Научная статья на тему 'Строительная отрасль - проверенное средство социально-экономического развития страны'

Строительная отрасль - проверенное средство социально-экономического развития страны Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
97
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВАЛОВОЙ НАЦИОНАЛЬНИЙ ПРОДУКТ (ВНП) / ОПЫТ / РАЗВИТИЕ / ПРИОРИТЕТНЫЙ / СТРОИТЕЛЬСТВО / ОТРАСЛЬ / ВАЛОВИЙ НАЦіОНАЛЬНИЙ ПРОДУКТ (ВНП) / ДОСВіД / РОЗВИТОК / ПРіОРИТЕТНИЙ / БУДіВНИЦТВО / ГАЛУЗЬ / GROSS DOMESTIC PRODUCT / GROSS NATIONAL PRODUCT / INDEXES / PRIORITY DIRECTIONS OF DEVELOPMENT / BUILDING

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Большаков В. И., Гаврилов И. Н., Челноков А. В.

Излагается опыт передовых государств мира в подъеме социально-экономического развития на основе эффективного влияния приоритетных отраслей, в том числе строительной, и целесообразности применения его в Украине.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Experience of the front-rank states of the world is in-process expounded in getting up of socio-economic development on the basis of effective influence of priority industries, including build, and to expedience of application of him in Ukraine.

Текст научной работы на тему «Строительная отрасль - проверенное средство социально-экономического развития страны»

НАУКОВ1 ДОСЛ1ДЖЕННЯ

УДК 624.001.86

СТРОИТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ - ПРОВЕРЕННОЕ СРЕДСТВО СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ

В. И. Большаков д. т. н.,проф., И. Н. Гаврилов, к. арх., проф., А. В. Челноков к. т. н., проф.

Ключевые слова: валовой национальный продукт, опыт, развитие, приоритет, строительство, отрасль.

Постановка проблемы. Известно, что экономика Украины находится в глубочайшем кризисе. Несовершенная правовая основа привела к несправедливому перераспределению национального достояния и природных ресурсов, сокращению темпов развития государства практически по всем направлениям. Самое главное «достижение» - это резкое сокращение трудовой занятости населения (кормильцев), основного источника создания совокупного продукта государства, составляющего основу благосостояния людей, их покупательной и платежной способности для наполнения семейного, местного и государственного бюджетов, пенсионного и других фондов. Люди, не занятые трудом, находят способы заполнения свободного времени другими заботами и «увлечениями», в том числе связанными с криминалитетом. Сокращение численности населения Украины продолжается. И вновь возникает извечный вопрос: «Что делать?»

Цель статьи: раскрыть опыт передовых государств мира в подъеме социально-экономического развития путем использования приоритетных отраслей, в том числе строительной, и применения его в Украине. Наши лидеры в период правления и выборных кампаний обещали много, в том числе и «10 шагов», и «12 линий прорыва», определяя основные направления экономического и социального развития Украины, а также намерения войти в двадцатку развитых стран Европы по примеру президента Казахстана в стремлении войти в число 50 передовых, развитых государств мира. Намерения замечательные, но все познается в сравнении. Не будем тешить себя притязаниями мирового уровня, а сравним основные показатели Украины с двадцаткой государств Европы, к которым мы стремимся присоединиться (на 2006 г.).

Анализ публикаций. В Европе в настоящее время 46 государств, в том числе и Россия, большая часть территории которой расположена в Азии (табл. 1).

Территория Украины является самой большой в Европе (603,7 тыс.км2). Численность населения составляла 46,6 млн. человек, уступая по количеству Германии (82,4), Великобритании (66,8), Франции (63,7) и Италии (58,1). При средней плотности населения в Европе - 165 чел. на 1 км2 территории в Украине этот показатель составляет 77 человек. Это свидетельствует о низкой степени ее освоенности (в т. ч. транспортными коммуникациями) [1; 2; 18].

