Научная статья на тему 'Structure and Communitas of early Soviet holidays in Rostov district of Yaroslavl province'

Structure and Communitas of early Soviet holidays in Rostov district of Yaroslavl province Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
98
84
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
"RED RITUALISM" / РИТУАЛ / ПРАЗДНИК / "КРАСНАЯ ОБРЯДНОСТЬ" / RITUAL / HOLIDAY

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Gonozov O. S.

Holiday rite practice in Rostov District of Yaroslavl Province in the 1920-ies is examined in the article. In spite of active adoption of the new forms of the Red ritualism, the Rostov rural population was not ready to them and continued complying with folk traditions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Structure and Communitas of early Soviet holidays in Rostov district of Yaroslavl province»

Примечания

* Как правило, при архитектурных изображениях, применяется линейная перспектива. Самые знаменитые медали в этой технике были созданы бельгийским мастером Жаком Винером в средине XIX века. Он воспроизводил архитектурные памятники, в основном знаменитые соборы Европы и их интерьеры, в линейной перспективе, достигнув необыкновенной виртуозности исполнения.

** Подобным образом решена композиция медали, посвященной 200-летию Свято-Троицкого собора Александро-Невской лавры (А. Бакланов, 1990). Отличие лишь в иных образах, соответствующих новой теме и большей перегруженности аверса (над собором в сложном обрамлении помещена «Троица», а внизу, частично перекрывая храм, в картуше вынесена на первый план дата - «200»).

*** Подробнее информация в статье Н.С. Ку-тейниковой «Святая Блаженная Ксения Петербургская (формирование иконографии образа) // Проблемы развития зарубежного искусства. -СПб., 1996. - С. 70-72.

Библиографический список

1. Вторая Ленинградская медальерная выставка // Каталог. - НПО «Дальняя связь». - Л., 1990. -С. 16.

2. Медальерное искусство Петербурга - традиции и современность. Третья Петербургская медальерная выставка // Каталог. ГЭ. - СПб., 1994. - С. 47.

3. Медальерное искусство Петербурга. Творцы и сподвижники. IV выставка медальеров Петербурга // Каталог. - СПб., 2001. - С. 40.

4. ПрозоровскийД.И. Свод сведений, относящихся до техники и истории медальерного искусства. - СПб., 1884. - С. 173.

УДК 394

Гонозов Олег Сергеевич

Ярославский государственный педагогический университет им К.Д. Ушинского

gonozov@mail.ru

СТРУКТУРА И КОММУНИТАС РАННЕСОВЕТСКИХ ПРАЗДНИКОВ В РОСТОВСКОМ УЕЗДЕ ЯРОСЛАВСКОЙ ГУБЕРНИИ

В статье рассматриваются праздничные ритуальные практики в Ростовском уезде Ярославской губернии в 1920-х гг. Несмотря на активное внедрение новых форм «красной» обрядности, ростовская деревня оказалась к ним не готова и продолжала следовать народным традициям.

Ключевые слова: ритуал, праздник, «красная обрядность».

В трансформации психофизического «хаоса» в социальный «космос» исключительно велика роль ритуалов. В сельской местности посредством праздников и ритуалов происходило закрепление общепризнанных стереотипов и нравственных норм. В Ростовском уезде Ярославской губернии в начале ХХ века особое значение придавалось местным праздникам, традиции которых передавались из поколения в поколение.

Так, в старинном селе Поречье ежегодно проводился праздник, связанный с началом рыбной ловли. Как пишет известный ростовский краевед А.А. Титов, накануне праздника глашатай с длинным шестом, украшенным значком, обходил все улицы и приглашал рыбаков на лов в определенном месте реки. Утром после молебна почти все население Поречья, исключая детей и женщин, дружной толпой шло на реку. В глубоком без-

молвии рыбаки ожидали сигнала от распорядителя лова, а затем начиналась суматоха, «достойная кисти Гокарта» [5, с. 154-155].

Не удивительно, что в первые послереволюционные годы советская власть на местах уделяла повышенное внимание новым «красным праздникам», пытаясь вытеснить ими церковные и народные. Но в деревнях для театрализованных демонстраций и массовых шествий, свойственных столицам, просто не хватало людей для их проведения. Городские праздники не совпадали с жизненным ритмом и сельскохозяйственным укладом: 1 мая на селе шла горячая пора пахотных работ, и селянам было не до солидарности с мировым пролетариатом.

