Научная статья на тему 'Структура и функции психологии группового правосознания осужденных'

Структура и функции психологии группового правосознания осужденных Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
773
110
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
групповое правосознание осужденных / коллективный субъект / социальные представления / внут- ригрупповая интеграция / групповая идентичность / группо- вая идеология / group legal consciousness / collective subject / social perceptions / intra-group integration / group identity / group ideology

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Сучкова Елизавета Львовна

В статье с позиций современных подходов к изуче-нию психологии больших социальных групп описываетсяструктурно-функциональная организация психологии груп-пового правосознания осужденных. Выделяются социаль-ные представления — ментальные репрезентации в право-вой сфере, являющиеся структурными составляющими пси-хологии группового правосознания осужденных, анализиру-ются выполняемые ими психологические функции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Structure and functions of convicts’ group legal consciousness psychology

The article describes structural functional organization of convicts’ group legal consciousness psychology basing on the modern approaches to studying psychology of large social groups. The author reveals social perceptions — mental representations in the legal sphere which are structural elements of convicts’ group legal consciousness psychology and analyses their psychological functions.

Текст научной работы на тему «Структура и функции психологии группового правосознания осужденных»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

УДК 159

СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ ПСИХОЛОГИИ ГРУППОВОГО ПРАВОСОЗНАНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Е. Л. Сучкова

В статье с позиций современных подходов к изучению психологии больших социальных групп описывается структурно-функциональная организация психологии группового правосознания осужденных. Выделяются социальные представления — ментальные репрезентации в правовой сфере, являющиеся структурными составляющими психологии группового правосознания осужденных, анализируются выполняемые ими психологические функции.

Ключевые слова: групповое правосознание осужденных, коллективный субъект, социальные представления, внутригрупповая интеграция, групповая идентичность, групповая идеология.

Одна из центральных задач реформирования отечественной уголовно-исполнительной системы — совершенствование организации исполнения наказаний, направленной на социализацию и ресоциализацию осужденных. В процессе отбывания наказания человек должен усвоить позитивные (с точки зрения общества) социальные нормы и ценности, социально одобряемые образцы поведения. Осознание осужденными важности правопослушного поведения и формирование у них установки на правомерное поведение можно рассматривать как ключевой результат ресоциализующего воздействия.

Рассматривая дискуссионные аспекты темы, связанные с ресоциализацией осужденных, А. Н. Сухов акцентирует внимание на следующих вопросах:

— можно ли говорить о ресоциализации в полном объеме применительно ко всем категориям осужденных без исключения?

— что для осужденных в местах лишения свободы оказывается более выгодным: ресоциализация или вторичная ресоциализация?

При этом он отмечает: в данном случае немалое число осужденных ориентируются не на позитивные социальные ценности, а на криминальные, а также на субкультуру. В условиях отбывания наказания происходит вторичная асоциализация, — самый серьезный антифактор ресоциализации осужденных. Ключ к пониманию эффективности ресоциализации осужденных ле-

жит в плоскости анализа противодействия их субкультуры и иных видов деформации закону в целом, а ресоциализация определяется соотношением этих процессов '.

Асоциальные ценности и нормы, зафиксированные в специфической субкультуре мест лишения свободы, детерминируют формирование специфических деформаций в психологии группового правосознания осужденных, позволяющих данной группе объяснять и оправдывать собственное противоправное поведение. Изучение содержания структурных элементов психологии группового правосознания осужденных и функций, выполняемых ими, необходимо для осуществления мероприятий по противодействию деформации правосознания осужденных и повышению эффективности исправительного процесса в местах лишения свободы.

