Научная статья на тему 'Структура личностных качеств студентов медицинского вуза с разным уровнем виктимной установки'

Структура личностных качеств студентов медицинского вуза с разным уровнем виктимной установки Текст научной статьи по специальности «Клиническая медицина»

CC BY
43
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Лечебное дело
ВАК
Область наук
Ключевые слова
виктимная установка / учебно-профессиональная адаптация / студенты медицинского вуза / трудные жизненные ситуации / жизнестойкость / victimization / educational and professional adaptation / medical students / difficult life situations / resilience

Аннотация научной статьи по клинической медицине, автор научной работы — Субботина Р.А., Поваренков Ю.П., Пашинян А.Г., Акопян А.Н., Семенова Е.М.

Виктимная установка в настоящее время активно изучается в психологии и смежных с ней областях знаний. Признаки виктимной установки исследовались в ситуациях, рассматриваемых как экстремальные, кризисные. При этом малоизученными остаются формы проявлений этой установки в иных сложных ситуациях, в том числе в процессе профессионализации личности. Учебная адаптация к условиям высшего учебного заведения является для студентов кризисной ситуацией, этим можно объяснить значительное количество отчислений с младших курсов. В статье проанализированы результаты исследования особенностей личности, обусловливающих проявления виктимной установки у обучающихся в медицинском высшем учебном заведении. Выявлено, что степень ее выраженности обусловлена соотношением составляющих симптомокомплекса качеств личности, таких как смысложизненные ориентации, жизнестойкость, психологическое благополучие, а также их взаимообусловленностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по клинической медицине , автор научной работы — Субботина Р.А., Поваренков Ю.П., Пашинян А.Г., Акопян А.Н., Семенова Е.М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of Personal Qualities of Medical Students with Different Levels of Victim Setting

The victim setting is currently being actively studied in psychology and related areas of knowledge. Signs of a victim setting were studied in situations considered as extreme or critical. At the same time the forms of manifestation of this attitude in other difficult situations, including the process of professionalization of an individual, remain understudied. Educational adaptation to the university conditions is a crisis for students, which explains a significant number of expulsions of undergraduate students. This article analyzes the results of a study of personality traits that determine the manifestation of a victim attitude among students of a medical school. It was discovered that the victimization severity was associated with the ratio of the components of personality trait symptom complex: meaningful life orientations, resilience, psychological well-being, as well as their interdependence.

Текст научной работы на тему «Структура личностных качеств студентов медицинского вуза с разным уровнем виктимной установки»

DOI: 10.24412/2071-5315-2022-12920

Внктнмная установка

Структура личностных качеств студентов медицинского вуза с разным уровнем виктимной установки

^ Р.А. Субботина1, Ю.П. Поваренков2, А.Г. Пашинян3, А.Н. Акопян1, Е.М. Семенова4

1 Кафедра педагогики и педагогической психологии Института клинической психологии и социальной работы ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова"Минздрава России, Москва 2 Кафедра общей и социальной психологии ФГБОУВО "Ярославский государственный

педагогический университет им. К.Д. Ушинского" 3 Кафедра дерматовенерологии им. акад. Ю.К Скрипкина Лечебного факультета ФГАОУ ВО "Российский национальный исследовательский медицинский университет им. Н.И. Пирогова"Минздрава России, Москва 4 Кафедра психологии и конфликтологии филиала ФГБОУ ВО "Российский государственный социальный университет" в г. Минске Республики Беларусь

Виктимная установка в настоящее время активно изучается в психологии и смежных с ней областях знаний. Признаки виктимной установки исследовались в ситуациях, рассматриваемых как экстремальные, кризисные. При этом малоизученными остаются формы проявлений этой установки в иных сложных ситуациях, в том числе в процессе профессионализации личности. Учебная адаптация к условиям высшего учебного заведения является для студентов кризисной ситуацией, этим можно объяснить значительное количество отчислений с младших курсов. В статье проанализированы результаты исследования особенностей личности, обусловливающих проявления виктимной установки у обучающихся в медицинском высшем учебном заведении. Выявлено, что степень ее выраженности обусловлена соотношением составляющих симптомокомплекса качеств личности, таких как смысложиз-ненные ориентации, жизнестойкость, психологическое благополучие, а также их взаимообусловленностью.

