей, медведей, рыбы) также можно отнести к трансляции северной идентичности. Природа в качестве объекта восприятия территории города нашла отражение в рисовании сопок (частота встречаемости — 39) и деревьев (39).
Из географических объектов в подавляющем большинстве карт изображены залив, городские озера (частота встречаемости — 95). Учитывая географическую особенность города (вытянутость вдоль залива), понятна популярность этого образа в ментальных представлениях молодых людей. Залив — это образ, порождающий цепочку ассоциаций, которые также нашли отражение в графических изображениях информантов. Например, морской порт (частота встречаемости — 46); корабли (43, среди них с указанием наименований: ледокол «Ленин» — 5 и барк «Седов» — 2 [основные достопримечательности, связанные с образом залива]); мосты (частота встречаемости — 14).
Архитектурные объекты также представлены молодыми людьми в ментальной репрезентации г. Мурманска. К объектам этого типа мы отнесли памятники, здания, центральную площадь, храмы, дороги. Наиболее популярными в ментальных представлениях информантов являются:
— мемориалы: памятник защитникам советского Заполярья, называемый «Алёша» (частота встречаемости — 31), и мурманский маяк «В память о погибших в мирное время моряках» (частота встречаемости — 15);
— здания гостиницы «Арктика» (20), железнодорожного вокзала (частота встречаемости — 16), гостиницы Меридиан (частота встречаемости — 7). В большинстве карт фигурируют такие объекты, как дома (однотипные жилые постройки спальных районов города);
— центральная площадь города «Пять углов» (частота встречаемости — 19). Изображение центральной площади на картах является еще и прямой ассоциацией с центром города как основополагающей точки, некой доминанты, несущей определенные пространственные и социальные характеристики;
— храмы (частота встречаемости — 15). На 14 рисунках изображена одна из основных достопримечательностей и объект туристического значения в городе — храм Спаса на водах. В одном случае это изображение костела;
— дороги (частота встречаемости — 47). Можно утверждать, что этот объект тесно переплетается с географическим основанием анализа. Вытянутость города вдоль залива свидетельствует о наличии одной-двух (в зависимости от района) центральных дорог, где одна дорога фактически перетекает в другую, места этих пересечений являются границами административных округов города. Например, проспект Кольский, будучи центральной автодорогой Первомайского административного округа, плавно переходит в Октябрьском административном округе в другие два проспекта — Ленина и Кирова, а эти два проспекта, пересекаясь, выступают границей Ленинского административного округа и соединяются в еще одну центральную улицу — им. Челюскинцев. Другой частотой встречаемости, связанной с употреблением объекта «дороги», является общественный транспорт (частота встречаемости — 14). В этом контексте такое явление последних лет в городской жизни, как автомобильные пробки не были зафиксированы ни на одной карте. Можно предположить, что данное обстоятельство связано с возрастом и статусом информантов, поэтому наиболее актуальный объект в этом случае — общественный транспорт.
Необходимо отметить, что архитектурное разнообразие характерно только для центра города как исторической части, поскольку именно здесь сосредоточена основная часть памятников, зданий, построенных в 50-е гг. XX в., центральная площадь. Мурманск как город есть продукт индустриализации советского периода. Дата основания города — 1916 г., а освоение его жизненного пространства и массовое заселение приходятся на вторую половину XX в. Активная застройка спальных районов велась здесь в 70-х гг. XX в. По этой причине все районы города, кроме центра, визуально с трудом отличаются друг от друга, массовое строительство серийных домов наложило определенный отпечаток на архитектурный образ г. Мурманска, что также нашло свое отражение в ментальной репрезентации его пространства.
К социально значимым были отнесены объекты, связанные с различными видами социальной деятельности информантов: здания университетов, школ, торгово-развлекательные центры, магазины, кинотеатры, заведения общепита, спортивные объекты. Наиболее популярные объекты по этому основанию для информантов — университеты и школы (частота встречаемости — 22), торгово-развлекательные центры и магазины (частота встречаемости — 17). Популярность упоминаний объектов образовательного значения связана с референт-ностью информантов, характерной для данного этапа их жизни. Встречаемость торгово-развлекательных центров и магазинов, скорее всего, является свидетельством набирающего обороты в молодежной среде вида досуговой деятельности — шопинга. Наименьшее количество встречаемости набрали спортивные объекты (частота встречаемости — 6), места общественного питания (частота встречаемости — 3), ночные клубы (частота встречаемости — 2).
Опираясь на типологию элементов образа города, предложенную К. Линчем, полученные ментальные карты можно проанализировать, опираясь на ряд аспектов, которые он выделяет. Условно их можно разделить на субъектные, вытекающие из опыта индивида, и абстрактные. Субъектно ориентированные аспекты включают опознаваемость (насколько отдельное место различимо среди других), структуру (соотнесенность объекта с наблюдателем и другими объектами), практическое или эмоциональное значение ме-
ста для информанта (абстрактные аспекты базируются на пяти основных элементах, описанных ранее [путь, ориентир, граница, узел, район]).
Переходя к анализу субъектно ориентированных характеристик образа Мурманска, необходимо обозначить, что опознаваемость проявляется в том, что «очевидная структура» города схватывается сразу. На картах информантов, как правило, присутствуют объекты, позволяющие считывать наиболее доминантные объекты города — залив, площадь «Пять углов», памятники архитектуры, торговые центры, транспорт. Вместе они образуют сеть — единство элементов, которые при всех своих различиях оказываются рядоположенными, «завязанными» друг на друга. В этом расположении четко читается структура, районирование города.
