КЛИНИЧЕСКАЯ ГЕРОНТОЛОГИЯ, 9-10, 2010
СТРУКТУРА СМЕРТНОСТИ ПОЖИЛОГО НАСЕЛЕНИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ПО ПРИЧИНАМ СМЕРТИ* Г.Л. Сафарова1, Л.В. Козлов2, А.И. Лисененков1, О.Н. Михайлова2
1 Санкт-Петербургский экономико-математический институт, 2 Санкт-Петербургский институт биорегуляции и геронтологии СЗО РАМН
Умершие в возрасте 60лет и старше составляют большую часть умерших в Санкт-Петербурге, что подчеркивает важность исследования смертности в старших возрастах. В свою очередь, анализ смертности по причинам смерти представляет собой важный аспект изучения смертности в старших возрастных группах. Работа посвящена исследованию динамики структуры смертности по причинам смерти пожилого населения Санкт-Петербурга в 1990 - 2006 годах.
Расчеты основаны на данных Петербургкомстата о смертности населения Санкт-Петербурга. Рассмотрены следующие (обычно выделяемые при исследовании смертности по причинам) крупные классы причин смерти:
• болезни системы кровообращения (БСК),
• новообразования,
• внешние причины,
• болезни органов дыхания,
• болезни органов пищеварения,
• инфекционные и паразитарные болезни,
• болезни мочеполовой системы,
• болезни нервной системы,
• психические расстройства,
• болезни эндокринной системы,
• симптомы и др. неточно обозначенные состояния,
• прочие причины.
В работе исследовался удельный вес смертей от приведенных классов причин в общем числе смертей пожилого населения.
Основной вклад в смертность населения Санкт-Петербурга, как и России в целом, вносят БСК, новообразования и внешние причины (убийства, самоубийства, транспортные травмы и др.), составляя 88,2% всех смертей. Это в еще большей степени справедливо для пожилого населения - смерти от приведенных трех классов причин составляют 92,4% всех смертей в возрасте 60+.
Установлено, в частности, что за рассматриваемый период структура смертности по причинам смерти для мужского и женского населения в возрасте 60+ изменилась по-разному. Так, в структуре мужской смертности доля смертей от БСК возросла с 60,8% в 1990 г. до 63,0% в 2006 г., от новообразований - сократилась с 26,2% до 22,9%, от внешних причин - возросла с 3,9% до 4,5%; а в структуре женской смертности доля смертей от БСК возросла с 71,4% до 74,0%, от новообразований - сократилась с 18,4% до 17,3%, от внешних причин - сократилась с 3,1% до 2,4%. Кроме того, для женского населения была значительно ниже доля умерших от болезней органов дыхания (3,3% для мужского населения и 1,4% - для женского в 2006 г.).
Рассмотрена динамика вклада трех основных причин смерти - БСК, новообразований и внешних причин - в смертность населения Санкт - Петербурга в 1990-2006 гг.
Как справедливо отмечается в Докладе о развитии человеческого потенциала в Российской Федерации 2008, сопряженный анализ смертности по причинам и по возрасту смерти от каждой крупной причины или группы причин - необходимое условие выбора приоритетов действий системы здравоохранения, да и общества в целом, в борьбе за преодоление российского кризиса смертности. На такой анализ следует опираться при постановке конкретных целей государственной и ведомственной политики в этой области, он способствует правильному распределению усилий и ресурсов, концентрации их на главных направлениях.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ТАБАЧНОЙ ЗАВИСИМОСТИ У ЛИЦ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
О.В. Сафонова, А.В. Котельникова
Центральный научно-исследовательский институт гастроэнтерологии, Москва
Актуальность исследования: Табакокурение в настоящий момент приобретает статус наиболее значимых проблем здравоохранения. Разрушительное воздействие табакокурения на организм в целом, по данным доказательной медицины, является одной из причин возникновения и развития недееспособности, отягощенного течения хронических заболеваний, ухудшения качества жизни и преждевременной смертности современного населения. В этом отношении группой повышенного риска являются больные пожилого возраста с хроническими заболеваниями органов пищеварения.
Цель: Исследовать психологические механизмы возникновения табачной зависимости у лиц пожилого возраста (на примере больных ГЭРБ).
Методы: 1) СМОЛ - сокращенный вариант ММР1 в адаптации Зайцева - предназначен для измерения характерологических особенностей личности; 2) Анкета «Курительный анамнез» - самоотчетная методика для оценки интенсивности табакокурения; 3) Клиническая анкета оценки проявлений симптомов ГЭРБ (частота, интенсивность, длительность изжоги).
Выборка: При исследовании личностных особенностей и психологических механизмов возникновения табачной зависимости были обследованы 76 больных отделения заболеваний верхних отделов пищеварительного тракта ЦННИГ в возрасте от 20 до 84 лет (59% женщин, 41% мужчин; М = 46,3, SD = 14,8) с диагнозом ГЭРБ.
Результаты: Физическое самочувствие является одним из основных источников стрессогенных переживаний в пожилом возрасте: корреляционным анализом по Спирмену выявлено значимое возрастание с возрастом веса соматического радикала в структуре психического дистресса - субшкалы невротической триады опросника СМОЛ (ипохондрия, депрессия, истерия) на статистически значимом уровне положительно связаны с переменной «возраст» (р < 0,05), то есть тревожная настроенность пациентов в отношении собственного здоровья с возрастом имеет тенденцию нарастать.
При исследовании психологических механизмов возникновения табачной зависимости на выборке пациентов с ГЭРБ было зафиксировано особое положение группы больных пожилого возраста: для них (в отличие от лиц молодого и среднего возраста) характерна взаимосвязь интенсивности табакокурения и длительности ведущего симптома ГЭРБ (изжоги) (К = -0,49, р = 0,05), то есть чем короче по длительности анамнез ГЭРБ, тем более интенсивно курят эти больные - в русле вышеизложенных соображений это может означать попытку самостоятельного совладания пожилых больных с дискомфортными телесными ощущениями, то есть табакокурение для этих больных представляет собой наиболее доступный но, к сожалению, деструктивный способ отвлечься от болезненных переживаний. Однако имеющаяся мотивация к излечению этой группы больных вполне может быть использована как конструктивный ресурс избавления от табачной зависимости, ведущую роль в этом процессе приобретает первичная информационно-разъяснительная работа врача с пожилым больным, проясняющая отягощающее влияние табакокурения на течение основного заболевания.
* Работа выполнена при частичной поддержке Российского Гуманитарного Научного Фонда, проект № 08-02-00411а.