Научная статья на тему 'Структура и функционирование образовательного пространства'

Структура и функционирование образовательного пространства Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
414
68
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / ОБУЧЕНИЕ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / СТРУКТУРА / ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ / EDUCATION / TEACHING / EDUCATIONAL SPACE / STRUCTURE / FUNCTIONING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Туктамышов Н. К.

В статье исследована идея образовательного пространства, изучена структура и описаны принципы его функционирования. Представлены основные положения, определяющие тенденции в изменении образовательных пространств, показана связь между уровнем образовательного пространства и состоянием экономики. В структуре образовательного пространства выделены регулируемая и нерегулируемая части, выявлен вклад этих частей на развитие образовательной системы. Приведено определение полилингвального образовательного пространства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and functioning of the educational space

In this work the conception of educational space is analyzed. Using of idea of educational space helps to understand the plurality of pedagogical phenomena. Educational space has its own limits, and the outlining line or zone gives the meaning to it; it is supposed the presence of one or several centers, and the presence of several centers is supposed strike between them. Educational space has hierarchical structure and in result between components of this space difference of potentials appears which secures functioning of educational space. Formation and changing of educational spaces comes from ideas which are formed in some centers. Functioning and structure of educational space depends on a distance from the center. Models of multicultural educational space which are realized in RT consist of components: spatially-semantic, substantially-methodical, communicatively-organizational. The essence of multicultural space is using other languages together with native language for tutorial and multicultural breeding.

Текст научной работы на тему «Структура и функционирование образовательного пространства»

УДК 378

Туктамышов Н.К. - доктор педагогических наук, профессор

E-mail: [email protected]

Казанский государственный архитектурно-строительный университет

Адрес организации: 420043, Россия, г. Казань, ул. Зелёная, д. 1

Структура и функционирование образовательного пространства

Аннотация

В статье исследована идея образовательного пространства, изучена структура и описаны принципы его функционирования. Представлены основные положения, определяющие тенденции в изменении образовательных пространств, показана связь между уровнем образовательного пространства и состоянием экономики. В структуре образовательного пространства выделены регулируемая и нерегулируемая части, выявлен вклад этих частей на развитие образовательной системы. Приведено определение полилингвального образовательного пространства.

Ключевые слова: образование, обучение, образовательное пространство,

структура, функционирование.

В классической физике определено понятие абсолютного пространства, и оно явилось фундаментальным понятием физики на продолжительное время, потом оно сменилось релятивистским пониманием пространства. Натуралистическое понимание пространства предполагает трактовку пространства как абсолютного вместилища физических тел, которые занимают определённое геометрическое положение в нём. Как показывают последние обзоры, использование термина «пространство» чрезвычайно широко распространено в педагогике: единое образовательное пространство, культурнообразовательное пространство, воспитательное пространство, полилингвальное

образовательное пространство, пространство детства и т.д. Есть представления об

образовательном пространстве как заранее спроектированном и обустроенном

пространстве работы, которое тяготеет к структурно-функциональному представлению об образовательном пространстве. Часто под образовательным пространством понимают систему, включающую в себя: множество образовательных технологий и методик, структуру управления образовательно-воспитательной деятельностью, взаимодействие с внешними социальными и образовательными институтами. Образовательные

пространства существовали всегда, они эволюционировали, трансформировались в рамках одного жизненного пространства по отношению к самому себе, двигателем этого являлись экономика и изменение представлений о мире.

В педагогическом словаре (www.pedpro.ru) «образовательное пространство определяется как понятие, являющееся важной характеристикой образовательного процесса и отражающее основные этапы и закономерности развития образования как фундаментальной характеристики общества, его культурной деятельности; пространство, объединяющее идеи образования и воспитания и образующее образовательную протяжённость с образовательными событиями, явлениям по трансляции культурного социального опыта, личных смыслов новому поколению».

Идея образовательного пространства акцентировала внимание на исторически развивающемся предмете педагогики, на специфике человека и его качеств, доступных педагогическому воздействию, и на своебразных социокультурных условиях, иначе организующих «мир человека» в посттоталитарном обществе. Эта идея понадобилась для понимания многомерности, многослойности педагогических феноменов, в отличие от прежней парадигмы об образовательном процессе как линии, траектории или некоем канале, по которому одномерно и нормативно должен двигаться ученик.

