СТРУКТУРА И ПРИНЦИПЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РОССИИ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ ОБЗОР И ПРАКТИЧЕСКАЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ
Тованчова Е.Н., Акмаева Д. В., Васильева М. И.
Ростовский государственный университет путей сообщения,
г. Ростов-на-Дону
Аннотация В статье рассматривается актуальность исследования структуры и принципов местного самоуправления в России. Основное внимание уделяется роли местного самоуправления в политической системе страны, его важности в условиях глобализации и межрегиональных связей, а также влиянию текущих законодательных изменений на управленческие процессы. Рассматриваются проблемы управленческих кризисов в регионах и поиск новых подходов к повышению эффективности и транспарентности.
В статье подчёркивается значение местного самоуправления как формы публичной власти, осуществляемой непосредственно жителями через выборные или назначенные органы для решения местных вопросов.
Анализируются теоретические подходы к пониманию местного самоуправления, его основные органы и правовой статус, отличающий его от государственной власти. В заключение поднимаются вопросы эффективности местного самоуправления, необходимости дальнейшего укрепления законодательной базы и вовлечения граждан в управленческий процесс.
Ключевые слова: политическая система; местное самоуправление; публичная власть; глава администрации; представительный орган.
Актуальность исследования структуры и принципов местного
самоуправления в России определяется несколькими ключевыми факторами. Во-
первых, местное самоуправление играет важнейшую роль в политической
1
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Акмаева Д. В., Васильева М. И. Структура и принципы местного самоуправления в России: теоретический обзор и практическая реализация [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/211-struktura-i-printsipy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-teoreticheskij-obzor-i-prakticheskaya-realizatsiya
системе России, обеспечивая непосредственное участие граждан в управлении делами своих территорий. Это формирует основу для демократического участия и способствует повышению ответственности власти перед обществом.
Во-вторых, в условиях глобализации и усиления межрегиональных связей, эффективность местного самоуправления становится критически важной для социально-экономического развития регионов. Региональные особенности требуют адаптации управленческих подходов, что подчеркивает необходимость изучения и оптимизации местных управленческих структур.
В-третьих, текущие изменения в законодательстве, направленные на децентрализацию и расширение полномочий местных органов власти, требуют глубокого анализа для оценки их влияния на управленческие процессы. Исследование поможет выявить как положительные, так и отрицательные аспекты реформ, предоставив основу для дальнейших законодательных инициатив.
Наконец, проблемы, связанные с управленческими кризисами в некоторых регионах, подчеркивают необходимость поиска новых подходов и механизмов для повышения эффективности и транспарентности местного самоуправления. Акцент на практической реализации и теоретическом обосновании может способствовать разработке рекомендаций, которые будут способствовать стабилизации и улучшению управленческой деятельности на местах.
Местное самоуправление — это форма публичной власти, которая осуществляется непосредственно жителями, их объединениями или избранными ими органами для решения вопросов местного значения в пределах определённой территории. Основными характеристиками местного самоуправления являются самостоятельность и независимость от
государственных органов власти в рамках действующего законодательства.
2
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Акмаева Д. В., Васильева М. И. Структура и принципы местного самоуправления в России: теоретический обзор и практическая реализация [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/211-struktura-i-printsipy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-teoreticheskij-obzor-i-prakticheskaya-realizatsiya
Эта система включает в себя управление местными ресурсами, организацию общественной жизни, развитие инфраструктуры и предоставление муниципальных услуг. Местное самоуправление направлено на удовлетворение и защиту интересов жителей данной территории. Оно базируется на принципах децентрализации власти, легитимности, транспарентности, ответственности перед гражданами, и учёта местных специфик и нужд.
Таким образом, в определении «местное самоуправление» можно выделить несколько важнейших характеристик:
1. Форма власти.
2. Ее границы четко определены нормативно-правовыми актами.
3. Ответственность населения за происходящие формы осуществления власти.
4. Учет исторических и национальных традиций.
В данном определении содержаться по факту все особенности местного самоуправления. Важно отметить, что законодательные трактовки термина «местное самоуправление» не вводят его в структуру государственной власти в России, что позволяет предполагать то, что и правовой статус органов местного самоуправления несколько иной, чем у органов государственной власти России. То есть государственные органы, и органы местного самоуправления не могут рассматриваться как идентичные понятия.
Для более глубокого понимания термина «местное самоуправление» важно также рассмотреть основные теоретические подходы к данному явлению. Условно все теоретические подходы можно разделить на следующие группы (по критериям):
1. Системный подход.
2. Социокультурный подход.
3
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Акмаева Д. В., Васильева М. И. Структура и принципы местного самоуправления в России: теоретический обзор и практическая реализация [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/211-struktura-i-printsipy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-teoreticheskij-obzor-i-prakticheskaya-realizatsiya
3. Социально-политический подход.