В отечественной юридической психологии содержание психологической стороны правосознания рассматривалось в работах А. Р. Ратинова и Г. Х. Ефремовой. Познавая действительность, люди не остаются равнодушными к полученным знаниям. Они соотносят их с прошлым опытом, потребностями, интересами, целями деятельности. Возникает новое, но на этот раз уже интеллектуально-эмоциональное образование — психическое отношение к объектам познания и практической деятельности. В структуре психологии правосознания выделялись четыре основных типа оценочных отношений: отношение к праву (его принципам, институтам и нормам); отношение к правовому поведению людей; к правоохранительным органам и их деятельности; к собственному правовому поведению (правовая самооценка) 2.

Предложенный А. Р. Ратиновым и Г. Х. Ефремовой подход к определению и изучению психологии правосознания (как «сплава» оценочных отношений социальных групп к разнообразным явлениям правовой действительности) по содержанию очень близок к понятийным схемам теории социальных представлений С. Мо-сковичи. Социальные представления являются основными элементами группового сознания: в них выражено отношение определенной группы к тому или иному объекту. Как структура коллективной ментальности они позволяют людям интерпретировать и организовывать факты на основе правил, извлеченных из обыденного и научного знания, являются способом обыденного

30

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Сучкова Е. Л. Структура и функции психологии группового правосознания осужденных

познания действительности, с помощью которого конструируется картина мира, определяющая и способ существования группы в социуме, и стратегию ее воздействия на него.

При рассмотрении правосознания как совокупности социальных представлений о правовых объектах и явлениях отмечается, что данный подход позволяет дать «психологическую» трактовку этого понятия. Полагаем, в состав правосознания входят не только собственно правовые представления, но и связанные с ними моральные и житейские, касающиеся правовой сферы. Все они тесно переплетены в правосознании и соотносятся с общей картиной мира 3.

Интенсивная межличностная коммуникация в условиях социальной изоляции, действующие в среде осужденных нормативные и понятийные системы способствуют процессу конструирования социальных представлений, посвященных осмыслению значимых для данной общности явлений. Групповое правосознание осужденных определяется нами как совокупность вырабатываемых и разделяемых общностью ментальных репрезентаций в правовой сфере, а в качестве структурных составляющих психологии группового правосознания осужденных нами рассматриваются социальные представления. Обращение к этому уровню объяснения делает доступным для анализа групповой уровень интерпретаций, дает возможность исследовать психологию группового правосознания с учетом социокультурного и исторического контекстов.

Интеграция традиционного для юридической психологии ракурса исследований психологической стороны правосознания с современными теоретико-методологическими подходами к изучению психологии больших социальных групп позволяет в полной мере реализовать социально-психологический подход. Концептуальная проработанность такой интеграции открывает новые перспективы для исследований в области социальнопенитенциарной психологии, являющейся самостоятельной подотраслью пенитенциарной психологии 4.

Субъектный подход к изучению психологии больших социальных групп 5 позволяет рассматривать психологию группового правового сознания осужденных как атрибут коллективного субъекта, или общности осужденных. Последняя, использующая для организации внутренней социальной жизни ценности и нормы, разделяемые всем сообществом, обладающая такими признаками групповой субъектности, как взаимосвязанность членов, совместная активность и групповая саморефлексивность, является групповым субъектом. Обладая всеми признаками субъектности, общность осужденных не направлена на создание позитивного проекта социального устройства, является носителем негативного группового сознания.

Г. Ф. Хохряков отмечал: с одной стороны, общность включает всех осужденных, находящихся в местах лишения свободы, а с другой — данное сообщество не может быть однородным, в нем есть группы с противоположными интересами. Различия, которые наблюдаются между теми или иными категориями, изучаются как

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015,

вытекающие из противоречивого, но общего для всех осужденных явления 6. Поэтому при изучении психологии группового сознания осужденных необходимо обнаружить тот признак, который присущ всем осужденным и который доказывает их принадлежность к этому специфическому сообществу.