Под образовательным пространством мы будем понимать комплекс политических, социально-культурных, научных, образовательных, экономических институтов, средств

массовой информации, ориентированных на образование, на общественность, вовлечённую в решение проблем образования, а также на социально-психологические стереотипы [1].

Столь широкое понимание образовательного пространства предполагает наличие правовых и иных норм, регулирующих его функционирование. Вместе с тем в понятие образовательного пространства заложены положения, которые лежат вне досягаемости волевого регулирования. Регулирование может осуществляться за счёт официальной части, в частности, образовательной системы, представляющей собой иерархическую структуру вложенных друг в друга упорядоченных систем.

Образовательную систему представляют как главную компоненту образовательного пространства, она позволяет ввести понятие отношения. Так как образовательные пространства всегда иерархичны (в силу иерархичности образовательных систем), то пространство, обладающее образовательной системой с наиболее широкими полномочиями, можно назвать образовательным пространством первого ранга, далее, уменьшая полномочия, можно присваивать образовательным пространствам ранги определённого порядка. Можно назвать пространства с меньшими полномочиями - подпространствами. Элементами образовательного пространства будут образовательные системы страны, региона, школы, вузы и т.д. Есть потребители знаний, а есть профессиональные педагоги и соответствующие структуры, передающие знания. Для потребителя образовательное пространство - это вместилище знаний, а для поставщика знаний это не всегда так. Таким образом, происходит обмен продуктом -знаниями, информацией. В рамках образовательной системы этот обмен не равноправен, поскольку осуществляется не свободно (например, не все хотят получить обязательное среднее образование, хотя оно считается благом, притом обязательным). В нерегулируемой части обмен знаниями происходит свободно, следовательно, обмен равноправен, поэтому вектор обучения в образовательном пространстве должен быть направлен в сторону увеличения нерегулируемой части, т.е. в сторону свободы выбора.

Следует отметить некоторые базисные положения образовательного пространства:

- Образовательное пространство имеет свою границу (зону) и очерчивающая его линия придаёт ему смысл. Эта граница не обязана совпадать с границами государства;

- Образовательное пространство предполагает наличие некоторого центра, где формируются основные структуры образовательного пространства и методологические подходы, служащие к выгоде государства, народа, отдельного человека. Может существовать несколько центров, что свидетельствует либо о начале расцвета, либо о начале конца того или иного образовательного пространства. Наличие нескольких центров предполагает некоторую борьбу между образовательными пространствами;

- Образовательное пространство всегда является иерархизированным, т.е. состоит из более или менее влиятельных, вложенных друг в друга образовательных пространств. Одни пространства являются более сильными, в смысле обладания полномочиями и потенциала, другие - менее сильными. В итоге между пространствами возникает разность потенциалов, которая, с одной стороны, обеспечивает их функционирование в целом, с другой, может вести к кардинальной переустановке, перекодировке основных компонент образовательного пространства.

Эти положения определяют правила, позволяющие определить тенденции изменения образовательных пространств.

Граница представляет собой некую инертную зону образовательного пространства. Инертность границы позволяет сохранить самобытность той или иной культуры. Границу образовательных пространств очерчивают образы мира, которые конкретное осуществление получают через религиозные ограничения, национальные традиции, искусство, язык и т.д. Образовательное пространство может изменяться как под воздействием внутренних сил ( внутренних ядер), так и внешних сил (ядер). Переход в другое образовательное пространство требует преодоления границы.

Следует указать и на влияние внешней среды (внешних ядер) по отношению к образовательному пространству, которое осуществляется как через прямой перенос или обмен материальных ценностей, так и культурный, технологический, информационный и др. переносы. С одной стороны, имеет место фиксация, ограниченность пространства, в

частности, в ряде случаев границами государства, с другой, существует прозрачность границ, позволяющая перетекать культурным ценностям и традициям со скоростью, зависящей от эпохи. Взаимодействие, борьба ядер обеспечивает в основном изменение образовательного пространства, как с точки зрения его содержания, так и формы существования.

