Научная статья на тему 'Структура евхаристической жертвы и жертвоприношение иерея по учению святителя Григория Богослова'

Структура евхаристической жертвы и жертвоприношение иерея по учению святителя Григория Богослова Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
440
92
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЛОВЕСНАЯ ЖЕРТВА / ЖЕРТВА УМА / ЖЕРТВЫ ХВАЛЫ / СТРАДАНИЕ / ОБОЖЕНИЕ / REASONABLE SACRIFICE / SACRIFICE OF MIND / SACRIFICE OF PRAISE / SUFFERING / THEOSIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Немыченков Владимир Иванович

Исследуется структура евхаристической жертвы, согласно учению святителя Григория Богослова. Автором выделены четыре ее аспекта: 1 Сам Господь Иисус Христос; 2 иерей (тайносовершитель епископ, священник); 3 Святые дары; 4 верные (причастники). Подробно рассмотрена словесная жертва иерея, которая совершается в виде «жертвы ума».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The structure of Eucharistic sacrifice and priest’s sacrificial offering according to St. Gregory Nazianzen teaching

The structure of Eucharistic sacrifice according to St. Gregory Nazianzen teaching is analyzed in the article. Four aspects have been marked by the author: 1 the Lord Jesus Christ; 2 celebrant (bishop, priest); 3 the Sacrament; 4 the faithful (communicants). The author pays special attention to the sacrifice of priest, which is offered in the form of “sacrifice of mind”.

Текст научной работы на тему «Структура евхаристической жертвы и жертвоприношение иерея по учению святителя Григория Богослова»

философия и богословие

Владимир Немыченков

СТРУКТУРА

ЕВХАРИСТИЧЕСКОЙ ЖЕРТВЫ И ЖЕРТВОПРИНОШЕНИЕ ИЕРЕЯ ПО УЧЕНИЮ СВЯТИТЕЛЯ ГРИГОРИЯ БОГОСЛОВА

Аннотация. Исследуется структура евхаристической жертвы, согласно учению святителя Григория Богослова. Автором выделены четыре ее аспекта: 1 - Сам Господь Иисус Христос; 2 - иерей (тайносо-вершитель - епископ, священник); 3 - Святые дары; 4 - верные (причастники). Подробно рассмотрена словесная жертва иерея, которая совершается в виде «жертвы ума».

Ключевые слова: словесная жертва; жертва ума; жертвы хвалы; страдание; обожение.

Abstract. The structure of Eucharistic sacrifice according to St. Gregory Nazianzen teaching is analyzed in the article. Four aspects have been marked by the author: 1 - the Lord Jesus Christ; 2 - celebrant (bishop, priest); 3 - the Sacrament; 4 - the faithful (communicants). The author pays special attention to the sacrifice of priest, which is offered in the form of "sacrifice of mind".

Keywords: reasonable sacrifice; sacrifice of mind; sacrifice of praise; suffering; theosis.

1. Предисловие

В последнее время религия занимает в жизни российского общества все более значимое место. Начиная с 1990-х годов множество людей в нашей стране обратилось к своей религиозной традиции. Для большей части населения России такой традиционной религией является восточное христианство, или Православие. По данным всероссийского опроса, проведенного ВЦИОМ в 2010 году, 75% россиян причисляют себя к православ-

75% россиян причисляют себя к православным христианам

Религиозное мировоззрение определяет смысложизненные ценности личности

Внимание богословов к теме Евхаристии

ным христианам. При этом 73% православных респондентов соблюдают религиозные обычаи и праздники (для сравнения: ислам исповедуют 5%; католицизм, протестантизм, иудаизм, буддизм по 1% (всего 4%); другие религии — около 1%; неверующие — 8% населения современной России) [1].

Религиозное мировоззрение существенным образом влияет на личность человека через смысложизненные ценности. Благодаря постепенному усвоению последних в продолжение церковной жизни меняется отношение человека к таким понятиям, как успех, благополучие, страдание (собственное и своих близких), жертвенность и т.п. Существенное место в жизни православного человека занимают богослужение и церковные таинства. Именно они, а также церковная проповедь, чтение Священного Писания и духовной литературы преобразуют человеческую личность. Для того чтобы понять характер этих изменений, следует обратить пристальное внимание на те смыслы, которые Церковь вкладывает в свои богослужебные тексты и толкование таинств. Усвоение этих смыслов и выстраивание собственной жизни в соответствии с ними есть важнейшая задача верующих.

В данной работе предпринята попытка осмыслить понятия жертвы и служения на примере учения о таинстве Евхаристии известного богослова святителя Григория Назианзина.

В последние годы отечественные богословы неоднократно обращались к теме Евхаристии и Божественной литургии. Предметом их рассмотрения были преложение (пресуществление) [2—5], канонические и дисциплинарные вопросы [6], а также различные аспекты евхаристического богословия [7—9], однако евхаристической жертве уделялось, на наш взгляд, недостаточное внимание.

Безусловно, названные темы важны и для богословия, и для повседневной духовной жизни, но обсуждение только этих вопросов показывает, что в современной церковной жизни наметилась тенденция затушевывать жертвенный характер Евхаристии, да и всей христианской жизни, которая должна быть жертвой Богу — бескровной, «словесной», но жертвой. А жертва требует от человека высочайшего накала духовной жизни. «Жизнь Христа по своей природе была жертвой, жизнь Церкви по своей природе — жертва и жизнь частного христианина по своей природе — жертва. Поэтому и важнейший общий акт церковного культа по своей природе — жертва и показывает человечеству сердце Евангелия, а именно: чтобы жить, мы должны умереть» — так объяснил запад-

Забвение жертвенного характера Евхаристии

Безусловный богословский авторитет Григория Назианзина

ному читателю сущность евхаристического понимания Православной Церкви один автор [10].

Надо сказать, что в работах отечественных богословов дореволюционного и советского периода тема евхаристической жертвы затрагивалась намного чаще, чем в наше время. Аналогичная тенденция наметилась и на Западе. В свое время кардинал Йозеф Ратцингер увидел в забвении жертвенного характера Евхаристии причину кризиса литургии [11].

Следует отметить, что жертвенный характер Божественной литургии, являющейся средоточием любого христианского праздника, подчеркнул митрополит Волоколамский Иларион [12], а игумен Феогност (Пуш-ков) уделил значительное внимание теме участия мирян в сослужении священнику на Божественной литургии [13], а значит, по смыслу, и в принесении жертвы (о чем, впрочем, автор ничего не сказал).

