Научная статья на тему 'Структура процессов обоснования стратегий морских торговых портов'

Структура процессов обоснования стратегий морских торговых портов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
102
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
теория управления проектами / конкурентоспособность / стратегии развития / нечеткие множества / лингвистические переменные

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И Е. Сеногонов

Рассмотрены процессы оценки состояния и обоснования стратегии развития морских торговых портов. Предложен качественно новый подход обоснования стратегии предприятия на основе теории нечетких множеств

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESSES STRUCTURE OF THE STRATEGY GROUND FOR SEA MERCHANT PORTS

Processes of estimation the condition and strategy ground for sea merchant ports development are considered. The new approach to the enterprise strategy ground on the base of slipshod multitudes theory is offered

Текст научной работы на тему «Структура процессов обоснования стратегий морских торговых портов»

Посилання на статтю_

Сеногонов И.Е. Структура процессов обоснования стратегий морских торговых портов/И.Е. Сеногонов// Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2006 - №4(20). С. 149-157.

УДК 656.07.015.13

И.Е. Сеногонов

СТРУКТУРА ПРОЦЕССОВ ОБОСНОВАНИЯ СТРАТЕГИЙ МОРСКИХ ТОРГОВЫХ ПОРТОВ

Рассмотрены процессы оценки состояния и обоснования стратегии развития морских торговых портов. Предложен качественно новый подход обоснования стратегии предприятия на основе теории нечетких множеств. Рис. 1, табл. 2, ист. 15.

Ключевые слова: теория управления проектами, конкурентоспособность, стратегии развития, нечеткие множества, лингвистические переменные.

I.C. Сеногонов

СРУКТУРА ПРОЦЕС1В ОБФУНТУВАННЯ СТРАТЕГ1Й МОРСЬКИХ ТОРГ1ВЕЛЬНИХ ПОРТ1В

Розглянуто процеси оцЫки стану та обфунтування стратеги розвитку морських торпвельних пор™. Запропоновано ягасно новий пщхщ обфунтування стратеги пщприемства на основi теорп нечггких множин. Рис. 1, табл. 2, дж. 15.

I.E. Senogonov

THE PROCESSES STRUCTURE OF THE STRATEGY GROUND FOR SEA MERCHANT PORTS

Processes of estimation the condition and strategy ground for sea merchant ports development are considered. The new approach to the enterprise strategy ground on the base of slipshod multitudes theory is offered.

Постановка проблемы в общем виде. В последнее время все больше внимания уделяется развитию морских торговых портов Украины. Приоритетными направлениями развития на последних конференциях определены следующие:

- интеграция портов в международную транспортную систему, создание на их базе логистических транспортных узлов;

- направление «PPP» (Public Private Partnership), целью которого является передача основной производственной деятельности (перевалки грузов) в частные руки на базе создания предприятий совместной деятельности с государственным сектором управления и контроля;

- развитие пассажирских перевозок через порты Украины.

Следует отметить также ряд других направлений, таких как либерализация таможенных и других процедур для прохождения товаров через

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 4(20)

1

государственную границу Украины, приватизация портов, развитие портового менеджмента, которые носят достаточно актуальный характер.

Указанные направления будут предопределять стратегии развития морских портов и на их основе - подготовку и реализацию соответствующих проектов.

Анализ исследований и публикаций. Стратегическому управлению и планированию посвящены работы зарубежных и отечественных авторов: А.А. Томсона, А.Дж. Стрикленда, В.Д. Марковой, С.А. Кузнецовой, Р.А. Фатхутдинова [1-3] и других. Проблемы стратегического развития морских портов рассматривались в работах А.Р. Магамадова, О.Н. Степанова [4,5].

Теория управления проектами (УП) в настоящее время в Украине находится в стадии активного развития благодаря значительному вкладу в это направление исследований, проводимых под руководством С.Д. Бушуева, В.И. Польшакова, В.А. Рач, А.И. Рыбака и других ученых. Необходимо отметить также опыт российских ученых И.И. Мазура, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге [6]. Рассматривая проблему взаимной связи видов стратегий и соответствующих категорий проектов транспортных предприятий, И.А. Лапкина и Е.Л. Семенчук предложили полимодельный подход к обоснованию проектов развития судоходных компаний [7]. Однако на данный момент проекты развития судоходных компаний и морских торговых портов качественно различаются по уровню и масштабам.

