УДК 614.253.4
О.А. Карабинская В.Г. Изатулин О.В. Колесникова Н.И. Арсентьева 2, А.Б. Атаманюк 1
СТРУКТУРА И ДИНАМИКА МОТИВАЦИОННОЙ СФЕРЫ ЛИЧНОСТИ СТУДЕНТОВ МЕДИЦИНСКОГО ВУЗА
1 Иркутский государственный медицинский университет (Иркутск) 2 Научный центр реконструктивной и восстановительной хирургии СО РАМН (Иркутск)
На основе комплексного психологического анкетирования студентов медицинского ВУЗа получена структура и динамика мотивационной сферы ихличности. Выявлены, основные мотивы, обеспечивающие процесс адаптации в медицинском, вузе и. дальнейшую профессионализацию студентов.
Ключевые слова: мотивация, анкетирование, медицинский вуз
STRUCTURE AND DYNAMICS OF MOTIVATIONAL SPHERE OF PERSONALITIES OF MEDICAL STUDENTS
O.A. Karabinskaya 1, V.G. Izatulin 1, O.V. Kolesnikova 1, N.I. Arsentyeva 2, A.B. Atamanyuk 1
11rkutsk State Medical University, Irkutsk
2 Scientific Center of Reconstructive and Restorative Surgery SB RAMS, Irkutsk
Structure and dynamics of motivational sphere of personalities of medical students was received, based, on their complex psychological questionnaire design. We revealed, basic motives that assure the process of adaptation in medical university and. further professional making of students.
Key words: motivation, questionnaire design, medical university
Проблема изучения мотивационной сферы личности студента медицинского вуза вызывает глубокий интерес к факторам, условиям и средствам ее формирования в профессиональном становлении [2]. Ведь если в целом представление о том, что нельзя обязывать студента становиться личностью, что должен быть собственный выбор, стремиться стать личностью или нет, справедливо, то в высшем медицинском образовании дело обстоит иначе. Понятие «хороший врач» подразумевает «врач-личность» [1].
Изучение мотивационной сферы личности студента является наиболее востребованным, т.к. переоценка значимости многих ценностных ориентиров, переосмысление своего места в обществе, принятие на себя ответственности за результаты жизнедеятельности скрыты в мотивах личности и требуют не только познания, но и управления их формированием.
Традиционное обучение врачей в современной противоречивой социально-экономической ситуации не всегда учитывает психологические факторы и закономерности профессионального развития студентов, что часто приводит к формированию профессиональной и личностной дезадаптации и деформациям субъекта профессионального обучения.
Острота проблемы профессионализации врача в период первоначальной подготовки связана еще и с тем, что этап первичной подготовки, который превращает школьника в специалиста, является еще малоизученным процессом. Период обучения студента является сложным, влияющим на все системы организма, он имеет свои специфические особенности, кризизы развития и спады с точки зрения психологического содержания.
Наличие негативных компонентов «образовательного пространства» в неблагоприятной социальной среде, отрицательно влияющих на психику студента медицинского вуза, приводит к формированию дезадаптивного поведения и кризисам профессионального развития, профессиональной дискриминации, феномену выгорания, деформации развития личности. Отсюда очевидна необходимость психологической помощи для нормализации психики на пути его профессионального становления. Это актуально еще и потому, что деятельность студента медицинского вуза, особенно на первых курсах, по содержанию является экстремальной, поскольку приходится запоминать большой объем информации и медицинской терминологии на латинском языке. В короткие сроки необходимо выработать новые способы самообучения, профессионального и морального поведения. В результате возникают ситуации, вызывающие дезорганизацию психики в целом, сомнения в выборе профессии и отказы от обучения. Вышеизложенное и послужило мотивом для изучения данной проблемы.
Цель исследования: изучить структуру и динамику мотивационной сферы студентов, влияющие на процесс адаптации в медицинском вузе.
МАТЕРИАЛ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Объектом исследования были студенты 1—2-го курсов ИГМУ. Исследование студентов проводили с использованием следующих методик: шкалы определения выраженности настроения — субдепрессии (ШСНС), основанной на опроснике В. Зунга и адаптированной Т.Н. Балашовой; методики определения учебной мотивации студентов [3]; те-
ста самооценки психических состояний Айзенка; теста изучения структуры интеллекта Амтхауэра. Кроме того, использовали авторскую методику комплексного социально- психологического анкетирования.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
Одним из важных факторов в выборе профессии является мотивация. Для выявления критериев оценки мотивационной сферы необходимо было определить прежде всего основные ее компоненты. В качестве таких компонентов в работе рассматриваются комплексы учебнопрофессиональных, профессиональных и коммуникативных мотивов, являющихся с одной стороны относительно независимыми образованиями, с другой - взаимодействующими и взаимообусловленными в своем развитии компонентами единой системы.
