Научная статья на тему 'Структура и драматургия енисейской вечёрки'

Структура и драматургия енисейской вечёрки Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
415
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИЗУЧЕНИЯ ЛОКАЛЬНЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЙ / ЖАНРОВЫЕ РАЗНОВИДНОСТИ ПЕСЕННО-ТАНЦЕВАЛЬНОГО КОМПЛЕКСА / РЕПРЕЗЕНТАНТ ТРАДИЦИОННОЙ СУБКУЛЬТУРЫ СОБРАНИЙ МОЛОДЁЖИ ЕНИСЕЙСКОГО РАЙОНА

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Крахалёва Ольга Владимировна

Статья посвящена актуальной проблеме изучения локальных и региональных традиций. В статье рассматриваются традиционные собрания молодёжи Енисей-ского района их содержание, функции, состав. Описан репертуар по сюжетам и хореографии, проведён анализ жанровых разновидностей песенно-танцевального комплекса. Автор рассматривает вечёрку как репрезентант традиционной моло-дёжной субкультуры Енисейского района. Работа выполнена на материале, зафик-сированном в конце ХХ века, часть материала расшифрована и опубликована авто-ром.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Структура и драматургия енисейской вечёрки»

О. В. Крахалёва

СТРУКТУРА И ДРАМАТУРГИЯ ЕНИСЕЙСКОЙ ВЕЧЁРКИ

Статья посвящена актуальной проблеме изучения локальных и региональных традиций. В статье рассматриваются традиционные собрания молодёжи Енисейского района их содержание, функции, состав. Описан репертуар по сюжетам и хореографии, проведён анализ жанровых разновидностей песенно-танцевального комплекса. Автор рассматривает вечёрку как репрезентант традиционной молодёжной субкультуры Енисейского района. Работа выполнена на материале, зафиксированном в конце ХХ века, часть материала расшифрована и опубликована автором.

Ключевые слова: изучения локальных региональных традиций, жанровые разновидности песенно-танцевального комплекса, репрезентант традиционной субкультуры собраний молодёжи Енисейского района.

Рассматривая собрания молодёжи как явление традиционной культуры, нужно выяснить их содержание, функции, состав, внутритрадиционные связи. Изучение разнородных источников в совокупности, а также сопоставление с подобными собраниями других регионов позволяет реконструировать традиционные собрания молодёжи районов Красноярского Приангарья и долины среднего Енисея.

К группе опубликованных источников относятся работы этнографов, общественных деятелей XIX - начала XX века: А. Макаренко «Сибирские песенные старины»; В. Арефьева «Крестьянские вечёрки в Енисейском округе»1. Публикации освещают общинный уклад, сохранность обрядов и праздников в быту енисейских крестьян, связывая сохранность традиции с изоляцией региона. Ценность данных работ состоит в том, что авторы описывали живую традицию, были её современниками, свидетелями и первыми высказали своё мнение о важности изучения традиционного образа жизни крестьян Енисейского района. В. Арефьев, описывая вечёрки, отмечал, что «деревенские увеселительные вечёрки, или “игрища”, служат своего рода клубом для крестьянской молодёжи, а зимою почти единственным развлечением. Изучение их имеет немалое научное значение, так как они представляют из себя любопытный бытовой пережиток. Некоторые вечёрочные игры и песни очень ясно намекают на формы брака и общественной жизни, давно уже отошедшие в область далёкого прошлого»2.

Современное состояние фольклорной традиции свидетельствует о её постепенном угасании. Сейчас уже нет возможности присутствовать на вечёрках, наблюдать подобные явления. Начало разрушения традиции зимних собраний молодёжи можно наблюдать по публикациям того же периода. Интересной с этой точки зрения является работа И. Неклепаева, исследователя традиционных зимних увеселений взрослой молодёжи в районах Среднего Приобья. Видимо, автор застал вечёрку в переломный период смены традиционной игровой вечёрки на городскую с танцами, ухаживанием за определённым партнёром, выражением симпатии одному участнику/участнице, что совершенно не было принято на вечёрках в прежнее время. Девушки относятся к новшествам неприязненно, потому что «на прежних вечёрках в играх и плясках могли принимать участие все присутствующие на вечёрке девушки: всех по порядку должны были приглашать парни в шестёрку, всех их величали в играх, все они играли в суседки и др. Когда завелись европейские танцы, парни стали приглашать девушек по выбору, многие же целый вечер сидят в ожидании пригла-

