DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-2-36-41 УДК 94(4)"15"
Гусева Марина Александровна
Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева
СТРУКТУРА МУНИЦИПАЛЬНОЙ ВЛАСТИ В СРЕДНЕВЕКОВОМ КЕМБРИДЖЕ
В настоящее время город Кембридж ассоциируется в большей степени с университетом. Действительно, школяры появились в городе еще в XIII в. С этого времени жизнь университета и города оказалась тесно переплетенной. Появление внутри городского сообщества университета, безусловно, внесло свои коррективы в жизнь Кембриджа, в том числе и в функционирование местной администрации, ее структуру. В данной работе мы рассмотрели проблему становления и развития структуры муниципальной власти в средневековом Кембридже, выявили особенности местной администрации. Наше исследование показало, что к концу XV в. город обладал достаточно разветвленной системой муниципального самоуправления. Во главе корпорации находился мэр, существовал коллегиальный совещательный орган - Совет 24-х. Действовали казначеи, бейлифы, коронер и рекордер. Это давало возможность городу самостоятельно решать вопросы социально-экономического, контрольно-административного характера. К особенностям же местной администрации, на наш взгляд, следует отнести: деятельность согласительных коллегий из представителей обоих сообществ - города и университета, существование принципалов в муниципальных домах, в которых проживали школяры, а также достаточно раннее появление в структуре городской власти совещательного органа при основных должностных лицах корпорации. Указанные особенности администрации Кембриджа следует связать с нахождением в пределах городской черты «ученого сообщества», необходимостью местным властям выстраивать с ним свой диалог.
Ключевые слова: органы муниципального самоуправления, средневековый город, университет, корпорация.
Информация об авторе: Гусева Марина Александровна, кандидат исторических наук, доцент, ФГБОУ ВО «Ивановская государственная сельскохозяйственная академия имени Д.К. Беляева», г. Иваново, Россия.
E-mail: gmar@inbox.ru
Дата поступления статьи: 23.03.2020.
Для цитирования: Гусева М.А. Структура муниципальной власти в средневековом Кембридже // Вестник Костромского государственного университета. 2020. Т. 26, № 2. С. 36-41. DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-2-36-41.
Marina A. Guseva
Belyayev Ivanovo State Agricultural Academy
THE STRUCTURE OF MUNICIPAL GOVERNMENT IN MEDIEVAL CAMBRIDGE
Currently, the town of Cambridge is associated more with the university. Indeed, students appeared in the town as early as in the 13th century. Since that time, the life of the university and the town have been closely intertwined. The appearance of the university within the town community, of course, made its own adjustments to the life of Cambridge, including the functioning of the local administration, its structure. In this research, we examined the problem of the formation and development of the structure of municipal authority in medieval Cambridge, revealed the features of the local administration. Our study showed that by the late 15th century, the town had a fairly ramified system ofmunicipal self-government. At the head of the corporation was the mayor, there was a collegial deliberative body - the Council of the 24. There were treasurers, bailiffs, a coroner and a recorder. This enabled the town to independently resolve issues of a socioeconomic, control and administrative nature. The peculiarities of the local administration, in our opinion, include the activities ofconciliatory colleges from representatives of two communities - the town and the university. The existence ofprincipals in the municipal houses in which the students lived. And also a rather early appearance in the structure of town power of an advisory body under the main officers of the corporation. These features of the Cambridge administration should be explained by the existence ofa «scientific community» within the town limits, the need for local authorities to build their dialogue with it.
Keywords: municipal authorities, medieval town, University, corporation.
Information about the author: Marina A. Guseva, Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Belyayev Ivanovo State Agricultural Academy, Ivanovo, Russia.
E-mail: gmar@inbox.ru
Article received: March 23, 2020.
For citation: Guseva M.A. The structure of municipal government in medieval Cambridge. Vestnik of Kostroma State University, 2020, vol. 26, № 2, pp. 36-41 (In Russ.). DOI 10.34216/1998-0817-2020-26-2-36-41.