Исследования мотивации профессионального становления показали, что профессия врача многих привлекает общественной значимостью оказания медицинской помощи в виде романтической мечты детства. Одновременно студенты демонстрируют и реалистические ожидания будущего. На первом курсе 92 % анкетируемых студентов мечтают работать практическими врачами, на втором курсе доля таких студентов — только 85 %, остальные 15 % планируют заниматься научной или коммерческой деятельностью. Как видно, существенных различий в мотивации в течение года обучения в вузе не произошло. Детализируя этот признак, мы также выявили, что большая часть студентов (80 %) выбор профессии врача сделала самостоятельно, в 18 % случаев на выбор профессии оказали влияние родители или родственники, и лишь у 2 % на выбор профессии оказали влияние друзья.
Поступление в ВУЗ — ответственный момент в жизни каждого человека, и от того, насколько
реальны его представления об обучении в нем, зависят не только его будущие успехи, но и своевременная адаптация. Негативным моментом студенты считают то, что об учёбе в вузе имели реальное представление только лишь 2/3 из них, а остальные имели лишь абстрактное представление или не имели его вообще, причем больше половины из них составляли выпускники сельских школ.
Также выявлено, что студенты с высоким уровнем профессиональной направленности отличаются от студентов с недостаточной мотивацией более высоким уровнем сформированности концептуальной модели профессиональной деятельности, когнитивной готовностью к трудностям, низкими уровнями эмоционального напряжения и способностью к длительному умственному напряжению. Студенты первого курса с высокой профессиональной направленностью существенно отличаются и по результатам основной деятельности. Так, из них 40 % сдали сессию на «хорошо» и «отлично», тогда как студенты с низкой профессиональной направленностью в 100 % случаев имеют удовлетворительные оценки. Студенты второго курса с низким уровнем профессиональной мотивации также имеют оценки «удовлетворительно» в 100 % случаев, а среди студентов с высоким уровнем профессиональной мотивации 46 % сдали сессию на оценки «хорошо» и 9 % — на «отлично».
Профессионализация личности начинается с познавательной перестройки сознания, формирования мотивации в разные сроки и стремления создания информационной модели врачебной деятельности, заменяющей мечту детства. Адекватность информационной модели, которую формирует сам студент, определяет активность личности, стратегию его поведения и успешность профессионализации в процессе обучения.
В ходе исследования создана модель мотивационной сферы личности студентов, элемента-
Рис. 1. Модель мотивационной сферы личности студентов.
ми которой является система мотивов. Данное исследование опирается на положение о том, что в учебно-профессиональной деятельности ведущими являются учебно-профессиональные, а в профессиональной деятельности — профессиональные мотивы. В процессе обучения в вузе мотивационная сфера студентов претерпевает динамические изменения, что связано со сменой ведущих мотивов от учебно-познавательных к учебно-профессиональным, а затем к профессиональным. Коммуникативная мотивация является неотъемлемым связующим звеном при переходе от одного ведущего мотива к другому. Это можно представить в виде модели (рис. 1).
Критериями оценки учебно-познавательной мотивации могут служить: участие в открытых семинарах с докладом, ведение научной работы (успешное выполнение курсовых и дипломных проектов), участие в профильных студенческих сообществах, участие в ролевых, имитационных и деловых играх.
Критериями же коммуникативной мотивации могут, являются: участие в дискуссионных клубах, круглых столах, активное участие в студенческой жизни вуза, шефская взаимопомощь.
Критериями профессиональной мотивации являются: успешное прохождение практик, предусмотренных учебным процессом вуза, работа по специальности в процессе профессионализации и добровольное участие в социальных программах. На каждом этапе обучения в вузе меняется доминирующая мотивация (табл. 1).
Результаты опроса показали, что в первые, годы обучения доминируют учебно-познавательная мотивация, коммуникативная мотивация и мотивация избегания неудач. С третьего курса — учебнопознавательная и социальная мотивация. На старших курсах доминируют профессиональная мотивация, социальная мотивация, и добавляется мотивация престижа.
