Научная статья на тему 'Структура расселения Тюменской области в зоне пролегания магистральных нефтегазопроводов: пространственная схема и социокультурная динамика'

Структура расселения Тюменской области в зоне пролегания магистральных нефтегазопроводов: пространственная схема и социокультурная динамика Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
120
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЮМЕНСКАЯ ОБЛАСТЬ / ЗАПАДНО-СИБИРСКАЯ НЕФТЕГАЗОНОСНАЯ ПРОВИНЦИЯ / НОВОЕ ИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОСВОЕНИЕ / ОПОРНЫЙ КАРКАС РАССЕЛЕНИЯ / УЗЛОВЫЕ И ЛИНЕЙНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ОПОРНОГО КАРКАСА / МАГИСТРАЛЬНЫЙ ТРУБОПРОВОД / НЕФТЕПЕРЕКАЧИВАЮЩИЕ СТАНЦИИ / ГАЗОКОМПРЕССОРНЫЕ СТАНЦИИ / ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ КЛАСТЕР / ВЕКТОРЫ КОЛОНИЗАЦИИ / TYUMEN REGION / WEST SIBERIAN OIL AND GAS PROVINCE / NEW INDUSTRIAL DEVELOPMENT / RESETTLEMENT SUPPORT FRAME / NODAL AND LINEAR SUPPORT FRAME ELEMENTS / TRUNK PIPELINE / OIL PUMPING STATIONS / GAS COMPRESSOR STATIONS / TERRITORIAL PRODUCTION CLUSTER / COLONIZATION VECTORS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ганопольский М.Г., Маркова Л.М.

Статья посвящена пространственному анализу системы магистральных нефтегазопроводов, пролегающих на территории Тюменской области, в комплексе с притрассовыми населенными пунктами местами расположения нефтеперекачивающих и газокомпрессорных станций. В силу однотипности элементов, составляющих данный комплекс, предложено рассматривать его как территориально-производственный кластер. Он детально изучен в топологическом отношении, однако его структурно-функциональная схема и социокультурная динамика нуждаются в дополнительном рассмотрении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SETTLEMENT STRUCTURE OF THE TYUMEN REGION IN THE AREA OF THE MAIN OIL AND GAS PIPELINES: SPATIAL LAYOUT AND SOCIOCULTURAL DYNAMICS

The article analyses the settlement of the Tyumen Region from the perspective of the interaction between the traditional settlement scheme that has developed over the last four centuries, and a group of settlements, where oil pumping and/or gas compressor stations of main oil and gas pipelines are located and maintained. The genesis of this interaction revealed two main directions: eastern and northern. In the first case, the junction points of the Trans-Siberian Railway, which served as administrative outposts, initiated the process of forming agricultural, commercial and then industrial zones (and, accordingly, new settlements); the north direction reflects the main stages of Russia's advancement to the North, including the massive industrial development of a unique West-Siberian oil-and-gas province. The homogeneity of the considered settlements in terms the production, territorial and social aspects allows us to interpret them as a territorial and production cluster. The organising role of the pipeline transport network in the further development of this cluster is shown. Firstly, it contributed to the emergence of new settlements, and secondly, former small settlements turned into the nodal points of the transformed settlement scheme. The result of the cluster formation is correlated with the dynamics of the urbanisation process and is presented in the form of a framework for the development and settlement of the Tyumen Region and its scheme. The consideration of the subject matter is multidisciplinary in nature due to its complex and multi-aspect character. In this study, elements of various methods and approaches were employed: historical-geographical and economic-geographical when studying the genesis of the settlement structure; ethno-demographic when considering the processes of natural and forced migration; socio-cultural and economic-organisational when trying to create a sociocultural scheme of a territorial community.

