Научная статья на тему 'Строительные сберегательные вклады: финансовые риски'

Строительные сберегательные вклады: финансовые риски Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
105
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТРОИТЕЛЬНЫЕ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ КАССЫ / ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ / РИСКИ НЕЗАПЛАНИРОВАННЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ / РИСКИ "ОБМАНУТЫХ ОЖИДАНИЙ / RISKS "THE DECEIVED EXPECTATIONS / РИСКИ ПЕРЕТОКОВ / ОБЪЕМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / ПРИРОСТ ЧИСЛА ВКЛАДЧИКОВ / BUILDING SAVINGS BANKS / FINANCIAL RISKS / RISKS OF NOT PLANNED STATE EXPENDITURE / RISKS OF OVERFLOWS / VOLUME OF THE STATE SUPPORT / A GAIN OF NUMBER OF INVESTORS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Грачев Иван Дмитриевич, Ушаков Дмитрий Владимирович

В статье рассмотрен один из аспектов нововведений, предлагаемых авторами в законопроекте «О строительных сберегательных кассах», финансовые риски. Проанализирована зависимость данных рисков от ряда показателей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Building savings contributions: financial risks

In article is considered one of innovations aspects offered by authors in the bill «About building savings banks», financial risks. Also dependence of the given risks on a number of indicators is analyzed.

Текст научной работы на тему «Строительные сберегательные вклады: финансовые риски»

ПРИКЛАДНАЯ ЭКОНОМИКА

Отформатировано: слева: 2,2 см, справа: 1,7 см, сверху: 3,1 см, снизу: 2,9 см, Ширина: 21 см, Высота: 29,7 см, Расстояние от края до верхнего колонтитула: 2 см, Расстояние от края до нижнего колонтитула: 1,27 см, Различать колонтитулы: первой страницы

И. Д. ГРАЧЕВ, Д. В. УШАКОВ

Иван Дмитриевич ГРАЧЕВ — кандидат физико-математических наук. Депутат Государственной Думы РФ.

В 1973 г. закончил Казанский государственный университет. Автор 23 публикаций.

Область научной специализации — экономическая политика, управление и планирование в экономике.

Дмитрий Владимирович УШАКОВ — кандидат экономических наук. Помощник депутата Государственной Думы РФ О. Г. Дмитриевой. В 2002 г. закончил СПбГУЭФ; в 2005 г. — аспирантуру в том же университете.

Автор 6 публикаций.

Область научной специализации — экономическая теория, теория общественного выбора, институциональная экономика.

^ ^ ^

СТРОИТЕЛЬНЫЕ СБЕРЕГАТЕЛЬНЫЕ ВКЛАДЫ: ФИНАНСОВЫЕ РИСКИ

Российское жилищное законодательство предполагает предоставление полностью бесплатного жилья не более 2-3 % населения. С другой стороны, приобретение жилья без долгосрочного накопления и кредитования за полную стоимость возможно не более чем для 5 %% населения. Следовательно, для оставшихся 90 %% единственный вариант решения жилищной проблемы заключается в системе жилищного кредитования.

Мы уже обращались к данному вопросу в ряде работ, характеризуя текущее состояние законодательства в области жилищного ипотечного кредитования [1; 2]. В частности, отмечалось, что за последние несколько лет был принят ряд законов, создающих необходимые правовые основы для развития системы жилищной ипотеки [3; 4]. Дальнейшее формирование развитой, отвечающей потребностям современного российского общества системы жилищного кредитования предполагает обеспечение всесторонней защиты прав и интересов кредиторов и заемщиков, всестороннее правовое регулирование. К такому регулированию следует отнести деятельность строительных сберегательных касс, предусмотренную предложенным нами проектом Федерального закона

ГРНТИ 06.73.65

© И. Д. Грачев, Д. В. Ушаков, 2009

«О строительных сберегательных кассах». Эта деятельность предполагает использование системы сбережений граждан на цели улучшения жилищных условий (системы стройсбережений).

