Научная статья на тему 'Структура махалли и ее отношение к жилому строительству в исторических городах Ирана'

Структура махалли и ее отношение к жилому строительству в исторических городах Ирана Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
188
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАХАЛЛЯ / СОЦИАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ / СТРУКТУРА МАХАЛЛИ / ТРАДИЦИОННАЯ ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СХЕМА В ИРАНЕ / ИСТОРИЧЕСКИЕ ГОРОДА В ИРАНЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Эйса З. С.

Предлагаемая статья посвящается рассмотрению традиционной градостроительной схемы в городах Ирана (махалля), ее особенностям. Она основывается на опыте исторических городов Ирана. Выделены положительные моменты применения структуры махалли в городах, определены социальные аспекты ее использования. На взгляд автора это весьма актуально, так как сегодня в Иране идет активное строительство жилья и наиболее важно в период данного роста сохранить традиционную структуру и культуру, особенно в исторических городах. Таким образом, сегодня важно проанализировать имеющийся в стране опыт и историю с тем, чтобы, основываясь на них, создавать новые районы и города. В основу положены исследования и практические примеры исторических городов в Иране. В списке литературы приводятся некоторые статьи иранских авторов, подтверждающие важность роли махалли в развитии жилища в Иране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура махалли и ее отношение к жилому строительству в исторических городах Ирана»

СТРУКТУРА МАХАЛЛИ И ЕЕ ОТНОШЕНИЕ К ЖИЛОМУ СТРОИТЕЛЬСТВУ В ИСТОРИЧЕСКИХ ГОРОДАХ ИРАНА

З.С. Эйса

Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия Аннотация

Предлагаемая статья посвящается рассмотрению традиционной градостроительной схемы в городах Ирана (махалля), ее особенностям. Она основывается на опыте исторических городов Ирана. Выделены положительные моменты применения структуры махалли в городах, определены социальные аспекты ее использования.

На взгляд автора это весьма актуально, так как сегодня в Иране идет активное строительство жилья и наиболее важно в период данного роста сохранить традиционную структуру и культуру, особенно в исторических городах. Таким образом, сегодня важно проанализировать имеющийся в стране опыт и историю с тем, чтобы, основываясь на них, создавать новые районы и города.

В основу положены исследования и практические примеры исторических городов в Иране. В списке литературы приводятся некоторые статьи иранских авторов, подтверждающие важность роли махалли в развитии жилища в Иране.

Ключевые слова: махалля, социальное общение, структура махалли, традиционная градостроительная схема в Иране, исторические города в Иране

THE STRUCTURE OF MAHALLA AND ITS ROLE FOR HOUSING IN HISTORICAL CITIES OF IRAN

Z.S. Eisa

Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia Abstract

The offered paper is dedicated to the features and specific of New towns concept (mahalla) based on international experience and on Iran examples. Positive features and negative effects of the concept are defined.

From author point of view it is rather actual, as currently there is a significant focus on extensive growth of housing in Iran. The current house building rate causes the whole towns being laid down. So today it is quite important to accumulate the information on New Towns construction experience in the way that will afford to acknowledge positive outcomes and to avoid negative effects of New Towns concept in the future.

Researches and practical examples of the New Towns in Iran are put in a basis. There are some articles of Iranian authors in the list of literature that confirms the significant role of New Towns concept in housing development in Iran.

Keywords: mahalla, social interaction, structure of mahalla, traditional town-planning structure of Iran, historical cities of Iran

Понятие, структура и назначение махалли

Для того чтобы сформировать градостроительную структуру исторического города в Иране, необходимо понять, какая именно структура исторически присуща этому городу, в чем причины ее возникновения и что именно она принесла своим жителям. Только основываясь на этом анализе можно строить видение будущего.

Для исторических городов Ирана характерна структура махалли. Махалля — это часть города, которая появляется естественно, органически. Как правило, центром является базар - место торговли. В каждой махалле имеется также мечеть (место молитвы) и хамам (сохранение чистоты). Вокруг данных сооружений возводилось жилье в виде частных домов. Возведение указанных знаковых сооружений и давало начало появлению конкретной махалли. Позже в пределах махалли появляется школа. В махалле имеются площади, которые могут представлять собой как открытое, так и закрытое пространство. В современном понимании под махаллёй, как правило, подразумевается традиционный социальный институт общинного типа или квартальная форма организации общественной жизни. Это квартал или микрорайон, жители которого осуществляют местное самоуправление путём выбора старейшины махалли.

К развитию групп махаллей привели два важных фактора:

1. Миграция - переезд в города групп населения из других населенных пунктов, привела как к увеличению численности населения и дополнительной потребности в жилье, так и к стремлению приезжих образовывать общины по разным признакам (религиозным -махалля иудеев, национальным - махалля армян, территориальной принадлежности -махалля жителей Исфахана и т.д.).

