Научная статья на тему 'Структура и конкурентоспособность пространственного развития России'

Структура и конкурентоспособность пространственного развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
165
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
пространственная стратегия / структура / конкурентоспособность / валовая добавленная стоимость / конкуренция / устойчивое развитие / системообразующие предприятия. / spatial strategy / structure / competitiveness / gross value added / competition / sus- tainable development / system-forming enterprises.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И. Р. Курнышева

В статье рассматривается роль новой пространственной стратегии в формировании научно-технологического контура и институциональной модели ускорения экономического роста в РФ повышения конкурентоспособности. Предлагается современную пространственную стратегтю в РФ выстраивать в рамках концепций устойчивого и инклюзивного развития, как основных направлений, противодействующих межрегиональному дисбалансу и смягчению диспропорций в социально-экономических обстановках отдельных регионов. Отмечено, что пространство – одно из конкурентных преимуществ национальной экономики. Проанализированы основные тенденции и проблемы в национальном экономическом пространстве Составлены сравнительные динамические ряды проведены расчеты отраслевой структуры валовой добавленной стоимости (ВДС) субъектов Российской Федерации в 2016-2018 гг. Разработка приоритетов, целей механизмов пространственной стратегии России на долгосрочную перспективу, на современном этапе увязана с урегулированием многих накопившихся и нерешенных социальноэкономических проблем и возникающих вызовов современности. Выявлены отдельные недостатки, тормозящие эффективное функционирование и позиционирование регионов как части общего экономического пространства. Сформулированы предложения по усилению взаимодействия государственных и рыночных институтов управлением пространственными процессами и пропорциями. Актуализированы намеченные государством основные перспективы стратегических ориентиров и приоритетов, институтов и механизмов администрирования пространственного развития российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И. Р. Курнышева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURE AND COMPETITIVENESS OF SPATIAL DEVELOPMENT IN RUSSIA

The article considers the role of the new spatial strategy in the formation of the scientific and technological contour and the institutional model of accelerating economic growth in the Russian Federation to increase competitiveness. It is proposed to build a modern spatial strategy in the Russian Federation within the framework of the concepts of sustainable and inclusive development, as the main directions that counteract inter-regional imbalances and mitigate imbalances in the socio-economic conditions of individual regions. It is noted that space is one of the competitive advantages of the national economy. The main trends and problems in the national economic space are analyzed comparative dynamic series are Compiled and the sectoral structure of the gross value added (GVA) of the Russian Federation's subjects in 20162018 is calculated. The development of priorities and goals of Russia's spatial strategy mechanisms for the long term, at the present stage, is linked to the settlement of many accumulated and unresolved socio-economic problems and emerging challenges of our time. Certain shortcomings that hinder the effective functioning and positioning of regions as part of the common economic space are identified. Proposals are formulated to strengthen the interaction of state and market institutions by managing spatial processes and proportions. The main perspectives of strategic guidelines and priorities, institutions and mechanisms for the administration of spatial development of the Russian economy outlined by the state are updated.

Текст научной работы на тему «Структура и конкурентоспособность пространственного развития России»

СТРУКТУРА И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ ПРОСТРАНСТВЕННОГО

РАЗВИТИЯ РОССИИ

И.Р. Курнышева, д-р экон. наук, зав. сектором Институт экономики РАН (Россия, г. Москва)

DOI: 10.24411/2411-0450-2020-10552

Статья подготовлена по материалам исследования темы государственного задания «Структурная модернизация российской экономики в контексте формирования новой модели развития».