Целью статьи является разработка оптимальной структуры процессов оценки состояния и обоснования стратегии развития морских торговых портов.

Основной материал исследования. Начальной точкой цикла стратегического развития предприятия является оценка состояния бизнес-процессов на конкретный момент времени. После этой оценки генерируются цели предприятия, стратегии для достижения этих целей и проекты, которые служат инструментом для реализации данных стратегий [1]. Уже непосредственно проекты воздействуют на бизнес-процессы предприятия. После реализации проектов, предусмотренных для этого цикла, происходит очередная оценка состояния бизнес-процессов и, таким образом, оценка эффективности проектов.

Каждое предприятие, в том числе и порты, находясь в рыночных условиях, для достижения высоких экономических результатов должны использовать концепцию повышения конкурентоспособности. Р.А.Фатхутдинов в [8] дает следующее определение конкурентоспособности - это способность объекта выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке.

Рынок портовых услуг представляет собой сферу взаимодействия портов и грузовладельцев. В современных условиях эти хозяйствующие субъекты все реже вступают в прямые отношения между собой, предоставляя эту возможность стивидорным компаниям и различным транспортным (мультимодальным) операторам. Механизм их взаимодействия на рынке мало чем отличается от механизма взаимодействия субъектов на других рынках. В настоящее время на рынке портовых услуг сформировалась ситуация, характерная для «рынка покупателя», когда спрос на портовые услуги значительно ниже портового перегрузочного потенциала. В этих условиях на рынке доминируют транспортные операторы. Они устанавливают правила, в соответствии с которыми инициатива принадлежит покупателям портовых услуг. Сегодня не порт, а грузовладелец, пользователь портовых услуг, доминирует во взаимоотношениях «порт - клиентура». Такая ситуация является основным источником дальнейшего развития конкурентной борьбы между портами.

2

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 4(20)

Проблеме оценки конкурентоспособности портов посвящен обширный перечень работ отечественных ученых - В.И. Чекаловца, А.С. Лесника, А.Л Колодина, А.Г. Шибаева, Е.В. Меркт и других.

Меркт Е.В. рассматривает следующие методы оценки конкурентоспособности в зависимости от баз сравнения [9].

Сравнение по группам технических и экономических параметров. К недостаткам метода следует отнести, в первую очередь, сложность формирования статистической совокупности по различным факторам.

Дифференцированный метод оценки конкурентоспособности. В соответствии с эти методом конкурентоспособность порта может рассматриваться относительно отдельного параметра, характеризующего, например, конкретный вид номенклатуры грузопотока, перерабатываемого в порту. Недостатки: метод не способен учитывать влияние весомости каждого параметра на предпочтение потребителя при выборе порта.

Комплексный метод оценки конкурентоспособности. Основан на применении комплексных показателей и их сопоставлении между собой относительно отдельных субъектов рынка. Характерная особенность этого подхода к оценке конкурентоспособности порта, ориентированного на параметры деловой активности, состоит в том, что в качестве исходной базы сравнения можно принимать долю рынка, которую порт способен контролировать. Недостатки: индифферентность к номенклатуре перерабатываемых в порту грузов, трудоемкость расчетов.

Шибаев А.Г. и Куприенко С.В. предлагают интегральную оценку конкурентоспособности морского порта, связанную с объединением достоинств и нивелированием недостатков указанных выше методов. При этом рассматривается степень полезности параметров предоставляемых услуг [10].

Анализируя рассмотренные выше подходы к оценке конкурентоспособности порта, можно выявить принципиальную проблему, которая заключается не только в отсутствии единой базы сравнения результатов деятельности, но и в количественной неопределенности таких факторов, как: географическая близость к местам производства и потребления; технологическая и техническая подготовка порта; качество и своевременность портовых услуг, которые, несомненно, влияют в той или иной мере на оценку конкурентоспособности.

