УДК 378.1
Г. И. Сбитнева, кандидат педагогических наук, доцент Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)
О. В. Дворовенко, кандидат педагогических наук Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ БАКАЛАВРОВ
Аннотация. Статья посвящена анализу основных содержательных и структурных особенностей выпускных квалификационных работ, выполняемых обучающимися по программе бакалавриата на кафедре технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры (г. Кемерово, Россия). Рассмотрен состав основных действующих требований к выполнению выпускных квалификационных работ обучающимися, место выпускных квалификационных работ в системе инструментария формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров. Рассмотрены некоторые организационно-управленческие, научно-методические и информационные механизмы реализации процедуры подготовки и публичной защиты выпускной квалификационной работы. Изложены авторские рекомендации по дальнейшему совершенствованию содержания и элементной композиции выпускной квалификационной работы.
Ключевые слова: выпускные квалификационные работы (ВКР), бакалаврские исследования, структура выпускных работ, исследовательская компетентность, библиотечная практика, методы исследования.
Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра представляет собой самостоятельную работу, выполняемую на завершающем этапе обучения, в которой подводятся итоги учебной и научной деятельности выпускника. ВКР, свидетельствующая об умении автора работать самостоятельно, демонстрирует владение общекультурными и профессиональными научно-исследовательскими компетенциями, приобретенными в ходе освоения профессиональной образовательной программы в соответствии с полученной квалификацией. Учебные цели и задачи работы состоят в закреплении знаний и умений, полученных в результате обучения, позволяют сформировать готовность к последующей научно-исследовательской деятельности. Выполнение ВКР предполагает выявление, анализ, обобщение теоретического и практического опыта по теме, овладение комплексом методов исследования сбора и анализа информации, осмысление и описание новых научных знаний и практических результатов, выработку обоснованных выводов и рекомендаций, овладение правилами представления информации и оформления работы.
Бакалаврское исследование позволяет выявить, проанализировать и найти пути решения проблем, стоящих перед библиотечной практикой.
Выполнение ВКР предполагает:
- выявление, анализ, обобщение теоретического и практического опыта по теме;
- овладение комплексом методов исследования, сбора и анализа информации;
- осмысление и описание новых научных знаний и практических результатов;
- выработку обоснованных выводов и рекомендаций;
- овладение правилами представления информации и оформления работы.
Используются различные механизмы реализации подготовки и защиты ВКР: организационно-управленческие, научно-методические, информационные.
Организационно-управленческая составляющая обеспечивается нормативными документами разного статуса: федеральными регламентами («Закон об образовании в Российской Федерации»), локальными актами вуза (приказы о допуске к написанию ВКР, допуске к итоговой государственной аттестации), актами факультета информационных и библиотечных технологий (распоряжения о сроках защиты ВКР, ведомости, расписание и т. д.), актами кафедры ТДК (протоколы утверждения тематики ВКР, график предзащиты, график консультаций).
Методическая составляющая: нормативно-практические, учебные, научные, методические материалы КемГИК и кафедры ТДК. Среди них: «Выпускные квалификационные работы: стандарты ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» (Кемерово, 2012), «Методы информационно-аналитической деятельности»: научно-практический сборник (Кемерово, 2010), «Методика подготовки и оформления курсовой, дипломной работы, дипломного проекта», «Оформление курсовых, выпускных квалификационных работ» (электронный ресурс, 2017), ряд статей педагогов кафедры ТДК.
Информационная составляющая: доступ к информационным ресурсам, среди которых перечень информационных электронных ресурсов КемГИК, электронный каталог и электронная библиотека КемГИК, (http://library.kemguki.ru), электронная образовательная среда КемГИК (http://edu.kemguki.ru/) и др.
Использование этих механизмов способствует качеству подготовки ВКР. В работе рассмотрен опыт кафедры ТДК КемГУКИ по подготовке ВКР за весь период подготовки бакалавров (2015-2018 гг.), изучена структура ВКР и их тематика.