Текст научной работы на тему «Структура расселения Тюменской области в зоне пролегания магистральных нефтегазопроводов: пространственная схема и социокультурная динамика»

https://doi.org/10.20874/2071-0437-2019-47-4-15

М.Г. Ганопольский, Л.М. Маркова

ФИЦ Тюменский научный центр СО РАН ул. Малыгина, 86, Тюмень, 625026 Тюменский индустриальный университет ул. Володарского, 38, Тюмень, 625000 E-mail: gmichaelg@mail.ru

СТРУКТУРА РАССЕЛЕНИЯ ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ В ЗОНЕ ПРОЛЕГАНИЯ МАГИСТРАЛЬНЫХ НЕФТЕГАЗОПРОВОДОВ: ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СХЕМА И СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

Статья посвящена пространственному анализу системы магистральных нефтегазопроводов, пролегающих на территории Тюменской области, в комплексе с притрассовыми населенными пунктами — местами расположения нефтеперекачивающих и газокомпрессорных станций. В силу однотипности элементов, составляющих данный комплекс, предложено рассматривать его как территориально-производственный кластер. Он детально изучен в топологическом отношении, однако его структурно-функциональная схема и социокультурная динамика нуждаются в дополнительном рассмотрении.

Ключевые слова: Тюменская область, Западносибирская нефтегазоносная провинция, новое индустриальное освоение, опорный каркас расселения, узловые и линейные элементы опорного каркаса, магистральный трубопровод, нефтеперекачивающие станции, газокомпрессорные станции, территориально-производственный кластер, векторы колонизации.

Мы уже обращались к пространственному анализу совокупности населенных пунктов Тюменской области, тяготеющих к сети магистрального транспорта нефти и газа [Ганопольский, Федоров, 2006; Ганопольский, Маркова, 2012; Ganopolsky, Markova, 2018], но это было на этапе становления данного кластера. К настоящему времени он практически сформировался как единый территориально-производственный комплекс, однако его взаимодействие с традиционной структурой расселения Тюменской области, складывавшейся в предыдущие периоды, нуждается в специальном анализе. Также требуют дополнительного рассмотрения социальные проекции данного кластера: освоенческая и демографическая.

Первый нефтепровод появился в России немногим более ста лет тому назад, а сейчас уже трудно представить экономику страны без трубопроводов — наиболее экономичного и экологичного вида транспорта углеводородного сырья. В настоящее время общая протяженность магистральных нефтепроводов составляет около 50 тыс. км, а общая протяженность магистральных газопроводов большого диаметра почти в четыре раза больше — около 200 тыс. км. Из них на территорию Тюменской области приходится около 10 тыс. км нефтепроводов и 32 тыс. км газопроводов. С началом эксплуатации нефтяных месторождений Западной Сибири основным принципом построения системы добыча-транспорт-потребление становится размещение нефтепереработки в районах массового потребления нефтепродуктов, отдаленных от мест добычи на тысячи километров. Такая стратегия, исходившая из логики централизованного управления народным хозяйством, потребовала сооружения сверхдальних нефтепроводов диаметром 1020-1220 мм. Именно они в основном определяют сегодняшний облик нефтепроводного транспорта России и стран СНГ. Наиболее крупными транспортными нефтепроводами являются Сургут — Полоцк, Холмогоры — Клин, Нижневартовск — Курган — Самара, Усть-Балык — Курган — Уфа — Альметьевск, Самара — Лисичанск, «Дружба-I», «Дружба-II», Усть-Балык — Омск, Павлодар — Чимкент. В зоне прохождения транспортных магистралей вырастают такие крупные промышленные центры, как Сургут и Нижневартовск, происходит укрупнение и других населенных пунктов. Таким образом, развитие сети трубопроводов коренным образом изменило структуру расселения в зоне их прохождения. Оно способствовало возникновению новых населенных пунктов, а также превращению некогда малочисленных поселений в узловые центры этой структуры. Определяющим фактором их демографического роста, экономического, социального, да и культурного развития стала деятельность предприятий нефтегазового ком-

плекса. Особая роль в этом процессе принадлежит нефтеперекачивающим и газокомпрессорным станциям. Сам по себе персонал каждой из этих станций насчитывает, как правило, не более сотни человек, но он становится своеобразным порождающим ядром развития социальной инфраструктуры, а значит, и увеличения численности постоянно проживающего населения.