Аннотация. В статье рассматривается роль новой пространственной стратегии в формировании научно-технологического контура и институциональной модели ускорения экономического роста в РФ повышения конкурентоспособности. Предлагается современную пространственную стратегтю в РФ выстраивать в рамках концепций устойчивого и инклюзивного развития, как основных направлений, противодействующих межрегиональному дисбалансу и смягчению диспропорций в социально-экономических обстанов-ках отдельных регионов. Отмечено, что пространство - одно из конкурентных преимуществ национальной экономики. Проанализированы основные тенденции и проблемы в национальном экономическом пространстве Составлены сравнительные динамические ряды проведены расчеты отраслевой структуры валовой добавленной стоимости (ВДС) субъектов Российской Федерации в 2016-2018 гг. Разработка приоритетов, целей механизмов пространственной стратегии России на долгосрочную перспективу, на современном этапе увязана с урегулированием многих накопившихся и нерешенных социально-экономических проблем и возникающих вызовов современности. Выявлены отдельные недостатки, тормозящие эффективное функционирование и позиционирование регионов как части общего экономического пространства. Сформулированы предложения по усилению взаимодействия государственных и рыночных институтов управлением пространственными процессами и пропорциями. Актуализированы намеченные государством основные перспективы стратегических ориентиров и приоритетов, институтов и механизмов администрирования пространственного развития российской экономики.

Ключевые слова: пространственная стратегия, структура, конкурентоспособность, валовая добавленная стоимость, конкуренция, устойчивое развитие, системообразующие предприятия.

Очень трудно писать сейчас о прошлом, настоящем и тем более о будущем. О прошлом, потому что оно перестало бы сравнительно «авторитетной» опорной точкой для рациональной конструкции образа будущего, метода экстраполяции прошлых тенденций и структурных процессов и целевого ориентира. О настоящем - потому что нет полноценной достоверной информации, адекватно и системно характеризующей социально-экономическое и финансовое положение в стране, да и в мире тоже. Информации много, но вся она противоречива и как бы вырвана из общего контекста, которого, скорее всего, мало

кто знает и понимает до конца. О будущем - это неопределенность в мире, стране и политике. Однако, будущее не возникает на пустом месте, не рождается из ничего. Поэтому, несмотря на то, что мы хотим, чтобы оно стало «лучше», иным, высокотехнологичным более справедливым, сбалансированным, эффективным, социальным, конкурентоспособным в посткризисное и постпандемическое время, под воздействием факторов разрушительного порядка, усложнения и обновления структуры экономических взаимоотношений не совсем логично отказываться от накопленного опыта и багажа. Не стоит полностью

отказываться от теоретических и практических наработок прошлого.

Ориентиры и приоритеты новой пространственной стратегии

Советскими и российскими учеными и специалистами в свое время были глубоко разработаны теория и практика размещения производительных сил по территории страны, регионального и территориального аспектов народнохозяйственного управления, его эффективности. Следуя логике и принципов постиндустриальной рыночной экономики в настоящее время объективен переход к развертывающемуся в мире новому формату пространственного развития. Пространственное развитие современности - это более емкое понятие, чем региональное и территориальное, что предполагает выход за рамки доминирующих ныне в отечественной практике управления традиционных концептуально-методологических и целевых подходов при разработке стратегических ориентиров и приоритетов.

Мировая теория и практика управления экономикой не стоят на месте - это развивающаяся система. С 2002 г. в качестве главного ориентира социально-экономической стратегии нашей страны принята уже апробированная в мировой практике концепция устойчивого развития. Особенности этой концепции состоят в: - базировании на постулатах доминирования целей социально-экологического порядка; и - применении системного подхода к общественному развитию, при котором экономическая составляющая рассматривается не изолированно, а в совокупности с другими системами, в том числе и - пространственной. Все это крайне актуально для капитализации национальных интересов современной России. Пространство и природные ресурсы - пока одни из конкурентных преимуществ национальной экономики. По данным Всемирного экономического форума [1] оценка природы конкурентного преимущества имеет тенденцию к росту. Если в 2015 г. ее ранг был - 75,то в 2018 он был -72.

Для подъема пространственного развития более важно принятие бизнесом, кон-

цепции устойчивого развития, особенно ее целей и ценностей.