2. Естественный прирост населения - естественный рост потребности в жилье.

В тот момент, когда появляется новая группа населения, жителям имеющейся махалли становится тесно или некомфортно (с точки зрения вместимости как улиц и площадей махалли, так и основных центральных сооружений - мечети, базара, хамама) - появляются новые мечеть и хамам, иногда к ним присоединяется базар, и дома вокруг них. Таким образом, появлялись так называемые вторая, третья и так далее махалли в исторических городах Ирана.

Торговля - это первый важнейший фактор, влияющий на появление города, потому что именно торговля определяет развитие бизнеса. Базар - одно из важнейших мест в городах Ирана, которое развивалось отстраненно от сельскохозяйственной жизни. Большой бизнес имел прямое отношение к его развитию, поэтому базар становился ядром города и сильно влиял на рост любого города. Постепенно в исторических городах Ирана в центре бизнеса появлялся центр культуры, традиции и политики. Большинство домов, строящихся в махалле, - возводились вокруг этого бизнес-центра.

Совокупность махаллей на одной территории в итоге привела к появлению городов в Иране. Махалля представляет собой район города, который, не имея обозначенной границы, тем не менее является фиксированной территориальной единицей в виде совокупности домов, расположенных таким образом, чтобы отделить его от остального города (Рис. 1(а-])).

Рис. 1(а-]). Схема махалли: а) ворота (дарвазе); Ь) площадь (мейдан); с) жилая застройка; ф базар; е) группа махаллей; мечеть; ]) центр махалли (маркезе махалле)

Кроме территориальной определенности, махалля представляет собой также социальную единицу в городе - отдельную общину. У каждой махалли - свое пространство и свое общество. В пределах махалли помимо мечети, базара и хамама (бани), есть также магазины, медресе (школа), водохранилище, спортивные центры, кофейни, место общественной молитвы - в центре махалли, как можно увидеть на схеме. Дороги в махалле, пространство, пешеходная зона, общественные места - все находятся в стороне от главной дороги города. Главная дорога не заходит в центр махалли.

В итоге, с точки зрения структуры махалли, можно определить следующие ключевые особенности (Рис. 2):

1. Закрытая территория.

2. Наличие социально значимых объектов (мечеть, базар).

3. Отдаленность от главной дороги.

4. Наличие сети дорог внутреннего пользования.

5. Наличие мест отдыха и общения (кафе, хамам, спортивный комплекс).

6. Наличие центральной площади.

7. Застройка 1-2 этажными домами.

8. Плотная ковровая застройка.

Рис. 2. Структура махалли

Жители махалли самостоятельно определяли границы махалли, напрямую влияя на них, строя новые дома в рамках внутренних договоренностей. Самое важное в махалли -каждый дом строился самостоятельно, по вкусу и желанию хозяев, без заранее готовых материалов - органически, с учетом климатических особенностей местности. С точки зрения объемов махалли сильно различались, у каждой был собственный вид. Появлялась определенная городская социальная культура.

Но махалля - не только территориальная единица, её жители, связанные между собой родством, профессией, личным знакомством, объединялись в своеобразную общину. Каждый имел друг о друге достаточно подробные и достоверные сведения. Именно в махалле возник и существовал в течение многих веков самобытный институт общения людей. Прежде всего, соблюдение добрососедских отношений, уважение старших по возрасту, забота о пожилых людях, детях, больных и традиционный способ взаимопомощи, когда вся махалля участвует в организации свадеб, похорон, различных праздников, проводились собрания всех жителей махалли в мечети, когда решались какие-либо вопросы.

Ранее каждый житель махалли без напоминания, утром и вечером производил полив, очистку улиц возле своего дома. Жители заботились о чистоте и ухоженности водоёмов как основных источников питьевой и поливной воды. Махалля имела свои законы, один из них -отгородиться от чужих. Культура жизни в махалли такова, что исключает появление в пределах махалли чужих людей. Это привело к тому, что для людей махалли означает безопасное и изолированное пространство для жизни. Люди могут свободно находиться в структуре махалли, ощущать спокойствие, гулять и общаться друг с другом.

Если кто-то из жителей махалли хотел продать свой дом, он прежде всего предлагал этот дом своим родственникам, затем, в случае отказа, своим соседям по забору, а далее жителям махалли. Без соблюдения вышеуказанной субординации хозяин не имел права продать свой дом «чужим». Этот закон препятствовал попаданию посторонних в махаллю.