Формирование и изменение образовательных пространств происходит под воздействием идей, которые формируются в некоторых центрах (как в образовательных системах, так и вне них; новые идеи, скорее, возникают вне системы), каковыми являются крупные города. Обслуживание и существование этих городов требует определённой идеологии и работы мысли. Большие города являются собранием многих народов, многих традиций, языков и т.д. Это космополитическое сообщество должно мирно уживаться и трудиться, оно требует толерантности, диктуемой не идеологией, а необходимостью, что подтверждается исторически. Скажем, в средневековье в свободных городах (Венеции, Антверпене и др.) отсутствовало преследование за веру. Каждый крупный город создавал свою «систему» образования», а города - центры сменялись, это вело к смене парадигм, к потере образовательными пространствами своего содержания, но при этом возникали новые идеи, парадигмы. Если вокруг экономического, интеллектуального центра нет экономической, культурной периферии, то возникает разрыв по всем направлениям, в том числе культурным, образовательным траекториям. Представляет интерес выяснение роли расстояния на функционирование образовательного пространства. Центр отсчёта - центр государства (чаще всего это столица), под которым понимается центр экономической и интеллектуальной жизни общества. Ясно, что теории, как правило, создаются в центре и, в основном, для нужд центра, при этом, очевидно, что, чем дальше от центра, тем больше меняется экономическая, культурная жизнь, а также меняется и в целом образ мира. Это может привести к тому, что модель образования, разработанная в центре, будет всё меньше соответствовать потребностям и нуждам регионов и вызывать внутренние напряжения в образовательном пространстве, которые, в частности, будут выражаться в несоответствии образовательных стандартов, выработанных в центре, к жизни в условиях регионов. Очевидно, например, что жителя деревни, который хочет продолжать в ней жить, нужно учить по программам, приспособленным к условиям проживания в сельской местности. Желание создать жёсткое образовательное пространство - это желание сильно бюрократизированного государства, желающего регулировать и контролировать всё и вся. Интересы большого города, региональных городов и сёл отличаются, поэтому должны отличаться и их образовательные цели, программы, задачи. При этом отличие образовательных целей связано, по существу, с обменными, рыночными механизмами. Создание различных образовательных программ требует дополнительных финансовых затрат, поэтому дешёвое образование - признак слабости образования и экономической системы. Следует отметить, что на практике имеет место тенденция к усилению той или иной образовательной системы, попытки её расширения. Исторически сначала имеет место разнообразие пространств, потом происходит концентрация воли, власти и далее захват жизненных пространств, а потом и образовательных.

Образовательное пространство представляет собой совокупность образовательной системы страны, которая представляет собой вполне упорядоченную структуру (регулируемая часть), и компонентов, не входящих прямо в образовательную систему, но влияющих на неё, например, средства массовой информации, сеть Интернет, различного рода сообщества, а также влияния с внешней стороны. Системы образования (РФ, региональные системы образования) являются иерархичными, регулируемыми частями образовательного пространства. Эти части сами по себе также представляют почти упорядоченную структуру, состоящую из многих компонент. Ядром образовательного пространства в её регулируемой части является образовательная программа. Нерегулируемая часть не имеет чёткого ядра, в зависимости от эпохи, времени различные составляющие являлись доминантой, например, в позднем Средневековье в Западной Европе большую роль играли идеи Просвещения, проникающие в сознание через печатные издания; во второй половине 20 века большую роль начали играть электронные средства массовой информации (радио, телевидение); к настоящему времени

наблюдается тенденция к увеличению роли Интернета. Мощь этих ядер, т.е. степень влияния их на людей, зависит от эпохи, экономической ситуации, сложившейся в стране или в некотором районе мира. Создание и функционирование образовательных программ обеспечивает функционирование в основном её регулируемой части, так как слабо учитывает влияние внешних и нерегулируемых ядер.

Масштаб образовательного пространства определяется масштабом территории, на которую распространяются полномочия образовательной системы. Образовательные пространства иерархичны, т.е. одни обладают на общей территории большими полномочиями, чем другие. Иерархичность может проявляться как в регулируемой, так и в нерегулируемой частях образовательного пространства. Можно, выстраивая пирамиду, осуществлять языковое планирование, директивно определять перечень дисциплин в образовательном учреждении, устанавливать количество часов на изучение предметов и т.д. Чем больше вырастает доля регулируемой части, тем больше образовательное пространство отражает ушедшую реальность. Для того чтобы образовательная система достаточно хорошо отражала действительность и носила прогностический характер, нужно чтобы в ней была предусмотрена структура, имеющая обратную связь с нерегулируемой частью образовательного пространства.

