Научная статья на тему 'Структура исследования причины пожара на автотранспортных средствах'

Структура исследования причины пожара на автотранспортных средствах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
371
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура исследования причины пожара на автотранспортных средствах»

- выработка у обучающихся навыков принятия решений в экстремальных условиях;

- формирование психологических и психофизиологических качеств, необходимых курсантам для выполнения работ в экстремальных условиях [2].

Достижение поставленных целей осуществляется решением конкретных задач:

- тушение предполагаемого пожара;

- спасение людей, находящихся в зоне пожара;

- работы по вскрытию поврежденных помещений, автомобилей в задымленной среде.

Работа на практических занятиях для курсантов является одной из основных и наиболее важных форм учебной работы, в ходе которой формируется необходимый набор качеств будущего специалиста.

После отработки конкретных задач на практических занятиях можно ставить более сложные комбинированные задачи, решение которых требует совместной и слаженной работы со специалистами других служб безопасности и жизнеобеспечения. Решение и отработку такого рода задач происходит при проведении пожарно-тактических учений на различных объектах [3].

Список использованной литературы

1. Концепция развития газодымозащитной службы в системе Государственной противопожарной службы МВД России.

2. Учебно-тренировочный комплекс для подготовки пожарных. Гуров А. В., Исаев А. А., Коршунов И. В. Воронежский институт ГПС МЧС России. - 2010. - 191 с. Допущено Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в качестве учебного пособия

3. Подготовка газодымозащитника. Рабочая программа дисциплины по специальности 280705.65 - «Пожарная безопасность» / А. В. Гуров. - Воронеж.: Воронежский институт ГПС МЧС России. - 2012. - 18 с.

4. http://www. edu. ru/db/mo/Data/d_11/prm12-1. pdf. ФГОС ВПО третьего поколения по направлению подготовки (специальности) 280705.

СТРУКТУРА ИССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИНЫ ПОЖАРА НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВАХ

А. А. Донков

ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ивановской области, г. Иваново

В данной работе рассмотрена методология проведения пожарно-технического исследования причин возникновения пожаров на автотранспортных средствах, определены основные направления работы пожарно-техничес-

кого специалиста и эксперта, а также направления сбора информации для последующего исследования.

Обеспечение результативности исследования причины возгорания автотранспортных средств (АТС) предполагает определенный объем и порядок проведения исследования. Общий подход к проведению исследования в целом соответствует общепринятой методике установления причин пожара, предложенной в 1966 г. Б. В. Мегорским [1, 2], и отражен на структурной схеме (рис. 1).

Рис. 1. Структурная схема проведения исследования

Предлагаемая схема проведения исследования принципиально не различается в вариантах, определяющих работу пожарно-технического специалиста (в процессуальном значении этого слова) и эксперта. Основные различия заключаются в средствах решения этих задач и доказательственном значении получаемых при этом результатов.

Однако при исследовании причин возгорания АТС имеются определенные особенности. Прежде всего это касается решения первоочередной задачи по установлению очага пожара. Как отмечалось ранее, современное АТС является плотным по компоновке и сложным по конструкции энергонасыщенным объектом, в котором помимо наличия множества потенциальных источников зажигания, в большом объеме присутствуют горючие и легковоспламеняющиеся материалы. В связи с этим после пожара на сравнительно небольшой площади может быть сосредоточено множество очаговых признаков, как первичных (по времени возникновения), так и вторичных (по сосредоточению горючей загрузки). Поэтому прежде чем приступать непосредственно к исследованию, необходимо полностью зафиксировать обстановку на месте происшествия и состояние сгоревшего АТС (с помощью фото-, видеотехники и т. п.), собрать первоначальные (предварительные) сведения об общей характеристике АТС, размещении основных пожароопасных узлов и агрегатов, емкостей с горючими жидкостями [3].

Немаловажна информация об общем времени протекания пожара; условиях возникновения и развития горения; обстоятельствах, предшествующих возникновению пожара; а также о технических условиях эксплуатации и обслуживания АТС. Только после этого необходимо приступать к проведению общего исследования места происшествия, включая и осмотр АТС. В целях повышения эффективности работы уже на начальной стадии исследования необходимо привлекать специалиста или эксперта-автотехника.

Цель предварительного исследования при работе специалиста под руководством следователя заключается в поиске признаков, указывающих на причину пожара; в обосновании их наличия или отсутствия с применением соответствующих неразрушающих методов исследования, а также средств закрепления получаемых выводов в процессуальном порядке (например, путем консультации о необходимости проведения следственных экспериментов, назначения специальных экспертиз, технологических исследований, привлечения специалиста-автотехника).

