Научная статья на тему 'Структура индивидуальной оздоровительной программы по физической культуре и технология ее разработки'

Структура индивидуальной оздоровительной программы по физической культуре и технология ее разработки Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
2158
178
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ОЗДОРОВИТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА / INDIVIDUAL HEALTH PROGRAM / ТЕХНОЛОГИЯ РАЗРАБОТКИ ПРОГРАММЫ / PROGRAM DESIGN TECHNOLOGY / КОМПЕТЕНЦИЯ / COMPETENCE / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И СПОРТ / PHYSICAL CULTURE AND SPORT

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Хуббиев Ш.З., Намозова С.Ш., Незнамова Т.Л.

В статье раскрывается технология разработки индивидуальной оздоровительной программы, владение которой отражает уровень освоения студентом общей компетенции по физической культуре и спорту. Успешное прохождение аттестационных испытаний свидетельствует о полноценности освоения обучающимся данной компетенции и является гарантией должного владения ею в при осуществлении профессиональной деятельности. Оздоровительные эффекты реализации ИОП, выраженные улучшением результатов физического состояния организма, физической подготовленности, можно оценивать на основе подхода, использованного при характеристике итогов оздоровительного бега и ходьбы [9]. Подобные примеры имеются применительно и к другим видам физической активности. Процесс подготовки студентами ИОП сопровождался общим и индивидуальным их консультированием, методическим обеспечением, предоставлением им рекомендаций, утвержденных распоряжением по университету, и пр. Затем разработанные ИОП студенты представили комиссии для прохождения аттестационных испытаний. Усилия кафедры физической культуры и спорта, самих студентов в процессе разработки ИОП для реализации в повседневной образовательной и будущей профессиональной деятельности позволили добиться того, что обучающиеся показали достаточно хороший уровень освоения основной компетенции по физической культуре и спорту. Реализация студентами ИОП показала достаточную эффективность технологии их разработки, выразившуюся в том, что успешно прошли аттестацию 70 % обучающихся, представивших свои ИОП «к защите». Студенты проявили умение обосновывать главные положения ИОП, а также реализовывать их в ходе образовательной и профессиональной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Хуббиев Ш.З., Намозова С.Ш., Незнамова Т.Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure of individual physical culture health program and it design technology

The paper reveals the individual health program design technology, the proficiency in which reflects the level of development of the student's general physical culture and sport competence. Successfully passed certification tests prove that this student's competence is properly developed and guarantees proper proficiency in it at work. Health effects of the implementation of the individual health program, seen in significantly improved results of physical condition and physical fitness can be assessed on the basis of the approach used when characterizing results of jogging and walking. These examples are applicable to other types of physical activity. The process of preparing by students of an individual health program was accompanied by their general and individual counseling them, methodological support, recommendations given to them, approved by the order of the university, etc. Then the designed individual health programs were presented by students to the commission to pass certification tests. Thanks to the efforts of the Department of Physical Culture and Sport and students themselves during the development of the individual health program to be implemented in daily educational and future professional activities, the students showed a fairly good level of development of the core physical culture and sport competence. The individual health program implemented by students proved the sufficient efficiency of the technology for their development, reflected in 70% of the students who presented their individual health programs "to the defence" and were successfully certified. Students displayed their ability to justify the basic provisions of the individual health programs, and to implement them in the educational and professional activities.

Текст научной работы на тему «Структура индивидуальной оздоровительной программы по физической культуре и технология ее разработки»

СТРУКТУРА ИНДИВИДУАЛЬНОМ ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ И ТЕХНОЛОГИЯ ЕЕ РАЗРАБОТКИ

УДК/UDC 796.034.2

Поступила в редакцию 27.10.2014 г.

