СТРУКТУРА МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ В.Н. Родионова, д-р экон. наук, профессор, В.Е. Рыбина, магистрант
Воронежский государственный технический университет
Статья посвящена вопросам структуры организационно-экономического механизма формирования и управления конкурентными преимуществами малых предприятий. Рассмотрены уровни управляющей системы, организации и определены последовательность процедур и инструменты формирования и управления конкурентными преимуществами
Постоянное изменение условий и факторов среды предпринимательства на современном этапе развития экономических отношений требует от малых организаций непрерывного процесса воздействий, осуществляемых в целях установления, обеспечения, поддержания и развития конкурентных преимуществ.
Конкурентные преимущества представляют собой совокупность ключевых факторов успеха, обеспечивающих предприятию лидирующие позиции на рынке в долгосрочной перспективе, то есть являются стратегически направленными. Они напрямую зависят от уровня развития управленческой системы, способной сформулировать четкую стратегию и обеспечить интеграцию, достижение взаимодействия и согласованности внедряемых мероприятий в каждой из подсистем организации.
Это обусловливает необходимость разработки и использования механизма формирования и управления конкурентными преимуществами предприятия на основе системного подхода, нацеленного на исследование и усиление взаимосвязей между элементами системы.
Нами предлагается организационно -
экономический механизм - совокупность организационных и экономических компонентов, обеспечивающих согласованное, взаимосвязанное и взаимодействующее функционирование всех элементов системы для достижения целей организации[3].
Структура механизма формирования и управления конкурентными преимуществами малых предприятий имеет ряд подсистем и может быть представлена следующим образом (рисунок 1).
На входе механизма - информация из внутренних и внешних источников, стимулирующая действие механизма, она непрерывно отслеживается и улавливается сенсорной подсистемой.
На выходе механизма - конкурентные преимущества, формируемые в областях маркетинга, инновационной деятельности, логистики, производстве, финансах, кадрах, организационной структуре, культуре, информационной системе, а также конкурентные преимущества обусловленные внешней средой.
Основой механизма является динамическая система инструментов по двум целям: формирования и управления конкурентными преимуществами, соответствующих нескольким уровням управляющей
системы предприятия, которую составляет высший менеджмент предприятия, а также руководящий состав функциональных подразделений организационной структуры управления предприятием, цехов и участков предприятия.
Уровни характеризуются взаимосвязью и взаимообусловленностью и включают управление культурой, институциональный менеджмент, управление знаниями, управление изменениями и ресурсный менеджмент.
Наличие финансовых, материальных и иных ресурсов будет определять возможности ресурсного уровня предприятия, а то, каким образом будут использоваться данные ресурсы, зависит от знаний и компетенций, формируемых на уровне управления знаниями. В свою очередь, направление и методы использования знания определяются уровнем институционального менеджмента и управления культурой.
Управление изменениями пронизывает все уровни управления конкурентными преимуществами предприятия. Подсистема управления изменениями помогает идентифицировать и воспринимать внешнюю, а также внутреннюю информацию с целью своевременного использования соответствующих инструментов влияния на разные аспекты деятельности предприятия.
Выявленная закономерность распространения управляющего воздействия определяет последовательность процедур управления конкурентными преимуществами.
Любые изменения, в том числе запланированные и направленные на улучшения, наталкиваются на сопротивление людей. Это происходит в связи со стремлением любой системы к стабильному положению, а также потому, что улучшения системы в целом могут привести к проблемам в отдельных ее подсистемах и элементах. Для обеспечения лояльности коллектива малого предприятия к изменениям необходимо разъяснить содержание планируемых изменений и их влияние на каждого работника. С этой целью должен проводиться комплекс коммуникационных мероприятий, призванных через организационные и внешние СМИ, прямой диалог, общественные мероприятия донести до сотрудников важность внедряемых новшеств, помочь им осознать положительные результаты и вовлечь работников в процесс изменений.
Формирование конкурентных преимуществ
I Бенчмаркинг, программы управления
I
I изменениями, снижение сложности
I I
Инструменты по целям
Выход
Конкурентные преимущества
Миссия и видение, корпоративный кодекс этики
Стратегическое планирование, стратегии роста, системы мотивации по результатам, реинжиниринг бизнес-процессов,
программы социальных СМИ, всеобщее управление качеством
Менеджмент знаний, ключевые компетенции,
открытые инновации
Материальное стимулирование и мотивация;
Система управления качеством, интеграция цепей поставок, анализ экономической добавленной стоимости, бюджетирование с нуля
Управление конкурентными преимуществами ! Обзоры потребителей и поставщиков, анализ !