Ключевые слова: виктимная установка, учебно-профессиональная адаптация, студенты медицинского вуза, трудные жизненные ситуации, жизнестойкость.

Введение

В современном обществе человек нередко оказывается в сложных жизненных обстоятельствах. Поэтому в настоящее время ведутся активные исследования по изучению форм поведения индивида в разнообразных непростых ситуациях [1—7].

Одним из характерных типов реагирования личности на трудную ситуацию является виктимная установка, представляющая собой форму социальной установки,

Контактная информация: Субботина Рузанна Арц-руновна, ruzannamed@mail.ru

в основе которой лежат инфантилизм, иждивенческая направленность, стремление к пассивной выгодной адаптации к среде с использованием неконструктивных стратегий поведения [1, 2, 8—11]. Проявления виктимной установки активно изучались в ситуациях, которые объективно рассматриваются как жизненно трудные, кризисные, но не связанные с природными и техногенными катастрофами и не имеющие характера чрезвычайности в отличие от экстремальных ситуаций [12—14]. Вместе с тем за рамками внимания исследователей оста-Лечебное дело 3/4.2022

ются особенности проявлений виктимной установки в трудных жизненных ситуациях других видов и форм, например, при хронических заболеваниях, сложностях во взаимоотношениях в семье, в процессе профессионального развития личности

[1-3].

Данные современных исследований свидетельствуют о том, что стрессовые ситуации, сопровождающиеся психоэмоциональными переживаниями, могут приводить к функциональным расстройствам и патологическим соматическим изменениям, в том числе к кожным заболеваниям [13-16]. Многие хронические дерматозы, такие как псориаз, витилиго, акне, хроническая экзема, алопеция, атопический дерматит и др., в силу выраженных изменений кожи способны оказывать негативное влияние на самооценку пациентов. Длительное течение и косметический дефект формируют психические расстройства, дезадаптирующие больного в социальном плане [17]. Механизмы влияния какого-либо заболевания на качество жизни пациентов, включающие физические страдания, изменения в средовых взаимодействиях, личностное восприятие заболевания, отражены в Международной классификации функционирования, инвалидности и здоровья (International Classification of Functioning, Disability and Health) 2008 г. [18]. Так, качество жизни больных хроническими дерматозами зависит от тяжести заболевания, площади поражения и локализации кожных высыпаний, наличия субъективных ощущений, частоты обострений, уровня социальной адаптивности. Пациенты характеризуются как неустойчивые к стрессу, неспособные справляться с жизненными трудностями, уклоняющиеся от реальности, что отрицательно влияет на их психологическую адаптацию и способствует формированию тревожности и депрессии [16, 19, 20].

При этом недостаточно изученными остаются формы проявлений виктимной установки в иных сложных ситуациях, в

том числе в процессе профессионализации личности [1, 2, 21]. Процесс учебно-профессиональной адаптации студентов в высшем учебном заведении можно отнести к трудной жизненной ситуации [9, 11, 22]. В частности, в исследованиях, выполненных под руководством Ю.П. Поваренкова, было выявлено, что именно в этот период наблюдается наивысшая активизация преодолевающего поведения обучающихся [22]. Сложность и своеобразие обучения в медицинском вузе активизируют виктим-ную установку, которая может приобретать ключевую роль в процессе адаптации студентов к учебному процессу, а ответственность за выбор профессии налагает повышенные требования к успеваемости [8, 11]. Максимальное количество отчислений с начальных курсов — это результат того, что студент не вписался в ситуацию учебного процесса данного типа вуза.

Наши исследования показали, что примерно 30% студентов, испытывающих трудности в учебно-профессиональной адаптации, демонстрируют высокий уровень виктимности, что может являться одной из причин, вызывающих эти трудности.