Как известно, многие Святые Отцы с древнейших времен учили о жертве Евхаристии и об участии верных в новом христианском жертвоприношении. Обращение к трудам святителя Григория Назианзина, именуемого также Богословом (326/330 — 389/390), обусловлено тем, что, как пишет исследователь его творчества митрополит Иларион, этот отец Церкви занимает в византийском богословии уникальное место богослова, сочинения которого считались непогрешимыми в догматическом отношении наряду с Библией и богослужебными текстами [14, с. 217], а в вопросах мистики и духовной жизни ему отдавалось предпочтение перед святителем Григорием Нисским [Там же, с. 361]. Это видно из того, что святитель является наиболее цитируемым после Библии автором в Византии [Там же, прим. 36, с. 361]. Догматическая безупречность его богословской системы подтверждена шестью Вселенскими Соборами; на него ссылались и его комментировали великие Отцы Восточной Церкви; его сочинения сыграли важную роль в формировании православного богослужения и были переведены на многие языки [Там же, с. 481—487]. Святитель гармонично сочетал в своем епископском служении доброделание и созерцание, монашескую аскезу, безукоризненное догматическое мышление, образец христианского вероучителя и проповедника и, по признанию Церкви, был истинным «служителем Слова». Поэтому в восточно-христианской богословской традиции святитель Григорий занимает «абсолютно центральное и неоспоримое место: без основательного знания его наследия невозможно по-настоящему понять эту традицию» [Там же, с. 488].

«Словесные» служение и жертва -предание Богу всей жизни и служение словом

Священство мирян осуществляется в Евхаристии как соучастие в жертвоприношении Христа

2. Основные определения

Предметом данной статьи является учение святителя Григория о евхаристической жертве и образе словесного служения иерея на Божественной литургии. В общем виде словесное служение и словесная жертва были рассмотрены в другой моей работе [15], поэтому здесь я ограничусь краткими определениями.

Термин «словесное служение (Хоуька Хатреьа)»* ввел апостол Павел, изначально придав ему особый жертвенный смысл: «Молю убо васъ, братае, щедротами Божшми, представите телеса ваша жертву живу, святу, благоугодну Богови, словесное служете ваше» (Рим. 12:1). В Послании к евреям автор, говоря, что Кровь Христова очищает совесть нашу «для служения Богу» (Евр. 9:14), и, призывая приносить Ему «жертву хваления, то есть плод уст, прославляющих имя Его» (Евр. 13:15), подразумевает Евхаристию [16, с. 674].

Словесные служение и жертву можно понимать в двух аспектах: как предание Богу всей жизни (Рим. 12:1) и как служение словом (жертва хвалы и благодарения).

С другой стороны, апостол Петр призывает христиан устроять «из себя дом духовный, священство святое, чтобы приносить духовные жертвы (п'уегр.атькад бгстьад)» (1 Пет. 2:5), «возвещать совершенства» Бога (1 Пет. 2:9). Очевидно, «духовные жертвы» у апостола Петра означают то же, что и «словесное служение» у апостола Павла.

Само слово «священство» (¡.ератег^а) по первоначальному смыслу означает «жречество»**. Поэтому апостолы говорят о жертвоприношении, но духовном, словесном. Тела и души христиан, искупленные жертвой Христовой, «суть Божии» — храм живущего в них Святого Духа, которого они имеют от Бога, и в этом храме они призываются прославлять Творца (1 Кор. 6:20), то есть приносить жертву хвалы, совершать богослужение. Но чтобы жертва была святой и благоугодной, следует вначале умереть для греха, очистить тело и ум, тогда в этот очищенный храм сойдет с Неба огонь Святого Духа, дабы «пожечь» (освятить) приношение Творцу (ср.: Рим. 15:16). Способ словесного служения указывает апостол Павел, когда говорит: «Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь обновлением ума вашего, чтобы вам познавать, что есть воля Божия» (Рим. 12:2). Совер-

* Разумное служение (син. пер.), rationabile obsequium (лат. Вульгата), reasonable service (англ.), culte raisonnable (фр.).

** Ср.: lepetiw — закалать жертвенное животное, приносить жертву; ьератеьа — жречество, священство (Н.З., позд.) [17].

Слово есть уникальный посредник между человеком и Богом

В умной жертве человеческий ум отпечатлевает в себе Божественные образы

Словесное служение есть исполнение божественных помышлений

шение словесного служения вменяется всем христианам независимо от их отношения к иерархическому священству, то есть утверждается священство всех верующих в принесении Богу духовных жертв (1 Пет. 2:5) и жертв хвалы (Евр. 13:15). Священство верующих осуществляется в Евхаристии как участие в жертвоприношении Христа и в сослужении Небесному Первосвященнику (ср.: Евр. 4:16; 10:19-22, 25-29; 13:15 и др.).

Учение святителя Григория о словесном служении и словесной жертве является развитием учения апостолов. По мысли святителя, подлинная жертва Богу есть тот дар, который соединяется с Творцом. Принятие жертвы Богом означает обожение принимаемого Им приношения. В творениях Григория восхождение ума к Божественным истине и свету часто именуется словесным служением, словесной жертвой, жертвой (служением) ума. По мысли святителя, логос (слово) есть уникальный посредник между человеком и Богом, поскольку человек отличается от других тварей обладанием логосом (разумом и речью), а Бог открыл себя человеку через Свой Логос — Божественное Слово, Вторую Ипостась Святой Троицы.

Таким образом, служение и самопожертвование человеком себя Богу посредством своего логоса - естественный ответ на самопожертвование Бога через Его Логос [18]. В соответствии со словами апостола Павла (Рим. 12:1—2), преображение всего человеческого естества начинается с изменения его ума — обращения его от земного к небесному. Ум человека обновляется в созерцании, получая вместо образов падшего мира образы Божии, отпечатлевая их в себе как в зеркале. В этом состоит один из главных результатов жертвы ума. Жертва ума есть дело каждого христианина. Она заключается в посвящении ума Богу. В созерцании Божественного света происходит обожение ума («сгорание» в этом огне как жертвенного дара). Ум получает Святого Духа, познаёт тайны Божии и славословит за них Творца, что и называется жертвой хвалы.

В процессе принесения словесной жертвы ум совершает определенный чин служения (жертвоприношения), особый цикл. Восходя умом в горняя, человек взывает к Богу и отсекает свое (мысли, волю, воображение). За «первой завесой» чувственного мира ум созерцает ангелов и Божественный свет, славословит Бога с ангелами «неизреченными глаголами». Затем ум «приникает» ко «второй завесе», как бы заглядывает в «святое святых», то есть входит в Божественный свет, «горит» в его

Словесное служение человека есть его уподобление Христу

Христианин распинается и сораспинает с собою Христа

огне, сам становится этим светом, входит в безмолвие, исполняется божественной энергией. Далее ум нисходит «на землю», а человек старается исполнять небесные законы на земле и тем соединяет небесное с земным. Таким образом, словесное служение человека Богу есть воспоминание полученного от Него (образы, помышления) и исполнение этого. Если человек исполняет небесные законы на земле, то есть подлинно служит Богу, то в следующем цикле он восходит на новый уровень совершенства.