Порт является сложной системой. При этом для получения существенных выводов о поведении такой системы необходимо привлекать к ее анализу подходы, способные отобразить многоаспектный характер поведения системы и которые являются приближенными по своей природе. Таким подходом, по нашему мнению, является использование теории нечетких множеств, в основу которой положена возможность одновременного учета факторов количественной и качественной природы. Применение этого подхода обеспечит принятие обоснованных решений о направлениях формирования или развития конкурентных преимуществ в условиях неполной и нечеткой информации.

В настоящее время накоплен значительный опыт применения теории нечетких множеств к проблеме оптимального управления сложными системами. Среди исследований в этой области следует выделить работы Л. Заде, А. Кофмана, А.И. Орлова, Д.А. Поспелова, Л.С. Берштейн [11-16] и др.

На базе предложенного в [7] полимодельного подхода к обоснованию проектов развития судоходного предприятия эффективное управление развитием любого предприятия должно опираться на: проведение анализа и оценку текущего состояния предприятия, выдачу рекомендаций по разработке стратегии, соответствующей текущему состоянию, обеспечение реализации

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 4(20)

3

проектов, «существо» которых соответствует содержанию обоснованных стратегий.

Здесь оценка состояния и выбор стратегии производятся на основе оценки стратегического потенциала компании - совокупности имеющихся ресурсов и возможностей для разработки и реализации стратегии развития.

Мы предлагаем эти процессы (оценки состояния и выбора стратегии) осуществлять на основе оценки влияния факторов на конкурентоспособность предприятия.

Такими факторами являются: уровень аккордных ставок, транспортная составляющая до мест перевалки грузов, наличие ограничений для судозаходов и величина портовых сборов, развитие информационной системы, системы портового менеджмента и маркетинга, качество портовых услуг, технологическая подготовка порта, компетентность персонала и др.

В основе алгоритма выбора стратегии порта должно быть заложено очевидное правило в форме «если 1-я ситуация и 1-е условие, то ]-е решение, иначе 1+1 -я ситуация....», полнота и непротиворечивость которого может быть достигнута за счет имитационного моделирования, либо экспертной оценки.

В качестве элемента исходной информации, характеризующей состояние порта, приведем словесное описание аккордной ставки - лингвистической переменной, принимающей значение из заданного множества терминов (термов) или высказываний естественного языка:

«аккордная ставка» = {низкая, средняя, умеренная, высокая}.

Для работы с лингвистическими переменными каждый терм следует представить через соответствующее количественное нечеткое множество, которое, в свою очередь, представляется через универсальное множество и функцию принадлежности этого универсального множества, которое рассматривает нечеткое множество.

Составим таблицу, где факторы, оказывающие свое влияние на конкурентоспособность портов, представим в виде лингвистических переменных (табл. 1).

Таблица 1

Переменные и их лингвистическое представление_

Обозначение и название переменной Универсальное множество Термы для оценки

х1 - аккордная ставка 1,5 ... 12 [у.е.] малая, средняя, высокая

х2 - портовые сборы 0,2 ... 0,4 [у.е./куб.м] малые, средние, высокие

х3 - проходная осадка 3 ... 12 [м] малая, средняя, большая

х4 - транспортная составляющая 200 ... 2000 [км] малая, средняя, большая

х5 - информационный уровень 0 ... 1 слабый, средний, высокий

х6 - микроклимат 0 ... 1 неустойчивый, нормальный, устойчивый

х7 - качество грузовых операций 0 ... 1 малая, средняя, высокая

х8 - техническая оснащенность 0 ... 1 слабая, средняя, мощная

х9 - уровень портового маркетинга 0 ... 1 не развит, развитие, развит

Продолжение таблицы 1

4 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 4(20)

x10 - компетентность персонала 0 ... 1 малая, средняя, высокая

x11 - степень диверсификации 0 ... 1 низкая, средняя, высокая

Функция принадлежности ju (АС) принимает значение из интервала [0;1] и количественно оценивает степень принадлежности элемента нечеткому множеству.

Алгоритм принятия решений о конкурентоспособности или тенденции развития порта должен быть основан либо на опытных данных, либо на прогнозах, сделанных экспертами.