Соотнесенность объектов с наблюдателями прослеживается весьма условно: в незначительном количестве карт можно подчеркнуть попытки некоторого субъективного нарратива информанта, через которые обнаруживаются объекты личной значимости. Например, в данном контексте внимания заслуживает карта, где информант изображает район своего проживания с обозначением следующих объектов: дом, место пробежки, остановка, дорога, университет. Или карта еще одного из наших информантов, в которой представлен подробный вид из окна с обозначением залива, близлежащих домов и гаражей с припиской «гаражи, в которых мы играли в детстве». Это примеры изображения мест с практической и эмоциональной значимостью.
Переходя к анализу абстрактных характеристик образа города, отметим, что наиболее значимыми для информантов элементами являются ориентиры и пути. 78 объектов на картах отражают точечные элементы пространства, такие как здания, сопки, корабли, витрины и др. Этот элемент является преобладающим в ментальной репрезентации информантов. На втором месте пути — улицы, тротуары, автомагистрали, железные дороги. На третьем — границы, или края, те линейные элементы окружения, которые наблюдатель не использует в качестве путей (края жилых районов, стены). Все перечисленные элементы четко представлены в ментальных картах.
На четвертом месте — районы и узлы. Это части города, двухмерная протяженность, в которую наблюдатель мыслен-
но входит изнутри. Они обладают общим распознаваемым характером. Узлы выступают в качестве стратегических точек города, в которых наблюдатель может попасть и от которых может двигаться. Это места слияния путей, перекрестки, места концентрации каких-то функций, особенности облика. Они имеют символические значения. Можно предположить, что эти элементы оказались на последнем месте по причине географических особенностей города, о которых мы уже упоминали: вытянутость вдоль залива, линейная протяженность города не отягощает восприятие пространства Мурманска.
Подводя итоги анализа частоты встречаемости объектов, мы отмечаем, что наиболее значимыми для информантов объектами города являются те, которые выделены по природно-климатическим, географическим и архитектурным основаниям. Можно констатировать, что именно через объекты этих оснований транслируется городская идентичность информантов. Необходимо отметить, что только в одной из ментальных репрезентаций представителей студенческой молодежи было отмечено место сакрального значения для информанта — «гаражи, где мы в детстве играли». В основном ментальные карты отражают объекты, связанные с географическими особенностями территории и архитектурными объектами туристического значения. Это свидетельствует о проблеме идентичности наших информантов: отсутствие сакральных точек в географии города — признак отсутствия укорененности молодежи. Такое основание подтверждается данными статистики и другими социологическими исследованиями, выявляющими высокие показатели миграционных процессов и повышенные миграционные настроения и установки жителей г. Мурманска и Мурманской области.
В заключение отметим, что в любой карте переплетаются личностное видение, уникальный жизненный мир информанта с общими, по крайней мере для этой социальной группы, социокультурными матрицами.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Исследование выполнено в рамках гранта РГНФ № 14-13-51001 «Жизненные стратегии и инновационный потенциал молодежи Мурманской области».
2 См.: Голд Дж. Психология и география. Основы поведенческой географии. М.: Прогресс, 1990. 304 с.
3 См.: Виноградова Е.И. Представление о ментальных картах города Екатеринбурга. URL: http://archvuz.ru/2006_22/31 (дата обращения: 02.05.2014); Веселкова Н.В. Ментальные карты города: вопросы методологии и практика использования // Социология: методология, методы, математическое моделирование. 2010. № 31. С. 5—30.
4 См.: Грибок М.В. Анализ формирования образов регионов России в федеральных информационных программах телевидения с помощью ГИС: дис. ... канд. социол. наук. М., 2009. 146 с.
5 См.: Милграм С. Эксперимент в социальной психологии. СПб: Питер, 2000. 335 с.
6 См.: Линч К. Образ города / пер. с англ. В.Л. Глазычева; сост. А.В. Иконников; под ред. А.В. Иконникова. М.: Стройиздат, 1982. 328 с
7 См.: Орлова В.В., Иванова Е.С. Ментальные образы города Томска (на примере студентов университета) // Вестн. СПбГУ. 2014. Сер. 12. Вып. 1. С. 99—108.
8 См.: Виноградова Е.И. Представление о ментальных картах города Екатеринбурга. URL: http://archvuz.ru/2006_22/31 (дата обращения: 02.05.2013).
Поступила 27.06.2014.
E. V. Nedoseka, V. V. Volkov. Mental Representation of the Youth Space in the City of Murmansk
City, urban space and urban lifestyle — these are the categories located at the intersection of different sciences and fields ranging from psychology to architecture, from sociology to urban planning and management. A mental map of a city is a visualized image of an urban space and its graphical representation. Mental maps allow to understand how citizens perceive their city in terms of urban identity, how they evaluate urban routes, attractiveness of facilities, how subjectivity influence their attitude to the boundaries of districts, how the items on the maps of the city are classified, and to explore such 'urban' states as those of 'anomy', 'alienation', 'involvement', 'apathy', 'city stress', etc.
In terms of the analysis of the state of urban identity, the study of the mental representation of the image of the city is topical. Consequences of the socio-economic transformation for a region and for the cities in the Kola Polar Region in particular had an effect on the change of the image of the North territories. Both the increased migration outflows and the public mood affect the attractiveness of the city of Murmansk. The study of the image of the city represented by the youth, being the most socially active demographic group, is a barometer of opinions and a ratio indicator of self-correlation with their living space in the city. Analysis of mental maps compiled by the youth in the city of Murmansk indicates absence of their sacral or emotional attachment to any object in the city.