Словесное служение человека Богу происходит по образу жертвенного служения Бога-Слова и заключается в уготовлении человеком себя в живую «словесную жертву» Творцу (ср.: Рим. 12:1) с Его благодатной помощью. По сути, словесное служение есть уподобление человека Христу. Словесная жертва христианина Богу — это, с одной стороны, сам человек, уподобившийся Логосу-Христу, обоженный и усыновленный небесному Отцу, а с другой — это мистическая жертва Самого Логоса, повторяемая Им в каждом спасаемом человеке для возрождения его сыном Божиим по благодати в меру добровольного уподобления Ему (о чем писал, например, Максим Исповедник в толковании на Григория Богослова).

Приведем некоторые цитаты: «Итак, каждый из уверовавших во Христа по собственной своей силе и доступному ему навыку и качеству добродетели распинается и сораспинает с собою Христа, будучи, то есть духовно сораспятым со Христом (Гал. 2:19)» {СХУШ (ХЫП)} [19, с. 326-327]. Господь, безвинно сострадая кающемуся грешнику, «приобщается его страданию» и подает ему «логос Собственного блаженства». Нераскаянный грешник страдает за свой грех и «не познаёт по причине враждебно настроенной воли безвинно состраждущее ему по человеколюбию праведное Слово... <.. .> оставляется чуждым царствия..» {CXXV (XLIХ, 1)} [Там же, с. 338-339]. «Тело Христово есть душа или ее силы, или чувства, или тело каждого. Распинает же его. дьявол в соизволяющем на распятие сих, не попуская им действовать по естеству» {СХХ1Х (Ь, 1)} [Там же, с. 342]. Издатели пишут, что преподобный Максим следует древней традиции понимания послания апостола Павла (Гал. 5:24), которое древние Отцы, например Климент Александрийский, понимали в смысле: «иже Христову плоть распяша...», подразумевая, что плоть христиан суть плоть Христа, членами Тела Которого они являются [Там же, с. 447, прим. 615].

Жертвенное служение Христа продолжается в христианах

Священнослужители — «таинники небесных жертв»

В Евхаристии творится действие Страстей Христовых

3. Евхаристия — умное действие страстей Христовых

По православному учению, жертвенное служение Христа необходимо продолжается и после Его Вознесения (подробнее см.: [20]). Это служение Главы Своего мистического Тела, мiрская («земная») часть которого пребывает в мiре, борется со грехом, приобщается в Евхаристии Творцу через посредство человеческой природы Христа и совершает через Него жертвоприношение себя Богу. Жертвенное служение Христа продолжается в самих христианских подвижниках, поскольку Он вселяется в них и ведет их по ступеням духовного восхождения (ссылки на источники по Святым Отцам см.: [21, с. 28, прим. 5; с. 30 прим. 1; с. 98, прим. 6; с. 99, прим. 6]).

Вознесение и пребывание Христа со Своей пострадавшей плотью на духовном небе и Его продолжающееся жертвенное служение объясняет, почему восточные Отцы, в частности святитель Григорий, говорят о небесной и духовной жертве, называют священнослужителей «таинниками небесных жертв», возносящих жертвы на горний (небесный) жертвенник. Евхаристия становится тем событием, посредством которого человеку в различных символах и образах (видимых и невидимых) может открываться жертвенное служение Христа, все домостроительство нашего спасения от творения мира до всеобщего воскресения (что и отражено в анафорах разных литургий). В Евхаристии человек соединяется со Христом. Ему он приносит плоды своего «словесного служения» (ср.: Рим. 12:1): добродетели, взращенные в нем Богом и своим соработничеством Ему, их он в качестве жертвенного дара посвящает Творцу.

Архимандрит Киприан (Керн) пишет, что для ранней Церкви Евхаристия была умным действием страстей Христовых, из созерцания и участия в которых сложилось позднейшее толкование литургии. Автор пишет: «Евхаристическая драма действуется в рамках указанного символизма. В первохристианском быту евхаристия есть гораздо больше действие... чем слова. <.. .> За символическим актом, совершаемым теургом, стоят реальное воплощение, страдание и смерть Спасителя. <...> В анамнезисе Страданий творится само действие Страстей Господних» [22, с. 24]. Это означает, что в литургии слово есть действие и умная реальность. Слова, произносимые иереем на литургии, соответствуют умосозерца-емым действиям и реалиям духовного мира. Тексты святителя Григория свидетельствуют об этом.

Евхаристия — духовная жертва и умное

жертвоприношение

В учении об Евхаристии святитель Григорий сосредоточивает свое внимание на вознесении ума к небесным тайнам нашего спасения, к небесной жертве Христа, к нашему соучастию в Его продолжающемся жертвоприношении. Главное для святителя — наше соработ-ничество Христу.

Святитель часто именует Евхаристию духовной жертвой и умным жертвоприношением. Мысль святителя всегда устремлена в мысленное небо: «У нас таинственное и горе возводящее богослужение, которое у нас всего превосходнее и досточтимее». Оно невозможно без Царя, Священства и Жертвы [23, с. 24]. А Евхаристия — «это священное и горе возносящее нас тайноводство» [24, с. 261].

Святитель рассказывает об «умной литургии», которую совершил в Пасхальную ночь его смертельно больной отец, епископ Григорий. Когда он лежал дома на одре болезни, все были в храме, «славили тайну и молились». Затем «наступило время тайнодействия, началось благоговейное стояние и чин безмолвного внимания совершаемому; и Животворящим мертвых также силою священной ночи восстановлен болящий». Епископ Григорий встает и начинает молитву. Воздетые горе руки его поддерживает служитель, и он «вместе с народом своим усердно совершает таинство, или даже предначинает совершение краткими. словами, но наисовершеннейшим, как я думаю, умом. <...> Без алтаря предстоит алтарю, без жертвенника жрец, священнодействующий вдали от священнодействуемого! Но и оно предложено было ему Духом Святым, что и сознавал сам он, но не видели сего присутствующие. Потом, произнеся как следует слова Благодарения и благословив народ, возлегает он опять на одр». В «первый Господский день», следующий за днем Воскресения, епископ Григорий «приходит в храм, со всем церковным собором обновляет спасение и приносит в жертву святые Дары (бгеь та харштф.а)» [25, с. 278—279].

Из сказанного ясно, что Григорий-старший, находясь вне храма* (очевидно, дома) имел откровение небесной жертвы и, созерцая умом «Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13:8), Того «священнодейству-емого», Который был предложен ему в видении Святым Духом, созерцая все домостроительство нашего спасения, благодарит Господа словами евхаристической молитвы, а его сын (Григорий Богослов) в храме полным чином совершает литургию, молится о преложении

Так же считает и владыка Иларион [14, с. 428—429].