Обозначим:

dj - некоторые выходные параметры экспертной системы (j=1,2,...m), значение которых определяет возможные стратегии развития порта;

x¡ - некоторые входные параметры (i=1,2,...ri), характеризующие состояние или ситуацию порта и влияющие на стратегии развития порта d¡ .

Подразумевается, что связь между ситуационными параметрами и выходными параметрами неявно существует и определяется нечеткими отношениями, хотя не исключается и явная функциональная зависимость между ними.

Часть ситуационных параметров xi и выходящих dj могут быть описаны количественными нечеткими множествами, часть - качественными лингвистическими переменными.

Основная сложность в использовании подхода нечетких множеств состоит в правильном подборе ситуационных параметров xi и выходящих параметров dj .

В частности, предлагается при определении тенденций в качестве термов использовать конкурентные преимущества портов: географическая близость к местам производства/потребления; ограниченность судоходства в районе порта; и другие, а в качестве термов количественных переменных использовать экономические и технические показатели работы порта.

Пусть ситуация порта описывается вектором с координатами (x1t x¡, ..., xn) и часть координат (x1, .., x¡) - лингвистические переменные с множеством термов Arfa,1, ..., ak), а часть координат (xi+1, .., xn) - количественные переменные с множеством функций принадлежности {jui+1, ..., j n}.

Для некоторых конкретных реализаций ситуационного вектора имеется опыт или прогноз успешного разрешения этих ситуаций - dj .

Составим матрицу такого соответствия, в которой строка представляет собой конкретный ситуационный вектор, при котором возможно, по мнению экспертов, реализовать соответствующий прогноз (тенденцию развития) dj . При этом одному и тому же прогнозу может соответствовать блок строк с различными значениями термов и количественных характеристик (см. табл. 2).

Введенная матрица знаний определяет систему логических высказываний типа «ЕСЛИ - ТО, ИНАЧЕ», связывающих значения параметров х1,... хп с одним из прогнозов dj:

ЕСЛИ {А = без скидок и П = 0,201 и О = 12 и ТС = < 200 и И = высокий и М = устойчивый и К = высокое и ТО = мощная и МН = развит и ПЛ = высокая и Д = низкая};

ЕСЛИ {А = без скидок и П = 0,201 и О = 12 и ТС = 200 - 500 и И = высокий и М = устойчивый и К = высокое и ТО = мощная и МН = развит и ПЛ = высокая и Д = низкая};

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 4(20)

5

ЕСЛИ {А = без скидок и П = +0,05 кан. и О = 12 и ТС = 200 - 500 и И = высокий и М = устойчивый и К = высокое и ТО = мощная и МН = развит и ПЛ = высокая и Д = низкая};

ЕСЛИ {А = без скидок и П = 0,201 и О = 12 и ТС = 200 - 500 и И = высокий и М = устойчивый и К = высокое и ТО = мощная и МН = развит и ПЛ = высокая и Д = низкая};

ЕСЛИ {А = пониженная и П = +0,014 сан. и О = 12 и ТС = 200 - 500 и И = высокий и М = устойчивый и К = высокое и ТО = мощная и МН = развит и ПЛ = высокая и Д = низкая};

ТО с1 = Р1;

ИНАЧЕ

ЕСЛИ {А = процентная скидка и.........

ТО С = Р2; ИНАЧЕ

ЕСЛИ {А = предельная скидка.........

ТО С = Р3.

Таким образом, искомое соотношение, устанавливающее связь между параметрами состояния рынка и его прогнозом, формализовано в виде системы нечетких логических высказываний, которая базируется на введенной матрице знаний.

Алгоритм вычисления функции принадлежности Ц приведен в [15].

Таблица 2

Экспертная матрица знаний

№ п/п Координаты ситуационного вектора Тенденции

Х1 х, Хп

1.1 А111 а,11 а 11 ап С1

1к1 811к1 а,1к1 1к1 ап

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

]1 А/ а/1 а Л ап С/

А^ „ ¿к! а1 „ ¿к! ап

Р1 А1р1 а,р1 я р1 ап Ср

Ркр 81ркр а,ркр „ ркр ап

Прогностика состояния объекта. Будем считать известными:

- множество стратегий Ц развития портов;

- множество параметров состояния рынка XI , влияющих на стратегию;

6

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 4(20)

- диапазоны количественного изменения каждого параметра x, ;

- функции принадлежностей judj, позволяющие представлять параметры (i)

в виде нечетких множеств;

- матрицу знаний, определенную по правилам, введенным ранее.

