Научная статья на тему 'ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЛИЧНОСТИ'

ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
129
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭМОЦИИ / САМОСОЗНАНИЕ / САМООТНОШЕНИЕ / ЭМОЦИОНАЛЬНЫЕ ПЕРЕЖИВАНИЯ / ЧУВСТВА / ЛИЧНОСТЬ / СТРУКТУРА САМОСОЗНАНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ СФЕРА / Я-КОНЦЕПЦИЯ / ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Бабаева Н.А.

В условиях постоянных социально-экономических и политических изменений вопросы самосознания и эмоциональной сферы стоят особенно остро. Исследование данной темы востребовано не только психологией и ее прикладными дисциплинами - оно актуально для людей, занимающихся саморазвитием. В статье представлены теоретические исследования аспектов самосознания и их взаимосвязь с эмоциональной сферой личности. Самосознание представляет собой сложную структуру, имеющую методологические различия в определении составляющих ее компонентов. Большинство авторов сходятся во мнении, что самосознание включает в себя эмоциональную оценку и эмоциональное восприятие. Но в существующих исследованиях, посвященных самосознанию, мало внимания уделяется эмоциям. Однако они играют важную роль в регуляции поведения человека, определяют его отношения к себе и к окружающему миру. Эмоции и чувства влияют на процессы самосознания. В свою очередь, изменения в самосознании способны влиять на эмоциональную сферу. Цель исследования - обозначить важность комплексного изучения самосознания и эмоциональной сферы при исследовании личности. Проанализировав разные концепции самосознания, мы пришли к выводу, что эмоциональные переживания играют ключевую роль в формировании самооценки, которая выступает неотъемлемым компонентом самосознания, а также выявили, что пережитый эмоциональный опыт способен предопределять отношение к окружающему миру. Задача статьи - исследовать вопросы самосознания и выделить его структурные компоненты, связанные с эмоциональными переживаниями личности. Также важна подготовка теоретической базы для исследования взаимосвязи самосознания с эмоциональной сферой, обладающего теоретической и практической значимостью. Результаты исследования могут быть интересны психологам, педагогам, менеджерам и использованы в различных прикладных отраслях психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RELATION BETWEEN SELF-CONSCIOUSNESS AND EMOTIONAL EXPERIENCE

The questions of self-consciousness and emotional sphere are especially significant amid continuous social, economic, and political changes. This subject not only serves as a focus of interest for psychology and its applied branches, but also draws the attention of audience keen on self-development. The article concerns theoretical research on aspects of self-consciousness and their relation to the emotional sphere of a person. Self-consciousness forms a complex structure with many different methodologies offered for identification of its constituent parts. Most authors agree that self-consciousness includes affective evaluation and recognition. However, the existing research on self-consciousness pays little attention to the question of emotions. They play an important role in regulating human behaviour, self-esteem and attitude to the environment. Emotions and feelings are strong influence on self-consciousness processes. Changes in self-consciousness, in turn, can impact on the emotional sphere. The goal of this study is to highlight the role of comprehensive investigation into self-consciousness and emotional sphere in personality analysis. Having analysed different self-consciousness concepts, we have concluded that emotional experience plays a key role in shaping self-esteem which forms an integrate part of self-consciousness. We have also revealed that earlier emotional experience can predetermine a person’s attitude to the environment. The objective of this article is to study the aspects of self-consciousness and identify its structural components that have connection with emotional experience. Another major objective was to prepare theoretical underpinnings for possible empirical research into relation between self-consciousness and emotional sphere. This study has both theoretical and practical values as its results may be of interest to psychologists, educators, and managers, and can be useful in multiple applied branches of psychology.

Текст научной работы на тему «ВЗАИМОСВЯЗЬ САМОСОЗНАНИЯ И ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ ПЕРЕЖИВАНИЙ ЛИЧНОСТИ»

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ, ИСТОРИЯ ПСИХОЛОГИИ

Научная статья УДК 159.9

DOI: 10.20323/1813-145X-2022-5-128-113-119 EDN: NWSXUG

Взаимосвязь самосознания и эмоциональных переживаний личности Надежда Александровна Бабаева

Кандидат психологических наук, Президент Международного фонда исследований природы и человека «МИР РА». 109240, г. Москва, ул. Николоямская, д. 19, стр. 3 nadinebabaeva@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5185-141X