шений и трясут веретено»3. Объединение девушек формировало молодёжную группу. Девушки являлись зачинщицами в проведении молодёжных собраний, здесь же очевидна возросшая роль мужского начала. Собирателями и учёными XIX - начала XX века традиционный коллектив рассматривался в целом, без дифференциации по возрастам. Роль молодёжи представляла интерес лишь в связи с отдельными функциями в календарных обрядах. Исследователи традиционного уклада жизни общины во второй половине XX века (Т. Бернштам, М. Громыко)4 отдельно выносят проблему взаимоотношений поколений и функций разных возрастных групп. Специальных публикаций, дающих песенный материал для изучения молодёжных собраний Енисейского района крайне мало5. Поэтому важную группу источников для изучения структуры и репертуара енисейской вечёрки составили материалы полевых исследований, записанные в поселениях Енисейского района экспедициями Красноярской государственной академии музыки и театра в 1989 и 1990 годах6.

Общение с уроженцами деревень Енисейского района позволило выявить сохранившийся репертуар песенно-танцевального фольклора, зафиксировать народную терминологию. К наиболее полно представленным количественно и достаточно хорошо сохранившимся в памяти исполнителей можно отнести напевы традиционной (и поздней) лирики, а также «вечёрочные» песни. Благодаря сравнению последних с публикациями песен данного жанра конца XIX века, можно говорить о хорошей сохранности этих напевов в исследуемом регионе . Используя все доступные публикации и сведения информантов, можно сделать вывод, что вечёрка - это наиболее сохранившийся музыкально-фольклорный комплекс Енисейского района.

Хореография енисейских вечёрочных песен отражает особенности, свойственные хореографии хоровода вообще. Хоровод является одним из основных жанров русского народного танца, хореография в нём неразрывно связана с песней. Движения хоровода, его рисунок или игровые моменты всегда исходят из конкретного содержания песни, сопровождающей хоровод. Содержание влияет на построение хоровода и позволяет отнести его к орнаментальному или игровому: «если в тексте песни нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, то участники хоровода ходят кругом, рядами, выполняют различные фигуры, согласуя свой шаг с ритмом песни. Такой хоровод называется орнаментальным»8. Изобретательности в построении фигур хоровода, его рисунку придавалось большое значение (у каждого построения своё название: круг, змейка, воротца, восьмёрка, колодец и т. д.). Исполнение каждого орнаментального хоровода отмечается строгостью формы и малым количеством фигур9. На енисейских вечёрках нередко звучали хороводные песни, предназначенные для исполнения на открытой местности (В хороводе были мы, Дрёма и др.). Так возникали маленькие сибирские хороводы, которые можно было водить в избе (в зависимости от места и времени исполнения хоровода менялось его назначение). Песни-проходки, представляют собой ритмическую ходьбу одного, двух, четырёх и более участников по избе. Тексты в них диктуют действия: посмотри направо, налево, пройдись, поклонись, поцелуй.

Если же в песне «имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается в лицах. Часто персонажами песни являются животные, птицы. Такие хороводы называют игровыми»10. Связь между текстом и действием в енисейских игровых песнях разная, поэтому одни игровые песни могут быть вступлением к игре («Скоморох», сама игра при этом не сопровождается песней), в других - текст разыгрывался полностью. Драматическое воспроизведение игровой темы требовало не только перевоплощения, но и дополнительных аксессуаров (платочек, плётка, лента, венок, полено и др.). В игровых хороводах рисунок по-

строения проще, в нём нет разнообразия танцевальных фигур. В описании енисейской вечёрки В. Арефьевым есть упоминания об играх, объединяющих песни и создающие тем самым сюжетные блоки (Мята, Соседом, Фанты, в Тести). В записях второй половины XX века игровые блоки не исполняются полностью, а песни, составляющие их, входят в репертуар енисейских вечёрок, но исполняются отдельно и становятся по жанру проходячими.

Вечёрочный репертуар воспроизводит весь игровой и песенно-танцевальный комплекс енисейской традиции. Енисейские исполнители разделяют вечёрочные песни на проходячи, игровые и круговые. Критерием разделения на группы являются форма исполнения, адресность (проходячи парням/девкам).

Назначение проходячих песен состоит в представлении всех участников собрания. Каждая проходячая песня включает в себя:

а) проходку одного/двух участников (представление):

б) выполнение действий по сюжету,

в) выбор пары и поцелуй в конце.