И все же специально для крестьян советская власть пыталась ввести свои праздники. В 1923 году в газете «Правда» Н.К. Крупская опубликовала статью «Праздник урожая», в которой предла-

© Гонозов О.С., 2010

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

83

гала «развивать старые обычаи на новой основе». Таким образом, «день урожая должен был на новой основе продолжить старые народные обычаи, сопровождающие летние и весенние работы по уборке урожая» [6, с. 42]. Государственный календарь постепенно приобретал вид святцев новой религии, в котором было два главных праздника - 7 ноября (вместо Рождества) и 1 мая (вместо Пасхи), несколько важных праздников (аналог двунадесятых, в частности, годовщина Кровавого воскресенья и день смерти Ленина), а также профессиональные праздники, выпадавшие, как правило, на воскресные дни.

Перечень праздничных дней мы находим в приказе №1 Ярославского губернского отдела труда о днях отдыха на 1925 год от 24 декабря 1924 года. Так, на основании 111 и 112 статей Кодекса законов о труде Ярославский губернский отдел труда, по согласованию с губпрофсоветом, на 1925 год установил двенадцать дней отдыха, приуроченных к декретированным, гражданским, революционным и церковным праздникам. Среди них: Новый год (1 января), День низвержения самодержавия (12 марта), День Парижской Коммуны (18 марта), Пасха (20 апреля). А также День урожая (15 августа), День пролетарской революции (7 ноября), Рождество (25 и 26 декабря) [4].

К всемирному пролетарскому празднику 1-го мая Ярославский губисполком принял постановление, чтобы работы в этот день нигде не проводились. В праздник было принято решение устроить фейерверк и произвести 101 выстрел, а также демонстрацию-парад с привлечением рабочих и учащихся [3].

Среди обязательной атрибутики праздника нельзя не отметить придающие ему особый смысл вещественные символы: до революции -это иконы, кресты, хоругви; в годы советской власти - портреты вождей, красные флаги, транспаранты с большевистскими лозунгами.

Принимая во внимание, что ритуал как совокупность установленных обычаем действий в символической форме, выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения за счет признания социальных ценностей и поддержания социальных институтов, то праздник тоже попадает в разряд ритуальных практик. Праздник практически невозможно представить без ритуала, выстраивающего его каркас, он обращен к высшим ценностям и наполнен внутренним содержанием для его участников.

Ритуал мыслился руководителями государства как рукотворный инструмент и выступал транслятором идеологических ценностей, казался одним из способов формирования мировоззрения советского человека. Митинг, демонстрация, партсобрание составляли семантическое ядро зарождающейся «красной» обрядности, которое впоследствии стало осевой линией не только в ритуальных практиках, а и в советской культуре в целом.

В ростовской газете «Трудовые дни» за 1923 г. опубликовано сообщение, как 20 мая в 12 часов дня к клубу цикорников потянулись партийные и культурные силы. Двадцать восемь человек под звуки оркестра сели на пароход и отправились в Угодичи, где провели митинг о контрреволюционной деятельности патриарха Тихона и пели Интернационал. Драмкружок поставил пьесу, а музыкальный кружок исполнил 10 номеров [1].

В тот же день, информирует газета, в селе Фатьянове прошел детский праздник, отложенный с 1 мая из-за бездорожья. В школу прибыли детишки с красными флагами, пением революционных песен во главе с членами волостного исполкома. В программе - митинг с Интернационалом и чай с баранками и ландрином. В Нар-доме показан спектакль [1].

Чтобы наполнить смыслом ритуальные действия, не имеющие под собой общегосударственного фундамента, какой имел, допустим, Перво-май, местные партийные руководители «клонируют» их по праздничным лекалам. Коллективный поход под звуки духового оркестра на пристань и поездка на пароходе по озеру в Угодичи -уже праздник. Шествие детишек с красными флагами и пением революционных песен в Фатьянове - тоже праздник.

Революционной доминантой и в том и в другом случаях становится митинг и пение Интернационала. Коллективное исполнение международного гимна трудящихся - это своеобразная ритуальная клятва, смысл которой - идти до конца, до полной победы над своими поработителями, чтобы, разрушив старый мир, построить новый, где тот, кто был ничем, станет всем. Особую актуальность в 20-е годы приобретала вторая часть этой клятвы, касающаяся построения светлого будущего - Коммунизма.

