Примечания
* Как правило, при архитектурных изображениях, применяется линейная перспектива. Самые знаменитые медали в этой технике были созданы бельгийским мастером Жаком Винером в средине XIX века. Он воспроизводил архитектурные памятники, в основном знаменитые соборы Европы и их интерьеры, в линейной перспективе, достигнув необыкновенной виртуозности исполнения.
** Подобным образом решена композиция медали, посвященной 200-летию Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры (А. Бакланов, 1990). Отличие лишь в иных образах, соответствующих новой теме и большей перегруженности аверса (над собором в сложном обрамлении помещена «Троица», а внизу, частично перекрывая храм, в картуше вынесена на первый план дата - «200»).
*** Подробнее информация в статье Н.С. Ку-тейниковой «Святая Блаженная Ксения Петербургская (формирование иконографии образа) // Проблемы развития зарубежного искусства. -СПб., 1996. - С. 70-72.
Библиографический список
1. Вторая Ленинградская медальерная выставка // Каталог. - НПО «Дальняя связь». - Л., 1990. -С. 16.
2. Медальерное искусство Петербурга - традиции и современность. Третья Петербургская медальерная выставка // Каталог. ГЭ. - СПб., 1994. - С. 47.
3. Медальерное искусство Петербурга. Творцы и сподвижники. IV выставка медальеров Петербурга // Каталог. - СПб., 2001. - С. 40.
4. ПрозоровскийД.И. Свод сведений, относящихся до техники и истории медальерного искусства. - СПб., 1884. - С. 173.
УДК 394
Гонозов Олег Сергеевич
Ярославский государственный педагогический университет им К.Д. Ушинского
СТРУКТУРА И КОММУНИТАС РАННЕСОВЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ В РОСТОВСКОМ УЕЗДЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ
В статье рассматриваются праздничные ритуальные практики в Ростовском уезде Ярославской губернии в 1920-х гг. Несмотря на активное внедрение новых форм «красной» обрядности, ростовская деревня оказалась к ним не готова и продолжала следовать народным традициям.
Ключевые слова: ритуал, праздник, «красная обрядность».
В трансформации психофизического «хаоса» в социальный «космос» исключительно велика роль ритуалов. В сельской местности посредством праздников и ритуалов происходило закрепление общепризнанных стереотипов и нравственных норм. В Ростовском уезде Ярославской губернии в начале ХХ века особое значение придавалось местным праздникам, традиции которых передавались из поколения в поколение.
Так, в старинном селе Поречье ежегодно проводился праздник, связанный с началом рыбной ловли. Как пишет известный ростовский краевед А.А. Титов, накануне праздника глашатай с длинным шестом, украшенным значком, обходил все улицы и приглашал рыбаков на лов в определенном месте реки. Утром после молебна почти все население Поречья, исключая детей и женщин, дружной толпой шло на реку. В глубоком без-
молвии рыбаки ожидали сигнала от распорядителя лова, а затем начиналась суматоха, «достойная кисти Гокарта» [5, с. 154-155].
Не удивительно, что в первые послереволюционные годы советская власть на местах уделяла повышенное внимание новым «красным праздникам», пытаясь вытеснить ими церковные и народные. Но в деревнях для театрализованных демонстраций и массовых шествий, свойственных столицам, просто не хватало людей для их проведения. Городские праздники не совпадали с жизненным ритмом и сельскохозяйственным укладом: 1 мая на селе шла горячая пора пахотных работ, и селянам было не до солидарности с мировым пролетариатом.
И все же специально для крестьян советская власть пыталась ввести свои праздники. В 1923 году в газете «Правда» Н.К. Крупская опубликовала статью «Праздник урожая», в которой предла-
© Гонозов О.С., 2010
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
83
гала «развивать старые обычаи на новой основе». Таким образом, «день урожая должен был на новой основе продолжить старые народные обычаи, сопровождающие летние и весенние работы по уборке урожая» [6, с. 42]. Государственный календарь постепенно приобретал вид святцев новой религии, в котором было два главных праздника - 7 ноября (вместо Рождества) и 1 мая (вместо Пасхи), несколько важных праздников (аналог двунадесятых, в частности, годовщина Кровавого воскресенья и день смерти Ленина), а также профессиональные праздники, выпадавшие, как правило, на воскресные дни.