Например:

а) Конь по бережку похаживает, и Конь-то головушкой накачивает.

Накачивает, да

Золотой уздой набрякивает.

Набрякивает, да

На коне сидит удалый молодец.

Удалый молодец, да

Как по имени Иван-господин.

Иван-то господин...

По отчеству Александрович.

Александрович, да

Собирался в Томский город поступать.

б) В городе гулять, да

Себе сужену-ряжену искать.

Ряжену искать, да Душу красную девицу.

Девицу, да

Как и Катю Ивановну.

Ивановну, да

в) Как и батюшка любуется.

Любуется, да

Всё с Иванушкой целуется;

а) Вниз по ельничку да по берёзничку, ох

По частому, по мелкому, да по осинничку, ах,

Идут девицы горой, да машут правою рукой.

б) Машут правою рукой, да манят молодца с собой.

- Ты пойдём, молодец, ты пойдём, удалец.

Как у нас во дому, да во высоком терему.

Много шитых, много браных, много белых полотен.

Много шелковицы, да полушелковицы.

в) Парень с девицей гулял, да девке на ногу ступал.

Парень ручку жмёт - да поцелуя ждёт.

Поцелуй парня в уста, да сорок раз пожалуйста!

Представляя всех участников вечёрки проходячие песни образуют цикл. Тенденция к циклизации заложена в игровой форме данных песен: выбор пары в конце песни является и выбором следующего проходячего участника.

В игровых песнях важнее действенное начало. Круговые (включая и хороводные вешние) по функции аналогичны проходячим. В круговых происходит представление участников не по одному, а коллективно.

В песенно-игровых блоках несколько песен могли объединяться, их структура подобна структуре проходячих песен. Например, игра «Мятой» состоящая из четырёх действий, в которой:

а) зачин - знакомство, величание по имени-отчеству (I и II действия);

б) интермедия - игры (III действие);

в) выбор пар с закреплением симпатий (IV действие).

а) I. Четыре девушки выбирают себе парней, берутся за углы платка. Противоположные пары меняются местами, проходя под платком до конца песни (проходячая девушкам):

Уж я мяту-то садила - Не стой, милый, у окошка,

Живот надсадила, Иди прямо в хату,

Поливала, покрывала - Что моя-то нова хата

Живот надорвала. Гостями богата и т. д.

II. Девушки садятся, а парни ходят (проходячая парням):

Шёл Василий из гостей Оглянулся он назад -

Со великих радостей. За ним девица идёт,

Он торопиться бежит, Ровно утица плывёт и т. д.

К своему двору спешит.

(в конце песни каждый проходячий парень поцелуем выбирает девушку).

б) III. Парни садятся, выбранные девицы начинают ходить по избе кругом под песню (круговая):

Во кружке-кружке Четыре девушки.

Мята, мята, рожь не жата,

Здесь не кошена трава.

В песне называются по имени и отчеству сначала девушки, затем припетые им парни. Приглашенные парни становятся в круг, каждый позади своей девушки, круг начинает двигаться то в одну, то в другую сторону.

IV. Парни остаются и ходят под песню «Растворяйтесь-ка воротечки широки» (игровая).

После слов «Ты бери-ка, жена, не гордися, / Ой, душа-сердце моё, не спесивься!» каждый парень даёт одной из девушек носовой платок, девушки бросают полученные платки под ноги их владельцев.

Посмотрите, добры люди,

Как жена-то меня молодца не любит... после слов: Привезу я молодой жене подарок Преотличну шелковую плётку.

Я положу её на серебряное блюдо,

Пойду я к молодой жене поближе,

Поклонюсь я молодой жене пониже:

«Ты бери-ка, жена, да не гордися,

Ой, душа-сердце моё, не спесивься».

в) Каждый парень начинает ударять ремнём отвергшую раньше его подарок девушку, пока та не вскочит с места и не станет против него. Образуются, таким образом, два ряда - один из девушек, другой из парней.

Посмотрите-ка, добры люди, Она любит меня, да всё ласкует,

Как жена-то меня молодца любит, Душа-сердце моя, меня целует.

(парни целует девушек, игра «Мятой» считается оконченной).