В многолетних эмпирических исследованиях, проведенных в советский период А. Р. Ратиновым и Г. Х. Ефремовой, по изучению правовой психологии населения (в том числе лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы) были получены данные о том, что наиболее существенные различия в исследуемых группах наблюдались в отношениях к праву и практике его применения, а самые серьезные деформации выявлены у лиц с противоправным поведением. Отмечались существенные различия в оценочных отношениях к правоохранительным органам и их деятельности у обследуемых групп. Лица с противоправным поведением преимущественно оценивают карательную практику как чрезмерно суровую, относясь к органам правосудия настороженно, недоверчиво, отчужденно 7.

Говоря о преступлениях, осужденные называли различные причины их совершения, стремясь оправдать свои противоправные действия: влияние окружающих, безвыходность положения, стечение обстоятельств, незнание закона и т. п. Каждый второй подчеркивал: когда он прежде оказывался на грани совершения преступного действия, ему удавалось выйти из создавшегося положения, не нарушая установленных норм, причем причины выбора правомерного поведения облагораживались. В качестве ведущих мотивов осужденные называли сочувствие тому, кто мог пострадать (46% опрошенных), а также опасение за свои жизненные перспективы. Наиболее ярко это стремление проявляется в мотивировках собственного преступного поведения 8.

Фактическое раскаяние, полное и глубокое самоосуждение, угрызения совести крайне редки для всех категорий осужденных. Большинство прибегает к различным способам самооправдания, стремится преуменьшить свою вину, утаить неблаговидные поступки, представить себя в более выгодном свете, изобразить жертвой обстоятельств, исполнителем чужой воли или лицом, действия которого вызваны несправедливыми поступками других людей. Измененное представление о ситуации служит своеобразной формой самооправдания и является предпосылкой формирования противоправной ориентации 9.

Результаты проведенных нами эмпирических исследований по изучению указанных представлений осужденных согласуются с данными, полученными А. Р. Ратино-вым и Г. Х. Ефремовой. Осужденные, находящиеся в местах лишения свободы, по сравнению с законопослушными гражданами более критично оценивают современную российскую правовую действительность. Существенные различия наблюдаются в оценке работы правоохранительных органов, деятельности государства в области карательной практики, мер по поддержанию правопорядка, во взглядах на причины противоправного поведения людей 10.

№ 4(63) 31

Сучкова Е. Л. Структура и функции психологии группового правосознания осужденных

В представлениях осужденных о собственном поведении в правовой сфере (совершенном преступлении и понесенном наказании) присутствуют общие моменты (вне зависимости от социально-демографических и криминологических характеристик респондентов): отсутствие чувства вины и неприятие ответственности за содеянное, низкая оценка общественной опасности совершенного преступления и его последствий, восприятие назначенного судом наказания как несправедливого и повлекшего ограничения, которые являются крайне неприятными и вызывают сильные негативные эмоциональные переживания п.

Основываясь на предложенных А. Р. Ратиновым и Г. Х. Ефремовой типах оценочных отношений, выделим следующие элементы в структуре психологии группового правосознания осужденных:

— представления о праве и правовых нормах;

— представления о правовой действительности, включающие отношение к правовому поведению людей, к правоохранительным органам и их деятельности;

— представления о совершенном преступлении и понесенном наказании.

Продолжая анализ структуры психологии группового правосознания осужденных, обратимся к результатам эмпирических исследований специфических особенностей правосознания россиян. Были выделены следующие особенности отечественного правового сознания: разграничение понятий «законность» и «нравственность», вследствие чего законы не воспринимаются как рациональные и справедливые; ориентация на моральные нормы как компенсаторный механизм законопослушности, когда в качестве правовых норм выступают нормы морали 12. Моральные представления преобладают над правовыми, причем первые имеют больший удельный вес и более развиты. Правовые, напротив, неразвиты и компенсируются моральными отношениями, которые устанавливаются на уровне непосредственного взаимодействия людей. Достижение справедливости не связано с процессом правосудия, а регулируется личностными механизмами ответственности и совести 13.