Перечень праздничных дней мы находим в приказе №1 Ярославского губернского отдела труда о днях отдыха на 1925 год от 24 декабря 1924 года. Так, на основании 111 и 112 статей Кодекса законов о труде Ярославский губернский отдел труда, по согласованию с губпрофсоветом, на 1925 год установил двенадцать дней отдыха, приуроченных к декретированным, гражданским, революционным и церковным праздникам. Среди них: Новый год (1 января), День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской Коммуны (18 марта), Пасха (20 апреля). А также День урожая (15 августа), День пролетарской революции (7 ноября), Рождество (25 и 26 декабря) [4].
К всемирному пролетарскому празднику 1-го мая Ярославский губисполком принял постановление, чтобы работы в этот день нигде не проводились. В праздник было принято решение устроить фейерверк и произвести 101 выстрел, а также демонстрацию-парад с привлечением рабочих и учащихся [3].
Среди обязательной атрибутики праздника нельзя не отметить придающие ему особый смысл вещественные символы: до революции -это иконы, кресты, хоругви; в годы советской власти - портреты вождей, красные флаги, транспаранты с большевистскими лозунгами.
Принимая во внимание, что ритуал как совокупность установленных обычаем действий в символической форме, выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения за счет признания социальных ценностей и поддержания социальных институтов, то праздник тоже попадает в разряд ритуальных практик. Праздник практически невозможно представить без ритуала, выстраивающего его каркас, он обращен к высшим ценностям и наполнен внутренним содержанием для его участников.
Ритуал мыслился руководителями государства как рукотворный инструмент и выступал транслятором идеологических ценностей, казался одним из способов формирования мировоззрения советского человека. Митинг, демонстрация, партсобрание составляли семантическое ядро зарождающейся «красной» обрядности, которое впоследствии стало осевой линией не только в ритуальных практиках, а и в советской культуре в целом.
В ростовской газете «Трудовые дни» за 1923 г. опубликовано сообщение, как 20 мая в 12 часов дня к клубу цикорников потянулись партийные и культурные силы. Двадцать восемь человек под звуки оркестра сели на пароход и отправились в Угодичи, где провели митинг о контрреволюционной деятельности патриарха Тихона и пели Интернационал. Драмкружок поставил пьесу, а музыкальный кружок исполнил 10 номеров [1].
В тот же день, информирует газета, в селе Фатьянове прошел детский праздник, отложенный с 1 мая из-за бездорожья. В школу прибыли детишки с красными флагами, пением революционных песен во главе с членами волостного исполкома. В программе - митинг с Интернационалом и чай с баранками и ландрином. В Нар-доме показан спектакль [1].
Чтобы наполнить смыслом ритуальные действия, не имеющие под собой общегосударственного фундамента, какой имел, допустим, Перво-май, местные партийные руководители «клонируют» их по праздничным лекалам. Коллективный поход под звуки духового оркестра на пристань и поездка на пароходе по озеру в Угодичи -уже праздник. Шествие детишек с красными флагами и пением революционных песен в Фатьянове - тоже праздник.
Революционной доминантой и в том и в другом случаях становится митинг и пение Интернационала. Коллективное исполнение международного гимна трудящихся - это своеобразная ритуальная клятва, смысл которой - идти до конца, до полной победы над своими поработителями, чтобы, разрушив старый мир, построить новый, где тот, кто был ничем, станет всем. Особую актуальность в 20-е годы приобретала вторая часть этой клятвы, касающаяся построения светлого будущего - Коммунизма.