«предложенных» Святых Даров и причащает народ. Сам же Григорий-старший совершает полную литургию на следующий день в Светлый Понедельник. В Евхаристии слово Этот пример показывает, что в Евхаристии слово есть действие в умосозерцаемой реальности духовного

мира. В Евхаристии человеку, и в первую очередь

*

иерею , открывается не только познание судов и оправданий Божиих, но тайна нашего искупления и спасения, тайна предвечной жертвы закланного Агнца и участия в ней всей небесной Церкви. Несомненно, и сам святитель Григорий Богослов имел подобные откровения, которые нашли свое отражения во многих его словах, посвященных Жертве Христовой и Евхаристии.

есть действие в умосозерцаемой реальности духовного мира

называет Евхаристию жертвой

4. О структуре евхаристического жертвоприношения

Святитель Григорий Святитель Григорий многократно называет Евхари-многократно стию жертвой: «нашей», «бескровной», «чистой», «духов-

ной» и т.п.** Святитель определенно отождествляет христианского епископа и ветхозаветного первосвященника, приносившего кровь жертв во Святая Святых иерусалимского храма: «Помазуешь меня в первосвященника. приводишь к жертвеннику духовного всесожжения, приносишь в жертву тельца освящения, освящаешь руки Духу, вводишь меня для тайнозрения во святая святых, и соделываешь служителем скинии истинной, юже водрузи Господь, а не человек (Евр. 8:2)» [37, с. 194].

Для того чтобы определить структуру евхаристической жертвы, рассмотрим несколько текстов святителя. Так, он говорит, что «всякий недостоин Великого Бога, Архиерея и Жертвы (0ицато?***), если не представил прежде себя самого в жертву (бистьау****) живую и святую, не показал опытов благоугодного словесного служения (тт|У Аоу1кт|У Хатре1ау), не принес Богу жертвы хвалы — духа сокрушенного — жертвы, которой только и требует от нас» Бог, и потому он не может отважиться «приносить Ему жертву внешнюю, вместообразную (аутьтитсоу)***"

* Здесь и далее в тексте под термином «иерей» подразумевается тайносовершитель — епископ или священник.

** См.: [23, с. 51, 57]; [26, с. 244]; [27, с. 632]; [28, с. 397]; [29, с. 402]; [30, с. 94]; [31, с. 339]; [32, с. 395]; [33, с. 111, 113]; [34, с. 41]; [35, с. 50]; [36, с. 55, 59].

*** вйцато? от 9C|ia (Мы), — жертва.

**** 9uoia (9йы), — жертвоприношение.

***** Термин avTLTwa в русском издании творений Григория Богослова переведен двояко: как «вместообразная» и «равно-образная». Нами выбран первый вариант как более устоявшийся (см.: вместообразная [38, с. 130]).

Четыре аспекта

евхаристического

жертвоприношения

Человечество Христово есть жертва, приносимая Божеству

Жертва Христова — это Его вознесенное на небо обоженное человеческое естество

великим таинствам» [23, с. 57]. В другом месте в евхаристическом контексте святитель говорит про епископа, «приносящего нас и дары наши, во Христе Иисусе» [26, с. 244]. В следующем тексте сказано, что иерей как истинный служитель Божий «посылает чистые приношения за [духовных] детей до тех пор, пока не подготовит их самих как приношения» [39, с. 161].

В этих текстах святитель выявляет следующие аспекты евхаристического жертвоприношения: 1) Господь Иисус Христос — Жертва и Архиерей; 2) сам иерей, «жертва живая», исполняющий словесное служение и приносящий жертву хвалы; 3) жертва внешняя, вместо-образная (аултита.) великим таинствам, которые суть Святые Дары и дары верных Богу; 4) паства иерея, то есть сами верные, молящиеся и причащающиеся на литургии Тела и Крови Христовых. Рассмотрим подробнее первые два аспекта евхаристического жертвоприношения.

5. Господь Иисус Христос — Архиерей и Жертва Богу

По словам святителя, в Вознесении на Небо взошел Христос со Своим телом, со знаками Крестных Страстей на нем и там пребывает с этой человеческой плотью, пострадавшей на земле для того, чтобы нас научить страдать, то есть спасительному для нас крестному пути, чтобы Самому на опыте испытать человеческие страдания и быть способным и на Небе сострадать страждущему человечеству. Святитель говорит, что Христос «Своими страданиями уча страдать, Своим прославлением дарует возможность с Ним прославиться» [40, с. 675]. Пребывающий на Небе Христос есть «Слово. Агнец, Жертва, Бог, Человек, Архиерей» [36, с. 66]; «с восприя-тым человечеством и теперь пребывает Он, и придет» [41, с. 10]. Именно человечество Христово есть жертва, приносимая Божеству, ибо Он и с человечеством Своим сидит одесную Бога. Протпресвитер Иоанн Мейендорф пишет: «В Евхаристии. приносимое принадлежит Богу прежде своего принесения. потому что Христос "При-носяй и Приносимый", и в то же время "Приемляй", а Евхаристия не просто повторение Голгофской Жертвы», но самая Жертва и осуществление всего Домостроительства спасения [42, с. 223].

Жертва Христова — это Его пострадавшее, воскресшее и вознесенное на небо обоженное человеческое естество, которое пребывает там как жертвенный дар Богу вне времени независимо от действий иерея на земле. Именно это Тело предлагается Святым Духом в откровении уму иерея как «священнодействуемое» [25, с. 278],

Крестная жертва и евхаристическая жертва — одно жертвенное служение Христа

и к этому телу прикасаются его руки. Как пишет святитель, при служении Евхаристии иереи прикасаются к «жертвам Воскресения», иерей «словом привлекает Слово», «бескровным сечением» рассекает «Владычнее тело и кровь, вместо меча употребляя глас» [43, с. 505]). И как на Кресте, в Воскресении и Вознесении Христос Сам был Архиереем, приносящим Себя (Свое человеческое естество) в жертву Богу, так остается им и в Евхаристии. Святитель называет Спасителя Архиереем в евхаристическом контексте, когда говорит о сослужении иерея Христу — «Архиерею и Жертве» [23, с. 51, 57].

Святитель Григорий был одним из Святых Отцов и учителей Церкви, заложивших основу для православного понимания Жертвы Христовой как Его единого непрерывающегося жертвенного служения на земле и на небе. Единство (целостность) этого служения, открытое умозрению святителя, мы находим в Слове на Пасху, в котором он толкует ветхозаветную пасху [40, с. 668— 679]. Для святителя пасхальный агнец Нового Завета есть принесший Себя в Жертву на Кресте Христос, Тела и Крови Которого мы причащаемся и по сей день, ожидая совершенного соединения с Ним во Царствии Его.