Очень красочно живописует местная газета впечатления от празднования в городе 6-й годовщины Октября. «На Советской площади идет интенсивно работа: подвозят хвойную зелень, укра-

84

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

шают трибуну, украшают здание исполкома, управление милиции, рабочие-пожарники плетут гирлянды из зелени и свешивают их с каланчи... В городе царит такое же оживление, какое бывало накануне христианской пасхи. Это наша новая революционная рабоче-крестьянская пасха... Во всех концах до Бульварного кольца включительно засветились цветные фонари, в центре города, на площади, у 1-го Дома Советов, у Дома Крестьянина, всюду световые праздничные лозунги рабоче-крестьянского государства» [2].

Шесть лет советской власти дали ощутимые результаты. Праздник шел по накатанной колее. В городском театре торжественное заседание с докладом и приветственной телеграммой Ленину, пением Интернационала и постановкой пьесы «Старый мир». На площади перед трибуной с руководителями партии и советов парад частей местного гарнизона и демонстрация трудящихся. Среди лозунгов: «Да здравствует наш вождь товарищ Ленин!», «Да здравствует Всероссийский староста товарищ Калинин!» Оркестр играет галоп, по площади проносятся пары обоза пожарных [2].

Обычно раннесоветские праздники в Ростовском уезде Ярославской губернии представляли собой митинги с пением Интернационала и концертом художественной самодеятельности или профессиональных артистов. Коллективное исполнение пролетарского гимна становилось своеобразной ритуальной клятвой, смысл которой заключался в том, чтобы разрушить старый мир и построить новый, где тот, кто был ничем, стал всем.

Главной составляющей таких «праздников» был доклад членов уездного или волостного исполкома о текущем моменте. Неизменная атрибутика праздника: красные флаги, лозунги, портреты вождей, пение революционных песен, в редких случаях - чаепитие или кино.

К характерной особенности праздничных действий можно отнести торжественные шествия или выезды к месту их проведения. Подсознательно многое заимствовалось из церковных крестных ходов. Лучше оценкой проведенных мероприятий было сравнение их массовости с празднованием Пасхи.

Тон на местах задавали активисты рабочих трудовых коллективов: цикорной фабрики, Ростовской льняной мануфактуры, паточного завода. 7 ноября 1925 г. в волостной избе-читальне

села Поречье был проведен расширенный пленум ВИКа с повесткой дня «Наши достижения за 8 лет и очередные задачи». Вечером прошло торжественное заседание, по окончании которого драмкружок избы-читальни поставил спектакль. Восьмого ноября, благодаря «установившейся погоде», в Поречье была удачно проведена демонстрация. В центре села был устроен митинг с приветствиями всех организаций. После демонстрации силами учеников был устроен детский спектакль, а вечером - для взрослых.

Советский праздник приобретает свой, четко прописанный канон, включавший определенный набор официально поощряемых средств и форм. Эта символика складывались в процессе революционного переустройства общественной жизни социалистических традиций, охватывающих все стороны жизни общества. Основой двух основных советских праздников - 1 мая и Октябрьской революции - была демонстрация трудящихся. Именно в красочном шествии трудящихся с флагами, транспарантами и портретами вождей мимо трибун партийных и советских руководителей можно провести черту советской ритуальной лиминальности.

Все происходит по классической схеме В. Тэр-нера [7]. В праздник, как и во всякий ритуал перехода, его участники приходят в одном состоянии,

а, получив соответствующий праздничный заряд, выходят в новом. Посредством праздника они высвобождаются из структуры в коммунитас, чтобы вернуться к структуре оживленными опытом и переживаниями коммунитас. Структурные низы стремятся к структурному верховенству в ритуале (ощущают себя частицей великого советского народа). Структурные верхи стремятся в символический коммунитас (испытывают духовную сопричастность к чаяниям трудящихся).