Аннотация. В условиях постоянных социально-экономических и политических изменений вопросы самосознания и эмоциональной сферы стоят особенно остро. Исследование данной темы востребовано не только психологией и ее прикладными дисциплинами — оно актуально для людей, занимающихся саморазвитием. В статье представлены теоретические исследования аспектов самосознания и их взаимосвязь с эмоциональной сферой личности. Самосознание представляет собой сложную структуру, имеющую методологические различия в определении составляющих ее компонентов. Большинство авторов сходятся во мнении, что самосознание включает в себя эмоциональную оценку и эмоциональное восприятие. Но в существующих исследованиях, посвященных самосознанию, мало внимания уделяется эмоциям. Однако они играют важную роль в регуляции поведения человека, определяют его отношения к себе и к окружающему миру. Эмоции и чувства влияют на процессы самосознания. В свою очередь, изменения в самосознании способны влиять на эмоциональную сферу. Цель исследования — обозначить важность комплексного изучения самосознания и эмоциональной сферы при исследовании личности.

Проанализировав разные концепции самосознания, мы пришли к выводу, что эмоциональные переживания играют ключевую роль в формировании самооценки, которая выступает неотъемлемым компонентом самосознания, а также выявили, что пережитый эмоциональный опыт способен предопределять отношение к окружающему миру. Задача статьи — исследовать вопросы самосознания и выделить его структурные компоненты, связанные с эмоциональными переживаниями личности. Также важна подготовка теоретической базы для исследования взаимосвязи самосознания с эмоциональной сферой, обладающего теоретической и практической значимостью. Результаты исследования могут быть интересны психологам, педагогам, менеджерам и использованы в различных прикладных отраслях психологии.

Ключевые слова: эмоции; самосознание; самоотношение; эмоциональные переживания; чувства; личность; структура самосознания; эмоциональная сфера; Я-концепция; теоретическое исследование

Для цитирования: Бабаева Н. А. Взаимосвязь самосознания и эмоциональных переживаний личности // Ярославский педагогический вестник. 2022. № 5 (128). С. 113-119. http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-113-119. https://elibrary.ru/nwsxug

© Бабаева Н. А., 2022

GENERAL PSYCHOLOGY, PERSONALITY PSYCHOLOGY, PSYCHOLOGY HISTORY

Original article

Relation between self-consciousness and emotional experience Nadezhda A. Babaeva

Candidate of psychological sciences, president of the International fund for nature and human research «MIR RA». 109240, Moscow, Nikoloyamskaya st., 19, bldg. 3 nadinebabaeva@gmail.com, https://orcid.org/0000-0001-5185-141X

Abstract. The questions of self-consciousness and emotional sphere are especially significant amid continuous social, economic, and political changes. This subject not only serves as a focus of interest for psychology and its applied branches, but also draws the attention of audience keen on self-development. The article concerns theoretical research on aspects of self-consciousness and their relation to the emotional sphere of a person. Self-consciousness forms a complex structure with many different methodologies offered for identification of its constituent parts. Most authors agree that self-consciousness includes affective evaluation and recognition. However, the existing research on self-consciousness pays little attention to the question of emotions. They play an important role in regulating human behaviour, self-esteem and attitude to the environment. Emotions and feelings are strong influence on self-consciousness processes. Changes in self-consciousness, in turn, can impact on the emotional sphere. The goal of this study is to highlight the role of comprehensive investigation into self-consciousness and emotional sphere in personality analysis.

Having analysed different self-consciousness concepts, we have concluded that emotional experience plays a key role in shaping self-esteem which forms an integrate part of self-consciousness. We have also revealed that earlier emotional experience can predetermine a person's attitude to the environment.

The objective of this article is to study the aspects of self-consciousness and identify its structural components that have connection with emotional experience. Another major objective was to prepare theoretical underpinnings for possible empirical research into relation between self-consciousness and emotional sphere. This study has both theoretical and practical values as its results may be of interest to psychologists, educators, and managers, and can be useful in multiple applied branches of psychology.

