Интернет-журнал «Мир науки» / World of Science. Pedagogy and psychology https://mir-nauki.com
2018, №6, Том 6 / 2018, No 6, Vol 6 https ://mir-nauki. co m/issue-6-2018.html
URL статьи: https://mir-nauki.com/PDF/147PSMN618.pdf
Статья поступила в редакцию 05.01.2019; опубликована 22.02.2019
Ссылка для цитирования этой статьи:
Шулева Е.И., Голубь А.А. Структура образа мира младшего школьника // Интернет-журнал «Мир науки»,
2018 №6, https://mir-nauki.com/PDF/147PSMN618.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Shuleva E.I., Golub' A.A. (2018). The structure of the image of the world younger student. World of Science.
Pedagogy and psychology, [online] 6(6). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/147PSMN618.pdf (in Russian)
УДК 159.9.07
Шулева Елизавета Игоревна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Доцент кафедры «Психологии» Кандидат педагогических наук, доцент ВАК E-mail: lizunova07@rambler.ru ORCID: http://orcid.org/0000-0002-8883-7563 РИНЦ: https ://elibrary. ru/autho r_profile. asp ?id=484348
Голубь Анна Александровна
ФГБОУ ВО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», Магнитогорск, Россия
Институт гуманитарного образования Кафедра «Психологии» Магистрант E-mail: golub.yana@bk.ru
Структура образа мира младшего школьника
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования образа мира младшего школьника. Актуальность обусловлена необходимостью изучения особенностей становления структуры образа мира детей младшего школьного возраста как одного из ключевых этапов онтогенеза. Исследование образа мира ребенка позволяет представить и реализовать комплексный подход в исследовании психологических особенностей младшего школьника, способствует выявлению глубинных причин индивидуальной траектории дальнейшего развития и поведения личности. Актуальность обусловила цель: изучить структуру образа мира младшего школьника. Для достижения поставленных целей был использован комплекс проективных психодиагностических методик, включающий в себя методику «Изучение особенностей Я-концепции» (А.В. Захарова), методику «Картинки предметные» (Н.И. Непомнящая), апперцептивный тест «Взрослые и дети» (Е.С. Романова), тест «Образ мира» (по Е.С. Романовой), тест «Автопортрет» (Р. Бернс), Рисованный апперцептивный тест (Л.Н. Собчак), методику «Незаконченные предложения» сокращенный вариант, Сакс и Леви). Респонденты: учащиеся вторых классов, 57 человек, среди них 30 мальчиков и 27 девочек, возраст 8-9 лет. В результате факторного анализа были выделены восемь факторов: фактор 1 «Картина мира»; фактор 2 «Отношение к окружающему миру и самому себе»; фактор 3 «Система отношений с близкими людьми»; фактор 4 «Уровень притязаний»; фактор 5 «Система отношений к противоположному полу»; фактор 6 «Индивидуальные особенности взаимодействия с миром»; фактор 7 «Ценность представлений о себе»; фактор 8 «Система представлений о себе». Представлено их содержательное описание. Составлена структура образа мира младшего школьника. По итогам проведенного исследования было выдвинуто предположение о том, что фактор «Картина мира» является
https://mir-nauki.com
объясняющим. Для подтверждения этой гипотезы целесообразно проведение дальнейших эмпирических исследований образа мира младшего школьника.
Полученные результаты могут быть использованы в воспитательной работе учителей начальных классов, как с младшими школьниками, так и с их родителями, в работе педагогов-психологов с целью повышения эффективности психологического сопровождения воспитательного процесса, для разработки рекомендаций для учителей начальных классов и родителей младших школьников.
Ключевые слова: образ мира; младший школьник; структура; факторы
В младшем школьном возрасте социальный статус ребенка изменяется - он становится учеником, поступая в школу. Вчерашний детсадовец попадает в совсем другой мир, в котором свои законы и правила. И для успешного взаимодействия с этим миром, новоиспеченный ученик должен вобрать в структуру своих ценностей нормы поведения, принятые в социуме. Взаимодействие с людьми обретает более сложный характер. Важной характеристикой взаимоотношений с взрослыми людьми для учеников младших классов является оценивание. Оцениваются не только школьные успехи ребенка, но и его поведение.
В этот возрастной период, который продолжается на протяжение обучения ребенка в младших классах, формируются мотивы учения, индивидуальные особенности личности, адекватный уровень самооценки, способы общения с различными людьми, ценности и ценностные ориентации, правила поведения и др. В результате, сформированные личностные особенности будут являться базовыми элементами в формирование и развитие образа мира младшего школьника.
