ПРОБЛЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В ВЫСШЕЙ СТРОИТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
УДК 373(09) + 69
О.М. Вызова
ФГБОУ ВПО «МГСУ»
СТРОИТЕЛЬСТВО ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ В МОСКВЕ В ГОДЫ ПЕРВОЙ ПЯТИЛЕТКИ
Описаны мероприятия, которые проводились в Москве для решения задач ликвидации неграмотности и введения всеобщего начального обучения в период индустриализации и культурного строительства в СССР На основе архивных документов показаны некоторые особенности организации школьного строительства, укрепления материальной базы школ и других детских учреждений в Москве в годы первой пятилетки.
Ключевые слова: строительство, проект, план, всеобщее начальное образование, школа, индустриализация, культурная революция, пятилетка.
Необходимость введения в нашей стране всеобщего начального образования и осуществления масштабного школьного строительства стала очевидной еще в начале ХХ в., так как Россия имела довольно низкие показатели грамотности своего населения. По переписи 1897 г. грамотные составляли всего 22,3 %, около 80 % детей не могли посещать даже начальную школу. Причиной усиления внимания государства к народному просвещению стал рост промышленности, строительства, транспорта, увеличение числа рабочих, которым требовалось дать хотя бы начальное образование. Положение изменилось к лучшему с 1908 г., когда стало внедряться обязательное начальное обучение, которое планировалось сделать всеобщим к 1922 г. Закон от 3 мая 1908 г. «Об отпуске 6 900 000 рублей на нужды начального образования» предусматривал выделение указанной суммы ежегодно с 1 января 1908 г. по смете Министерства народного просвещения сверх обычных ассигнований. В соответствии с законом от 22 июня 1909 г. при Министерстве народного просвещения был создан школьно-строительный фонд и приняты правила выдачи пособий на строительные нужды1. Был установлен порядок расходования пособий, согласно которому ассигнования на строительство начальных училищ должны были передаваться незамедлительно и во всей сумме, срок постройки школьных зданий не мог превышать двух лет, здание должно использоваться исключительно для народного образования, страховаться и ремонтироваться на местные средства [1]. Каждый год открывалось более 10 000 государственных школ и в 1914/15 учебном году в России насчитывалось 106 400 начальных и средних школ, в которых обучалось 7 800 601 человек. Хотя намеченный план введения обязательного начального образования и школьного строительства выполнялся вплоть до 1914 г., реализовать его в намеченные сроки не удалось. Начавшаяся Первая мировая война и последовавшие за ней революции не позволили осуществить эти замыслы.
1 Центральный исторический архив Москвы (ЦИАМ). Ф. 459. Оп. 4. Д. 5748. Л. 6.
236
© Бызова О.М., 2013
Серьезные преобразования в образовательной сфере были начаты сразу после Октябрьской революции 1917 г. Были приняты декреты об отделении школы от церкви, об обязательном обучении чтению и письму на родном языке всего населения в возрасте от 8 до 50 лет. Уже в первых документах Советского государства среднее образование провозглашалось общим для всех детей обоего пола в возрасте до 17 лет. В сентябре 1918 г. ВЦИК РСФСР утвердил Положение о единой трудовой школе, которым был установлен 9-летний срок обучения: 5 лет на первой ступени для детей от 8 до 13 лет и 4 года на второй ступени для учащихся от 13 до 17 лет. В начале 1920-х гг. вводилась 7-летняя школа с двумя концентрами: первый — школа первой ступени со сроком обучения 4 года и второй — школа второй ступени со сроком обучения 3 года. Оставшиеся школы-девятилетки составляли третий концентр, при этом ряд 9-летних школ был преобразован в учреждения профессионального образования — спецкурсы и техникумы.
Преодолеть хозяйственную разруху удалось в середине 1920-х гг., когда основные производственные показатели народного хозяйства приблизились к уровню 1913 г. Дальнейший рост крупного промышленного производства связывался с реконструкцией старых и строительством новых предприятий на плановой основе, а также обеспечением их рабочей силой. В декабре 1925 г. был взят курс на индустриализацию страны. Темпы и направления развития народного хозяйства определялись пятилетними планами. Довоенных пятилеток было три: первая 1928—1932 гг., вторая 1933—1937 гг. и третья 1938—1942 гг. (не завершена). Необходимыми условиями ускорения индустриализации стали коллективизация сельского хозяйства и культурная революция. Форсированная индустриализация позволила в короткий срок превратить СССР из аграрной страны в индустриальную державу.
