Научная статья на тему 'Структура и система подготовки кадров аппарата государственного управления Кабардино-Балкарии в 1920-1930-е годы'

Структура и система подготовки кадров аппарата государственного управления Кабардино-Балкарии в 1920-1930-е годы Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
223
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА / ПОДГОТОВКА ПАРТИЙНЫХ РАБОТНИКОВ / ВЫДВИЖЕНЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Бетрозова Мадина Амирхановна, Апажева Елена Хасановна

Авторы рассматривают структуру и систему подготовки кадров через областные советско-партийные учебные заведения и выдвиженчество, полагая, что обращение к данной теме на примере КабардиноБалкарии поможет определить наиболее эффективные способы воспроизводства кадрового состава в соответствии с потребностями общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Бетрозова Мадина Амирхановна, Апажева Елена Хасановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и система подготовки кадров аппарата государственного управления Кабардино-Балкарии в 1920-1930-е годы»

44 "Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (43), 2011

ную кассу. Согласно изложенному плану, передел участков необходимо заменить переделом ренты. Вместо круговой поруки будет применяться практика конфискации земель у общинников, которые не платят повинностей. В случае такой конфискации Катков считал необходимым сохранить право общинника на поземельную ренту, так как дележ ренты между членами общины позволяет «помогать неимущим членам своим и давать им средства к существованию» (с. 279).

М. Н. Катков разделял взгляд представителей славянофильства о дальнейшем развитии общины. Он полагает, что последствия существования общины «будут благодетельны для общества и что очевидность их будет возрастать по мере того, как будет идти вперед общественное развитие. Старые общины будут давать от себя отпрыски в новых общинах, которые, несмотря на тысячи верст расстояния, сохранят живые связи со своими родимыми гнездами, и связи эти послужат новым залогом единства и крепости русской земли» (с. 271-272).

Итак, в период подготовки и проведения антикрепостнической реформы наблюдались расхождения при оценке состоятельности таких социальных функций общины, как совместное владение землей, раздел участков после смерти владельца, передел общинной земли и круговая порука. Славянофилы полагали возможным их сохранить. На их взгляд, существование атрибутов общины не мешало развитию экономики Российской империи. М. Н. Катков считал иначе. Он предлагал превратить крестьян в арендаторов с сохранением общин-

ной собственности на землю. Изложенные в нашей статье факты показывают, что идеей славянофилов была консервация общины, в то время как проект М. Н. Каткова был направлен на включение ее в систему капиталистических отношений.

Литература

1. Антонов М. Ф. Экономическое учение славянофилов. М., 2006; Каплин А. Д. Мировоззрение славянофилов. История и будущее России. М., 2008; Цимбаев Н. И. Славянофильство (Из истории русской общественно-политической мысли XIX в.). М., 1986.

2. Хомяков А. С. О сельской общине // Всемирная задача России. М., 2008. С. 350.

3. Там же. С. 352.

4. Гильфердинг А. Ф. Сельская община // Россия и славянство. М., 2009. С. 346.

5. Записки Александра Ивановича Кошелева (1812-1883 гг.). М., 2002. С. 258.

6. Хомяков А. С. О сельской общине ... С. 354355.

7. Там же. С. 348.

8. Гильфердинг А. Ф. Сельская община . С. 370.

9. Там же. С. 364.

10. Хомяков А. С. О сельской общине . С. 356.

11. Славянофилы: ист. энциклопедия. М., 2009. С. 263-269.

12. Катков М. Н. Русская сельская община // Идеология охранительства. М., 2009. С. 284. Далее при ссылках на эту работу номер страницы указывается в тексте.

O. V. ZHARINOV. MODERNISATION OF A COUNTRY LAND COMMUNITY IN THE PROJECTS OF SLAVOPHILES AND CONSERVATIVES

The article contains a comparative analysis of views on the reform of the peasant land community. Both Slavophiles and conservatives admitted community's importance as a social institute that ensures harmonious development. Conservatives as opposed to Slavophiles suggested introducing individual principles of management in the life of the community.