В процессе работы мы опирались на положения о социальной установке как о первичном, действующем на бессознательном уровне состоянии готовности к определенной активности, регулирующем социальное поведение личности [23]. Данный тип поведения актуализируется при наличии потребности и объективной ситуации удовлетворения этой потребности [24]. Выраженной потребностью личности при виктимном типе поведения является стремление с помощью демонстрируемой беспомощности приобрести психологическую или другую выгоду, что дает основание рассматривать виктимную установку как неконструктивный способ адаптации к окружающей среде.

Формирование и проявление виктимной установки обусловливают различные качества личности: жизнестойкость (внутри-личностный ресурс, система убеждений,

которые содействуют совладанию со сложными ситуациями), смысложизненные ориентации (показатель осмысленности жизни, состояния удовлетворенности, наличия жизненных целей и т.д.), психологическое благополучие личности (комплексность личностных ресурсов, удовлетворенность собственной жизнью, ощущение полноты жизни и внутреннего равновесия) [1, 2, 6-9, 25].

Целью исследования явилось определение личностных характеристик студентов младших курсов медицинского вуза с разной степенью выраженности виктимной установки.

Материал и методы

В исследовательскую выборку вошло 252 студента. Методики исследования включали опросники "Тип ролевой виктим-ности" (М.А. Одинцова, Н.П. Радчикова), "Тест жизнестойкости" (Д.А. Леонтьев), "Тест смысложизненных ориентаций" (Д.А. Леонтьев), "Копинг-механизмы" (Е. Хайм) и шкалу психологического благополучия Рифф (в адаптации и модификации Т.Д. Шевеленковой, П.П. Фесенко).

Для статистической обработки данных применяли корреляционный анализ по методу Пирсона, кластерный анализ данных, однофакторный дисперсионный анализ, метод экспресс-%2 А.В. Карпова, структурный анализ [25, 26].

Результаты

Для определения степени выраженности виктимной установки у респондентов был использован опросник "Тип ролевой вик-тимности" и определены группы студентов с разным уровнем виктимности. Были выделены 3 кластера, которые максимально различались между собой по показателям, характеризующим разные типы виктимной установки (табл. 1).

В кластер 1 вошли 68 студентов-респондентов с высокими показателями виктим-ности, названные "виктимными". Клас-

Таблица 1. Результаты кластерного анализа данных по показателям виктимности (конечные центры кластеров)

Показатель Кластер

1 2 3

Игровая роль жертвы 27,89 18,91 12,73

Социальная роль жертвы 32,04 21,76 10,99

Виктимность 60,29 40,58 23,73

тер 2 составили 82 студента-респондента с низкими показателями виктимности, названные "невиктимными". В кластер 3 вошли 102 студента-респондента со средними показателями виктимности -"средневиктимные".

Для выявления различий между этими 3 группами был применен однофакторный дисперсионный анализ. Было установлено, что качества личности, которые влияют на проявление виктимной установки, неодинаково развиты у испытуемых с разной степенью выраженности этой установки. Группы статистически значимо различались по итоговому показателю жизнестойкости: более высокие его значения отмечались в группе "невиктимных" и более низкие — в группе "виктимных" ^(2,233) = 200,276; р < 0,01).

Кроме того, группы статистически значимо различались по итоговому показателю "смысложизненные ориентации": более высокие его значения отмечались в группе "невиктимных" и более низкие — в группе "виктимных" ^(2,233) = 121,246; р < 0,01).