В структуре ВКР, согласно стандартам и методическим рекомендациям, предусмотрены следующие элементы (в указанной последовательности): обложка; титульный лист; задание (ТЗ); реферат; оглавление; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения.
Остановимся на некоторых из них. Реферат пишется по определённому плану на русском и английском языках Наличие реферата на русском и английском языках подтверждает общекультурную компетенцию по владению иностранным языком.
Особый интерес представляет введение, в котором обоснована методика исследования. Как показал анализ, наиболее уязвимым моментом является определение целей исследования. Встречаются работы (около 5%), в которых цель формулируется как изучение, рассмотрение, анализ и т.д., что означает одну из задач, средство для достижения цели, но не саму цель исследования.
Особого внимания заслуживают методы исследования. Ранжированный ряд методов исследования в порядке убывания (использованы определения, приведенные в ВКР): теоретический анализ, анализ публикаций, социологический метод (анкетирование, наблюдение), статистический анализ, изучение сайтов, анализ учётной документации, терминологический анализ, проектирование, библиографическое изучение фонда, сравнительный анализ, моделирование, экспертная оценка, анализ интернет-ресурсов, библиометрический анализ и другие.
Как свидетельствуют данные, использованы, в основном, уже ставшие традиционными аналитические и социологические методы (например, анкетирование). Некоторые методы, даже имеющие большую ретроспективу, встречаются очень редко. В качестве примера можно привести метод терминологического анализа, которым, в принципе, студенты владеют, но в ВКР используют редко. Другой пример: как правило, для поиска литературы выпускники обращаются к Интернет-ресурсам, однако среди методов его не называют или указывают как теоретический анализ или анализ публикаций. Практически не используются современные методы. Обнаружено лишь единичное использование таких методов как моделирование; сравнительный анализ; библиомет-рический анализ, метод экспертных оценок. По-видимому, это связано с неоднозначностью трактовки названий методов в теории и незнанием многих методов самими студентами.
Обязательной частью ВКР является список литературы. Анализ списка литературы показал грамотность оформления, соответствие ГОСТ 7.1-2003. Обращает на себя внимание объём списка литературы, который колеблется от 30 до 150 названий. При написании 85% ВКР используются электронные ресурсы, но 15 % работ не обращаются к электронной среде, что не представляется правомерным. Анализ видовой структуры списка позволил отметить наличие в списке литературы, в основном, отечественных периодических изданий, монографий, учебников в меньшей мере - справочников и нормативно-производственных изданий. Почему-то студенты не приводят в списке литературы отчётную документацию, несмотря на её использование при написании ВКР. Зарубежный опыт не представлен вообще, несмотря на возможность знакомиться с ним через рефераты РЖ «Информатика», указав на это в списке литературы.
Объём самой работы, в основном, 50-60 страниц, приложения, как правило, 8-10 страниц. Это вполне соответствует стандартам и позволяет полно раскрыть тему исследования. Однако иногда встречаются работы объёмом как до 40 страниц, так и более 150 страниц. В данном случае
стоить говорить о разумной достаточности: слишком малый или слишком большой объём свидетельствует о неумении раскрыть тему или отобрать самые главные аспекты раскрытия её.
При формировании тематики ВКР на кафедре ТДК руководствуются не только целями и задачами, стоящими перед этим видом учебной деятельности студентов, но и значимостью темы для информационно-библиотечной сферы.
Заинтересованность в практической составляющей исследования в большей степени характерна для студентов заочной формы обучения. Из предложенной тематики студенты выбирают те темы, которые наиболее актуальны для библиотеки, в которой работает студент - выпускник. Как правило, эта библиотека является базой исследования или входит в их число. Изучив опыт других библиотек, выпускник делает вывод о состоянии общественной практики в аспекте выбранной темы. Сопоставительный анализ его с эмпирическим материалом, полученным непосредственно студентом, позволяет сделать обоснованные выводы и сформулировать рекомендации в конкретной ситуации.
