Научная статья на тему 'Структура художественных образов как предмет искусства'

Структура художественных образов как предмет искусства Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
560
98
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСКУССТВО / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА / СУБЪЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТА ИСКУССТВА / ОБЪЕКТИВНЫЙ КОМПОНЕНТ ПРЕДМЕТА ИСКУССТВА / ART / ARTISTIC IMAGE / THE SUBJECTIVE COMPONENT OF THE ART OBJECT / THE OBJECTIVE COMPONENT OF THE ART OBJECT / AN ART OBJECT

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Пенионжек Е. В.

В статье рассматривается предметность художественных произведений с точки зрения используемых автором художественных образов. Приводится типология художественных образов. Определяется специфика искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE STRUCTURE OF ART AS AN OBJECT OF ART

The article considers the substance of works of art from the point of view used by the author of artistic images. Given the typology of artistic images. Is determined by the specifics of art.

Текст научной работы на тему «Структура художественных образов как предмет искусства»

Испытания свойств излучений дексаметазона (дексона)

Как следует из представленных в таблице 2 и рисунках 3 и 4 данных, употребление в течение 8 суток лабораторными мышами испытуемых образцов воды при свободном доступе к поилкам сопровождается снижением иммунной реактивности. В группе мышей, получавших экспонированную воду с диска с отраженным излучением дексаметазона прямого переноса, снижается способность к гуморальному иммунному ответу в виде уменьшения содержания в селезенке антителообразующих клеток (АОК). В группе мышей, получавших на протяжении 8 суток воду, экспонированную в течение суток на диске, содержащем отраженное излучение дексаметазона, переданное через интернет, была снижена масса селезенки, ее клеточность, содержание АОК и клеточность тимуса.

Следовательно, вода после экспозиции на диске с отраженным излучением дексаметазона приобретают способность снижать показатели иммунной реактивности у интаткных мышей. Таким образом излучение дексаметазона воспроизводит его свойства в воде.

Таблица 2 - Иммунологические показатели (М±м) у мышей, которым на протяжении 8 дней помещали в поилки образцы воды,

экспонированные на разных дисках

Группа животных Селезенка Тимус

масса, мг клеточность, 1х106 содержание АОК, 1х103 масса, мг клеточность, 1х106

Вода с чистого диска h (контроль) 139±6,0 (100±4,3) 228±8,6 (100±3,8) 284±14,3 (100±5,0) 46,2±4,2 (100±9,1) 97,3±4,7 (100±4,8)

Вода с диска d (дексаметазон, прямой перенос) 143±10,8 (103±7,8) 225±6,2 (103±2,8) 234±15,3* (82,4±5,4) 54,3±3,4 (118±7,4) 96,0±6,3 (99,0±6,5)

Вода с диска i (дексаметазон, перенос через интернет) 113±5,1* (81,3±3,7) 168±11,0* (77,1±5,0) 174±27,8* (61,3±9,8) 40,5±2,9 (87,7±6,3) 80,5±3,1* (82,7±3,2)

Вода c диска к (контактный) 00 о Н-Н- СГ' Os 207±13,0 (95,0±6,0) 224±52 (78,9±18,3) 40,7±3,3 (88,1±7,1) 84,7±5,7 (87,0±5,9)

Примечание. * - достоверное (p < 0,05) отличие от группы, получавшей воду с чистого диска h. В скобках - % к контролю

Аналогичный эксперимент был выполнен и с внутрибрюшинным введением в течение 5 суток физраствора, экспонированного на дисках, содержащих отраженное излучение дексаметазона. Каких-либо отличий от контроля не было выявлено. Предполагается, что отсутствие эффекта объясняется снижением активности диска в связи с длительностью его хранения, т.к. экспонирование физраствора проводилось через 30 суток после нанесения излучения. В связи с этим, таблица с конкретными данными не приводится.

Заключение. Результаты проведенных экспериментов позволяют предполагать, что перенос излучений двух конкретных фармакологических препаратов с противоположными иммуномодулирующими свойствами на компактдиски придает им способность индуцировать у воды или физиологического раствора свойства, близкие к свойствам исходных веществ.

Литература

1. 1.Готовский Ю.В. Биорезонансная и мультирезонансная терапия// Материалы 1 международной конференции» Теоретические и клинические аспекты применения биорезонансной и мультирезонансной терапии» - М, Имедис,1995,с359-367.

