ского осмотра АТС или его узла, исходя из условий целесообразности и пределов компетенции пожарно-технического эксперта, следует проводить техническое исследование с привлечением специалиста-автотехника в конкретной области ремонта или эксплуатации АТС. Результаты исследования специалистов-автотехников, оформленные в виде технического заключения или иного документа, могут в дальнейшем использоваться экспертом при проведении общей пожарно-технической экспертизы.
В ходе исследования следует учитывать всю собранную информацию. При этом необходимо избегать распространенной ошибки, заключающейся в собирании данных только под определенную, якобы «наиболее вероятную» версию. Важно придавать должное значение и негативным фактам, пытаясь объяснить те из них, которые не укладываются в информационную модель возникновения пожара.
Список использованной литературы
1. Богатищев А. И. Исследование причин возгорания автотранспортных средств: учебное пособие / Под ред. канд. техн. наук А. И. Колмакова. - М.: ГУ ЭКЦ МВД России, 2003. - 82 с.
2. Федотов А. И. и др. Пожарно-техническая экспертиза. - М.: Стройиздат, 1986. - 271 с.
3. Чешко И. Д. Экспертиза пожаров. - СПб.: СПбИПБ МВД России, 1997. -562 с.
ТУШЕНИЕ ПОЖАРОВ НА ОБЪЕКТАХ С МАССОВЫМ ПРЕБЫВАНИЕМ ЛЮДЕЙ
А. А. Донков
ФГБУ СЭУ ФПС ИПЛ по Ивановской области
К объектам с массовым пребыванием людей относятся здания, в которых на небольшой площади сосредоточено большое количество людей (50 или более человек). Это театры, кинотеатры, школы, выставки, институты, магазины и т. д. Здания с массовым пребыванием людей характеризуются наличием большого количества сгораемых материалов [1, 2].
Особую трудность представляет собой тушение пожаров в период, когда здание заполнено людьми: массовая эвакуация в начальный период не дает возможности пожарным проникнуть в здание. При пожаре в здании с массовым пребыванием людей возможен целый ряд обстоятельств, влияющих на развитие пожара и на боевые действия пожарных подразделений (паника людей, быстрое распространение огня по сгораемой отделке, обрушение подвесных потолков, быстрое и плотное задымление помещений и т. п.).
Прибыв к месту вызова, РТП оценивает обстановку по внешним признакам, по информации администрации.
Наиболее важной задачей, которую предстоит решить РТП, является обеспечение безопасности людей находящихся в горящем здании.
Обслуживающий персонал должен открыть все выходы и направлять в них людей, призывая к порядку тех, кто проявляет беспокойство. При появлении признаков паники все усилия пожарных подразделений направляются на организацию плановой эвакуации людей.
РТП расставляет личный состав по путям эвакуации для организации спокойного выхода. Боевое развертывание не должно препятствовать спасательным работам. Для этого рукавные линии прокладываются через служебные входы, стационарные лестницы и по другим путям, не занятым спасательными работами.
При тушении пожаров в школах и других детских учреждениях необходимо установить связь с персоналом учреждения, немедленно привлечь его к эвакуации и проверке (перекличке) эвакуированных.
При тушении пожара и ведении АСР в зданиях с массовым пребыванием людей необходимо:
в медицинских учреждениях:
- выяснить количество больных, подлежащих эвакуации и их транспортабельность;
- определить количество медицинского персонала, личного состава пожарных и спасательных расчетов и других привлекаемых служб, необходимых для спасания и эвакуации больных, материальных ценностей и предотвращения паники;
- определить места, способы и очередность спасения больных;
- определить места сбора эвакуированных больных;
- установить связь с обслуживающим медицинским персоналом;
- назначить конкретное лицо из обслуживающего персонала больницы, ответственного за учет спасаемых и эвакуируемых больных;
- выяснить места возможного размещения, легковоспламеняющихся и токсичных веществ и материалов, АХОВ;
- прокладывать рукавные линии, таким образом, чтобы они не мешали эвакуации и спасению;
- обеспечить защиту от проливаемой воды в помещения складов медикаментов, аптек, фармацевтических отделений и оборудования лечебных кабинетов;
- использовать средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожного покрова в инфекционных отделениях, в помещениях с возможным нахождением ядовитых медицинских препаратов;
- организовать, руководствуясь указаниями медицинского персонала, санитарную обработку личного состава, участвовавшего в тушении пожара и проведении АСР в инфекционных отделениях, дезинфекцию специальной одежды и пожарно-технического и аварийно-спасательного вооружения и оборудования, в последующем провести медицинское обследование личного состава.