На вечёрках во многих поселениях Енисейского района существовал постоянный порядок исполнения песен и игр, в результате которого возникал стабильный сценарий. Возможно, это пришло на вечёрку с тех времён, когда она имела ещё не игровой, а игрищный характер11. Песни на вечёрке исполняются «в раз установленном порядке»12. В некоторых статьях и сборниках исследователей XX века также есть указания на начальную или заключительную песню вечёрки13. В экспедиционных записях информанты указывают, что у песен на вечёрке «порядок был». Хотя строгой прикреплённости песен в сценарии енисейской вечёрки не обнаружено, всё же некоторые указания дают основания для выявления структуры вечёрки.

Енисейская вечёрка обычно открывалась проходячими песнями («Вниз по ельничку», «Вечор девки», «Я по жёрдочке шла»). Эти песни по драматургической функции могут быть осмыслены как зачины для обоюдного приветствия, они представляют всех участников игры, являясь экспозицией участников вечёрки. Роль зачинщиков вечёрки чаще оставалась за девушками. Вначале одна или две девушки ходили в центре избы (ходят проходячи), под исполняющуюся всеми присутствующими песню, затем (например, при пении слов «парень с девицей гулял»), каждая приглашала парня. Они продолжали ходить под песню вместе, в конце песни целовались, потом девушки садились, ходили парни и приглашали других девушек.

Принадлежность песен к енисейскому вечёрочному комплексу определяют так называемые поцелуйные концы. В текстах енисейских вечёрочных песен следы связи с магической, продуцирующей (агропродуцирующей)14 функцией поцелуя утрачены, поцелуй выступает в любовно-брачном контексте: «Друг веночек получал, / Раскра-сотку целовал»; «Поцелуй парня в уста. / Да сорок раз, пожалуйста»; «Я которую люблю - / Поцелую да уйду».

Если в проходячей песне описывается внешность избранника/избранницы, то это показывается через устойчивые в русском фольклоре лексические комплексы (красна девица, добрый молодец, златы кудри, чёрны брови и др.). Ярким примером наиболее пространного описания пригожей красавицы является енисейская песня «Ой на горе, на горе». В песне нет развития сюжета, дан лишь развёрнутый эпизиро-ванный зачин, после которого следует величание (радость девицы души) по поэтике напоминающее величальную свадебную песню. Отношение к герою передаётся через его окружение, одежду, обстановку, которые почти всегда гиперболически приукрашены (золотой уздой набрякивает; шубочка боброва, девка черноброва; на головушку убор дорогой; золоты перстни ломаются). Сюжетам вечёрочных песен не свойственно отражение тоски о прошедшей любви, что скорее характеризует поэтику лирических песен: «Это что такой за милый, / Когда любит, когда нет»; «Вдоль по улице прошёл, / На окошко не взглянул».

Поэтому в песнях на тему «запретного поцелуя», расставания, «тайного свидания» с любимым (вечеровальником) очевидно влияние лирики.

Молодёжь не принимала женатых в свой круг: «Что женатый - распроклятый, / Холостой - голубчик», в песнях осуждались и высмеивались ухаживания старых, богатых: «Она любит другого, / Парня молодого».

Порицалась надменность избранницы (горделивая, спесивая была, не кланялась, не здоровалась), гордеца не жалея нужно было проучить, наказать.

Проходячие песни воплощают собой генеральную идею вечёрки - выбор пары. В проходке пару нужно обязательно выбрать в конце песни и скрепить свой выбор поцелуем. Иногда, по сюжету, выбор состоялся в середине песни и далее разыгрывался сюжет до поцелуйного конца. Есть среди проходячих парные песни для проходки одной или нескольких пар (крестиком, восьмёркой), образующих малый хоровод. Игрой Восьмёрка сопровождались песни «Посеяли девки лён», «Я во сад пошла». В игре участвовали шесть человек (три пары): стоящая слева пара обходила справа крайнюю, описывая восьмёрку, и становилась в середину и т. д. Песни для этих игр были длиннее, содержали многочисленные повторы, величания всех участников по имени-отчеству, состояли из нескольких эпизодов. Эти песни пели и весной, но при этом ходили кругом, а не крестиком или восьмёркой.

