Научная статья на тему 'Строительство плавучих железобетонных морских сооружений для сжижения природного газа'

Строительство плавучих железобетонных морских сооружений для сжижения природного газа Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
62
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
основание гравитационного типа / сжиженный природный газ / постнатяжение / высокопрочный модифицированный бетон / плавучее морское сооружение

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Р И. Харламов, В А. Перфилов

В данной статье раскрыт ряд примеров внедрения новых технологий в строительстве для осуществления новых высокотехнологичных проектов. Рассмотрены некоторые аспекты технологии строительства морских гравитационных оснований для технологических линий по сжижению природного газа и стабильного газового конденсата. В процессе строительства гравитационного основания применялись новые составы тяжелых высокопрочных модифицированных и легких бетонов, а также натяжение арматурных канатов на затвердевший бетон. Для различных конструкций сложной конфигурации использовали инвентарную щитовую переставную и скользящую опалубку.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — Р И. Харламов, В А. Перфилов

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Строительство плавучих железобетонных морских сооружений для сжижения природного газа»

Строительство плавучих железобетонных морских сооружений для

сжижения природного газа

Р.И. Харламов, В.А. Перфилов Волгоградский государственный технический университет, Волгоград

Аннотация: В данной статье раскрыт ряд примеров внедрения новых технологий в строительстве для осуществления новых высокотехнологичных проектов. Рассмотрены некоторые аспекты технологии строительства морских гравитационных оснований для технологических линий по сжижению природного газа и стабильного газового конденсата. В процессе строительства гравитационного основания применялись новые составы тяжелых высокопрочных модифицированных и легких бетонов, а также натяжение арматурных канатов на затвердевший бетон. Для различных конструкций сложной конфигурации использовали инвентарную щитовую переставную и скользящую опалубку.

Ключевые слова: основание гравитационного типа, сжиженный природный газ, постнатяжение, высокопрочный модифицированный бетон, плавучее морское сооружение.

Российская Федерация является единственным государством в мире, берега которого омывают двенадцать морей и три океана. Водные объекты представляют собой уникальный набор совокупных компонентов природной среды для развития инженерной мысли. Обладание мощной сырьевой базой позволяет полностью обеспечивать собственные потребности и занимать одну из главенствующих позиций в мире. Согласно стратегии развития морской деятельности Российской Федерации до 2030 г., исследование шельфовых зон вокруг береговой части, расположенных в пределах Арктической акватории, является стратегическим направлением для освоения углеводородной сырьевой базы, сохранения и рационального использования биологических ресурсов. При этом нефтегазовый сектор экономического развития Российской Федерации - один из основных элементов вложения инвестиций в производство [1,2]. Возможность строительства морских, береговых и подводных комплексных объектов с взаимосвязанными обслуживающими структурами составляет и обеспечивает

основу функционирования систем производств в различных промышленных секторах. Для размещения программированных устройств с целью исследования морской среды с помощью дистанционно управляемого оборудования, дистанционных измерений и автономных устройств, требуются инженерные сооружения, новые технологии и оборудование. Основой могут быть стационарные инженерные сооружения, такие, как:

- подводные необитаемые станции на глубоководных участках;

- стационарные морские сооружения;

- основания гравитационного типа в прибрежной и шельфовой зоне;

В настоящее время наиболее важное значение приобретает строительство линий для изготовления и хранения сжиженного природного газа [3-5]. Для освоения углеводородной сырьевой базы в Арктической зоне, на площадке центра строительства крупнотоннажных морских сооружений (ЦСКМС), находящихся в поселке Белокаменка Мурманской области, реализуется высокотехнологичный проект ПАО «НОВАТЭК» по строительству линий сжижения природного газа (СПГ), базирующегося на основании гравитационного типа (ОГТ). Технологические линии представляют собой отдельные модули с технологическими трубопроводами и инженерным оборудованием (рис. 1).

Производимые на ЦСКМС основания гравитационного типа являются наиболее масштабными на сегодняшний день плавучими сооружениями в мире. Для строительства оснований предусмотрены:

• Площадка изготовления трубных узлов, предназначенная для изготовления секций трубопроводов верхних строений.

• Объекты инженерного обеспечения непрерывной работы ЦСКМС.

• Площадка верхних строений, предназначенная для изготовления оснащения четырнадцати технологических модулей.

• Объекты морской инфраструктуры, которые имеют четыре глубоководных причала для приема судов.

• Площадка возведения основания гравитационного типа.

