Научная статья УДК 159
DOI: 10.20323/1813-145X_2024_1_136_130 EDN: BZNFAL
Структура индивидуально-психологических особенностей переживания ситуации военного конфликта
Наталья Владимировна Новикова
Преподаватель кафедры психологии, Донецкий государственный педагогический университет. 284601, Донецкая Народная Республика, г. Горловка, ул. Рудакова, д. 25. [email protected], https://orcid.org/0009-0000-5934-5431
Аннотация. В статье представлены результаты эмпирического исследования психологических особенностей переживания личностью ситуации военного конфликта в Донбассе. Исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных языков» (г. Горловка, Донецкая Народная Республика) в период 20142022 гг. Выборку исследования составили 195 человек - студенты в возрасте от 18 до 25 лет. Все испытуемые являются жителями Донецкой Народной Республики, постоянно проживают на территории региона и, соответственно, длительное время находятся в ситуации военного конфликта. В ходе теоретического анализа выделены наиболее значимые в условиях экстремальной ситуации характеристики переживания -эмоциональный, личностный, деятельностный и экзистенциальный уровни, каждый из которых может характеризоваться как конструктивным, так и деструктивным полюсом переживания. В результате структурного анализа установлены качественные различия между группами испытуемых по показателю конструктивности/деструктивности переживания, которые заключаются в особенностях структурной организации личности человека, конструктивно и деструктивно переживающего ситуацию военного конфликта на различных уровнях переживания. Высокий уровень согласованности и организованности структуры индивидуально-психологических характеристик личности характерен для конструктивного переживания ситуации военного конфликта на эмоциональном и экзистенциальном уровнях. При деструктивном переживании ситуации военного конфликта высокая организованность структуры индивидуально -психологических характеристик проявляется на личностном и деятельностном уровнях. Установлено, что различные уровни переживания и различные типы переживания (конструктивное/деструктивное) опосредуются специфическим сочетанием индивидуально-психологических факторов - темпераментальных, диспозиционных, мотивационных, смысложизненных и ценностных характеристик личности. Полученные результаты могут быть использованы в процессе консультативной психологической работы с группами людей, длительное время проживающих в ситуации военного конфликта.
Ключевые слова: переживание; личность; психологическая структура; конструктивный тип переживания; деструктивный тип переживания; характеристики личности; военный конфликт
Для цитирования: Новикова Н. В. Структура индивидуально-психологических особенностей переживания ситуации военного конфликта // Ярославский педагогический вестник. 2024. № 1 (136). С. 130-137. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_130. https://elibrary.ru/BZNFAL
Original article
Structure of individual psychological characteristics of experiencing a military conflict situation Natalia V. Novikova
Lecturer, department of psychology, Donetsk state pedagogical university. 284601, Donetsk People's Republic, Gorlovka, Rudakov st., 25.
[email protected], https://orcid.org/0009-0000-5934-5431
Abstract. The article presents the results of the empirical study on psychological characteristics of the person experiencing the situation of the military conflict in Donbass. The study was carried out on the basis of SEI HPE «Gorlovka Institute of Foreign Languages» (Gorlovka, Donetsk People's Republic) in the period 2014-2022. The sample of the study was 195 people - students aged 18 to 25 years. All subjects are residents of the Donetsk People's Republic, permanently reside in the region and, accordingly, for a long time are in a situation of military conflict. In the
© Новикова Н. В., 2024
course of the theoretical analysis, the most significant characteristics of experience in the extreme situation are identified - emotional, personal, activity and existential levels, each of which can be characterized by both a constructive and destructive pole of experience. As the result of the structural analysis, qualitative differences were determined between the groups of subjects in terms of the constructiveness/destructiveness of experience, which consist in the peculiarities of the structural organization of a person who constructively and destructively experiences a situation of military conflict at various levels of experience. A high level of consistency and organization of the structure of individual-psychological characteristics of the personality is characteristic of a constructive experience of the military conflict situation at emotional and existential levels. When there is a destructive experience of the military conflict situation, then a high organization of the structure of individual and psychological characteristics is manifested at the personal and activity levels. It has been established that different levels of experience and different types of experience (constructive/destructive) are mediated by a specific combination of individual psychological factors -temperamental, dispositional, motivational, meaningful and value characteristics of the personality. The results obtained can be used in the process of consultative psychological work with groups of people who have been living in a situation of military conflict for a long time.