И Крестная жертва, и евхаристическая жертва суть одна жертва Христа, явленная нам в двух видах: как жертвенное служение Христа на земле и как продолжающееся жертвенное служение Его на небе.

6. Жертвоприношение иерея

Через воспоминание Иисус Христос установил Евхаристию, завещав

жертвы Христовои Своим ученикам творить ее в Его воспоминание

человек

(Лк. 22:19), и иерей по преемству от апостолов исполня-

возобновляет свою

идентичность истине ет заповеданное Господом. Сам Христос таинственно, невидимо для большинства людей, священнодействует в Евхаристии. Иерей же служит явно для всех как земной образ небесного Христа.

Через воспоминание в своей душе жертвы Христовой человек возобновляет свою идентичность истине: соотносит себя с ней, судит себя по истине, приносит покаяние за уклонение от нее — грехи, совершенные словом, делом, помышлением. Иерей и должен быть этой истиной — «земным Христом», по слову святителя.

По словам святителя, Господь избирает пастыря для начальствования как овча во всесожжение (Быт. 28:8), то есть не только в качестве жреца, приносящего жертвы [23, с. 51; 33, с. 113; 31, с. 339], но и самого предназначенного в жертву Богу [44, с. 600]. По словам святителя, если иерей не представил себя «в жертву

Иерей есть сам и жрец и жертва

Образ идеального иерея

Иерей есть «словесное всесожжение» Богу

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

живую и святую, не показал опытов благоугодного словесного служения, не принес Богу жертвы хвалы — духа сокрушенного» [23, с. 57], он не достоин совершать благодарение Богу — Евхаристию.

Святитель описывает образ идеального иерея, «молитвенника великославного Христа»: он «благоговейными руками возносит дар благодарения Христовой плоти и великим страданиям, какие понес на земле Бог в избавление наше от первородных недугов. Он живет для единого Христа. <...> для Него, возносясь отселе, отрешает сердце от земного. <...> Он не заботится. о человеческой славе... непрестанно обогащая ум чистыми представлениями, касается даже небесной Троицы, утвердил Ее образ в своем сердце, созерцая единую Славу в трех Добротах, а на конец, чистыми жертвами приуготовляя народ богоподобный, приносит бескров -ную сердечную жертву» [32, с. 395]. Иерей неоскверненным умом и нечуждым языком должен воссылать Чистому Богу «животворящую жертву» [30, с. 94]. О том же писал и святитель Григорий Нисский: от священнослужителя требуется тело свое представить в священнодействие, сделаться «не мертвенным закланием в жертве живой» и «в служении словесном» не повреждать своей души «многоплотяным облачением жизни», но чистотой утончать житейские предначинания, чтобы стать парящим горе и «сокрушить в себе это телесное естество» [45, с. 299].

6.1. Чин жертвоприношения, совершаемого иереем

По мысли святителя Григория, чин (структура) жертвоприношения, совершаемого иереем, имеет следующий вид.

1 — Иерей всецело посвящает себя Христу, то есть выделяет себя в жертву и «словесное всесожжение» Богу. Через отрешение сердца (словесного органа восприятия) «от земного» иерей отделяет себя от греховных соблазнов мира, покоряет мысль добру и противится злу [32, с. 395]. Утверждение «иерей есть жертва» означает, что он должен быть утвержден в истине и истинно вспоминать истинную Жертву — жертву Христову. Он есть «всесожжение», потому что всецело предан истине, правильно совершает свое словесное служение, которое заключается в достижении истинного воспоминания — не о себе и земном (падшем), а о жертве Христовой. Так иерей уподобляется Самому Христу — «Архиерею и Жертве», он как Спаситель становится словесной жертвой, даром, отделенным для Бога.

Иерей исполняет свое словесное служение по образу Христа

Иерей имеет навык и опыт литургии ума

Иерей приносит бескровную сердечную жертву

Иерей приносит жертву хвалы и жертву внешнюю Святые Дары

2 — Иерей исполняет свое словесное служение по образу Христа. Как Сам Господь исполняет Свое словесное служение — приносит Себя в жертву Богу (учит, благотворит, страдает, распинается), так и иерей как земной образ Небесного Христа в своем священническом служении уподобляется Первообразу, Небесному Первосвященнику: учит, очищает и освящает паству, руководит ее словесным служением, сораспинается Христу в своем служении — умирает для мира, совоскресает в приобретаемых добродетелях. «Голгофа и Крест» иерея — это приведение своей паствы в общение с Небесной Церковью, Христом, содействие приращению паствы к Телу Христову.

3 — Иерей непрестанно обогащает «ум чистыми представлениями, касается даже небесной Троицы» [32, с. 395], то есть упражняется в созерцании, а потому имеет навык и опыт литургии ума — приношения ума Богу в чистом сердце на алтаре своей души, когда ум предстоит Господу, душа памятует о Боге, сердце чисто воспринимает ангельские помыслы и божественные образы.

4—Иерей напечатлевает и утверждает в своем сердце образ Святой Троицы, «созерцая единую Славу в трех Добротах» [Там же].

5 — Он стоит «внутрь скинии не для всех доступной», которая есть мистическое Тело Христово, алтарь храма и душа иерея; в ней он пред умными очами сердца имеет «царюющего в горних Бога», созерцает откровение жертвы небесного Архиерея и служение небесной Церкви — «священнодействует со Христом» [23, с. 51], «приносит бескровную сердечную жертву» [32, с. 395].

6 — Иерей благодарит Бога за отверзение «умных очей», откровение тайн Божиих, «возносит дар благодарения Христовой плоти и великим страданиям» Бога ради нашего искупления [Там же].

7 — Иерей приносит покаяние в грехах, то есть сокрушает свое сердце, дух мiра в нем, чтобы отсечь плотское, ибо жертва есть чистые ум и сердце. Сокрушив свой падший дух, он исполняется Святого Духа, по Его внушению приносит Богу жертву хвалы (которая потому и есть «дух сокрушенный» [23, с. 57], что возможна лишь после сердечного сокрушения), воздает славу Богу истинными словами, внушенными Святым Духом. За истинную хвалу иерей имеет дерзновение приносить и Святые Дары, «жертву внешнюю, вместообразную (аутьти^оу) великим таинствам» [Там же], открываю -щимся ему в Духе Святом.

8 — Иерей «своими молитвами приводит в общение смертных с Бессмертным» [46, с. 90], с Телом Христовым

«Заклание» себя должно быть духовным отсечением плотского и греховного в себе

Сердце иерея должно быть свободным от греха, а душа памятовать о Боге

и Богом. После молитв Святые Дары прелагаются Святым Духом в Тело и Кровь Христовы, становятся чистой жертвой.

9 — Этими чистыми жертвами он «приуготовляет народ» [32, с. 395] «пока не подготовит их самих как приношения» [39, с. 161].