Изложение материала исследования. Одним из самых важных показателей мировой цивилизации является уровень благосостояния населения, который определяется валовым национальным продуктом на душу населения (ВНП) в долларах США. В Украине (до кризиса) он достигал 7,8 тысячи. Максимальный показатель зафиксирован в Люксембурге (71,4), минимальный - в Молдавии (2,0), а средний в Европе - 22,45 тыс. дол. (с учетом России, где он составляет лишь 12,2 тыс. дол. - в 1,6 раза больше, чем в Украине). Чтобы войти в двадцатку развитых европейских стран, Украине необходимо оттеснить молодую Чехию, которая занимает 20-ю позицию, и добиться хотя бы показателей средней обеспеченности ВНП, что в 2,9 раза выше, чем в Украине.

Известно, что средние показатели роста внутреннего валового продукта (ВВП) мира за последние десятилетия прошлого столетия составляли 4-6% ежегодно. Когда Япония достигла роста 9 % в год, этот результат называли «японским чудом».

Китайцам удалось поднять ежегодный рост до 10 - 11 %. В России за 2000 - 2007 гг. ВВП увеличился на 72 % (т. е. рост, в среднем, 10,3 % в год). В Украине однажды (2004 г.) в годы независимости показатели роста ВВП достигли 12 %, но это в прошлом. Теперь, чтобы достичь

средних показателей ВНП в европейском сообществе, Украине необходимо свой уровень ВВП наращивать ежегодно не ниже 12 %. Для этого понадобится 25 - 27 лет [17; 18].

Т а б л и ц а 1

Основн1е показатели отдельных государств мира_

№ п/ п Государства Площ, территории тыс. км2. Числ. населення млн. чел. ВНП, тыс. долл. США на 1 чел Направления деятельности, занято чел. (%)

Промышленное производство Сельское хозяйство Лесная, деревообр. промышленность Рыбное, водное хозяйство Обслуживание Транспортные системы Топл.-энергетичес. системы Туризм Финансово-банк., система

1 2 5 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14

1 Люксембург 2,59 0,48 71,4 + + • + +

2 Норвегия 323,0 4,6 46,3 • • + +

3 Ирландия 70,3 4,11 44,5 35 14 + • +

4 Исландия 103,0 0,3 38,0 • + •

5 Дания 43,1 5,47 37,0 26 3 + • 65

6 Австрия 83,8 8,2 34,6 + + + • • +

7 Швейцария 41,3 7,55 34,0 • + • + +

8 Финляндия 338,1 5,24 33,7 • 9 35 •

9 Бельгия 30,5 10,4 33,0 + 2 •

10 Швеция 450,0 9,03 32.2 + • + +

11 Нидерланды 41,5 16,6 32,1 25 3 +

12 Германия 356,9 82,4 31,9 50 + • • +

13 Великобритани 243,4 66,8 31,8 + 2 • • • +

14 Франция 551,5 63,7 31,1 + + • • +

15 Италия 301,3 58,1 30,2 + + • • +

16 Монако 0,0019 0,033 30,0 • 6 • + +

17 Испания 504,8 40,5 27,4 • • • +

18 Греция 132,0 10,7 24,0 • • • • • +

19 Словения 20,25 2,0 23,4 • • •

20 Чехия 78,8 10,2 21,9 40 +

21 Мальта 0,32 0,4 21,0 + + +

22 Украина 603,7 46,6 7,8 + + • •

23 Россия 17098,2 142,2 12,2 + + • • + •

24 Казахстан 2717,3 15,3 9,4 + + +

25 США 9372,6 301,1 44,0 + + • • • + + +

26 Канада 9976,1 33,4 35,6 + + + • + •

27 Австралия 7686,8 20,4 33,3 + + + +

28 Экват. Гвинея 28,1 0,55 50,2 66 +

29 Объединенные Араб. Эмираты 83,6 4,44 49,7 + + + +

30 Катар 11.4 0,9 29,8 • +

31 Израиль 26,65 6,4 26,8 • 19 57 + + +

32

33 Япония 377,8 127,4 33,1 + • • + +

34 Корея (Юж.) 99,0 49,0 24,45 + 10 • 62

35 Китай 9596,9 1321,8 7,7 + 50

36 Индонезия 1904,6 234,7 3,9 44

37 Индия 3287,6 1129,9 3,8 62

Примечание: знак (+) - приоритетные направления, знак (•) - одно из основных направлений деятельности (информация 2001 - 2006 гг.)