36
Вестник КГУ Ji № 2. 2020
© Гусева М.А., 2020
Город Кембридж расположен на реке Кем в восточной части Англии и является административным центром одноименного графства. В настоящее время он представляет собой формулу «город в университете» и воспринимается как составная часть «ученого сообщества». Действительно, школяры появились в Кембридже еще в XIII в. С этого времени жизнь университета и города оказалась тесно переплетенной. В этой связи интересным представляется рассмотреть становление и развитие собственно городских органов самоуправления средневекового Кембриджа, выяснить, как повлияло на данный процесс соседство с «ученым сообществом».
В зарубежной медиевистике различные аспекты жизни городов Англии изучены достаточно полно. Социально-экономическая история английских средневековых городов хорошо исследована в отечественной историографии [см., например: Евсеев 2019: 10-49]. Проблема развития муниципального самоуправления в Англии в Средние века также получила определенное освещение [см., например: Гусева 2005: 18-19]. Однако данный вопрос, на наш взгляд, остается еще недостаточно изученным, в частности, с позиции взаимоотношений различных социальных сообществ, вынужденных существовать в пределах одной городской черты, как это было в Кембридже.
Так, общие аспекты жизни английских провинциальных городов рассмотрены В. Хоскин-сом [Hoskins]. Вопросы организации обучения в Кембриджском университете изучены в работе Ч. Брука [Brooke]. Происхождение университетов Кембриджа и Оксфорда, их управление, колледжи, хостелы, общие проблемы во взаимоотношениях между данными «учеными сообществами» и церковью, городом исследованы в труде А. Коб-бена [Cobban 1988]. Этот же автор обратил свое внимание на отдельные аспекты университетской жизни в Средние века, в том числе на взаимоотношения с городской средой [Cobban 2004]. Однако в центре внимания А. Коббена находились в большей степени вопросы организации повседневной, бытовой жизни города и университета, например уборка и мощение улиц, деятельность колледжей, общежитий для школяров, сопутствующих ремесел (переплетчиков, торговцев канцтоварами). В отечественной историографии тема университетской жизни средневековой Англии также получила свое освещение. В частности, эволюцию взаимоотношений английских университетов с церковью, государством и городской средой в XIII - первой половине XV вв. исследовал А.В. Лычагин [Лычагин]. Проблемы становления данных «ученых сообществ», их отношения с церковью в XIII-XIV в. изучены В.А. Евсеевым, М.Н. Панютиной [Евсеев, Панютина]. Классовую борьбу в городах Восточной Англии в XIV в., кото-
рая захватила и Кембридж, исследовала А.А. Кириллова [Кириллова].
В нашей работе мы рассмотрим вопросы становления и развития структуры муниципальной власти в средневековом Кембридже, установим влияние университета на ее формирование, выявим особенности местной администрации.
В качестве методологической основы исследования были использованы сравнительно-исторический, обобщающий, проблемно-хронологический методы изучения исторических закономерностей через их конкретные проявления.
Основными источниками для данного изыскания послужили «Анналы Кембриджа» и издание «Хартий города». «Анналы» представляют собой краткие погодные записи значимых событий из жизни городского сообщества: отчеты казначеев, сообщения о выборах должностных лиц города, выдержки из муниципальных хартий, королевских писем и посланий, жалобы и взаимные претензии корпорации Кембриджа, университета [Cooper]. В работе использован только первый том издания, рассказывающий о жизни города с VII по XV в. Другой источник - это хартии Кембриджа, представленные на латинском языке, с параллельным их переводом на английский. Документы охватывают период с XIII по XVI в. [The Charters].