Крайне важно понимать традицию жизни в махалли. Каждая махалля - это единое целое, одна физическая и социальная организация. Она больше, чем семья, но меньше, чем город. В ней сильно развиты социальные отношения между людьми. Каждый человек может проявить себя в пределах этого социума, а не только в четырех стенах собственного дома. Опыт жизни, получаемый в этом небольшом пространстве, помогал жизни в следующем большем пространстве социума города. Махалля давала человеку самопознание. Махалля - это место для близких отношений, место, где они зарождались. Она играла большую роль в отношениях среди молодежи. Махалля определяла то поведение, которому должен следовать человек. Здесь были свои правила, обычаи. Махалля задавала тон, направляла человека - с кем дружить, с кем общаться. Махалля, определяя правила, давала защиту и ощущение семьи, ощущение принадлежности к единому целому. В ней не было современной проблемы одиночества в большом городе, человек, его семья не были чужими.

Таким образом, с точки зрения социальной значимости махалля, можно выделить ее влияние в виде заданной культуры общения. Более глубокий анализ определяет ее как отдельную социальную организацию. И основой всего является социальное общение (Рис. 3(а-с)).

Л

Ь)

Рис. 3(а-с). Вид внутри махалли: а) мечеть; Ь) центральная площадь; с) двухэтажный дом

Махалля - это пространство, где вопросами правопорядка и законов занимались жители. Ответственность распределялась между семьями.

Со временем произошли изменения. При оставшемся пространственном значении махалли произошло изменение ее социального значения. Если раньше при жизни людей разного социального уровня в одной махалле правила были одни для всех, уровень уважения не зависел от уровня семьи, то в наши дни в городе существует выраженное разделение социальных слоев. Переезд деревенских жителей в города - мигрантов с другой культурой, поселение их в тех же махаллях привело к тому, что социальный облик махалли был в итоге разрушен. Многое из того, что решалось в махалле, находится сейчас в ведении государства.

Особенности структуры махаллей в исторических городах Ирана

Йезд - единственный город, который поддержал наличие в каждой махалле собственных мечети, базара, водохранилища, площади, хамама. Каждая махалля была абсолютно самодостаточна, все нужды жителей могли быть удовлетворены внутри собственной махалли. Это способствовало активному общению жителей внутри одной махалли, развитию близких отношений между ними. Общение давало развитие одного из важнейших факторов социальной жизни - человеческого отношения, махалля играла в этом важнейшую и благородную роль. С точки зрения жилья была крайне важна ориентация жилых домов по сторонам света, по уровню инсоляции по температуре и остальным климатическим факторам. 6 веков назад в Йезде существовало 6 махаллей зороастрийцев, которые занимались сельским хозяйством. Остальная часть их жизни, кроме отношений в области финансов и торговли, была абсолютно закрыта, заключена в ограниченном социуме. Это чувствуется в структуре города.

Исфахан - во времена шаха Аббаса в городе строили очень аккуратные махалли, с достаточно широкими и прямыми дорогами, а узкие и кривые улицы присутствовали там, где жили не мусульмане. Эти кривые улицы были своеобразной защитой. Дома в тупике на конце улицы всегда были самыми дорогими - в них жили в основном евреи. Когда Исфахан во время правления шаха Аббаса стал столицей, жители начали проектировать свои дома очень свободно, широко, чтобы больше не иметь узких путаных дорог, сделать город не похожим на «старый город». Например, махалля Джулфа имеет два вида - новый жилой и

старый жилой. Новая Джулфа - с широкими прямыми перпендикулярными улицами. Старая Джулфа имеет живописно запутанные узкие кривые улочки.

Тегеран - во время появления города махалли отличались от представленных в Йезде и Исфахане. В городе было 4 больших махалли, в каждой из которых было еще по несколько малых махаллей. В каждой махалле было от 100 до 300 домов, начинающихся от улицы-тупика и доходящих до базара. В махалле находились длинные дороги, с двух сторон плотно обступаемые домами. Они имели произвольную форму, а также схожий внешний вид - были видны только высокие глиняные стены с еле видной верхушкой дерева, выступающей из-за забора - были очень похожи так, что иногда было крайне сложно разобраться в расположении (Рис. 4(а,Ь)).

Ж

и.;.. _

а) Ь)

Рис. 4(а,Ь). Вид улицы махалли: а) закрытая улица; Ь) открытая улица

Практически все дома были одноэтажные, крайне редко встречались двухэтажные. Дома состояли из двух частей: бируни и андаруни. В андаруни находились только женщины и единственный мужчина, который мог попасть в нее - хозяин дома. На крышах домов были разложены ковры для отдыха, курения кальяна.

Шираз - в городе находится 11 махаллей. В каждой из них имеется мечеть, базар, караван-сарай, медресе, хамам и так далее. В большой махалле были маленькие махалли, имеющие деление жителей по религиозной принадлежности.

Гом - дома появлялись вокруг источников воды, ядром города являлся базар. Жилые дома, площадь, религиозные сооружения, окружали его. Каждая дорога, ведущая из центра города, приводила к месту новой махалли. Это можно четко проследить на плане города -наличие мечети, базара и хамама вокруг каждой дороги.

