Научная статья на тему 'Структура гнездовой орнитофауны широколиственных лесов, подверженных воздействию выбросов автомобильного транспорта, и ее динамика'

Структура гнездовой орнитофауны широколиственных лесов, подверженных воздействию выбросов автомобильного транспорта, и ее динамика Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
119
232
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫБРОСЫ АВТОТРАНСПОРТА / ЛЕСНЫЕ ЭКОСИСТЕМЫ / ЛЕСНЫЕ ЯРУСЫ / ГНЕЗДЯЩИЕСЯ ПТИЦЫ / ГИЛЬДИИ / ПЛОТНОСТЬ НАСЕЛЕНИЯ / ВИДОВАЯ ОБЩНОСТЬ / ДОЛЯ ПО ПЛОТНОСТИ / ДОЛЯ ПО ЧИСЛУ ВИДОВ / EMISSIONS OF MOTOR TRANSPORT / FOREST ECOSYSTEMS / FOREST LAYERS / NESTING BIRDS / GUILDS / POPULATION DENSITY / SHARE OF DENSITY / SHARE BY THE NUMBER OF SPECIES

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Быков Евгений Владимирович, Малышева Анна Александровна

В статье анализируются двадцатидвухлетние изменения гнездовой орнитофауны старых дубовых лесов в зоне действия шоссе. Изучены изменения численности, видового состава и динамика структурных показателей. Выявлены реакции разных гильдий гнездящихся птиц. Показано, что наиболее сильные изменения произошли по гильдии птиц, гнездящихся в нижних ярусах леса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of the nest avifauna of the broad-leaved forests, exposed to emissions of motor transport and its dynamics

The article analyzes the twenty years old changes of the nesting avifauna of the old oak forests in area of highway. We examine the changes of the abundance, species structure and the dynamics of the structural indications. The reactions of the different guilds of the nesting birds are revealed. The most significant changes occurred in the guilds of birds, nesting in the lower forest layers.

Текст научной работы на тему «Структура гнездовой орнитофауны широколиственных лесов, подверженных воздействию выбросов автомобильного транспорта, и ее динамика»

УДК 598.2+574.42;

ББК 28.080.3

Быков Е.В., Малышева А.А.

СТРУКТУРА ГНЕЗДОВОЙ ОРНИТОФАУНЫ ШИРОКОЛИСТВЕННЫХ ЛЕСОВ,

ПОДВЕРЖЕННЫХ ВОЗДЕЙСТВИЮ ВЫБРОСОВ АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА, И ЕЕ ДИНАМИКА

Bykov E. V., Malysheva A.A.

THE STRUCTURE OF THE NEST AVIFAUNA OF THE BROAD-LEAVED FORESTS,

EXPOSED TO EMISSIONS OF MOTOR TRANSPORT AND ITS DYNAMICS

Ключевые слова: выбросы автотранспорта, лесные экосистемы, лесные ярусы, гнездящиеся птицы, гильдии, плотность населения, видовая общность, доля по плотности, доля по числу видов.

Keywords: emissions of motor transport, forest ecosystems, forest layers, nesting birds, guilds, population density, share of density, share by the number of species.

Аннотация

В статье анализируются двадцатидвухлетние изменения гнездовой орнитофауны старых дубовых лесов в зоне действия шоссе. Изучены изменения численности, видового состава и динамика структурных показателей. Выявлены реакции разных гильдий гнездящихся птиц. Показано, что наиболее сильные изменения произошли по гильдии птиц, гнездящихся в нижних ярусах леса.

Abstract

The article analyzes the twenty years old changes of the nesting avifauna of the old oak forests in area of highway. We examine the changes of the abundance, species structure and the dynamics of the structural indications. The reactions of the different guilds of the nesting birds are revealed. The most significant changes occurred in the guilds of birds, nesting in the lower forest layers.

Автомобильный транспорт оказывает мощное опосредованное воздействие на фауну гнездящихся птиц. Заболевание и гибель растений древесного яруса вследствие угнетающего воздействия выбросов автомобилей неизбежно вызывает изменения в растительности других ярусов (Быков, 2007а). Все это сказывается на видовом составе и численности птиц. Особенно чувствительна к трансформации условий обитания гнездовая орнитофауна (Быков, 2007б).

Целью данной работы было выявление многолетних последствий средообразущего воздействия выбросов автомобильного транспорта на гнездящихся птиц старых широколиственных лесов - дубняков подмаренниковых.