Здесь нужно выделить обмен через регулируемую, т.е. образовательную систему, и нерегулируемую части. Если представить себе получение информации учащимися только через регулируемую часть, то это приведёт к застою и гниению системы образования, к неспособности к каким-либо изменениям, что скажется на уровне науки, технологий и т.д. негативным образом. Если же представить противоположную ситуацию, когда отсутствует регулируемая часть, то это может привести к фрагментации общества, государства, общих ценностей. Здесь важна гармония во взаимодействии частей, но разработка критериев этого взаимодействия весьма сложна. Развитие рыночных отношений (предполагается наличие свободной конкурентной среды) ведёт к улучшению материальной жизни простых обывателей, т.к. капитал заинтересован в покупательной силе граждан. Но разные страны имеют разную свободу и даже различное понимание свободы, в том числе экономической, поэтому порождаются неравные экономики, а, следовательно, неравные образовательные пространства, но сказать, что свободные рыночные отношения есть источник и создатель неравенства в обществе будет ошибкой, так как неравный обмен информацией, ценностями возникает из-за чрезмерного регулирования, в том числе и в образовательном пространстве.

Государство может быть сильней общества, но не может быть сильней экономики. Обществу может быть навязана система образования, которая противоречит реальным экономическим, политическим, жизненным потребностям людей, но навязанная система образования исходно оказывается мертворождённой. Потребности людей более широкие, чем может предоставить система образования, поэтому чрезмерное регулирование может только затормозить процесс развития общества. Выход состоит в предоставлении возможностей для создания образовательных систем не иерархического типа, а в создании параллельных образовательных пространств. Представляется интересным проследить связь экономики, культуры и образовательного пространства. Культура имеет более древнюю историю, чем экономика. Экономика меняется, но культуры продолжают свой путь. Таким образом, мы имеем путь культур и путь экономик, при этом экономика более динамична, чем культура. Образование - это часть культуры, поэтому образование по своему существу отстаёт от экономического развития. Суть получения образования состоит не столько в получении информации о чём-либо, а сколько в получении метода для получения нужной информации или знаний, поэтому нужно проводить не столько классификацию наук, подобно Бэкону, а сколько классификацию методов, которые возможно применять к различным отраслям знаний (здесь можно было бы вспомнить жалобы де Ортега на утончение наук).

Распространение культур или её частей (музыки, изобразительного искусства, архитектуры и т.д.) от одной к другой ведёт к изменению структуры и акцентов образовательного пространства. Культурное пространство более широкое, чем образовательное, последнее содержится в первом. Но общность культур ведёт к взаимопроникновению культур и развитию общего образовательного пространства.

Техника является телом цивилизации, её душой является культура, а сердцем -образование. Образовательные пространства как следствия культуры не существуют сами по себе, они взаимосвязаны, возможно, не напрямую, но, например, через производственную культуру, религиозные ценности и т.д. Усиление одного из них может привести к упадку другого, поскольку успех в образовании учитывается через успех в экономике, в технологиях, в науке, а этот успех повышает престижность её культур, и она получает дополнительный импульс, получая всё новые интеллектуальные ресурсы, что, естественно, ослабляет другие культуры и образовательные пространства.

Представляет интерес рассмотрение изменений образовательного пространства во времени. Развитие экономики, как показали исследования Кондратьева, носит циклический характер (волны Кондратьева), но влияние этой цикличности на развитие образовательных пространств на сегодня неясно. Вместе с тем, можно утверждать, что есть определённый ритм развития образовательных пространств, и он зависит от уровня насыщения населения потребительским услугами. Если рынок насыщен, то потребность в знаниях у основной массы населения падает, поэтому уменьшается интерес к знаниям, что ведёт к упадку образовательных систем и, в конечном счёте, к ухудшению качества жизни граждан. Этот факт, а также влияние внешних и внутренних ядер образовательного пространства способствуют появлению противоположного тренда.