Так иерей, исполняя свое предметно-практическое служение в символах литургии, одновременно совершает «литургию ума», или умное служение, — умосозер-цает те тайны, которые символизируют его практические действия.

6.2. Жертва ума иерея

Евхаристическая жертва для иерея есть жертва уст и ума; он, «обогащая ум чистыми представлениями, касается даже небесной Троицы» [32, с. 395]. Для этого он должен в опыте словесного служения всего себя представить вживую и святую жертву Богу. Это означает, что «заклание» себя должно быть действительным духовным отсечением плотского и греховного в себе, освобождением своего высшего словесного (разумного) естества — ума, души, сердца, помышлений — от пленения своей бессловесной природой (плотью и чувственным миром) и прилогами лукавого — «помыслами от бесов страстей», соединением чистого ума с Богом. Иерей должен представить себя перед чистым небесным Телом Христовым очищенным, без всего того, что не принадлежит этому Телу.

По словам святителя, мысль иерея должна «устремляться горе» [47, с. 67], сохраняться Христовым смирением и быть о Боге и к Богу, исполняться божественной словесностью. Тело должно приобрести преображенную природу, для чего следует «плоть оковать духом» [Там же]: обучить ее бесстрастию, дабы она стала «плотью Христовой». Всякий член тела должен отложить «всякую мертвенность» и уступить место Духу, что подразумевает деятельное исполнение заповедей Божиих [23, с. 58].

Сердце иерея должно быть свободным от всего греховного, чтобы чисто воспринимать «огнем искушенные словеса Божия». Эти словеса Божия должны быть написаны у него «трижды на широте сердца (Притч. 22:21)» [Там же], то есть запечатлены в памяти, дабы он с ними соотносил себя и судил свои помышления, слова и дела по заповедям Божиим, а не человеческим. Поэтому душа его должна памятовать о Боге и искупительной жертве Сына, быть просвещенной любовью креста

Иерей должен

наполнить

идеальную форму

образа Божия

реальным

содержанием

добродетелей

Иерей созерцает небесную жертву Христа

и приобщается Его страданиям

Созерцая божественные образы, иерей «воскресает» умно, а в причастии Тела Христова обоживается, «воскресая» телесно

Господня. Ум его должен быть просвещен светом разума Христова Евангелия, стать Христовым (1 Кор. 2:16), взойти на небо, войти «в сокровенные от многих, невидимые и темные сокровищницы (Ис. 45:3), чтобы видеть их богатство, и прийти в состояние обогащать других, духовная духовными сразсуждающе (1 Кор. 2:13)», зреть красоту Господню.

Иерей должен стать храмом Бога Живаго, «жилищем Христовым в духе» [23, с. 58], познать сродство и различие между образами и действительностью, отступить от первых и приложиться к последней, «перейти совершенно к благодати от закона, исполненного духовно в измождении тела». Иначе говоря, иерею надлежит наполнить идеальную форму, дарованную человеку в образе Божием, реальным содержанием добродетелей, приобретенных своими трудами при содействии благодати. Он должен опытно и умозрительно исследовать все наименования и силы Христовы; нести «иго служения» своего [Там же, с. 62], быть «почетным членом тела Христова» (то есть «умом»), стать во главе «полноты Христовой» [Там же, с. 57—59].

Таким образом, иерей, восходя утвержденным в чистом сердце умом к созерцанию великой и страшной жертвы Спасителя, судит свои помышления, слова и дела по истине Божией (законам Царства Небесного): он видит свои грехи и нечистоту, очищает себя покаянием (ибо никто не вправе считать «себя небожителем», а «в очищении всякий имеет нужду» [48, с. 126]); сознает свое недостоинство служить Царю славы, просит о милости Божией к себе и пастве и о прощении своих и ее прегрешений; зрит ангелов и архангелов окрест Престола Божия, воздающих хвалу Богу. Иерей созерцает небесную жертву Христа — Агнца, закланного от сотворения мира, Его продолжающиеся «страсти бесстрастные» (безгрешные). Воздевая руки «пред чистыми жертвами» (Святыми Дарами), иерей приобщается «великим Христовым страданиям» [Там же, с. 125] — в чувстве сердца сострадает Христу, распинает своего ветхого человека «с плотскими похотьми и сластьми» и тем сораспинается Господу, соумирает с Ним, принося «бескровную сердечную жертву» [32, с. 395].

В славословии и благодарении Богу, касаясь пречистым умом Чистого Бога, напечатлевая в сердце божественные образы, иерей «воскресает» умно, а в причастии воскресшего Тела Христова он получает новое качество всего своего естества: постепенно обоживается, то есть «воскресает» телесно.

Несомненно, Григорий опытно знал то, о чем говорил. В службе святителю сказано: «Избаву началород-ного, о наших же страстех кровь боготочную, стал еси в жертву принося: и ныне верным, Григорие всемудре, Бога подаждь нам удобопримирительна. / Скрижали богоначертанныя, во мраке Моисей вшед, прият некогда: ты же во уме поставив богоприятную трапезу, прилежно Бога умолил еси» [49, с. 553] (курсив мой. — В.Н.).

Из сказанного можно заключить, что представление иереем себя в жертву Богу и приносимая им жертва хвалы представляют собой его собственную жертву. Поэтому не удивительно, что, говоря о Святых Дарах, святитель называет их «жертвой внешней».

Исследование других аспектов евхаристической жертвы (Святые Дары и вся евхаристическая община) автор продолжит в своих последующих публикациях.

1. ВЦИОМ, март 2010. Пресс-выпуск. № 1461. -URL: http://wciom.ru/mdex.php?id=515&uid=13365

2. Зайцев А.А. Евхаристическое преложение // Церковь и время. - 2004. - № 4 (29). - С. 208-226.

3. Леонов В., свящ. Евхаристический докетизм // Церковь и время. - 2005. - № 2 (31). - С. 78-104.

4. Зайцев А.А. Комментарий к статье священника Вадима Леонова «Евхаристический докетизм» // Церковь и время. - 2005. - № 2 (31). - С. 105-120.

5. Шарапов Вл., прот. Что находится в чаше причастия? Размышления о тайне евхаристического прело-жения (пресуществления). - М., 2011.

6. Об участии верных в Евхаристии (Документ одобрен на Архиерейском Совещании Русской Православной Церкви, 2-3 февраля 2015 года). - URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3981166.html

7. Таинства Церкви. Материалы подготовительных семинаров Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православное учение о церковных таинствах». - М., 2007.

8. Православное учение о церковных таинствах: Сборник материалов V Международной богословской конференции Русской Православной Церкви «Православной учение о церковных таинствах» (Москва, 13-16 ноября 2007 года): в 3 т. - М., 2009.