Очень красочно живописует местная газета впечатления от празднования в городе 6-й годовщины Октября. «На Советской площади идет интенсивно работа: подвозят хвойную зелень, укра-
84
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
шают трибуну, украшают здание исполкома, управление милиции, рабочие-пожарники плетут гирлянды из зелени и свешивают их с каланчи... В городе царит такое же оживление, какое бывало накануне христианской пасхи. Это наша новая революционная рабоче-крестьянская пасха... Во всех концах до Бульварного кольца включительно засветились цветные фонари, в центре города, на площади, у 1-го Дома Советов, у Дома Крестьянина, всюду световые праздничные лозунги рабоче-крестьянского государства» [2].
Шесть лет советской власти дали ощутимые результаты. Праздник шел по накатанной колее. В городском театре торжественное заседание с докладом и приветственной телеграммой Ленину, пением Интернационала и постановкой пьесы «Старый мир». На площади перед трибуной с руководителями партии и советов парад частей местного гарнизона и демонстрация трудящихся. Среди лозунгов: «Да здравствует наш вождь товарищ Ленин!», «Да здравствует Всероссийский староста товарищ Калинин!» Оркестр играет галоп, по площади проносятся пары обоза пожарных [2].
Обычно раннесоветские праздники в Ростовском уезде Ярославской губернии представляли собой митинги с пением Интернационала и концертом художественной самодеятельности или профессиональных артистов. Коллективное исполнение пролетарского гимна становилось своеобразной ритуальной клятвой, смысл которой заключался в том, чтобы разрушить старый мир и построить новый, где тот, кто был ничем, стал всем.
Главной составляющей таких «праздников» был доклад членов уездного или волостного исполкома о текущем моменте. Неизменная атрибутика праздника: красные флаги, лозунги, портреты вождей, пение революционных песен, в редких случаях - чаепитие или кино.
К характерной особенности праздничных действий можно отнести торжественные шествия или выезды к месту их проведения. Подсознательно многое заимствовалось из церковных крестных ходов. Лучше оценкой проведенных мероприятий было сравнение их массовости с празднованием Пасхи.
Тон на местах задавали активисты рабочих трудовых коллективов: цикорной фабрики, Ростовской льняной мануфактуры, паточного завода. 7 ноября 1925 г. в волостной избе-читальне
села Поречье был проведен расширенный пленум ВИКа с повесткой дня «Наши достижения за 8 лет и очередные задачи». Вечером прошло торжественное заседание, по окончании которого драмкружок избы-читальни поставил спектакль. Восьмого ноября, благодаря «установившейся погоде», в Поречье была удачно проведена демонстрация. В центре села был устроен митинг с приветствиями всех организаций. После демонстрации силами учеников был устроен детский спектакль, а вечером - для взрослых.
Советский праздник приобретает свой, четко прописанный канон, включавший определенный набор официально поощряемых средств и форм. Эта символика складывались в процессе революционного переустройства общественной жизни социалистических традиций, охватывающих все стороны жизни общества. Основой двух основных советских праздников - 1 мая и Октябрьской революции - была демонстрация трудящихся. Именно в красочном шествии трудящихся с флагами, транспарантами и портретами вождей мимо трибун партийных и советских руководителей можно провести черту советской ритуальной лиминальности.
Все происходит по классической схеме В. Тэр-нера [7]. В праздник, как и во всякий ритуал перехода, его участники приходят в одном состоянии,
а, получив соответствующий праздничный заряд, выходят в новом. Посредством праздника они высвобождаются из структуры в коммунитас, чтобы вернуться к структуре оживленными опытом и переживаниями коммунитас. Структурные низы стремятся к структурному верховенству в ритуале (ощущают себя частицей великого советского народа). Структурные верхи стремятся в символический коммунитас (испытывают духовную сопричастность к чаяниям трудящихся).
Если говорить о демонстрации, то ее прообразом в российской действительности можно считать крестные ходы. Советская власть стала запрещать проведение крестных ходов. Их место заняли праздничные демонстрации, которые внешне сохраняли признаки крестных ходов, но имели основой революционную идеологию. У демонстрации и крестного хода много общего. Во-первых, особо торжественный повод для их проведения. Во-вторых, красочность и яркость действия. В-третьих, постоянный процесс движения. Но вместо икон, крестов и хоругвей, задействованных в крестном ходе, в демонстрации их роль
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
85
выполняют портреты вождей, символы пролетарского государства, красные флаги и транспаранты. Церковное песнопение заменяет пение революционных песен, молитву - клятва.