Известно, что первое поселение на месте современного Кембриджа появилось еще в дорим-ский период. Впоследствии римляне возвели здесь крепость и мост через реку Грант. Первоначально город носил имя Грантебридж. В 870 и в 1010 г. он подвергался разорению войсками датчан [Cooper: 14-15]. В 955 г. территория города перешла к монастырю святой Этелдреды. Однако уже в 1068 г. Вильгельм Завоеватель, воздвигнув недалеко от современного Кембриджа замок, вернул город в королевское владение [Cooper: 17]. С конца XI в. он стал именоваться Кембриджем, а река - Кем.
В 1101 г. город приобрел свою первую фирму. Она представляла собой обязательный ежегодный платеж монарху, который собирался жителями самостоятельно. Обладание фирмой существенно ограничивало компетенцию королевских и сеньориальных чиновников в Кембридже. Впоследствии город мог претендовать на другие дополнительные привилегии, в том числе и в вопросах самоуправления.
В отдельные периоды истории размер фирмы был разным. Так, в 1185 г. он составил 300 марок серебром и одну золотом. В 1207 г. - 40 фунтов серебряной монетой и 20 фунтов обычной монетой. В 1332 г. - 67 фунтов. А после участия Кембриджа в восстании Уота Тайлера фирма была увеличена до 105 марок (около 70 фунтов) [Cooper: 22, 28, 86, 126].
Документальные свидетельства о существовании в Кембридже собственно муниципальной
администрации мы находим с начала XIII в. Однако, вероятно, и до этого времени в городе действовали «свои» должностные лица. Об этом свидетельствует как получение Кембриджем фирмы, так и возможность иметь свою торговую гильдию (Gilda Mercatoria). Данное право город приобрел в 1201 г. [Cooper: 31-33]. Отметим, что именно гильдия нередко выступала основой для формирования собственно муниципальных органов самоуправления. Вероятно, в случае Кембриджа мы встречаем подобный пример. Так, упоминание представителей гильдии в ранних хартиях Кембриджа фактически эквивалентно «муниципальному сообществу».
Первую свою хартию город получил в 1201 г. Однако отправной точкой формирования собственно местных органов самоуправления, на наш взгляд, следует считать 1207 г., когда Кембридж приобрел уже вторую хартию.
В частности, в более раннем документе представители города - шериф, или «reeve», Кембриджа -указаны в качестве должностных лица монарха, обязанных информировать его о возможных притеснениях членов торговой гильдии [The Charters: 5-6]. В хартии же 1207 г. «reeve», или «prepositus», то есть «вышестоящий или начальник», упоминаются уже как лица, выражающие интересы города и его жителей [The Charters: 7-9]. Поэтому нам представляется более верным начинать отсчет становления городского самоуправления в Кембридже с 1207 г.
Также заметим, что в ранний период истории в документах города встречается информация как об одном, так и о нескольких главах сообщества. Наименование их также разнится. В частности, с 1212 по 1224 г. упоминаются несколько «reeves», а в 1215 и 1218 г. - бейлифов Кембриджа [Cooper: 33, 35-39]. Существование коллегиального управления муниципальным сообществом было довольно распространенным явлением для средневековых городов Англии. Например, во главе Шрусбери до XVII века находились двое бейлифов, а в епископском Беверли действовала коллегия из 12-ти управляющих [Beverly, Brooke]. Вероятно, и в Кембридже в определенные периоды истории существовало несколько центральных должностных лиц, название которых менялось. При этом функции, полномочия указанных чиновников оставались теми же. Данные главы города избирались местными жителями самостоятельно. Об этом нам сообщает хартия 1227 г. [The Charters: 13-15].
С 1231 г. муниципальное сообщество Кембриджа возглавил мэр. К этому же времени относится одно из первых документальных свидетельств нахождения в городе университета. Так, указ Генриха III от 1231 г. постановил, что все школяры «ученого сообщества», находившиеся в Кембридже, должны быть прикреплены к магистрам, а не
нашедшие себе наставника - изгнаны из города. Владельцы сдаваемых школярам муниципальных квартир обязывались не повышать ренту в течение всего срока найма. Контроль над исполнением указа возлагался на мэра, бейлифов и двух университетских магистров, двух горожан. Подобное королевское послание встречается и под 1265 г.