Региональный бизнес в России постепенно начинает разделять цели и ценности концепции устойчивого развития. Российские региональные бизнес-лидеры внедряют новые стандарты ответственной деловой практики в контексте глобальной повестки, развивают системную благотворительность и корпоративное волонтерст-во, апробируют новые практики устойчивости. Такие практики включают: учет эколого-социальных эффектов; формирование новых моделей отношений со стейк-холдерам ;разработку новых роли и задач бизнеса в контексте устойчивого развития, принципы которого трансформируются в долгосрочные, в том числе технологические стратегии. Не только количественное, но и качественное распространение ценностей устойчивого развития (ЦУР) по всему экономическому пространству страны предполагает значительные усилия и коллективные действия власти и бизнеса: вовлечение органов власти всех уровней в диалог о прямой и обратной прагматичности ЦУР; поиск совместных решений для ускорения прогресса в достижении ЦУР -содействие осознанию и углублению мотивации (конкретной и неявной) для бизнеса; устранение барьеров и поощрение точек роста для вовлечения бизнеса в процессы устойчивого развития; интерпретация ЦУР в рамках бизнес-стратегий и открытой отчетности в местном национальном и масштабах; детализация и переход от обсуждения приоритетов к внедрению методологии достижения избранных принципов, к реальной трансформации бизнес-стратегий и бизнес-моделей в интересах устойчивого развития и ЦУР, а также к измерению конкретных практических результатов с точки зрения социоэко-логических эффектов.

Ныне мировую экономику все более модерирует новое категориальное ценностное понятие - инклюзивность. Одним из базисных элементов новизны предлагаемого подхода - опора на инклюзивность всех факторов роста, в том числе прагматично задействуя малоиспользуемые ныне региональные конкурентные преимущест-

ва.. Концепция инклюзивного экономического роста направлена на сокращение неравенства и предполагает устойчивое повышение качества и уровня жизни населения по всему экономическому пространству в рамках современных вызовов, стоящих перед экономикой и обществом, на основе равенства возможностей в доступе к рынку и ресурсам.

Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г (далее Стратегия) [2] как системный и актуальный ответ на современные вызовы социально-экономической и технологической неустойчивости утверждена Распоряжением Правительства Российской Федерации от 13 февраля 2019 г. № 207-р. Целью пространственного развития Российской Федерации намечено устойчивое и сбалансированное пространственное развитие РФ, направленное на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения, ускорение темпов экономического и технологического роста. Поэтому можно сказать, что Стратегия пространственного развития Российской Федерации на период до 2025 г разработана в русле мировых концептуальных подходов.

Вопросы разработки стратегии современного пространственного развития -предмет длительных дискуссий в правительстве и среди широкого круга специалистов. Основная причина неоднозначности мнений видится, на наш взгляд, в слабой научной обоснованности ряда вопросов региональной политики на макроуровне, которая учитывала бы особенности состояния и тенденции не только социально-экономического развития РФ, но, в первую очередь научно-технологического особое внимание, уделяя имеющимся в регионах как естественным, так и создаваемым конкурентным преимуществам. С этой позиции, в программных правительственных материалах, хотя и выделены системные конкурентные преимущества, на которые может опираться экономика России и ее регионы, но слабо прописан механизм реализации этих преимуществ.