Key words: Slavophiles, protective-autocratic direction, peasant community.

М. А. БЕТРОЗОВА, Е. Х. АПАЖЕВА

СТРУКТУРА И СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ АППАРАТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ КАБАРДИНО-БАЛКАРИИ

В 1920-1930-е ГОДЫ

Авторы рассматривают структуру и систему подготовки кадров через областные советско-партийные учебные заведения и выдвиженчество, полагая, что обращение к данной теме на примере Кабардино-Балкарии поможет определить наиболее эффективные способы воспроизводства кадрового состава в соответствии с потребностями общества.

Ключевые слова: кадровая политика, подготовка партийных работников, выдвиженчество.

Для 1920-х годов была характерна унификация структуры партийных советских органов, осуществляемая «сверху» посредством директивных документов. Кризис, а затем переход к нэпу обострили проблему взаимоотношений внутри

аппарата власти, но вопрос был решен в пользу партии, фактически получившей право на всеобъемлющее руководство политической, экономической и духовной сферами жизни. Если в годы Гражданской войны выдвижение новых управ-

№ 5 (43), 2011

"Культурная жизнь Юга России"

ленцев имело спонтанный характер, то позже в стране была выстроена четкая система обучения: партийные школы первой, второй и третьей ступеней и коммунистические университеты.

В Кабардино-Балкарии укрепление советской власти и проведение административно-государственной работы осложнялось тем, что требовались служащие со знанием кабардинского и балкарского языков. Учитывая создавшееся положение, пленум обкома партии в сентябре 1922 года постановил организовать областную совпартшколу для местных работников. Ее задачей являлось общее и политическое образование молодых людей: подготовка кадров для советских, партийных, профессиональных и кооперативных организаций. На учебу были призваны коммунисты, комсомольцы и редко беспартийные, проявившие себя на практической работе.

Формирование административно-государственного аппарата оставалось одной из важнейших проблем: без управленцев, крепко связанных с крестьянством, знающих быт и психологию местного населения, нельзя было успешно решать задачи, стоящие перед обществом. Главная цель формулировалась так: «дать грамотную шестерку специалистов» (секретарь партийной и комсомольской ячеек, председатель и секретарь исполкома сельского Совета, учитель и кооперативный работник). Подлинной кузницей кадров для Кабардино-Балкарии стал организованный в феврале 1924 года на базе совпартшколы и школы-коммуны учебный городок, получивший название Ленинского. На их заведующего Д. Бабушкина возложили ответственность за подготовку учебно-воспитательной, методической работы и хозяйственную часть учреждения [1].

На пленуме Кабардино-Балкарского комитета РКП (б) от 23 сентября 1923 года было принято решение: «Организовать областную совпартшколу для подготовки местных работников по советскому и партийному строительству, рассчитанную на 50 курсантов, по проекту и программе предложенной тов. Шведовым» [2]. Эти места распределили следующим образом: кабардинцам - 30; балкарцам - 10; русским - 10 мест.

Если на начальном этапе существования совпартшколы (СПШ) набор осуществлялся по приказу (вызывались работники сельских и окружных партийных и советских организаций), то в последующие годы быстро росло число добровольно проходивших подготовку в ней. Комплектование шло по линии парторганизации (ячейки, окркомы, обком). При агитпропе обкома партии создавались комиссии для проверки командируемых в СПТТТ Затем специальные комиссии проверяли уровень знаний. Отбор был достаточно жестким: в 1927-1928 учебном году принято 40 из 52 желающих; среди них 5 членов и 8 кандидатов в члены ВКП (б), 1 беспартийный, остальные - члены ВЛКСМ (почти все имели опыт практической работы, являлись секретарями ячеек ВЛКСМ, и членами сельсоветов) [3].