В рамках системного подхода местное самоуправление - это, прежде всего система, которая может принимать различные формы и видоизменяться под влиянием государства, а также иных факторов внешнего характера. В рамках социально-политического подхода местное самоуправление - это институт, который необходим для функционирования гражданского общества.
Последователи социокультурного подхода полагают, что местное самоуправления - это чисто российская практика, которая институционализируется постоянно, что проявляется в виде изменения особо значимых социальных и культурных норм [1].
На наш взгляд, у всех определений (теоретических подходов) есть один существенный недостаток - они рассматривают местное самоуправления в рамках отдельных аспектов и не позволяют сформировать полное представление о данном явлении.
Рассмотрение сущности местного самоуправления позволяет нам выявить основные принципы, которые лежат в основе местного самоуправления и рассмотреть существующий порядок его формирования. Это важно, так как специфика деятельности органов местного самоуправления влечет за собой формирование особой структуры органов, которые ответственны за решение вопросов местного значения [2].
Часть органов местного самоуправления по ныне действующему закону обязательны для формирования муниципалитетом, а часть может быть сформирована по желанию местных властей. На наш взгляд, это важно, поскольку законодатель дает определенную степень свободы местному населению в том, как будет выражаться их воля.
Что касается обязательных элементов, то их три:
4
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Акмаева Д. В., Васильева М. И. Структура и принципы местного самоуправления в России: теоретический обзор и практическая реализация [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/211-struktura-i-printsipy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-teoreticheskij-obzor-i-prakticheskaya-realizatsiya
1. Глава местной администрации.
2. Местная администрация.
3. Представительный орган.
Первым структурным компонентом выступает глава муниципального образования. Он является высшим должностным лицом в местной администрации и решает важнейшие вопросы местного значения. Законом не устанавливается единая форма формирования данной муниципальной должности. Она может быть выборной, то есть выбираться населением муниципального образования на сходе или назначаемой из числа сотрудников местной администрации.
Местная администрация - второй структурный орган местного самоуправления. Он является исполнительным органом и его полномочия определяются всегда уставом муниципального образования. То есть местная администрация вправе решать вопросы только местного значения, которые прописаны в уставе муниципального образования. Глава администрации возглавляет местную администрацию.
Последним обязательным органом местного самоуправления является представительный орган. Он всегда выборный орган и призван представлять (как следует и из названия) интересы местного населения. В российской практике нет четких (законодательно закрепленных) требований к его названию [3].
Но, как показывает практика, он всегда содержит в своем наименовании специфику конкретной территории - совет, в том числе и муниципальный совет, сход, собрание, дума, рада, круге, курултай, джирге и пр.
Рассмотрение основных (обязательных) органов местного самоуправления позволяет говорить о том, что в принципе их структура в какой-то степени схода со структурой органов государственной власти. Также есть и необязательные
5
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Акмаева Д. В., Васильева М. И. Структура и принципы местного самоуправления в России: теоретический обзор и практическая реализация [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/211-struktura-i-printsipy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-teoreticheskij-obzor-i-prakticheskaya-realizatsiya
элементы органов местного самоуправления - это контролирующий орган и иные органы [4].
Рассмотренная структура системы органов местного самоуправления в России базируется на принципе выборности, свободы и решения местных вопросов. В России в отдельных муниципальных образованиях структура органов власти может меняться. Но ее общие принципы построения закреплены в федеральном законодательстве.
Так как сущность местного самоуправления подразумевает участие населения в вопросах местного значения, нужно рассмотреть формы, в которых население может это делать.
Так, регулирование местного самоуправления в России сегодня осуществляется на трех самостоятельных законодательных уровнях. К данным уровням на сегодняшний день относятся:
1. Федеральный.
2. Региональный (субъекта федерации).
3. Местный.
В рамках каждого уровня есть собственная совокупность нормативно-правовых актов, которая позволяет в отдельной мере регулировать разные аспекты деятельности органов местного самоуправления.
Отдельно стоит остановиться на муниципальных правовых актах, которые с одной стороны являются структурным элементом всей системы законодательного обеспечения местного самоуправления, а с другой стороны составляют базу деятельности российских муниципалитетов. Фактически нормативно-правовые акты в сфере местного самоуправления представляют собой совокупность актов локального (местного) уровня, которые формируют
основы практической реализации вопросов, отнесенных к местному значению.
6
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Акмаева Д. В., Васильева М. И. Структура и принципы местного самоуправления в России: теоретический обзор и практическая реализация [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/211-struktura-i-printsipy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-teoreticheskij-obzor-i-prakticheskaya-realizatsiya
Исследование структуры и принципов местного самоуправления в России позволило выявить ключевые аспекты, влияющие на его эффективность и функциональность. Важным выводом стало то, что местное самоуправление играет критическую роль в обеспечении устойчивого развития регионов, удовлетворении потребностей местного населения и формировании гражданского общества [5].