Доктор педагогических наук, профессор Ш.З. Хуббиев1 Доцент С.Ш. Намозова1

Кандидат педагогических наук Т.Л. Незнамова1

1 Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург

STRUCTURE OF INDIVIDUAL PHYSICAL CULTURE HEALTH PROGRAM AND ITS DESIGN TECHNOLOGY

Professor, Dr.Hab. Sh.Z. Khubbiev1 Associate professor S.Sh. Namozova1 Ph.D. T.L. Neznamova1

1 St. Petersburg State University, St. Petersburg

Информация для связи с автором: khubbiev@gmail.com

Аннотация

В статье раскрывается технология разработки индивидуальной оздоровительной программы, владение которой отражает уровень освоения студентом общей компетенции по физической культуре и спорту. Успешное прохождение аттестационных испытаний свидетельствует о полноценности освоения обучающимся данной компетенции и является гарантией должного владения ею в при осуществлении профессиональной деятельности. Оздоровительные эффекты реализации ИОП, выраженные улучшением результатов физического состояния организма, физической подготовленности, можно оценивать на основе подхода, использованного при характеристике итогов оздоровительного бега и ходьбы [9]. Подобные примеры имеются применительно и к другим видам физической активности. Процесс подготовки студентами ИОП сопровождался общим и индивидуальным их консультированием, методическим обеспечением, предоставлением им рекомендаций, утвержденных распоряжением по университету, и пр. Затем разработанные ИОП студенты представили комиссии для прохождения аттестационных испытаний. Усилия кафедры физической культуры и спорта, самих студентов в процессе разработки ИОП для реализации в повседневной образовательной и будущей профессиональной деятельности позволили добиться того, что обучающиеся показали достаточно хороший уровень освоения основной компетенции по физической культуре и спорту.

Реализация студентами ИОП показала достаточную эффективность технологии их разработки, выразившуюся в том, что успешно прошли аттестацию 70 % обучающихся, представивших свои ИОП «к защите». Студенты проявили умение обосновывать главные положения ИОП, а также реализовывать их в ходе образовательной и профессиональной деятельности.

Ключевые слова: индивидуальная оздоровительная программа, технология разработки программы, компетенция, физическая культура и спорт.

Annotation

The paper reveals the individual health program design technology, the proficiency in which reflects the level of development of the student's general physical culture and sport competence. Successfully passed certification tests prove that this student's competence is properly developed and guarantees proper proficiency in it at work.

Health effects of the implementation of the individual health program, seen in significantly improved results of physical condition and physical fitness can be assessed on the basis of the approach used when characterizing results of jogging and walking. These examples are applicable to other types of physical activity.

The process of preparing by students of an individual health program was accompanied by their general and individual counseling them, methodological support, recommendations given to them, approved by the order of the university, etc. Then the designed individual health programs were presented by students to the commission to pass certification tests. Thanks to the efforts of the Department of Physical Culture and Sport and students themselves during the development of the individual health program to be implemented in daily educational and future professional activities, the students showed a fairly good level of development of the core physical culture and sport competence. The individual health program implemented by students proved the sufficient efficiency of the technology for their development, reflected in 70% of the students who presented their individual health programs "to the defence" and were successfully certified. Students displayed their ability to justify the basic provisions of the individual health programs, and to implement them in the educational and professional activities.

Keywords: individual health program, program design technology, competence, physical culture and sport.

Введение. В образовательном стандарте Санкт-Петербургского государственного университета определена основная компетенция по физической культуре и спорту: «... готов правильно использовать представления о физической культуре и методы физического воспитания для повышения адаптационных резервов организма и укрепления здоровья, обеспечивающих активную профессиональную деятельность». Она формируется у студентов согласно Рабочей программе учебных занятий физической культурой и спортом. В ней представлен вариант реализации - «оздоровитель-

ный». Для проверки уровня освоения основной компетенции предусмотрены аттестационные испытания в виде собеседования по индивидуальной оздоровительной программе (ИОП) по физической культуре и спорту, разработанной студентами. Требования к подготовке и оформлению ИОП, а также к организации и проведению аттестационного испытания прописаны в специальном распоряжении по университету. Успешное прохождение испытания свидетельствует об освоении студентами компетенции и является основанием для их допуска к итоговой государственной аттестации. Однако

№ 3 • 2015 Март | March

http://www.teoriya.ru

27

до сих пор у специалистов нет единого взгляда на структуру ИОП и технологию ее разработки [8].

Цель исследования - разработать структуру ИОП по физической культуре и спорту и технологию ее составления. Для достижения этой цели был проведен анализ опыта разработки ИОП по физической культуре и спорту [2, 3].

Методика и организация исследования. Первый этап апробации структуры ИОП по физической культуре и спорту и технологии ее составления проводился в феврале-октябре 2013 г с участием более 150 студентов 3-4-го курсов. Второй - начиная с октября и до конца текущего года.