Как добиться высоких результатов и целей? Ведь в Украине нет таких мощных запасов нефти и газа, как в России или государствах Средней и Юго-Восточной Азии; уникальных месторождений алмазов, как в ЮАР или в Якутии. Нет таких обширных лесных угодий, как в Канаде, Норвегии, Швеции, России. Не созданы туристические маршруты по уникальным

достопримечательностям, как в Австрии, Греции, Монако, Испании, Италии или Франции, развивающих индустрию туризма, сферу обслуживания и поступление средств. У нас нет мощных и надежных базовых банковско-финансовых структур, как в США, Люксембурге, Швейцарии, Японии и др., хотя в Украине множество разнообразных банков, равное количеству дней в году, не оказывающих эффективного влияния на рост социально-экономического развития страны. На базе своих уникальных факторов государства, как правило, формируют приоритетно-надежные направления экономики, позволяющие получать основную долю в структуре внутреннего валового национального продукта.

Так, президент США Франклин Рузвельт в период Великой депрессии (1932 - 1936 гг.) перевел страну на плановую экономику и госрегулирование (осуществлено укрупнение банковской системы, получившей значительные кредиты и субсидии из казны; ставились условия кредитов, устанавливалась продолжительность рабочего времени, уровень зарплаты и т. п.). Безработных направляли в специальные «трудовые лагеря», занимавшиеся строительством и ремонтом дорог, мостов, аэродромов и др. Развивалось трудовое и социальное законодательство [21].

Каким путем достигли высоких результатов своего развития государства, выходящие из последствий Второй мировой войны и разрухи или послевоенных кризисов? Конечно, определялись приоритетные отрасли развития, поскольку ограниченность средств не позволяла оказывать финансовую поддержку по всем направлениям. Выбор приоритетов ориентировался не только на экономическую выгоду от вложения средств, но и на их влияние на другие звенья экономической и социальной систем жизнедеятельности. Так, в Англии приоритетными были машиностроение, энергетика, строительство; в Норвегии и Финляндии - лесная и деревообрабатывающая промышленность и строительство; в США - машиностроение и строительство; в Японии - радиоэлектроника, машиностроение и строительство. Послевоенная Япония - это страна середняков, где лишь 2 % семей имеют доходы менее 16 тыс. долларов США в год и только 2 % имеют более 160 тыс. долларов.

В Англии были приняты специальные законы о приоритетном строительстве, а в Германии - жилищная программа с учетом создания мест приложения труда и рода занятий для населения. В Польше подъем экономики осуществлялся поэтапно: сначала - на местном уровне, затем - на региональном, потом - на государственном.

Вспомним ситуацию, когда на рубеже 70 - 80-х годов прошлого столетия в нашей стране появилась продовольственная программа и возник садово-дачный бум. Тогда повысился спрос населения на стройматериалы, инструменты, насосы, трубы, автотранспорт, плодово-кустарниковые саженцы, удобрения и т. п. Стала развиваться сеть автодорог, водоснабжения и энергообеспечения. Жаль, что приоритет был неудачным. Приоритетом следовало делать жилье, как это сделали в Германии, где утвердили жилищную программу и реализовали ее до конца прошлого века [17; 18].

Здесь уместно напомнить уникальный опыт преобразования- сельских населенных пунктов Днепропетровской области (1981 - 1990 гг.), когда ежегодно планомерно в определенных сельских районах осуществлялось строительство жилых домов, детских учреждений, поликлиник и аптек, ряда других объектов социального обслуживания, автодорог и сетей газификации, водоснабжения, канализации, электроснабжения, благоустройства и озеленения. Этот период созидательной деятельности в области обеспечил активное возрождение сел и повышение благосостояния сельского населения по сравнению с другими регионами Украины. Этот опыт затем получил распространение в Полтавской области и в России (Белгородская обл.) [15; 17].

Предыдущей правительственной командой Украины в Верховной Раде были озвучены приоритетные направления подъема экономики страны:

- аграрно-промышленный комплекс;

- строительство;

- реконструкция и модернизация всех систем энергосбережения;

- машиностроение.