Масштабная разветвленная сеть магистральных трубопроводов и привязанная к ней рассредоточенная по территории области совокупность обслуживающих населенных пунктов действительно уникальны. Рассматриваемый кластер представляет собой практически неизученное социально-пространственное явление, и мы видим свою задачу в том, чтобы предложить теоретический эскиз современного состояния проблемы и тем самым прояснить перспективу развития этого уникального объекта.

Относительная автономность рассматриваемого кластера обусловлена не только спецификой территориальной организации отраслевых подсистем, входящих в состав нефтегазового комплекса, но и особенностью заселения этих мест. Тюмень как первый русский город Сибири стал начальным пунктом двух векторов колонизации — восточного и северного.

Что касается восточного вектора, то здесь во второй половине XVIII в. произошло смещение основного фронта хозяйственного развития на несколько сотен километров южнее Сибирского пути (рис. 1). Населенные пункты Сибирского пути, выполнявшие функции опорных форпостов так называемого сибирского фронтира, инициировали процесс формирования аграрных и промышленных зон, а значит, и новых поселений. Они, в свою очередь, стали точками ветвления зарождающегося опорного каркаса. Бабиновская дорога постепенно утратила свое былое значение, уступив эту роль Большому Сибирскому тракту. Вслед за этим и города Великий Устюг, Соликамск, Верхотурье, Тобольск оказались на периферии социально-экономического и культурного простирания России на Восток.

Этот эпизод показывает, насколько важна для понимания историко-культурного развития Сибири реконструкция магистралей освоения. Она обладает целым рядом эвристических возможностей, поскольку предметом исследования становится не только пространственно-временная характеристика социокультурных явлений данного региона, но и соответствующая организационно-коммуникативная структура. Тем самым в дополнение к существующим методикам сравнительного анализа, решающим задачу выявления и обоснования типичных или уникальных черт, присущих определенному культурному ландшафту, воссоздание историко-географических магистралей позволяет глубже проникнуть в суть происходивших здесь культурных сдвигов [Ганопольский, Федоров, 2006; Федоров, Ганопольский, 2011].

Великий Устюг

Вологда

Нижний Новгород

Казань

Восточная Сибирь Дальний Восток Русская Америка

....................... XVII — первая половина XVIII вв.

-вторая половина XVIII — XX вв.

Рис. 1. Этапы формирования сети опорно-тыловых центров колонизации Сибири.

Fig. 1. Stages of forming a network of support and rear centers for the colonization of Siberia.

Исходным моментом подобного исследования может служить предпринятая в свое время реконструкция путей освоения, пролегавших через территорию современной Тюменской области — региона, который хранит следы разнящихся между собой освоенческих форм: аграрной, складывавшейся в течение трех столетий, а затем промысловой, и промышленной [Ганопольский, Литенкова, 2005]. На доиндустриальном этапе здесь формируется линейный маршрут колонизации — след военной экспансии и последующего закрепления на территории. Он определяет направление освоения, намечает новые ориентиры хозяйственного развития территории, закладывает основу попутной схемы расселения в качестве примитивного каркаса. В дальнейшем происходит изменение характера освоения. Остроги теряют свое военное назначение и становятся административно-хозяйственными поселениями. В схеме расселения появляются

новые элементы, диффузно передающие нововведения как от центра к центру, так и радиально — от центра к периферии. Развиваются торговые связи, транспортные линии, обеспечивающие культурную и общностную коммуникацию в пределах линейной трассы освоения. Именно промысловая и раннепромышленная формы освоения составляли первоначальное содержание северного вектора колонизации. Однако наиболее значимым был, как известно, период интенсивного и массированного индустриального освоения нефтегазоносного Тюменского Севера [Мельцер, Ганопольский, 2011].