Результаты исследования и их обсуждение. В ходе исследования установлено, что разработку ИОП можно рассматривать как процесс выработки управленческого решения применительно к педагогическим явлениям, так как педагогический процесс - это управляемая система [1]. При этом не исключается учет того, что укрепление физического потенциала происходит адекватно ритмам естественного развития двигательной и других функций организма и психики студентов. ИОП оптимизирует процесс укрепления здоровья и повышение работоспособности студента.

Алгоритмизация технологии разработки ИОП. Технология разработки ИОП представлена как системное алгоритмическое предписание, включающее следующие разделы.

I. Текущая образовательная, будущая трудовая деятельность. Описание образовательной, будущей трудовой деятельности представляется профессиограммой. С учетом взглядов В. Н. Дружинина [3] она содержит: общие сведения о профессии (название, предназначение, обязанности персонала, результаты труда); содержание деятельности (задачи, потоки информации, риск); средства деятельности (средства отображения информации, органы управления, их размещение); организацию деятельности (вид нагрузок, их уровень, режим труда, отдыха); условия труда (санитарно-гигиенические, эстетические, социально-психологические); характеристику субъекта деятельности (функции, функциональные состояния, коммуникации).

Можно обобщенно описать профессиограмму: труд с высоким уровнем психического и умственного напряжения; ненормированный рабочий день; командировки; активная работа и проживание в полевых условиях; гиподинамия. Также указывается содержание труда, характер, уровень физических нагрузок и психических напряжений, которые испытывает студент, их влияние на организм и психику, на качество и результативность деятельности.

II. Индивидуальные особенности студента. Здесь студент указывает: возраст, пол, физическое состояние (уровни физического развития, физической подготовленности, функционального состояния), медицинскую группу здоровья, предыдущий опыт занятий физической культурой и спортом, склонности, интересы и потребности в спорте и др.

III. Направленность ИОП. Студент может выбрать одно из следующих направлений: гигиеническое - оперативная оптимизация текущего функционального состояния организма и психики студента в условиях повседневного быта и отдыха; рекреационное - использование физических упражнений при активном отдыхе для снятия психологического и физического напряжения после работы; профилактическое -предупреждение избыточности в деформации личностного и телесного развития под влиянием трудовой деятельности на личность; реабилитационное - устранение негативных последствий стресса, физических и интеллектуальных перегрузок, травм, заболеваний; развивающее - физическое и спортивное совершенствование с заданным эффектом оздоровления; поддерживающее - стабилизация ранее достигнутых функциональных возможностей организма и пси-

хика человека; коррекционное - исправление, по С. П. Евсееву [10], дефектов в развитии двигательного аппарата, анализаторных систем, речи, интеллекта, эмоционально-волевой системы, соматических, функциональных и др.

Сказанное о направлениях ИОП согласуются с идеями Л. И. Лубышевой [6] о спортивной культуре. Она пишет об основных ценностях спортивной деятельности: знаниях, накопленных в сфере ее организации, методики оздоровительной, кондиционной и спортивной тренировки, умениях восстанавливать спортсмена после экстремальных нагрузок, самоконтроль.

IV. Цель и задачи ИОП. Цель и задачи определяются направленностью программы. Поэтому ее целью может быть: повышение физической и умственной работоспособности; профилактика неблагоприятного влияния условий жизни и деятельности на организм и психику; восстановление организма после физических и психических перегрузок или болезней; физическое или спортивное совершенствование с оздоровительным эффектом.

Задачами ИОП могут быть: улучшение физического состояния; увеличение адаптационных резервов организма; развитие и совершенствование двигательных способностей; содействие психическому развитию студента. Учитывая современные взгляды на студенческий спорт, нужно предусмотреть задачу по овладению навыками разработки ИОП и эффективной ее реализации в ходе учебы и будущей профессиональной деятельности.

V. Принципы организации и проведения занятий. Студент при обосновании ИОП может опираться на один или несколько следующих принципов: дидактических; приро-досообразности и культуросообразности; общих принципов системы физического воспитания; специфических принципов обучения движениям и развития физических качеств [7]; регулирования нагрузок; оздоровительной тренировки [5].