Впервые термин образ мира был использован А.Н. Леонтьевым, как образ реальности, обладающий многомерностью, наполненный смыслами и значениями. Это образ мира, который опосредует деятельность каждого индивида в «объективно реальном мире» [9]. Концептуальные идеи, изложенные А.Н. Леонтьевым, получили своё развитие в работах отечественных ученых: Е.Ю. Артемьевой [1], Г.А. Берулавы [2], Б.М. Величковского [4],
B.П. Зинченко [7], Е.А. Климова [8], В.С. Мухиной [10], В.Ф. Петренко [12], В В. Петухова [13],
C.Д. Смирнова [14] и других.
Психологический анализ детской речи как средство исследования «образа мира» ребенка проводился О.Б. Додзиной [6]. К вопросу изучения образа мира младшего школьника обращалась И.Д. Пелих [11]. Психологические особенности образа мира младших школьников рассматривались Ветошкиной [5]. Влияние различных систем обучения на развитие образа мира младшего школьника исследовала О.В. Ткаченко [15]. Образ мира и образ я у конфликтных детей младшего школьного возраста изучала Г.В. Бурменская [3], образ мира младшего школьника сквозь призму отношений к себе и своим близким исследовали Е.И. Шулева, А.А. Голубь, Е.Н. Фомина [17].
Несмотря на вышесказанное, образ мира младших школьников, присущие ему взаимосвязи между различными элементами, оказывается недостаточно изученным.
Психологические особенности личности, которые возможно изучить как целостную структуру, а не отдельные и разрозненные части, позволяет исследование именно образа мира личности.
Актуальность
Младший школьный возраст, характеризующийся как период крупных и глубоких изменений не только в психике ребенка, а также сопровождающийся активным физическим ростом, является своеобразной базой для построения фундаментальных составных частей образа мира человека. Поэтому изучение образа мира данной возрастной категории является актуальным, способствующим обогащению эмпирических данных в исследовании образа мира личности в частности, позволяющем конкретизировать взаимосвязи различных элементов образ мира младшего школьника и их особенности.
Изучение образа мира, проведение экспериментальных исследований в этой области науки, их количественная, качественная и содержательная интерпретация, логично приводят исследователей к попыткам построения структуры образа мира. Что в свою очередь представляет актуальную задачу.
Цель эмпирического исследования
Цель исследования: изучение структуры образа мира младшего школьника.
Выборка и методики
В исследовании приняли участие 57 младших школьников, учащихся вторых классов. Возраст респондентов 8-9 лет.
В проведенном исследовании использовался комплект психодиагностических методик, предложенный Е.И. Шулевой для комплексного изучения психологических особенностей образа мира [16]:
1. Изучение особенностей Я-концепции (А.В. Захарова) - выявление когнитивного уровня самооценки, определение эмоционального уровня самооценки, Я-концепция.
2. Картинки предметные (Н.И. Непомнящая) - определение типа ценностей / ценностных ориентаций.
3. Апперцептивный тест «Взрослые и дети» (Е.С. Романова) - выяснение характерного для испытуемого представления о содержании взаимоотношений между взрослыми и детьми.
4. Образ мира (Е.С. Романова) - изучение индивидуальных особенностей «образа мира».
5. Автопортрет (Р. Бернс) - выявление индивидуально-типологических особенностей человека, его представления о себе, своей внешности, личности и отношения к ней.
6. Рисованный апперцептивный тест (Л.Н. Собчак) - выявление внутреннего конфликта и конкретную сферу нарушенных межличностных отношений, содержательной стороны переживаний, а также ряда важных личностных характеристик.
7. Незаконченные предложения (сокращенный вариант Сакс и Леви) -исследование особенностей индивидуальной системы отношений обследуемого к себе и к окружающему его миру.
Представленные методики являются проективными. Главной особенностью таких методик является возможность испытуемому самому интерпретировать задание.
Предполагается, что выполняемая его, респондент будет проявлять присущие только ему особенности личности. С целью выявления факторов, установления взаимосвязей между переменными, представленных в эксперименте методик и определения степени их влияния, полученные данные, распределенные предварительно по рангам, были подвергнуты факторному анализу.
Полученные данные были подвергнуты факторному анализу с помощью пакета компьютерных программ 8ТЛТ18Т1КЛ-6.
