РЕДАКТОРСКАЯ СТАТЬЯ
/ \
Структура научной статьи:
эмпирическое исследование
Косычева Марина Александровна
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств»
Адрес: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, дом 11 E-mail: [email protected]
Балыхин Михаил Григорьевич
ФГБОУ ВО «Московский государственный университет пищевых производств»
Адрес: 125080, Москва, Волоколамское шоссе, дом 11
E-mail: [email protected]
Рассматриваются особенности составных элементов научной статьи и основные требования, которые необходимо соблюдать при работе над ними. В данной редакторской статье даются рекомендации по написанию введения и обзора литературы, описываются схемы построения экспериментальной части эмпирической научной статьи, применимые ко многим журналам Web of Science и Scopus.
Ключевые слова: эмпирическая научная статья, структура, эмпирические данные, экспериментальная часть, требования научных журналов
Одной из основных причин отказа журналами в публикации является несоответствие рукописей предъявляемым требованиям по оформлению и структурированию. Любое исследование, описанное непоследовательно, будет дезориентировать читателя и не вызовет интереса в научном сообществе. Задача автора - помочь читателю обнаружить необходимую ему информацию в соответствующих секциях и подсекциях. Важно отметить, что у большинства журналов есть четко прописанные требования относительно структурирования рукописей, написания аннотаций, названий подзаголовков. Для автора важно произвести впечатление на редактора грамотным и корректным оформлением результатов своего исследования, таким образом показывая уважение к рекомендациям журнала.
Традиции структурирования исследований в международных журналах, во многом восходящие к англоязычному формату репрезентации информации, тяготеют к структуре IMRAD (Introduction, Methods, Results and Discussion), то есть Введение, Методы, Результаты и Обсуждение. Данная структура оптимально воспроизводит логику исследования. Уделяя внимание описанию самого исследования, зачастую авторы забывают, что целью научной статьи является не только знакомство читателя с методами и результатами определенного исследования, но и с тем, как оно вписывается в научный контекст. Демонстрация этой интеграции
требует обзора литературы по изучаемой проблематике, сравнения целей исследования, реализуемого автором, с ранее проведенными. Автор должен убедить аудиторию, что его исследование оригинально, достоверно, не противоречит этическим нормам, объективно, характеризуется новизной и представляет собой очевидную ценность для науки. Опора на четкую структуру представления исследования общественности существенно усиливает персуазивность представленной информации, помогая читателю ориентироваться в пространстве статьи.
Тема структурирования научной публикации не является новой. Данная проблема рассматривалась в контексте составления рекомендаций для начинающих авторов (Авдеева, Лобанова, 2016), анализировалась с точки зрения кросс-лингвистически вариаций (Zanina, 2017), изучалась в контексте становления структуры представления информации на примере медицинских статей (Sollaci, Pereira, 2004), обсуждалась как формат научного письма, способствующий повышению качества научного исследования (Wu, 2011). Пристальное внимание уделяется написанию аннотаций (Cusen, 2018), а также предотвращению основных ошибок авторов в процессе структурирования эмпирических статей (Mateu Arrom, 2018).
Ключевым элементом любой эмпирической статьи является аннотация (Abstract) - своего рода
___/
_ Как цитировать _
Материал опубликован в сштаетстага с международн°й „ Косычева, М. А., & Балыхин, М. Г. (2019). Структура научной статьи: эм-
лицензией Creative Commons Attribution 4.°. пирическое исследование. Health, Food & Biotechnology, 1(2). https://doi.
org/10.36107/hfb.2019.i2.s270
КОСЫЧЕВА М.А., БАЛЫХИН М.Г.
краткое изложение тела статьи. Аннотация иллюстрирует актуальность проблематики, представляет процедуру и основные результаты, полученные в ходе исследования, указывает сферу их применения. Текст аннотации призван заинтересованность читателя в дальнейшем прочтении рукописи, продемонстрировать ее потенциальную значимость. Кроме того, следует помнить, что рецензент при двойном слепом рецензировании начинает знакомство с рукописью именно с аннотации. В аннотации категорически не рекомендуется повторять текст, скопированный из тела статьи. Очень важно исключить сложные синтаксические конструкции, цифры, таблицы и любое цитирование.
Ключевые слова, сопровождающие аннотацию, являются важным инструментом обнаружения статьи, поэтому автору необходимо подобрать их таким образом, чтобы они четко отражали проблематику исследования. Важно, чтобы ключевые слова не дублировали название, а дополняли его. Таким образом автор обусловит возможность нахождения своей статьи среди миллионов других исследований, попадающих в базы данных ежегодно.
следования: подробно описать участников и материалы исследования, оборудование, с помощью которого реализовывался эксперимент , охарактеризовать методы исследования, очень подробно описать процедуру исследования и методы математического анализа полученных в исследовании результатов.
