УДК 376.36
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ МОДЕЛИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ КИНЕСИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБЩЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ ЗАИКАНИЯ
© 2012 Е.А.Чаладзе, Е.А.Михайлова
Поволжская государственная социально-гуманитарная академия
Статья поступила в редакцию 16.03.2012
В статье представлена методологическая основа использования кинесических средств общения при коррекции заикания у лиц разного возраста, описывается структура и содержание этапов реализации модели использования кинесических средств общения при преодолении заикания. Модель использования кинесических средств общения включает три этапа. На подготовительном этапе активизируется использование невербальных средств общения в ситуациях коммуникации без участия речи. На основном этапе формируется единство использования вербальных и кинесических невербальных средств коммуникации в процессе выработки навыка плавной речи. На заключительном этапе осуществляется формирование естественной коммуникации с использованием вербальных и невербальных средств в различных ситуациях общения. Представлено содержание дифференцированного подхода в использовании кинесических средств при работе с дошкольниками младшими школьниками в зависимости от клинической формы заикания. Ключевые слова: коммуникация, невербальные средства общения, кинесические средства общения, мимика, жесты, позы, эмоционально-экспрессивная лексика, заикание, патогенез, невротическая форма заикания, неврозоподобная форма заикания.
Восстанавливая коммуникативную функцию речи заикающихся, необходимо учитывать большое функциональное значение и взаимосвязь вербальных и невербальных компонентов общения, коммуникативную функцию кинеси-ческих средств общения. Такой подход позволит заикающимся овладеть естественной речью и эффективно строить процесс коммуникации сообразно своим целям и задачам.
При разработке модели использования ки-несических средств общения в процессе коррекции заикания у лиц разного возраста мы учитывали, с одной стороны, данные отечественных и зарубежных исследователей о роли, возрастных закономерностях, особенностях использования кинесических средств заикающимися и о развитии кинесических средств в процессе коррекции заикания у лиц разного возраста, с другой - данные констатирующей части исследования о специфике использования кинесического компонента невербальных средств общения дошкольниками, младшими школьниками, подростками и взрослыми с заиканием. Методологической основой коррекции заикания с использованием кинесических средств общения явились следующие учения и положения: о невербальных средствах общения как базовых предпосылках онтогенеза речи (И.Н.Горелов, Е.И.Исенина, В.А.Ковши-
Чаладзе Елена Автандиловна, кандидат педагогических наук, доцент, зав.каф.логопедии факультета специального образования. E-mail: ikpsamara@rambler. ru
Михайлова Елена Алексеевна, старший преподаватель кафедры логопедии факультета специального образования. E-mail: helen. 6 3rus@gmail. com
ков, М.М.Кольцова, Н.И.Лепская, С.Н.Цейтлин и др.); о взаимодействующем единстве использования вербальных и невербальных средств в процессе коммуникации (В.П.Глу-хов, И.Н.Горелов, Н.И.Жинкин, И.А.Зимняя, В.А.Ковшиков, А.А.Леонтьев и др.); о функциональной значимости кинесичеких невербальных средств общения (Е.А.Земская, М.В.Китайгородская, Е.Н.Ширяев и др.); о связи речи и выразительных движений, двигательных и речевых анализаторов (А.А.Леонтьев, А.Р.Лурия и др.); о патогенезе и структуре дефекта при заикании (Л.З.Арутюнян, Л.И.Белякова, Е.А.Дьякова, Н.И.Жинкин, Г.Д.Неткачев, И.А.Сикорский, В.М.Шкловский и др.); о комплексном лечебно-педагогическом подходе к преодолению заикания (Л.З.Арутюнян, Н.М.Асатиани, М.И.Буянов, Н.А.Власова, Г.А.Волкова, Б.З.Драпкин, Ю.Б.Некрасова, В.И.Селиверстов, В.М.Шкловский, и др.).
Мы выделили основную цель коррекционно-логопедической работы - сформировать единство использования вербальных и кинесических невербальных средств общения в процессе воспитания навыка плавной естественной речи.