I I
I конкурентов I
Ьеап-технологии
Планирование случайных событий, сбалансированная система показателей, мониторинг социально -психологического климата на предприятии ; моделирование социально- психологических процессов на предприятии; психотехнологии; моральное стимулирование; управление отношениями с заказчиками, инструменты распределения прав на принятие решений,
опросы по вовлеченности сотрудников, управление удовлетворенностью и лояльностью, планирование сценария
Сегментация потребителей, обзоры потребителей, сегментация заказчиков, аналитика больших объемов данных
Анализ затрат, качества и других параметров систем
(статистический анализ показателей, анкетирование, тестирование, факторный анализ, анализ ключевых показателей эффек-тивности); экономико- математическое моделирование процессов; балансовый метод;
Нормативно-методическое регулирова-
ние(стандартизация и регламентация процессов); Плани£ование,_учет и контроль;
Структура механизма формирования и управления конкурентными преимуществами малых предприятий
Никакие инновации, направленные на улучшение показателей ресурсного уровня, не принесут должного эффекта, если его сотрудники не изменят своего мышления, без создания соответствующей культуры. Организационная культура должна предполагать создание условий, при которых каждый сотрудник будет самостоятельно стремиться к эффективной работе всего коллектива. Эффективным способом непрерывного совершенствования потока создания ценности при производстве продукта является
воспитание людей посредством методов и инструментов ЛИН[4]. В основе культуры лежит руководящая идея - цель, которая, формулируется в виде желаемого будущего состояния не только самой производственной системы, но и её внешнего окружения[1]. Достижение данной цели подчиняется определенному набору принципов - базовых правил, соблюдение которых и позволяет двигаться в правильном направлении. Философия бережливого производства опирается на следующие принципы: сортировка, соблюдение
порядка, содержание чистоты, стандартизация и совершенствование.
Знания и навыки персонала организации являются основой эффективного использования ресурсов предприятия и рассматриваются как важнейший источник конкурентного преимущества, следовательно, возникает необходимость в постоянном развитии сотрудников, усилении их мотивации и стимулирования. Деятельность руководителей включает элементы системы целеполагания и стратегических ориентиров, в результате чего у каждого сотрудника формируется фокус на развитие.
Успешному управлению знаниями и компетенциями соответствует непрерывное обучение персонала предприятия. Программа обучения должна учитывать специфику малого предприятия, успешный зарубежный и отечественный опыт и охватывать весь персонал - от высшего руководства компании до рабочего. Можно выделить ряд положительных характеристик малых предприятий, определяющих особенности обучения их сотрудников, к ним относятся: возможность привлечения всех работников компании к обучению с использованием индивидуального подхода; отсутствие административных барьеров и налаженность внутрифирменных коммуникаций и эффективная обратная связь обучаемых.
Для развития компетенций можно использовать широкий набор инструментов, включающих долгосрочное обучение, позволяющее изменить понимание привычных процессов и глубоко понять методы системного воздействия на них; краткосрочные программы и тренинги; круглые столы для лидеров изменений; организация стажировок в лучшие предприятия из разных отраслей; практическое обучение (коучинг) [2].
Реализация организационно - экономического механизма формирования и управления конкурентными преимуществами приводит к выводу изменяемого показателя на качественно новую ступень и требует анализа нового фактического состояния.
Разработанный механизм способствует непрерывному накоплению и совершенствованию информационно-интеллектуального ресурса предприятия. Его отличительной чертой является обеспечение фиксации изменений внешней и внутренней среды предприятия, а также накопление передового опыта его сотрудников и его трансформацию в конкурентные преимущества.
Литература
1. Ершова, И.В. Организационные и методические аспекты внедрения Бережливого производства на машиностроительных предприятиях [Текст] / И.В. Ершова, А.В. Клюев // Эффективные производственные ЛИН Системы.
2. Можаев, Е. Культура непрерывных улучшений: совершенствуем производственную систему (ТНК-ВР) [Текст] / Е. Можаев // Новатор. - 2012. - № 6.
3. Моргун, Т.Н. Формирование механизма управления ресурсосбережением на промышленном предприятии [Текст] / Т.Н. Моргун, К.С. Соловьев, Г.З. Тищенкова // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 6.
4. Сафронова, К.О. Человеческий фактор в функционировании «Думающего предприятия» («Lean thinking») [Текст] / К.О. Сафронова // Вестник УрФУ. Серия: Экономика и управление. - 2014. - №1. - С. 150-157.
® 89204515178
E-mail: [email protected]
Ключевые слова: конкурентные преимущества, конкурентоспособность, организационно-экономический механизм, механизм формирования и управления конкурентными преимуществами, инструменты управления, культура бережливого производства, управление знаниями, управление изменениями.