Порядок изложения приоритетов подъема экономики вызывает недоумение. И если эффективность влияния машиностроения как приоритетного направления подтверждена опытом многих государств и вселяет уверенность и надежность, то быстрое влияние агропромышленного комплекса на подъем экономики государства, повышение благосостояния населения и валового национального продукта вызывает определенные сомнения, хотя

необходимость финансовой и правовой поддержки сельскохозяйственных производителей, безусловно, очевидна [20].

Сельское хозяйство, как известно, является главным занятием жителей планеты. В нем занята почти половина трудоспособного населения Земли. Ученые мира вынуждены признать, что «... земледелие развилось главным образом среди самых трудолюбивых и честных народов, сумевших всей своей историей преодолеть неблагоприятные природные и другие условия и освоить большие массивы земель. Вместе с тем, через всю историю человечества проходит жестокая несправедливость в том, что человек, занятый самым главным трудом, живет чаще всего хуже других. Конечно, американский фермер живет куда лучше российского, но и он никак не богаче любого, отдающего эквивалентное число своего труда, служащего офиса». И Украина в этом вопросе не является исключением [2].

Анализ государств Европы, в которых значительная часть населения занята в сфере сельскохозяйственной деятельности (12 из 46) свидетельствует, что их показатели ВНП (от 2 до 9,1 тыс. долл.) ниже среднеевропейского уровня. Из 44 государств Азии в 28 (61 %) основная трудовая деятельность населения связана с сельскохозяйственной направленностью и неудивительно, что там показатели ВНП составляют от 0,8 до 9 тыс. долл. на душу населения (за исключением Экваториальной Гвинеи (50,2), Малайзии (12,9) и Саудовской Аравии (13,6)).

Аналогичные показатели 20 государств (57 %), занятых преимущественно сельскохозяйственной деятельностью на территории Американского континента, ВНП в них от 1,8 до 8,4 тыс. долл. на душу населения при среднеамериканском уровне 35 государств, составляющем 9,64 тыс. долл. на человека. Показатели 54 государств Африканского континента значительно хуже названных и в среднем составляют 3,81 тыс. долл. на душу каждого африканца, очевидно, оттого, что в 46 государствах (85 %) население занято преимущественно в сельском хозяйстве [18].

Поэтому выводы в части ускоренной эффективности агропромышленного комплекса в Украине напрашиваются неутешительные. В этом убеждают и доводы ассоциации Украины, которые подают SOS о разрушающих проблемах села, приведших к сокращению на 2 тысячи фермерских хозяйств за минувший год; об отсутствии льгот от банков и государства, которое делает им, а не фермерам финансовые вливания; об удушающих кредитах под 30 % годовых; о намерениях прибрать к рукам землю и др. (для сравнения условия кредитования: в Японии -0,25 %, в США - 0,5 %, в Европе - 1,5 %) [21; 22].

Оправданность приоритетности строительства в подъеме экономики ряда государств подтверждена их опытом в различные периоды времени. Но нам важно осуществлять, прежде всего, строительство жилья, а также развитие сети автодорог (инженерно-транспортной инфраструктуры). В Украине установлена расчетная норма жилищной обеспеченности 21 м2 общей площади на одного человека, в то время как в ряде развитых государств она достигает 50 м2. Не будем рваться так высоко, но поднимать уровень обеспеченности необходимо, хотя бы до 30 м2.

Известно, что процесс строительства связан с выполнением целого комплекса работ: инженерно-геологических изысканий, проектирования объектов, производства строительных материалов, земляных, строймонтажных и отделочных работ, изготовления разнообразных конструкций и изделий (несущих и ограждающих, оконных, дверных и т. д.), инженерного оборудования, санитарно-технических устройств и коммуникаций тепло-, водо-, газо-, электроснабжения, связи и телевидения, соответствующих машин, кранов, механизмов, приборов, измерительной аппаратуры, а также мебели, светильников и т. п. Вместе с тем, происходит рост занятости населения, товарооборота, наполнения семейного, местного и государственного бюджетов, различных фондов, что способствует росту благосостояния граждан.