2. 2.Готовский М.Ю. Электрические шумы в биологических системах и действие внешних низкоинтенсивных электромагнитных полей при биорезонансной терапии // Журнал теоретической и практической медицины -2004-Т2, №3, с 269-271.

3. 3.Жадин М.Н. Новые представления о структуре воды и водных растворов на основе современной квантовой электродинамики конденсирующихся сред в применении к различным медико-биологическим проблемам//Материалы конференции «Новые информационные технологии в медицине,биологии, фирмакологии и экологии», 2007,г. Пущино, с127-129

4. 4.Giudice D, Preparata G, Cogerent dynamics in water as possible explanation of membrane formation ||Joum Biol.Phys 1994, 20;105-116

5. 5.Luc Montagnier, J.Aissa, S Ferris, J. Montagnier, C. Lavallee Electromagnetic signals are produced by aqueous nanostructures derived from bacterial DNA sequence// Inter.Sci Comput Life Sci 2009, Doi, 10. 1007 S 12539-009-0036-7

ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ / ARTS Пенионжек Е.В.

Кандидат философских наук, ФКГОУ ВПО Уральский юридический институт МВД России СТРУКТУРА ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ОБРАЗОВ КАК ПРЕДМЕТ ИСКУССТВА

Аннотация

В статье рассматривается предметность художественных произведений с точки зрения используемых автором художественных образов. Приводится типология художественных образов. Определяется специфика искусства.

Ключевые слова: искусство, художественный образ, предмет искусства, субъективный компонент предмета искусства, объективный компонент предмета искусства.

Penionzhek E.V.

The candidate of philosophical Sciences, Ural law Institute of MIA of Russia THE STRUCTURE OF ART AS AN OBJECT OF ART

Abstract

The article considers the substance of works of art from the point of view used by the author of artistic images. Given the typology of artistic images. Is determined by the specifics of art.

Ключевые слова: art, artistic image, an art object, the subjective component of the art object, the objective component of the art object.

Искусство, являясь древнейшим феноменом культуры, где выявляются отношения людей друг с другом и с природой, показывает различные стороны человеческой деятельности в их зеркальном отражении. Другой древнейший феномен человеческой

79

культуры - миф - являлся совокупностью предписаний для поведения человека. А искусство отражало поведение человека. В зеркале может быть представлен специфический ракурс отражаемого, сам материал зеркальной поверхности может иметь сложную фактуру - так и в произведение искусства закладывается особая иллюзия, лишь претендующая на копирование реальности. Умение понять эту иллюзорную действительность, проанализировать действительные отношения, на которые претендует образ, - и есть сложная задача для воображения зрителя, читателя, слушателя.

Специфика искусства состоит в том, что оно не существует без материального воплощения, а значит, чувства при восприятии и возникают исходя из того, что слышит, видит человек. Живопись - это краски, музыка - это звуки, литература - буквы, театр -сцена, кино - изображение на экране. Однако ни один из видов искусства не сводится к материальности. В художественном творчестве материал - это только средство для выражения ценности, значимого для человека. Поэтому в музыке можно сказать о разном, кино порой противоречиво показывает нам жизнь, литературные произведения по-разному описывают жизнь исторических деятелей.

Художник, отсылая нас к действительным реалиям, вкладывает в содержание произведения искусства собственное понимание этой действительности, самовыражается. Основанием самовыражения художника являются определенные переживания действительности, особое понимание окружающего, оригинальность художника в воспроизводстве действительного, что базируется на духовном опыте переосмысления общественных отношений. Художник сам раскрывает, прежде всего, в своем воображении, комбинации явлений реальной жизни, которые впоследствии с помощью фантазии переносит в материал произведения искусства. Таким образом, в произведении искусства связываются воедино отражение реальности и самовыражение автора.

Произведение искусства должно, во-первых, представлять что-то действительно существующее в человеческом обществе, а во-вторых, самовыражение автора должно быть эмоционально заразительно - зрителю должно нравиться воспринимать. Эта двуликость произведения искусства выражается в художественных образах, из которых и состоит каждое произведение искусства. Как наука отображает действительность в форме абстрактных понятий (например, точка в математике, запятая в филологии), так и искусство отражает действительное в образах, зримо представляемых реципиентом и осмысляемых как значимые. Конкретночувственные образы в совокупности и составляют эстетически-художественную природу искусства.