в детских учреждениях:
- установить связь с обслуживающим персоналом учреждения;
- выяснить меры, принятые персоналом по эвакуации детей из опасных зон;
- назначить конкретное лицо из обслуживающего персонала учреждения, ответственного за учет эвакуируемых детей;
- уточнить количество и возраст детей, места их вероятного нахождения;
- организовать совместно с педагогами, обслуживающим персоналом эвакуацию детей, в первую очередь младшего возраста, обеспечив защиту путей эвакуации;
- определить места сбора эвакуированных детей;
- проверить тщательно наличие детей в: игровых и спальных комнатах, подсобных помещениях, в шкафах, на кроватях и под ними, за занавесками и различной мебелью;
- потребовать после эвакуации, от руководителей учреждения, проведения проверки наличия детей.
в культурно-зрелищных учреждениях:
- установить связь с администрацией учреждения и возможность использования внутренних средств связи для руководства тушением и спасательными работами;
- принять меры к предотвращению паники, использовать все силы и средства в первую очередь на спасание людей;
- привлечь обслуживающий персонал для эвакуации людей, согласно плану эвакуации.
в сценическом комплексе:
- опустить противопожарный занавес (при его наличии) и охлаждать его со стороны зрительного зала, включить дренчерную завесу портала сцены;
- опустить горящие декорации на планшет сцены;
- использовать преимущественно стволы с большим расходом;
- задействовать стационарные средства тушения и защиты (установки пожаротушения, лафетные стволы, внутренние пожарные краны);
- подавать стволы со стороны зрительного зала с одновременной защитой колосников и карманов сцены, а также проемов смежных со сценой помещений;
- открыть дымовые люки при недостатке сил и средств, явной угрозе перехода огня и дыма в зрительный зал, а также с целью предотвращения задымления при наличии в нем зрителей;
- применять пену средней кратности при горении в трюме, обеспечить защиту планшета сцены из оркестрового помещения, затем вводить стволы на защиту других помещений, при необходимости проводить вскрытие настила сцены для подачи огнетушащих веществ в трюм;
- подавать первые стволы на тушение горящих колосников, рабочих галерей следует со стороны сцены, а затем с лестничных клеток,
- обеспечить подачу стволов на покрытие и в чердачное помещение зрительного зала;
- обращать особое внимание на защиту пожарных от возможного падения различных конструкций здания, лебедок, приборов освещения и т. д.
в зрительном зале:
- подавать стволы со стороны сценического комплекса, рабочих галерей, вестибюлей холлов, фойе с одновременной защитой сцены, путей эвакуации;
- опустить противопожарный занавес (при его наличии) и охлаждать его со стороны сцены, включить дренчерную завесу портала сцены;
- подать стволы в чердачное помещение для снижения температуры в его объеме, обращая внимание на недопустимость перегрузки подвесного перекрытия;
- подать стволы на покрытие;
- проверить вентиляционную систему, при необходимости вскрыть воздуховоды и подать в них стволы;
- обратить особое внимание на защиту пожарных от возможного падения подвесных потолков, лепных украшений, приборов освещения и т. д.
в музеях, выставочных павильонах, библиотеках, архивах и книгохранилищах:
- организовать с помощью обслуживающего персонала эвакуацию людей;
- выяснить места расположения уникальных ценностей, степень угрозы им от пожара, необходимость и очередность их эвакуации;
- определить состояние и возможность использования стационарной системы пожаротушения.
- подавать на тушение инертные газы, огнетушащие порошки, пену, распыленную воду, перекрывные водяные стволы;
- проводить тушение пожара с одновременной защитой материальных ценностей от проливаемой воды;
- производить тушение пожара и разборку конструкций, оберегая экспонаты (при необходимости проводить их эвакуацию) и архитектурное оформление помещений;
- проверять тщательно пустоты архитектурных конструкций перекрытий, перегородок, вентиляционных каналов, приняв меры к предупреждению распространения огня по ним;
- принять меры для снижения задымления помещений
Список использованной литературы
1. Методические рекомендации по тушению пожаров в зданиях повышенной этажности. - М.: МЧС России, 2006. - 31 с.
2. Наумов, А. В. Организация тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ в зданиях повышенной этажности. Учебное пособие / А. В. Наумов, В. В. Волков, В. А. Смирнов, С. Г. Фролов - Иваново, ООНИ ИвИ ГПС МЧС России, 2009. - 104 с.