Научная статья на тему 'Структура и содержание выпускных квалификационных работ бакалавров'

Структура и содержание выпускных квалификационных работ бакалавров Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
408
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫПУСКНЫЕ КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ РАБОТЫ (ВКР) / БАКАЛАВРСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ / СТРУКТУРА ВЫПУСКНЫХ РАБОТ / ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / БИБЛИОТЕЧНАЯ ПРАКТИКА / МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ / GRADUATE QUALIFICATION WORK / A BACHELOR'S RESEARCH / STRUCTURE OF A GRADUATE QUALIFICATION WORK / A RESEARCHER'S COMPETENCE / LIBRARY PRACTICE / METHODS OF RESEARCH

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сбитнева Г. И., Дворовенко О. В.

Статья посвящена анализу основных содержательных и структурных особенно-стей выпускных квалификационных работ, выполняемых обучающимися по программе бака-лавриата на кафедре технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры (г. Кемерово, Россия). Рассмотрен состав основных действующих требований к выполнению выпускных квалификационных работ обучающимися, место выпускных квалифи-кационных работ в системе инструментария формирования профессиональных компетенций бу-дущих бакалавров. Рассмотрены некоторые организационно-управленческие, научно-методические и информационные механизмы реализации процедуры подготовки и публичной защиты выпускной квалификационной работы. Изложены авторские рекомендации по дальней-шему совершенствованию содержания и элементной композиции выпускной квалификационной работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сбитнева Г. И., Дворовенко О. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF A GRADUATE QUALIFICATION WORK

The article is devoted to the analysis of some key content and structural peculiarities of a graduate qualification work written by students who are taught on bachelor's degree programmes in the Document Communication Technologies Chair, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia). Basic requirements for a graduate qualification work and its place among the other tools for building up of a bachelor’s professional competences are considered. Also, the paper highlights several managerial, scientific, methodical and informational mechanisms for the procedure of preparing and pub-lic defense of a graduate qualification work. The authors offer their own guidance for further improve-ment of content and elemental composition of a graduate qualification work.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание выпускных квалификационных работ бакалавров»

УДК 378.1

Г. И. Сбитнева, кандидат педагогических наук, доцент Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)

[email protected]

О. В. Дворовенко, кандидат педагогических наук Кемеровский государственный институт культуры (Кемерово, Россия)

[email protected]

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ВЫПУСКНЫХ КВАЛИФИКАЦИОННЫХ РАБОТ БАКАЛАВРОВ

Аннотация. Статья посвящена анализу основных содержательных и структурных особенностей выпускных квалификационных работ, выполняемых обучающимися по программе бакалавриата на кафедре технологии документальных коммуникаций Кемеровского государственного института культуры (г. Кемерово, Россия). Рассмотрен состав основных действующих требований к выполнению выпускных квалификационных работ обучающимися, место выпускных квалификационных работ в системе инструментария формирования профессиональных компетенций будущих бакалавров. Рассмотрены некоторые организационно-управленческие, научно-методические и информационные механизмы реализации процедуры подготовки и публичной защиты выпускной квалификационной работы. Изложены авторские рекомендации по дальнейшему совершенствованию содержания и элементной композиции выпускной квалификационной работы.

Ключевые слова: выпускные квалификационные работы (ВКР), бакалаврские исследования, структура выпускных работ, исследовательская компетентность, библиотечная практика, методы исследования.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) бакалавра представляет собой самостоятельную работу, выполняемую на завершающем этапе обучения, в которой подводятся итоги учебной и научной деятельности выпускника. ВКР, свидетельствующая об умении автора работать самостоятельно, демонстрирует владение общекультурными и профессиональными научно-исследовательскими компетенциями, приобретенными в ходе освоения профессиональной образовательной программы в соответствии с полученной квалификацией. Учебные цели и задачи работы состоят в закреплении знаний и умений, полученных в результате обучения, позволяют сформировать готовность к последующей научно-исследовательской деятельности. Выполнение ВКР предполагает выявление, анализ, обобщение теоретического и практического опыта по теме, овладение комплексом методов исследования сбора и анализа информации, осмысление и описание новых научных знаний и практических результатов, выработку обоснованных выводов и рекомендаций, овладение правилами представления информации и оформления работы.

Бакалаврское исследование позволяет выявить, проанализировать и найти пути решения проблем, стоящих перед библиотечной практикой.

Выполнение ВКР предполагает:

- выявление, анализ, обобщение теоретического и практического опыта по теме;

- овладение комплексом методов исследования, сбора и анализа информации;

- осмысление и описание новых научных знаний и практических результатов;

- выработку обоснованных выводов и рекомендаций;

- овладение правилами представления информации и оформления работы.

