Научная статья на тему 'Модель механизма формирования и управления конкурентными преимуществами малых предприятий'

Модель механизма формирования и управления конкурентными преимуществами малых предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
120
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGE / ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ / ORGANIZATIONAL AND ECONOMIC MECHANISM / МЕХАНИЗМ ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ / THE MECHANISM OF FORMATION AND MANAGEMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES / МОДЕЛЬ МЕХАНИЗМА / THE MODEL OF THE MECHANISM / ИНСТРУМЕНТЫ УПРАВЛЕНИЯ / MANAGEMENT TOOLS / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CORE COMPETENCIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рыбина В.Е.

В статье рассматривается модель организационно-экономического механизма формирования и управления конкурентными преимуществами малых предприятий. Представлены логика процессов в рамках трехуровневой системы управления и инструменты формирования и управления конкурентными преимуществами

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODEL OF THE MECHANISM OF FORMATION AND MANAGEMENT OF COMPETITIVE ADVANTAGES OF SMALL BUSINESSES

The article is devoted to the model of the organizational-economic mechanism of formation and management of competitive advantages of small enterprises. The logic processes in frameworks of 3-levels of the management system and the tools for development and management of competitive advantages are considered

Текст научной работы на тему «Модель механизма формирования и управления конкурентными преимуществами малых предприятий»

МОДЕЛЬ МЕХАНИЗМА ФОРМИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КОНКУРЕНТНЫМИ ПРЕИМУЩЕСТВАМИ МАЛЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

В.Е. Рыбина, магистрант

Воронежский государственный технический университет

В статье рассматривается модель организационно-экономического механизма формирования и управления конкурентными преимуществами малых предприятий. Представлены логика процессов в рамках трехуровневой системы управления и инструменты формирования и управления конкурентными преимуществами

Уникальные способности, устоявшиеся поведенческие модели организации, т.е. ключевые компетенции являются потенциальным источником ее конкурентного преимущества. Набор умений и технологий, накопленные знания и опыт, не доступные конкурентам, обусловливают результативное существование организации не только в данный момент, но и в достаточно длительной перспективе.

Основой устойчивых конкурентных преимуществ является ясная модель выбора, корректировки, своевременного обновления и отсеивания компетенций для достижения поставленных целей.

В основе предлагаемой модели организационно -экономического механизма формирования и управления конкурентными преимуществами малых предприятий лежит процесс, который обеспечивает логику и динамику взаимодействия элементов механизма.

Он функционирует в рамках трехуровневой системы, которая наиболее часто используется в стратегическом управлении и представляет собой высший (стратегический), средний (тактический) и оперативный (функциональный) уровни управления.

Высший уровень управления включает в себя набор определенных функций, выполнение которых является прерогативой руководства предприятия. Главным элементом является планирование стратегических целей с учетом и прогнозом возможного влияния факторов конкурентных преимуществ.

Тактический уровень сводится к планированию, проведению мероприятий по повышению конкурентных преимуществ, координации действий и ресурсов, анализу эффективности.

Отличительной чертой оперативного уровня является его ориентированность на конкретные изменения [1]. Если на предыдущих двух уровнях функции сводятся к планированию и предварительным расчетам, то в последней подсистеме производится мобилизация ресурсов и способностей, т.е. осуществляются непосредственно сами действия, целью которых является осуществление определенных изменений, которые потенциально должны развить конкурентные преимущества.

Состав процессов модели организационно -экономического механизма определяет жизненный цикл компетенций, способных создавать устойчивые конкурентные преимущества [2].

Первым этапом модели выступает формирование конкурентных преимуществ.

Исходным является процесс получения новых знаний (пополнение базы) - реагирование на сигналы внешней среды, поиск новых возможностей, изучение действий конкурентов, комбинирование действий и знаний, интуиция и генерация идей. В этот момент задача тех, кто представляет сенсорную подсистему, извлечь знания и на их основе создать новые, которые в дальнейшем будут преобразованы в ключевые компетенции и конкурентные преимущества.