В Директивах по составлению первого пятилетнего плана развития народного хозяйства СССР XV съезд ВКП(б) в декабре 1927 г. указал на необходимость повышения темпов культурного строительства и решения следующих задач: всеобщее обучение, ликвидация неграмотности, массовое профессионально-техническое образование, подготовка квалифицированных специалистов и научных работников, развитие культурно-просветительской работы и др.
Первый пятилетний план вступил в действие 1 октября 1928 г., в его разработке принимали участие ведущие ученые. План обсуждался на XVI партийной конференции в апреле 1929 г., в итоге был отвергнут «минимальный» и поддержан «оптимальный» вариант пятилетнего плана. План был утвержден в мае 1929 г. на V съезде Советов СССР. Вскоре начался пересмотр плановых показателей в сторону их увеличения. Так, были откорректированы задания по производству строительных материалов, по выплавке чугуна и стали, по выпуску сельскохозяйственных машин и др. Пленум ЦК ВКП(б) в ноябре 1929 г. утвердил новые повышенные контрольные цифры индустриального развития. В годы первой пятилетки строились такие гиганты индустрии, как Магнитогорский, Кузнецкий, Криворожский металлургические комбинаты; Сталинградский, Челябинский и Харьковский тракторные заводы, Уралмаш, Ростсельмаш, Днепрогэс, Беломорканал, Турксиб и др. Было объявлено о выполнении первого пятилетнего плана в 4 года и 3 месяца.
Быстро растущая промышленность нуждалась в грамотных специалистах, что требовало от государства проведения масштабных преобразований в об-
разовательной сфере и принятия необходимых мер по развитию образования, культуры, науки [2].
В ходе реализации программы культурной революции (культурного строительства), были достигнуты огромные успехи: ликвидация неграмотности, создание государственной системы бесплатного образования, формирование многочисленной интеллигенции, необходимой в индустриальном обществе [3].
Главной задачей в образовательной сфере страны в годы первой пятилетки стало осуществление всеобщего обязательного начального, а затем и семилетнего образования. 25 июля 1930 г. ЦК ВКП(б) принял постановление о введении повсеместно с 1930/31 учебного года всеобщего обязательного начального обучения детей в возрасте 8-10 лет, а также всеобщего обязательного обучения в объеме школы-семилетки в промышленных городах, фабрично-заводских районах и рабочих поселках. Во исполнение этого постановления 14 августа 1930 г. ЦИК СССР принял закон о всеобщем обязательном обучении. 25 августа 1932 г. ЦК ВКП(б) принял Постановление об учебных программах и режиме в начальной и средней школе. В Постановлении также было дано указание с 1932/33 учебного года приступить к введению в средних школах 10-летнего срока обучения. Постановлением СНК СССР от 15 мая 1934 г. была установлена общая для всей страны четкая организационная структура общеобразовательной школы: начальная с 4-летним сроком обучения, неполная средняя с 7-летним сроком обучения и средняя с 10-летним сроком обучения.
Другой не менее важной задачей стала ликвидация неграмотности взрослого населения. Еще в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности, в 1923 г. было организовано добровольное общество «Долой неграмотность». К 1928 г. было обучено около 7 млн неграмотных. В ходе первой пятилетки в качестве первоочередной была выдвинута задача ликвидации неграмотности среди индустриальных рабочих и новых слоев пролетариата в городе, а также среди рабочих совхозов, колхозников, батраков и бедняков в деревне. Были установлены сроки обучения грамоте: индустриальных рабочих в годичный срок, рабочих совхозов и колхозников — в двухгодичный. Согласно первому пятилетнему плану намечалось обучить 18,2 млн неграмотных и малограмотных, фактически было обучено 29 млн неграмотных и 17,7 млн малограмотных. Таким образом, пятилетний план культурного строительства на этом участке был перевыполнен в 2,5 % раза, грамотность в стране достигла 90 %, а в начале пятилетки она составляла 58,4 %.