Требуется: разработать алгоритм принятия решения, позволяющий

фиксированному вектору параметров конкретного рынка х поставить в соответствие стратегию d = d(x).

Идея метода, предлагаемого для решения этой задачи, состоит в использовании нечетких логических уравнений. Эти уравнения строятся на базе матрицы знаний или изоморфной ей системы логических высказываний и позволяют вычислять значения функций принадлежности различных стратегий при фиксированных значениях параметров состояния рынка. В качестве искомой стратегии выбирается стратегия с наибольшим значением функции принадлежности.

Лингвистические оценки a(i, jkj) параметров x(i), входящих в логические высказывания о стратегиях, будем рассматривать как нечеткие множества, определенные на универсальных множествах U(xi) = [x(i)min, x(i)max].

Пусть y(x(i), jkj) - функция принадлежности параметра x(i) нечеткому терму a(i,jkj);

y(x1, x2,..., xn, dj) - зависящая от n переменных функция принадлежности вектора параметров {x1, x2,..., xn, dj} стратегии dj.

Рис. 1. Блок-схема прогностики состояния объекта

Связь между этими функциями определяется логическими высказываниями и может быть представлена в виде следующих уравнений:

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 4(20)

7

¿(А, П, О, ТС, И, М, К, ТО, МН, ПЛ, Д, D1 2 3) = ¿и(А, ГБ) & и(П, ГБ) & и(О, ГБ) & и (ТС, ГБ) & и(И, ГБ) & и(М, ГБ) & и(К, ГБ) & и(ТО, ГБ) & и(МН, ГБ) & и(ПЛ, ГБ) & и(Д, ГБ) V

¿(А, НД) & и(П, НД) & и(О, НД) & и(ТС, НД) & и(И, НД) & и(М, НД) & ...

где «V» - логическое «ИЛИ», «&» - логическое «И».

Эти нечеткие логические уравнения получены из логических высказываний путем замены в них нечетких значений параметров соответствующими функциями принадлежности.

Нечеткие выводы. Используемый в различного рода экспертных и управляющих системах механизм нечетких выводов в своей основе имеет базу знаний. Эта база формируется специалистами предметной области в виде совокупности нечетких предикатных правил вида:

П1: если х есть А1, то у есть В1, П2: если х есть А2, то у есть В2,

Пп: если х есть Ап, то у есть Вп,

где х - входная переменная (имя для известных значений данных), у -переменная вывода (имя для значения данных, которое будет вычислено); А и В - функции принадлежности, определенные, соответственно, на х и у. Пример подобного правила:

если х — низко, то у — высоко.

В любом случае общий логический вывод осуществляется за следующие четыре этапа.

1-ый этап. Нечеткость (введение нечеткости - фаззификация). Функции принадлежности, определенные на входных переменных, применяются к их фактическим значениям для определения степени истинности каждой предпосылки каждого-правила.

2-ой этап. Логический вывод. Вычисленное значение истинности для предпосылок каждого правила применяется к заключениям каждого правила. Это приводит к одному нечеткому подмножеству, которое будет назначено каждой переменной вывода для каждого правила. В качестве правил логического вывода обычно используются только операции min (минимум) или prod (умножение). В логическом выводе min-функция принадлежности вывода «отсекается» по высоте, соответствующей вычисленной степени истинности предпосылки правила (нечеткая логика «И»), В логическом выводе prod-функция принадлежности вывода масштабируется при помощи вычисленной степени истинности предпосылки правила.

3-ий этап. Композиция. Нечеткие подмножества, назначенные для каждой переменной вывода (во всех правилах), объединяются вместе, чтобы сформировать одно нечеткое подмножество для каждой переменной вывода. При подобном объединении обычно используются операции max (максимум) или sum (сумма). При композиции max комбинированный вывод нечеткого подмножества конструируется как поточечный максимум по всем нечетким подмножествам (нечеткая логика «ИЛИ»). При композиции sum комбинированный вывод нечеткого подмножества конструируется как поточечная сумма по всем нечетким подмножествам, назначенным переменной вывода правилами логического вывода.