В отличие от специалиста, эксперт является самостоятельной процессуальной фигурой, но проводит в рамках экспертизы исследование только тех данных и материалов, которые закреплены в деле, предоставлены ему органом, назначившим экспертизу, а результаты исследования в форме заключения эксперта представляют собой источник доказательственной информации. Однако это не означает, что в ходе проведения исследования эксперт не может получать новые исходные данные, уточнять какие-либо обстоятельства происшествия.

Согласно процессуальному законодательству, эксперт вправе ходатайствовать перед органом, назначившим экспертизу, о предоставлении дополнитель-

ных сведений, путем направления письменного запроса, сформированного по результатам предварительного исследования предоставленных исходных материалов. При этом возможно ходатайство о проведении дополнительного экспертного осмотра.

Необходимая для проведения исследования информация собирается по трем основным направлениям:

1. Ознакомление с технической документацией на АТС и составление общей характеристики данного автотранспортного средства (тип, назначение, компоновка); установление частных характеристик основных систем и агрегатов (системы питания, электрооборудования, тормозной и т. п.) и определение их пожарной опасности; уточнение полученных данных с учетом результатов осмотра места происшествия, показаний свидетелей, специалистов по ремонту и обслуживанию АТС и других лиц;

2. Целенаправленный сбор информации от свидетелей, потерпевших и других лиц об устройстве и условиях эксплуатации автотранспортного средства, произведенных ремонтах и переделках; о замеченных неисправностях и признаках аварийной работы АТС в целом и отдельных агрегатов до начала и во время пожара;

3. Осмотр непосредственно АТС как отдельный этап осмотра места происшествия в целях обнаружения признаков очага пожара, следов аварийной работы на отдельных узлах и элементах; определение принадлежности обнаруженных предметов конкретным системам АТС, установление вида, марки и назначения элементов до повреждения пожаром; визуальное и инструментальное исследование обнаруженных деталей и узлов непосредственно на месте пожара и в лабораторных условиях.

Предварительное накопление информации по этим трем направлениям позволяет диагностировать механизм возникновения и развития определенного пожароопасного режима работы (с конкретизацией элемента, узла или системы АТС, в котором этот режим возник). Важным этапом последующего исследования является определение досягаемости и эффективности воздействия образующихся при диагностированном аварийном режиме источников зажигания на материалы пожарной нагрузки в зоне очага пожара, сведения о наличии и свойствах которых установлены в ходе расследования.

Решение данной задачи важно в связи с тем, что, например, короткое замыкание в электропроводке АТС не всегда ведет к возникновению пожара: для этого необходимо наличие горючих материалов, которые способны загореться под воздействием электрической дуги короткого замыкания или разлетающихся раскаленных частиц металла.

Исследование проводится последовательно (в соответствии со структурной схемой, приведенной на рисунке 1) и дает общее направление работы.

По результатам выполнения каждого этапа рекомендуется оценить значимость полученных результатов и спланировать дальнейшую работу, при необходимости скорректировать ее нужным образом. В частности, некоторые из этапов могут быть подробно детализированы. Например, в рамках динамиче-

ского осмотра АТС или его узла, исходя из условий целесообразности и пределов компетенции пожарно-технического эксперта, следует проводить техническое исследование с привлечением специалиста-автотехника в конкретной области ремонта или эксплуатации АТС. Результаты исследования специалистов-автотехников, оформленные в виде технического заключения или иного документа, могут в дальнейшем использоваться экспертом при проведении общей пожарно-технической экспертизы.

В ходе исследования следует учитывать всю собранную информацию. При этом необходимо избегать распространенной ошибки, заключающейся в собирании данных только под определенную, якобы «наиболее вероятную» версию. Важно придавать должное значение и негативным фактам, пытаясь объяснить те из них, которые не укладываются в информационную модель возникновения пожара.

Список использованной литературы

1. Богатищев А. И. Исследование причин возгорания автотранспортных средств: учебное пособие / Под ред. канд. техн. наук А. И. Колмакова. - М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2003. - 82 с.

2. Федотов А. И. и др. Пожарно-техническая экспертиза. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.

3. Чешко И. Д. Экспертиза пожаров. - СПб.: СПбИПБ МВД России, 1997. -562 с.

ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ

А. А. Донков

ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ивановской области

К объектам с массовым пребыванием людей относятся здания, в которых на небольшой площади сосредоточено большое количество людей (50 или более человек). Это театры, кинотеатры, школы, выставки, институты, магазины и т. д. Здания с массовым пребыванием людей характеризуются наличием большого количества сгораемых материалов [1, 2].

Особую трудность представляет собой тушение пожаров в период, когда здание заполнено людьми: массовая эвакуация в начальный период не дает возможности пожарным проникнуть в здание. При пожаре в здании с массовым пребыванием людей возможен целый ряд обстоятельств, влияющих на развитие пожара и на боевые действия пожарных подразделений (паника людей, быстрое распространение огня по сгораемой отделке, обрушение подвесных потолков, быстрое и плотное задымление помещений и т. п.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.