В процессе изучения динамики мотивационной сферы студентов медицинского вуза было установлено, что наблюдается изменение преобладания определенных уровней показателей от первого курса ко второму. При этом преобладают тенденции снижения доли значений низкого и рост среднего и высокого уровней.
Для учебно-профессионального компонента структуры мотивационной сферы отмечена динамика преобладания высоких значений над средними и низкими показателями следующих мотивов:
— учебно-познавательного;
— мотива творческой самореализации.
Существенные изменения этих мотивов произошли к концу второго курса.
Для коммуникативного компонента структуры мотивационной сферы отмечено преобладание высоких значений над средними у студентов второго курса.
Существенные изменения для мотивов (социальные контакты в обучении и профессии, принятие борьбы) произошли к концу второго курса.
Преобладание средних значений следующих мотивов над низкими наблюдается от первого ко второму курсу:
— мотивов принятия борьбы, социальных контактов в профессии и обучении;
— мотива общения;
— мотивов общительности, стремления к принятию окружающими и страха отвержения.
Для профессионального компонента структуры мотивационной сферы отмечена динамика преобладания от первого ко второму курсу высоких значений над средними для следующих мотивов:
— мотивов общественной полезности и достижений в профессии;
— мотива творческой самореализации и познавательного мотива;
— мотивов развития себя в профессии, сохранения индивидуальности в профессии, социальных контактов, собственного престижа в профессии;
— мотива престижа;
— мотива достижений в профессии.
Существенные изменения к окончанию второго курса произошли для следующих мотивов: собственного престижа в профессии, достижений в профессии, социального мотива, включающего такие компоненты, как достижение успеха, материальное положение в профессии, общественное положение, развитие себя в профессии, творческой самореализации и общей активности.
Для студентов первого курса характерно преобладание социальных мотивов и мотива комфорта. Студенты нацелены на установление тесных контактов в процессе обучения, при этом актуальны мотивы престижа и социального статуса. Структура мотивационной сферы студентов в медицинском вузе определяется учебно-профессиональной направленностью. В ней преобладают коммуникативные мотивы, связанные с обучением и социальной идентификацией студента.
Таблица 1
Динамика мотивационной сферы студентов медицинского вуза
Курс Доминирующая мотивация
Первые годы обучения Учебно-познавательная, коммуникативная, мотивация избегания неудач
С третьего курса Учебно-познавательная, социальная
Старшие курсы Профессиональная, социальная, мотивация престижа
Проведённое исследование позволяет заключить, что в структуре мотивационной сферы личности студентов медицинского вуза выявлены общие мотивы, которыми являются: мотивы достижения успеха, избегания неудач, тенденция к принятию борьбы, мотив общественной полезности. Они являются движущими в мотивационной сфере личности, что подтверждается результатами исследований и методологическим анализом ряда концепций. Кроме того, выявлено, что мотив установления социальных контактов важен как для сферы обучения, так и для сферы освоения будущей профессии врача. Причём для всех курсов характерно стремление к обретению собственного престижа через получение профессии.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артюхина А.И. Профессиональноличностное развитие студентов в образовательной среде медицинского Вуза: учеб. пособие. — Волгоград, 2006. — 48 с.
2. Глушко А.Н. Психолого-эргономические основы и средства профессионализации студентов медицинского Вуза : автореф. дис. ... канд. пед. наук. — М., 2006. — 24 с.
3. Реан А.А., Якунин В.А. Изучение мотивов учебной деятельности студентов модификация // В кн.: «Влияние мотивационного фактора на развитие умственных способностей». — Улан-Удэ, 2004. - С. 151-154.
Сведения об авторах
Карабинская Ольга Арнольдовна - ассистент курса психологии и педагогики ИГМУ (664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1; тел.: 8 (9086) 42-51-84).
Изатулин Владимир Григорьевич - д.м.н., профессор кафедры гистологии ИГМУ (664003, г Иркутск, ул. Красного Восстания, 1).
Колесникова Оксна Владимировна - к.м.н., доцент кафедры гистологии ИГМУ (664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1).
Арсентьева Наталия Ивановна - к.б.н., доцент, ученый секретарь НЦРВХ СО РАМН (664003, г. Иркутск, ул. Борцов Революции, 1; тел.: 8 (3952) 29-03-39).
Атаманюк Александр Болиславович - к.м.н., зав. курсом психологии и педагогики ИГМУ (664003, г. Иркутск, ул. Красного Восстания, 1).