МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ КРИТЕРИЕВ И ПОКАЗАТЕЛЕЙ ОЦЕНКИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ ВЛАСТИ
Тованчова Е.Н., Кашина А.А., Коляда В.И.
Ростовский государственный университет путей сообщения,
г. Ростов-на-Дону
Аннотация. Основная цель статьи заключается в анализе существующих методологических подходов к формированию критериев и показателей, определении их эффективности и адекватности в контексте современных требований к управлению государственным сектором. В статье рассматривается проблематика определения и применения критериев и показателей для оценки эффективности работы органов исполнительной власти. В условиях возрастающих требований к качеству и прозрачности государственного управления, вопросы разработки объективных и практически реализуемых инструментов оценки приобретают особую актуальность.
Таким образом, в данном исследовании представлены предложения по совершенствованию системы оценки эффективности, включая разработку новых и уточнение существующих показателей, а также внедрение современных информационных технологий в процессы мониторинга и анализа результатов деятельности.
Ключевые слова: эффективная власть; государственное управление; система оценки; профессиональные компетенции; исполнительная власть.
В современных условиях управления государством особое значение приобретает оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти. Это обусловлено стремлением повышения качества управленческих
1
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Кашина А.А., Коляда В.И. Методологические подходы к разработке критериев и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/209-metodologicheskie-podkhody-k-razrabotke-kriteriev-i-pokazatelej-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti.
решений и необходимостью укрепить доверия общества к государственной власти. В этой связи разработка объективных, четких и практически применимых критериев и показателей для оценки работы органов исполнительной власти становится первостепенной задачей.
Однако, несмотря на значительное количество исследований в этой области, до сих пор не существует единой методологии, которая была бы универсально оценивала уровень эффективности деятельности государственных служащих. Разнообразие подходов к определению эффективности и сложность измерения нематериальных результатов деятельности делают эту задачу особенно актуальной.
Опираясь на подход к тождеству понятий эффективности органов исполнительной власти и эффективности деятельности органов публичной власти, американский ученый Г. Бухарт предложил рассматривать эти категории на основе трех теорий [1,2,3]:
Механистической (традиционной) теории эффективности государственного управления, которая предусматривает использование устойчивой и закрытой модели достижения неизменных целей с помощью известных и заранее установленных средств и стандартов (модель «взнос -продукт»).
- Теории человеческих ресурсов, которая предусматривает существенное влияние человеческого потенциала на эффективность управления, где важную роль играют социальные факторы: поведенческие, мотивационные (удовлетворение потребностей служащих, текучесть кадров, моральное состояние коллектива, количество прогулов, преданность взаимному делу и т.д.).
П. Друкер, рассматривая работу управляющего, подчеркивает
2
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Кашина А.А., Коляда В.И. Методологические подходы к разработке критериев и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/209-metodologicheskie-podkhody-k-razrabotke-kriteriev-i-pokazatelej-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti.
необходимость учиться быть эффективным, то есть эффективность - это практика, практические навыки, которые нужно приобретать в процессе постоянной и кропотливой работы.
- Теории организаций, которая, в отличие от предыдущих, рассматривает организацию как открытую структуру, на которую влияет внешняя среда, в результате действия которой могут меняться цели, средства и стратегия организации.
По мнению американских исследователей В. Рича и М. Винна, эффективность исполнительной власти связана с политической проблематикой в государственном секторе, поскольку именно на политическом уровне устанавливаются нормы, качество и количество выполняемой работы государственными служащими [1].
Достижения американских ученых в области эффективности государственного управления имеют историческое основание. Так, Г. Бухгарт выделяет следующие четыре периода развития движения за эффективность:
- Первый период (1900-1940 гг.) - Деполитизация власти, то есть отделения политики от государственного управления. Создание в США различных организаций по оценке эффективности управления и общенационального бюро эффективности.
- Второй (1940-1970 гг.) - Сосредоточение внимания на вопросах экономии, идеи «общественной эффективности».
- Третий (1970-1980 гг.) - Изменение управления администраторами на управление менеджерами. В государственном управлении начинают использовать заимствованные методы из частного сектора, а к проблемам эффективности подходят с позиции контроля за расходами и эффективного
3
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Кашина А.А., Коляда В.И. Методологические подходы к разработке критериев и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/209-metodologicheskie-podkhody-k-razrabotke-kriteriev-i-pokazatelej-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti.