Особенности национального экономического пространства

Ныне все более приобретают актуальность региональные детерминанты и конкурентные преимущества. Россия - страна с населением менее 3%, но имеет более 12,8% [3] территории и около трети сырьевых ресурсов планеты; огромные запасы пресной воды, минерально-сырьевых и биологических ресурсов, огромные площади экологически и технически ненарушенной территории; на душу населения приходится около 12 га земли, что во много раз больше, чем в других странах, на ее территории встречаются все климатические зоны, кроме тропиков; наличие нетронутых хозяйственной деятельностью территорий примерно 60% всей территории страны [4]. Существуют уникальные сочетания факторов производства, которые можно было бы трансформировать в уникальные предложения для инвесторов, превращение первичных преимуществ и имеющихся в регионах природных ресурсов в устойчивые конкурентные преимущества и др. Наличие пропорционально освоенного хозяйственной деятельностью пространства, способного играть активную роль в структурной модернизации экономики, в наибольшей степени отвечает интересам повышения национальной конкурентоспособности России. В пользу такой постановки вопроса говорит как мировой опыт, так и потенциальные масштабы развития экономики РФ. Сейчас процессы пространственного развития России во многом копируют мировые тенденции концентрация и сосредоточения населения и других факторов экономического роста в крупных финансовых, промышленных, ИТ-, науко- и агроцентрах, оголяя тем самым огромные пространства и территории, оставляя их без населения, хозяйственного освоения и изучения.

В то же время мировая экономика следует по интеграционному пути развития, страны стремятся друг к другу, становятся более взаимосвязанными и взаимозависимыми, что находит отражение в соотношении конкурентных сил участников на мировой арене, способствует позитивной трансформации национальных экономик. В РФ же наблюдаются противоположные в процессах межрегионального взаимодей-

ствия тенденции, можно сказать, что зачастую преобладают центробежные силы. Кроме того, происходит появление целого ряда новых факторов, отрицательно влияющих на устоявшееся распределение населения на национальном экономическом пространстве, вносящих дополнительную диспропорциональность в пространственную демографическую и производственную территориальную организацию экономики страны и усиление межрегиональной и межотраслевой асимметрии занятых в экономике, уменьшение занятых в ориентированных на перспективу производствах. Последним по времени таким фактором можно назвать современную социально-экономическую ситуацию, обусловленную стремительным падением цен на нефть и таким же стремительным распространением инфекции СО"УШ-19 по территории мира и страны. В чем выражается влияние этих факторов на обострение диспропорций пространственного развития? Первая напасть резко увеличивает нагрузку на расходную часть бюджетов всех уровней. Вторая - на их доходную часть. И это при выводе из экономического оборота значительной части такого фактора производства как человеческий капитал. Число заболевших и умерших трудоспособном возрасте с последующим их длительным восстановительным периодом, в разных регионах различное. Более всего пострадали такие регионы как г. Москва и Московская область.

Основные тенденции и проблемы

Результирующим экономическим показателем производственной деятельности служит валовая добавленная стоимость (ВДС), характеризующая ее конечный результат. Она служит основным источником финансовых ресурсов, формирующих налоговые поступления в бюджеты всех уровней. На текущий момент, по деликатным публикациям ФНС России, разница в объемах налоговых поступлений в консолидированные бюджеты субъектов РФ за 2019 г колеблется в диапазоне «меньше 10 и больше 70 млрд руб.» [5]. В Послании Президента РФ Федеральному Собранию 1 марта 2018 года В. Путин обратил внимание на то, что «Для дальнейшего измене-

ния структуры национальной экономики необходимо на принципиально ином уровне задействовать источники роста» [6]. Государственная политика пространственного развития - один из институтов, который нацелен на раскрытие природы экономических отношений межрегиональных субъектов между собой и государством по формированию и росту объема его финансовых ресурсов.

Нами были составлены сравнительные динамические ряды и проведены расчеты отраслевой структуры ВДС субъектов Российской Федерации в 2016-2018 гг.