После проходки всех участников (репертуар делился на песни для парней и девушек) по очереди, парами, запевали другие песни. По хореографии это чаще всего были круговые хороводы. Например, под песни «Против солнца», «Что по морю» все ходили большим кругом (только провожатого надо, чтобы путём ходить, не смешаться), затем расходились на два и опять сходились. Водили также орнаментальные хороводы (змейка), делали воротца. Парочный хоровод водили под песню «Не ходите вы, девчата». Во время пения пары стояли лицом друг к другу в замкнутом кругу, и двигались приставным шагом - каждый круг в свою сторону:

Хороводы, сохраняющие связь с ритуальным действом, всегда водились на открытом воздухе. Хороводы весной водили и в Енисейском районе, но позже эта традиция была утрачена. Однако в текстах некоторых вечёрочных песен встречаются сюжеты, им не свойственные. Возможно, песни с сюжетами о венке, ленте и др. некогда функционировали на воле. Теперь же календарные мотивы отражены в них специфически, переведены в игровой план. Можно предположить, что песни с этими сюжетами попали на вечёрки из «зелёных святок»; когда более архаичная форма приуроченности была ими утрачена.

В драматургии вечёрки пласт круговых и орнаментальных хороводов мог выполнять две функции. Одна из них состояла в отстранении от основной «сюжетной» линии - выбора пары (так как в них не требовалось разыгрывания сюжета, не было игры). Другая - дублировала функцию проходячей песни - представление всех участников, но не персонально, с величанием, а коллективно.

Следующие за круговыми игровые песни, развивали основную идею вечёрки -выбор пары. Некоторые игры требовали вхождения в образ какого-либо животного или птицы. Такие игры требовали от солиста творческих способностей. При утрате образного воплощения некоторые подобные игры переставали исполняться, а оставшиеся в репертуаре сопровождались не разыгрыванием, а проходкой (песню поют, но играют по-другому). Выбор пары на енисейской вечёрке для дальнейшего ухаживания обыгрывается во многих текстах игровых песен («В хороводе были мы»,

«Дрёма», «Круг я столба»), хождение с венком по кругу («Уж ты венчик»). В этих хороводах был солист, который стоял или сидел посреди хоровода и выполнял игровые указания хора. Иначе представлена «технология выбора» в песне «Конь по бережку»: на словах хватал бы, имал бы её - парни вскакивают с лавки и умыкают себе избранницу.

Заключительным аккордом в драматургическом развитии енисейской вечёрки являлась песня «Из улицы в улицу», разыгрывая сюжет которой хозяин с хозяйкой разводили всех парней по девушкам, сажали их на колени выбранной суженой. Рассадив, запевали игровую песню «Скакал воробей», под которую все пары перепрыгивали, скакали через полено и целовались. На этом вечёрка заканчивалась.

Проанализировав комментарии к вечёрочным песням в сборниках, экспедиционные интервью с исполнителями, можно прийти к выводу, что маркированы определёнными песнями были начало и конец вечёрки. В дальнейшем нет строгой приуроченности песен, однако сначала следовала группа проходячих песен, затем - круговые, игровые. Драматургия вечёрки состояла из нескольких актов:

1 - зачин, обоюдные приветствия: проходячие песни;

2 - интермедия: круговые песни;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3 - целенаправленный выбор пары, закрепление симпатий: игровые песни;

4 - окончание вечёрки: игровые песни «Из улицы в улицу» и «Скакал воробей».

При сравнении годового круга обрядов и праздников общины в целом с циклом молодёжных собраний можно выделить некоторые компоненты молодёжной игры и её динамику. Этапами развития молодёжных отношений на фоне календарных обрядов и праздников крестьянской общины являются:

а) выделение (отторжение) группы молодёжи во время весенне-летних хороводов;

б) подготовка к переходу в иной статус (вечёрка);

в) свадьба (переход) - возвращение в общину в новом качестве.

В структуре осенне-зимних собраний молодёжи намечаются подобные составляющие этапы:

а) представление всех участников;

б) выбор пары;

в) «женитьба».

Все три компонента, входящие в сценарий вечёрки, можно рассмотреть на уровне:

- сюжетноразвитых игровых блоков (Мята, Фанты, Соседи),

- одной песни.

В драматургии вечёрки функция экспозиции - представления всех участников - принадлежит проходячим песням, открывающим вечёрку. Подготовка к переходу в иной статус - круговые песни (интермедия), в которых участники проявляли свои лучшие игровые качества: умение перевоплощаться в сюжетных персонажей, проявление ловкости, удали. Выбор пары в вечёрочных песнях - основной компонент, к нему подводит, на нём заостряет внимание развёртывание сюжета. Завершающие вечёрку, закреплённые по сценарию игровые песни «Из улицы в улицу», «Скакал воробей» - закрепление выбора пары - «женитьба». Разыгрывание сюжета песни, игровые действия без песни (прыжки через скамью и др.), даже только поцелуй в конце равны «женитьбе». «Женитьба» - закрепление выбора пары - завершает все вечёрочные песни.