В целом по СССР в 1928/29 учебном году насчитывалось 124 429 начальных и средних школ, в них 12 074 806 учащихся; в 1930/31 учебном году уже 152 654 школы, в них 17 656 232 учащихся. В РСФСР в 1928/29 учебном году имелось 90 293 начальных и средних школы, в них 8 241 589 учащихся; в 1930/31 учебном году уже 109 690 школ, в них 11 930 090 учащихся [4].
В РСФСР всеобщее начальное образование было фактически введено в 1930/31 учебном году: начальным обучением в городах было охвачено 100 % детей в возрасте 8—11 лет, в сельской местности 88,2 % детей этого возраста.
Огромный рост числа учащихся со всей остротой поставил вопрос о строительстве и ремонте учебных зданий, об использовании школьных помещений только по их прямому назначению. Большое внимание было уделено укреплению материальной базы школ. Вопросы ремонта старых школьных зданий и строительства новых школ обсуждались на Всероссийском совещании
по школьному строительству в декабре 1928 г. В его работе приняли участие представители 28 отделов народного образования РСФСР, инженеры — специалисты по строительству школ и работники Наркомпроса РСФСР. В принятой резолюции были указаны практические меры по форсированию строительства и ремонта школьных зданий. В апреле 1929 г. был организован субботник в помощь школе, заработанные на нем 10 млн р. были перечислены в фонд строительства фабрично-заводских семилеток и мастерских.
В июле 1932 г. в газете «Известия» было опубликовано письмо Председателя ВЦИК М.И. Калинина к председателям местных советов о подготовке к 1932/33 учебному году, в котором предлагалось под личную ответственность до 1 сентября, т.е. до начала занятий, выполнить следующие мероприятия.
1. Отремонтировать все школы, учительские помещения, общежития и интернаты для учащихся.
2. Закончить постройку школ, приспособление под школы бывших кулацких помещений согласно плана школьного строительства на 1932 г.
3. Снабдить каждую школу необходимым на весь учебный год топливом.
4. Провести починку, изготовление школьной мебели, классных досок, используя для этого мастерские школ, техникумов, предприятий, совхозов, колхозов.
5. Обеспечить средствами закупку и своевременную доставку в школу учебников, учебных пособий, тетрадей, карандашей, перьев и других, необходимых для ученика принадлежностей и пособий.
6. Выделить для школ земельные участки, засеять их, укрепить школьное учебное хозяйство.
7. Обеспечить школьников горячими завтраками, организовать столовые, снабдить их кухонным инвентарем, создав продовольственные запасы и фонды питания в каждой школе.
Контроль за выполнением указанных мероприятий был поручен районным и городским органам Рабоче-крестьянской инспекции [5].
Следует отметить, что первыми в СССР городами сплошной грамотности населения стали уже в 1931 г. Москва и Ленинград. 30 мая 1931 г. в газете «Правда» сообщалось, что Москва превращена в город сплошной грамотности.
Проведение индустриализации, строительство крупных промышленных предприятий во многом изменило облик всей нашей страны и ее столицы Москвы. За годы первых пятилеток значительно возросла численность населения Москвы с 2,3 млн человек в 1927 г. до 3,8 млн человек в 1937 г. Новыми промышленными районами стали бывшие окраины города. В Москве были построены автомобильный завод им. И.А Лихачева, шарикоподшипниковый завод им. Н.П. Горбунова, завод «Калибр» и др., вокруг которых выросли рабочие поселки. Это повлекло за собой большие изменения в области народного образования и школьного строительства в Москве. Наиболее крупные успехи в этой сфере были достигнуты в 1931 г. — третьем году первой пятилетки.
Руководство народным образованием и строительством общеобразовательных учреждений было возложено на Московский отдел народного образования (МОНО, объединенный по Москве и Московской области). С соответствии с решением Президиума Мособлисполкома от 1 февраля 1931 г. и распоряжением № 36 по МОНО от 10 марта 1931 г. был создан Московский городской отдел народного образования на правах самостоятельного отдела при Мосгорисполкоме. В Мосгороно вошло 20 штатных единиц путем сокращения штатов Мособлоно с 142 до 122 штатных единиц.