Курсанты совпартшколы изучали русский язык, родной язык, математику, естествознание,

страноведение, историю развития общественных формаций, историю ВКП (б), политэкономию, экономополитику, совстрой, партстрой [4]. Из-за низкого уровня обучаемых отводилось большое место общеобразовательным предметам. Их доля по сравнению с общественными дисциплинами на протяжении первой половины 1920-х возрастала: будущие управленцы нуждались в получении элементарных знаний.

На протяжении второй половины 1920-х годов во властный и управленческий аппарат входили представители разных социальных слоев и групп, разного возраста, образования (подобный конгломерат был вынужденным вследствие дефицита кадров). Одновременно шел процесс подготовки новых идейно выдержанных руководителей, которые проявили себя на службе:

- в организации вербовочных комиссий, отрядов для подворных обходов и руководстве ими;

- в подворных обходах с целью вовлечения новых членов в кооперацию, составления их списка, сбора паев, беседы и разъяснения сути кооперации;

- в выступлении с докладами о роли кооперации на различных собраниях;

- при проведении индивидуальных и групповых разъяснительных работ [5]

Кроме этих направлений деятельности, связанных с кооперативной работой, курсанты совпартшколы оказывали конкретную помощь секретарям ячеек ВКП (б) и ВЛКСМ: участвовали в планировании, налаживали функционирование ячеек, выступали на собраниях с докладами, анализировали решения областных партконференций, помогали руководителям школ, комсомолу в пионерской работе, организовывали подписку на газеты, прорабатывали Устав комсомола, проводили беседы на политические темы. Были случаи, когда курсанты ставили вопрос о создании новой ячейки ВЛКСМ (например, в хут. Переселенческий), агитировали вступать в комсомол (в населенном пункте с названием Малка в ВЛКСМ вступили 30 чел.) [6]. Потребности области в подготовленных кадрах росли быстро: так как увеличивалось число комсомольских и партийных ячеек, с каждым годом количество слушателей прибавлялось (179 чел. в 1929-1930-м; 230 - в 1931-м; 300 - в 1932 г.). Всего системой областных советско-партийных учебных заведений Кабардино-Балкарии было выпущено свыше 7000 партработников, работников культуры и просвещения.

Совпартшкола готовила только кадры сельского масштаба: бригадиров, зав. фермами, председателей колхозов, секретарей первичных парторганизаций. Нужны были квалифицированные руководители для районных структур, для совхозов и МТС. С 1921 по 1929 год центральные партийные органы приняли ряд директив по созданию системы учета ответственных работников в различных сферах государственной и общественной жизни. Была достигнута главная цель: кадровую политику во всех без исключения отраслях осуществляла правящая партия.

Управленческий аппарат отличался пестротой:

4g "Культурная жизнь Юга России"

№ 5 (43), 2011

рядом со старой партийной гвардией в руководящих структурах оказались новые люди из числа выпускников ВЛКСМ (количественное соотношение менялось, но представительство их сохранялось на центральном и на региональном местном уровне). Одновременно шло строительство системы обучения, в которой решающую значимость тоже имело воспитание идейно выдержанных руководителей из числа местного коренного населения.

Качественному изменению кадрового состава Кабардино-Балкарии в 20-30-е годы XX века способствовало принятое в сентябре 1933 года постановление по улучшению состава председателей сельских Советов («Об укреплении советских кадров») [7]. Основные направления кадровой политики (учет и распределение) в первой половине 1930-х годов были оформлены в систему, основанную на унифицированной сетке руководящих должностей. По решению ЦК ВКП (б) от 21 сентября 1932 года коммунистические вузы преобразованы в высшие коммунистические сельскохозяйственные школы (ВКСХШ). Количество выпускников в 1937 году достигло 103; окончивших школу направляли на руководящую работу (зав. парткабинетом, директор МТС, инструктор райкома партии, зав. отделом пионеров, секретарь ВЛКСМ). В республике осуществлялась комму-низация и пролетаризация властных структур.