Рис. 1. Технологическая линия по сжижению природного газа на основании

гравитационного типа

Одно из направлений стационарных морских сооружений - основание гравитационного типа. Оно представляет собой объемную железобетонную конструкцию кессонного типа, разделенную плитами, стенами, перегородками и ребрами жесткости на отсеки выполняющую функцию хранилища. В отсеках находятся резервуары СПГ и резервуар стабильного газового конденсата (СГК), хранилище энергоресурсов технологического процесса и системы балласта, предназначенной для установки на дне водного объекта под действием собственного веса. На ОГТ опираются комплекс верхних строений и судовые системы для одновременной швартовки танкеров СПГ/СГК. Технические характеристики реализуемого проекта ПАО «НОВАТЭК» составляют - длина 330 м, ширина 150 м, высота без верхних строений - 30 м, полный вес с механическим оснащением 480 000 тонн,

объем резервуаров для СПГ - 230 000 м3, объем резервуаров для СГК - 75 000 м3. С целью обеспечения достаточной плавучести, в ОГТ используется модифицированный бетон нормальной плотности и легкий бетон. Площадь основания ОГТ обеспечивает достаточную плавучесть с учетом номинальной максимальной расчетной осадки при буксировке 13,35 м.

Инженерные идеи особо опасного и технологически сложного объекта используют новые технологии и процессы, такие, как производство СПГ и СГК, состоящие из приема и удаления углеводородного сырья, осушки природного газа и удаления ртути, сжижения природного газа. Также в строительстве ОГТ были разработаны уникальные в новейшей строительной истории РФ составы высокопрочных бетонов с управляемой плотностью и долговечностью, что позволило существенно снизить вес ОГТ при сохранении необходимых прочностных свойств. Также, для строительства подводных сооружений гравитационной платформы, предлагается модифицированный высокопрочный бетон с наноуглеродными добавками, обладающий высокой прочностью, морозостойкостью и водонепроницаемостью [6,7].

Задействуется одна из самых прогрессивных и перспективных технологий в строительстве - «пост-натяжение» в построечных условиях при сооружении конструкций [8,9]. При изготовлении бетона использовались материалы от российских поставщиков и производителей.

Рассматриваемый процесс возведения основания гравитационного типа с габаритами 330х150х30 м. и с полным весом 430 000 тонн, включая арматуру и каналы для последующего натяжения арматуры, начинается с плиты основания, которая разбита на 17 захваток. По мере формирования основания, вовлекаются в изготовление стены под плитой резервуара СПГ. В продолжение формируются крайние стены, боковые стены, верхняя плита ОГТ и стены с верхней плитой кантилевера.

При строительстве ОГТ использовались основные типы опалубки: традиционная, инвентарная и несъемная. Традиционная опалубка проста в изготовлении и может быть использована при заливке небольших по высоте массивов и применялась для ограждений при заливке плит основания, перекрытия, плиты кантилевера и пьедесталов. При возведении ответственных конструкций используют инвентарную щитовую и скользящую опалубку, которая ускоряет сооружение больших объектов, таких, как фундаменты, основания пьедесталов, стены кантилевера. Конструкции более 8 метров изготавливали с помощью скользящей опалубки. Монолитное бетонирование осуществляли без «холодного» шва, поскольку он снижает итоговую прочность затвердевшего бетона в конструкции. По методу скользящей опалубки производилось бетонирование стен длиной до 130 метров на высоту 25 метров, что позволяет сократить время строительства. По технологии пост-натяжения, в предварительно уложенные каналы из гофрированной трубы в тело будущей конструкции протягиваются арматурные канаты. После заливки бетона и набора им определённой прочности монолитных конструкций, канаты закрепляются анкерами на торцах и натягиваются с помощью специальных устройств. В завершение, каналы заполняются безусадочным цементным раствором, посредством которого, в дальнейшем, обеспечивается защита и передача по всей длине усилий с арматурных канатов на бетон. Данный метод при строительстве ОГТ позволяет сократить расход арматуры, способствует уменьшению веса конструкции и увеличивает жесткость элементов, не влияя на их прочность.

Одним из основных технологических процессов является строительство резервуаров хранения СПГ и этана мембранного типа внутри ОГТ [3,10]. Резервуары расположены в бетонном корпусе, внутри которого устанавливаются теплоизоляционные панели с первичной мембраной из

нержавеющей стали для хранения СПГ и этана, а также вторичной мембраной для недопущения соприкосновения СПГ и этана с бетонными стенками резервуара в случае их утечки через первичную мембрану (рис. 2).

Рис. 2. Структура мембранной системы [3]

В качестве первичного контура, задерживающего жидкую и газообразную фазы СПГ, используется профилированная металлическая мембрана из нержавеющей стали. В качестве вторичного барьера, задерживающего жидкую фазу СПГ в случае утечки первичного барьера, используется композитный рулонный материал, изготавливаемый путём вклеивания алюминиевой фольги между двумя слоями стекловолокна с использованием связующих композиций. Теплоизоляционные свойства обеспечиваются за счет армированных пенополиуретановых плит [3,10].

В заключение необходимо отметить, что, при достаточном финансировании, строительство стационарных инженерных сооружений по переработке сжиженного природного газа в морских акваториях под юрисдикцией Российской Федерации увеличится. Нельзя не обойти вопрос о необходимости непрерывного контроля всех систем безопасности, создании единой информационной среды на основе стационарных морских сооружений. Доступность исследований физических, химических и биологических условий на морском дне, а также развитие новых технологий и материалов в перспективе увеличит научно-техническую базу Российской Федерации и выведет на новый уровень решение проблем глубокой переработки полезных ископаемых, экономических обоснований для качественных изменений в промышленности.