VI. Средства оздоровительной физической культуры и спорта. При составлении комплексов физических упражнений с учетом направленности ИОП, профессиограммы будущей деятельности, индивидуальных особенностей студента обосновываются оздоровительные возможности каждого средства физической культуры и спорта. Необходимо избирательно использовать: традиционные виды спорта, физические упражнения; нетрадиционные виды двигательной активности; дополнительные средства. Нежелательно использование только дополнительных или только нетрадиционных средств. Лучше сочетать все средства.

При разработке ИОП оптимизируется соотношение упражнений разной направленности с учетом возраста и особенностей личности. Так, для лиц 18-39 лет рекомендуется такой удельный вес упражнений в их общем объеме по направленности развития физических качеств: общая выносливость - 40%, скоростная выносливость - 14%, скоростно-силовая выносливость - 27 0% и гибкость - 10 0%. В случае «отставания» какого-либо качества при комплексной оценке здоровья время на его тренировку увеличивается до 50-60 0% от общего времени занятий (кроме упражнений анаэробных и скоростных) [9]. Для укрепления сердечнососудистой системы и профилактики ее заболеваний, повышения резервов кардиореспираторной системы эффективны циклические аэробные упражнения на общую выносливость, именно они являются основой программ оздоровительной физической культуры.

VII. Методы оздоровительной физической культуры и спорта. С учетом цели и задач ИОП подбираются методы оздоровительных занятий. При этом рассматриваются методы: общепедагогические; специфические - обучения движениям; развития физических качеств; организации за-

нятий. Методы обосновываются с учетом их оздоровительных эффектов, направленности ИОП, профессиограммы деятельности студента, его индивидуальности, потребностей и интересов.

VIII. Формы организации занятий. Студент может выбирать следующие формы занятий: утреннюю гимнастику; организованные занятия в фитнес-клубе, физкультурно-оздоровительном или спортивно-оздоровительном комплексе, других организациях физической культуры под руководством инструктора или самостоятельно. При этом он учитывает: режим учебы или трудовой деятельности, отдыха; свое благосостояние; близость к месту проживания объектов спортивной базы и организаций физической культуры; наличие свободного времени; свои интересы, потребности и мотивы, умение самостоятельно заниматься физической активностью; свое физическое состояние и умение укреплять и поддерживать свое здоровье.

IX. Объем и интенсивность нагрузок. Исходя из своих возможностей, специфики труда, вида физической активности, студент определяет объём и интенсивность нагрузки, продолжительность и содержание интервалов отдыха.

При реализации ИОП объем и интенсивность нагрузок постепенно повышаются. При низкой исходной тренированности допустим их прирост в день на 3-5 % от достигнутого уровня, с развитием высокой тренированности приращения снижаются. Недельный объем физической активности для оздоровления равен 10-14 ч. При развитии адаптационно-регуляторных механизмов возможны такие эффекты: эконо-мизирующий, антигипоксический, антистрессовый, геноре-гуляторный, психоэнергетизирующий [11].

Объем нагрузки зависит от срока реализации ИОП (неделя, месяц, семестр, год), регулярности занятий (при развивающей и профилактической направленности ИОП - 3 раза в неделю (3 ч), при поддерживающей - 2 раза в неделю (2 ч); длительность одного занятия с учетом целей и задач ИОП и наличия свободного времени - 1-2 ч.

При оздоровительных тренировках продолжительностью 2-3 ч и более стимулируются обменные процессы, при этом жиры рассматриваются как главный источник энергии.

Интенсивность нагрузки определяется величиной и направленностью воздействия упражнений на организм студента. Она запускает тот или иной механизм энергообеспечения, активизируя этим нужные функциональные системы, которые, в свою очередь, изменяют технику и тактику движений. Неоправданный рост интенсивности нагрузок может вызвать неадекватное напряжение механизма энергообеспечения, при незначительном снижении их скорости или плотности занятий может резко снизиться нагрузка. Поэтому необходим контроль реальной интенсивности упражнений.

При разработке ИОП определяют нагрузки, наиболее значимые по величине, характеру, направленности, координационной сложности, психической напряженности. При этом важно знать, что развивающий эффект дают большие (100 % МПК) и значительные (80 % МПК) нагрузки; поддерживающий эффект - средние (50-60 % МПК) нагрузки; восстановительный эффект - нагрузки в 25-30 % МПК; профилактический эффект - развивающие нагрузки.