расходования денег налогоплательщиков. Ставилась задача получать более высокую отдачу на каждый доллар затрат.
- Четвертый (1980-1990 гг.) - В основу эффективности исполнительной власти возложены принципы частного сектора и рыночные механизмы, инициаторами которых стали граждане и бизнесмены, а правительство выбрало политику децентрализации. Исследованием различных аспектов проявления и анализа эффективности органов исполнительной власти уделяли внимание и отечественные ученые, в частности, это касается таких направлений научного поиска, как [6]: политическая направленность эффективности государственного управления в контексте властно-партийного взаимодействия; влияние демократических процессов на эффективность государственного управления; роль права в повышении эффективности государственного управления; важность эффективной работы отдельного служащего как фактора общей эффективности органа власти; роль в повышения эффективности работы государственных служащих профессионального развития персонала, который предусматривает повышение квалификации и карьерный рост сотрудников; влияние на повышение эффективности государственного управления и отлаженной системы принятия управленческих решений; система мотивации и организационная культура как факторы повышения эффективности государственного управления; стратегическое планирование как основа эффективного управления; оптимизация структуры управления; эффективность на уровне местных органов власти.
Для определения эффективности органа исполнительной власти необходимо понятие эффективности проецирования на пространство и результаты его деятельности, определить ценностные аспекты для ее оценки.
4
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Кашина А.А., Коляда В.И. Методологические подходы к разработке критериев и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/209-metodologicheskie-podkhody-k-razrabotke-kriteriev-i-pokazatelej-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti.
Ценностные аспекты устанавливают особенности проведения оценки эффективности и содержание ее контента в спектре его влияния на общество, лицо или сферу функционального применения. Комплекс ценностных ориентаций для проведения оценки может включать определение:
- субъекта оценки, заинтересованного в результатах анализа деятельности органа исполнительной власти: потребитель, сотрудник, партнер, контролирующий орган, рейтинговое агентство и т. д.;
- локального предмета оценки: функции, услуги или иного аспекта административно-управленческой деятельности;
- уровня анализа качеств, услуг или продуктов деятельности;
- индикаторов и показателей, которые используются в сфере или области, для регулирования результативности;
- целевой направленности исследования (распознать достижения, слабые и сильные стороны, анализ лишних затрат, выделение лучшего опыта);
- временного интервала оценки (для обеспечения гарантий достоверности сравнительных оценок или поиска долгосрочных тенденций, периодичности максимумов и минимумов нагрузки на управленческую структуру);
- границ или стандартов для установления достаточности деятельности (стандарт достаточности эффективности, твиннинг-партнеры, цели и ограничения).
Для оценки эффективности можно использовать такие группы критериев, как экономические, политические или социальные. Все они, безусловно, взаимосвязаны и взаимозависимы. Экономические критерии эффективности, поддающиеся количественному измерению, дают возможность оценивать и сравнивать страны, хотя нет единого универсального показателя экономического
5
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Кашина А.А., Коляда В.И. Методологические подходы к разработке критериев и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/209-metodologicheskie-podkhody-k-razrabotke-kriteriev-i-pokazatelej-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti.
положения [4].
Для оценки эффективности исполнительной власти должны учитываться: институциональная стабильность и динамика административных преобразований; наличие административного регулирования и коррупция; государственные субсидии; компетентность персонала государственного сектора и независимость государственной службы от политического влияния; гибкость и стабильность налоговой системы; уклонения от налогообложения; структура государственных расходов [5].
Эффективность исполнительной власти в меньшей степени определяется его внутренней природой сравнению с тем, как оно воспринимается внешней средой, объектами управления, что дает основания считать социальную эффективность приемлемость власти для общества.
Эффективность любого вида социальной деятельности зависит от форм и методов достижения поставленной цели, что особенно проявляется в исполнительно-распорядительной деятельности, в работе аппарата исполнительной власти, уровень профессиональной культуры которого является важным критерием общей культуры общества и влияет на социально-правовое положение в нем личности; прозрачность законодательства.
Литература
1. Коржова А. Профессиональная подготовка государственных служащих как фактор повышения эффективности государственной службы в России / Повышение эффективности государственного управления: состояние, перспективы и мировой опыт: сб. наук. пр. / Под. ред. В.М. Князева. - М.: Изд-во УАДУ, 2013. - С. 270-275.