Литература

1. Негреева В.В., Абаркина Д.В. Ямал СПГ: новые риски и возможности Российского ТЭК В Арктике // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» № 4, 2016 - С. 88-94.

2. Александрова А.И., Соколицын А.С. Анализ экономики нефтегазового сектора в РФ // Научный журнал НИУ ИТМО. Серия «Экономика и экологический менеджмент» № 2, 2019 - С. 3-14.

3. Федорова Е.Б. Современное состояние и развитие мировой индустрии сжиженного природного газа: технологии и оборудование. - М.: РГУ нефти и газа имени И.М. Губкина, 2011. - 159 с.

4. Ханухов Х.М., Четвертухин Н.В., Алипов А.В., Симонов И.И., Коломыцев А.В., Чернобров А.Р. Инновационные решения систем хранения сжиженного природного газа. // Научно-технический сборник - Вестник газовой науки, 2020 № 1(42) С.103-109.

5. Горбунов, В.В., Перфилов В.А. Морские гравитационные платформы для комплексов сжиженного природного газа // Проблемы и перспективы

М Инженерный вестник Дона, №10 (2023) ivdon.ru/ru/magazine/arcliive/nl0y2023/8720

развития науки в России и мире: сб. ст. Всерос. науч.-практ. конф. 13 октября 2021 г., Самара. - Уфа, 2021. - C. 24-27.

6. Масалитин, А.Ю., Гулый И.П., Перфилов В.А. Особенности строительства вертикальных стальных резервуаров большой вместимости для хранения нефтепродуктов в особых климатических условиях // Инженерный вестник Дона. - 2022. - № 12. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n 12y2022/8045.

7. Перфилов В.А., Габова В.В., Лукьяница С.В. Бетон для строительства подводных нефтегазовых сооружений // Инженерный вестник Дона. - 2020. -№ 11. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n11y2020/6673.

8. Bondy K. Dirk, Allred Bryan. Post-Tensioned Concrete: Principles and Practice, Third Edition Year: 2017, Edition: Paperback, Publisher: Lulu, Publishing Services, Language: English, P. 452.

9. Bijan O. Aalami Post-Tensioning in Building Construction, First Published 2023, eBook Published 9 May 2023, Pub. Location: Boca Raton, Imprint: CRC Press, DOI. doi.org/10.1201/9781003310297 P.264.

10. Иванцова С.Г. Анализ технических решений при изготовлении и строительстве мембранных изотермических резервуаров сжиженного природного газа. // Журнал «Транспорт и хранение нефтепродуктов и углеводородного сырья», 2018 № 2. С. 44-48.

References

1. Negreeva V.V., Abarkina D.V. Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskij menedzhment», 2016, № 4. pp. 88-94.

2. Aleksandrova A.I., Sokolicyn A.S. Nauchnyj zhurnal NIU ITMO. Seriya «Ekonomika i ekologicheskij menedzhment», 2019, № 2 pp. 3-14.

3. Fedorova E.B. Sovremennoe sostoyanie i razvitie mirovoj industrii szhizhennogo prirodnogo gaza: tekhnologii i oborudovanie urrent [State and

Development of the Global Liquefied Natural Gas Industry: Technologies and Equipment]. M.: RGU nefti i gaza imeni I.M. Gubkina, 2011, 159 p.

4. Hanuhov H.M., CHetvertuhin N.V., Alipov A.V., Simonov I.I., Kolomycev A.V., CHernobrov A.R.. Nauchno-tekhnicheskij sbornik. Vestnik gazovoj nauki, 2020 № 1(42), pp.103-109.

5. Gorbunov, V.V., Perfilov V.A. Problemy i perspektivy razvitiya nauki v Rossii i mire: sb. st. Vseros. nauch.-prakt. konf. 13.10.2021, Samara. Ufa, 2021, pp. 24-27.

6. Masalitin, A.YU, Gulyj I.P., Perfilov V.A. Inzhenernyj vestnik Dona. 2022. № 12. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n12y2022/8045.

7. Perfilov V.A., Gabova V.V., Luk'yanica S.V. Inzhenernyj vestnik Dona. 2020. № 11. URL: ivdon.ru/ru/magazine/archive/n11y2020/6673.

8. Post-Tensioned Concrete: Principles and Practice, Third Edition Year: 2017, Edition: Paperback, Publisher: Lulu, Publishing Services, Language: English, P. 452.

9. Bijan O. Aalami Post-Tensioning in Building Construction, First Published 2023, eBook Published 9 May 2023, Pub. Location: Boca Raton, Imprint: CRC Press, DOI. doi.org/10.1201/9781003310297 P.264.

10. Ivancova S.G. ZHumal «Transport i hranenie nefteproduktov i uglevodorodnogo syr'ya», 2018, № 2. pp. 44-48.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.