Анализ жилищного строительства в Украине за годы ее независимости показал, что свыше 90 процентов построенного жилья - элитное. Необоснованно высокие тарифы жилищно-коммунальных услуг, завышенные цены на стройматериалы, строительство и высокие ставки банковских кредитов содействовали снижению объемов и приостановлению темпов строительства жилья, развитию кризисных явлений [18; 24].

Сделаем попытку сориентироваться цифрами статистики. Для сравнения: в 1987 году в Украине было построено 23 млн. м2 общей площади жилья, а в 1998 году введено в эксплуатацию только 5,8 млн. м2, т. е. в 4 раза меньше. При этом объемы строительства индустриальными методами сократились в 15 раз (!) в результате ликвидации комбинатов

домостроения. Уровень снижения объемов строительства в Украине в 4 раза выше среднеевропейского (в России - 16 %, в Евросоюзе - менее 10 %). Реализованный объем построенного жилья сосредоточен в основном в Киеве, Киевской, Одесской и Львовской областях (более 36 %) [5 - 8; 18; 24].

В Днепропетровской области в 1987 году построено 1513,5 тыс. м2 жилья, в том числе 300 тыс. м2 - за счет населения. За период с 1991 по 2005 г. в области построено 8833 тыс. м2 (в среднем по 588,9 тыс.кв. м2 в год). Программой развития жилищного строительства в области на 2005 - 2009 гг. предусматривалось ввести в эксплуатацию 2949 тыс.кв. м2 жилья с учетом повышения объемов ежегодного строительства от 184,0 до 628,7 тыс. м2, что в 2,6 раза меньше, чем в 1987 году. Предусматривался и прогноз долгосрочного ипотечного кредитования частного жилищного строительства с привлечением 13 банковско-финансовых организаций. Однако условия, ограничения и ставки льготных и не*льготных кредитов не оговорены. Программе не суждено реализоваться. Но это особая тема, которая требует пристального внимания [5 - 7; 10; 13].

Вместе с тем, «Концепцией стратегии развития строительного комплекса Украины на период до 2015 года» предусмотрен ряд направлений и мероприятий:

- научно-техническое обеспечение стратегии развития;

- кадровое обеспечение строительной деятельности;

- гарантирование экологической безопасности и снижение негативного влияния строительного комплекса на окружающую среду;

- повышение конкурентоспособности строительной продукции;

- государственное регулирование основных направлений стратегии, в том числе страхование строительных рисков всех участников строительного процесса;

- экономический механизм и условия реализации стратегии;

- этапы реализации стратегии (формирование градостроительной политики, проведение комплексной оценки состояния жилищного фонда и его инвентаризацию 2006 - 2007 гг.; упорядочение городов по исторической самобытности, реконструкция и модернизация производственной базы в каждом регионе и городе, реализация региональных программ по реконструкции жилых домов первых массовых серий, которые не подлежат сносу) и др. [16; 19].

Прогнозом развития строительного комплекса до 2015 г. предусматривается рост инвестиций ежегодно до 8 - 10 %, увеличение объемов строительно-монтажных работ до 6 - 8 % в год, введение в эксплуатацию 25 млн. м2 общей площади, увеличение объемов производства строительных материалов, изделий и конструкций в 1,7 - 2,9 раза. Безусловно, концепция многогранна и обнадеживает.

В порядке реализации концепции стратегии развития принят ряд Законов Украины, в том числе «О жилищном фонде социального назначения». Кабинетом Министров Украины принята Программа деятельности «Навстречу людям» (не будем уточнять, каким!) и государственной политики в области жилищного строительства. В развитие этой Программы принят Закон Украины «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилого фонда», который определил принципиальные подходы, организационно-правовые и финансовые решения. К сожалению, с момента выхода его нам нечего назвать в качестве законченного примера, хотя бы один квартал или микрорайон для анализа и совершенствования опыта реконструкции в новых условиях. Как это делалось до 1991 г., известно [3; 4].

На основании постановления Кабинета Министров Украины разработана и одобрена «Концепция Государственной целевой социально-экономической программы строительства доступного жилья на 2009 - 2016 годы». И поскольку есть стремление попасть в двадцатку развитых стран Европы, следует активизировать работу по выполнению и реализации названных законов и программ с 2 - 5-летним планированием, регулированием и контролем [23].