Безусловно, решить проблему контроля над пришлыми людьми в городе силами только мэра и бейлифов было невозможно. Требовалось более широкое привлечение местных жителей. В частности, в хартии Кембриджа 1268 г. говорилось о необходимости избрания в каждом муниципальном квартале двух уважаемых горожан, которые контролировали нахождение на своей территории пришлых людей. Человек, проведший в Кембридже более трех ночей, обязан был сообщить причину своего нахождения в городе указанным лицам.
Помимо этого, с 1270 г. в Кембридже начала действовать специальная коллегия из местных жителей и магистров университета, призванная рассматривать конфликтные ситуации между членами данных сообществ [Cooper: 52-53]. Городскую корпорацию в ней представляли 10 жителей Кембриджа (как клирики, так и миряне), университет -пять школяров-англичан, двое из Уэльса, трое из Ирландии. Состав коллегии менялся ежегодно. В городских домах, где проживали школяры, были избраны принципалы, или старшие, которые отвечали за поведение «своих» постояльцев.
Таким образом, мы видим, что появление в городской черте университета заставило местные власти решать новые для себя вопросы, в частности осуществление контроля над пришлыми людьми, сдерживание роста цен на жилые помещения. Для рассмотрения спорных ситуаций в Кембридже был создан коллегиальный орган из местных жителей и представителей университета, контроль над иногородними людьми передан на места.
Безусловно, жители Кембриджа, привлекаемые к решению данных вопросов, не являлись постоянно действующими должностными лицами. Они избирались для выполнения отдельных поручений и на определенный срок. Вместе с тем данные лица несли ответственность за свои действия, выполняли социально значимые функции. На наш взгляд, их можно считать составной частью структуры муниципальной администрации Кембриджа XIII в.
Важным элементом городского самоуправления был коллегиальный совещательный орган власти. Как правило, он представлял собой Совет мэра или Совет олдерменов. В «Анналах» Кембриджа первое указание на существование подобной коллегии встречается в 1268 г. [Cooper: 50]. Это были два олдермена и четверо уважаемых горожан, ассистировавших мэру и бейлифам. В 1344 г. упомянуто о выборах двух олдерменов и четырех советников. Заметим, в изучаемый период город был разделен
38
Вестник КГУ ^ № 2. 2020
на четыре квартала. Вероятно, каждый из четверых уважаемых жителей/советников представлял в коллегии «свой» квартал. В частности, по данному принципу формировался состав бейлифов, сопровождавших мэра [Cooper: 41, 67].
Указанные шесть горожан выполняли функции советников при основных чиновниках Кембриджа. В муниципальных документах сообщалось, что данные лица обязаны «находиться при мэре и бейлифах, давать им хорошие советы в деле поддержания мира и спокойствия в Кембридже, сбора акцизов, поиска преступников и нарушителей» [Cooper: 96].
Относительно раннее появление данной коллегии в Кембридже следует связать с определенным усложнением жизни города, необходимостью совместно решать множество разнообразных вопросов, в том числе связанных с университетом и школярами. Об этом свидетельствует упоминание коллегии в контексте различных инцидентов, связанных с муниципальной корпорацией и «ученым сообществом». Например, в «Анналах» Кембриджа под 1335 г. приведена жалоба университета монарху о пренебрежении мэром, бейлифами, олдерменами и советниками своими обязанностями по поддержанию мира и спокойствия в городе, организации работ по мощению улиц, содержанию их в чистоте [Cooper: 88].
Итак, к концу XIII в. Кембридж обладал достаточно разветвленной административной структурой. Во главе городского сообщества находились мэр и бейлифы, которых сопровождали два олдермена и четыре советника. На местах за порядком следили выборные горожане, действовала согласительная коллегия из жителей Кембриджа и представителей «ученого сообщества».