Основными инструментами и методами, применяемыми на данном шаге являются бенчмаркинг, «мозговая атака», «морфологический ящик», «контрольные вопросы», «метод аналогий», «побочное» мышление, обзоры потребителей и поставщиков, анализ конкурентов.

Далее оценивается польза полученных сведений для предприятия, их потенциальная способность стать основой формирования ключевых компетенций с помощью списков, матриц, дерева решений, рыбьего скелета, метода Дельфи.

Если полученные сведения значимы для создания конкурентных преимуществ, то проводятся действия по внедрению новшеств, развитию внутрифирменной философии, политики и концепции предприятия, на которые ориентируется персонал в своей работе, осуществляется корректировка стратегии и выработка новых целей, вносятся изменения в систему мотивации и обучения персонала, реализуется развитие системы коммуникаций. Важным шагом на данном этапе являются мероприятия по борьбе с организационной инертностью, направленные на понимание нововведений всеми сотрудниками и выработку лояльности к организационным изменениям.

Второй этап модели представляет собой управление конкурентными преимуществами (накопление опыта). Его сущность состоит в формализации знаний, т. е. переводе их в ту форму, которая обеспечит последующую передачу или трансляцию знаний, выработке умений делиться имеющимися знаниями, использовать имеющуюся информацию, опыт.

Важным моментом является структурирование и документирование формализованной информации, что позволяет эффективно передавать и распределять ее между сотрудниками предприятия и способствует

ускорению принятия управленческих решений и оперативному решению задач работниками.

Формируется корпоративная память (организационные знания) как результат коллективной интеллектуальной деятельности сотрудников, которая аккумулирует передовой производственный опыт предприятия - технологические и управленческие навыки, знания потребностей клиентов, способностей поставщиков, она сохраняет как индивидуальные умения и опыт отдельных работников, так и отличительные способы ведения дел внутри организации [3].

К организационным знаниям относятся ценностные представления, бизнес-культура, память о прошлом, способность воспроизведения и сопоставления информации.

Получать, хранить, использовать знания, а также обеспечивать эффективную коммуникацию помогают компьютерные системы, сети Интернет и Интранет.

Чем более прозрачна для внутренних знаний структура компании, тем выше скорость всех процессов, протекающих в ней. По мере накопления новых знаний, по мере разработки новых решений, компания накапливает определенный багаж знаний, которые могут быть востребованы в ходе решения новых задач.

Далее оцениваются сформированные компетенции.

Комплект оцениваемых ключевых компетенций может включать представленные в таблице [4].

Ключевые компетенции

Вид Компетенции

Компетенции управления минимальный управленческий аппарат; логичная организация и формализация процессов, структуры, коммуникаций; отсутствие разногласий в коллективе

Экономические компетенции действенная система мотивации персонала и вознаграждения; простые методы анализа данных; формирование контрольных/ сигнальных параметров; четкая система учета и контроля затрат

Социальные компетенции атмосфера творчества, активности, доверия и уважения, солидарности и настойчивости

Маркетинговые компетенции адекватная оценка предпочтений клиентов на каждом из сегментов рынка; умелое позиционирование экспериментальных образцов, новых идей или услуг; отслеживание факторов, способных повлиять на предпочтения клиентов; идентификация признаков внешней дифференциации и возможной внутренней интеграции фирмы; адекватная ценовая политика; оригинальный дизайн;

Производственные компетенции высокая дисциплина в исполнении технологии; следование инструкциям на всех рабочих местах и участках; своевременное выявление нарушений и координация действий формирование оптимальных параметров качества объекта; формирование методики оценки качества параметров

Логистические компетенции эффективная система транспортировки, складирования, хранения

Финансовые компетенции гибкость в финансовом обеспечении этапов проекта

Кадровые компетенции команда инициативных людей; высокий уровень мобильности, обучаемости и взаимозаменяемости

Инновационные компетенции владение важными для развития идеи технологиями; оперативность корректировочных мероприятий; доводка технологии до параметров оптимального использования

Информационные компетенции формирование системы сбора, группировки, структуризации, хранения данных для внутренних потребностей фирмы и внешних реакций

На третьем этапе модели механизма формирования и управления конкурентными преимуществами осуществляется управление конкурентными преимуществами в стадии зрелости.