Key words: experience; personality; psychological structure; constructive type of experience; destructive type of experience; personality characteristics; military conflict
For citation: Novikova N. V. Structure of individual psychological characteristics of experiencing a military conflict situation. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2024; (1): 130-137. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X_2024_1_136_130. https://elibrary.ru/BZNFAL
Введение
В современном обществе чрезвычайно широкое распространение получило понятие «трудная жизненная ситуация» - как в психологии и других областях знания, так и в повседневной жизнедеятельности людей. Особую категорию трудных жизненных ситуаций составляют экстремальные ситуации антропогенного происхождения, круг которых чрезвычайно широк и дифференцируется по характеру воздействия на человека, общество и природу - экстремальные ситуации техногенного, биологического, экологического, социального характера. Особую актуальность сегодня приобретают экстремальные ситуации военного характера, к которым относятся военные действия, межэтнические, религиозные и др. конфликты, характеризующиеся максимальной степенью опасности для личности и человеческого сообщества в целом. Так, в настоящее время Донецкая и Луганская области находятся в зоне серьезнейшего со времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. военного конфликта. На сегодняшний день более 2 млн. человек населения Донбасса живет в экстремальных военных условиях.
Исследования в области психологии экстремальных ситуаций свидетельствуют о том, что экстремальной ситуацию делает не только реальная, объективно существующая угроза жизни для человека или значимых близких, но и его отношение к происходящему, восприятие одной и той же ситуации индивидуально, в связи с чем критерий «экстремальности» находится, прежде всего, во внутреннем, психологическом плане личности.
В связи с этим возникает вопрос об индивидуально-психологических характеристиках личности, оказывающих влияние на степень воздействия экстремальной ситуации на человека, выбор им форм и стратегий поведения, характер его адаптации к экстремальной ситуации и после нее и другие факторы, обеспечивающие в конечном счете сохранение психического здоровья.
В настоящее время проводится множество исследований в области психологии экстремальных ситуаций: исследования экстремальных ситуаций различного характера, общей характеристикой которых выступает наличие витальной угрозы жизни, угрозы небытия, аномальности, катастрофичности, трансординарности существования (Л. Р. Правдина, О. С. Васильева, Т. В. Рога-чева, М. Ш. Магомед-Эминов и др.); исследования психогенного воздействия экстремальных условий (Ю. А. Александровский и др.); исследования психологии деятельности в экстремальных ситуациях (Б. А. Смирнов и др.); исследования феномена личности в экстремальной ситуации (Л. И Анцыферова, А. Г. Асмолов, В. Франкл и др.); исследования психической травмы как следствия воздействия экстремальной ситуации на человека (И. Г. Малкина-Пых, Н. В. Тарабрина и др.) и многие другие.
Несмотря на многообразие исследований, необходимо отметить, что явно недостаточным является объем эмпирических исследований психологических особенностей личности в ситуации длительного нахождения в военном конфликте. Типичной ситуацией подобного рода является конфликт на территории ДНР. Преодоление указанного ограничения и является про-
блемой настоящего исследования. Цель исследования состоит в определении индивидуально-психологических характеристик, влияющих на переживание личностью ситуации военного конфликта и способствующих конструктивному переживанию экстремальной ситуации.
На теоретическом этапе исследования были рассмотрены психологические феномены личности и переживания. Так, в современной психологии личность рассматривается как сложное многомерное образование, представляющее собой единство биогенетического, социогенетического и персоногенетического аспектов развития и бытия человека. Ситуация военного конфликта оказывает влияние на переживание ее человеком посредством проявления определенных индивидуально-психологических характеристик. На основе анализа отечественных и зарубежных концепций личности, используя в качестве теоретико-методологической основы трехуровневую концепцию деятельностной психологии смысла Д. А. Леонтьева [Леонтьев, 1993; Леонтьев, 2000; Леонтьев 2003], в качестве таких личностных факторов, определяющих особенности переживания личностью экстремальной ситуации военного конфликта, рассматриваются следующие индивидуально-психологические характеристики - темперамент, характер, мотивы, жизненные ориентации, жизненные смыслы и самоактуализация личности.
Феномен переживания представляет собой сложное, уровневое психологическое образование [Фахрутдинова, 2006; Фахрутдинова, 2012], в котором выделяются различные уровни: социально-когнитивный [Гусельцева, 2004]; бессознательный [Уварина, 2004]; личностно-субъективный [Рубинштейн, 2002]; сознательный [Выготский, 2008]; эстетический, культурно-исторический [Ярошевский, 1997]; мотиваци-онный [Вилюнас, 1993]; смысловой [Бассин, 1973]; процессуально-деятельностный [Прохоров, 2008]и др.