Наряду с проводившейся в ВКСХШ подготовкой партийных и советских кадров в Кабардино-Балкарии большое распространение получило выдвижение рабочих и крестьян на руководящие и ответственно-исполнительные должности в партийно-государственном и хозяйственном аппарате. С формированием политической системы советского общества на всех уровнях управления были востребованы грамотные партийные кадры, способные решать назревшие проблемы социально-экономического, политического и культурного развития Кабардино-Балкарии. Большое внимание проблеме выдвиженчества уделял обком ВКП (б) республики. В свете установок XVI съезда ВКП (б) продолжалось «дальнейшее решительное выдвижение на руководящие посты в советском аппарате рабочих с производства, крестьян, особенно из сферы активных колхозников, а также работниц и колхозниц» [8].

Внимание партийных и советских органов области к вопросам подготовки и выдвижения руководящих кадров усиливалось. В 1935 году на партийную работу выдвинули 41 чел., на советскую -22; в 1936-м число выдвиженцев увеличилось до

106 и 112 соответственно. Из 106 партработников секретарями и зам. секретарей райкомов было выдвинуто 6 чел., инструкторами райкомов - 20, инструкторами обкома - 20, зав. парткабинетами -6, учетчиками и зав. отдела учетов райкомов и обкома - 9, секретарями парткома - 17, парторгами - 38.

Хотя до настоящего времени отсутствует единство мнений в оценке политики выдвиженчества, ясно, что этот свойственный социализму путь сыграл особо важную роль в подготовке национальных кадров. Пришедшие к власти выдвиженцы имели ряд общих характеристик: идеологическое единомыслие, политическая нетерпимость и максимализм. Самостоятельность была ограничена постоянным контролем над их работой со стороны партийных организаций: не имея необходимой профессиональной подготовки, эти люди нередко испытывали потребность в инструкциях и директивных указаниях, чтобы снять с себя ответственность за принятые решения.

Итак, анализ формирования системы подготовки кадров в Кабардино-Балкарии показывает, что для нее были характерны иерархическая структура с определенными границами компетенции на каждом уровне, наличие официальной процедуры отбора должностных лиц, стремление определенным образом отграничить аппарат власти и управления. Этим была достигнута главная цель: кадровую политику во всех без исключения отраслях осуществляла правящая партия.

В итоге «пролетарского выдвижения» и подготовки в Совпартшколе, Коммунистических вузах выросла целая плеяда инженеров, управленцев и партийных чиновников - выходцев из низов.

Литература и источники

1. Центральный Государственный Архив Кабардино-Балкарской республики (ЦГА КБР). Ф. 188. Оп. 1. Д. 37. Л. 51.

2. Там же. Л. 98.

3. Центр научной документации Новейшей истории КБР. Ф. 1. Оп. 1. Д. 8. Л. 5.

4. ЦГА КБР. Ф. 188. Д. 37. Л. 341.

5. Там же. Л. 343.

6. Бербеков Х. М. Переход к социализму народов Кабардино-Балкарии. Нальчик, 1963. С. 391.

7. Чижов Л. М. Из истории подготовки партийных работников (1921-1925 гг.) // Вопросы истории КПСС. 1977. № 9. С. 52.

8. Бекижев М. М. Формирование социалистической интеллигенции у народов Северного Кавказа. Черкесск, 1978. С. 167.

M. A. BETROZOVA, YE. KH. APAZHEVA. THE STRUCTURE AND SYSTEM OF TRAINING OF STATE MACHINERY'S PERSONNEL OF KABARDINO-BALKARIA IN 1920-1930S

The authors consider the structure and system of personnel training through the prism of regional soviet and party educational institutions and vydvizhenchestvo. They assume that on the example of Kabardino-Balkaria, raising of this question wilt help to define the most efficient ways of the personnel reproduction according to the needs of the society.

Key words: manpower policy, training of party workers, vydvizhenchestvo.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.