С учетом результатов социально-психологических исследований специфики российского правосознания, свидетельствующих о тесной взаимосвязи моральных и правовых представлений, а также данных Г. Х. Хохрякова о том, что в основе нормативного группового сознания осужденных лежат моральные категории, в качестве элемента психологии группового правосознания осужденных выделим моральные представления в правовой сфере.

Кроме моральных представлений, к основным компонентам правосознания россиян относятся социальные представления о справедливости, оказывающие решающее влияние на поведение человека в юридически значимых ситуациях. Субъектом представлений о справедливости является социальная группа, которая конструирует их в соответствии с приоритетными для нее ценностями, нормами, обычаями и традициями 1 4. Постоянное столкновение человека с несправедливостью

приводит к доминированию в его эмоциональной сфере негативных чувств, например, злости. Возникшая злость оказывает влияние на направление его атрибутивных процессов, вследствие чего человек становится «интуитивным обвинителем», жаждущим жестоко наказать виновника несправедливости, игнорирующим обстоятельства, смягчающие его вину 15.

Анализируя ценности, представленные в групповом сознании сообщества осужденных, Г. Ф. Хохряков выделяет значимость для данной группы такой ценности, как справедливость. «Известно, что человек тем чаще прибегает к нравственным оценкам окружающих, чем ярче в его сознании осознается неравенство. Осужденные в силу своего зависимого положения акцентируют внимание на справедливости. Причем она представляется им более ценной по сравнению с нормами права» 16. Нахождение в условиях социальной изоляции воспринимается осужденными как яркое проявление несправедливости к ним со стороны государства и его правовых институтов. Представления осужденных о справедливости в правовом контексте являются структурным элементом психологии группового правосознания осужденных.

Сообщество осужденных в местах лишения свободы использует неформальные нормы и правила для организации социальной жизни внутри своей группы. По мнению Г. Ф. Хохрякова, неформальная нормативная система осужденных не только конкурирует с формальными правовыми предписаниями поведения, но и возникает в связи с ними, одновременно и в противовес им, она наиболее развита и устойчива 17.

Являясь частью тюремной субкультуры, неформальная нормативная система отражает ценности данной группы, основные нормы сознания, жизни и поведения, а также конкретные образцы поведения, что позволяет определить ее как составную часть групповой идеологии сообщества осужденных. В психологии правосознания осужденных групповая идеология отражена в представлениях о неформальной нормативной системе. Выступая своеобразным аналогом официальной правовой системы, неформальная регламентация поведения существенно ослабляет влияние официальных правовых норм. Кроме того, большинство правонарушений, совершаемых в местах лишения свободы, тесно связаны с конфликтом официальных и неформальных норм и правил. Представления осужденных о неформальной нормативной системе, функционирующей в местах лишения свободы, рассматриваются в качестве элемента психологии группового правосознания.

К структурно-содержательным компонентам психологии группового правосознания осужденных относятся социальные представления о:

— праве, законе и правовой действительности;

— справедливости и морали;

— совершенном преступлении и понесенном наказании;

— неформальной нормативной системе, функционирующей в местах лишения свободы, как альтернативе официальной правовой системе.

32

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

Сучкова Е. Л. Структура и функции психологии группового правосознания осужденных

Рассмотрим функциональную организацию психологии группового правосознания осужденных. С помощью ментальных репрезентаций осуществляется функция познания явлений в области права, интерпретации новых событий в области правовой жизни и их адаптации к уже имеющимся представлениям, обеспечивающая объяснение происходящего в рамках определенной когнитивной структуры. Нахождение в условиях социальной изоляции, отрицательный опыт, полученный в сфере взаимодействия с правовыми институтами, приводят к широкому распространению в среде осужденных негативных социальных представлений о явлениях в правовой жизни общества.