Анализ исследований категории переживания показывает, что в условиях экстремальной ситуации, в которой действуют стрессоры высокой интенсивности и присутствуют травмирующие события, особенно значимыми характеристиками переживания, отражающими типичные психологические аспекты переживания ситуации военного конфликта, выступают следующие уровни:
— эмоциональный [Бойко, 1996; Китаев-Смык, 2019; Шкуратова, 2007; Huppert, 2009; Seligman, 2006];
— личностный [Александрова, 2004; Анцы-ферова, 1994; Битюцкая, 2007; Lazarus, Folkman, 1984];
— деятельностный [Василюк, 1984; Леонтьев, Рассказова, 2011; Фоминова, 2012; Maddi, Khoshaba, 1994];
— экзистенциальный [Асмолов, 2011; Бакано-ва, 2000; Магомед-Эминов, 2008; Франкл, 1990].
Специфика переживания на каждом уровне определяется сочетанием индивидуально-психологических характеристик личности, обусловливающих конструктивный и
деструктивный характер переживания.
Организация и методы исследования
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГОУ ВПО «Горловский институт иностранных языков» (г. Горловка, Донецкая Народная Республика) в период 2014-2022 гг. В исследовании принимали участие студенты дневного и заочного отделений, а также обучающиеся учебно-научного центра переподготовки и дополнительного профессионального образования. Выборку исследования составили 195 человек, из них 170 - женщины (87 %), 25 - мужчины (13 %). Средний возраст испытуемых - 22 года. Все испытуемые являются жителями Донецкой Народной Республики, постоянно проживают на территории региона и, соответственно, длительное время находятся в ситуации военного конфликта.
В процессе эмпирического исследования использовались две группы психодиагностических методик.
Первая группа направлена на исследование индивидуально-психологических характеристик личности: опросник Г. Айзенка по определению темперамента; 16-ти факторный личностный опросник Р. Кеттелла; методика «Диагностика мотивационной структуры личности»
В. Э. Мильмана; методика «Смысложизненные ориентации» Д. А. Леонтьева; методика «Система жизненных смыслов» Д. А. Леонтьева; методика «Диагностика самоактуализации личности» Н. Ф. Калиной, А. В. Лазукина.
Вторая группа методик направлена на исследование характеристик переживания личностью ситуации военного конфликта: методика «События моей жизни» Г. С. Никифорова; методика «Диагностика уровня личной невротизации» В. В. Бойко; методика «Тест жизнестойкости» Д. А. Леонтьева; опросник «Отношение к жизни, смерти и кризисной ситуации» А. А. Бакановой.
Статистическая обработка данных осуществлялась с использованием методов описательной статистики, методов сравнения (непараметрический критерий и-Манна-Уитни), методов корреляционного анализа (коэффициент линейной корреляции г-Пирсона, коэффициент ранговой корреляции г-Спирмена), методов структурного анализа (расчет структурных индексов когерентности, дивергентности, организованности структуры, анализ функциональной роли элементов в структуре).
Результаты исследования и их обсуждение
На аналитическом уровне исследования были установлены различия в индивидуально-психологических характеристиках между людьми с конструктивным и деструктивным переживанием - различия в темпераментальных характеристиках, чертах личности, мотивах, жизненных ориентациях, жизненных смыслах и компонентах самоактуализации [Бойко, 2019]. Однако они не позволяют дать обобщенное представление о структуре личности испытуемых, переживающих ситуацию военного конфликта.
Ввиду сказанного, наиболее показательными являются результаты структурного анализа индивидуально-психологических характеристик личности, переживающей ситуацию военного конфликта на разном уровне переживания (таблицы 1-4). В ходе исследования было установлено, что испытуемые с конструктивным и деструктивным характером переживания ситуации военного конфликта обладают разной степенью организованности психологической структуры индивидуально-психологических характеристик.
В таблице 1 мы видим, что для испытуемых с конструктивным эмоциональным переживанием характерен более высокий уровень согласованности и организованности структуры индивидуально-психологических характеристик. Конструктивное эмоциональное переживание опосредуется, прежде всего, развитой, сформированной системой отношений к себе, к другим и к окружающему миру, а также согласованной системой мотивов, направленных на саморазвитие и личностный рост, выраженной рабочей направленностью личности, наличием духовных ценностей, стремления к гармонии и здоровым отношениям с окружающими людьми.