Если судить по данным таблицы 1, то:

1) Принципиально неравномерно по территории страны распределен вид экономической деятельности добыча полезных ископаемых. Порядка 80% ВДС создается в восточных территориях страны;

2) Вид экономической деятельности обрабатывающие производства относительно равномерно распределен по территории страны. Исключение составляет Дальневосточный федеральный округ. В нем доля обрабатывающих производств примерно в три раза меньше, чем в целом по РФ;

3) Деятельность в области информации и связи - одна из набирающих темпы видов деятельности технологического развития. Уровень ее внедрения в экономическую действительность в среднем по России невысок. Дальневосточный федеральный округ входит в число отстающих;

4) Доля вида экономической деятельности профессиональная, научная и техническая в ВДС одна из наиболее неравномерно представленных в пространственном разрезе. Разница между Москвой (наибольшее значение) и Северо-Кавказским федеральным округом составляет больше, чем 7 раз;

5) Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение - вид экономической деятельности по своему определению не ориентированный на рыночную деятельность и получение ВДС, оказывается экономически и финансово успешной почти во всех федеральных округах;

6) Равномерно, почти одинаково, распределены по территории страны виды

деятельности: обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха; водоснабжение; водоотведе-ние, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвидации загрязнений. Это те виды деятельности, которые в определенной степени формируют экономические и финансовые результаты

работы естественных монополий. Таким образом, получается, что естественные монополии обеспечивают более или менее равномерное распределение по территории страны расселение населения его занятость и поступление налоговых сборов в бюджеты всех уровней.

в том числе

Раздел A Раздел B Раздел C Раздел D Раздел E Раздел F Раздел G Раздел H Раздел J По Раздел M Раздел О Раздел P

Сельское, лесное хозяйство, охота, рыболовство и рыбоводство Добыча полезных ископаемых Обрабатывающие производства Обеспечение электрической энергией, газом и паром; кондиционирование воздуха Водоснабжение; водоотведение, организация сбора и утилизация отходов, деятельность по ликвида- ТТТ1Т1 '.'II ПП'Ш.ЧГИП Строительство Торговля оптовая и розничная; ремонт автотранспортных средств и мотоциклов Транспортировка и хранение Деятельность в области информации и связи Деятельность профессиональная, научная и техническая Государственное управление и обеспечение военной безопасности; социальное обеспечение Прочие

Российская Федерация из суммы субъектов 2016 5,0 10,9 17,0 3,5 0,6 6,7 17,0 8,0 3,0 4,7 4,9 18,7

2017 4,6 12,1 17,4 3,3 0,6 6,2 16,7 8,0 3,0 4,5 4,7 18,9

2018 4,3 14,8 18 3,1 0,6 5,6 15,8 7,6 3 4,1 4,5 18,6

Центральный федеральный округ 2016 3,2 0,5 16,1 3,8 0,6 5,6 24,9 6,9 4,7 7,4 5,0 21,3

2017 3,0 0,7 17,3 3,2 0,6 4,9 25,1 7,0 4,7 6,9 4,7 21,9

2018 3,1 0,8 19,4 3 0,6 4,3 24,8 6,8 4,7 6,3 4,5 21,7

г. Москва 2016 0,1 0,0 11,1 3,8 0,5 4,9 29,2 7,0 6,7 9,7 4,7 22,3

2017 0,1 0,0 12,9 3,1 0,4 4,2 29,7 7,0 6,5 8,7 4,3 23,1

2018 0,1 0 12,9 3,1 0,4 4,2 29,7 7 6,5 8,7 4,3 23,1

Северо-Западный федеральный округ 2016 3,0 6,8 19,6 3,3 0,8 6,7 14,8 10,7 3,3 4,7 4,6 21,7

2017 2,9 7,1 19,9 3,2 0,9 6,1 13,6 10,6 3,2 5,2 4,5 22,8

2018 3,2 8 20,6 3,1 0,8 5,8 13 10,5 3,2 4,8 4,4 22,6

Южный федеральный округ 2016 11,8 3,4 14,7 3,2 0,8 7,5 16,3 10,9 2,2 2,8 5,7 20,7

2017 10,8 4,5 15,0 3,2 0,8 8,2 15,8 10,6 2,3 2,7 5,4 20,7

2018 9,8 6,9 15,2 3 0,9 6,6 15,5 10,7 2,2 2,6 5,4 21,2

Северо-Кавказскии федеральный округ 2016 15,9 0,7 9,3 2,8 0,6 11,7 19,6 5,6 2,0 1,3 9,6 20,9