Также заметим, что с середины XIII в. Кембридж получил возможность избирать двоих коронеров [Cooper: 102]. Напомним, что коронеры относились к королевским должностным лицам, но были избираемы из местных жителей, жителей графства. Они рассматривали дела о незначительных преступлениях криминального характера, насильственной смерти. Обладание правом избрания «своих» коронеров делало город более независимым от вмешательства чиновников сеньора и графства.
Значимые изменения в жизни Кембриджа произошли в XIV-XV вв., что в свою очередь нашло отражение в структуре муниципальной власти. Именно в это время на территории Кембриджа образуется ряд крупных университетских колледжей: Клэр, Пембрук, Гонвилл и Кэйюси, Тринити Холл, Корпус Кристи, Кингз, Сент Кетринс, Джисус. Увеличились и полномочия университета, которые нередко пересекались с интересами городской корпорации. Это приводило к обострению отношений между данными сообществами. Крупные антисту-
денческие выступления в Кембридже произошли в 1304, 1322, 1371 гг. [Гусева 2012: 4-8].
Необходимость решения новых задач способствовала усложнению структуры муниципальных органов власти Кембриджа.
С 1344 г. в городе начинают действовать два казначея - «taxors» [Cooper: 96]. Действительно, для муниципального самоуправления Англии XIV века характерна тенденция к более узкой специализации должностных лиц. Так, если ранее все штрафы и платежи внутри городских стен собирали только мэр и бейлифы, то сейчас данные полномочия были разделены между указанными чиновниками и казначеями.
Под этим же годом в «Анналах» Кембриджа приведен механизм избрания основных должностных лиц города [Cooper: 96]. Выборная коллегия состояла из 18 человек. Первого выборщика называл мэр и его советники, другого - корпорация. Эти двое указывали имена 12 уважаемых горожан, которые предлагали имена еще 6 членов корпорации. Данная коллегия избирала мэра, 4 бейлифов, 2 олдерменов, 4 советников и 2 казначеев. Указанные чиновники составляли основу муниципальной администрации Кембриджа первой половины XIV в.
С 1376 г. в городе начал свою работу Совет 24-х, или Общий совет. Ранее это были четыре советника и два олдермена, сопровождавшие мэра и бейлифов. Заметим, что Совет 24-х действовал как совещательный орган, но также имел право издавать постановления, регулирующие повседневную жизнь города [Cooper: 114, 148, 151, 152].
Важные события в жизни Кембриджа произошли в конце XIV в. Известно, что в 1381 г. в Англии вспыхнуло восстание Уота Тайлера [Кириллова: 240-249]. Не обошло оно и Кембридж. Здесь гнев горожан был направлен на университет и клир.
Конфликт в Кембридже назревал давно. Еще в 1380 г. король потребовал от муниципальных властей более пристального внимания к проблеме поддержания спокойствия в городе и округе. С этой целью в Кембридже была создана комиссия из мэра, семерых уважаемых горожан, канцлера университета [Cooper: 119]. Однако, как показало время, деятельность данной коллегии оказалась малоэффективной. Крупное столкновение горожан и школяров произошло в июне 1381 г. Был разгромлен ряд церковных зданий, домов клириков и университетского руководства. Хартии и грамоты «ученого сообщества», попавшие в руки горожан, сожжены.
За подобные действия король лишил Кембридж прав самоуправления и ввел прямое монаршее правление. Корпорацию возглавил королевский чиновник Ричард Мастермен. Только в 1387 г. город смог избрать «своего» мэра Р. Бригэма. Права самоуправления Кембриджа были урезаны, в частности, часть значимых экономических привилегий
перешла от города к университету. Фирма Кембриджа увеличена со 101 марки (около 67 фунтов) до 105 марок (около 70 фунтов) [Cooper: 124].