Используются различные механизмы реализации подготовки и защиты ВКР: организационно-управленческие, научно-методические, информационные.

Организационно-управленческая составляющая обеспечивается нормативными документами разного статуса: федеральными регламентами («Закон об образовании в Российской Федерации»), локальными актами вуза (приказы о допуске к написанию ВКР, допуске к итоговой государственной аттестации), актами факультета информационных и библиотечных технологий (распоряжения о сроках защиты ВКР, ведомости, расписание и т. д.), актами кафедры ТДК (протоколы утверждения тематики ВКР, график предзащиты, график консультаций).

Методическая составляющая: нормативно-практические, учебные, научные, методические материалы КемГИК и кафедры ТДК. Среди них: «Выпускные квалификационные работы: стандарты ФГБОУ ВПО «Кемеровский государственный университет культуры и искусств» (Кемерово, 2012), «Методы информационно-аналитической деятельности»: научно-практический сборник (Кемерово, 2010), «Методика подготовки и оформления курсовой, дипломной работы, дипломного проекта», «Оформление курсовых, выпускных квалификационных работ» (электронный ресурс, 2017), ряд статей педагогов кафедры ТДК.

Информационная составляющая: доступ к информационным ресурсам, среди которых перечень информационных электронных ресурсов КемГИК, электронный каталог и электронная библиотека КемГИК, (http://library.kemguki.ru), электронная образовательная среда КемГИК (http://edu.kemguki.ru/) и др.

Использование этих механизмов способствует качеству подготовки ВКР. В работе рассмотрен опыт кафедры ТДК КемГУКИ по подготовке ВКР за весь период подготовки бакалавров (2015-2018 гг.), изучена структура ВКР и их тематика.

В структуре ВКР, согласно стандартам и методическим рекомендациям, предусмотрены следующие элементы (в указанной последовательности): обложка; титульный лист; задание (ТЗ); реферат; оглавление; введение; основная часть; заключение; список использованных источников; приложения.

Остановимся на некоторых из них. Реферат пишется по определённому плану на русском и английском языках Наличие реферата на русском и английском языках подтверждает общекультурную компетенцию по владению иностранным языком.

Особый интерес представляет введение, в котором обоснована методика исследования. Как показал анализ, наиболее уязвимым моментом является определение целей исследования. Встречаются работы (около 5%), в которых цель формулируется как изучение, рассмотрение, анализ и т.д., что означает одну из задач, средство для достижения цели, но не саму цель исследования.

Особого внимания заслуживают методы исследования. Ранжированный ряд методов исследования в порядке убывания (использованы определения, приведенные в ВКР): теоретический анализ, анализ публикаций, социологический метод (анкетирование, наблюдение), статистический анализ, изучение сайтов, анализ учётной документации, терминологический анализ, проектирование, библиографическое изучение фонда, сравнительный анализ, моделирование, экспертная оценка, анализ интернет-ресурсов, библиометрический анализ и другие.

Как свидетельствуют данные, использованы, в основном, уже ставшие традиционными аналитические и социологические методы (например, анкетирование). Некоторые методы, даже имеющие большую ретроспективу, встречаются очень редко. В качестве примера можно привести метод терминологического анализа, которым, в принципе, студенты владеют, но в ВКР используют редко. Другой пример: как правило, для поиска литературы выпускники обращаются к Интернет-ресурсам, однако среди методов его не называют или указывают как теоретический анализ или анализ публикаций. Практически не используются современные методы. Обнаружено лишь единичное использование таких методов как моделирование; сравнительный анализ; библиомет-рический анализ, метод экспертных оценок. По-видимому, это связано с неоднозначностью трактовки названий методов в теории и незнанием многих методов самими студентами.

Обязательной частью ВКР является список литературы. Анализ списка литературы показал грамотность оформления, соответствие ГОСТ 7.1-2003. Обращает на себя внимание объём списка литературы, который колеблется от 30 до 150 названий. При написании 85% ВКР используются электронные ресурсы, но 15 % работ не обращаются к электронной среде, что не представляется правомерным. Анализ видовой структуры списка позволил отметить наличие в списке литературы, в основном, отечественных периодических изданий, монографий, учебников в меньшей мере - справочников и нормативно-производственных изданий. Почему-то студенты не приводят в списке литературы отчётную документацию, несмотря на её использование при написании ВКР. Зарубежный опыт не представлен вообще, несмотря на возможность знакомиться с ним через рефераты РЖ «Информатика», указав на это в списке литературы.