Рис. 2. Опорный каркас освоения-расселения Тюменской области.

Fig. 2. Supporting frame of development-resettlement of the Tyumen Region.

Урбанизированная система расселения сформировалась в Тюменской области всего за три-четыре десятилетия в ходе нового индустриального освоения на слабозаселенном, а кое-где и безлюдном пространстве. В отличие от староосвоенных районов, где такого рода системы вызревают не столь стремительно и, как правило, на основе расселения сельского типа, картина урбанизации Тюменской области была иной. Рисунок расселения здесь вначале оформлялся эскизно, затем проектным образом наносился на якобы чистое пространство, согласуясь в большей степени с матрицей геологической разметки территории, нежели со сложившейся ранее расселенческой схемой. Это было связано с вовлечением в хозяйственный оборот обшир-

ной нефтегазоносной провинции, с ее интенсивным индустриальным освоением, в основе которого было размещение производственных объектов, приуроченных к месторождениям углеводородного сырья. Люди же рассматривались как мобилизуемый и распределяемый в необходимом количестве ресурс для их возведения и функционирования.

В итоге в Тюменской области сформировались утилитарная система расселения и соответствующий ей опорный каркас. На рис. 2 показан опорный каркас освоения-расселения Тюменской области, а на рис. 3 — его обобщенный топологический эскиз. В совокупности они представляют собой структурно-коммуникативную схему, в которой отражены как магистрали освоения, так и динамика заселения и обживания территории. Выделение каркасов, ранжирование их узловых и линейных элементов основано на методике изучения генезиса пространственной структуры освоения и расселения, предложенной в свое время О.К. Кудрявцевым [1989].

Рис. 3. Топологический эскиз опорного каркаса расселения Тюменской области.

Fig. 3. Topological sketch of the supporting frame of the resettlement of the Tyumen Region.

Обратимся теперь к той роли, которую играет в этих процессах магистральный транспорт нефти и газа. Транспортные артерии, берущие начало на тюменских месторождениях, стали неотъемлемой чертой индустриального ландшафта области, поскольку значительная часть их русла проходит по ее территории. Однако с точки зрения организующего воздействия на региональную систему расселения наиболее значимы наземные объекты транспортной сети. Это прежде всего нефтеперекачивающие и газокомпрессорные станции (НПС и КС). Существует ряд методик по расстановке НПС и КС на трассе трубопровода. Однако теоретические расчеты — это лишь предварительная разметка мест их размещения. Практика сооружения трубопроводов исходит из того, что перекачивающие станции предпочтительнее размещать вблизи населенных пунктов, источников энерго- и водоснабжения, существующей сети железных и шоссейных дорог. Кроме того, определенные требования предъявляются и к площадкам этих станций. Таким образом, в освоенных районах их местоположение задается изначально. Понятно, что в Тюменской области все оказалось сложнее. Поскольку нельзя превышать верхнюю границу нормативного расстояния между двумя соседними станциями, выбор мест их расположения зачастую был преднайден. Необходимо было развивать сложившиеся поселения, сооружать новые, возводить там минимум объектов производственной и социально-бытовой инфраструктуры, заново прокладывать большинство коммуникаций. Но и в существовавших поселках требовалась подчас серьезная модернизация зданий, сооружений, производственных мощностей,

да и всего комплекса жизнеобеспечения. На рис. 4 и 5 приведены схемы пролегания магистральных нефтепроводов и газопроводов, а в соответствующих таблицах представлены в динамике основные технические показатели.

Рис. 4. Схема магистральных нефтепроводов Тюменской области. Fig. 4. Scheme of the trunk oil pipelines of the Tyumen Region.