Keywords: emotions; self-consciousness; self-esteem; emotional experience; feelings; personality; self-consciousness; emotional sphere; self-concept; theoretical research

For citation: Babaeva N. A. Relation between self-consciousness and emotional experience. Yaroslavl pedagogical bulletin. 2022;(5): 113-119. (In Russ.). http://dx.doi.org/10.20323/1813-145X-2022-5-128-113-119. https://elibrary.ru/nwsxug

Введение

Общество постоянно предъявляет к индивиду морально-нравственные нормы и диктует правила поведения, в связи с чем самосознание становится опорой для деятельности. Стресс и тревога, рождающиеся в условиях неопределенности, способны менять самосознание личности. Изменение структуры самосознания способно порождать эмоциональные реакции. Занимаясь исследованием самосознания, наука решает задачу комплексного подхода в изучении данной проблемы. [ Атаманенко, 2015].

В диагностике самосознания на сегодняшний день известно множество методик, разработанных отечественными и зарубежными учеными: можно отметить исследования В. В. Столина, С. Р. Пантелеева, В. В. Знакова, Р Уайли,

У. Фиттса, А. В. Карпова, М. Розенберга, М. Куна, Т. Макпартленда и др. [Намазов, 1988]. Многие методики включают в себя сопутствующую диагностику эмоциональной сферы. Однако вопрос эмоциональных переживаний в рамках самосознания требует отдельного детального рассмотрения.

Важность исследования эмоциональной сферы не стоит недооценивать. Эмоции и чувства влияют практически на все сферы жизни человека, включая самосознание [Rochat, 2009]. Самосознание представляет собой сложный комплекс психических процессов, с помощью которых человек способен отделять себя от внешнего мира, противопоставлять себя ему и сравнивать себя с ним. Оно определяет отношение человека к самому себе, то как он оценивает свои способности

и качества. В процессе взросления человека эмоциональные состояния способны влиять на самосознание особенно сильно [Dzhaneryan, 2015].

О понятии самосознания

Самосознания играет ключевую роль в философии и личностной психологии. С. Л. Рубинштейн считал, что в самосознании отражается вся личность целиком и фундаментальным процессом самосознания является познание. По его мнению, самосознание не является процессом осознания своего сознания, а представляет собой процесс осознания себя как субъекта деятельности [Психология, 2009]. А. Н. Леонтьев полагал, что самосознание — осознание себя в социуме. Л. С. Выготский давал более широкое определение самосознания, связывая социальный аспект самосознания с процессом познания [Выготский, 1984]. В. В. Столин определяет самосознание как комплекс психических процессов, с помощью которых личность отделяется от окружающей среды и становится способной изменять свое отношение к временным понятиям, таким как прошлое, настоящее и будущее. [Столин, 1983].

Обобщая мнения различных авторов, мы делаем вывод, что самосознание представляет собой мост между личностью и окружающим миром, который помогает строить представления о себе, а также сформировать отношение к другим, к своему опыту и деятельности.

Стоит выделить, что главной задачей самосознания является возможность получить информацию о мотивах своей деятельности. Мотив деятельности человека определяется комплексом побуждений, которые регулируются и изменяются с помощью эмоций. Как отмечал Л. С. Выготский, «наши эмоции и переживания являются источником энергии» [Выготский, 1998]. По мнению И. И. Чесноковой, каждый процесс самосознания обуславливается тем эмоциональным состоянием человека, в котором он находится в данный момент [Чеснокова, 1977].

Место эмоциональных переживаний в структуре самосознания и Я-концепции

Для более глубоко анализа взаимосвязи эмоций с самосознанием стоит детально рассмотреть структуру самосознания и выделить компоненты, на которые наиболее сильно оказывает влияние эмоциональный фактор.

В исследовании самосознания и самопознания в процессе становления личности Л. С. Выготский вводит новое интересное понятие об эмоциональныйом знаке, который является связующим звеном в формировании представлений о действительности [Выготский, 1997]. В своих трудах он также утверждает о единстве интеллектуальных и аффективных процессов. Таким образом, можно сделать вывод, что Л. С. Выготский подразумевает неразрывность эмоциональных процессов и процессов мышления и самоидентификации, а это напрямую указывает на взаимосвязь эмоций и самосознания личности.

Л. С. Выготский выделяет в структуре самосознания следующие компоненты [Просекова, 2016]:

- знания и представления о самом себе;

- обобщение этих знаний в рамках представления о своем внутреннем мире;

- целостное осознание себя;

- осознание своей индивидуальности;

- самооценка;

- развитие индивидуальных особенностей.