2017 15,2 0,7 9,6 3,1 0,6 11,1 19,4 5,9 2,0 1,3 9,6 21,5

2018 15,6 0,7 9,1 3,2 0,6 11,3 17,9 6 2,4 1,2 9,6 22,4

Приволжский федеральный округ 2016 7,1 12,1 23,8 3,5 0,8 7,1 12,6 6,3 2,3 3,6 4,5 16,3

2017 6,7 13,5 23,7 3,4 0,8 6,6 12,4 6,4 2,4 3,4 4,3 16,4

2018 5,9 16,3 24,5 3,2 0,7 5,9 11,7 6,1 2,3 3,4 4,1 15,9

Уральский федеральный округ 2016 2,1 34,9 14,0 3,0 0,5 8,3 9,8 7,4 1,3 2,7 3,0 13,0

2017 1,9 38,2 13,8 3,0 0,5 8,0 8,7 7,0 1,3 2,7 2,8 22,1

2018 1,6 44,4 13,4 2,5 0,5 7 7,6 6 1,1 2,4 2,5 11

Сибирский федеральный округ 2016 5,3 15,7 20,1 4,2 0,6 5,7 10,7 9,0 2,0 2,9 5,8 18,0

2017 4,7 17,8 19,5 4,2 0,7 5,4 10,3 9,3 2,1 2,9 5,4 17,7

2018 4,4 21,4 20,9 3,9 0,6 4,6 9,6 8 1,9 2,7 4,8 17,2

Дальневосточный федеральный округ 2016 6,6 27,8 5,5 3,9 0,6 7,0 10,7 11,8 1,6 2,0 6,8 15,7

2017 6,0 28,1 5,8 3,7 0,6 6,6 10,8 12,2 1,6 1,9 6,9 15,8

2018 5,4 32 5,3 3,5 0,5 6,2 10 11,4 1,5 1,5 6,5 16,2

Таблица 1. Динамика валовой добавленной стоимости по видам экономической деятельности субъектов Российской Федерации в 2016-2018 гг. (в текущих ценах; в процентах к итогу по региону) [7]

Определенную работу по выравниванию экономического развития регионов проводит Торгово-промышленная палата (ТПП) РФ, в частности Совет по промышленному развитию и конкурентоспособности экономики России. Ею проводится как информационная, так и реальная практическая поддержка и помощь региональным властям, научному сообществу и бизнесу. Например, ТПП РФ подготовлен информационно-аналитический сборник «Промышленный потенциал регионов Российской Федерации. ТПП России: без отрыва от производства (2018-2019)».

Большое внимание в 2019 г. Палата уделяла взаимодействию с региональными Фондами развития промышленности (ФРП), которые к настоящему времени созданы в 60 регионах страны. Соглашения с ФРП, дающие возможность участвовать в софинансировании проектов, подписали 53 ФРП. С апреля 2015 г. рекомендованы системой ТПП РФ и одобрены к финансированию Экспертным советом ФРП 404 промышленных проекта из 61 региона России. 131 предприятие открыло новое производство в 46 регионах по 11 отраслям промышленности, из них 61 проект поддержан системой ТПП РФ [1, 8].

В разгар карантинных мер, вызванных эпидемией COVID-19 по территории страны, для поддержки экономики было опубликовано Постановление Правительства РФ от 10 мая 2020 г. N 651 «О мерах поддержки системообразующих организаций» [9] от 12 мая 2020 г. Системообразующие предприятия относительно равномерно распределены на экономическом пространстве. В нем Правительство Российской Федерации постановляет: утвердить прилагаемые Правила отбора организаций, включенных в отраслевые перечни системообразующих организаций российской экономики, претендующих на предоставление в 2020 г. мер государст-

темообразующих компаний и организаций РФ, утвержденный правительственной комиссией на 1 июня 2020 г. включает 646 компаний [10].