2. Оболенский А.Ю. Разработка системы показателей для мониторинга
6
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Кашина А.А., Коляда В.И. Методологические подходы к разработке критериев и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/209-metodologicheskie-podkhody-k-razrabotke-kriteriev-i-pokazatelej-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti.
деятельности государственных органов / А.Ю. Оболенский, М. Сороко // Унив. наук. зап. - 2013. - № 3 (15) - С. 29-42.
3. Кудряшова Л.В. Основы государственного и муниципального управления: учебное пособие. В 2-х частях / Л. В. Кудряшова. - Томск : ФДО, ТУСУР, 2015. -Ч. I: Основы государственного управления - 137 с.
4. Саламатов В. Проблема понимания эффективности деятельности государственных служащих / В. Саламатов. - М.: Изд-во УАДУ, 2014. - 455 с.
5. Старостин А.М., Тованчова Е.Н. Транспарентность и герметичность в современном политическом управлении: риски, балансы во взаимодействии и условия реализации // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление, 2020. - № 7 (122). - С. 143-146.
6. Якубовский А.П. Пути совершенствования системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров / А.П. Якубовский // Актуальные проблемы государственного управления. - Одесса: ОРИГУ УАДУ, 2016. - С. 89-101.
METHODOLOGICAL APPROACHES TO THE DEVELOPMENT OF CRITERIA AND INDICATORS FOR ASSESSING THE EFFECTIVENESS OF THE EXECUTIVE AUTHORITIES' ACTIVITIES
Tovanchova E.N., Kashina A.A., Kolyada V.I. Rostov State University of Railway Transport,
Rostov-on-Don
Abstract: The main purpose of the article is to analyze existing methodological approaches to the formation of criteria and indicators, to determine their effectiveness and adequacy in the context of modern requirements for public sector management.
7
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Кашина А.А., Коляда В.И. Методологические подходы к разработке критериев и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/209-metodologicheskie-podkhody-k-razrabotke-kriteriev-i-pokazatelej-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti.
The article discusses the problems of defining and applying criteria and indicators to assess the effectiveness of the work of executive authorities. In the context of increasing demands on the quality and transparency of public administration, the issues of developing objective and practically feasible assessment tools are becoming particularly relevant.
Thus, this study presents proposals for improving the performance assessment system, including the development of new and refinement of existing indicators, as well as the introduction of modern information technologies into the processes of monitoring and analyzing performance.
Keywords: effective government; public administration; assessment system; professional competencies; executive power.
References
1. Korzhova A. Professional training of civil servants as a factor in improving the efficiency of public service in Russia / O.Korzhova // Improving the efficiency of public administration: state, prospects and world experience: sb. nauk. ave. / Edited by V.M. Knyazev. - M.: Publishing House of UADU, 2013. - P. 270-275.
2. Obolensky A.Yu. Development of a system of indicators for monitoring the activities of state bodies / A.Yu. Obolensky, M. Soroko // Univ. of Sciences. zap. -2013. - № 3 (15) - P. 29-42.
3. Kudryashova L.V. Fundamentals of state and municipal management: a textbook. In 2 parts / L. V. Kudryashova. - Tomsk: FDO, TUSUR, 2015. - Part I: Fundamentals of public administration - 137 p.Salamatov V. The problem of understanding the effectiveness of civil servants / V. Salamatov. - M.: Publishing House of UADU, 2014. - 455 p.
4. Starostin A.M., Tovanchova E.N. Transparency and integrity in modern
8
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Кашина А.А., Коляда В.И. Методологические подходы к разработке критериев и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/209-metodologicheskie-podkhody-k-razrabotke-kriteriev-i-pokazatelej-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti.
political management: risks, balances in interaction and conditions of implementation // Science and education: economy and economics; entrepreneurship; law and management, 2020. - № 7 (122). - P. 143-146.
9
Ссылка для цитирования: Тованчова Е.Н., Кашина А.А., Коляда В.И. Методологические подходы к разработке критериев и показателей оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти [Электронный ресурс] // А-фактор: научные исследования и разработки (гуманитарные науки). - 2023. - № 4. - Режим доступа: http://www.a-factor.ru/archive/item/209-metodologicheskie-podkhody-k-razrabotke-kriteriev-i-pokazatelej-otsenki-effektivnosti-deyatelnosti-organov-ispolnitelnoj-vlasti.