Объём самой работы, в основном, 50-60 страниц, приложения, как правило, 8-10 страниц. Это вполне соответствует стандартам и позволяет полно раскрыть тему исследования. Однако иногда встречаются работы объёмом как до 40 страниц, так и более 150 страниц. В данном случае

стоить говорить о разумной достаточности: слишком малый или слишком большой объём свидетельствует о неумении раскрыть тему или отобрать самые главные аспекты раскрытия её.

При формировании тематики ВКР на кафедре ТДК руководствуются не только целями и задачами, стоящими перед этим видом учебной деятельности студентов, но и значимостью темы для информационно-библиотечной сферы.

Заинтересованность в практической составляющей исследования в большей степени характерна для студентов заочной формы обучения. Из предложенной тематики студенты выбирают те темы, которые наиболее актуальны для библиотеки, в которой работает студент - выпускник. Как правило, эта библиотека является базой исследования или входит в их число. Изучив опыт других библиотек, выпускник делает вывод о состоянии общественной практики в аспекте выбранной темы. Сопоставительный анализ его с эмпирическим материалом, полученным непосредственно студентом, позволяет сделать обоснованные выводы и сформулировать рекомендации в конкретной ситуации.

Распределение ВКР по тематике в относительных показателях (%) по тематике за 2015-2018 годы приводится в табл. 1.

Таблица 1

Распределение ВКР по тематике

Тематика Количество (%)

Информационные продукты и услуги 25,6

Библиотечный менеджмент и маркетинг 12,8

Документоведение. Документные потоки 4,0

Информационная культура 3,2

Справочно-библиографический аппарат 3,2

Другое 1,6

Профессиональная этика 0,8

Научно-исследовательская деятельность 0,8

Чтение 6.4

Электронные ресурсы 27,2

Кадры библиотек 3.2

Библиотечные фонды 3.2

Аналитико-синтетическая переработка информации 4.0

Всего 100

Чаще всего тематика ВКР связана с электронными ресурсами, информационными продуктами и услугами, библиотечным менеджментом и маркетингом.

Блок исследований по информационным продуктам и услугам включает работы, посвященные:

- ассортименту и технологии подготовки информационных продуктов и услуг («Технология подготовки аналитического обзора итогов деятельности библиотеки», «Мультимедийные продукты в деятельности детских и юношеских библиотек»);

- различным категориям пользователей («Приобщение к чтению учащихся среднего звена в условиях детской библиотеки»);

- отдельным направлениям обслуживания («Поддержка патриотического воспитания библиотечными средствами»);

- внедрению проектных технологий («Проектная деятельность в информационно-библиографическом обслуживании молодёжи»).

В настоящее время в библиотечную практику повсеместно внедряются новые информационные технологии, что, безусловно, проявилось и в тематике работ. Более чем в 30 % ВКР отражается тенденция перемещения библиотек в электронную среду. Рассматриваются: различные аспект деятельности библиотек в электронной среде («Сайт как средство общения людей с ограниченными возможностями здоровья», «Продвижение краеведческой деятельности в социальных сетях», «Блоги библиотек» «Оценка эффективности автоматизированных библиотечно-информационных систем» и др.).

В бакалаврских работах изучается информационная составляющая небиблиотечных учреждений («Информационное обеспечение органов муниципальной власти на примере Управления культуры, молодёжи и туризма администрации Боградского района Республики Хакасии»).

Во всех работах бакалавры представляют и защищают законченный и готовый к внедрению или уже используемый информационный продукт. Практическая значимость подтверждается представленными рецензиями и актами о внедрении результатов работы в практическую деятельность библиотек. Ассортимент защищаемых информационных продуктов достаточно разнообразен:

- проекты («Патриотическое воспитание школьников»),

- путеводители («Путеводитель по Интернет-ресурсам школьного предмета «Информатика»),

- технологические карты («Технологическая карта подготовки виртуальной выставки»),

- программы («Наши земляки - защитники Отечества»),

- методические разработки («Методические рекомендации по проведению акции «Библио-ночь»),

- сценарии («Квест-игра»).

Особый интерес у рецензентов-практиков вызывают электронные продукты: электронные биобиблиографические персональные указатели, электронные указатели, справочники, электронные путеводители и т. д).

Распространению результатов ВКР в библиотечной среде способствует публикация лучших исследований. Примеры:

- Отражение географических объектов в предметных рубриках библиографических записей электронных краеведческих каталогов [Электронный ресурс] // Библиотека в контексте российской социокультурной истории: краеведческий аспект: материалы Всероссийской научной конференции (с международным участием) 24-25 марта 2016 г. / Нац. б-ка им. Ахмет-Заки Валиди Республики Башкортостан.