Распоряжением № 39 по МОНО от 13 марта 1931 г. Административно-хозяйственному сектору предлагалось немедленно приступить к развертыванию «боевыми темпами» работы по школьному строительству:
не позднее 15 марта 1931 г. дать в Строительный отдел Мособлисполкома окончательную заявку на стройматериалы (по районам), исходя из 28 млн руб. школьного строительства в сезоне 1931 г.;
до 15 марта разработать и до 17 марта 1931 г. дать на места (в районы) директиву о порядке проведения школьного строительства в 1931 г., (установление ответственности, получение стройматериалов и пр.);
не позднее 17 марта 1931 г. оформить договорные соглашения на строительство с соответствующими организациями, учтя необходимость передачи всего школьного строительства по Москве в городские организации (Гороно и др.);
не позднее 20 марта 1931 г. составить план распределения материалов по районам на изготовление школьной мебели (лес, гвозди, клей), утвердив этот план в соответствующих организациях и поставив в известность райисполкомы о порядке получения этих материалов и производства работ по изготовлению школьной мебели;
до 20 марта 1931 г. разослать проекты типовых школьных зданий во все районы, ускорив составление проектов по детским садам, домам культуры и пионерским лагерям;
не позднее 25 марта установить размер вложений в строительство дошкольных учреждений в 1931 г. и определить порядок проведения этого строительства (ответственность, организация, обеспечение стройматериалами и пр.).
Все мероприятия по строительству образовательных учреждений были поставлены под особое наблюдение Административно-хозяйственного сектора и Бюро контроля. Лицам, ответственным за выполнение указанных мероприятий, было предписано не реже 1 раза в 3 дня докладывать заведующей МОНО Любимовой о ходе реализации плана строительных работ2.
В Москве в годы первой пятилетки отмечался значительный рост контингента учащихся. Если в 1927/28 учебном году в школах Москвы обучалось 190 тыс. учеников, то в 1932/33 учебном году уже насчитывалось 373 тыс. учащихся (для сравнения: в 1913 г. в московских школах было около 65 тыс. учащихся)3. Такой быстрый рост числа учащихся и взятое обязательство по выполнению пятилетки в 4 года, вызвали необходимость широкого строительства новых зданий школ, дошкольных учреждений, библиотек, детских площадок и др. Вопрос о помещениях для школ и других образовательных учреждений для детей был наиболее актуальным. При постоянном росте числа учащихся количество школ уменьшилось с 370 в 1929 г. до 304 в 1932 г. Это объясняется тем, что некоторые школы к началу пятилетки были очень маломощными, располагались в небольших домах, часто неприспособленных для занятий, или были заняты во 2-ю и 3-ю смену другими организациями. За годы первой пятилетки такие явления были полностью изжиты, освобождено от жильцов и сторонних учреждений и передано под школы 29 зданий, построено 19 новых школ4.
2 Центральный архив города Москвы (ЦАГМ). Ф. 528. Оп. 1. Д. 2. Л. 1.
3 ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 129. Л. 9.
4 ЦАГМ. Ф. 528. Оп. 1. Д. 59. Л. 6.
Строительство школьных помещений включало строительные, электромонтажные, водопроводные, отделочные работы, работы по отоплению, устройству канализации и др. В школьном здании проектом были предусмотрены: учебная часть и классные комнаты, физкультурный зал и душевая комната, мастерская и столовая [6].
За годы первой пятилетки в рабочих центрах Москвы выросли крупнейшие школы, школы-дворцы на 4,5 тыс. учащихся — гордость московского пролетариата. Среди из них выделялись: 23-я школа Ленинского района при фабрике Фрунзе, 31-я школа Фрунзенского района при заводе № 22 в Филях, 48-я школа Дзержинского района на Ярославском шоссе, 4-я школа Краснопресненского района на Б. Грузинской, 7-я школа Сталинского района в Черкизове, 8-я школа того же района на Гальяновке и др. Эти школы занимали огромные, светлые, благоустроенные здания со специальными кабинетами, мастерскими, лабораториями, живыми уголками, с прекрасными рекреационными и физкультурными залами, с метеорологическими вышками и детскими стадионами около школ. Французская делегация, посетив 48-ю школу Дзержинского района, записала в книгу посещений, что «восторженно констатирует усилия, которые были вложены, чтобы дать детям рабочих возможность учиться в самых лучших условиях, создать им максимум благосостояния»5.