Для адаптационной перестройки организма требуется определенное время. У студентов с ослабленным здоровьем оно может равняться 3-4 месяцам при занятиях со средней ЧСС 130-140 уд/мин в основной части занятия.

Интервалы отдыха планируются с учетом задач занятия и метода упражнения. Так, при интервальном методе развития аэробной производительности целесообразно во время отдыха снижать ЧСС до 120-130 уд/мин, при повторном методе - до ее полного восстановления. Между подходами, упражнениями

и занятиями используются ординарный (полный), жесткий (неполный) и суперкомпенсационный интервалы отдыха.

При развитии силы, быстроты и ловкости повторные нагрузки обычно сочетаются с полными и «суперкомпенсационными» интервалами, а при развитии выносливости используются все типы интервалов отдыха.

Эффект реализации ИОП зависит от уровня, направленности физических нагрузок и от продолжительности процессов восстановления.

X. Места занятий. Занятия по ИОП в зависимости от условий, характера и продолжительности образовательной, профессиональной деятельности могут проводиться в фитнес-клубе, физкультурно-оздоровительном и спортивно-оздоровительном комплексах, в домашних условиях, на стадионе, открытых площадках, бассейне, манеже, других объектах спортивной базы самостоятельно и при консультирующей роли инструктора, преподавателя.

XI. Методы самоконтроля в ходе занятий. Состояние здоровья на занятиях по ИОП можно определять с помощью методов субъективного и объективного самоконтроля. Методы субъективного самоконтроля предполагают наблюдение и учет показателей по методике САН. Объективные методы самоконтроля основаны на использовании тестов с применением специальной аппаратуры, приборов и оборудования.

XII. Техника безопасности на занятиях предполагает наличие медицинского допуска к занятиям по ИОП, постоянный контроль нагрузок; соблюдение мер предупреждения травматизма, страховки и самостраховки, оказание помощи и соблюдение правил поведения на занятиях.

XIII. Технология реализации ИОП. Эффект оздоровительных занятий с учетом возраста и состояния здоровья студента достигается: при ЧСС 100-170-180 уд/мин. Для контроля интенсивности нагрузки ему нужно знать нижнюю и верхнюю границы своей ЧСС и оптимальный предел ее колебаний. Нижняя граница пульса равна: (220 - возраст * 0,6), а верхняя - (220 - возраст * 0,7). Колебания ЧСС индивидуальны, но ЧСС 120-130 уд/мин для новичков - оптимальная зона. При ЧСС 130-140 уд/мин развивается общая выносливость у начинающих и поддерживается ее уровень у подготовленных студентов. Максимальный эффект развития общей выносливости возможен при ЧСС 144-156 уд/мин. В оздоровительной тренировке, повышающей физическую работоспособность студента, желательны упражнения, развивающие разные виды выносливости. Оптимальный оздоровительный эффект обеспечивается дозированием нагрузок: по относительной мощности (60-70 % МПК); по абсолютной и относительной повторяемости упражнений (обычно 6-20 раз); по максимальному числу повторений (МП) в заданном интервале времени; в диапазоне 20-50 % МП; по физиологическим показателям функционирования организма; по субъективным ощущениям.

Занятие по ИОП состоит из подготовительной, основной и заключительной частей. Основная часть занимает 70-80 %, а подготовительная и заключительная - 30-20 %. Каждое занятие начинается с разминки, в ходе которой нагрузка растет постепенно и последовательно включаются мышцы: верхних конечностей - туловища - ног - всего тела; одно за другим выполняются упражнения на точность - на скорость - на ловкость - на силу - на выносливость по принципу «от крупных групп мышц - к мелким». Одни и те же мышцы, кроме мышц брюшного пресса, нельзя тренировать два или более дней подряд, нагрузки не должны вызывать значительного утомления.