Таблица 1

Основные характеристики магистральных нефтепроводов

Table 1

The main characteristics of trunk oil pipelines

1980 1985 1990 1995

Протяженность трассы, км 3395 4204 6178 6085

В однониточном исполнении, км 6275 8159 10 684 10 597

Количество нефтепроводов шт. 12 20 32 34

Количество НПС, шт. 60 80 83 83

Рис. 5. Схема магистральных газопроводов Тюменской области. Fig. 5. Scheme of the trunk gas pipelines of the Tyumen Region.

Таблица 2

Основные характеристики магистральных газопроводов

Table 2

The main characteristics of trunk gas pipelines

1980 1985 1990 1995

Протяженность линейной части, км 9279 18 024 2762 27 790

Количество газопроводов, шт. 7 12 18 20

Количество КС, шт. 27 42 50 50

С тех пор число населенных пунктов, где расположены наземные объекты сети, требующие постоянного стационарного обслуживания, осталось практически без изменения. Однако изменилось соотношение образующих поселенческих факторов. Правда, это почти не коснулось городов, но во многих селах и поселках, в том числе пригородных, фактор обслуживания транспортной магистрали стал преобладающим, а порой и единственным. Казалось бы, это весомые аргументы в пользу того, чтобы рассматривать сеть трубопроводов и притрассовые поселки как линейную часть и узловые элементы опорного каркаса расселения. Но, несмотря на очевидное организующее значение магистральных трубопроводов, подобная структура не образует каркаса расселения в его классическом понимании [Баранский, 1956; Лаппо, 1983]. Нефтегазовые магистрали нельзя назвать путями сообщения в обычном смысле. Не являются таковыми и дороги технологического назначения, проходящие вдоль трассы трубопровода. Пассажирское и грузовое сообщение между поселками организовано по другим дорогам, а в ряде случаев осуществляется воздушным транспортом. Поэтому узловые элементы такого каркаса лишены двух основных функций: районообразующей и коммуникативной. То есть за ними остается лишь ос-военческая роль. Это главным образом расширение зоны влияния населенного пункта на прилегающую территорию, вовлечение ее в хозяйственный оборот, а также использование в других целях, в том числе и рекреационных. В связи с этим и вся структура данного кластера по своим характеристикам ближе всего к каркасу освоения. Но этим ее назначение не исчерпывается. Своеобразие данной структура еще и в том, что она сочетает в себе как порождающие, так и консервативные механизмы воздействия на популяцию. Это своего рода протокаркас. С

одной стороны, он способствует расширению сферы заселения и обживания территории, возникновению новых микрокаркасов расселения в пределах административного района и на межрайонном уровне, с другой — сохраняет и закрепляет доминирующее положение притрассовых населенных пунктов в расширяющейся расселенческой схеме. Структура и динамика расселения по узловым населенным пунктам Тюменской области, расположенным вдоль сети магистрального транспорта нефти и газа, представлены в табл. 3.

Таблица 3

Структура и динамика расселения Тюменской области в районах пролегания магистральных нефтегазопроводов *

Table 3

The structure and dynamics of the resettlement of the Tyumen Region in the areas where the main oil

and gas pipelines lie

Наименование пунк- Численность наличного населения (по данным

тов магистрального нефтепровода и газопровода Наименование населенного пункта, находящегося вблизи магистралей похозяйственного учета) на начало года, чел

1990 1994 1998 2007 2008 2017

Уват с. Уват, Уватский р-н 4040 4376 4679 4879 4982 5031

Демьянское с. Демьянское, Уватский р-н 1506 1647 2696 1961 2005 2008

Муген п. Муген, Уватский р-н 304 349 429 465 477 456

Туртас п. Туртас, Уватский р-н 5858 6261 5755 5481 5490 5495

Сосьва г.п. Игрим, д. Анеева Березовский р-н ХМАО 206 203 185 174 175 175

Пунга п. Светлый, Березовский р-н ХМАО 1444 1752 1641 1694 1627 1596

Перегребное п. Перегребное, Октябрьский р-н ХМАО 2590 3130 3620 3190 3199 3370

Казымская, с. Казым, Белоярский р-н ХМАО 1188 1289 1317 1316 1329 1372

Новоказымская

Верхнеказымская п. Верхнеказымский, Белоярский р-н ХМАО 1744 1396 1593 1926 1963 1996