Однако сооружение школ-дворцов вскоре было признано отражением левацких извращений в строительстве (своеобразная гигантомания), поэтому уже в 1934 г. появился новый тип школ, резко отличавшийся от школ-гигантов. Примером стала школа на участке Пролетарского района, сравнительно небольшая, рассчитанная на 1200 учащихся в 2 смены, красиво архитектурно оформленная (мраморные колонны, архитектурные украшения), прекрасно отделанная внутри.
Значительно окрепла учебная база школ. Для московских школ было закуплено 3,5 млн учебников на 4 млн р. Обеспеченность учебниками достигла 80 % к общему количеству учащихся. К 1932 г. при школах было создано 85 детских библиотек, а также 75 внешкольных учреждений (районные библиотеки, детские технические станции, дома художественного воспитания, детские театры и пр.). На оборудование и учебно-наглядные пособия было израсходовано 8,5 млн р., значительно пополнено оборудование школьных кабинетов, лабораторий. В Москве работало 599 школьных кабинетов и 87 школьных лабораторий, 543 школьные мастерские, 149 комнат по труду. В строительстве и оборудовании мастерских огромную помощь оказывали шефствующие над школами предприятия. Так, в 1931/32 учебном году профсоюзные организации предприятий Москвы перечислили школам 1 878 674 р., заводы и фабрики Московской области выделили на ремонт школьных зданий 1 493 000 р. В Московской области план открытия новых школ был выполнен на 104,2 % [7].
Было развернуто строительство школьных столовых. Сеть школьных столовых возросла с 82 в 1931 г. до 112 в 1932 г. Горячим питанием в школах было охвачено в 1931 г. 73 % от всего состава учащихся, в 1932 г. — 91,8 %.
Гигантский рост промышленности и городского хозяйства Москвы широко вовлекали прежде не работавших женщин в производство. Возможность работы женщин на предприятиях была тесно связана с развитием культурно-
5 ЦАГМ. Ф.528. Оп.1. Д.130. Л.11-12.
бытового обслуживания, поэтому в 1931 г. была поставлена задача в течение двух лет охватить детскими садами, площадками, яслями 100 % детей работниц, занятых на производстве. Была создана сеть детских учреждений во вновь построенных или переоборудованных помещениях. Для детских садов перестраивались и приспосабливались бывшие особняки, квартиры директоров, управляющих заводами, фабриками. Силами общественности эти здания реконструировались и оснащались всем необходимым для пребывания детей. Одними из первых были открыты детские сады при Трехгорной мануфактуре, Первой образцовой типографии, заводе «Динамо», фабриках «Большевичка», ситценабивной и ряде других. Рост сети детских садов составил: в 1929 г. насчитывалось 205 детских садов, в них 11 893 детей; в 1930 г. — садов 451, в них детей 27 100; в 1931 г. — садов 685, в них детей 32 000; в 1932 г. — садов 1055, в них детей 64 4 006.
Широкое признание и огромную общественную поддержку вызвала организация летней оздоровительной работы с детьми. Получило распространение сооружение летних площадок в городе при школах, в 1931 г. летними площадками были охвачены 19 тыс. детей. В 1932 г. из Москвы на отдых в пионерские и октябрятские лагеря было вывезено 50 тыс. детей [7].
В целом, мероприятия по введению в нашей стране всеобщего обязательного обучения и строительству образовательных учреждений в годы первой пятилетки были настолько значительными, что уже в 1934 г. было достигнуто всеобщее начальное образование, а к концу 1930-х гг. всеобщее неполное среднее (семилетнее).
Библиографический список
1. Вызова О.М. Порядок расходования государственных пособий на строительные нужды для реализации программы всеобщего обучения в России в начале ХХ в. // Вестник МГСУ 2010. № 4. Т. 3. С. 59—64.
2. Кузнецов А.И., Кузнецов Р.А. Культура вопросов: история образования в России. М., 2011. 133 с.
3. Народное образование в СССР / под ред. М.А. Прокофьева. М. : Просвещение, 2008. 191 с.
4. Массовое просвещение в СССР (к итогам первой пятилетки). Часть 2. М.-Л., 1933. С. 6.
5. Кольцов А.В. Культурное строительство в РСФСР в годы первой пятилетки (1928—1932). М.-Л. : Изд-во АН СССР, 1960. 74 с.
6. Вызова О.М. Особенности строительства общеобразовательных учреждений Москвы в 1920—1930-е гг. // Вестник МГСУ 2012. № 6. С. 6—10.