В условиях функционирования неформальной нормативной системы и интенсивного дискурса относительно таких значимых для общности осужденных тем, как оценка действующего права и практики его применения, эффективность деятельности правовых институтов государства в групповом правосознании осужденных формируются представления о несправедливости официальной правовой системы, обесценивается значимость правового регулирования поведения и, следовательно, осуществляется функция нейтрализации социально-правового контроля. Осознание себя группой лиц, несправедливо обиженных обществом и государством, обеспечивает реализацию функции внутригрупповой интеграции (консолидации) и поддержания позитивной групповой идентичности в ситуации социальной эксклюзии.

Действующая в местах лишения свободы тюремная субкультура способствует приобщению осужденных к ценностям сообщества и выработке солидарности с ними; обеспечивает условия для обмена криминально значимой информацией о преступном образе жизни, способах совершения преступлений; укрепляет корпоративное чувство солидарности осужденных.

Групповая идеология является центральным звеном, детерминирующим деформационные процессы в правосознании осужденных, что приводит к «тюрем-низации» в процессе отбывания наказания — усвоению тюремных привычек и шаблонов поведения, ценностей, выработанных субкультурой. Таким образом, психология группового правосознания осужденных выполняет функцию сохранения групповой идеологии, обеспечивающей процесс функционирования в местах лишения свободы неформальной нормативной системы.

Изложенное позволяет говорить о том, что вынужденное включение осужденных во время нахождения

в местах лишения свободы в социальную среду, регулируемую нормами тюремной субкультуры, оказывает существенное деформирующее влияние на правосознание. Социально-правовой контроль нейтрализуется не только психологическими защитными механизмами, с помощью которых индивид оправдывает свое поведение, но и с помощью социальных представлений, являющихся групповым коллективным копингом, ослабляющим действие права. Деформации психологии группового правосознания неизбежно приводят большинство осужденных к оппозиции обществу и его правовым институтам, в том числе к противодействию целям уголовного наказания и персоналу исправительных учреждений. 1 11

1 Сухов А. Н. Социально-пенитенциарная психология: теоретические и прикладные аспекты // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2013. № 2 (53). С. 74.

2 Ефремова Г. X., Ратинов А. Р Правовая психология и преступное поведение. Красноярск, 1988. С. 87.

3 Голынчик Е. О. Социальные представления о справедливости как составляющая правосознания: дис. ... канд. психол. наук. М., 2004. С. 19.

4 Сухов А. Н. Указ. соч. С. 73.

5 Журавлев А. Л. Психология коллективного субъекта // Психология индивидуального и группового субъекта. М., 2002. С. 51-81.

6 Хохряков Г. Ф. Социальная среда и личность. М., 1982. С. 13.

7 Ефремова Г. X., Ратинов А. Р Указ. соч. С. 229-230.

8 Там же. С. 101-102.

9 Ратинов А. Р., Ефремова Г. Х. Правосознание и преступное поведение // Правосознание и правовое воспитание осужденных. М., 1982. С. 28.

10 Сучкова Е. Л. Отражение правовой действительности в групповом правосознании осужденных // Вестник Санкт-Петербурского университета МВД РФ. 2014. № 4 (64). С. 223.

11 Сучкова Е. Л. Представления осужденных о собственном поведении в правовой сфере // Психопедагогика в правоохранительных органах. 2014. № 2 (57). С. 53.

12 Николаева О. П. Правовая и моральная зрелость личности // Субъект и социальная компетентность личности. М., 1995. С. 131.

13 Славская А. Н. Правовые представления российского общества // Российский менталитет: вопросы психологической теории и практики / под ред. К. А. Абульхановой, А. В. Бруш-линского, М. И. Воловиковой. М., 1997. С. 75.

14 Голынчик Е. О. Указ. соч. С. 7.

15 Гулевич О. А. Направления изучения представлений о справедливости // Вопросы психологии. 2003. № 3. С. 123.

16 Хохряков Г. Ф. Указ. соч. С. 33-34.

17 Хохряков Г. Ф. Формирование правосознания осужденных. М., 1985. С. 10-11.

Психопедагогика в правоохранительных органах, 2015, № 4(63)

33

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.