Научная статья на тему 'Структура и содержание образования в американских школах на рубеже XIX-XX веков'

Структура и содержание образования в американских школах на рубеже XIX-XX веков Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1509
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ / ЭТАПЫ ОБУЧЕНИЯ / НАЦИОНАЛЬНАЯ АССОЦИАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / ЕДИНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН / ДИСЦИПЛИНЫ ПРАКТИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ / ТЕМАТИЧЕСКИЕ УРОКИ / STRUCTURE AND CONTENT OF SCHOOL EDUCATION / EDUCATION STAGES / NATIONAL EDUCATION ASSOCIATION / UNIFIED CURRICULUM / DISCIPLINES OF PRACTICAL ORIENTATION / THEMATIC LESSONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Йованович Тамара Георгиевна, Егоров Владислав Викторович

В статье рассматриваются тенденции, имевшие место в структуре и содержании образования в школах США на рубеже XIX-XX веков. Авторы выделяют основные этапы обучения в США того периода, представляют анализ первого единого учебного плана 1893 г. Сделан вывод, что в конце XIX века в структуре образования существовала преемственность этапов обучения, а содержание отличалось практической направленностью. Отмечена положительная роль тематических уроков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Йованович Тамара Георгиевна, Егоров Владислав Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND CONTENT OF EDUCATION AT AMERICAN SCHOOLS AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

The article examines tendencies in the structure and content of education at the USA schools at the turn of the XIX-XX centuries. The authors identify the basic education stages in the USA of this period, provide the analysis of the first unified curriculum of 1893. The paper concludes that at the end of the XIX century there was continuity of education stages in the structure of education, and the content was characterized by practical orientation. The researchers emphasize the positive role of thematic lessons.

Текст научной работы на тему «Структура и содержание образования в американских школах на рубеже XIX-XX веков»

Йованович Тамара Георгиевна, Егоров Владислав Викторович

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛАХ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

В статье рассматриваются тенденции, имевшие место в структуре и содержании образования в школах США на рубеже Х1Х-ХХ веков. Авторы выделяют основные этапы обучения в США того периода, представляют анализ первого единого учебного плана 1893 г. Сделан вывод, что в конце XIX века в структуре образования существовала преемственность этапов обучения, а содержание отличалось практической направленностью. Отмечена положительная роль тематических уроков. Адрес статьи: www.gramota.net/materials/372016/6-1/21.html

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2016. № 6(68): в 2-х ч. Ч. 1. C. 85-88. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/3/2016/6-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

19. Рассказы генерала Котлубицкаго о временах Павла I, изложенные А. И. Ханенко // Русский архив. 1912. Кн. 2. Вып. 8. С. 509-538.

20. Ржевская (Алымова) Г. И. Памятные записки Глафиры Ивановны Ржевской // Русский архив. 1871. Кн. 1. Вып. 1. Стб. 1-52.

21. Ростопчин Ф. В. Последний день жизни императрицы Екатерины II и первый день царствования императора Павла I // Архив князя Воронцова. М., 1876. Кн. 8. С. 158-174.

22. Сорокин Ю. А. Павел I // Вопросы истории. 1989. № 11. С. 46-59.

23. Тартаковский А. Г. Русская мемуаристика XVIII - первой половины XIX в.: от рукописи к книге. М.: Наука, 1991. 288 с.

24. Трефолев Л. Н. Путешествие императора Павла по Ярославской губернии // Русский архив. 1870. Изд-е 2-е. М., 1871. Стб. 298-326.

25. Тургенев А. М. Записки Александра Михайловича Тургенева. 1772-1863 // Русская старина. 1889. Т. 62. № 4. С. 183-220.

26. Фонвизин М. А. Записки Михаила Александровича Фонвизина // Русская старина. 1884. Т. 42. № 4. С. 31-66; № 5. С. 281-302.

27. Чекунова А. Е. Русское мемуарное наследие второй половины XVII - XVIII вв.: опыт источниковедческого анализа. М.: Рос. унив. изд-во, 1995. 134 с.

28. Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона [Электронный ресурс]. URL: http://slovar.cc/enc/ brokhauz-efrori2/1914715.html (дата обращения: 17.02.2016).

DOMESTIC MEMOIRS OF THE SECOND HALF OF THE XVIII - THE XIX CENTURY

AS A HISTORICAL SOURCE

Ishchenko Oksana Vladimirovna, Doctor in History, Associate Professor Neverov Anton Vladimirovich

Surgut State University [email protected]; [email protected]

The article provides an analysis of approaches to defining memoirs in scientific and educational literature. The authors identify different viewpoints on the specifics of memoirs as a type of the sources of personal origin. The domestic memoirs of the second half of the XVIII - the XIX century are examined by the example of the collection of memoirs about the Emperor Pavel I. The paper concludes that the collection of memoirs about the Emperor Pavel I is typical for the mentioned epoch, has a wide chronological framework and its studying allows diversifying the adopted in historical literature image of the ruler.

Key words and phrases: sources of personal origin; memories; diaries; domestic memoirs of the second half of the XVIII -the XIX century; collection of memoirs about the Emperor Pavel I.

УДК 93/94

Исторические науки и археология

В статье рассматриваются тенденции, имевшие место в структуре и содержании образования в школах США на рубеже Х1Х-ХХ веков. Авторы выделяют основные этапы обучения в США того периода, представляют анализ первого единого учебного плана 1893 г. Сделан вывод, что в конце XIX века в структуре образования существовала преемственность этапов обучения, а содержание отличалось практической направленностью. Отмечена положительная роль тематических уроков.

Ключевые слова и фразы: структура и содержание школьного образования; этапы обучения; Национальная ассоциация образования; единый учебный план; дисциплины практической направленности; тематические уроки.

Йованович Тамара Георгиевна, к. пед. н., доцент

Волгоградский государственный технический университет jovanovic. tamara@yandex. гы

Егоров Владислав Викторович, к.и.н.

Волгоградский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации Vlad-negoгo2011@ yandex.ru

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ В АМЕРИКАНСКИХ ШКОЛАХ НА РУБЕЖЕ XIX-XX ВЕКОВ

Конец XIX века отмечен появлением инновационных тенденций в школьной педагогике США. Школьная система все шире начала использовать при обучении неисчерпаемые возможности индивидуальности человека. Существенно менялись цели, содержание и методы обучения, методология педагогической науки. Наметился поворот к психологическому обоснованию учебно-воспитательного процесса. Зарождались новые теории социального воспитания, созвучные своему времени. Следует отметить, что преобразования в содержании образования школьной системы США происходили в условиях больших социальных изменений.

В последнее десятилетие XIX века в США был пик иммиграции, происходили активные процессы индустриализации и урбанизации. Росло количество начальных школ, и учебный план большинства американских начальных школ был гораздо более широким, чем это было в начале XIX века.

Обратимся к анализу структуры образования США в конце XIX - начале ХХ века. В результате введения обязательного начального образования и целого ряда законодательных актов в конце XIX века в стране стабилизировалась структура школьного образования. В работе Л. Д. Филипповой [3, с. 228-230] выделяются три основные этапа обучения в США того периода:

1) начальная, или элементарная, школа (Common School) с восьмилетним сроком обучения (для детей 6-14 лет);

2) средняя школа (High School) для подростков 14-18 лет;

3) колледжи и высшие специальные учебные заведения.

Автор отмечает, что в начальной и средней школе в 1897/98 учебном году обучалось 15038636 чел., или 20,68% от общего количества населения страны. В Таблице 1 приведены данные, характеризующие изменения в системе образования в плане большего охвата начальной школой детского населения страны и резкого увеличения числа учителей [4, р. 106-110].

Таблица 1.

Рост числа учащихся и учителей США в 1870-1895 гг.