Было отмечено, что, несмотря на определённые успехи в децентрализации власти, многие регионы все еще сталкиваются с проблемами, такими как недостаток ресурсов, бюрократия и ограниченные полномочия.
Анализ показал, что для повышения эффективности местного самоуправления необходима дальнейшая работа по укреплению законодательной базы, повышению квалификации местных чиновников и вовлечению граждан в управленческий процесс. Также было выявлено, что успешное местное самоуправление зависит от чёткости разграничения полномочий между различными уровнями власти и от эффективности механизмов обратной связи с населением.
Литература
1. Денисенко И.Ф., Тованчова Е.Н. Роль органов местного самоуправления в системе публичной власти РФ: лучшие практики ростовской области //Государственное и муниципальное управление. Ученые записки. -2023. - № 1. - С. 11-17.
2. Шугрина Е. С. Соотношение понятий «муниципальное образование», «административно-территориальная единица», «населенный пункт // Городское управление - 2013. - №1. - С. 30-43.
3. Скрипкин Г.Ф. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления: учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - 129
7
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Акмаева Д. В., Васильева М. И. Структура и принципы местного самоуправления в России: теоретический обзор и практическая реализация [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/211-struktura-i-printsipy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-teoreticheskij-obzor-i-prakticheskaya-realizatsiya
с.
4. Слюняев И. Н. Итоги и перспективы реформирования местного самоуправления// Практика муниципального управления. - 2013. - №2.
5. Старостин А.М., Понеделков А.В., Тованчова Е.Н. Современное российское местное самоуправление в контексте национально-государственной и региональной идентичности // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. - 2023. - № 5 (156). - С. 138-142.
6. Иванов Д.В. Проблемы и тенденции развития местного самоуправления // Известия ТулГУ Гуманитарные науки. - 2023. -№2. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-mestnogo-samoupravleniya.
THE STRUCTURE AND PRINCIPLES OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN RUSSIA: A THEORETICAL OVERVIEW AND PRACTICAL
IMPLEMENTATION
Tovanchova E.N., Akmaeva D. V., Vasilyeva M. I. Rostov State University of Railway Engineering,
Rostov-on-Don
Abstract The article considers the relevance of the study of the structure and
principles of local self-government in Russia. The main attention is paid to the role of
local self-government in the political system of the country, its importance in the
context of globalization and interregional relations, as well as the impact of current
legislative changes on management processes. The problems of management crises in
the regions and the search for new approaches to improving efficiency and
transparency are considered. The article emphasizes the importance of local self-
government as a form of public authority exercised directly by residents through
8
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Акмаева Д. В., Васильева М. И. Структура и принципы местного самоуправления в России: теоретический обзор и практическая реализация [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/211-struktura-i-printsipy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-teoreticheskij-obzor-i-prakticheskaya-realizatsiya
elected or appointed bodies to resolve local issues. The theoretical approaches to understanding local self-government, its main bodies and the legal status that distinguishes it from state power are analyzed. In conclusion, the issues of the effectiveness of local self-government, the need to further strengthen the legislative framework and involve citizens in the management process are raised.
Keywords: political system; local government; public authority; head of administration; representative body.
References
1. Denisenko I.F., Tovanchova E.N. The role of local governments in the system of public authority of the Russian Federation: the best practices of the Rostov region //State and municipal administration. Scientific notes. - 2023. - №1. - P. 11-17.
2. Shugrina E. S. The ratio of the concepts of "municipal formation", "administrative-territorial unit", "locality // City administration - 2013. - №1. - P. 3043.
3. Skripkin G.F. Interaction of state authorities and local self-government: a textbook. - M.: UNITY-DANA, 2015. - 129 p.
4. Slyunyaev I. N. Results and prospects of local government reform// The practice of municipal management. - 2013. - №2.
7.5. Starostin A.M., Ponedelkov A.V., Tovanchova E.N. Modern Russian local self-government in the context of national-state and regional identity // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management. - 2023. - № 5 (156). - P. 138-142.
6. Ivanov D.V. Problems and trends in the development of local self-government // News of TulSU. Humanities. - 2023. - №2. - Access mode: https://cyberleninka.ru/article/n/problemy-i-tendentsii-razvitiya-mestnogo-samoupravleniya.
9
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Акмаева Д. В., Васильева М. И. Структура и принципы местного самоуправления в России: теоретический обзор и практическая реализация [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2024. - № 1. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/211-struktura-i-printsipy-mestnogo-samoupravleniya-v-rossii-teoreticheskij-obzor-i-prakticheskaya-realizatsiya