Распределение ВКР по тематике в относительных показателях (%) по тематике за 2015-2018 годы приводится в табл. 1.
Таблица 1
Распределение ВКР по тематике
Тематика Количество (%)
Информационные продукты и услуги 25,6
Библиотечный менеджмент и маркетинг 12,8
Документоведение. Документные потоки 4,0
Информационная культура 3,2
Справочно-библиографический аппарат 3,2
Другое 1,6
Профессиональная этика 0,8
Научно-исследовательская деятельность 0,8
Чтение 6.4
Электронные ресурсы 27,2
Кадры библиотек 3.2
Библиотечные фонды 3.2
Аналитико-синтетическая переработка информации 4.0
Всего 100
Чаще всего тематика ВКР связана с электронными ресурсами, информационными продуктами и услугами, библиотечным менеджментом и маркетингом.
Блок исследований по информационным продуктам и услугам включает работы, посвященные:
- ассортименту и технологии подготовки информационных продуктов и услуг («Технология подготовки аналитического обзора итогов деятельности библиотеки», «Мультимедийные продукты в деятельности детских и юношеских библиотек»);
- различным категориям пользователей («Приобщение к чтению учащихся среднего звена в условиях детской библиотеки»);
- отдельным направлениям обслуживания («Поддержка патриотического воспитания библиотечными средствами»);
- внедрению проектных технологий («Проектная деятельность в информационно-библиографическом обслуживании молодёжи»).
В настоящее время в библиотечную практику повсеместно внедряются новые информационные технологии, что, безусловно, проявилось и в тематике работ. Более чем в 30 % ВКР отражается тенденция перемещения библиотек в электронную среду. Рассматриваются: различные аспект деятельности библиотек в электронной среде («Сайт как средство общения людей с ограниченными возможностями здоровья», «Продвижение краеведческой деятельности в социальных сетях», «Блоги библиотек» «Оценка эффективности автоматизированных библиотечно-информационных систем» и др.).
В бакалаврских работах изучается информационная составляющая небиблиотечных учреждений («Информационное обеспечение органов муниципальной власти на примере Управления культуры, молодёжи и туризма администрации Боградского района Республики Хакасии»).
Во всех работах бакалавры представляют и защищают законченный и готовый к внедрению или уже используемый информационный продукт. Практическая значимость подтверждается представленными рецензиями и актами о внедрении результатов работы в практическую деятельность библиотек. Ассортимент защищаемых информационных продуктов достаточно разнообразен:
- проекты («Патриотическое воспитание школьников»),
- путеводители («Путеводитель по Интернет-ресурсам школьного предмета «Информатика»),
- технологические карты («Технологическая карта подготовки виртуальной выставки»),
- программы («Наши земляки - защитники Отечества»),
- методические разработки («Методические рекомендации по проведению акции «Библио-ночь»),
- сценарии («Квест-игра»).
Особый интерес у рецензентов-практиков вызывают электронные продукты: электронные биобиблиографические персональные указатели, электронные указатели, справочники, электронные путеводители и т. д).
Распространению результатов ВКР в библиотечной среде способствует публикация лучших исследований. Примеры:
- Отражение географических объектов в предметных рубриках библиографических записей электронных краеведческих каталогов [Электронный ресурс] // Библиотека в контексте российской социокультурной истории: краеведческий аспект: материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием) 24-25 марта 2016 г. / Нац. б-ка им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан.
- Электронные ресурсы в сопровождении учебного предмета «Информатика» // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 4-5 апреля 2017 года).
Все работы имеют отзывы научных руководителей, рецензии высококвалифицированных специалистов библиотечно-информационных учреждений Кемеровской области и Красноярского края. Все ВКР прошли проверку на плагиат в системе Антиплагиат (https://www.antiplagiat.ru). Показатель оригинальности ВКР варьировался от 53,2 % до 100 %. Средний показатель составил 75,5 %.