В. С. Мухина подчеркивает, что эмоциональное восприятие, формирующееся у ребенка по отношению к своему имени, телу, гендеру, способно предопределять его самооценку и влиять на формирование личности. Следовательно, эмоции, переживаемые по отношению к себе, влияют на самосознание личности. Предложенная В. С. Мухиной структура самосознания включает в себя следующие компоненты:

- самоидентификация с именем и телом;

- потребность в социальном признании

- гендерная принадлежность

- восприятие времени

- социальное пространство личности.

И. И. Чеснокова предлагает трехкомпонент-ную структуру самосознания, в которую включены самопознание, эмоционально-ценностное отношение к себе (самоотношение) и саморегуляция [Чеснокова, 1977]. Здесь мы также видим тесную взаимосвязь с эмоциональными переживаниями.

Наиболее широкое представление о компонентах сознания получила концепция В. С. Мерлина. Он выделял 4 компонента сознания, среди которых

- отличие себя от других;

- осознания себя началом субъекта деятельности;

- эмоциональная самооценка и осознание других психических свойств;

- социально-нравственное отношение к себе.

Исследуя понятие самосознания, мы упираемся в такое определение, как «Я-концепция». Зачастую эти понятия используются как синонимы, имеют общие определения и объясняют феномены представления индивида о самом себе. Но важное отличие состоит в том, что «Я-концепция» формируется в процессе развития самосознания и является ее продуктом. «Я-концепция» — это теория представлений о самом себе, в которой принято выделять когнитивный, эмоциональный и поведенческий компоненты. С понятием «Я-концепция» также связаны определенные сложности. Выделение из конструкта понятия «Я» вызывает дискуссии в научных кругах [Андреева, 2003]. Образ «Я» является источником самоопределения, отождествляясь с лицом субъекта. Также образ «Я» рассматривается как духовный аспект личности [Петрова, 2007].

Исследователи выделяют в образе «Я» следующие взаимосвязанные компоненты: самоотношение, самоуважение, аутосимпатию, ожидаемое отношение к себе, самоинтерес, самопонимание, самоуверенность, самопринятие, самопоследовательность, самообвинение [Прохоров, 2020].

У. Джеймс в своем определении Я-концепции выделяет 3 основных структурных компонента — духовную, социальную и физическую личность. Большое внимание в его работах уделено понятию самооценки, которую он относит к эмоциональному компоненту [Теории личности, 2008].

Р. Бернс в «Я-концепции» выделяет такие компоненты, как Образ Я, самооценка и поведенческая реакция, которая возникает в результате самооценки, формирования представлении о самом себе.

З. Фрейд предложил структуру личности из трех компонентов: Я, Оно и Сверх Я. [Фрейд, 1991]. По его мнению, личность управляется бессознательными процессами и инстинктами, в основе которых лежит либидозная энергия. В процессе развития и становления личность проходит определенные стадии, где формируются и трансформируются понятия о самом себе. Анализируя представление З. Фрейда, мы также сталкиваемся с эмоциональным компонентом,

который присутствует в структуре «Оно», управляемой такими эмоциональными явлениями, как «страсти» [Жуков, 2021].

Обобщая идеи разных авторов, можно сделать вывод, что Я-концепция представляет собой экзистенциальное ядро личности и тесно связана с эмоциональными переживаниями [Голубь, 2012].

В конструкте «Я-концепции» в рамках исследования взаимосвязи с эмоциональными переживаниями нас более всего интересует самооценка. Именно на ее формирование фундаментальное влияние оказывает эмоциональная сфера. По мнению И. И. Чесноковой, В. В. Столина, С. Р Пантелеева, самооценка выполняет регуля-торные функции и формируется через эмоционально-ценностное отношение к себе [Гайфулин, 2009]. А. Н. Леонтьев предлагал осмыслять понятие самооценки через такой компонент эмоциональной сферы, как чувство.

Дифференциация понятий эмоции и чувства в структуре самосознания

Для того чтобы более конкретно обозначить место эмоциональных переживаний в концепции самосознания, стоит отдельно пройтись по компонентам эмоциональных переживаний и их функциям. Во-первых, стоит дифференцировать понятия эмоции и чувства, которые часто используются как синонимы, но, составляя основу эмоциональной сферы, имеют существенные различия. Во-вторых, стоит определить природу этих компонентов. Эмоции являются эволюци-онно заложенной, древней формой отношения к миру. Это краткосрочные, часто неосознаваемые переживания, которые носят ситуативный характер. Эмоции выполняют сигнальную, оценочную, приспособительную, регулятивную, коммуникативную, стабилизирующую и мотивирующую функции. Ученые отмечают, что эмоции присущи и животным, и человеку [Panksepp, 1998]. Самосознание животных невозможно исследовать, поэтому логично сделать вывод, что вопрос взаимосвязи непосредственно самих эмоций и самосознания исследовать некорректно, хотя, бесспорно, эмоции влияют на психические и физиологические процессы. По-другому дело обстоит с понятием «чувства». Мы полностью согласны с мнением А. Н. Леонтьева, который указывает на взаимосвязь самосознания именно с чувствами [Рубинштейн, 2005].