Комплексная медико-психолого-педагогическая коррекция заикания осуществлялась в течение года по методике устойчивой нормализации речи Л.З.Арутюнян1, основанной на синхронизации речи с движениями пальцев рук. Основной курс коррекционного воздействия длился 1 месяц (21 - 22 занятия), после-
1 Арутюнян (Андронова) Л.З. Как лечить заикание. Методика устойчивой нормализации речи. - М.: 1993.
Известия Самарского научного центра Российской академии наук, т. 14, №№2(3), 2012
дующие 5 микрокурсов проводились один раз в полтора-два месяца длительностью по 5 дней (5 занятий). Преодоление заикания в ходе основного курса проходило в три этапа. На подготовительном этапе затормаживался прежний патологический речедвигательный стереотип, осуществлялась регуляция эмоционального состояния и формирование физиологической основы навыка плавной речи. На основном этапе вырабатывался навык синхронизации речи с движениями пальцев рук, продолжалось перевоспитание нарушенных отношений личности. На заключительном этапе навык плавной речи автоматизировался в разных ситуациях коммуникации и вырабатывался стереотип речевого поведения в различных ситуациях свободного общения.
Нами была разработана поэтапная модель использования кинесических средств в ходе основного курса коррекции заикания. При этом ведущая роль отводилась мимике, жестам, позе на подготовительном этапе во время режима максимального ограничения речи. С заикающимися и их родителями проводились беседы о роли выразительных средств речи при общении, важности их использования при овладении новым речевым навыком. Все предлагаемые игры, упражнения, задания отражали коммуникативный характер использования кинесических средств общения. В процессе организации ситуаций коммуникации только кинесическими средствами общения развивалась способность видеть и понимать собеседника, снималось эмоциональное и мышечное напряжение. В дальнейшем мимика, жесты, взгляд, свободная поза становились неотъемлемой частью коммуникации, переключение внимания на движения тела способствовало уменьшению и снятию фиксации на речи. Постепенно ритмические движения рук, головы, корпуса способствовали восстановлению речевого ритма и воспитанию навыка естественной плавной речи.
Модель использования кинесических средств общения включала три этапа.
Цель подготовительного этапа (6 занятий) - активизация невербальных средства общения в ситуациях коммуникации без участия речи. Содержание работы: определение состояния человека в процессе общения по мимике, жестам, позе (в ходе наблюдения или по графическим изображениям) и обогащение пассивного словаря эмоционально-экспрессивной лексикой; дифференциация состояний человека, близких по внешним проявлениям мимики, жестов, поз; установление и поддерживание контакта глазами с партнером по общению, передача различных состояний человека в
процессе коммуникации при помощи контакта глазами и кинесических средств общения.
Цель основного этапа (11 - 12 занятий) -формирование единства использования вербальных и кинесических невербальных средств коммуникации в процессе выработки навыка плавной речи. Содержание работы: передача жестами, мимикой, изменениями позы, интонацией различных состояний человека при произнесении звуков, слогов, слов, предложений, текстов; семантизация различных состояний человека по мимике, жестам, позе; синхронизация использования кинесических невербальных и вербальных средств общения в репродуктивной, диалогической, подготовленной и спонтанной монологической речи.
Цель заключительного этапа (4 занятия) -формирование естественной коммуникации с использованием вербальных и невербальных средств в различных ситуациях общения. Использование невербальных кинесических средств общения в коррекционном процессе при работе с дошкольниками и младшими школьниками осуществлялось дифференцированно в зависимости от клинической формы заикания только на подготовительном и основном этапах. Специфики использования кине-сики в зависимости от клинической формы в ходе коррекции заикания у подростков и взрослых мы не предусматривали, так как при неврозоподобном заикании у них наблюдались выраженные страх речи и навязчивые мысли, то есть психологические симптомы были столь же ярко представлены, как и у лиц с невротической формой заикания.
