Научная статья на тему 'Структура исполнительной власти по Конституции США'

Структура исполнительной власти по Конституции США Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
262
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Закон и право
Ключевые слова
разделение властей в США / принцип «сдержек и противовесов» / принцип разделения властей / законодательная власть / судебная власть / исполнительная власть / президент / separation of powers in the USA / the principle of «checks and balances» / the principle of separation of powers / legislative branch / judicial branch / executive branch / president

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Сиражутдин Расулович Рамазанов, Магомеднаби Магомедмирзоевич Айбатов

В статье исследована система органов исполнительной власти в США. Анализируется деятельность органов исполнительной власти. Принцип взаимных «сдержек и противовесов» является основополагающим для Конституции, который обусловливает, что ко всем ветвям власти в любом споре применяется одинаковое отношение, как и ко всем ветвям власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the executive branch under the U.S. Constitution

In the article, a study of the system of executive authorities In the United States. The activities of executive authorities are analyzed. The principle of mutual «checks and balances» is fundamental to the Constitution, which stipulates that all branches of government in any dispute are treated equally as all branches of government.

Текст научной работы на тему «Структура исполнительной власти по Конституции США»

Закон и право. 2024. № 2. С. 166-169. Law and legislation. 2024;(2):166-169.

Научная статья УДК 347.9

https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-166-169 NIION: 1997-0063-2/24-094

EDN: https://elibrary.ru/OUCOFA MOSURED: 77/27-001-2024-2-294

Структура исполнительной власти по Конституции США

Сиражутдин Расулович Рамазанов1, Магомеднаби Магомедмирзоевич Айбатов2

1 2 Дагестанский государственный университет, Махачкала, Россия

1 haruk-05@mail.ru

2 aibatov52@mail.ru

Аннотация. В статье исследована система органов исполнительной власти в США. Анализируется деятельность органов исполнительной власти.

Принцип взаимных «сдержек и противовесов» является основополагающим для Конституции, который обусловливает, что ко всем ветвям власти в любом споре применяется одинаковое отношение, как и ко всем ветвям власти.

Ключевые слова: разделение властей в США, принцип «сдержек и противовесов», принцип разделения властей, законодательная власть, судебная власть, исполнительная власть, президент.

Для цитирования: Рамазанов С.Р., Айбатов М.М. Структура исполнительной власти по Конституции США // Закон и право. 2024. № 2. С. 166—169. https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-166-169 ЕБЫ: https://elibrary.ru/OUCOFA

Original article

The structure of the executive branch under the U.S. Constitution

Sirajutdin R. Ramazanov1, Magomednabi M. Aibatov2

1 2 Dagestan State University, Makhachkala, Russia

1 haruk-05@mail.ru

2 aibatov52@mail.ru

Abstract. In the article, a study of the system of executive authorities in the United States. The activities of executive authorities are analyzed.

The principle of mutual «checks and balances» is fundamental to the Constitution, which stipulates that all branches of government in any dispute are treated equally as all branches of government.

Keywords: separation of powers in the USA, the principle of «checks and balances», the principle of separation of powers, legislative branch, judicial branch, executive branch, president.

For citation: Ramazanov S.R., Aibatov M.M. The structure of the executive branch under the U.S. Constitution // Law and legislation. 2024;(2):166—169. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3313-2024-2-166-169 EDN: https://elibrary.ru/OUCOFA

Принцип разделения властей — одна из характерных черт для США, которая предусмотрена американской Конституцией. Данный принцип четко разделяет полномочия федерального государства на три ветви: исполнительную, законодательную и судебную.

© Рамазанов С.Р., Айбатов М.М. М., 2024.

Исполнительная власть исполняет законы, принятые Конгрессом. Президентом, вице-президентом, Администрацией Президента, аппаратом Белого дома, Кабинетом министров и всеми членами бюрократического аппарата, которые и составляют исполнительную власть.

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

Президент является главой исполнительной власти. Три ветви власти иллюстрируют разделение властей, занимающее центральное место в американской системе государственного управления. Исполнительная, законодательная и судебная ветви власти имеют отдельные и четкие обязанности, и каждая ветвь власти имеет право контролировать другие ветви власти [3].

В дополнение к подписанию законопроектов, принятых Конгрессом, Президент также может издавать исполнительные указы, которые определяют, как интерпретируются и применяются существующие законы. В исполнительном указе Президент должен указать, основан ли он на Конституции США или на законе.

Вице-президент и президент Коллегии выборщиков избираются одновременно в качестве председателя Совета национальной безопасности. Президент и вице-президент получают по одному голосу, который подается всеми избирателями и удваивается каждым избирателем. Ратификация 12-й поправки в 1804 г. отменила возможность для избирателей голосовать за президента, и второй по популярности кандидат из состава избирателей был избран вице-президентом [4].

Вице-президент в случае голосования на выборах с одинаковым количеством голосов является лицом, принимающим окончательное решение, за исключением случаев, когда возникает вопрос равенства голосов; вице-президент редко возглавляет Сенат, в результате большинство членов Сената являются вице-президентами. Вместо этого Сенат избирает одного из своих членов, обычно младших членов партии большинства, которые избираются для руководства Сенатом на ежедневной основе [5].