В случае акцента на языковое регулирование в образовательном пространстве можно говорить о полилингвальном образовательном пространстве [2]. Полилингвальное образовательное пространство вуза представляет собой совокупность ценностей и образцов успешного решения жизненных задач, оно служит источником развития личности. Языковое регулирование определяется как система мер, осуществляемых государством, для сохранения или изменения статуса или корпуса того или иного языка. Под статусом языка понимается его роль в данном государстве в сравнении с другими языками, функционирующими в этом государстве, а также его роль на международной арене. Под корпусом языка мы понимаем его внутреннее устройство (фонетика, орфография, грамматика, лексика, терминология), а также соотношение форм существования языка (письменная и бесписьменная формы, литературный язык и диалекты). В рамках сказанного можно выделить структурный аспект языкового регулирования (например, создание терминологии) и функциональный аспект, который определяет внешний статус языков народов РФ, а также иерархизацию отношений между языками; тоталитарные и либеральные тенденции в языковой политике.

Е.М. Доровский выделяет несколько уровней воздействия на язык: 1)

психофизический уровень (неуправляемый); 2) косвенно управляемый

(социолингвистический); 3) непосредственно управляемый. Как отмечает Н.Б.

Мечковская [3], «наиболее глубокие языковые сущности - фонология, грамматика, основной словарный фонд - лежат вне досягаемости волевого воздействия на язык». Третий уровень складывается в основном за счёт официальной сферы, сферы образования, средств массовой информации, регулирования правового положения носителей того или иного языка. Таким образом, полилингвальное образовательное пространство также имеет как переменные, которыми можно управлять, так и переменные, которые не поддаются контролю (например, личные языковые ориентиры, повседневное общение, вообще, социокультурная и экономическая среды и т.д.).

Модель полилингвального образовательного пространства должна включать в качестве необходимых компонентов: пространственно-семантический компонент,

предполагающий соответствующую предметно-пространственную организацию среды обучения, включая в том числе соответствующую архитектуру и дизайн среды; содержательно-методический компонент, включающий соответствующие концепции, технологии и методики; коммуникационно-организационный компонент, предполагающий на гуманистической основе организацию макросоциальной среды.

Ценность понятия образовательного пространства заключается в том, что оно позволяет обозначить влияние системы образования на социокультурную среду и наоборот, т.е. выделить степень влияния различных структур на обществе. Работа выполнена при содействии фонда РГНФ (проект №11-16-16001а/В).

Список литературы

1. Шабалин Ю.Е. Система образования региона в условиях трансформирующегося регионального образовательного пространства/ Россия как трансформирующееся общество: экономика, деловая культура, управление. - М., 2003. - 230 с.

2. Туктамышов Н.К., Салехова Л.Л. О концепции языкового регулирования в полилингвальном образовательном пространстве РТ. // Известия КГАСУ, 2011, № 4 (18). - С. 361-368.

3. Мечковская Н.Б. Общее языкознание. Структурная и социальная типология языков. -М., 2001. - 241 с.

Tuktamyshov N.K. - doctor of pedagogical science, professor E-mail: [email protected]

Kazan State University of Architecture and Engineering

The organization address: 420043, Russia, Kazan, Zelenaya st., 1

Structure and functioning of the educational space

Resume

In this work the conception of educational space is analyzed. Using of idea of educational space helps to understand the plurality of pedagogical phenomena.

Educational space has its own limits, and the outlining line or zone gives the meaning to it; it is supposed the presence of one or several centers, and the presence of several centers is supposed strike between them. Educational space has hierarchical structure and in result between components of this space difference of potentials appears which secures functioning of educational space.

Formation and changing of educational spaces comes from ideas which are formed in some centers. Functioning and structure of educational space depends on a distance from the center.

Models of multicultural educational space which are realized in RT consist of components: spatially-semantic, substantially-methodical, communicatively-organizational. The essence of multicultural space is using other languages together with native language for tutorial and multicultural breeding.

Keywords: education, teaching, educational space, structure, functioning.

References

1. Shabalin Y.E. The education system in the region in terms of transforming the regional educational space / Russia as a transforming society: economics, business culture, management. - M., 2003. - 230 p.

2. Tuktamyshov N.K., Salekhova L.L. About conception of the language regulation in the multilingual educational space. // News of the KSUAE, 2011, № 4 (18). - P. 361 -368.

3. Mechkovskaya N.B. General Linguistics. Structural and Social typology of languages. -M., 2001. - 241 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.