Сорумская п. Сорум, Белоярский р-н ХМАО 2700 2854 2819 1509 1507 1507

Правохеттинская, Пангды п. Правохеттинский, Надымский р-н ЯНАО 1608 1720 2063 1523 1549 1583

Ныдинская с. Ныда, Надымский р-н ЯНАО 1966 1909 2177 2069 2040 2060

Пуровская п. Пуровск, Пуровский р-н ЯНАО 3085 2107 2646 2623 2651 2695

Новокомсомольская п. Ямбург, Надымский р-н ЯНАО (вахтовый) 619 405 395 63 90 92

Уренгой г. Новый Уренгой 94 600 86 900 89 900 117 000 118 400 118 659

Надым, Медвежье г. Надым 53 100 48 700 47 200 43 300 43 200 47 300

Лонг-Юган п. Лонгъюган, Надымский р-н ЯНАО 1138 1370 1575 1696 1734 1731

У. Юган п. Усть-Юган, Нефтеюганский р-н ХМАО 1298 806 742 924 830 695

Октябрьское пгт Октябрьское, Октябрьский р-н ХМАО 614 682 548 452 452 452

Бобровское п. Бобровский, Ханты-Мансийский р-н ХМАО 662 618 625 515 490 476

Сосновское с/п Сосновка, Белоярский р-н ХМАО (образован в 1983 г.) 0 0 19 1408 1390 1392

Приозерная п. Приозерный, Надымский р-н ЯНАО 1716 1710 1400 1467 1455 1490

Пурпейская п. Пурпе, Пуровский р-н ЯНАО 7400 7475 8000 8850 9003 9115

Ягельная п. Ягельный, Надымский р-н ЯНАО 909 1030 1230 1044 1053 1024

Вынгапуровское п. Вынгапуровский, Пуровский р-н ЯНАО 4556 5291 6578 6590 6885 7203

Ортьягурнское п. Ортьягун, подчинен г. Когалым ХМАО 342 240 250 255 255 189

Аганское с/п Аган, Нижневартовский р-н ХМАО 309 380 459 564 589 605

г/п Новоаганск, Нижневартовский р-н ХМАО 396 510 534 661 673 678

Сургут г. Сургут ХМАО 255 800 259 200 274 800 293 000 294 200 298 400

У. Балыкская с. Абатское, Абатский р-н, Тюменская обл. 7250 8790 8840 8405 8432 8443

Комсомольское г. Югорск, ХМАО 25 300 27 000 29 100 32 700 40 000 42 700

Тобольская г. Тобольск, Тюменская обл. 95 800 98 500 97 200 100 000 99 800 99 200

Ярковское с. Ярково, Ярковский р-н, Тюменская обл. 6557 6571 7101 7372 7377 7414

Богандинское с. Богандинское, Тюменский р-н 8829 8921 9459 9647 10 374 10 348

Н. Вартовский г. Нижневартовск, ХМАО 246 000 240 800 235 700 242 000 244 000 274 575

Губкинское г. Губкинский, ЯНАО 11 400 13 900 17 800 22 300 22700 27 346

Тюмень г. Тюмень 487 000 491 300 501 400 535 000 560 000 599 036

Итого 1 339 834 1 340 092 1 372 475 1 464 023 1 502 376 1 587 907

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

* Таблица составлена по данным Управления Федеральной службы госстатистики по Тюменской области, Ханты-Мансийскому автономному округу — Югре и Ямало-Ненецкому автономному округу. Официальный сайт Росстата: https://tumstat.gks.ru/.