Чувства — это форма переживания своего собственного отношения к окружающему миру и его явлениям. Чувства носят постоянный и устойчивый характер. Они обобщают возникающие эмоции и создают основу для формирования тесных эмоциональных связей между людьми. [Психология эмоций и мотивации, 2020]. Чувства создают привязанности к социальным связям и способны выступать как движущая сила мотивации деятельности [Ильин, 2016]. Они классифицируются на сложные компоненты, причем исследователи выделяют морально-нравственные, интеллектуальные, эстетические и профессиональные чувства [Ильин, 2011].

Обобщая представления о влиянии эмоционального компонента на самосознание, можно сделать вывод, что чувства выступают фактором формирования самосознания личности, ее представления о себе и об окружающей среде. Эмоции косвенно влияют на формирование самосознания, вызывая краткосрочные переживания, однако могут трансформироваться в чувства и попадают в область осознавания своих собственных переживаний.

Заключение

Таким образом, на основании проведенного теоретического исследования, можно сделать следующие выводы:

- Эмоциональные переживания влияют на формирование самосознания личности.

- Структура самосознания личности включает в себя эмоциональную составляющую, которая представлена в компонентах самооценки и самоотношения.

- Наибольшее влияние на самосознание оказывают чувства, имеющие устойчивый и продолжительный характер.

- В самосознании личности накапливается эмоциональный опыт, который осмысливается и поддается рефлексии, следовательно, самосознание способно влиять на последующие эмоциональные переживания, их силу и качество.

- Важно отметить, что современная диагностика самосознания личности редко включает в себя параллельную диагностику эмоциональной сферы, поэтому исследование, проведенное в данной статье, может стать толчком к дальнейшим эмпирическим исследованиям подобных вопросов.

- Понимание о целостности эмоциональной сферы и самосознания может быть полезно для детских и взрослых психологов, педагогов, менеджеров, маркетологов, политиков.

Библиографический список

1. Андреева К. В. Методологические проблемы исследования самосознания // Ежегодник Российского психологического общества. Санкт-Петербург : Изд-во Санкт-Петербуржского университета, 2003. Т. 1. С. 141-144.

2. Атаманенко Е. С. Теоретико-психологические аспекты изучения самосознания в связи с эмоциональными особенностями личности // СевероКавказский психологический вестник. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko -psihologicheskie-aspekty-izucheniya-samosoznaniya-v-svyazi-s-emotsionalnymi-osobennostyami-lichnosti (дата обращения: 04.05.2022).

3. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. Санкт-Петербург : Изд-во, 1997. 96 с.

4. Выготский Л. С. Психология искусства: Анализ эстетической реакции. Москва : Лабиринт, 1998. 573 с.

5. Выготский Л. С. Собрание сочинений : в 6-ти т. Т. 6. Научное наследство / под ред. М. Г. Ярошевского. Москва : Педагогика, 1984. 400 с.

6. Гайфулин А. В. Различные теоретические подходы в определении понятия самооценки // Вестник ТГПУ 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-teoreticheskie-podhody-v-opredelenii-ponyatiya-samootsenki (дата обращения: 03.05.2022).

7. Голубь О. В. Я-концепция как экзистенциальное ядро личности, обеспечивающее ее внутреннюю самоорганизацию и саморегуляцию // Вестник ВолГУ: 2012. Серия 11. № 1 (3). С. 94-100.

8. Жуков В. Н. З. Фрейд: концепция человека // Образование и право. 2021. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7z-freyd-kontseptsiya-cheloveka (дата обращения: 05.05.2022).

9. Ильин В. И. «Чувства» и «эмоции» как социологические категории // Вестник СПбГУ Серия 12: Социология. 2016. Вып. 4. С. 28-40.