В сюжетноразвитых песенно-игровых блоках (Мята, Соседи, Фанты) подобная драматургия развивается от песни к песне, играм между песнями.

Репертуар песенно-танцевального комплекса - органичное явление, объединённое двигательным, ритмическим началом. Енисейские вечёрочные песни, являясь игровыми по своей сути, отражают центральную идею - предбрачную жизнь-игру молодёжи (термин Т. Бернштам). В оппозиции молодёжных собраний в Енисейском районе хоровод - вечёрка, центр смещается в сторону осенне-зимнего сезона. Двухчастный цикл общений молодёжи совмещается в вечёрочном комплексе и отражает полную картину динамики переходного периода молодёжи во взрослое состояние (как на уровне структуры вечёрки, так и на уровне сюжетики песен). Самостоятельная линия традиционной молодежной деятельности наиболее ярко отражена в вечё-рочном сценарии, его репертуаре и динамике.

Примечания

1 Арефьев, В. Крестьянские вечерки в Енисейском округе / В. Арефьев // Енисей. -1898. - № 34, 36, 37, 39; Макаренко, А. Сибирские песенные старины / А. Макаренко // Живая старина. - СПб., 1907. - Вып. 1. - С. 1-20; Вып. 2. - С. 55-68; Вып. 3. - С. 88-95; Вып. 4. - С. 25-44.

2 Традиционные зимние собрания молодёжи Енисейского района (Красноярского края) / сост. О. Крахалёва, ред. Н. Леонова. - Новосибирск : Книжица, 2006. - С. 9.

3 Традиционные зимние увеселения взрослой молодёжи в районах Среднего При-обья : альманах. - М. : Родник, 1996. - С. 50.

4 Бернштам, Т. Молодёжь в обрядовой жизни русской общины XIX - нач. XX в. / Т. Бернштам. - Л. : Наука, 1988; Громыко, М. Традиционные нормы поведения и нормы общения русских крестьян XIX в. / М. Громыко. - М. : Наука, 1986.

5 Русские народные песни Красноярского края : в 2 т. / под ред. С. Аксюка. - М. : Совет. композитор, 1962; Скопцов, К. Народные песни Красноярья / К. Скопцов. -Красноярск : Книж. изд-во, 1983; Новосёлова, Н. Вечёрки и игрища Приангарья / Н. Новоселова. - Красноярск : ГЦНТ, 1993; Хороводные и игровые песни Сибири / сост. Ф. Болонев, М. Мельников. - Новосибирск : Наука, 1985; Мехнецов, А. Песни русских старожилов Западной Сибири. Вып. 1. / А. Мехнецов. - М. : Родник, 2000.

6 Состав экспедиции 1989 года: руководитель - И. В. Федоренко, участники -Г. Аминова, Е. Бачурина, О. Колпецкая, М. Шарифзянов; состав экспедиции 1990 года: руководитель - И. В. Федоренко, участники - В. В. Чайкина, Н. Гамидова, Е. Ивлева, О. Ярко.

7 Традиционные зимние собрания молодёжи Енисейского района... - С. 10.

8 Бачинская, Н. Русские хороводы и хороводные песни / Н. Бачинская. - М. ; Л. : Музгиз, 1951. - С. 49.

9 Мельник, А. Танцевальное творчество русского населения Енисейского, Мотыгин-ского, Богучанского, Кежемского районов Красноярского края (по материалам фольклорной экспедиции 1977 года) / А. Мельник. - Красноярск : Гротеск, 1991. - С. 36.

10 Бачинская, Н. Русские хороводы и хороводные песни. - С. 50.

11 Новосёлова, Н. Вечёрки и игрища Приангарья. - С. 13.

12 Традиционные зимние собрания молодёжи Енисейского района. - С. 10.

13 Мельник, А. Танцевальное творчество русского населения. - С. 7, 14; Традиционные зимние увеселения. - С. 48.

14 Хороводные и игровые песни Сибири. - С. 9; Новосёлова, Н. Вечёрки и игрища Приангарья. - С. 11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.