Годы Число учащихся % учащихся ко всему населению Количество учителей

1870 6 871 522 17,8 200 515

1880 9 867 505 19,7 286 593

1890 12 722 581 20,3 363 922

1895 14 201 752 20,7 388 531

Система образования была в основном одинакова во всех штатах, хотя наблюдались и некоторые различия, иногда довольно значительные. Это, прежде всего, следует отнести к содержанию образования и продолжительности учебного года. Учебные планы в исследуемый период в различных штатах Америки существенно различались. Так, в Род-Айленде продолжительность учебного года была 191 день, в Массачусетсе -186 дней, Нью-Йорке - 176 дней, а в Арканзасе - 69 дней [5, р. 107; 6, р. 269].

Таким образом, в начальной (elementary) школе по-прежнему основу обучения составляли «3 R» (от английских reading, writing, arithmetic - чтение, письмо и счет соответственно). Кроме того, в этой школе преподавались рисование, география, музыка, предметные уроки [2, с. 230-241].

Средняя школа (High School) продолжала углублять знания, полученные учениками. В этой школе изучались математические, физические, химические, естественные науки.

Следует отметить, что в конце XIX века единой системы образования в США еще не было, хотя в общих чертах она была одинаковой во всех штатах. Однако положительной особенностью американской школы того времени стала намечавшаяся преемственность в обучении между первой и второй ступенями школы.

Основанная в 1857 г. Национальная ассоциация учителей, переименованная в 1870 г. в Национальную ассоциацию образования (НАО), явилась первым учреждением, предоставившим единый учебный план, включающий программу обучения в школе, колледже и университете, и состояла из представителей общеобразовательных школ, школьных руководителей и учителей. В течение девятнадцатого столетия НАО оставалась небольшой организацией, в которой преобладали администраторы, а не учителя [8, р. 110-134].

Однако именно через эту ассоциацию выдающиеся педагоги того времени - Генри Барнард, Фрэнсис Паркер, Уильям Харрис, Чарльз ДеГармо, Чарльз Элиот, Уильям Харпер, Чарльз Макмари и Франк Макма-ри - продвигали свои идеи в течение последних тридцати лет XIX века [9, р. 56].

В ответ на национальную тенденцию формирования учебных планов, исходя из потребностей общества, НАО в 1876 г. выпустила доклад «Курс обучения от начальной школы до университета». Доклад был составлен тремя членами ассоциации, но главную роль в его формировании сыграл председатель ассоциации Вильям Харрис, который с 1889 по 1906 гг. являлся специальным уполномоченным Соединенных Штатов по образованию и активно участвовал в создании докладов НАО за 1893 и 1895 гг. [13, р. 118-125].

В. Харрис предполагал, что должен быть единый учебный план, связывающий элементарное, среднее и высшее образование. Доклад, представленный НАО в 1893 г., содержал пять скоординированных групп знаний:

I. Дисциплины группы А, изучающие неорганическую природу, включая математику как науку об общих формах природы, существующих во времени и пространстве и, следовательно, поддающихся количественной оценке; группы Б, включая физику, молярную и молекулярную, в том числе науки о природе в ее количественном аспекте.

II. Дисциплины, изучающие органическую природу или циклические процессы, включая естествознание и все естественные науки, которые имеют предметом изучения циклические процессы, в том числе жизненные, а именно астрономия, метеорология, геология, ботаника, зоология и родственные им науки.

III. Дисциплины, изучающие теорию знания человека и интеллект, включая предметы группы А: филологию как науку об инструменте, используемом для выражения, сохранения, и передачи мысли; группы Б,

включая непосредственно философию, исследующую общие и необходимые условия существования форм знания, которые проявляются в логике, психологии, онтологии и других сферах. Изучение грамматики также можно отнести к дисциплинам этой группы.

IV. Дисциплины, изучающие практический опыт и историческое наследие, включая предметы группы А: гражданскую историю, иллюстрирующую прогресс человека в понимании форм свободы посредством создания политических организаций; группы Б, включая социальные и политические науки, исследующие развитие институтов гражданского общества и их логические основы.

V. Дисциплины, изучающие эстетику человека и воображение, такие как изобразительное искусство и особенно литература как символическое видение человеком себя, столкновение его реального мира с идеальным и их взаимодействие.