В данной статье мы рассмотрим один из важнейших аспектов предлагаемых проектом нововведений, связанный с финансовыми рисками. Предметом анализа являются 3 группы рисков: риски, связанные с незапланированными государственными расходами при осуществлении государственной поддержки строительных сберегательных вкладов; риски «обманутых ожиданий» вкладчиков в связи с ростом цен на жилье и риски, связанные с перетоком Банк — ССК.

I. Риски, связанные с незапланированными государственными расходами

при осуществлении государственной поддержки строительных сберегательных вкладов

При росте числа вкладчиков системы стройсберкасс риски первой группы зависят от следующих показателей: процентные ставки по депозиту в ССК, процентные ставки по вкладам в универсальных банках, темп прироста числа вкладчиков, периоды накопления вклада в ССК, размер государственной премии на поощряемый вклад.

1. Зависимость потока вкладчиков ССК от разницы процентных ставок в ССК и на рынке банковских вкладов

Исходные условия расчета темпов ежегодного прироста вкладчиков ССК базируются на статистике числа вкладчиков ССК в странах Восточной Европы при введении системы стройсбережений (табл. 1). Рост числа участников системы стройсбережений несколько разный в разных странах Восточной Европы и зависит от размеров государственной поддержки. Как правило, через 7-10 лет после того, как система стройсбережений начинает работать, размер государственной поддержки в расчете на одного участника несколько снижается. Как следует из данных, представленных в таблице 1, в первые 10 лет функционирования системы стройсберкасс среднегодовой прирост числа участников системы стройсбережений при неизменности правил государственной поддержки составил в Словакии в среднем 1,34 раза, в Чехии — 1,38, в Венгрии — 1,09 раза. В соответствии с вероятными сценарными условиями развития системы стройсбережений в России ежегодный прирост вкладчиков строительной сберегательной кассы принят равным 1,4 раза.

Таблица 1

Динамика роста числа вкладчиков стройсбережений, тыс. (все данные приблизительные)

1992 1993 1995 1998 2000 2002 2006

Словакия (1992) 55 240 660 840 860 1050 1030

Чехия(1993) — 140 1000 2100 3000 3500 4500

Венгрия (1997) — — -1 280 380 600 650

Германия (число договоров) 29 731 30 328 31 100 33 443 32 874 32 422 31 939

Число вкладчиков стройсбережений во всех вместе взятых стройсберкассах постоянно растет. За всю историю стройсбережения ни один вкладчик стройсбережений не понес материального ущерба. В настоящее время число клиентов в Германии составляет около 25 млн. Ист.: Расчеты Б8Ы-КЛМ, официальная статистика.

Основываясь на данных о росте числа вкладчиков системы ССК в странах Восточной Европы, в пределах 2-3 лет поток вкладчиков р(/) может быть представлен в виде:

рр(() = + К^х (/ - х р(/,), (1)

где /0 — начальный период функционирования системы ССК; / — период функционирования системы ССК, равный 2-3 годам; К£ — коэффициент прироста числа вкладчиков за период

Следует отметить, что в странах, в которых функционирует система стройсбережений, зависимость потока вкладчиков ССК от ставок по вкладам оценивается на основе косвенных данных (доля вкладчиков, берущих кредит и отказывающихся от него, и др.). На рис. 1 представлено точечное распределение зависимости поведения вкладчиков от соотношения эффективного депозитного процента Дэф ССК (ставка по вкладу в ССК, включая госпремию), построенное на основе анализа соответствующих статистических данных. По оси Х отложено значение эффективной процентной ставки по депозиту в ССК, по оси У — доля вкладчиков, отказавшихся от получения кредита в срок, когда сумма накопленного вклада достаточна для получения кредита и наступило время его распределения. Например, становится ясно, что при значении Дэф ССК = 3,6 % доля отказавшихся от

Отформатировано: ниже на 6 пт

Отформатировано: ниже на 6 пт

получения кредита вкладчиков в общем числе вкладчиков составляет 62,5 %, а при Дэф ССК = 5,8 % от получения кредита отказываются 25 % от всех вкладчиков.