В XV в. Кембридж, как и большинство старых провинциальных городов, переживал определенный упадок, связанный с возросшей ролью новых экономических центров, общим спадом цехового ремесла. Так, если в XIV веке, по данным налогообложения, Кембридж занимал 20-е место из 42 городов, то уже в начале XVI века - только 29-е. [Hoskins: 176-177]. Параллельно с этим росли свободы университета, которые тоже способствовали упадку городской экономики. В 1446 году жители Кембриджа жаловались королю на опустение муниципальных домов и невозможность выполнить десятинный сбор, связывая это с увеличившимися владениями Кингз Колледжа и исключением школяров, магистров из системы городского налогообложения [Cooper: 197-198]. Споры между жителями и школярами Кембриджа возникали достаточно часто [Cooper: 155, 160-166, 170].
И вновь в 1426 г. в «Анналах» Кембриджа мы встречаем упоминание о деятельности согласительной комиссии между городом и университетом. Она включала в себя основных должностных лиц Кембриджа, семерых горожан и троих жителей окраин, а также канцлера университета, представителей всех церковных приходов. Вероятно, появление данной комиссии связано с делом Джона Билнея - ярого противника университета, его возрастающих привилегий [Cobban 1988: 272273]. Известно, что деятельность Дж. Билнея на посту мэра привела к гневному посланию университета королю и парламенту, с указанием 25 фактов притеснения его свобод и привилегий.
С 1494 г. Кембридж получил возможность избирать рекордера, который относился к числу королевских должностных лиц. Данный чиновник играл важную роль во взаимоотношениях города и короны, университета. Рекордер фактически являлся главным юристом корпорации, представлял ее интересы на судебных процессах, консультировал по наиболее значимым вопросам [Cooper: 244]. Получив право избрания данного чиновника, горожане могли заручиться его поддержкой в спорах различного уровня.
Итак, наше исследование показало, что средневековый Кембридж обладал достаточно разветвленной структурой муниципальной власти. Во главе корпорации находился мэр, существовал коллегиальный совещательный орган - Совет 24-х. Действовали казначеи, бейлифы, коронер и рекордер. Это давало городу возможность самостоятельно решать вопросы социально-экономического, контрольно-административного характера.
Данный механизм развития муниципальных органов самоуправления в Кембридже, на наш взгляд, соответствует общеанглийской схеме.
Вместе с тем следует указать и на определенную специфику его управления. Во-первых, это деятельность согласительных комиссий, призванных регулировать спорные вопросы между городом и «ученым сообществом». Указанные коллегии включали в себя представителей обеих противоборствующих сторон. Во-вторых, это существование в городских домах принципалов, или старших, отвечающих за «своих» постояльцев. Также определенной спецификой муниципального самоуправления Кембриджа можно считать достаточно раннее (XIII в.) появление совещательной коллегии при мэре и бейлифах. На наш взгляд, все вышеназванные особенности муниципальной власти Кембриджа следует связать с нахождением в его черте двух сообществ - города и университета, которые при всех своих различиях вынуждены были находить компромисс, совместно решать общие вопросы.
Список литературы
Гусева М.А. Становление муниципального самоуправления в английских городах в XIV-XV веках: структура и функции: на примере светских и церковных городов): автореф. дис. ... канд. ист. наук. Иваново: ИвГУ, 2005. 22 с.
Гусева М.А. Отношения города и университета Кембриджа во второй половине XIV века // Политическая жизнь Западной Европы: античность, средние века, новое и новейшее время. Арзамас: АГПИ, 2012. С. 4-8.
Евсеев В.А. Городская цивилизация Англии от Тюдоров до Стюартов. М., СПб.: ЦГИ, 2019. 635 с.
Евсеев В.А., Панютина М.Н. Церковь и становление английских средневековых университетов // Церковно-исторический ежегодник. Иваново: ИвГУ, 2002. С. 123-125.