Анализируя содержание доклада, можно отметить, что в нем указаны конкретные школьные предметы, которые должны представлять каждую из групп знаний на начальном, среднем и более высоких уровнях образования.

Доклад можно рассматривать как попытку создать синтез знаний, как основу для универсального учебного плана; пять групп знаний используются для разделения в пределах единого учебного плана. Следует представить также учебный план, рекомендуемый В. Харрисом и НАО в 1876 г. Однако этот вариант комплексного учебного плана не был принят как образец для всей системы американского образования по той простой причине, что представленный В. Харрисом перечень включал лишь традиционные академические предметы и не содержал новых современных дисциплин.

Учебный план, рекомендованный для школ США В. Харрисом и НАО в 1876 г.

Начальная школа

Дисциплины, касающиеся изучения природы

Неорганическая природа - арифметика, уроки в форме беседы по естественной философии.

Органическая природа или циклические процессы - география, уроки в форме беседы по естествознанию.

Дисциплины, касающиеся изучения человека и формирования его интеллекта

Теоретическая часть - грамматика (чтение, письмо, пересказ).

Практическая часть - история Соединенных Штатов.

Эстетическая часть (чувства и воображение) - чтение избранных произведений из английской и американской литературы, рисование.

Средняя школа

Дисциплины, касающиеся изучения природы

Неорганическая природа - алгебра, геометрия, пространственная тригонометрия, аналитическая геометрия, естественная философия, химия.

Органическая природа или циклические процессы - физическая география, основы астрономии, ботаника или зоология, физиология.

Дисциплины, касающиеся изучения человека и формирования его интеллекта

Теоретическая часть - латинский, греческий, французский или немецкий языки, диалектика и мораль в философии.

Практическая часть - общая история, Конституция Соединенных Штатов.

Эстетическая часть (чувства и воображение) - история английской литературы, Шекспир или некоторые другие общеизвестные авторы (чтение одной или более работ в оригинале), риторика (декламация и сочинение), рисование.

Анализ зарубежных источников [7, р. 146; 11, р. 270] показывает, что в конце XIX века в программу обучения в начальной школе США стали входить тематические уроки, целью которых было научить детей внимательно наблюдать, размышлять, рассуждать. При этом изучались самые простые предметы: книга, часы, различная мебель. Затем предметы усложнялись. Учитель приносил в класс ткань, уголь, различные металлы и т.п. На тематических уроках ученики получали представление о свойствах тех или иных вещей, знакомились со способами их изготовления. Знания, полученные на этих уроках, должны были облегчать изучение предметов естественнонаучного цикла.

Американские ученые Колин Марш и Джордж Виллис отмечают, что тематические уроки давали ученикам много практических знаний, необходимых в жизни, расширяли умственный кругозор детей. Авторы указывают, что как обязательная дисциплина тематические уроки впервые были введены законодательно в американских средних школах лишь в конце XIX века, а круг изучаемых в школе учебных дисциплин был довольно широк и имел практический уклон. На несомненно положительную роль тематических уроков в обучении указывали другие педагоги. Так, проанализировав программы школы I и II ступени, сотрудник Министерства просвещения Франции Г. Гиппо отмечал, что «ученик, прошедший весь курс такого учения, приобретает таким образом прочное и полное профессиональное образование, и вместе с тем он достаточно подготовлен и к ученой деятельности» [1, с. 70-80].

Следует указать, что в данное время в учебные планы школ стали все увереннее входить и дисциплины естественнонаучного цикла. Изучение физики, химии, биологии, астрономии, дисциплин математического цикла имело целью развитие в молодом поколении практических навыков, тем более что преподавание их осуществлялось не только в плане теоретическом. Наличие в учебных планах средних школ таких учебных дисциплин как архитектурное черчение, бухгалтерия, съемка планов, гигиена и других также свидетельствовало о практической направленности школьного образования и отличало американскую школу от школ Старого Света [10, р. 327; 12, р. 89].

Список литературы

1. Гиппо Г. Общественное образование в США. СПб., 1872. 115 с.

2. Медынский E. H. История педагогики в связи с экономическим развитием общества: в 2-х т. М., 1929. Т. 2. 295 с.