Результаты исследования
На основании проведенного факторного анализа данных были выделены факторы, которые, объединяя в себе различные переменные и шкалы, являются формирующими элементами структуры образа мира младшего школьника. Результаты факторного анализа представлены в таблице.
Таблица
Результаты факторного анализа
Факторы Переменные/шкалы Методика Значение
Ф1: Картина мира Тип картины мира Образ мира -0,76
Система отношений к отцу Незаконченные предложения -0,72
Эгоцентризм Изучение особенностей Я-концепции 0,60
Ценности Картинки предметные -0,53
Ф2: Отношение к окружающему миру и самому себе Эмоциональный компонент (отрицательные переживания) Рисованный апперцептивный тест -0,63
Эмоциональный компонент (положительные переживания) Изучение особенностей Я-концепции 0,59
Оценочный компонент Картинки предметные -0,58
Когнитивный компонент Незаконченные предложения 0,53
Ф3: Система отношений с близкими людьми Система отношения к себе Незаконченные предложения 0,75
Структура отношений с близкими Изучение особенностей Я-концепции -0,75
Система отношения к семье Незаконченные предложения 0,60
Ф4: Уровень притязаний Система жизненных целей Незаконченные предложения 0,87
Когнитивный уровень самооценки Изучение особенностей Я-концепции 0,52
Ф5: Система отношений к противоположному полу Система отношений к мужчинам/женщинам Незаконченные предложения 0,81
Система отношения к матери Незаконченные предложения 0,68
Ф6: Индивидуальные особенности взаимодействия с миром Индивидуализация Изучение особенностей Я-концепции 0,68
Индивидуально-типологические особенности Автопортрет 0,63
Ф7: Ценность представлений о себе Эмоциональный уровень самооценки Изучение особенностей Я-концепции -0,78
Ф8: Система представлений о себе Оценка сложности Я-концепции Изучение особенностей Я-концепции 0,79
Наглядно результаты факторного анализа представлены на рисунке. Выделенные факторы не являются равнозначными, не находятся в иерархической зависимости. Для определения уровней структуры образа мира младшего школьника и их значимости, необходимо проведение дальнейших эмпирических исследований, направленных на выявление структуры образа мира данной возрастной категории.
Рисунок. Результаты факторного анализа
Факторы, вбирающие в себя различные переменные - компоненты образа мира, объясняют взаимосвязь различных параметров, выделенных в результате проведенного исследования, и регулируют их взаимодействие друг с другом.
https://mir-nauki.com
Обсуждение результатов
Фактор 1 «Картина мира» включает в себя переменную «Тип картины мира» (-0,76) методики «Образ мира», шкалу «Система отношений к отцу» (-0,72) методики «Незаконченные предложения», шкалу «Эгоцентризм» (0,60) методики «Изучение особенностей Я-концепции», переменную «Ценности» (-0,53) методики «Картинки предметные».
Содержательный анализ фактора 2 «Картина мира» позволяет описать особенности формирования картины мира, а именно:
Дети с картиной мира (-0,76) как пейзажная картина, имеют положительную систему отношений к отцу (-0,72), обладают высоким уровнем эгоцентризма (0,60), а ведущими каналами восприятия (-0,53) для них является «природа» и «трудовая деятельность».
У школьников с типом картины мира (-0,76) как непосредственное окружение система отношений к отцу (-0,72) характеризуется как отрицательная, они обладают разумным уровнем эгоцентризма (0,60), ведущим каналом восприятия (-0,53) для них является «пища».
Дети с планетарной картиной мира (-0,76) имеют систему отношений к отцу (-0,72), характеризующуюся как нейтральная, эгоцентризм (0,60) таких детей располагается на высоком уровне, ведущими каналами восприятия (-0,53) для них являются «коммуникативная деятельность» и «учебная деятельность».
Школьники с опосредованной картиной мира (-0,76) имеют систему отношений к отцу (-0,72), характеризующуюся как безразличная, высокий уровень эгоцентризма (0,60), ведущими каналами восприятия (-0,53) для них являются «игровая деятельность».
Фактор 2 «Отношение к окружающему миру и самому себе» включает в себя переменную «Эмоциональный компонент (отрицательные переживания)» методики «Рисованный апперцептивный тест» (-0,63), шкалу «Эмоциональный компонент (положительные переживания)» (0,59) методики «Изучение особенностей Я-концепции», «Определение социальной активности и степени близости с определенной категорией людей», переменную «Оценочный компонент» (-0,58) методики «Картинки предметные», шкалу «Когнитивный компонент» (0,53) методики «Незаконченные предложения» - система отношений к друзьям и знакомым.