Упражнения для развития мышечных групп располагаются в порядке нарастания их трудности: сначала - самые легкие, затем - сложнее и, наконец, - самые трудные. Достаточные по уровню нагрузки используются через день, после

№ 3 • 2015 Март | МагсИ

http://www.teoriya.ru

29

работы или учебы, в одно и то же время. После плотной еды заниматься можно только через 1,5-2 ч. Занятия заканчивать - не позднее чем за 1,5-2 ч до сна. Работающим в первую смену лучше заниматься вечером (в 18-20 ч), во вторую смену - утром (развивать силу можно с 10 до 12 ч). При работе в ночную смену (23-7 ч) желательны легкие тренировки в 18-19 ч после хорошего отдыха. Разнообразить упражнения, объем и интенсивность нагрузок нужно примерно раз в 1,5-2 месяца. Самые трудные упражнения выполняются в середине занятия, когда мышцы подготовлены, запас сил велик. В недельном цикле максимум нагрузки желателен в его середине. На месяц занятия планируются волнообразно: намечаются недели с большими, средними и малыми силовыми нагрузками. Силу мышц тренируют 40-60 мин в день, 3 раза в неделю. С интервалом отдыха не менее одного дня. В конце занятия уровень интенсивности физических упражнений постепенно снижается, и организм приводится в относительно спокойное состояние.

XVI. Контрольные точки коррекции ИОП. Запланированные коррекции целесообразны в конце каждого цикла на основе показателей самоконтроля, срочные коррекции - при травмах, болезни и прочее.

XVII. Риски при реализации ИОП могут быть связаны: с несоблюдением методических принципов; с неверной и несвоевременной коррекцией программы; с неполной реализацией ИОП или прекращением оздоровительных занятий; со слабой организацией процесса реализации ИОП; с недостаточно компетентным педагогическим консультированием и др.

XVIII. Ожидаемые результаты при реализации ИОП: улучшение физического состояния; развитие двигательных способностей; должное психическое развитие; увеличение адаптационных резервов организма; повышение физической и умственной работоспособности; снижение неблагоприятного влияния условий жизни и труда на организм и психику; восстановление организма после физических и психических перегрузок или перенесенных болезней; оздоровление на основе физического, спортивного совершенствования; умение разрабатывать ИОП и эффективно ее реализовывать в ходе учебной и будущей профессиональной деятельности.

XIX. Критерии оценки ИОП: прирост адаптационных резервов организма в результате: полной реализации программы; реализации 2/3 объема и требований программы; занятий дополнительно к основным занятиям по программе; улучшения функционального состояния организма, физического развития, физической подготовленности студента.

Варианты оценки повышения адаптационного потенциала: на 20 0% от исходного - при реализации 66,7 % объема и требований программы; на 30 % от исходного - при полной реализации программы; на 35-40 % от исходного - при регулярных тренировках дополнительно к основным занятиям по программе.

Оздоровительные эффекты реализации ИОП, выраженные улучшением результатов физического состояния организма, физической подготовленности, можно оценивать на основе подхода, использованного при характеристике итогов оздоровительного бега и ходьбы [9]. Подобные примеры имеются применительно и к другим видам физической активности.

Процесс подготовки студентами ИОП сопровождался общим и индивидуальным их консультированием, методическим обеспечением, предоставлением им рекомендаций, утвержденных распоряжением по университету, и пр. Затем разработанные ИОП студенты представили комиссии для прохождения аттестационных испытаний. Усилия кафедры физической культуры и спорта, самих студентов в процессе разработки ИОП для реализации в повседневной образовательной и будущей профессиональной деятельности позво-

лили добиться того, что обучающиеся показали достаточно хороший уровень освоения основной компетенции по физической культуре и спорту.

Вывод. Реализация студентами ИОП показала достаточную эффективность технологии их разработки, выразившуюся в том, что успешно прошли аттестацию 70 % обучающихся, представивших свои ИОП «к защите». Студенты проявили умение обосновывать главные положения ИОП, а также реа-лизовывать их в ходе образовательной и профессиональной деятельности.

Литература

1. Воробьёва С.В. Основы управления образовательными системами: учеб. пособие для студентов вузов / С.В. Воробьёва. - М., 2008. - 208 с

2. Дерзава М.Ш. Оздоровительные программы - http://www.kgafk. ru/www/kgufk.nsf/html/ozdprog.html

3. Дружинин В.Н. Психология: учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. / В.Н. Дружинин. - СПб.: Питер, 2009. - 656 с.