7. Народное образование. г. Москва (основные показатели). М., 1934. С. 11—12.
Поступила в редакцию в апреле 2013 г.
Об авторе: Вызова Ольга Михайловна — кандидат исторических наук, доцент, доцент кафедры истории и культурологии, ФГВОУ ВПО «Московский государственный строительный университет» (ФГВОУ ВПО «МГСУ»), 129337, г. Москва, Ярославское шоссе, д. 26, 8(499)183-21-29, [email protected].
Для цитирования: Вызова О.М. Строительство общеобразовательных учреждений в Москве в годы первой пятилетки // Вестник МГСУ 2013. № 6. С. 236—243.
6 ЦАГМ.Ф.528. Оп.1. Д.1530. Л.38.
O.M. Byzova
CONSTRUCTION OF BUILDINGS OF GENERAL EDUCATION INSTITUTIONS IN MOSCOW IN THE YEARS OF THE FIRST FIVE-YEAR PLAN
The author considers the actions aimed at the liquidation of illiteracy and introduction of universal primary education in the period of industrialization and culture dissemination in the USSR.
The author draws attention to the fact that the fast-growing industry was in need of competent specialists and indicates the demand for wide-scale reforms in the education.
The author argues that as a result of the implementation of the first five-year plan universal education was introduced in the country, illiteracy was eliminated and wide-scale secondary professional education was made available, highly skilled professionals and researchers were trained, etc.
It is noteworthy that industrialization substantially improved the state of affairs in the country and in its capital.
The author has studied numerous archived documents to present the evidence of development of a network of schools, higher number of students, organization of construction of school buildings, bigger amount of government funding of schools and other institutions for children in Moscow in the years of the first five-year plan.
Key words: construction, project, plan, primary education, school, industrialization, cultural revolution, five-year plan.
References
1. Byzova O.M. Poryadok raskhodovaniya gosudarstvennykh posobiy na stroitel'nye nu-zhdy dlya realizatsii programmy vseobshchego obucheniya v Rossii v nachale XX v. [Government Allowances for Construction Works within the Framework of Implementation of the General Education Programme in Russia in the Early 20th Century: Expenditure Procedures]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2010, no. 4, vol. 3, pp. 59—64.
2. Kuznetsov A.I., Kuznetsov R.A. Kul'tura voprosov: istoriya obrazovaniya v Rossii [Issues of Culture: History of Education in Russia]. Moscow, 2011, pp. 133.
3. Prokof'ev M.A., editor. Narodnoe obrazovanie v SSSR [Public Education in the USSR]. Moscow, 2008, p. 191.
4. Massovoe prosveshchenie v SSSR (k itogam pervoy pyatiletki) [Wide-scale Education in the USSR (Results of the First Five-year Plan)]. Part 2. Moscow-Leningrad, 1933, p. 6.
5. Kol'tsov A.V. Kul'turnoe stroitel'stvo v RSFSR v gody pervoy pyatiletki (1928—1932). [Culture Dissemination in the RFSSR in the Years of the First Five-year Plan (1928—1932)]. Moscow-Leningrad, 1960, p. 74.
6. Byzova O.M. Osobennosti stroitel'stva obshcheobrazovatel'nykh uchrezhdeniy Moskvy v 1920—1930-e gg. [Peculiarities of Construction of Institutions of Secondary Education in Moscow in the 20ies and 30ies]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2012, no. 6, pp. 6—10.
7. Narodnoe obrazovanie. G. Moskva (osnovnye pokazateli) [Public Education. City of Moscow (Principal Indicators)]. Moscow, 1934, pp. 11—12.
About the author: Byzova Ol'ga Mikhaylovna — Candidate of Historical Sciences, Associate Professor, Department of History and Culture Studies, Moscow State University of Civil Engineering (MGSU), 26 Yaroslavskoe shosse, Moscow, 129337, Russian Federation; [email protected]; +7 (499) 183-21-29.
For citation: Byzova O.M. Stroitel''stvo obshcheobrazovatel''nykh uchrezhdeniy v Moskve v gody pervoy pyatiletki [Construction of Buildings of General Education Institutions in Moscow in the Years of the First Five-year Plan]. Vestnik MGSU [Proceedings of Moscow State University of Civil Engineering]. 2013, no. 5, pp. 236—243.