Содержательный анализ входящих в этот фактор переменных позволяет описать сознательные и избирательные связи младшего школьника с окружающим миром и с самим собой, изобразить систему отношений личности к себе и к окружающему миру, отражая, таким образом, окружающую его действительность, а именно:
1. Младшие школьники, у которых присутствует внутриличностный и семейный конфликт (-0,63), имеют сложившиеся и относительно устойчивые, характеризующиеся положительно, взаимосвязи с родителями (0,59). Предпочтительные виды деятельности, проявляющиеся в принятых ребёнком моральных ценностях (-0,58), относятся к природе в случае девочек и трудовой деятельности в случае мальчиков. Система отношений к друзьям и знакомым (0,53) характеризуется положительными тактиками поведения.
2. Учащиеся вторых классов, для которых эмоциональное отношение к окружающему миру проявляется в отрицательных эмоциональных переживаниях по средством межличностных конфликтов (-0,63), имеют сложившиеся и относительно устойчивые, характеризующиеся положительно, взаимосвязи с друзьями (0,59). Предпочтительные виды деятельности, проявляющиеся в принятых ребёнком моральных ценностях (-0,58), относятся к пище в случае девочек и учебной деятельности в случае мальчиков. Система отношений к друзьям и знакомым (0,53) характеризуется отрицательными тактиками поведениями.
3. Дети, для которых эмоциональное отношение к окружающему миру характеризуется отсутствием острых отрицательных эмоциональных переживаний, а именно отсутствием какого-либо конфликта (-0,63), имеют сложившиеся и относительно устойчивые, характеризующиеся положительно, взаимосвязи с учителем (0,59). Предпочтительные виды деятельности, проявляющиеся в принятых ребёнком моральных ценностях (-0,58), относятся к предметно-бытовой и коммуникативной деятельности в случае девочек и предметно-бытовой, игровой, коммуникативной деятельности в случае мальчиков. Система отношений к друзьям и знакомым (0,53) характеризуется нейтральными тактиками поведениями.
Фактор 3 «Система отношений с близкими людьми» определяется следующими шкалами: «Система отношения к себе» (0,75) методики «Незаконченные предложения», «Структура отношений с близкими людьми» (-0,75) методики «Изучение особенностей Я-концепции», и «Система отношений к семье» (0,60) методики «Незаконченные предложения», а именно:
1. У младших школьников с системой отношений к себе (0,75), характеризующейся как положительная, в структуре отношений с близкими (-0,75) присутствуют люди, на которых они оказывают давление (сестра, друзья, учитель) и люди, с которыми они находятся в равных отношениях (бабушка, дедушка), отсутствуют люди, чье превосходство они признают, система отношений к семье (0,60) характеризуется как положительная.
2. У младших школьников с системой отношений к себе (0,75), характеризующейся как отрицательная, в структуре отношений с близкими (-0,75) присутствуют люди, чье превосходство они признают (папа, мама) и люди, с которыми они находятся в равных отношениях (бабушка, дедушка), отсутствуют люди, на которых они оказывают давление, система отношений к семье (0,60) характеризуется как положительная.
3. У младших школьников с системой отношений к себе (0,75), характеризующейся как безразличная или нейтральная, в структуре отношений с близкими (-0,75) присутствуют люди, чье превосходство они признают (папа, мама), люди, с которыми они находятся в равных отношениях (бабушка, дедушка), люди, на которых они оказывают давление (сестра, друзья, учитель), система отношений к семье (0,60) характеризуется как положительная.
Фактор 4 «Уровень притязаний» включает в себя шкалу «Система жизненных целей» (0,87) методики «Незаконченные предложения» и шкалу «Когнитивный уровень самооценки» методики «Изучение особенностей Я-концепции». Содержательный анализ данного фактора позволяет говорить о том, что чем положительнее характеризуется система жизненных целей (0,87) младшего школьника, тем выше когнитивный уровень самооценки (0,52), тем выше уровень притязаний ребенка, он стремится к более сложным в достижении целей и считает возможным ее достижение, а именно:
1. Чем выше когнитивный уровень самооценки (0,52) школьника, тем более положительные жизненные цели (0,87) он перед собой ставит. И наоборот, дети с заниженным уровнем самооценки, имеют узкий круг жизненных ориентиров, претендуя на самое минимальное.