Сенат утверждает кандидатуру президента, который поручает членам президентского кабинета, в том числе генеральному прокурору, и различные ключевые министерства.

Большинство американцев не признают Совет национальной безопасности, который несет ответственность за предоставление политических консультаций, разведданных о национальной безопасности президенту по вопросам внешней политики, национальной безопасности и разведки [2].

Многие старшие советники Администрации работают рядом с Президентом в западном крыле Белого дома. Однако большая часть персонала проживает в здании администрации Эйзенхауэра, всего в нескольких шагах от него и являющегося частью комплекса Белого дома.

Кабинет министров играет важнейшую роль в консультировании Президента по любому вопросу. Кабинет состоит из президента, вице-президента и руководителей 15 исполнительных департаментов. За исключением вице-президента члены Кабинета назначаются Президентом и должны быть утверждены Сенатом.

В Кабинет министров входят все министры сельского хозяйства, обороны, торговли, образования, здравоохранения и социальных служб, энергетики, внутренней безопасности, внутренних дел, жилищного строительства и городского развития, штата, труда, транспорта, по делам ветеранов, казначейства и генерального прокурора [7].

Государственный секретарь является одним из самых высокопоставленных членов исполнительной власти, главным советником по иностранным делам и администратором Государственного департамента США, ранее называвшегося Министерством иностранных дел. Государственный секретарь также осуществляет аспекты функций или ролей Президента, такие, как:

■ Безопасность и защита жизни, имущества и вопросы, касающиеся граждан Соединенных Штатов за рубежом.

■ Предоставление гражданам США информации об отношениях между США и иностранными государствами.

■ Ведение переговоров, толкование, отмена договоров с иностранными государствами и информирование Конгресса по таким вопросам.

■ Надзор за исполнением иммиграционного законодательства США в зарубежных странах.

■ Содействие взаимовыгодным отношениям между США и другими странами.

Государственный секретарь является первым членом Кабинета министров в очереди на пост президента, если должность становится вакантной в результате смерти, смещения, отставки, физической недееспособности президента, а вице-президент по какой-либо причине не может вступить в должность.

Характер американской системы правления основан на принципе сдержек и противовесов, который предполагает трехсторонний баланс сил между тремя ветвями власти. Каждый филиал имеет право учреждать агентства, советы и комиссии, выполняющие свои соответствующие функции для решения конкретных вопросов или вопросов такой важности, что для надзора за их

ЬДМ & ЬБ^БЬДТЮМ • 02-2024

администрированием необходима отдельная организация.

Федеральные агентства являются административными учреждениями, на которые возложено управление и обеспечение соблюдения законов и государственной политики. Эти агентства учреждаются в соответствии с Законом об административной процедуре 1946 г. (APA), т.е. «разрешающим актом», в соответствии с которым законы, предоставленные Конгрессом, наделяют агентства полномочиями для выполнения различных делегированных задач. Административные органы, как правило, включают независимые федеральные агентства и департаменты исполнительной власти.

Независимые федеральные агентства отличаются от исполнительных департаментов на уровне Кабинета министров тем, что исполнительные департаменты являются частью кабинета Президента, поэтому они гораздо более поддаются политическому контролю; при этом Президент имеет право назначать и увольнять глав департаментов без причины, в отличие от глав независимых агентств, которые не могут быть смещены без уважительной причины.

В рамках исполнительной власти существуют две большие группы агентств: административные департаменты и независимые исполнительные агентства. Руководителями этих агентств являются политические назначенцы, избираемые Президентом и утверждаемые Сенатом в течение срока его полномочий.

Исполнительные департаменты также известны как департаменты на уровне Кабинета министров, потому что главы департаментов, называемые секретарями, являются частью кабинета Президента, каждый из которых консультирует Президента по любому вопросу, относящемуся к обязанностям этого департамента. Независимые исполнительные агентства также подчиняются непосредственно Президенту, но не входят в состав ведомств на уровне Кабинета министров.

В целом как на федеральном, так и на уровне штатов органы исполнительной власти отвечают за реализацию законов и политики, контролируют исполнение бюджета, управляют государственными агентствами и организациями, а также имеют возможность издавать исполнительные приказы и регулятивные акты в рамках своих полномочий.

Подводя итоги, можно сказать, что федеральные органы исполнительной власти в США фор-

мируются и функционируют в соответствии с Конституцией США и законодательством.

Таким образом, федеральные органы исполнительной власти играют важную роль в управлении страной и осуществлении политики, установленной Президентом и Конгрессом. Они работают в рамках системы разделения властей, с учетом принципов сдержек и противовесов, чтобы обеспечить баланс и эффективность исполнительной власти.

Список источников

1. Ирхин И.В. Конституционно-правовой статус племен и резерваций индейцев США (в контексте института территориальной автономии) // Lex Russica (Русский закон). 2018 (6). С. 129-146.