8 "Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 4(20)

4-ый этап. Приведение к четкости - дефаззификация, которое используется, когда полезно преобразовать нечеткий набор выводов в четкое число.

Наиболее распространенными алгоритмами общего логического вывода являются алгоритмы Мамдани и Сугэно, которые подробно изложены в [13, 14]

Выводы. Процесс обоснования стратегии является основным процессом цикла развития предприятия. Поэтому формализация этого процесса носит достаточно важный характер. В настоящей статье предпринят качественно новый подход обоснования стратегии предприятия на основе теории нечетких множеств. Этот подход позволит принимать оптимальные решения для направлений развития сложных систем, в том числе и портов, на основе неполной информации. В данном случае это позволит избежать дополнительных издержек и затрат времени, что в свою очередь повлияет на скорость реализации проектов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Томсон А.А. мл., Стрикленд А.Дж. Стратегический менеджмент. - М.: ИНФРА-М, 2000. 411с.

2. Маркова В.Д., Кузнецова С.А. Стратегический менеджмент: Курс лекций. - М.: Инфра-М; Новосибирск: Сибирское соглашение, 1999. - 288 с.

3. Фатхутдинов Р.А. Стратегический менеджмент: Учебник. - М.: Дело, 2001. - 448 с.

4. Магамадов А.Р. Портовый бизнес: Конспект лекций. - Одесса: ОНМУ, 2004. - С. 15-17.

5. Степанов О.Н. О стратегических направлениях развития портов Украины // Методи та засоби управлшня розвитком транспортних систем: Зб. наук. праць. Випуск 6. - Одеса: ОНМУ, 2004. - С. 39-56.

6. Управление проектами: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Менеджмент организаций» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро, Н.Г. Ольдерогге: Под общей ред. И.И. Мазура. - 3-е изд. - М.: Омега-Л, 2005 - 664с.

7. Лапкина И.А., Семенчук Е.Л. Полимодельный подход к обоснованию проектов развития судоходного предприятия // Управлшня проектами та розвиток виробництва: Зб.наук.пр. - Луганськ: вид-во СНУ iм. В.Даля, 2004. - №4(12). - С.13-23.

8. Фатхутдинов Р.А. Конкурентоспособность: экономика, стратегия, управление. - М.: ИНФРА-М, 2000. - 312 с.

9. Меркт Е.В. Методологические подходы к оценке конкурентоспособности порта // Розвиток методiв управлшня та господорювання на морському транспорта Зб. наук. праць. - Вип. 2 - Одеса: ОДМУ, 2001 - С. 23-33.

10. Шибав А.Г., Куприенко С.В. Состав и особенности системы показателей и параметров оценки конкурентоспособности порта в транспортной сети // Методи та засоби управлшня розвитком транспортних систем: Зб. наук. праць. Випуск 7. - Одеса: ОНМУ, 2004. - С. 235-244.

11. Заде Л.А. Основы нового подхода к анализу сложных систем и процессов принятия решений. - В кн.: Математика сегодня. - М.: Знание, 1974, С. 5-49.

12. Кофман А. Введение в теорию нечетких множеств. - М.:Радио и связь, 1982. - 432 с.

13. Орлов А.И. Задачи оптимизации и нечеткие переменные. - М.: Знание, 1980. - 64 с.

14. Нечеткие множества в моделях управления и искусственного интеллекта/А.Н. Аверкин, И.З. Батыршин, А.Ф. Блишун, В.Б. Силов, В.Б. Тарасов. Под ред. Д.А. Поспелова. - М.:Наука.Гл.ред.физ.-мат. лит., 1986. - 312 с.

15. Берштейн Л.С., Боженюк А.В. Нечеткие модели принятия решений: дедукция, индукция, аналогия. - Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2001. - 110 с.

Стаття надмшла до редакцп 06.10.2006 р.

"Управлшня проектами та розвиток виробництва", 2006, № 4(20)

9

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.