Если говорить о демонстрации, то ее прообразом в российской действительности можно считать крестные ходы. Советская власть стала запрещать проведение крестных ходов. Их место заняли праздничные демонстрации, которые внешне сохраняли признаки крестных ходов, но имели основой революционную идеологию. У демонстрации и крестного хода много общего. Во-первых, особо торжественный повод для их проведения. Во-вторых, красочность и яркость действия. В-третьих, постоянный процесс движения. Но вместо икон, крестов и хоругвей, задействованных в крестном ходе, в демонстрации их роль

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

85

выполняют портреты вождей, символы пролетарского государства, красные флаги и транспаранты. Церковное песнопение заменяет пение революционных песен, молитву - клятва.

Не удивительно, что на первых порах первомайские демонстрации в сельской местности путали с крестным ходом и назывались красным крестным ходом, а сам Первомай - Красной Пасхой. Но по своей сущности это уже был пролетарский способ самосознания, демонстрация своего классового превосходства, своих достижений, сопричастность к высшим целям построения Коммунизма, призыв к объединению пролетариев всех стран. По форме первые советские праздники тяготели к всенародному действу, коллективному празднованию победы Великого Октября. Но, растиражированные в красных днях календаря, они потеряли свой первоначальный смысл всеобщего единения, превратившись в формальный смотр трудовых достижений и чествование социальных и профессиональных групп. В Ростовском уезде раннесоветским праздникам были свойственны митинги с исполнени-

ем Интернационала и шествие рабочих с красными флагами и пением революционных песен.

Библиографический список

1. Детский праздник труда // Трудовые дни. -1923. - 26 мая.

2. Как мы праздновали 7-е ноября // Трудовые дни. - 1923. - 10 ноября.

3. К всемирному пролетарскому празднику 1-го мая // Известия Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов. - 1918. - №74. - 28 апр.

4. Приказ №1 Ярославского губернского отдела труда о днях отдыха на 1925 год от 24 декабря 1924 г. // Бюллетень Ростовского уездного исполнительного комитета. - 1925. - 16 янв.

5. Титов А.А. Ростовский уезд Ярославской губернии. Историко-археологическое и статистическое описание с рисунками и картой уездов. -М., 1885. - 630 с.

6. Тульцева Л.А. Современные праздники и обряды народов СССР - М.: Наука, 1985. - 191 с.

7. Тэрнер В. Символ и ритуал / Сост. В.А. Бейлис. - М.: Наука, 1983. - 277 с.

УДК 364.054

Курец Регина Олеговна

Иркутский государственный технический университет

shiШng@istu. edu

ИРКУТСКИЕ КУПЦЫ-МЕЦЕНАТЫ

Жители Иркутска (и Иркутской губернии) до сих пор вспоминают добрым словом купцов, занимавшихся благотворительностью. Многие учреждения, в которых горожане могли обучаться и лечиться, появились только благодаря купцам. Им же наши современники обязаны и красивейшим зданием городского театра, деньги на строительство которого собирались «с миру по нитке».

Ключевые слова: благотворительность, купцы, театр.

Идея просвещения жителей Иркутска впервые появилась у иркутского гу. бернатора Франца Николаевича Клички (1779-1783). Он попытался создать в городе школу для всех детей. Но большого успеха это благое начинание, к сожалению, не имело. Просто жители ещё не видели необходимости в обучении своих детей (да ещё и в школе). Должно было пройти весьма порядочное время, чтобы получение знаний стало для иркутских жителей насущной потребностью. И если бы не купечество, то так бы и осталась эта потребность только «голубой мечтой» (хотя уже в 1753 году в Иркутске открылась Навигацкая школа).

«Широкая благотворительность, коллекционерство и поддержка всякого рода культурных

начинаний были особенностью русской торгово-промышленной среды» [1, с. 104]. Иркутск не стал исключением. Как писал иркутский писатель Иван Тимофеевич Калашников, «богатейшими купцами» в начале XIX века «были: Сибиряков, Мыльников, Дудоровский, Сизов, Старцовы; потом возникли Трапезниковы, Баснины, Медвед-никовы, Чупаловы...». Отдельно И.Т. Калашников выделяет Николая Семёновича Чупало-ва (1754-1818) - «делая много добра, он выстроил каменный дом для больницы» [2, с. 270.]. Кроме этого, Н.С. Чупалов построил ограду Вознесенского монастыря. А также вышли «Описания чудес св. Иннокентия, напечатанные в первый раз иждивением иркутского купца Николая Семеновича Чупалова в 1805 г. в Иркутске». Об этом упо-

86

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 2, 2010

© Курец Р.О., 2010

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.