К примеру, основной целью «Программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы», одобренной Правительством Российской Федерации, является комплексное решение проблемы перехода к устойчивому функционированию и развитию жилищной сферы, обеспечивающее доступность жилья для граждан, безопасные и комфортные условия проживания в нем. Программой предусмотрен рост жилищной обеспеченности населения с 20,0 до 21,7 м2 общей площади на одного человека с учетом обеспечения 356,7 тыс. семей и одиночек. Предусматривалось

увеличение объемов ежегодного строительства с 41,0 до 80,0 млн. м2, а также увеличение ежегодных объемов выдаваемых ипотечных жилищных кредитов (займов) гражданам с 20 до 415 млрд. руб. (рост более чем в 20 раз). Разработаны также подпрограммы:

- «Обеспечение земельных участков коммунальной инфраструктурой»;

- «Модернизация объектов коммунальной инфраструктуры»;

- «Обеспечение жильем молодых семей;

- «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем отдельных категорий граждан».

Реализация этой Программы - особая тема [11; 12; 16].

Вместе с тем, резко ужесточились условия энергообеспечения и зависимости Украины от внешних источников тепловой энергии. И если в прошлые годы объем нового жилищного строительства являлся приоритетным, а реконструкция жилого фонда никогда не превышала 20 %, то теперь жизнь подсказывает, что приоритеты следует корректировать или менять местами. Увязывая принципы эффективного жилищного строительства с принципами ресурсоснабжения и энергоэффективности при осуществлении комплексной реконструкции жилой застройки, важно уяснить основные факторы, влияющие на современные тенденции развития:

- совершенствование системы управления жилым фондом;

- использование и стимулирование альтернативных источников энергии (солнца, ветра, геотермальной, биоэнергии, природной и техногенной теплоты);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- внедрение на практике современных энергосберегающих мероприятий;

- оптимизация объемно-планировочных решений зданий, их формы и ориентации (с учетом ориентации уклона местности и сложности инженерно-геологических условий) [16; 23].

Поскольку наибольшие затраты тепловой энергии в жилом секторе идут на здания (от 30 до 87 %) и внешние сети (до 25 %), то основные меры по повышению эффективности энергосбережения жилых домов при реализации проектов комплексной реконструкции жилой застройки таковы:

- утепление внешних стен, окон и дверей, межпанельных стыков, а также подвалов и чердаков (или их рациональное использование);

- модернизация или полная замена инженерных сетей в зданиях;

- модернизация индивидуальных тепловых пунктов регулирования систем отопления.

Для изыскания дополнительных средств на финансирование строительства может быть использована часть налога на недвижимость, например, коттеджей, имеющих более 300 м2 общей площади; повышенного налога на земельные участки, имеющие площадь более установленной нормы, здания, построенные с грубейшими нарушениями действующих нормативно-правовых актов Украины, например, в природоохранных зонах рек, водоемов, лесных массивов; а также распределения сверхдоходов от производства сырьевых ресурсов, как это делается в Норвегии, Швеции и Объединенных Арабских Эмиратах и др. И тут уместно напомнить, что в период правления Рузвельта в Америке были приняты законы, которые серьезно ограничивали прибыль монополистов, в результате которых до 80% отчислений корпоративной прибыли шло на зарплаты и налоги [18; 21].

Развитие сети дорог (особенно автомобильных) является составной частью строительной деятельности, которая активно способствует включению в нее производств по изготовлению разнообразных строительных материалов, изделий и конструкций, механизмов и машин, расширению грузоперевозок и пассажиропотоков, развитию сервиса и туризма, а также занятости населения и наполнения бюджетов. Разумеется, что должно осуществляться строительство дорог всех уровней: государственного, регионального, городского и районного значения, а также трансмагистралей. Основные направления сети автодорог определены в утвержденной Генеральной схеме планирования территории Украины, а также в схемах и проектах планировки территории областей и сельских районов. Их и надо реализовывать планомерно.