Более высокие значения показателей по шкале психологического благополучия Рифф были выявлены в группе "не-виктимных", более низкие — в группе "виктимных", эти группы статистически достоверно различались между собой, а также отличались от "средневиктим-ных" по таким показателям, как "позитивные отношения с окружающими" ^(2,233) = 43,035; р < 0,01), "управление средой" ^(2,233) = 92,099; р < 0,01), "лич-

Лечебное дело 3/4.2022

Таблица 2. Анализ корреляционных связей в структуре личностных характеристик студентов с разными типами виктимной установки

Таблица 3. Структурные индексы личностных качеств студентов с разными типами виктимной установки

ностный рост" ^(2,233) = 43,313; р < 0,01), "цели" ^(2,233) = 94,609; р < 0,01), "самопринятие" ^(2,233) = 112,808; р < 0,01), "баланс аффекта" (эмоциональная оценка себя) ^(2,233) = 180,246; р < 0,01), "человек как открытая система" ^(2,233) = 19,486; р < 0,01), "осмысленность жизни" ^(2,233) = 87,219; р < 0,01), "автономия" ^ (2,233) = 20,950; р < 0,01).

"Невиктимных" студентов-респондентов можно охарактеризовать как имеющих доверительные отношения с окружающими, с присущей им автономностью в мышлении и поступках, с потребностью непрестанного личностного роста и самосовершенствования. В несколько меньшей мере данные характеристики свойственны группе "средневиктимных". "Виктимные" студенты характеризуются как испытывающие трудности в проявлении открытости,

с присущей им обеспокоенностью ожиданиями и оценками людей из своего окружения, не умеющие противодействовать социальному давлению, с чувством собственного бессилия в управлении жизненными событиями.

Для определения структуры базовых личностных качеств у респондентов с разной степенью выраженности виктимности нами был проведен корреляционный анализ данных, полученных при диагностике респондентов по 2 опросникам (20 критериев). При анализе корреляционной матрицы было выявлено существенное количество значимых связей в целом между всеми параметрами.

Структурный анализ был проведен по методу А.В. Карпова [25]. Для изучения базовых качественных характеристик организованности структуры у студентов-медиков были проанализированы достоверные прямые корреляционные связи в зависимости от уровня достоверности (корреляционных связей обратной направленности не было выявлено) (табл. 2).

Анализ корреляционных связей позволил определить индексы когерентности и организованности структуры личностных качеств участников исследования (табл. 3).

Было установлено, что структура качественных характеристик у "средневиктимных" студентов-медиков наиболее целостная, чем у "виктимных" и "невиктимных".

Индексы когерентности и организованности структуры качественных характеристик у "средневиктимных" студентов-медиков были достоверно выше, чем у других типов. Это свидетельствует об их больших адаптационных возможностях в трудных учебных ситуациях. Степень выраженности той или иной качественной характеристики детерминирует определенный поведенческий тип реагирования на сложную жизненную ситуацию, а совокупность этих качеств составляет общий поведенческий репертуар личности: чем он более многосторонен и приспособлен к различным си-

Тип виктимной установки Количество положительных связей

р = = 0,05 р = = 0,01 р = = 0,001

"Виктимные" 21 57 230

21 х 1 = 57 х 2 = 230 х 3 =

= 21 = 114 = 690

"Невиктимные" 29 50 237

29 х 1 = 50 х 2 = 237 х 3 =

= 29 = 100 = 711

"Средневиктимные" 4 24 334

4 х 1 = 4 24 х 2 = 334 х 3 =

= 48 = 1002

Тип виктимной установки Индекс когерентности Индекс организованности структуры

"Виктимные" 308 825

"Невиктимные" 312 840

"Средневиктимные" 366 1062

туациям, тем более продуктивно поведение обучающегося в сложной ситуации.

С помощью структурного анализа нами были выделены базовые качества личности обучающихся разных виктимных типов, имеющие в общей структуре качеств наибольший "вес", наибольшее число и наибольшую значимость корреляционных связей.

При рассмотрении достоверных корреляций между личностными показателями "виктимных" студентов были выявлены положительные связи параметра "смысло-жизненные ориентации" (4 базовых компонента) с такими характеристиками психологического благополучия личности, как "управление средой", "личностный рост", "цели в жизни", "самопринятие", "баланс аффекта", "осмысленность", "психологическое благополучие", а также с параметром жизнестойкости "контроль" (рис. 1).