Построенное точечное распределение позволило выявить экспоненциальную зависимость доли вкладчиков, отказавшихся от кредита, от эффективной процентной ставки по депозиту в ССК. Выявленная зависимость является косвенным подтверждением нашей гипотезы о квазилинейной зависимости коэффициента прироста числа вкладчиков за период г (КУ от разности эффективного депозитного процента Дэф ССК и внешнего депозитного процента Д, определенного на рынке банковских вкладов, т. е.

р(0 = р(р + К (Дэф - Д )(г - О х р(р . (2) у

Представленные зависимости свидетельствуют о том, что доля вкладчиков, приходящих в систему ССК, тем выше, чем больше разность ставки по вкладу в ССК и внешнего депозитного процента, определенного на рынке банковских вкладов. Как следствие, чем больше вкладчиков приходят в систему ССК, тем больше объем государственной поддержки в виде премии на поощряемый вклад.

Отформатировано: ниже на 7 пт

РИС. 1. Зависимость поведения вкладчиков от соотношения внешней и внутренней (равной примерно 5 %) процентной ставки ССК.

Отформатировано: Шрифт: 14 пт, Без проверки правописания

Прогнозируемые затраты бюджета на интервале времени (г0 - г) есть взвешенный интеграл от рг):

г

^ (т) = | ) хр(г) х <и.

(3)

(К +АК) X (Дэф + АД эф - Д) = К (Дэф - Д) ^ АК (Дэф - Д) = -АДэф х К

При моделировании потоков вкладчиков ССК решающее значение имеет спрогнозированный коэффициент роста вкладчиков от разности процентных ставок К (Дэф - Д). На момент планирования (г0) коэффициент роста числа вкладчиков (К) известен. В период времени г значение этого показателя может отклониться от заданного показателя К на величину А К. Для обеспечения планового значения планируемых затрат бюджета (£(Т)) необходимо скорректировать эффективный депозитный процент (Дэф) на ошибку планирования коэффициента роста числа вкладчиков ССК (АК) с сохранением следующего условия:

(4)

где АДэф — изменяемый параметр эффективной ставки депозита ССК, на который необходимо изменить эффективную процентную ставку (Дэф) при корректировке потока вкладчиков для обеспечения равенства измененного коэффициента роста вкладчиков от разности процентных ставок ранее спрогнозированному коэффициенту К(Дэф - Д).

Из полученного равенства (4) находим АДэф:

Отформатировано: ниже на 17 пт

Отформатировано: ниже на 7 пт

ДДэф =-К Х (Дэф - Д).

(5)

Расчеты показывают, что в условиях данных о росте числа вкладчиков системы ССК в странах Восточной Европы относительная ошибка составляет ± 0,2:

ДК, ±0,2 ДК

К, 0,4 К

ДК,

ДК

где -, — реальные значения показателей роста числа вкладчиков и ошибки в прогнозе;--прогнозные

К,

К

значения этих показателей.

В условиях законопроекта государственная премия составляет 20 % от суммы поощряемого вклада (Р = 0,2).

Эффективный эквивалентный процент Дэф для 5-летнего вкладчика ССК, полностью получающего госпремию (20 %), может быть приближенно вычислен по формуле:

5 ' 5 '

+ Дэф) х а = а • 0,2 • 5 + £(1 + Дс) х а, (6)

1=1 1=1 где Дс — депозитный процент ССК, который предполагается равным 0,03 ± 0,01; а — равномерный ежегодный вклад (принятое предположение для удобства моделирования).

Аналогичным образом рассчитывается эффективный эквивалентный процент Дэф для 2-летнего вкладчика ССК, полностью получающего госпремию (20 %):

5 ' 5 '

+ Дэф) х а = а х 0,2 х 2 + £(1 + Дс) х а . (7)

1=1 1=1

При господдержке в 20 % для 2-летнего накопления Дэф и 0,14 (в соответствии с расчетами по формуле (6)), а для 5-летнего накопления Дэф и 0,08 (в соответствии с расчетами по формуле (7)). Для реальных соотношений вкладчиков, получающих кредит после двух и пяти лет накопления сбережений в системе ССК, средневзвешенное значение эффективного депозитного процента в ССК (^Д^) определено на уровне ^Д^ и 0,12 и 0,6 х Р .