Автор анализирует положительные стороны жизни в махалли и в первую очередь выделяет безопасность, как на физическом уровне, так и на уровне психологического комфорта. Она определяется ограниченной территорией и сознанием, что в пределы махалли не попадет чужой человек. А это значит, что спокойно могут гулять по улице дети, что дает чувство спокойствия родителям. Также можно выделить высокий уровень обеспеченности жизненных потребностей, полностью покрывающихся развитой инфраструктурой. Махалли, строившиеся на территории Ирана более тысячи лет назад, аналогичны по комфорту и

АМ1Т 1 (14) 2011

своей сути современным многофункциональным жилым комплексам. Следующим немаловажным моментом является строительство в пределах махалли только 1-2 этажных домов по принципу плотной ковровой застройки (Рис. 5(а-с)). Это давало возможность каждой семье иметь свой участок земли, сад, что улучшало качество жизни и, безусловно, положительно влияло на внутрисемейное общение, поскольку именно в собственном дворе жители Ирана совместно проводят время, выделенное на отдых.

Ь)

с)

Рис. 5(а-с). Плотная (ковровая) застройка 1-2 этажными жилыми домами: а) аэрофотосъемка махалли; Ь) общий вид; с) фрагмент застройки

Важно выделить также влияние махалли с точки зрения сохранения аутентичной культуры Ирана, что в наше время становится все более и более важным - с развитием средств массового общения и постепенной интеграции в культуру Ирана в некоторой мере полярной культуры стран Европы и Америки.

Культура и структура городов времени появления ислама в Иране сохранялась до того момента, пока не обозначилось стремительное развитие технологий, не появились автомобили, не принесли культуру запада. Жилье, караван-сарай, пешеходные зоны, мечеть, базар и остальные пространства имели свой порядок в городе, настолько жесткий, что и до сих пор этот порядок сохраняется. Надо постараться вернуть бывшие характеристики и пространства махаллей, обустроенность и продуманность внутреннего соединения пространства махаллей, которые были расположены с учетом защиты, удобства для социума, естественного климата, географического расположения, культуры, красоты с точки зрения архитектуры. Можно гордиться тем, что есть в городах Ирана от природы, культуры, общения, обращения. После появления ислама в Иране появились определенные правила поведения, привычки - с точки зрения культуры и социальных отношений. Но новые методы, пришедшие с запада, не только не использовали старой структуры, но и принесли большие дороги, которые разбили старую структуру. Это привело к тому, что потерялась культура социального общения. И до сих пор эта проблема нарастает ускоряющимися темпами.

Мы должны сегодня дать разумные возможности государству или тем организациям, которые занимаются крупным жилым строительством в Иране, проводить программы, которые бы не просто повторяли старые привычки, но дали возможность сохранить структуру, социальное общение, не дать уничтожить тысячелетнюю культуру и архитектуру. С философской точки зрения и с позиций разума, тот результат, который мы увидим - будет наиболее грамотным и эффективным, и будет способствовать решению одной из крупнейших проблем - развития жилья в исторических городах Ирана.

Литература (References)

1. Ali Khaksari, Urban Districts in Iran, Institute for Humanities and Cultural Studies, Tehran, 2007

2. GILÄN xii. Rural Housing, http://www.iranica.com/articles/gilan-xii-rural-housing

3. Tavassoli, Mahmoud and Naser Bonyadi. Urban Space Design, Tehran: Urban Planning & Architecture Research Centre of Iran, Persian Year 1371 (CE 1992)

4. Rahman Tafahomi, Hasunddin Lamit and Ahmad Bushri, TRANSITION PROCESS OF URBAN SPACE IN IRAN,

http://eprints.utm.my/1634/1/TRANSITION PROCESS OF URBAN SPACE IN IRAN.pdf

5. KASHANIJOU KH., RECOGNIZING OF THEORETICAL TRENDS IN RELATION TO URBAN PUBLIC SPACES, HOVIATESHAHR SPRING-SUMMER 2010; 4(6), PP.95-106 http://www.sid.ir/en/ViewPaper.asp?ID=182247&varStr=9;KASHANIJOU%20KH.;HOVIATESH AHR;SPRING-SUMMER%202010;4;6;95;106

6. Kheirabadi Masoud, Iranian city: formation and development, Syracuse University Press, 2009

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ З.С. Эйса

Аспирант, кафедра Архитектуры жилых зданий, Московский архитектурный институт (Государственная академия), Москва, Россия e-mail: [email protected]

DATA ABOUT THE AUTHOR Z.S. Eisa

The post-graduate student, chair Architectural Planning of Dwelling Houses, Moscow Institute of Architecture (State academy), Moscow, Russia e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.