Специального рассмотрения заслуживает и вопрос о месте и роли данного кластера в социокультурном пространстве региона. Здесь может оказаться уместной аналогия с закрытыми городами, а также другими населенными пунктами, входящими в категорию закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО). Раньше эти города и поселки со строгим ре-

жимом секретности были известны только по слухам. Теперь они в значительно большей степени открыты и даже стали предметом специальных исследований. Их закрытость официально оговорена и предусматривает целый ряд запретов и ограничений. Понятно, что об изолированности и закрытости небольших населенных пунктов, расположенных вдоль трассы трубопровода, можно говорить только метафорически. Это, по сути дела, «другая Тюменская область», не столь многочисленная (здесь проживает около 10 % населения области), малоизвестная, малопривлекательная, обделенная общественным вниманием. Но она заслуживает такого внимания. Подобно закрытым городам, это место жизни и работы специализировано, в нем тесно переплетены бытовая повседневность и высокая степень ответственности за результаты труда. От социального благополучия этих мест зависит многое, в том числе энергетическая и экологическая безопасность не только конкретного региона, но и всей страны. Поэтому, подводя итог предпринятого рассмотрения, следует дополнительно подчеркнуть сочетание в рассматриваемом социально-территориальном объекте черт единичного (уникального) и универсального (общезначимого). В теории больших систем подобные феномены подчас называют объектами-представителями. В них не столько апробируется достигнутый уровень развития, сколько программируются его дальнейшие перспективы.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Баранский Н.Н. Об экономико-географическом изучении городов // Экономическая география. Экономическая картография. М.: Географгиз, 1956. С. 156-164.

Ганопольский М.Г., Литенкова С.П. Структура расселения в Тюменской области: Особенности генезиса и перспективы развития // Известия РАН. Сер. геогр. 2005. № 3. С. 56-62.

Ганопольский М.Г., Маркова Л.М. Воздействие сети магистральных нефтегазопроводов на систему расселения Тюменской области // Природные, медико-географические и социально-экономические условия проживания населения в Азиатской России: Материалы науч.-практ. конф. Владивосток: Дальнаука, 2012. С. 93-97.

Ганопольский М.Г., Федоров Р.Ю. Магистрали освоения как основа формирования культурного ландшафта региона: (Опыт историко-географической реконструкции) // Вестник ТюмГУ. 2006. № 5. С. 150-155.

Кудрявцев О.К. Глобальный каркас расселения // Известия АН СССР. Сер. геогр. 1989. № 4. С. 69-73.

Лаппо Г.М. Концепция опорного каркаса территориальной структуры народного хозяйства: Развитие, теоретическое и практическое значение // Известия АН СССР. Сер. геогр. 1983. № 5. С. 16-28.

Мельцер С.П., Ганопольский М.Г. Структура расселения Тюменской области: Историко-географиче-ская реконструкция. LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbruken, 2011. 132 с.

Федоров Р.Ю., Ганопольский М.Г. Освоение Урала и Сибири как социокультурный процесс: Структура, коммуникации, ценности. LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbruken, 2011. 133 с.

Ganopolsky M.G., Markova L.M. Oil and gas pipeline system of the Tyumen Oblast: Social and spatial analysis // International Conference «Transport and Storage of Hydrocarbons». IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering. 2018. 445. 012003.