В прогнозах на 2009 г. внешний депозитный процент, определенный на рынке банковских вкладов РФ (за исключением депозитов до востребования), составляет 8 % (Д = 0,08).

Подставив известные значения коэффициента роста числа вкладчиков ССК для РФ (40 %), относительной ошибки прогноза роста числа вкладчиков (20 %), эффективного депозитного процента по вкладу в ССК (12 %), внешнего депозитного процента на рынке банковских вкладов (8 %) в формулу (5), получим:

д Дэф И 02 х (0,12 - 0,08) и 0008 = 0.02,

0 2

х (0,12 - 0,1 0,4 У

0,4

что для господдержки Р означает необходимость корректировки государственной премии на поощряемый вклад ежегодно в размере ДР = 0,033, т. е. на 3,3 %.

Изменение параметров модели несущественно меняет результат.

С учетом сильного влияния (Дэф - Д) на поток вкладчиков изменение исходного графика роста числа вкладчиков в диапазоне, наблюдаемом для стран Восточной Европы, требует через год корректировки господдержки (Р) примерно на 3,3 %.

Таким образом, исходя из изложенного выше, предполагаем, что в законопроекте «О строительных сберегательных кассах» может быть доработан раздел господдержки: если расходы бюджета по итогам года превышают плановые более чем на 10 %, то при утверждении бюджета господдержка может быть снижена на 1,7 %.

2. Объем государственной поддержки в первый-третий годы после введения системы ССК в РФ

А) Прирост числа вкладчиков ССК за первый год функционирования системы стройсбережений.

Максимально возможная степень участия населения в системе стройсбережений на первом этапе, достигнутая в странах Восточной Европы, — чуть больше 1 % от населения. Так, через 1 год после введения системы ССК число вкладчиков в Чехии достигло 140 000 человек, что составило 1,4 % всего населения; в Словакии — 50 000 человек, что составило 1 % всего населения; в Германии — 330 000 человек, что составило 0,6 % всего населения страны. Средний прирост вкладчиков ССК за первый год функционирования системы стройсбереже-

ний составляет (-) = 1 % ± 0,2 '

А

Отформатировано: ниже на 12 пт

Отформатировано: ниже на 15 пт

Отформатировано: ниже на 15 пт

Отформатировано: ниже на 12 пт

Отформатировано: ниже на 14 пт

Отформатировано: ниже на 14 пт

Отформатировано: ниже на 8 пт

Отформатировано: ниже на 8 пт

Отформатировано: ниже на 14 пт

Отформатировано: ниже на 14 пт

Б) Доля населения, не способная накапливать максимальный размер поощряемого вклада (70 000 рублей). Рассчитать эту долю возможно по данным распределения населения по величине среднедушевых доходов. Распределение в 2007 г. представлено в таблице (табл. 2).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица 2

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов в 2007 г., %

Все население, 100

в том числе со среднедушевыми денежными доходами

в месяц, руб.:

до 2000,0 2,6

2000,1-4000,0 11,9

4000,1-6000,0 14,9

6000,1-8000,0 13,6

8000,1-10 000,0 11,3

10 000,1-15 000,0 19,1

15 000,1-25 000,0 16,5

свыше 25 000,0 10,1

Нищее население, не способное накапливать 70 000 руб. в год на 1 человека, по нашим оценкам, составляет = 43 % от всего населения. Средняя доля проходных в ССК вкладчиков, которые могут рассчитывать на полную госпремию, составляет 0,3 х N где N — все население страны.

Предполагается, что в Чехии и Словакии таких нищих не было.

В) Коррекция на уровень стартовой господдержки.

Уровень стартовой господдержки был определен в 25 % (в Чехии) и в 40 % (в Словакии) от поощряемого вклада. Корректирующие коэффициенты в предположении линейной зависимости потока вкладчиков от разности эффективного депозитного процента Дэф ССК и внешнего депозитного процента Д, определенного на рынке банковских вкладов (Дэф - Д), с использованием формул (1)-(7) могут быть рассчитаны следующим образом:

12 — 8

для Чехии: Кр/ч =-= 0,57;

15 - 8

14 — 8

для Словакии: Кр/С =_= 0 37'

24 - 8 ' '

{К)ср = 0,47™

Г) Число вкладчиков ССК в РФ после введения системы стройсбережений.