Таблица 1.
Структура индивидуально-психологических характеристик личности при конструктивном и деструктивном переживании ситуации военного конфликта: эмоциональный уровень переживания
конструктивное переживание деструктивное переживание
ИКС 934 531
ИДС 366 178
ИОС 568 353
Примечание: ИКС - индекс когерентности структуры; ИДС - индекс дивергентности структуры; ИОС - индекс организованности структуры
На личностном уровне переживания ситуации военного конфликта (таблица 2) более высокий уровень согласованности и организованности структуры индивидуально-психологических характеристик свойственен испытуемым с деструктивным переживанием. Деструктивное личностное переживание определяется, главным образом, развитой личностной направленностью, способностью к эффективной регуляции деятельности и поведения (высокий уровень разви-
тия мотивационной сферы) и структурной организацией характера, сформированной системой отношений к себе и к другим людям (черты личности). Кроме того, такое переживание опосредуется смысложизненной ориентацией, связанной с удовлетворенностью своей жизнью в прошлом, и определенными компонентами самоактуализации, заключающимися в понимании экзистенциальной ценности жизни и в высоком уровне развития самопонимания.
Таблица 2.
Структура индивидуально-психологических характеристик личности при конструктивном и деструктивном переживании ситуации военного конфликта: личностный уровень переживания
конструктивное переживание деструктивное переживание
ИКС 352 871
ИДС 83 353
ИОС 269 518
На деятельностном уровне структура личности испытуемых с деструктивным переживанием является более организованной и согласованной (таблица 3). Базовыми характеристиками, которые определяют специфику деструктивного дея-тельностного переживания, выступают смысло-жизненные ориентации и самоактуализационные тенденции - высокая степень осмысленности жизни, положительная оценка природы человека,
Таблица 3.
Структура индивидуально-психологических характеристик личности при конструктивном и деструктивном переживании ситуации военного конфликта: деятельностный уровень переживания
высокий уровень самопонимания, осознаваемая позитивная Я-концепция, способность к продуктивному общению и взаимодействию с другими людьми. Кроме того, такой тип переживания определяется особенностями мотивационной сферы - поддерживающими мотивами общения и развивающими мотивами социальной полезности.
конструктивное переживание деструктивное переживание
ИКС 550 593
ИДС 330 123
ИОС 220 470
Представленные в таблице 4 данные позволяют говорить о том, что структура личности людей с конструктивным экзистенциальным переживанием является более организованной и согласованной. Базовыми индивидуально-психологическими характеристиками, которые
Таблица 4.
Структура индивидуально-психологических характеристик личности при конструктивном и деструктивном переживании ситуации военного конфликта: экзистенциальный уровень переживания
определяют конструктивное экзистенциальное переживание, являются свойства темперамента, черты личности (дипломатичность, радикализм и напряженность) и определенный компонент самоактуализации (стремление к творчеству).
конструктивное переживание деструктивное переживание
ИКС 830 404
ИДС 336 141
ИОС 494 263
Подводя итоги проведенного исследования, следует сформировать ряд обобщающих выводов.
Заключение
В ходе исследования было установлено, что наиболее показательным для характеристики личности испытуемых в ситуации военного конфликта является анализ психологической струк-
туры индивидуально-психологических характеристик. Было выявлено, что разный тип и уровень переживания ситуации военного конфликта характеризуется качественно специфичной организацией индивидуально-психологических характеристик личности.
Во-первых, наибольшая организованность структуры индивидуально-психологических особенностей характерна для конструктивного пе-
реживания ситуации военного конфликта на эмоциональном и экзистенциальном уровнях.
Во-вторых, столь же более высокая организованность структуры индивидуально-психологических особенностей характерна для деструктивного переживания ситуации военного конфликта на личностном и деятельностном уровнях.
В-третьих, в структуре личности на каждом уровне и при каждом типе переживания были установлены специфические сочетания индивидуально-психологических характеристик, отражающих феноменологию переживания.
В-четвертых, можно говорить, что обозначенная в начале статьи сложность феномена переживания проявляется именно в том, что разный его тип (конструктивное, деструктивное) выполняет специфические функции для человека. При этом последние определяются уровнем переживания ситуации военного конфликта (эмоциональный, личностный, деятельностный, экзистенциальный) и специфическим сочетанием индивидуально-психологических характеристик личности.