- Электронные ресурсы в сопровождении учебного предмета «Информатика» // XIX Всероссийская студенческая научно-практическая конференция Нижневартовского государственного университета: сборник статей (г. Нижневартовск, 4-5 апреля 2017 года).

Все работы имеют отзывы научных руководителей, рецензии высококвалифицированных специалистов библиотечно-информационных учреждений Кемеровской области и Красноярского края. Все ВКР прошли проверку на плагиат в системе Антиплагиат (https://www.antiplagiat.ru). Показатель оригинальности ВКР варьировался от 53,2 % до 100 %. Средний показатель составил 75,5 %.

Таким образом, ВКР соответствуют требованиям Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 51.03.06 «Библиотечно-информационная деятельность», профили подготовки: «Информационно-аналитическая деятельность», «Библиотечно-педагогическое сопровождение школьного образования» и отражают реальные потребности практики. Это подтверждается соответствием тематики выпускных квалификационных работ задачам библиотечной теории и практики, достоверностью сведений, характеризующих состояние объекта исследования, конкретностью полученных выводов и реальностью рекомендаций, возможностью использования их в практической деятельности, высоким качеством выполнения выпускных работ.

Вместе с тем, следует отметить небольшой спектр методов исследования в целом: преимущественное использование традиционных методов, неоднозначность трактовки даже известных методов, незначительное включение в научный оборот современных методов. Установлена узость видовой структуры используемых в ВКР источников, отказ от изучения зарубежного опыта.

Для дальнейшего совершенствования ВКР необходимо обновить методическое обеспечение выполнения ВКР с учётом требований к современному выпускнику-бакалавру. Организовать во время последней сессии ряд общих консультаций для выпускников, подготовить пакет документов, которые должны быть заполнены и сданы студентом на кафедру вместе с ВКР. Среди документов в обязательном порядке должен быть акт внедрения.

Для большей востребованности исследований в информационно-библиотечной среде важно учитывать запросы практики при определении тематики ВКР.

Практиковать обсуждение тематики исследований со специалистами-практиками, привлекать их не только в качестве рецензентов, но и в качестве консультантов и руководителей выпускных работ.

Целесообразно шире пропагандировать результаты ВКР через региональную печать (например, в сборнике «Библиотечная жизнь Кузбасса» выделить специальную рубрику, освещающую образовательный процесс института информационных и библиотечных технологий) и социальные сети.

Galina I. Sbitneva, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)

[email protected]

Olga V. Dvorovenko, Ph in Pedagogy Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia)

[email protected]

STRUCTURE AND CONTENT OF A GRADUATE QUALIFICATION WORK

Abstract. The article is devoted to the analysis of some key content and structural peculiarities of a graduate qualification work written by students who are taught on bachelor's degree programmes in the Document Communication Technologies Chair, Kemerovo State Institute of Culture (Kemerovo, Russia). Basic requirements for a graduate qualification work and its place among the other tools for building up of a bachelor's professional competences are considered. Also, the paper highlights several managerial, scientific, methodical and informational mechanisms for the procedure of preparing and public defense of a graduate qualification work. The authors offer their own guidance for further improvement of content and elemental composition of a graduate qualification work.

Keywords: graduate qualification work, a bachelor's research, structure of a graduate qualification work, a researcher's competence, library practice, methods of research.

УДК 378.1:82-057.875(575.2):174

Н. Д. Тилекова, кандидат педагогических наук Кыргызско-Узбекский университет (Ош, Киргизия)

ВОПРОСЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ СТУДЕНТОВ

Аннотация. Изложен ряд актуальных вопросов организации литературного образования в условиях образовательной организации высшего образования современного Кыргызстана, рассматриваемого в качестве значимого фактора формирования профессиональной культуры студента. Представлен авторский взгляд на элементный состав и структурную организацию компонентов профессиональной культуры современного обучающегося. Кратко охарактеризованы этапы формирования профессиональной культуры будущего специалиста.

Ключевые слова: литературное образование, культура общения, компоненты, факторы, познание, учебный процесс, социокультура, гуманизм.

Профессиональная культура студента, пока он учится в высшем учебном заведении, определяется базовыми знаниями и умениями, ценностными ориентациями, мотивами его учебной деятельности, пониманием им себя в мире и мира вокруг себя, стилем взаимоотношений с людьми, с которыми он учится, его внутренней культурой, способностью к развитию своего творческого потенциала и т. д. В профессии педагога к этому списку можно добавить и владение методикой преподавания своего предмета, в данном случае, литературы, способность понимать и воздействовать на духовный мир другого человека, уважение к нему, наличие профессионально значимых личностных качеств. Недостаточность хотя бы одного из составляющих разрушает всю систему, уменьшает эффективность профессиональной деятельности студента, в целом, будущего педагога.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.