При условиях А), Б) и В) предположительный приток вкладчиков в систему ССК за первый год работы (сразу после введения в действие закона «О ССК») оценивается как КССК = (численность населения РФ) х (прирост | числа вкладчиков за первый год работы системы ССК) х (доля населения, способная накапливать вклад, достаточный для получения полной госпремии) х (корректирующий коэффициент стартовой господдержки):

:ЫССК = 1,42 х 108 х 1 х 10-2 х 0,3 х 0,47 = 0,2 х 106 = 200 000 человек. |

Д) Уровень господдержки в 1-3 годы после введения системы ССК в РФ. .

Исходя из рассчитанного числа вкладчиков ССК в первый год ее работы, максимальный размер государственной помощи составит: 14 000 руб. х 200 000 = 2,8 млрд руб. Во второй и третий годы размер государственной помощи составит 3,36 млрд руб. и 4,03 млрд руб. соответственно.

Следует отметить, что в соответствии с законопроектом каждый вкладчик может получить кредит и зафиксировать господдержку не ранее чем через 2 года после начала процесса накопления. Следовательно, первые реальные бюджетные расходы начнутся не ранее третьего года после начала работы системы ССК. В свою очередь, это позволит, в соответствии с подпунктом 1 настоящего раздела, откорректировать отклонение от среднего еще до начала реальных выплат из бюджета. Это свидетельствует о целесообразности расчетов бюджетных расходов на первые два года, а с учетом возможности регулирования потоков вкладчиков — и на последующие годы по средним значениям.

В трехлетнем федеральном бюджете расходы на выплату госпремии на поощряемый вклад составят 2,8 млрд руб., 3,36 млрд руб. и 4,03 млрд руб.

Отформатировано: ниже на 12 пт

Отформатировано: ниже на 12 пт

Отформатировано: ниже на 2 пт

Отформатировано: ниже на 2 пт

Отформатировано: ниже на 2 пт

Отформатировано: ниже на 2 пт

II. Риски появления «обманутых ожиданий» вкладчиков в связи с ростом цен на жилье

Оценка риска «обманутых ожиданий вкладчика» («ОО-вкладчик») может быть выполнена в виде вероятности перехода вкладчика ССК из группы накапливающих достаточно для приобретения жилья (срок накопления 2-3 года) в группу вкладчиков, не способных накопить первоначальный взнос за тот же самый период. Более точные оценки, связанные с психологически допустимыми удлинениями срока накопления, требуют сложных интегро-дифференциальных уравнений и не имеют достоверных социопсихологических исходных данных. В любом случае более точные оценки удлинения срока накопления вклада в системе ССК должны давать более мягкие результаты по рискам «обманутых ожиданий вкладчика», так как будут основываться на данных о приросте дополнительных, покупающих с опозданием квартиру вкладчиков.

Данные по предполагаемому росту цен на недвижимость представлены в таблице 4 (строка 2). Рост цен с 2009 г. прогнозируется в диапазоне 0-10 % . В соответствии с условиями как предельную следует рассмотреть ситуацию, когда реальные доходы вкладчиков не растут, вкладчики стартуют в предположении нулевого роста цен, а на самом деле цены растут на 10 % ежегодно в реальном исчислении.

Для оценки количества «ОО-вкладчиков» в этом приближении необходимо распределение граждан РФ по доходам в точечной форме, которое представлено в таблице 3 (интервальные статистические данные) и рис. 2, на котором сделан перевод интервальных статистических данных в точечную форму и выполнена их кусочно-линейная аппроксимация.