Исследования проводились в городской черте Самары, на участке леса, примыкающем к трассе Московское шоссе. Участок непосредственно прилегал к автодороге (расстояние от опушки леса до края дороги не превышало 5-7 метров) между улицами Ташкентская и Алма-Атинская (16-й - 17-й километры трассы). Изучение численности и видового состава проводилось маршрутным способом с фиксированной шириной учетной полосы в 100 метров (Приедниекс, Куресоо, 1986). На маршрутах, заложенных в пределах данного участка, выявлялись видовой состав и численность гнездящихся птиц, определялась их плотность населения и вклад отдельных гильдий.

Первые исследования были проведены в гнездовой период 1989 года, следующие - в гнездовой период 2011 года.

За прошедший, более чем 20-ти летний период произошло заметное сокращение численности гнездящихся птиц (рисунок 1).

Рисунок 1. Изменения плотности населения гнездящихся птиц в целом и по гильдиям

При этом наиболее всего снизилась плотность по гильдии птиц, предпочитающих гнездиться открыто в нижних ярусах леса. Практически не изменилась численность дуплогнездников и очень незначительно снизилась плотность населения птиц верхних и средних ярусов.

Изменения видового состава в целом оказались значительны (рисунок 2). Видовая общность по Съеренсену для всех гнездящихся птиц оказалась менее 50%. Изменения видового состава так же наиболее сильно затронули открытогнездящихся птиц нижних ярусов. Максимальную видовую общность по Съеренсену демонстрируют открытогнездящиеся птицы верхних и средних ярусов.

Рисунок 2. Видовая общность по Съеренсену, по гильдиям

У дуплогнездников, несмотря на стабильность численности, видовой состав за двадцать лет претерпел значительные изменения.

Изменился за прошедшие годы и вклад отдельных гильдий в общую плотность населения (рисунок 3).

Рисунок 3. Изменение доли участия по плотности по гильдиям

При некотором сокращении плотности населения птицы, предпочитающие гнездиться открыто в верхних и средних ярусах, даже увеличили свою доминирующую роль, составляя по численности почти две трети всех гнездящихся птиц. Заметно сократили не только свою численность, но и вклад в общую плотность населения птицы нижних ярусов.

Видовая структура, то есть относительное видовое представительство отдельных гильдий, оказалась более стабильной (рисунок 4). Относительно больше стало видов верхних и средних ярусов, несколько меньше - дуплогнездников и птиц нижних ярусов. Последние две гильдии по доле участия сохранили паритетные отношения.

Рисунок 4. Изменение доли участия по числу видов по гильдиям

Причиной трансформаций, произошедших с гнездовой орнитофауной за 22 года, скорее всего, являются изменения растительности. За прошедший период снизилась плотность произрастания древесного яруса (по предварительным оценкам в 1,2-1,4 раза). Вследствие выпадения растений первого яруса увеличилась освещенность на уровне кустарникового яруса и подроста и соответственно возросла их густота (плотность произрастания).

Данная трансформация растительности оказалась неблагоприятной для обитателей нижних ярусов леса - видов птиц гнездящихся в кустах, подросте и на земле. Очевидно, несмотря на увеличение густоты кустарникового яруса, защитные условия для данной гильдии в целом ухудшились. Об этом свидетельствуют и сильное сокращение численности, и кардинальные изменения видового состава птиц нижних ярусов. Более устойчивыми к трансформирующему воздействию выбросов оказались птицы, предпочитающие гнездиться в

убежищах. Однако и в пределах этой группы произошли значительные обновления видового состава. Наибольшую эвритопность показала группа птиц верхних и средних ярусов, сохранившая высокую численность и наименее всего изменившаяся в видовом отношении.

Библиографический список

1. Быков Е.В. Сравнительный анализ воздействия выбросов автомобильного транспорта на гнездовую орнитофауну сосновых и широколиственных лесов// Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. Серия «Экология». Выпуск седьмой. -Тольятти: ВУиТ, 2007а. - С. 123-128.

2. Быков Е.В. Воздействие выбросов автотранспорта на гнездовую орнитофауну // Известия Самарского научного центра РАН, том 9. - №1. - 2007б. - С. 181-185

3. Приедниекс Я.Я., Куресоо А.У., Курлавичус П.И. Рекомендации к орнитологическому мониторингу в Прибалтике. - Рига: Зинатне, 1986. - 66 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.