"Виктимные" обучающиеся в сложных жизненных ситуациях ощущают неспособность к управлению действительностью, к приобретению нового опыта, осознают бесполезность своих действий и ощущают неудовлетворенность собственной жизнью. Они предпочитают инфантильный стиль поведения, так как считают, что их ситуации, вероятно, неразрешимы, не верят, что можно влиять на обстоятельства своей жизни.

Базовыми личностными качествами студентов с отсутствием виктимной установки ("невиктимных") являются: "контроль", "жизнестойкость", "результативность жизни", "локус контроля — Я", "осмысленность жизни","управление средой", "цели в жизни", "самопринятие", "баланс аффекта", "осмысленность", "психологическое благополучие" (рис. 2).

У "невиктимных" студентов-медиков наличествует состояние устойчивости и подготовленности к управлению сложными ситуациями, чувство осознанности жизни. Они позитивно относятся к себе, уверены в своих силах, имеют жизненные цели и убеждения, представления о себе как о

СЖО

Ж

ПБ

Рис. 1. Структурограмма личностных качеств "виктимных" студентов. Здесь и на рис. 2 БА — баланс аффекта; Ж — жизнестойкость К — контроль; ЛК/Я — локус контроля — Я ЛР — личностный рост; ОЖ — осмысленность жизни; ОС — осмысленность; П — процесс жизни; ПБ — психологическое благополучие; Р — результативность жизни; СЖО — смыс-ложизненные ориентации; СМ — самопринятие; УС — управление средой; Ц — цели в жизни. Здесь и на рис. 2 и 3: уровень значимости связей, указанный стрелками, р < 0,001.

|СЖО

Ж

ПБ

Рис. 2. Структурограмма личностных качеств "невиктимных" студентов.

волевой личности, ставят нелегкие цели и стараются их реализовывать.

Можно отметить, что структурограммы личностных компонентов у "виктимных" и "невиктимных" обучающихся схожи, за исключением 3 параметров: "невиктим-

-Лечебное дело 3/4.2022

Таблица 4. Оценка гомогенности—гетерогенности матриц методом экспресс-%2

Тип виктимной установки "Виктимные" "Невиктимные" "Средневиктимные"

"Виктимные" - 0,338 (р = 0,14) 0,379 (р = 0,10)

"Невиктимные" 0,338 (р = 0,14) - -0,037 (р = 0,87)

"Средневиктимные" 0,379 (р = 0,10) -0,037 (р = 0,87) -

ные" студенты гораздо в большей степени направлены на результат, а не на процесс жизни, у них в меньшей мере выражены корреляции с параметром "личностный рост", в наибольшей степени выражены корреляционные связи с параметром "самопринятие".

Ключевыми качествами "средневиктим-ных" обучающихся явились 19 из 20 параметров (кроме "позитивных отношений с окружающими") (рис. 3). Каждый параметр имел 18—19 достоверных взаимосвязей.

Применяя метод экспресс-%2 (методика однородности структур) и учитывая структуру базовых качественных характеристик у студентов-медиков 3 кластеров на предмет гомогенности—гетерогенности, мы рассмотрели количество корреляционных связей в каждой матрице в зависимости от уровня достоверности. В корреляционных матрицах рассчитывался "вес" каждого элемента, статистически достоверно коррелирующего с другими элементами.

При сравнительном анализе 3 корреляционных матриц по критерию %2 было установлено, что различия между матрицами по этому критерию отсутствуют между "соседними" уровнями виктимности. В пер-

Рис. 3. Структурограмма личностных качеств "средневиктимных" студентов.

вом случае ("виктимные" и "средневик-тимные") уровень значимости составлял р = 0,10, во втором случае ("средневиктим-ные" и "невиктимные") — р = 0,87, в третьем случае ("виктимные" и "невиктимные") - р = 0,14 (табл. 4).

Из табл. 4 видно, что коэффициенты корреляции между рядами показателей статистически значимо не различаются, сравниваемые структуры признаются гетерогенными, т.е. качественно различающимися по "весу" элементов. Результаты сравнения матриц корреляции по однородности позволили нам подтвердить гипотезу о наличии их качественного своеобразия.