В развитии инженерно-транспортных систем для нас могут быть примерами развитые государства Европы и мира, имеющие плотную сеть автодорог: Франция (1,62 км/км2 территории), Италия (1,59), Испания (1,3), Япония (3,09), США (0,67). Увы, Россия в этой деятельности примером не является (0,03), так как в Украине - 0,28 км/км2 территории. Очевидно, следует перенять проверенный опыт Германии, в которой владельцы автотранспортных средств не облагаются усредненным дорожным налогом, как у нас, а

включают дополнительную стоимость за топливо, заправляемое в автомобиль, которая является реальной и справедливой долей каждого автомобилиста за эксплуатацию и содержание дорог пропорционально интенсивности движения, нагрузкам и пройденному расстоянию [1; 2].

Вне сомнения, что строительство трансмагистралей является не только необходимым для подготовки к Евро-2012, но и перспективным в целом. Весьма привлекательной представляется межгосударственная автотранспортная магистраль со строительством уникального моста через Керченский пролив, которая обеспечит более короткую связь Украины и Западной Европы с государствами Кавказа. Она же будет эффективна и для проведения Олимпиады Сочи-2014, организации туристических маршрутов, а также организации сети санаторно-курортного отдыха.

Развитие систем энергообеспечения всегда являлось важнейшей составляющей экономики, в том числе строительства и жизнеобеспечения жилищно-коммунального хозяйства, а также промпредприятий. Опыт использования российского газа по рыночным ценам в 2009 - 2010 гг. больно ударил по экономике Украины и благосостоянию населения. Понятно, что иметь абсолютную зависимость от России нельзя. Надо хотеть добывать и экономить энергию. Опыт использования различных видов энергетических ресурсов в передовых государствах Европы представлен в таблице 2.

Таблица 2

Использование видов энергетических ресурсов (%) ^_

№ п/п Страна Ископаемое топливо Гидроэлектроэнергия Атомная энергия Другие виды энергии

1 Дания 97,8 0,1 - 2,1

2 Нидерланды 95,3 0,2 4,5 -

3 Италия 78,0 20,5 - 1,5

4 Великобритания 76,2 1,9 21,9 -

5 Россия 73,7 15,4 10,9 -

6 Германия 67,9 3,7 28,4 -

7 Испания 46,1 18,2 35,3 0,4

8 Бельгия 39,1 1,3 59,6 -

9 Франция 13,5 13,0 72,9 0,6

10 Швеция 4,7 43,1 52,2 -

11 Исландия 0,2 93,5 - 6,3

Из показателей таблицы прослеживается слабый уровень использования и развития нетрадиционных видов энергетических ресурсов (солнечная, геотермальная, ветровая и др.). Поэтому заинтересованность государств Западной Европы в российском газе и строительстве газопроводов, в том числе в обход Украины, очевидна. Украине же следует активизировать строительство объектов энергетики, в том числе нетрадиционного энергообеспечения. Если заглянуть в прошлое, можно убедиться в том, что наши прадеды использовали деревянные «ветряки» для получения механической энергии, не умея преобразовывать ее в электрическую. А в настоящее время современные «ветряки» являются не только зарубежной реальностью Германии, Голландии, Польши и др., они есть и в Украине, но в ограниченном количестве. Есть и предприятия, способные производить соответствующие агрегаты [2; 8; 23].

Вывод напрашивается один: необходимы волевые, правовые и рациональные действия державных мужей, способствующие развитию названных направлений, в безусловной связке со строительной отраслью - проверенным средством социально-экономического подъема государства и его населения.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

1. Страны мира. Справочник для эрудитов и путешественников. - Харьков : Книжный клуб «Клуб семейного досуга», 2005. - 384 с.

2. Универсальный атлас мира / Ю. Н. Голубчиков, С. Ю. Токарев. - М. : Дизайн. Информация. Картография: АСТ : Астрель, 2008. - 312 с.

3. Закон Украины «Про житловий фонд сощального призначення» вщ 12 шчня 2006 року № 3334 - IV.

4. Закон Украины «О комплексной реконструкции кварталов (микрорайонов) устаревшего жилищного фонда» / «Голос Украины». - № 6, 16 января 2007 г.

5. Статистичний щорiчник Укра!ни за 2007 рш. - К : Вид-во «Консультант», 2008. - 571 с.