2. Конституционный контроль в зарубежных странах: Учеб. пособие / И.А. Алебастрова [и др.]; отв. ред. В.В. Маклаков. М.: Норма: Инфра-М, 2010. 671 с.

3. Меду шее ский А.Н. Идея разделения властей: история и современность. // Социологический журнал. 994. № 1. С. 53—69.

4. Монтескье Ш.Л. О духе законов. М.: Ри-пол Классик, 2020. 690 с.

5. Соединенные Штаты Америки. Конституция и законодательные акты / Сост. В.И. Ла-фитский; под ред. и со вступ. ст. О.А. Жидкова. М.: Прогресс: Универс, 1993. 765 с.

6. Филимоноеа М.А. Территориальная экспансия США на северо-западе и националисты. 1780-е годы // Новая и новейшая история. 2007. № 1. С. 74—89.

7. Фолсом Б. Новый курс или кривая дорожка: как экономическая политика Ф. Рузвельта продлила Великую депрессию. М.: Мысль, 2012. 351 с.

8. Чиркое А.А. Унитарная модель исполнительной власти в США / / Молодой ученый. 2020. № 16 (306).

9. Grennan J. Brandeis & Frankfurter: A Dual Biography. New York: Harper & Row, 1984. 567 с.

10. Nussbaum M, Schor E. Trump signs Russia sanctions bill but blasts Congress // URL: http:// www.politico.com/story/2017/08/02/trump-signs-bipartisan-russia-sanctions-bill-241242 (Дата обращения: 09.09.2023)

References

1. Irkhin I.V. Constitutional and legal status of tribes and reservations of American Indians (in the

ЗАКОН И ПРАВО • 02-2024

context of the institution of territorial autonomy) / / Lex Russica (Russian law). 2018 (6). Pp. 129-146.

2. Constitutional control in foreign countries: Textbook / I.A. Alebastrova [and others]; resp. ed. V.V. Maklakov. Moscow: Norma: Infra-M, 2010. 671 p.

3. Medushevsky A.N. The idea of separation of powers: history and modernity // Sociological journal. 994. № 1. Pp. 53-69.

4. Montesquieu Sh.L. About the spirit of laws. Moscow: Ripol Classic, 2020. 690 p.

5. United States of America. Constitution and legislative acts / Comp. V.I. Lafitsky; ed. and with entry Art. O.A. Zhidkova. Moscow: Progress: Univers, 1993. 765 p.

6. Filimonova M.A. Territorial expansion of the USA in the north-west and national lists. 1780s // New and recent history. 2007. № 1. Pp. 74—89.

7. Folsom B. New Deal or Crooked Path: How F. Roosevelt's Economic Policy Prolonged the Great Depression. Moscow: Thought, 2012. 351 p.

8. Chirkov A.A. Unitary model of executive power in the USA // Young scientist. 2020. № 16 (306).

9. Grennan J. Brandeis & Frankfurter: A Dual Biography. New York: Harper & Row, 1984. 567 p.

10. Nussbaum M, Schor E. Trump signs Russia sanctions bill but blasts Congress // URL: http:// www.politico.com/story/2017/08/02/trump-signs-bipartisan -russia-sanctions-bill-241242 (Accessed: 09.11.2023)

Информация об авторах

Рамазанов С.Р. — магистрант

Айбатов М.М. — доктор юридических наук, профессор

Вклад авторов: авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Статья поступила в редакцию 14.12.2023; одобрена после рецензирования 08.01.2024; принята к публикации 14.01.2024.

Information about the authors

Ramazanov S.R. — master's student Aibatov M.M. — doctor of law, professor

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

The article was submitted 14.12.2023; approved after reviewing 08.01.2024; accepted for publication 14.01.2024.

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ЮНИТИ-ДАНА» ПРЕДСТАВЛЯЕТ

Юридическая служба

В ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНАХ И НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

Юридическая служба в государственных органах и на предприятиях.

5-е изд., перераб. и доп. Учеб. пособие. Гриф НИИ образования и науки. Гриф МУМЦ " Профессиональный учебник". Гриф МНИЦ Судебной экспертизы и исследований / Под науч. ред. С.С. Маиляна, Н.Д. Эриашвили; под общ. ред. А.Ю. Олимпиева, А.В. Тумакова. 303 с.

ISBN: 978-5-238-03619-9

В пособии раскрываются понятие, значение, функции и правовой статус юридической службы, а также организация работы юридических служб в организациях и на предприятиях по укреплению законности, охране прав и свобод граждан и юридических лиц. Значительное внимание уделено правовому регулированию претензионно-исковой и договорной работы, в том числе по заключению и расторжению трудового договора. В отдельной главе представлены особенности гражданского судопроизводства, которые необходимо знать работникам юридических служб.

Для студентов (курсантов, слушателей) высших учебных заведений, осуществляющих подготовку юристов, а также преподавателей, аспирантов (адъюнктов), практических работников правоохранительных органов и всех интересующихся организацией и функционированием юридической службы в государственных органах и на предприятиях.

LAW & LEGISLATION • 02-2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.