10. Ильин Е. П. Эмоции и чувства. Санкт-Петербург : Питер, 2011. 782 c.

11. Намазов В. П. Психолого-педагогические методы исследования индивидуально-личностных особенностей / В. П. Намазов, А. Н. Жмыриков. Москва : Б. И., 1988. 81 с.

12. Петрова С. М. К проблеме структурных компонентов самосознания личности : методический аспект // Вестник Псковского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2007.

№ 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-probleme-strukturnyh-komponentov-samosoznaniya-lichnosti-metodicheskiy-aspekt (дата обращения: 04.05.2022).

13. Прохоров А. О. Система Я в субъективном (ментальном) опыте переживания неравновесных психических состояний / А. О. Прохоров, М. И. Карташева // Экспериментальная психология. 2020. Том 13. № 3. C. 89-104.

14. Психология самосознания : учебное пособие / авт.-сост. Т. Г. Волкова. Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2014. 342 с.

15. Психология : учебник / Московский педагогический государственный университет, кафедра психологии ; под peд. Б. А. Сосновского. Москва : Высшее образование, 2009. 660 с.

16. Психология эмоций и мотивации : учебно-метод. пособие, дополненное / сост. Г. В. Митина, А. Н. Нугаева, Г. А. Шурухина. Уфа : Изд-во БГПУ, 2020. 110 с.

17. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. Санкт-Петербург : Питер, 2013. 720 с.

18. Столин В. В. Самосознание личности. Москва : Изд-во МГУ, 1983. 284 с.

19. Фрейд З. Тотем и табу // «Я» и «Оно». Труды разных лет : в 2-х кн. / пер. с нем. М. Вульфа. Кн. 1. Тбилиси : Мерани, 1991. С. 193-350.

20. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова, Е. В. Шорохова. Москва : Наука, 1977. 144 с.

21. Холл К. С. Теории личности / К. С. Холл, Г. Линдсей. Санкт-Петербург : Институт Психотерапии, 2008. 672 с.

22. Dzhaneryan S. T., Gvozdeva D. I., Astafyeva I. N., Obuhova Yu. V. Frustration features of city students // The Social Sciences. 2015. № 10 (6). Pp. 1443-1448.

23. Panksepp J. Affective neuroscience: The foundations of human and animal emotions. Oxford University Press, 1998.

24. Rochat Ph. Others in Mind. Social Origins of Self-Consciousness. New York : Cambridge University Press, 2009.

Reference list

1. Andreeva K. V. Metodologicheskie problemy issle-dovanija samosoznanija = Methodological problems of self-awareness research // Ezhegodnik Rossijskogo psi-hologicheskogo obshhestva. Sankt-Peterburg : Izd-vo, 2003. T. 1. S. 141-144.

2. Atamanenko E. S. Teoretiko-psihologicheskie aspekty izuchenija samosoznanija v svjazi s jemocion-al'nymi osobennostjami lichnosti = Theoretical and psychological aspects of the self-awareness study in connection with the emotional characteristics of the person // Severo-Kavkazskij psihologicheskij vestnik. 2015. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-

psihologicheskie-aspekty-izucheniya-samosoznaniya-v-svyazi-s-emotsionalnymi-osobennostyami-lichnosti (data obrashhenija: 04.05.2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Vygotskij L. S. Voobrazhenie i tvorchestvo v detskom vozraste = Imagination and creativity in childhood. Sankt-Peterburg : Nauka, 1997. 96 s.

4. Vygotskij L. S. Psihologija iskusstva: Analiz jestet-icheskoj reakcii = Psychology of art: Analysis of aesthetic response. Moskva : Labirint, 1998. 573 s.

5. Vygotskij L. S. Sobranie sochinenij : v 6-ti t. T. 6. Nauchnoe nasledstvo = Collected works: in 6 vol. V 6. Scientific inheritance / pod red. M. G. Jaroshevskogo. Moskva : Pedagogika, 1984. 400 s.

6. Gajfulin A. V. Razlichnye teoreticheskie podhody v opredelenii ponjatija samoocenki = Different theoretical approaches in defining the self-assessment concept // Vestnik TGPU. 2009. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razlichnye-teoreticheskie-podhody-v-opredelenii-ponyatiya-samootsenki (data obrashhenija: 03.05.2022).