Таблица 3

Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов, %

2000 2001 2002 2003 2004 2005

Все население, 100 100 100 100 100 100

в том числе со среднедушевыми денеж-

ными доходами, руб. в месяц:

До 1000,0 20,4 12,5 6,8 3,3 1,9 0,8

1001,0-1500,0 19,9 15,0 10,6 6,5 4,3 2,4

1500,1-2000,0 16,4 14,4 11,8 8,5 6,1 3,9

2000,1-3000,0 20,7 21,7 21,0 17,7 14,3 10,6

3000,1-4000,0 10,4 13,4 15,2 15,1 13,7 11,7

4000,1-5000,0 5,3 8,2 10,4 11,7 11,7 11,0

5000,1-7000,0 4,4 8,2 11,9 15,4 17,0 17,8

7000,1-12 000,0** 2,5 6,6 12,3 15,2 19,6 24,1

Свыше 12 000,0 6,6 11,4 17,7

РИС. 2. Распределение населения по величине среднедушевых денежных доходов (в процентах к доходу в 2005 г.).

Ист.: Россия в цифрах. 2009: Крат. стат. сб. / Росстат. М., 2009. — 122 с.

* Вообще говоря, на этом можно было бы и остановиться, так как предполагаемый рост реальных доходов выше по всем годам.

** 2000-2002 гг. — свыше 7000 руб.

На рис. 2 представлена бимодальная модель распределения граждан РФ по доходам. Принцип построения графика следующий. Для каждой группы денежных доходов определяется средний уровень и отмечается на графике (восемь первых групп в табл. 2). Построенные по полученным точкам кривые образуют первый модуль. Распределение группы доходов свыше 12 000 руб. образует второй модуль и строится следующим образом. Выбор поведения кривой за пределами 12 000 руб. в месяц достаточно произволен, однако простейший из возможных вариантов, удовлетворяющий всем известным квантильным распределениям (коэффициент Джинни и др.) и объявленным Росстатом средним доходам, предполагает формирование в точке дохода 49-50 тыс. руб. (4 %-ная дельта) пика и равномерного 0,3 %-ного распределения от 12 до 50 тыс. руб. Следует заметить, что этот «бимодальный» хвост не имеет принципиального значения для анализа.

Следует отметить, что здесь использованы данные за 2005 г., так как они были хорошо проанализированы, а структура распределения с тех пор качественно не изменилась.

Уровень доходов в 9000 руб. приближенно соответствовал отсечению клиентов «ипотеки» как по приближенному критерию «доход за один месяц равен цене 1 кв. м», так и по возможности накопить за 2 года = 30 % от рыночной стоимости 20 кв. м жилья.

Грубая оценка уровня отсечения вкладчиков ССК , претендующих на квартиру в кредит, может быть выполнена из условия накопления за 2 года половины первоначального взноса (15 %), так как вторую половину может внести ССК. Для данных рис. 2 уровень отсечения равен 4,5 тыс. руб. Из-за предельного непланового изменения цен на 10 % уровень отсечения по вкладчикам смещается к величине 4500 х 1,1 = 5000 руб.

Предельная вероятность появления «ОО-вкладчиков» равна отношению доли вкладчиков, ставших непроходными, к исходной доле проходных вкладчиков ССК (50).

0,14 (12 - 4,5) (12 - 4,5) (12 - 4)Х 2 '

^0

V

0,14 (12 - 5)х(12 - 5) (12 - 4)Х 2 '

S0 ~ S1 ■ S0

i 0,14 = 14%.

В данных оценках все получатели дохода выше 12 тыс. руб. не считаются потенциальными вкладчиками ССК. Их учет в 50 и 5 снижает значение Р00 до = 10 %. Также снижает Р00 переход от кусочно-линейной

аппроксимации к более реалистичным, сглаженным кривым.

Полученную оценку риска появления «ОО-вкладчиков» при предельно допустимом росте цен можно считать оценкой сверху, которая, в свою очередь, может быть признана некритичной (Р < 0,15) .

В табл. 4 дан целевой прогноз роста реальных доходов населения (строка 1) и реальных цен на жилье (строка 2) (в ценах 2007 г.) [5].