Обсуждение

Виктимная установка реализуется в экстремальных, чрезвычайных ситуациях и выполняет приспособительную функцию. Результаты проведенного нами исследования показали, что в ситуациях средней степени трудности (адаптация к новой учебно-профессиональной деятельности в условиях вуза) эта установка оказывает деструктивное влияние и намного осложняет процесс приспособления. У обучающихся первых курсов медицинского вуза обнаруживаются различные уровни виктимной установки: высокий, средний, низкий (отсутствие установки). Уровень виктимной установки у обучающегося зависит от характерной степени выраженности в структуре личности комплекса базовых качественных характеристик: жизнестойкости, психологического благополучия, смысло-жизненных ориентаций.

Определение структуры базовых качественных характеристик личности у студентов-медиков 3 кластеров на предмет гомо-

генности—гетерогенности позволило выявить их качественное своеобразие. Струк-турограммы личностных компонентов "виктимных" и "невиктимных" обучающихся обладают общностью. Индексы когерентности и организованности структуры качественных характеристик личности у студентов-медиков "средневиктимного" типа достоверно выше, чем у других типов. Это свидетельствует о высоких приспособительных возможностях обучающихся данной группы в сложных учебных ситуациях. Высокий уровень целостности структуры качественных характеристик личности "средневиктимных" студентов-медиков позволяет им использовать вик-тимную установку для включения системы конструктивного приспособления к сложным ситуациям обучения в медицинском вузе и помогает приспособиться к обучению: они используют виктимную установку, а если нет, то проявляют способность отказаться от нее и включают механизмы саморегуляции. Разнообразность структуры качественных характеристик личности позволяет таким студентам формировать вариативность поведенческого репертуара применительно к сложным ситуациям и, соответственно, эффективно реагировать на трудности внешних условий жизнедеятельности.

Выводы

Данные проведенного эмпирического исследования свидетельствуют о проявле-

нии виктимной установки у обучающихся первых курсов медицинского вуза. В экстремальных, критических ситуациях эта установка носит приспособительный характер, а в трудных ситуациях учебной деятельности — деструктивный характер.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Студенты с разной степенью выраженности виктимной установки ("виктимные", "средневиктимные" и "невиктимные") различаются по специфике проявлений личностных характеристик, что необходимо учитывать при выстраивании психолого-педагогической работы с "виктимной" личностью в студенческий период.

Для оказания действенной психологической помощи "виктимным" студентам могут использоваться коррекционно-раз-вивающие программы, направленные не только на формирование высокого уровня жизнестойких установок, снижение уровня виктимности, но и на системную организацию комплекса целостных свойств личности (жизнестойкости, смысложизненных ориентаций, психологического благополучия), обеспечивая разнообразие поведенческих стереотипов студентов в трудных ситуациях учебной деятельности в условиях вуза.

Финансирование: финансирования нет.

Со списком литературы вы можете ознакомиться на нашем сайте www.atmosphere-ph.ru

Structure of Personal Qualities of Medical Students with Different Levels of Victim Setting R.A. Subbotina, Yu.P. Povarenkov, A.G. Pashinyan, A.N. Akopyan, and E.M. Semenova

The victim setting is currently being actively studied in psychology and related areas of knowledge. Signs of a victim setting were studied in situations considered as extreme or critical. At the same time the forms of manifestation of this attitude in other difficult situations, including the process of professionalization of an individual, remain understudied. Educational adaptation to the university conditions is a crisis for students, which explains a significant number of expulsions of undergraduate students. This article analyzes the results of a study of personality traits that determine the manifestation of a victim attitude among students of a medical school. It was discovered that the victimization severity was associated with the ratio of the components of personality trait symptom complex: meaningful life orientations, resilience, psychological well-being, as well as their interdependence. Key words: victimization, educational and professional adaptation, medical students, difficult life situations, resilience.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.