7. Golub' O. V Ja-koncepcija kak jekzistencial'noe jadro lichnosti, obespechivajushhee ee vnutrennjuju sa-moorganizaciju i samoreguljaciju = Self-concept as an existential core of personality, providing its internal self-organization and self-regulation // Vestnik VolGU. 2012. Serija 11. № 1 (3). S. 94-100.

8. Zhukov V N. Z. Frejd: koncepcija cheloveka = Z. Freud: the concept of man // Obrazovanie i pravo. 2021. № 7. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/z-freyd-kontseptsiya-cheloveka (data obrashhenija: 05.05.2022).

9. Il'in V I. «Chuvstva» i «jemocii» kak sociolog-icheskie kategorii = «Feelings» and «emotions» as sociological categories // Vestnik SPbGU. Serija 12: Sociologi-ja. 2016. Vyp. 4. S. 28-40.

10. Il'in E. P. Jemocii i chuvstva = Emotions and feelings. Sankt-Peterburg : Piter, 2011. 782 c.

11. Namazov V P. Psihologo-pedagogicheskie meto-dy issledovanija individual'no-lichnostnyh osobennostej = Psychological and pedagogical methods for the study of individual and personal characteristics / V P. Namazov, A. N. Zhmyrikov. Moskva : B. I., 1988. 81 s.

12. Petrova S. M. K probleme strukturnyh kompo-nentov samosoznanija lichnosti: metodicheskij aspekt = To the problem of structural components of personality identity: methodological aspect // Vestnik Pskovskogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Social'no-gumanitarnye nauki. 2007. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n7k-probleme-strukturnyh-komponentov-samosoznaniya-lichnosti-metodicheskiy-aspekt (data obrashhenija: 04.05.2022).

13. Prohorov A. O. Sistema Ja v sub#ektivnom (men-tal'nom) opyte perezhivanija neravnovesnyh psihicheskih sostojanij = System Self- in the subjective (mental) experience of being non-equilibrium mental states / A. O. Pro-horov, M. I. Kartasheva // Jeksperimental'naja psihologija. 2020. Tom 13. № 3. C. 89-104.

14. Psihologija samosoznanija = Psychology of self-awareness : uchebnoe posobie / avt.-sost. T. G. Volkova. Barnaul : Izd-vo Alt. un-ta, 2014. 342 s.

15. Psihologija = Psychology : uchebnik / Moskov-skij pedagogicheskij gosudarstvennyj universitet, kafedra psihologii ; pod ped. B. A. Sosnovskogo. Moskva : Vysshee obrazovanie, 2009. 660 s.

16. Psihologija jemocij i motivacii = Psychology of emotions and motivation : uchebno-metod. posobie, dopolnennoe / sost. G. V. Mitina, A. N. Nugaeva, G. A. Shuruhina. Ufa : Izd-vo BGPU, 2020. 110 s.

17. Rubinshtejn S. L. Osnovy obshhej psihologii = Fundamentals of general psychology. Sankt-Peterburg : Piter, 2013. 720 s.

18. Stolin V. V. Samosoznanie lichnosti = Identity self-awareness. Moskva : Izd-vo MGU, 1983. 284 s.

19. Frejd Z. Totem i tabu = Totem and taboo // «Ja» i «Ono». Trudy raznyh let : v 2-h kn. / per. s nem. M. Vul-'fa. Kn. 1. Tbilisi : Merani, 1991. S. 193-350.

20. Chesnokova, I. I. Problema samosoznanija v psi-hologii = The problem of self-awareness in psychology / I. I. Chesnokova, E. V Shorohova. Moskva : Nauka, 1977. 144 s.

21. Holl K. S. Teorii lichnosti = Theories of personality / K. S. Holl, G. Lindsej. Sankt-Peterburg : Institut Psi-hoterapii, 2008. 672 s.

22. Dzhaneryan S. T., Gvozdeva D. I., Astafyeva I. N., Obuhova Yu. V Frustration features of city students // The Social Sciences. 2015. № 10 (6). Pp. 1443-1448.

23. Panksepp J. Affective neuroscience: The foundations of human and animal emotions. Oxford University Press, 1998.

24. Rochat Ph. Others in Mind. Social Origins of Self-Consciousness. New York : Cambridge University Press, 2009.

Статья поступила в редакцию 08.07.2022; одобрена после рецензирования 29.08.2022; принята к публикации 22.09.2022.

The article was submitted on 08.07.2022; approved after reviewing 29.08.2022; accepted for publication on 22.09.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.