Таким образом, ВКР соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профили подготовки: «Информационно-аналитическая деятельность», «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» и отражают реальные потребности практики. Это подтверждается соответствием тематики выпускных квалификационных работ задачам библиотечной теории и практики, достоверностью сведений, характеризующих состояние объекта исследования, конкретностью полученных выводов и реальностью рекомендаций, возможностью использования их в практической деятельности, высоким качеством выполнения выпускных работ.
Вместе с тем, следует отметить небольшой спектр методов исследования в целом: преимущественное использование традиционных методов, неоднозначность трактовки даже известных методов, незначительное включение в научный оборот современных методов. Установлена узость видовой структуры используемых в ВКР источников, отказ от изучения зарубежного опыта.
Для дальнейшего совершенствования ВКР необходимо обновить методическое обеспечение выполнения ВКР с учётом требований к современному выпускнику-бакалавру. Организовать во время последней сессии ряд общих консультаций для выпускников, подготовить пакет документов, которые должны быть заполнены и сданы студентом на кафедру вместе с ВКР. Среди документов в обязательном порядке должен быть акт внедрения.
Для большей востребованности исследований в информационно-библиотечной среде важно учитывать запросы практики при определении тематики ВКР.
Практиковать обсуждение тематики исследований со специалистами-практиками, привлекать их не только в качестве рецензентов, но и в качестве консультантов и руководителей выпускных работ.
Целесообразно шире пропагандировать результаты ВКР через региональную печать (например, в сборнике «Библиотечная жизнь Кузбасса» выделить специальную рубрику, освещающую образовательный процесс института информационных и библиотечных технологий) и социальные сети.
Galina I. Sbitneva, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)
Olga V. Dvorovenko, Ph in Pedagogy Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)
STRUCTURE AND CONTENT OF A GRADUATE QUALIFICATION WORK
Abstract. The article is devoted to the analysis of some key content and structural peculiarities of a graduate qualification work written by students who are taught on bachelor's degree programmes in the Document Communication Technologies Chair, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia). Basic requirements for a graduate qualification work and its place among the other tools for building up of a bachelor's professional competences are considered. Also, the paper highlights several managerial, scientific, methodical and informational mechanisms for the procedure of preparing and public defense of a graduate qualification work. The authors offer their own guidance for further improvement of content and elemental composition of a graduate qualification work.
Keywords: graduate qualification work, a bachelor's research, structure of a graduate qualification work, a researcher's competence, library practice, methods of research.
УДК 378.1:82-057.875(575.2):174
Н. Д. Тилекова, кандидат педагогических наук Кыргызско-Узбекский университет (Ош, Киргизия)
ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ
Аннотация. Изложен ряд актуальных вопросов организации литературного образования в условиях образовательной организации высшего образования современного Кыргызстана, рассматриваемого в качестве значимого фактора формирования профессиональной культуры студента. Представлен авторский взгляд на элементный состав и структурную организацию компонентов профессиональной культуры современного обучающегося. Кратко охарактеризованы этапы формирования профессиональной культуры будущего специалиста.
Ключевые слова: литературное образование, культура общения, компоненты, факторы, познание, учебный процесс, социокультура, гуманизм.
Профессиональная культура студента, пока он учится в высшем учебном заведении, определяется базовыми знаниями и умениями, ценностными ориентациями, мотивами его учебной деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он учится, его внутренней культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала и т. д. В профессии педагога к этому списку можно добавить и владение методикой преподавания своего предмета, в данном случае, литературы, способность понимать и воздействовать на духовный мир другого человека, уважение к нему, наличие профессионально значимых личностных качеств. Недостаточность хотя бы одного из составляющих разрушает всю систему, уменьшает эффективность профессиональной деятельности студента, в целом, будущего педагога.