2. Учащиеся вторых классов, имеющие реалистичные знания о себе, обладают адекватным уровнем когнитивной самооценки (0,52), и характеризуются адекватным уровнем притязания личности, имеют широкий спектр жизненных целей (0,87) и способны их изменять в случае необходимости.
Фактор 5 «Система отношений к противоположному полу» включает в себя шкалу «Система отношений к мужчинам/женщинам» (0,81) и шкалу «Система отношений к матери» (0,68) методики «Незаконченные предложения». Сущностный анализ входящих в фактор шкал позволяет сделать вывод о том, что чем лучше и положительнее у ребенка отношение к матери
https://mir-nauki.com
(0,68), тем положительнее его отношение к людям противоположного пола (0,81), и наоборот, отрицательное или нейтральное отношение к матери (0,68) выстраивает отрицательное или нейтральное отношение к противоположному полу (0,81) в образе мира младшего школьника.
Фактор 6 «Индивидуальные особенности взаимодействия с миром» включает в себя шкалу «Индивидуализация» (0,68) методики «Изучение особенностей Я-концепции» и переменную «Индивидуально-типологические особенности» (0,63) методики «Автопортрет». Индивидуальные особенности взаимодействия с миром определяются типом личности младшего школьника, а именно:
1. Дети, осознающие свое сходство с другими людьми (0,68), относятся к экстровертированному типу личности (0,63), их интересы направлены на внешний мир и его объекты.
2. Учащиеся, осознающие свою уникальность (0,68), характеризуются как интровертированный тип личности (0,63), они отличаются направленностью на внутреннее субъективное содержание.
Фактор 7 «Ценность представлений о себе» включает в себя шкалу «Эмоциональный уровень самооценки» (-0,78) методики «Изучение особенностей Я-концепции». Его содержательная характеристика позволяет говорить о том, что чем выше эмоциональный уровень самооценки (-0,78) у ученика младших классов, тем выше уровень удовлетворенности ребенка самим собой.
Фактор 8 «Система представлений о себе» включает в себя шкалу «Оценка сложности Я-концепции» (0,79) методики «Изучение особенностей Я-концепции». Содержательная интерпретация этого фактора позволяет говорить о следующем: чем сложнее у младшего школьника Я-концепция (0,79), тем разнообразнее и многообразнее представляются элементы его системы представлений о себе.
В результате описательного факторного анализа было выделено восемь факторов, позволяющих содержательно описать особенности образа мира младшего школьника. Многочисленные взаимосвязи между переменными и шкалами, их высокие значения, позволили представить единую динамичную структуру образа мира младшего школьника, наполненную многочисленными взаимосвязями между отдельными ее элементами. Тем не менее, в представленной структуре образа мира факторы невозможно расположить согласно их значению и определить их уровни, место и значение в структуре образа мира, так как в проведенном исследовании было возможно применение только описательного факторного анализа.
Содержательная интерпретация факторов и входящих в них переменных, как элементов структуры образа мира младшего школьника, позволяет предположить, что фактор 1 «Картина мира» является одним из объясняющих факторов, регулирующим переменные и шкалы других факторов.
Для подтверждения этого предположения, а также для ранжирования факторов, входящих в структуру образа мира, представляется целесообразным проведение дальнейших эмпирических исследований образа мира младшего школьника на различных выборках и с применением различных комплектов методик, с целью построения, описания и объяснения структуры образа мира современного младшего школьника.
Выводы
https://mir-nauki.com
ЛИТЕРАТУРА
1. 2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11. 12.
13.
14.
15.
16.
17.
Артемьева, Е.Ю. Основы психологии субъективной семантики / под ред. И.Б. Ханиной. М.: Наука; Смысл, 1999. - 350 с. - ISBN 5-02-008287-2 (Наука), ISBN 5-89357-040-5 (Смысл).
Берулава, Г.А. Образ мира как мифологический символ: учебное пособие / Г.А. Берулава. - Москва: Педагогическое общество России, 2001. - 46 с. - ISBN 5-931341-37-4.
Бурменская Г.В. Образ мира и образ я у конфликтных детей младшего школьного возраста изучала Сборник: Психология перед вызовом будущего. Материалы научной конференции, приуроченной к 40-летнему юбилею факультета психологии МГУ 23-24 ноября 2006 г. Первая страница: С. 189-194. Величковский, Б.М. Образ мира как гетерархия систем отсчета // А.Н. Леонтьев и современная психология. - М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 155-165. Ветошкина, Т.Г. Психологические особенности образа мира младших школьников // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2016. Т. 2. С. 255-261.