Технология дифференцированного подхода в использовании кинесических средств общения в зависимости от клинической формы заикания у дошкольников и младших школьников представлена в таб. 1.
Дифференцированный подход в зависимости от степени тяжести заикания реализуется путем постепенного усложнения и разнообразия приемов работы, увеличения количества и повторений заданий для лиц с тяжелым заиканием, увеличением доли самостоятельной работы по использованию двигательных выразительных средств при средней степени тяжести заикания.
Сопоставительный анализ результатов контрольного эксперимента показал, что реализация предложенной модели использования ки-несических средств общения в ходе основного курса лечения заикания позволила в экспериментальной группе более чем в два раза увеличить количество заикающихся со значительным улучшением речи. Предлагаемая модель использования кинесических средств общения
может быть включена в процесс коррекции педагогической методики преодоления данного заикания у лиц разного возраста вне зависимо- речевого нарушения. сти от выбора комплексной медико-психолого-
Таб.1. Дифференцированный подход в использовании кинесических средств общения при коррекции заикания у дошкольников и младших школьников
Невротическая форма заикания
Неврозоподобная форма заикания
1. Подготовительный этап (6 занятий)
• Определение состояния человека в процессе общения по мимике, жестам, позе.
• Обогащение пассивного словаря эмоционально-экспрессивной лексикой._
* Дифференцирование состояний человека, близких по внешним проявлениям мимики, жестов, поз._
• Передача различных состояний человека в процессе коммуникации при помощи контакта глазами и кинеси-ческих средств общения_
с опорой на самостоятельное использование мимики, жестов, позы в коммуникативных ситуациях
постепенный переход от репродукции к самостоятельному использованию жестов, мимики, позы_
2. Основной этап (11 - 12 занятий)
Передача одновременно жестами, мимикой, изменениями позы, интонацией различных состояний человека при произнесении звуков, слогов, слов, предложений, текстов
Передача последовательно: жестами, сочетанием жестов с мимикой, сочетанием всех видов кинесических средств с соответствующей интонацией различных состояний человека при произнесении звуков, слогов, слов, предложений, текстов_
• Подбор максимально точной лекс.ики для обозначения состояния человека, определяемого по мимике, жестам, позе
• Синхронизация использования кинесических невербальных и вербальных средств общения в репродуктивной, диалогической, подготовленной и спонтанной монологической речи._
_3. Заключительный этап (4 занятия)_
Формирование навыка естественной коммуникации с использованием невербальных и вербальных средств в различных ситуациях общения_
THE STRUCTURE AND CONTENT PATTERNS OF USAGE OF KINESIS MEANS OF COMMUNICATION IN THE PROCESS OF OVERCOMING STUTTERING
© 2012 H.A.Chaladze, H.A.Mikhailova Samara State Academy of Social Sciences and Humanities
The article presents a methodological framework using kinesis means of communication for the correction of stuttering in persons of various ages, describes the structure and content of the phases of the model using kinesis means of communication in overcoming stuttering. The model for usage of kinesis means of communication consists of three phases. In the preparatory phase the use of non-verbal means of communication is activated in situations of communication without speech. During the main stage the unity of the use of both verbal and nonverbal kinesis means of communication in the process of developing skills fluent speech is formed. The final stage is the formation of natural communication using verbal and nonverbal means of communication in different situations. It is presented by the contents of a differentiated approach in the use of kinesis when working with preschool children, depending on the clinical form of stuttering. Keywords: communication, nonverbal means of communication, kinesis means of communication, facial expression, gestures, poses, emotional and expressive vocabulary, stuttering, pathogenesis, neurotic form stuttering, pseudoneurotic form stuttering.
Helena Avtandilovna Chaladze, Candidate of Pedagogical Sciences, Senior Lecturer, managing faculty of Logopedics of Faculty of Special Education. E-mail: ikpsamara@rambler. ru Helena Alekseevna Mikhailova, Senior Teacher of Faculty of Logopedics of Faculty of Special Education. E-mail: helen. 6 3rus@gmail. com