Прогноз роста реальных доходов населения и цен на жилье

Таблица 4

2007 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018 2019 2020

110,40 20 109,10 9 108,00 6 107,50 5 106,66 3 106,80 2 106,60 2 106,90 2 107,00 1,5 107,20 1,5 106,90 1,5 106,74 1,5 106,60 1 106,30 1

Отформатировано: ниже на 14 пт

Отформатировано: Шрифт: курсив, ниже на 14 пт

Отформатировано: Шрифт: курсив, ниже на 15 пт

Отформатировано: ниже

на 6 пт

Отформатировано: ниже

на 6 пт

Отформатировано: ниже

на 6 пт

Отформатировано: ниже

на 6 пт

Отформатировано: ниже

на 6 пт

Для перестраховки в законопроекте в преамбуле и статьях об обязательном информировании могут быть добавлены формулировки, фиксирующие исключительно финансовый характер накоплений и прямой запрет обещаний приобретения квартир в установленные сроки.

III. Риски перетоков Банк — ССК

Анализ ограничен вкладчиками ССК, аналогичными банковским, т. е. вкладчиками, которые не собираются улучшать жилищные условия, а держат вклад 5 лет с целью получения государственной премии (= 20 %).

* Таких вкладчиков для данных табл. 1 втрое больше, чем клиентов ипотеки без ССК.

Для рациональных вкладчиков условием нулевого перетока является приближенная равнодоходность вложений в банк и ССК.

Для старта ССК в 2009 г. депозитный процент в банках может быть оценен диапазоном Дб = 0,08 ± 0,02 .

Эффективный эквивалентный процент Дэф для 5-летнего вкладчика ССК, полностью получающего госпремию (20 %), может быть приближенно вычислен по формуле (6). Для вышеуказанных условий Дэф = 0,08 с погрешностью, заведомо меньшей 0,02. Это означает, что стартовое значение господдержки в законе Р = 0,2 соответствует условию равнодоходности и принципу нулевого перетока. Рисков перетоков Банк — ССК нет.

С учетом = 2 %-ной премии, которую банки выплачивают вкладчикам за долгосрочное неизъятие вкладов (соотношение процентных ставок по депозитам и процентных ставок по депозитам за исключением депозитов «до востребования»), скорее, необходимо увеличить стартовую господдержку до 25 %. Однако предполагаемая на 2010 г. инфляция (< 8 %) позволяет считать значение 20 % разумным.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Минимальные нерегулируемые риски перетоков могут возникнуть при темпах подавления инфляции более 2 % в год, чего нет в планах и макроэкономических прогнозах. В остальных случаях достаточна ежегодная коррекция, синхронизированная с коррекцией потока вкладчиков по группе 1 (риски незапланированных государственных расходов).

Подводя итоги, можно сказать, что полученные результаты позволяют скорректировать отдельные статьи законопроекта «О строительных сберегательных кассах». Это даст возможность учесть динамику развития российской экономики в переходный период. В целом же принятие Федерального закона «О строительных сберегательных кассах» должно способствовать эффективному развитию рыночной системы ипотечного кредитования путем накопления и участия средств населения для улучшения жилищных условий, снижая нагрузку на бюджет, предназначенную для этих целей. Кроме того, система стройсбережений, регулируемая прописанными в законе мерами по снижению финансовых рисков, будет способствовать снижению инфляции, связывая свободные средства и направляя их на инвестиции в реальный сектор экономики, а также обеспечивая уменьшение нелегального и «серого» оборота средств в сфере недвижимости.

Отформатировано: ниже на 6 пт

ЛИТЕРАТУРА

1. Грачев И. Д. Основы ипотечного кредитования: Препринт. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 1997. 65 с.

2. Грачев И. Д. Оценка микроэкономических рисков и безопасности. М.: Мастер-Лайн, 2003. 279 с.

3. Федеральный закон от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ (ред. от 04.12.2007 г.) «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

4. Федеральный закон от 11 ноября 2003 г. № 152-ФЗ (ред. от 29.12.2004 г. № 193-ФЗ, от 27.07.2006 г. № 141-ФЗ) «Об ипотечных ценных бумагах».

5. Рынок недвижимости, строительства и ипотеки на современном этапе. Три ключа к доступному жилью / Аналитический отчет Международной академии ипотеки и недвижимости. Вып. 8. Анализ конкурентных преимуществ банковских ипотечных продуктов. Динамика ипотечного рынка (Демо-версия). 32-е заседание Международного ипотечного клуба (МИК) (13 сентября 2007 г.). 20 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.