3. Филиппова Л. Д. Высшая школа США. М.: Наука, 1981. 328 с.

4. Butts R. K., Cremin L. A. A History of Education in American Culture. N. Y.: Henry Holt, 1953. 315 р.

5. Cardinal Principles of Secondary Education. Wash., 1918. 220 р.

6. Havighurst R. Developmental Tasks and Education. N. Y., 1948. 390 р.

7. Hulett I. Which Structure? N. Y., 1977. 380 р.

8. Hutchins R. The Learning Society. N. Y., 1968. 450 р.

9. Kandel I. Comparative Education. N. Y., 1933. 160 р.

10. Knight E. Education in United States. Boston: Ginn & Company, 1929. 588 p.

11. Muller R. Humanism and Education. N. Y., 1974. 340 р.

12. Planning for American Youth. Ten Imperative Needs of the Youth. Wash., 1944. 210 р.

13. Wilhelms Ph. Humanising via the Curriculum // Humanising Education / ed. by R. R. Leeper. Washington (D.C.), 1970. 560 р.

STRUCTURE AND CONTENT OF EDUCATION AT AMERICAN SCHOOLS AT THE TURN OF THE XIX-XX CENTURIES

Iovanovich Tamara Georgievna, Ph. D. in Pedagogy, Associate Professor Volgograd State Technical University jovanovic. tamara@yandex. ru

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Egorov Vladislav Viktorovich, Ph. D. in History Volgograd Cooperative Institute (Branch) of Russian University of Cooperation Vlad-negoro2011@yandex. ru

The article examines tendencies in the structure and content of education at the USA schools at the turn of the XIX-XX centuries. The authors identify the basic education stages in the USA of this period, provide the analysis of the first unified curriculum of 1893. The paper concludes that at the end of the XIX century there was continuity of education stages in the structure of education, and the content was characterized by practical orientation. The researchers emphasize the positive role of thematic lessons.

Key words and phrases: structure and content of school education; education stages; National Education Association; unified curriculum; disciplines of practical orientation; thematic lessons.

УДК 23/28(5)

Исторические науки и археология

Статья посвящена истории распространения христианства в Восточной Азии, выявлению особенностей продвижения христианских (католических, протестантских, православных) церковных структур в страны региона. Доказано, что христианское миссионерство в Восточной Азии стало уникальным феноменом, поскольку в роли христианизируемой выступала древнейшая цивилизация, ключевой характеристикой которой была ориентация на преемственность и традицию. Все это явилось главной причиной низкой результативности христианских миссий в Восточной Азии на протяжении всего периода их существования.

Ключевые слова и фразы: Восточная Азия; Китай; Япония; Северная Корея; Южная Корея; христианство; миссионерство; коренизация.

Корниенко Николай Николаевич

Институт монголоведения, буддологии и тибетологии Сибирского отделения Российской академии наук niknik-84@mail. т

ИСТОРИЯ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА В СТРАНАХ ВОСТОЧНОЙ АЗИИ: ОБЩЕЕ И ОСОБЕННОЕ

В последнее двадцатилетие в результате продвижения христианских (католических, протестантских, православных) церковных структур наблюдается «новая волна» трансляции христианства в страны Восточной Азии [2; 3; 5; 9]. Во многих странах этого региона идет активный процесс правового и организационного закрепления церковных структур: строятся храмы, создаются общины, издаются журналы и газеты, пространство Интернета активно наполняется новостями о приходской жизни, посвящаются новые священнослужители из числа местного населения, ведется, согласно концепции евангелизации, социальная работа. В связи с этим возникает необходимость более глубокого исследования исторического опыта деятельности миссионеров в странах Восточной Азии, выявления общего и особенного в истории христианского миссионерства.

История христианской миссии в Китае начинается с 635 г., когда несторианские монахи под руководством Олобяня принесли в Китай весть о Христе и создали первые монастыри и храмы в Сиане - столице династии Тан. Христианские общины просуществовали до X в. и исчезли после свержения династии Тан. История

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.