Правдой сегодняшнего дня и характерной чертой экономики стала высокая степень неопределенности и рисков. Один из главных рисков и в краткосрочной и, особенно, в среднесрочной перспективе содержится, на мой взгляд, в политике поддержки системообразующих компаний и организаций РФ, а именно - возможность неверно выбранного направления развития. Эти риски могут свести на нет усилия нескольких лет работы по восстановлению экономики в целом и ее регионов.

Заключение. Ныне уровень и качество российского экономического пространства крайне не однородно, что создает серьезные препятствия на пути к реализации поставленных перед страной задач по социально-экономическому и технологическому развитию, повышению конкурентоспособности. Государственная политика в области пространственного развития является одним из эффективных инструментов экономического управления структурным развитием России в современных условиях целеполагания устойчивого развития. Вместе с тем, долгое время фактическое отсутствие прагматичной государственной политики пространственного развития в России привело к пространственной раз-балансированности воспроизводственного процесса, территорий и пространств, функционирующих в социально- экономическом невыгодном положении. Одним из регуляторных инструментов государственной политики пространственного развития, собирающая силы «в единый кулак» и помогающий преодолеть пространственные диспропорции может послужить Стратегия пространственного развития РФ [2]. По своему замыслу и приоритетным посылам она обладает должным потенциалом.

венной поддержки. Полный перечень сис-

Библиографический список

1. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.weforum.org

2. [Электронный ресурс]. - Режим http://static.govemment.ru/media/files/UVAlqUtT08o60RktoOXl22JjAe7irNxc.pdf

доступа:

3. Россия и страны мира. Стат. сб. Госкомстат России. - М., 2000. - С. 23.

4. Маликов А., Правоторов В. Восхождение к ноосфере // Наука и религия. - 2005. -№1. - С. 6.

5. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://analytic.nalog.ru/portal/index.ru-RU.htm

6. Послание Владимира Путина к Федеральному собранию. М., 1 марта 2018. - с. 30.

7. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.gks.ru

8. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://tpprf.ru/ru/interaction/committee/kpr/meetings/

9. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/73901408/

10. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.dairynews.ru/news/polnyy-perechen-646-sistemoobrazuyushchikh-organiz.html

STRUCTURE AND COMPETITIVENESS OF SPATIAL DEVELOPMENT IN RUSSIA

I.R. Kurnysheva, Doctor of Economic Sciences, Head of Sector Institute of Economics of RAS (Russia, Moscow)

Abstract. The article considers the role of the new spatial strategy in the formation of the scientific and technological contour and the institutional model of accelerating economic growth in the Russian Federation to increase competitiveness. It is proposed to build a modern spatial strategy in the Russian Federation within the framework of the concepts of sustainable and inclusive development, as the main directions that counteract inter-regional imbalances and mitigate imbalances in the socio-economic conditions of individual regions. It is noted that space is one of the competitive advantages of the national economy. The main trends and problems in the national economic space are analyzed comparative dynamic series are Compiled and the sectoral structure of the gross value added (GVA) of the Russian Federation's subjects in 20162018 is calculated. The development of priorities and goals of Russia's spatial strategy mechanisms for the long term, at the present stage, is linked to the settlement of many accumulated and unresolved socio-economic problems and emerging challenges of our time. Certain shortcomings that hinder the effective functioning and positioning of regions as part of the common economic space are identified. Proposals are formulated to strengthen the interaction of state and market institutions by managing spatial processes and proportions. The main perspectives of strategic guidelines and priorities, institutions and mechanisms for the administration of spatial development of the Russian economy outlined by the state are updated.

Keywords: spatial strategy, structure, competitiveness, gross value added, competition, sustainable development, system-forming enterprises.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.