Библиографический список
1. Александрова Л. А. К концепции жизнестойкости в психологии // Сибирская психология сегодня : сб. научн. трудов / под ред. М. М. Горбатовой, А. В. Серого, М. С. Яницкого. Кемерово : Кузбас-свузиздат, 2004. Вып. 2. С. 82-90.
2. Анцыферова Л. И. Личность в трудных жизненных условиях: переосмысливание, преобразование ситуаций и психологическая защита // Психологический журнал. 1994. Т. 15. № 1. С. 3-18.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. Москва : Академия, 2011. 490 с.
4. Баканова А. А. Отношение к жизни и смерти в критических жизненных ситуациях. Санкт-Петербург, 2000. 203 с.
5. Бассин Ф. В. К развитию проблемы значения и смысла // Вопросы психологии. 1973. № 6. С. 13-23.
6. Битюцкая Е. В. Ситуационные факторы совла-дающего поведения // Вестник молодых ученых «Ломоносов». Выпуск III. Москва : МАКС Пресс, 2007. С. 259-265.
7. Бойко В. В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. Москва : Информационно-издательский дом «Филинъ», 1996. 472 с.
8. Бойко О. В. Индивидуально-психологические особенности переживания личностью ситуации военного конфликта / О. В. Бойко, Н. В. Новикова // Вестник Вятского государственного университета. Киров : Научное издательство ВятГУ 2019. № 4 (134). С. 94-105.
9. Василюк Ф. Е. Психология переживания. Анализ преодоления критических ситуаций. Москва : Изд-во Московского ун-та, 1984. 240 с.
10. Вилюнас В. К. Основные проблемы психологической теории эмоций // Психология эмоций. Тексты. 2-е изд. / под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппен-рейтер. Москва : Изд-во Московского ун-та, 1993. С. 3-28.
11. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций. Москва : Просвещение, 2008. 500 с.
12. Гусельцева М. С. Сравнительный анализ подходов к проблеме переживания в функционализме (от
B. Джемса до современного бихевиоризма) // Категория переживания в психологии и философии : коллективная монография / под ред. Т. Д. Марцинковской. Москва : Прометей, 2004. С. 98-146.
13. Китаев-Смык Л. А. Организм и стресс. Стресс жизни и стресс смерти. Москва : Смысл, 2019. 570 с.
14. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. Москва : Смысл, 1993. 43 с.
15. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. Санкт-Петербург : Питер, 2000. С. 372-377.
16. Леонтьев Д. А. Психология смысла: природа, строение и динамика смысловой реальности. 2-е изд., испр. Москва : Смысл, 2003. 487 с.
17. Личностный потенциал: структура и диагностика / под ред. Д. А. Леонтьева. Москва : Смысл, 2011. 680 с.
18. Магомед-Эминов М. Ш. Феномен экстремальности. 2-е изд. Москва : Психоаналитическая Ассоциация, 2008. 218 с.
19. Прохоров А. О. О связи переживаний и психических состояний / А. О. Прохоров, Л. Р. Фахрутди-нова // Ученые записки Казанского государственного университета. Т. 150: Гуманитарные науки. Кн. 3. Казань, 2008. С. 50-55.
20. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2002. 720 с.
21. Селигман М. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни. Москва : София, 2006. 368 с.
22. Уварина Е. Ю. Сравнительный анализ подходов к проблеме переживания в психоанализе и гуманистической психологии // Категория переживания в психологии и философии. Москва : Прометей, 2004.
C. 147-189.
23. Фахрутдинова Л. Ф. Структурно-динамическая организация переживания субъекта. Казань, 2012. 535 с.
24. Фахрутдинова Л. Р. Психология переживания: современное состояние, актуальные исследования, перспективы развития // Образ российской психологии в регионах страны и в мире : материалы Между-нар. форума и шк. молодых ученых ИП РАН [24-28 сент. 2006 г.] / проф. А. Л. Журавлев. Сочи, 2006. иКЬ: Шр ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdu naгo/nauchnye_m/гazdel_2_p/fahгutdino.html (дата обращения: 12.01.2019).
25. Фоминова А. Н. Жизнестойкость личности. Москва : Прометей, 2012. 280 с.