M.G. Ganopolsky, L.M. Markova

Tyumen Scientific Centre of Siberian Branch RAS Malyg^ st., 86, Tyumen, 625026, Russian Federation Tyumen Industrial University Volodarskogo st., 38, Tyumen, 625000 E-mail: gmichaelg@mail.ru

SETTLEMENT STRUCTURE OF THE TYUMEN REGION IN THE AREA OF THE MAIN OIL AND GAS PIPELINES: SPATIAL LAYOUT AND SOCIOCULTURAL DYNAMICS

The article analyses the settlement of the Tyumen Region from the perspective of the interaction between the traditional settlement scheme that has developed over the last four centuries, and a group of settlements, where oil pumping and/or gas compressor stations of main oil and gas pipelines are located and maintained. The genesis of this interaction revealed two main directions: eastern and northern. In the first case, the junction points of the Trans-Siberian Railway, which served as administrative outposts, initiated the process of forming agricultural, commercial and then industrial zones (and, accordingly, new settlements); the north direction reflects the main stages of Russia's advancement to the North, including the massive industrial development of a unique West-Siberian oil-and-gas province. The homogeneity of the considered settlements in terms the production, territorial and social aspects allows us to interpret them as a territorial and production cluster. The organising role

M.r. raHono^bCKMM, A.M. MapKOBa

of the pipeline transport network in the further development of this cluster is shown. Firstly, it contributed to the emergence of new settlements, and secondly, former small settlements turned into the nodal points of the transformed settlement scheme. The result of the cluster formation is correlated with the dynamics of the urbanisation process and is presented in the form of a framework for the development and settlement of the Tyumen Region and its scheme. The consideration of the subject matter is multidisciplinary in nature due to its complex and multi-aspect character. In this study, elements of various methods and approaches were employed: historical-geographical and economic-geographical when studying the genesis of the settlement structure; ethno-demographic when considering the processes of natural and forced migration; socio-cultural and economic-organisational when trying to create a sociocultural scheme of a territorial community.

Key words. Tyumen Region, West Siberian oil and gas province, new industrial development, resettlement support frame, nodal and linear support frame elements, trunk pipeline, oil pumping stations, gas compressor stations, territorial production cluster, colonization vectors.

REFERENCES

Baranskii N.N. (1956). On the economic and geographical study of cities. In: Ekonomicheskaia geografiia. Ekonomicheskaia kartografiia 156-164). Moscow: Geografgiz. (Rus.).

Fedorov R.Yu., Ganopolsky M.G. (2011). The development of the Urals and Siberia as a sociocultural process. LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbruken. (Rus.).

Ganopolskу M.G., Fedorov R.Yu. (2006). Highways of development as the basis for the formation of the cultural landscape of the region. Vestnik Tiumenskogo gosuniversiteta, (5), 150-155. (Rus.).

Ganopolskу M.G., Litenkova S.P. (2005). The settlement structure in the Tyumen region: Features of the genesis and development prospects. Izvestiia RAN. Seriia geograficheskaia, (3), 56-62. (Rus.).

Ganopolsky M.G., Markova L.M. (2012). The impact of the network of oil and gas pipelines on the resettlement system of the Tyumen region. In: Prirodnyye, mediko-geograficheskiye i sotsialno-ekonomicheskiye usloviya prozhivaniya naseleniya v Aziatskoy Rossii: Materialy nauchno-prakticheskoy konferentsii 93-97). Vladivostok: Dalnauka. (Rus.).

Ganopolsky M.G., Markova L.M. (2018). Oil and gas pipeline system of the Tyumen Oblast: Social and spatial analysis. International Conference «Transport and Storage of Hydrocarbons». IOP Conf. Series: Materials Science and Engineering, 445, 012003.

Kudriavtsev O.K. (1989). Global Resettlement Frame. Izvestiia AN SSSR. Seriia geograficheskaia, (4), 6973. (Rus.).

Lappo G.M. (1983). The concept of the supporting framework of the territorial structure of the national economy. Izvestiia AN SSSR. Seriia geograficheskaia, (5), 16-28. (Rus.).

Mel'tser S.P., Ganopol'skii M.G. (2011). The settlement structure of the Tyumen region: Historical and geographical reconstruction. LAP LAMBERT Academic Publishing Saarbruken. (Rus.).

This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.

Submitted: 23.09.2019

Accepted: 30.09.2019

Article is published: 30.12.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.