Художественный образ конкретизируется в представлении, совпадающем с пониманием как обобщением практики общественных отношений. Их раскрытие в нашем мышлении связано с воображением, т. к. художественные образы имеют стадиальную природу. Художественный образ - это конкретное визуальное представление, тождественное знанию об общественных отношениях. Например, герой А. К. Дойля Шерлок Холмс изображен в виде художественного образа немолодого мужчины, который, являясь частным сыщиком, способен обмануть преступные замыслы нарушителей закона.

Содержащиеся в произведении искусства художественные образы могут быть разными. Во-первых, художественный образ может быть иносказательной мыслью, метафорой, где свойства одного предмета переносятся на другой. Например, художественный образ героя Буратино являет собой мальчика из полена, который по глупости продает свою «Азбуку», желая посетить театральное зрелище. Во-вторых, художественный образ может развиваться по своим внутренним законам, не всегда сообразным обыденной логике вещей. Например, поэтому герой литературного произведения Б. Полевого «Повесть о настоящем человеке» порой выживает в тяжелейших условиях, демонстрируя стойкость духа. В-третьих, художественный образ может быть многозначным, недосказанным. В таком случае зрителю необходимо додумать, чем закончится история героя. Например, современные сериалы строятся по принципу недосказанности, чтобы из серии в серию продолжать житейское повествование. В-четвертых, художественный образ может быть обобщением, раскрывающим суть явления. Так, например, в живописных полотнах великих русских реалистов показаны тяжелые будни крестьян-тружеников. В-пятых, художественный образ может представлять собой единство рационального и эмоционального, что, например, выражается в образе Глеба Жеглова, героя фильма «Место встречи изменить нельзя», оперуполномоченного уголовного розыска, хладнокровно и рассудительно борющегося с преступной бандой «Черная кошка», но вызывающего в зрителе подчас удивление своей беспощадностью. В-шестых, художественный образ может быть единством объективного и субъективного как действительно существующего, но переработанного фантазией художника. Так, например, зачастую художественные произведения последних лет, повествующие зрителям о повседневной работе райотдела полиции, настолько далеки от реальности изображаемого объекта, что могут восприниматься как фантазийные истории, к примеру, о работе подразделений по противодействию сверхъестественным силам. И в-седьмых, бывают художественные образы принципиально оригинальные, неповторимые. Как, например, образ оперуполномоченного в фильме «Антикиллер», воплощенный актером Г. Куценко, или образ следователя Сергея Глухарева в телесериале «Глухарь».

Структура художественных образов, воплощаемая в содержании художественного произведения, образует предмет искусства, реализуемый художником в творческом процессе. Предмет искусства - это продуктивный результат взаимодействия объективной действительности и субъективного сознания художника, что находит свое воплощение в творческом процессе и содержании художественного произведения. В ткань художественного произведения вплетается то, что существует, и то, как это переживается самим автором. При этом предмет искусства образуют две стороны: объективный компонент и субъективный. Объективным компонентом являются не сами по себе социальные отношения, природный мир или человеческие поступки, но адекватное с точки зрения общечеловеческих ценностей отражение их в сознании художника. Субъективным компонентом являются определенные социально-личностные установки автора, мотивы, пристрастия, идеалы. Преувеличение или даже абсолютизация одного из компонентов предмета искусства приводит к одностороннему пониманию процесса художественного творчества. Самовыражение в искусстве не может быть сведено лишь к субъективности художника. Самовыражение художника, посредством которого он выстраивает художественные образы в определенную структуру, являет собой определенный пласт культуры, который выражается в мировоззрении, таланте и мастерстве художника.

Эстетическая сущность произведения искусства не только постигается автором, но всегда подвержена зрительской оценке. Так художественные образы разделяются на авторские и зрительские. Авторские художественные образы представляют собой предмет отражения действительности в сознании художника, подкрепленный жизненной позицией. А зрительские - это предмет отображения, т. е. то, как зрители обозначают для себя авторский замысел, как эмоционально реагируют.

Многомерность искусства позволяет создать художественную реальность, основанную на подражании действительному и эмоциональном воздействии. Художественная реальность структурируется художественным образами, система которых является художественной концепцией, расположенной в рамках пространства ценностных ориентиров. Таким образом, каждая социокультурная ситуация порождает собственное представление в произведениях искусства о той или иной сфере деятельности.

Литература

1. Лотман Ю. М., Daniel' S. M. Об искусстве: Структура художественного текста. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Статяи. Заметки. Выступления (1962-1993). - Искусство, 1998.

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.