В данном разделе принципиальное внимание должно уделяться методологии, тщательному обоснованию выбранных методов - читатель должен понимать, почему авторы отдали предпочтение данному виду анализа и как он соотносится с целями исследования. Подробное описание необходимо необычным или уникальным методам с указанием ссылок на источник, объясняющих их специфику и методологию, широко известные методы не требуют дополнительной информации, достаточно указания их названия. Кроме того, не следует забывать, что при использовании статистических методов обработки данных, внимание должно уделяться не описанию самих методов, а тому, как полученные данные были обработаны при помощи этих конкретных методов (TodoroviC, 2003).
«Введение» дает четкое представление о целях, задачах, исследовательских вопросах и гипотезах статьи. Задача автора - преподнести читателю тот необходимый объем информации, который окажется достаточным для того, чтобы понять суть исследования. Введение зачастую включает в себя литературный обзор по проблеме исследования. Тщательный анализ рукописей, посвященных проблематике научной работы, не оставит сомнений в компетентности автора, поможет ему продемонстрировать тот пробел в знаниях, который его исследование призвано заполнить. Именно анализ, а не простое перечисление предшествующих исследований по теме, помогает автору подчеркнуть новизну его рукописи, которая является необходимой характеристикой оригиналоьного эмпирического исследования.
Раздел «Методы м материалы» призван помочь любому исследователю в будущем повторить эксперимент, описанный автором с целью его верификации. Именно поэтому в данном разделе важно четко описать все элементы процедуры ис-
Рекомендуется использовать подзаголовки (Участники, Материалы, методы, Процедура исследования, Анализ данных), которые помогают читателю ориентироваться в описании методологии представленного в статье исследования.
Секция «Результаты» призвана представить конкретные данные для подтверждения или опровержения гипотез, сформулированных во введении. Полученные данные лучше представлять в строгом соответствии с процедурой исследования, описанной автором в секции «Материалы и методы». Полученные данные нужно представлять в систематизированном и обобщенном виде. Наиболее распространенным способом их представления считаются таблицы, графики, схемы, рисунки. При этом, иллюстративный материал (визуализация данных) не должен дублировать текстовое содержание секции. Его задача - иллюстрировать текст, визуализировать данные. Как правило, текстом описывают то, что удалось получить в результате исследования, а таблицы и иные средства визуализации призваны демонстрировать достоверность
Если исследования проводились с участием людей или животных, необходимо указать число участников эксперимента, их пол, возраст и иные значимые в контексте исследования характеристики. Необходимо включить полную информацию о материалах, используемых при выполнении эксперимента, их точные технические характеристики и количество. Иногда бывает необходимо перечислить химические и физические свойства применяемых реагентов и веществ. Рекомендовано избегать торговых названий, но если они упоминаются, то их названия пишутся с заглавной буквы, чтобы их можно было отличить от общих имен в тексте. Животные и микроорганизмы должны быть точно идентифицированы по роду, виду или штамму.
СТРУКТУРА НАУЧНОЙ СТАТЬИ: ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
текстовой информации. Таблицы должны быть составлены таким образом, чтобы их информативность была очевидной, и читатель не был вынужден искать разъяснения в тексте. Каждая таблица или график должна иметь название, четко отражать заголовок и содержать легко читаемые аббревиатуры и символы. Любой наглядный материал следует оформлять в соответствии с требованиями журнала и сопровождать пояснением с указанием копирайта в случае, если автор статьи не является автором представленного инструмента визуализации (таблицы, графика, рисунка и пр.).
При описании результатов в эмпирическом исследовании необходимо помнить, что данные статьи опираются на практические методы измерения, эксперимент и т.д, следовательно, при прочтении должно быть понятно, почему авторы выбрали для анализа именно эти данные и методы.
Самым сложным структурным элементом эмпирического исследования является раздел «Обсуждение результатов». Его сложность заключается в том, что автору необходимо быть предельно лаконичным, но убедительным, так как любые результаты, даже самые интересные и неожиданные, могут остаться без прочтения, если они неумело интерпретированы. Комментируя полученные результаты, важно опираться на ключевые исследования в области исследования и не пытаться проанализировать и подвергнуть критике все уже имеющиеся. Комментарии по поводу сходных исследований, представляемые в этой секции не должны повторять те, которые уже давались во Введении. Кроме того, в данной рубрике необходимо сопоставить цель работы и полученные результаты, прокомментировать обоснование гипотезы.
Обсуждение результатов следует начать с краткого представления того, что было выявлено в ходе исследования и его важности. Результаты могут быть охарактеризованы, например, с точки зрения их вклада в уже существующую историю изучаемой проблемы. Далее следует упомянуть сильные стороны исследования и ограничения, с которыми авторы столкнулись при реализации исследования, поскольку они могут повлиять на результаты и снизить их статистическую значимость. Усиливает секцию и апелляция к сходным исследованиям других авторов с тем, чтобы выявить - согласуются ли проведенное исследование с ними или опровергает их. В случае выявления расхождений рекомендуется объяснить их причины. В завершении необходимо описать значимость исследования для науки, про-
демонстрировав его конкретный вклад. В данном случае важно не переоценивать эту значимость, стремясь к максимально объективной ее оценке.