6. Статистичний щорiчник Украши за 2008 рш. - К. : ДП «1нформацшно-аналггичне агентство», 2009. - 566 с.

7. Итоги выполнения государственного плана экономического и социального развития области за 1988 год. Днепр. областное управление статистики, январь 1989 г. - 144 с.

8. «Концепщя стратеги розвитку будiвельного комплексу Украши на перюд до 2015 року» / В. Г. Федоренко та ш / Економша та держава. - 2006. - № 12. - С. 7 - 10; 2007. - № 1 - С. 3 - 7.

9. Проект Програми розвитку житлового будiвництва в Дшпропетровськш област на 2010 - 2014 роки / Затверджена ршенням сесп Дшпропетровсько! обласно! ради вщ 18.12. 2009 р. № 646 - 22/У.

10. Заключний зв^ про хщ виконання Програми розвитку житлового будiвництва у Дшпропетровськш област на 2005 - 2009 роки / Затверджено розпорядженням голови Дншропетр. облдержадмшютрацн вщ 09.03.2010 р. № Р - 109/0/3 - 10.

11. Федеральная целевая программа «Жилище» на 2002 - 2010 годы / Приложение к «Строительной газете» 23 декабря 2005 г.

12. Подпрограмма «Реформирование и модернизация жилищно-коммунального комплекса Российской Федерации» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы / «Строительная газета». - № 50, 14 декабря 2001 г.

13. Ршення про затвердження Програми розвитку житлового будiвництва в Дшпропетровськш обласп на 2005 - 2009 роки вщ 16 вересня 2005 р. Дшпропетровсько! обласно! ради.

14. Соцiально-економiчне становище Дшпропетровсько! обласп за 2009 рш /«Зоря». -30.01.2010. - Головне статистичне управлшня в Дшпропетровськш обласп.

15. Бойко В. Г. Село смотрит в будущее. - М. : Политиздат, 1986. - 287 с.

16. Булгаков С. Н. Научные подходы к сохранению жилищного фонда. Анализ ситуации. Паспортизация. Окупаемая реконструкция // Научно-п. ж. «Новини науки Придшпров'я», Д. : ПДАБА, 2006. - № 1, - С. 5 - 9.

17. Гаврилов И. Н. Строить независимое государство без стратегии развития нельзя // Днепр вечерний, 18.07.1997 г.

18. Гаврилов И. Н. Строительство - проверенное средство социально-экономического развития // «Будшформ», Д. : НТЦ «Будiвничий» № 8. - 2010. - С. 42 - 48.

19. Задорожна О. С. Актуальш питання реконструкцп житлово! забудови. - Д. : «Вюник» ПДАБА, 2009. - № 2. - С. 35 - 38.

20. Захаров В. Четыре приоритетных направления /«Днепр вечерний», 07.02.2009. - № 19.

21. Некрасов А. В США тоже был «Новый курс» / «Комсомольская правда в Украине». -30.10. - 05.11.2009.

22. Святина О. Фермери Укра!ни подають 808.../ «Зоря». - Д., 24.12.2009.

23. Соколов Т. А., Лшшк Р. Я., Харченко Д. С. Сучасш напрями енергозбереження при комплекснш реконструкцп застаршого житлового фонду // «Вюник» ПДАБА, № 6 - 7 червень -липень 2009. - С. 63 - 68.

24. Яцуба В. Криза будiвельно!' галузi - причини, проблеми i шляхи !! подолання в сучасних умовах / «Зоря». - Д., 01.12.2009 р.

УДК 725.8-72.01

НАУЧНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРЫ ДИЗАЙНА АРХИТЕКТУРНОЙ СРЕДЫ

И. Н. Гаврилов, к. арх., проф., С. В. Бодня, к. арх., доц

Ключевые слова: Дизайн архитектурной среды, научные направления, система оценки, совершенствование, учебный процесс, исследования, публикации.

Постановка проблемы. Кафедра дизайна архитектурной среды на архитектурном факультете Приднепровской государственной академии строительства и архитектуры начала выпускать архитекторов-дизайнеров всего семь лет назад. Преподавательский состав

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.