9. Кирилл (Зинковский), иером. Учение святителя Кирилла Александрийского и преподобного Максима Исповедника о животворящем Теле Христа // Церковь и время. - 2014. - № 1 (66). - С. 29-54.

10. Лехтонен, С., прот. Евхаристия и жертва Христа // Богословские труды. - 1973. - № 11. - С. 181-188.

11. Ратцингер, Й., кардинал. Богословие литургии: Лекция, прочитанная во время Journees liturgiques de Fontgombault, 22-24 июля 2001 г. - URL: http://www. unavoce.ru/library/ratzinger_theology_liturgy.html

12. Иларион, митрополит Волоколамский. Праздник и Евхаристия // Церковь и время. - 2010. - № 3 (52). -С. 19-28.

13. Феогност (Пушков), игум. Священнословия таинств // Церковь и время. - 2012. - № 1 (58). - С. 109-152.

14. Иларион (Алфеев), игум. Жизнь и учение св. Григория Богослова. - СПб., 2001.

15. Немыченков В.И. Словесная жертва и подлинное «Я» человека: некоторые аспекты психологии и феноменологии мистической жизни по творениям свт. Григория Богослова // Развитие личности. - 2007. -№ 2. - С. 110-128.

16. Феофилакт Болгарский, архиеп. Толкование на послания св. апостола Павла [Б. м.]: Скит [ Б. г.].

17. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. - М., 1991.

18. Kondothra G. The Word-Human and Divine: An approach of Gregory // Studia Patristica. - Berlin, 1985. -Vol. XVI. - P. 385-388.

19. Максим Исповедник, преп. О недоумениях к Иоанну // О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (амбигвы). - М., 2006.

20. Немыченков В.И. Жертвенное служение Христа после Вознесения // Богословский сборник ПСТБИ. -2005. - № 13. - С. 30-54.

21. Епифанович С.Л. Преподобный Максим Исповедник и византийское богословие. - М., 1996.

22. Киприан (Керн), архим. Евхаристия. - М., 1999.

23. Григорий Богослов, свт. Слово 3, на удаление свое в Понт, по рукоположении в пресвитеры // Собрание творений: В 2 т. Т. 1. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994. - Репр. Творения иже во святых отца нашего Григория Богослова, архиепископа Константинопольского. - СПб., б.г.

24. Григорий Богослов. Слово 17, говоренное встревоженным жителям Назианза и прогневанному градоначальнику // Собрание творений: В 2 т. Т. 1. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

25. Григорий Богослов. Слово 18, говоренное в похвалу отцу // Собрание творений: В 2 т. Т. 1. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

26. Григорий Богослов. Слово 15, говоренное в присутствии отца, после того как град опустошил поля // Собрание творений: В 2 т. Т. 1. — Свято-Троицкая Серги-ева Лавра, 1994.

27. Григорий Богослов. Слово 43, надгробное Василию, архиепископу Кесарии Каппадокийския // Собрание творений: В 2 т. Т. 1. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

28. Григорий Богослов. К епископам // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

29. Григорий Богослов. К константинопольским иереям и к самому Константинополю // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

30. Григорий Богослов. На безмолвие во время поста // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

31. Григорий Богослов. Надгробия: Себе самому // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Серги-ева Лавра, 1994.

32. Григорий Богослов. О различиях в жизни и против лжеиереев // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

33. Григорий Богослов. Плач Григория о себе самом // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Сер-гиева Лавра, 1994.

34. Григорий Богослов. Слово 9, о человеческой добродетели // Собрание творений: В 2 т. Т. 2.

35. Григорий Богослов. Слово 12, блаженства и определения духовной жизни // Собрание творений: В 2 т. Т. 2.

36. Григорий Богослов. Стихи о самом себе // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

37. Григорий Богослов. Слово 10, защитительное, по рукоположении в епископа Сасимского // Собрание творений: В 2 т. Т. 1. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

38. Православная энциклопедия. — Т. 9. — URL: http://www.pravenc.ru/text/155043.html.

39. Григорий Богослов. О себе самом и о епископах // Церковь и время. — № 1 (22). — 2003. — С. 106—172.

40. Григорий Богослов. Слово 45, на святую Пасху // Собрание творений: В 2 т. Т. 1. — Свято-Троицкая Серги-ева Лавра, 1994.

41. Григорий Богослов. Послание 3, к Кледонию, против Аполлинария — первое // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

42. Мейендорф, Иоанн, прот. Иисус Христос в восточном православном богословии. — М., 2000.

43. Григорий Богослов. Письмо к Амфилохию, № 150 (240) // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. - Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

44. Григорий Богослов. Слово 42, прощальное // Собрание творений: В 2 т. Т. 1. — Свято-Троицкая Серги-ева Лавра, 1994.

45. Григорий Нисский, свт. О жизни Моисея законодателя // Антология: Восточные отцы и учители Церкви IV века: в 3 т. Т. II. Долгопрудный, 1995. С. 257— 328.

46. Григорий Богослов. Послание к Геллению, о монахах // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

47. Григорий Богослов. Плач о страданиях души своей // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

48. Григорий Богослов. На болезнь // Собрание творений: В 2 т. Т. 2. — Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1994.

49. Минея месячная, Январь. — М., 1996. — Репр. Киев: Киево-Печерская лавра.

References

1. VCIOM, mart 2010. Press-vypusk. No. 1461. URL: http://wciom.ru/index.php?id=515&uid=13365 (in Russian)

2. Zajcev A.A. Evharisticheskoe prelozhenie. In: Cer-kov' i vremya. 2004. No. 4 (29). — P. 208—226. (in Russian)

3. Leonov V. svyashch. Evharisticheskij doketizm. In: Cerkov' i vremya. 2005. No. 2 (31), pp. 78—104. (in Russian)

Zajcev A.A. Kommentarij k state svyashchennika Vadima Leonova "Evharisticheskij doketizm". In: Cerkov' i vremya. 2005. No. 2 (31), pp. 105—120. (in Russian)

5. Sharapov Vl., prot. Chto nahoditsya v chashe prichastiya? Razmyshleniya o tajne evharisticheskogo prelozheniya (presushchestvleniya). Moscow, 2011. (in Russian)

6. Ob uchastii vernyh v Evharistii (Dokument odobren na Arhierejskom Soveshchanii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi, 2—3 fevralya 2015 goda). URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/3981166.html. (in Russian)

7. Tainstva Cerkvi. Materialy podgotovitel'nyh seminarov Mezhdunarodnoj bogoslovskoj konferencii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi "Pravoslavnoe uchenie o cerkovnyh tainstvah". Moscow, 2007. (in Russian)