Додзина, О.Б. Психологический анализ детской речи как средство исследования «образа мира» ребенка // Научно-методический электронный журнал концепт. 2017. - №S23. С. 11-15.
Зинченко, В.П. От генезиса ощущений к образу мира // А.Н. Леонтьев и современная психология. М., 1983. С. 140-149.
Климов, Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учеб. пособие / Е.А. Климов. - М.: Изд-во МГУ, 1995. - 223 с. - ISBN 5-211-03334-5. Леонтьев А.Н. Образ мира // Избранные психологические произведения. М., 1983. С. 251-261.
Мухина, В.С. Феноменология развития и бытия личности: избранные психологические труды / В.С. Мухина. - Москва-Воронеж: МПСИ: МОДЭК, 1999. - 640 с. - (Психологи Отечества). - ISBN 5-89502-081-X. - ISBN 5-89395148-4.
Пелих, И.Д., Ветошкина, Т.Г. К вопросу изучения образа мира младшего школьника // Герценовские чтения. Художественное образование ребёнка. 2015. №1. С. 263-267.
Петренко, В.Ф. Введение в экспериментальную психосемантику: исследование форм репрезентации в обыденном сознании. - М.: Издательство Московского университета, 1983. - 177 с. - (Совет молодых ученых Московского университета).
Петухов, В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник Московского Университета. Серия 14. - Психология. - 1984. - № 4. - С. 13-21. Смирнов, С.Д. Мир образов и образ мира // Вестник Моск. Ун-та. Сер.14: Психология. 1981. №2. С. 15-29.
Ткаченко О.В. Влияние различных систем обучения на развитие образа мира младшего школьника: Дис. ... канд. пед. наук: 13.00.01: Сочи, 1999. С. 147. Шулева Е.И. Психологическое сопровождение процесса становления образа мира в образовательном учреждении. Практикум [Текст]: Учебное пособие / Сост. Е.И. Шулева. - Москва, 2017. - 79 с.
Шулева Е.И., Голубь А.А., Фомина Е.Н. Образ мира младшего школьника сквозь призму отношений к себе и своим близким // Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №4, https://mir-nauki.com/PDF/30PSMN418.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
Shuleva Elizaveta Igorevna
Nosov Magnitogorsk stat technical university, Magnitogorsk, Russian
E-mail: lizunova07@rambler.ru
Golub' Anna Aleksandrovna
Nosov Magnitogorsk stat technical university, Magnitogorsk, Russian
Institute of humanities education E-mail: golub.yana@bk.ru
The structure of the image of the world younger student
Abstract. The article presents the results of an empirical study of the image of the world of primary school children. The relevance is due to the need to study the features of the structure of the world image of primary school children as one of the key stages of ontogenesis. The study of the image of the child's world allows to present and implement an integrated approach in the study of the psychological characteristics of the younger student, helps to identify the root causes of the individual trajectory of further development and behavior of the individual. The relevance of the goal: to study the structure of the image of the world of the younger student. The complex of projective psychodiagnostic techniques was used to achieve the set goals, including the technique of "the study of the features of the I-concept" (A.V. Zakharov), the technique of "subject Pictures" (N.I. Nepomnyashchaya), apperception test "Adults and children" (E.S. Romanova), a test of the "image of the world" (E.S. Romanova), the test "self-Portrait" (R. Burns), Drawing apperception test (L.N. Sobchak), the technique of "Incomplete sentences" shortened version, Sachs and Levi). Respondents: second-grade students, 57 people, including 30 boys and 27 girls, age 8-9 years. The result of factor analysis were allocated to the eight factors: factor 1 "picture of the world"; factor 2 "attitude toward the world and himself1'; factor 3 "the System of relations with the people"; factor 4 "the Level of claims»; factor 5 "system of relations to the opposite sex"; factor 6 "Individual features of interaction with the world"; factor 7 "Value of ideas about yourself"; factor 8 "system of ideas about yourself1'. Their substantial description is presented. The structure of an image of the world of the younger schoolboy is made. According to the results of the study, it was suggested that the factor "Picture of the world" is explanatory. To confirm this hypothesis, it is advisable to conduct further empirical studies of the image of the world of the younger schoolboy.
Keywords: the image of the world; the younger the student; the structure; factors