26. Франкл В. Человек в поисках смысла. Москва : Прогресс, 1990. 372 с.
27. Шкуратова И. П. Влияние оценки личностью трудной жизненной ситуации на выбор способов со-владания с ней / Психология совладающего поведения : материалы Междунар. науч.-практ. конф. Кострома, 2007. С. 126-128.
28. Ярошевский М. Г. Идеи Б. М. Теплова о переживании как феномене культуры // Вопросы психологии. 1997. № 4. 63 с.
29. Huppert F.A. Psychological well-being: Evidence regarding its causes and consequences // Applied Psychology: Health and Well-being. 2009 №1(2). P. 137-164.
30. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N. Y.: Springer, 1984. 124 p.
31. Maddi S. R. and Khoshaba, D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. № 63. P. 265-274.
Reference list
1. Aleksandrova L. A. K koncepcii zhiznestojkosti v psihologii = Towards the concept of resilience in psychology // Sibirskaja psihologija segodnja : sb. nauchn. tru-dov. Vyp. 2 / pod red. M. M. Gorbatovoj, A. V. Serogo, M. S. Janickogo. Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2004. S. 82-90.
2. Ancyferova L. I. Lichnost' v trudnyh zhiznennyh uslovijah: pereosmyslivanie, preobrazovanie situacij i psihologicheskaja zashhita = Personality in difficult life conditions: rethinking, transforming situations and psychological protection // Psihologicheskij zhurnal. 1994. T. 15. № 1. S. 3-18.
3. Asmolov A. G. Psihologija lichnosti = Personality psychology Moskva : Akademija, 2011. 490 s.
4. Bakanova A. A. Otnoshenie k zhizni i smerti v kriticheskih zhiznennyh situacijah = Attitude towards life and death in critical life situations. Sankt-Peterburg, 2000. 203 s.
5. Bassin F. V K razvitiju problemy znachenija i smysla = To development of the problem of meaning and idea // Voprosy psihologii. 1973. № 6. S. 13-23.
6. Bitjuckaja E. V. Situacionnye faktory sovladajush-hego povedenija = Situational factors of coping behavior // Vestnik molodyh uchenyh «Lomonosov». Vypusk III. Moskva : MAKS Press, 2007. S. 259-265.
7. Bojko V V. Jenergija jemocij v obshhenii: vzgljad na sebja i na drugih = The energy of emotions in communication: a look at yourself and others Moskva : Infor-macionno-izdatel'skij dom «Filin#», 1996. 472 s.
8. Bojko O. V. Individual'no-psihologicheskie oso-bennosti perezhivanija lichnost'ju situacii voennogo kon-flikta = Individual psychological features of experiencing a situation of military conflict by the personality / O. V. Bojko, N. V. Novikova // Vestnik Vjatskogo gosu-darstvennogo universiteta. Kirov : Nauchnoe izdatel'stvo VjatGU, 2019. № 4 (134). S. 94-105.
9. Vasiljuk F. E. Psihologija perezhivanija. Analiz preodolenija kriticheskih situacij = Psychology of experience. Critical response analysis Moskva : Izd-vo Mos-kovskogo un-ta, 1984. 240 s.
10. Viljunas V K. Osnovnye problemy psiholog-icheskoj teorii jemocij = The main problems of psychological theory of emotions // Psihologija jemocij. Teksty. 2-e izd. / pod red. V K. Viljunasa, Ju. B. Gippenrejter. Moskva : Izd-vo Moskovskogo un-ta, 1993. S. 3-28.
11. Vygotskij L. S. Razvitie vysshih psihicheskih funkcij = Development of higher mental functions Moskva : Prosveshhenie, 2008. 500 s.
12. Gusel'ceva M. S. Sravnitel'nyj analiz podhodov k probleme perezhivanija v funkcionalizme (ot V. Dzhemsa do sovremennogo biheviorizma) = Comparative analysis of approaches to the problem of experience in functional-ism (from V. Jems to modern behaviorism) // Kategorija perezhivanija v psihologii i filosofii : kollektivnaja mono-grafija / pod red. T. D. Marcinkovskoj. Moskva : Prome-tej, 2004. S. 98-146.
13. Kitaev-Smyk L. A. Organizm i stress. Stress zhizni i stress smerti = Body and stress. Stress of life and stress of death Moskva : Smysl, 2019. 570 s.