Кириллова А.А. Классовая борьба в городах Восточной Англии в XIV вв. // Вопросы социальной и классовой борьбы в английских городах XIV-XV вв. М.: [б. и.], 1969. С. 240-249.
Лычагин А.В. Эволюция взаимоотношений английских университетов с церковью, государством и городской средой в XIII - первой половине XV вв.: автореф. дис. . канд. ист. наук. Ставрополь: СГУ, 2001. 25 с.
Brooke Ch. A History of the University of Cambridge. Cambridge, Cambridge univ. press, 2004, 320 p.
Beverly town documents, ed. by A. Leach. L., B. Quaritch, 1900, part 1-3.
Cobban A.B. The English university life in the Middle Ages. Cambridge, Scolar press, 2004, 281 p.
Cobban A.B. The Medieval English Universities: Oxford and Cambridge to c. 1500. Cambridge, Scolar press, 1988, 465 p.
Cooper Ch.H. Annals of Cambridge. Cambridge, Warwick and co., 1842, vol. 1, 452 p.
40
Вестник КГУ Ji № 2. 2020
Hoskins W. Local history of England. L., Longman, 1959, 307 p.
Owen H., Brickdale J.B. A History of Shrewsbury. L., Harding, Lepard and co., 1825, 534 p.
The Charters of borough of Cambridge, ed. by F. Maitland, M. Bateson. Cambridge, Cambridge univ. press, 1901, 262 p.
References
Guseva M.A. Stanovlenie municipal'nogo samoupravlenija v anglijskih gorodah v XIV-XV vekah: struktura i funkcii: na primere svetskih i cerkovnyh gorodov): avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [The formation of municipal self-government in English towns in the XIV-XV centuries: structure and functions: on the example of secular and church towns: author. dis. ... cand. hist. sciences]. Ivanovo, IvGU Publ., 2005, 22 p. (In Russ.)
Guseva M.A. Otnoshenija goroda i universiteta Kembridzha vo vtoroj polovine XIV veka [Relations between the city and the University of Cambridge in the second half of the XIV century]. Politicheskaja zhizn' Zapadnoj Evropy: antichnost', srednie veka, novoe i novejshee vremja [Political life of Western Europe: antiquity, the middle ages, modern and modern times]. Arzamas, AGPI Publ., 2012, pp. 4-8. (In Russ.)
Evseev V.A. Gorodskaja civilizacija Anglii ot Tjudorov do Stjuartov [Urban civilization of England from the Tudors to the Stuarts]. Moscow, Saint Petersburg., CGI Publ., 2019, 635 p. (In Russ.)
Evseev V.A., Panjutina M.N. Cerkov' i stanovlenie anglijskih srednevekovyh universitetov [The Church and the formation of English medieval universities]. Cerkovno-istoricheskij ezhegodnik [Church-historical Yearbook]. Ivanovo, IvGU Publ., 2002, vol. 2002, pp. 123-125. (In Russ.)
Kirillova A.A. Klassovaja bor'ba v gorodah Vostochnoj Anglii v XIV vv. [Class struggle in the cities of Eastern England in the XIV century]. Voprosy social'noj i klassovoj bor'by v anglijskih gorodah XIV-XV vv. [Questions of social and class struggle in English cities of the XIV-XV centuries]. Moscow, [b. i.], 1969, p. 240-249]. (In Russ.)
Lychagin A.V. Jevoljucija vzaimootnoshenij anglijskih universitetov s cerkovju, gosudarstvom i gorodskoj sredoj v XIII - pervoj polovine XV vv.: avtoref. dis. ... kand. ist. nauk [Evolution of the relationship of English universities with the Church, state and urban environment in the XIII - first half of the XV centuries: autoref. dis. ... kand. hist. sciences]. Stavropol, SSU Publ., 2001, 25 p. (In Russ.)