8. Pravoslavnoe uchenie o cerkovnyh tainstvah. Sbornik materialov V Mezhdunarodnoj bogoslovskoj

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

konferencii Russkoj Pravoslavnoj Cerkvi "Pravoslavnoj uchenie o cerkovnyh tainstvah". Moskva, 13—16 noyabrya 2007 goda. V 3 t. Moscow, 2009. (in Russian)

9. Kirill (Zinkovskij), ierom. Uchenie svyatitelya Kirilla Aleksandrijskogo i prepodobnogo Maksima Ispovednika o zhivotvoryashchem Tele Hrista. In: Cerkov' i vremya. 2014. No. 1 (66), pp. 29-54. (in Russian)

10. Lekhtonen, S., prot. Evharistiya i zhertva Hrista. In: Bogoslovskie trudy. 1973. No. 11, pp. 181-188. (in Russian)

11. Ratcinger, J., kardinal. Bogoslovie liturgii: Lekciya, prochitannaya vo vremya Journees liturgiques de Font-gombault, 22-24 iyulya 2001 g. URL: http://www.unavoce. ru/library/ratzinger_theology_liturgy.html (in Russian)

12. Ilarion, mitropolit Volokolamskij. Prazdnik i Evharistiya. In: Cerkov' i vremya. 2010. No. 3 (52), pp. 19-28. (in Russian)

13. Feognost (Pushkov), igum. Svyashchennosloviya tainstv. In: Cerkov'i vremya. 2012. No. 1 (58), pp. 109-152. (in Russian)

14. Ilarion (Alfeev), igum. Zhizn'i uchenie sv. Grigoriya Bogoslova. St. Petersburg, 2001. (in Russian)

Nemychenkov V.I. Slovesnaya zhertva i podlinnoe "Ya" cheloveka: nekotorye aspekty psihologii i fenomenologii misticheskoj zhizni po tvoreniyam svt. Grigoriya Bogoslova. In: Razvitie lichnosti. 2007. No. 2, pp. 110-128. (in Russian)

16. Feofilakt Bolgarskij, arhiep. Tolkovanie na poslaniya sv. apostola Pavla [B. m.]: Skit [ B. g.]. (in Russian)

17. Vejsman A.D. Grechesko-russkij slovar'. Moscow, 1991. (in Russian)

18. Kondothra G. The Word-Human and Divine: An approach of Gregory. In: Studia Patristica. Berlin, 1985. Vol. XVI, pp. 385-388.

19. Maksim Ispovednik, prep. O nedoumeniyah k Ioannu. In: O razlichnyh nedoumeniyah u svyatyh Grigoriya i Dionisiya (ambigvy). Moscow, 2006. (in Russian)

20. Nemychenkov V.I. Zhertvennoe sluzhenie Hrista posle Vozneseniya. In: Bogoslovskij sbornik PSTBI. 2005. No. 13, pp. 30-54. (in Russian)

21. Epifanovich S.L. Prepodobnyj Maksim Ispovednik i vizantijskoe bogoslovie. Moscow, 1996. (in Russian)

22. Kiprian (Kern), arhim. Evharistiya. Moscow, 1999. (in Russian)

23. Grigorij Bogoslov, svt. Slovo 3, na udalenie svoe v Pont, po rukopolozhenii v presvitery. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 1. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. Repr.

Tvoreniya izhe vo svyatyh otca nashego Grigoriya Bogoslova, arhiepiskopa Konstantinopol'skogo. St. Petersburg, b. g. (in Russian)

24. Grigorij Bogoslov. Slovo 17, govorennoe vstrevozhennym zhitelyam Nazianza i prognevannomu gradonachal'niku. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 1. — Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

25. Grigorij Bogoslov. Slovo 18, govorennoe v pohvalu otcu. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 1. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

26. Grigorij Bogoslov. Slovo 15, govorennoe v prisutstvii otca, posle togo kak grad opustoshil polya. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 1. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

27. Grigorij Bogoslov. Slovo 43, nadgrobnoe Vasiliyu, arhiepiskopu Kesarii Kappadokijskiya. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 1. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

28. Grigorij Bogoslov. K episkopam. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

29. Grigorij Bogoslov. K konstantinopol'skim iereyam i k samomu Konstantinopolyu. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

30. Grigorij Bogoslov. Na bezmolvie vo vremya posta. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

31. Grigorij Bogoslov. Nadgrobiya: Sebe samomu. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

32. Grigorij Bogoslov. O razlichiyah v zhizni i protiv lzheiereev. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

33. Grigorij Bogoslov. Plach Grigoriya o sebe samom. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Ser-gieva Lavra, 1994. (in Russian)

34. Grigorij Bogoslov. Slovo 9, o chelovecheskoj dobro-deteli. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

35. Grigorij Bogoslov. Slovo 12, blazhenstva i opre-deleniya duhovnoj zhizni. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

36. Grigorij Bogoslov. Stihi o samom sebe. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

37. Grigorij Bogoslov. Slovo 10, zashchititel'noe, po rukopolozhenii v episkopa Sasimskogo. In: Sobranie

tvorenij: V 2 t. T. 1. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

38. Pravoslavnaya enciklopediya. T. 9. URL: http:// www.pravenc.ru/text/155043.html (in Russian)

39. Grigorij Bogoslov. O sebe samom i o episkopah. In: Cerkov'i vremya. No. 1 (22). 2003, pp. 106-172. (in Russian)

40. Grigorij Bogoslov. Slovo 45, na svyatuyu Paskhu. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 1. - Svyato-Troickaya Ser-gieva Lavra, 1994. (in Russian)

41. Grigorij Bogoslov. Poslanie 3, k Kledoniyu, protiv Apollinariya pervoe. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. -Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

42. Mejendorf, Ioann, prot. Iisus Hristos v vostochnom pravoslavnom bogoslovii. Moscow, 2000. (in Russian)

43. Grigorij Bogoslov. Pis'mo k Amfilohiyu. No. 150 (240). In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

44. Grigorij Bogoslov. Slovo 42, proshchal'noe. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 1. - Svyato-Troickaya Ser-gieva Lavra, 1994. (in Russian)

Grigorij Nisskij, svt. O zhizni Moiseya zakonodate-lya. In: Antologiya: Vostochnye otcy i uchiteli Cerkvi IV veka. V 3 t. T. II. - Dolgoprudnyj, 1995, pp. 257-328. (in Russian)

45. Grigorij Bogoslov. Poslanie k Gelleniyu, o mona-hah. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

46. Grigorij Bogoslov. Plach o stradaniyah dushi svoej. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Ser-gieva Lavra, 1994. (in Russian)

47. Grigorij Bogoslov. Na bolezn'. In: Sobranie tvorenij: V 2 t. T. 2. - Svyato-Troickaya Sergieva Lavra, 1994. (in Russian)

48. Mineya mesyachnaya, Yanvar'. - Moscow, 1996. Repr. Kiev: Kievo-Pecherskaya lavra. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.