Раздел «Заключение» призван придать исследованию завершенность, демонстрирует, умеет ли он четко и беспристрастно акцентировать базовые результаты исследования, их применимость в реальной практике, их интегрированность с предыдущей логикой исследования данной проблематики и очертить дальнейшие направления исследования в представленной области.
Предложенная структура помогает максимально полно отразить ход и результаты исследования. Кроме того, четкая структура эмпирического исследования гарантирует, что навигация по рукописи будет максимально удобной, как для рецензентов, так и для читателей.
Литература
Авдеева, Н. В., Лобанова, Г. А. (2016). Структурирование научной статьи в формате «Introduction, Methods, Results and Discussion»: что важно учитывать начинающему автору. Открытое образование, 20(5),4-10. Cusen, G. (2018). "Borders" in the writing of academic texts: Investigating informativeness in academic journal abstracts. Acta Universitatis Sapientiae, Philologica, 10(2), 141-154. https://doi.org/10.2478/ ausp-2018-0019 Mateu Arrom L., Huguet J., Errando C., Breda A., & Palou J. (2018). Cómo escribir un artículo original [How to write an original article]. Actas Urologicas Españolas, 42(9), 545-550. https://doi.org/10.10Wj. acuro.2018.02.011 Todorovic, L. (2003). Original (scientific) paper: The IMRAD layout. Archive of Oncology, 11(3), 203-205. https://doi.org/10.2298/A000303203T Sollaci, L. B., & Pereira M. G. (2004). The introduction, methods, results, and discussion (IMRAD) structure: A fifty-year survey. Journal of the Medical Library Association, 92(3), 364-371. Zanina, E. (2016). Strategic hedging: A comparative study of methods, results and discussion (and conclusion) sections of research articles in English and Russian. Journal of Language and Education, 2(2), 52-60. https://doi.org/10.17323/2411-7390-2016-2-2-52-60. Wu, J. (2011). Improving the writing of research papers: IMRAD and beyond. Landscape Ecology, 26, 13451349. https://doi.org/10.1007/s10980-011-9674-3
EDITORIAL
/ ; \ Scientific Paper Structuring: Empirical Research
Marina A. Kosycheva
Moscow State University of Food Production 11 Volokolamskoe highway, Moscow, 125080, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Mikhail G. Balykhin
Moscow State University of Food Production 11 Volokolamskoe highway, Moscow, 125080, Russian Federation
E-mail: [email protected]
Constituent elements of an empirical research paper and the basic requirements that must be observed when working on it are considered. This editorial provides recommendations on how to write an introduction and review of the literature, describes the design of the experimental part of an empirical scientific paper applicable to many journals Web of Science and Scopus.
Keywords: original research, structure, empirical data, experimental procedure, scientific journals requirements
References
Avdeeva, N. V., & Lobanova, G. A. (2016). Structuring of a scientific paper as «Introduction, Methods, Results and Discussion»: A guide for an inexperienced author. Otkrytoe obrazovanie [Open Education], 20(5), 4-10.
Cusen, G. (2018). "Borders" in the Writing of Academic Texts: Investigating Informativeness in Academic Journal Abstracts. Acta Universitatis Sapientiae, Philologica, 10(2), 141-154. https://doi.org/10.2478/ ausp-2018-0019
Mateu Arrom, L., Huguet, J., Errando, C., Breda, A., & Palou, J. (2018). Cómo escribir un artículo original [How to write an original article]. Actas Urologicas Espanolas, 42(9), 545-550. https://doi.org/10.1016/). acuro.2018.02.011
Todorovic, L. (2003). Original (scientific) paper: The IMRAD layout. Archive of Oncology, 11(3), 203-5. https://doi.org/10.2298/AOO0303203T
Sollaci, L. B., & Pereira, M. G. (2004). The introduction, methods, results, and discussion (IMRAD) structure: a fifty-year survey. Journal of the Medical Library Association, 92(3), 364-371.
Zanina, E. (2016). Strategic hedging: A comparative study of methods, results and discussion (and conclusion) sections of research articles in English and Russian. Journal of Language and Education, 2(2), 52-60. https://doi.org/10.17323/2411-7390-2016-2-2-52-60.
Wu, J. (2011). Improving the writing of research papers: IMRAD and beyond. Landscape Ecology 26, 13451349. https://doi.org/10.1007/s10980-011-9674-3
_ How to Cite _
This article is published under the Creative Kosycheva, M. A., & Balykhin, M. G. (2019). Scientific Paper Structuring:
Commons Attribution 4.° International License. ™ Empirical Research. Health, Food & Biotechnology, 1(2). https://doi.
org/10.36107/hfb.2019.i2.s270