4. Как составить комплекс упражнений - http://sport-health.com.ua/ read-skorostno_silovye-kopmleks_uprazhnenij.html

5. Лисицкая Т.С. Принципы оздоровительной тренировки // Теория и практика физ. культуры. - 2002. - № 8. - С. 6-14.

6. Лубышева Л.И. Структура и содержание спортивной культуры личности / Л.И. Лубышева, А.И. Загревская // Теория и практика физ. культуры. - 2013. - № 3. - С. 7-16.

7. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры: учебник для ин-тов физ. культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Физкультура и спорт, 1991. - 543 с.

8. Перова Е.И. Студенческая молодежь: состояние здоровья и медико-социальные проблемы // Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2013. - № 2. - С. 37-47.

9. Пирогова Е.А. Влияние физических упражнений на работоспособность и здоровье человека / Е.А. Пирогова, Л.Я. Иващенко, Н.П. Страпко. - Киев: Здоровье, 1986. - 150 с.

10. Теория и организация адаптивной физической культуры: учебник в 2 т. Т. 1: Введение в специальность. История, организация и общая характеристика адаптивной физической культуры / под общ. ред. С.П. Евсеев. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Советский спорт, 2005. - 296 с.

11. Фролькис В.В. Экспериментальные пути продления жизни / В.В. Фролькис, Х.К. Мурадян. - Л.: Наука, 1988. - 248 с

References

1. Vorob'eva, S.V. Osnovy upravleniya obrazovatel'nymi sistemami (Fundamentals of management of educational systems: study guide for students. - Moscow, 2008. - 208 P.

2. Derzava, M.Sh.: Ozdorovitel'nye programmy (Health Programs) -http://www.kgafk.ru/www/kgufk.nsf/html/ozdprog.html

3. Druzhinin, V.N. Psikhologiya (Psychology): textbook for liberal colleges. 2nd ed. - St. Petersburg: Piter, 2009. - 656 P.

4. Kaksostavit'kompleks uprazhneniy(How to create a set of exercises) - http://sport-health.com.ua/read-skorostno_silovye-kopmleks_ uprazhnenij.html

5. Lisitskaya, T.S. Printsipy ozdorovitel'noy trenirovki (Fitness training principles). Teoriya iPraktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2002. - № 8. - P. 6-14.

6. Lubysheva, L.I. Strukturaisoderzhaniespotivnoy kul'tury lichnosti(The structure and content of personality sports culture) / L.I. Lubysheva, A.I. Zagrevskaya. Teoriya i Praktika Fizicheskoy Kul'tury. - 2013. - № 3. - P. 7-16.

7. Matveev, L.P. Teoriya i metodika fizicheskoy kul'tury (Theory and methodology of physical culture: textbook for phys. cult. inst.). -Moscow: Fizkultura i sport, 1991. - 543 P.

8. Perova, E.I. Studencheskaya molodezh: sostoyanie zdorov'ya i mediko-sotsial'nye problemy (Young students: health and medical and social problems). Fizicheskoe vospitanie i detsko-yunosheskiy sport. - 2013. - № 2. - P. 37-47.

9. Pirogova, E.A. Vliyanie fizicheskikh uprazhneniyna rabotosposobnost' izdorov'e cheloveka (Effect of exercises on human physical working capacity and health) / E.A. Pirogov, L.Ya. Ivaschenko, N.P. Strapko. -Kiev: Zdorov'e, 1986. - 150 P.

10. Teoriya i organizatsiya adaptivnoy fizicheskoy kul'tury: uchebnik v 2 chast. P. 1: Vvedenie v spetsial'nost'. Istoriya, organizatsiya i obschaya kharakteristika adaptivnoy fizicheskoy kul'tury (Theory and organization of adaptive physical culture: textbook in two parts. P. 1: Introduction to the profession. History, organization and general characteristics of adaptive physical culture / Ed. by S.P. Yevseyev. 2nd ed., rev. and sup. - Moscow: Sovetsky sport, 2005. - 296 P.

11. Frolkis, V.V. Experimental'nye puti prodleniya zhizni (Experimental ways to prolong life / V.V. Frolkis, H.K. Muradyan. - Leningrad: Nauka, 1988. - 248 P.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.