14. Leont'ev D. A. Ocherk psihologii lichnosti = Essay on personality psychology. Moskva : Smysl, 1993. 43 s.
15. Leont'ev D. A. Vnutrennij mir lichnosti = The inner world of personality // Psihologija lichnosti v trudah otechestvennyh psihologov. Sankt-Peterburg : Piter, 2000. S. 372-377.
16. Leont'ev D. A. Psihologija smysla: priroda, stroenie i dinamika smyslovoj real'nosti = Psychology of meaning: nature, structure and dynamics of semantic reality. 2-e izd., ispr. Moskva : Smysl, 2003. 487 s.
17. Lichnostnyj potencial: struktura i diagnostika = Personality potential: structure and diagnosis / pod red. D. A. Leont'eva. Moskva : Smysl, 2011. 680 s.
18. Magomed-Jeminov M. Sh. Fenomen jekstrem-al'nosti = The phenomenon of extremity 2-e izd. Moskva : Psihoanaliticheskaja Associacija, 2008. 218 s.
19. Prohorov A. O. O svjazi perezhivanij i psihicheskih sostojanij = On the relationship of experiences and mental states / A. O. Prohorov, L. R. Fahrutdinova // Uchenye zapiski Kazanskogo gosu-darstvennogo universiteta. T. 150: Gumanitarnye nauki. Kn. 3. Kazan', 2008. S. 50-55.
20. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii = Fundamentals of general psychology Sankt-Peterburg : Piter, 2002. 720 s.
21. Seligman M. Novaja pozitivnaja psihologija: Nauchnyj vzgljad na schast'e i smysl zhizni = New positive psychology: A scientific view of happiness and the meaning of life. Moskva : Sofija, 2006. 368 s.
22. Uvarina E. Ju. Sravnitel'nyj analiz podhodov k probleme perezhivanija v psihoanalize i gumanisticheskoj psihologii = Comparative analysis of approaches to the problem of experience in psychoanalysis and humanistic
psychology // Kategorija perezhivanija v psihologii i filosofii. Moskva : Prometej, 2004. S. 147-189.
23. Fahrutdinova L. F. Strukturno-dinamicheskaja organizacija perezhivanija sub#ekta = Structural and dynamic organization of the subject's experience.Kazan', 2012. 535 s.
24. Fahrutdinova L. R. Psihologija perezhivanija: sovremennoe sostojanie, aktual'nye issledovanija, per-spektivy razvitija = Psychology of experience: current state, current research, development prospects // Obraz rossijskoj psihologii v regionah strany i v mire : materialy Mezhdunar. foruma i shk. molodyh uchenyh IP RAN [2428 sent. 2006 g.] / prof. A. L. Zhuravlev. Sochi, 2006. URL:
http://www.ipras.ru/cntnt/rus/dop_dokume/mezhdunaro/n auchnye_m/razdel_2_p/fahrutdino.html (data obrashheni-ja: 12.01.2019).
25. Fominova A. N. Zhiznestojkost' lichnosti = Resilience of personality Moskva : Prometej, 2012. 280 s.
26. Frankl V Chelovek v poiskah smysla = Man in search of meaning Moskva : Progress, 1990. 372 s.
Статья поступила в редакцию 26.12.2023; одобрена 18.01.2024.
The article was submitted 26.12.2023; approved after
27. Shkuratova I. P. Vlijanie ocenki lichnost'ju trudnoj zhiznennoj situacii na vybor sposobov sovladanija s nej = Impact of personal assessment of a difficult life situation on the choice of ways to cope with it / Psihologija sovlada-jushhego povedenija : materialy Mezhdunar. nauch.-prakt. konf. Kostroma, 2007. S. 126-128.
28. Jaroshevskij M. G. Idei B. M. Teplova o pe-rezhivanii kak fenomene kul'tury = Ideas of B. M. Teplov about experience as a phenomenon of culture // Voprosy psihologii. 1997. № 4. 63 s.
29. Huppert F.A. Psychological well-being: Evidence regarding its causes and consequences // Applied Psychology: Health and Well-being. 2009 №1(2). P. 137-164.
30. Lazarus R. S., Folkman S. Stress, appraisal and coping. N. Y.: Springer, 1984. 124 p.
31. Maddi S. R. and Khoshaba, D. M. Hardiness and Mental Health // Journal of Personality Assessment. 1994. № 63. P. 265-274.
после рецензирования 10.01.2024; принята к публикации reviewing 10.01.2024; accepted for publication 18.01.2024.