Не удивительно, что на первых порах первомайские демонстрации в сельской местности путали с крестным ходом и назывались красным крестным ходом, а сам Первомай - Красной Пасхой. Но по своей сущности это уже был пролетарский способ самосознания, демонстрация своего классового превосходства, своих достижений, сопричастность к высшим целям построения Коммунизма, призыв к объединению пролетариев всех стран. По форме первые советские праздники тяготели к всенародному действу, коллективному празднованию победы Великого Октября. Но, растиражированные в красных днях календаря, они потеряли свой первоначальный смысл всеобщего единения, превратившись в формальный смотр трудовых достижений и чествование социальных и профессиональных групп. В Ростовском уезде раннесоветским праздникам были свойственны митинги с исполнени-
ем Интернационала и шествие рабочих с красными флагами и пением революционных песен.
Библиографический список
1. Детский праздник труда // Трудовые дни. -1923. - 26 мая.
2. Как мы праздновали 7-е ноября // Трудовые дни. - 1923. - 10 ноября.
3. К всемирному пролетарскому празднику 1-го мая // Известия Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. - 1918. - №74. - 28 апр.
4. Приказ №1 Ярославского губернского отдела труда о днях отдыха на 1925 год от 24 декабря 1924 г. // Бюллетень Ростовского уездного исполнительного комитета. - 1925. - 16 янв.
5. Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уездов. -М., 1885. - 630 с.
6. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР - М.: Наука, 1985. - 191 с.
7. Тэрнер В. Символ и ритуал / Сост. В.А. Бейлис. - М.: Наука, 1983. - 277 с.
УДК 364.054
Курец Регина Олеговна
Иркутский государственный технический университет
shiШng@istu. edu
ИРКУТСКИЕ КУПЦЫ-МЕЦЕНАТЫ
Жители Иркутска (и Иркутской губернии) до сих пор вспоминают добрым словом купцов, занимавшихся благотворительностью. Многие учреждения, в которых горожане могли обучаться и лечиться, появились только благодаря купцам. Им же наши современники обязаны и красивейшим зданием городского театра, деньги на строительство которого собирались «с миру по нитке».
Ключевые слова: благотворительность, купцы, театр.
Идея просвещения жителей Иркутска впервые появилась у иркутского гу. бернатора Франца Николаевича Клички (1779-1783). Он попытался создать в городе школу для всех детей. Но большого успеха это благое начинание, к сожалению, не имело. Просто жители ещё не видели необходимости в обучении своих детей (да ещё и в школе). Должно было пройти весьма порядочное время, чтобы получение знаний стало для иркутских жителей насущной потребностью. И если бы не купечество, то так бы и осталась эта потребность только «голубой мечтой» (хотя уже в 1753 году в Иркутске открылась Навигацкая школа).
«Широкая благотворительность, коллекционерство и поддержка всякого рода культурных
начинаний были особенностью русской торгово-промышленной среды» [1, с. 104]. Иркутск не стал исключением. Как писал иркутский писатель Иван Тимофеевич Калашников, «богатейшими купцами» в начале XIX века «были: Сибиряков, Мыльников, Дудоровский, Сизов, Старцовы; потом возникли Трапезниковы, Баснины, Медвед-никовы, Чупаловы...». Отдельно И.Т. Калашников выделяет Николая Семёновича Чупало-ва (1754-1818) - «делая много добра, он выстроил каменный дом для больницы» [2, с. 270.]. Кроме этого, Н.С. Чупалов построил ограду Вознесенского монастыря. А также вышли «Описания чудес св. Иннокентия, напечатанные в первый раз иждивением иркутского купца Николая Семеновича Чупалова в 1805 г. в Иркутске». Об этом упо-
86
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010
© Курец Р.О., 2010