На высшем уровне проводится анализ конкурентных преимуществ, определение факторов, влияющих на конкурентные преимущества, разработка корректирующих мероприятий для развития конкурентных преимуществ с применением следующих методов: обзоры потребителей и поставщиков, анализ

конкурентов; управление отношениями с заказчиками, факторный анализ; анализ ключевых показателей эффективности; экономико- математическое моделирование процессов; инструменты распределения прав на принятие решений; управление удовлетворенностью и лояльностью, Lean-технологии.

На среднем уровне осуществляется анализ действий и ресурсов, разработка и реализация мероприятий по функциональным областям. Используются следующие инструменты: анализ затрат, качества и

других параметров систем (статистический анализ показателей, анкетирование, тестирование, факторный анализ, анализ ключевых показателей эффективности); экономико-математическое моделирование процессов; балансовый метод; психотехнологии; моральное стимулирование опросы по вовлеченности сотрудников; Lean-технологии.

На оперативном уровне происходит рационализация производства, формализация опыта с использованием Lean-технологий; нормативно-методического регулирования (стандартизация и регламентация процессов); планирования, учета и контроля.

Далее проводится оценка устойчивости эксплуатируемых конкурентных преимуществ. На данном шаге могут использоваться такие современные инструменты менеджмента как: планирование случайных событий, сбалансированная система показателей, мониторинг социально - психологического климата на предприятии; моделирование социально - психологических процессов на предприятии; планирование сценария; аналитика больших объемов данных.

Четвертый этап модели механизма предполагает альтернативное управление конкурентными преимуществами в зависимости от оценки устойчивости сформированных и эксплуатируемых конкурентных преимуществ.

Первым вариантом действий является диверсификация. Высшим руководством проводится поиск новых возможностей использования имеющихся компетенций, руководители среднего уровня продумывают выход на новые рынки и новые продукты на базе существующих компетенций, работники оперативного уровня также вносят предложения о новых способах использования компетенций.

Второй вариант - устранение, используется, если возможности эксплуатируемого конкурентного преимущества исчерпаны.

Процесс формирования и управления конкурентными преимуществами - это одновременный поиск нового, эксплуатация и расширение сферы действия существующего конкурентного преимущества,

а также устранение изживших себя компетенций. В рамках данного процесса осуществляется отбор наиболее эффективных решений. Стратегические действия, направленные на развитие компетенций, и обеспечивающиеся должным объемом необходимых ресурсов, тщательно прорабатываются, реализуются и анализируются на тактическом уровне и приводят к созданию устойчивых конкурентных преимуществ и к высокому уровню конкурентоспособности.

Литература

1. Измайлов, А.М. Модель управления конкурентоспособностью фармацевтического предприятия [Текст]/ А.М. Измайлов// Российский академический журнал. -2014.- Т. 27.- № 1. С. 36-39.

2. Варламова, З.Н. Жизненный цикл ключевой компетенции организации [Текст]/ З.Н. Варламо-ва//Вестник Омского университета. Серия «Экономика». -2014.- № 2.- С. 41-45.

3. Чуйкин, А.М. Стратегическая конкурентоспособность организаций в знаниевой экономике [Текст]/ А.М. Чуйкин // Вестник Балтийского федерального университета им. И. Канта.-2013.-№ 3.- С. 114-124.

4. Рябикова, Н.Е. Компетентностный подход в развитии бизнеса [Текст]/ Н.Е. Рябикова // Вестник Оренбургского государственного университета. -2014.- № 4 (165).- С. 180-185.

9 8 (473) 2-43-76-67

Ключевые слова: конкурентные преимущества, организационно-экономический механизм, механизм формирования и управления конкурентными преимуществами, модель механизма, инструменты управления, ключевые компетенции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.