Строение событий в эпических произведениях народов мира и их теоретические направления Калчекеев К. Б.
Калчекеев Кубанычбек Бекболотович /Kalchеkeev КиЬапусЫ/вк Bekbolotovich — кандидат филологических наук,
профессор,
кафедра кыргызской и зарубежной литературы, Джалал-Абадский государственный университет, г. Джалал-Абад, Кыргызская Республика
Аннотация: статья исследует источники возникновения былин, эпосов и других эпических произведений. В исследовании автор подчеркивает, что исторический путь, социально-бытовые положения, национальные обычаи выступают как основной фактор возникновения и развития эпосов и при их классификации.
Ключевые слова: эпос, культура, обычаи, этнография, поэзия, история.
УДК 82*131
У каждого народа есть неповторимая история, культура, среди них эпические произведения, которые отражают обычаи, нравы, многогранность этнографии, передаваясь из уст в уста, пополняясь год за годом, дошли до наших дней.
Через наши неповторимые наследия мы видим мировоззрение миротворения каждой нации, и они по особенному мотиву отражались в эпических произведениях. Эпос (др.- греч. епо^ — «слово», «повествование», «стих») - говорение, высказывание. Эпос имеет узкое и широкое значение. Узкое значение - повествование. Широкое значение - три рода в поэзии (эпос, лирика, драма) [1, 2, 3].
Эпические произведения народов мира, сопровождающиеся пением, называются по-разному. Языковые трактовки эпических произведений народов мира сопровождающие песнопением называются по-разному. Например: «у русских - былины, у украинцев - дума, у карелофиннов - руны, у болгар и сербов - юнальные песни, у якутов - олонхо, у казахов - героические жыры, у бурятов - улиггер» [4].
О появлениях эпических произведений ученые фольклористы создали внушительные многочисленные труды. В. Я. Пропп [5] в своем труде отмечает про эпос «Калевала» пишет, что «эпос, разрастаясь от мифических корней, перешагивает религию, мифологию, этот процесс в развитии эпоса присущ всем народам. Каждый эпос перешагивает пути развития по-своему [5].
Эпосы кыргызов тоже наряду с тюркоязычными народами перешагивали такой эволюционный путь. Знаменитый кыргызский ученый, профессор К. Асаналиев [6, с. 13] пришел к выводу, что «Кроме мифа в создании эпоса были предпосылки жизненной исторической истины, отношение между общественными фармациями, наряду с ними формы сознания, гибкая сила творчества в импровизационной поэзии. В духовную ценность народа слились и создали вершины импровизационной поэзии, в основе которых создавались эпосы» [6, с. 13]. По жанру эпосы кыргызов делились на два - героические и бытовые. Исследователь кыргызских эпосов К. Кудайбергенов [7, с. 21], ссылаясь на содержание эпосов «Кожожаш», «Эр - Тёштюк», предлагает третий тип - «сказочный эпос».
В русской фольклористике эпические произведения делятся на: героические, исторические, баллады и новеллы. А в узбекском фольклоре делятся на: героические, исторические, романтические и книжные эпопеи.
Исторический путь, социально-бытовое положение, национальные обычаи рассматриваются, как основной фактор при классификации эпосов.
Былины русского народа основываются на реальных событиях, например: Илья Муромец с Киевской Русью в XII веке. Добрыня Никитич участвовал на войне за Дунай, а в узбекском фольклоре «Фархад и Ширин», «Лайли и Мажнун», «Тахир и Зухра» имеются исторические авторы, которые оставили в письменной форме.
Слово «богатырь» в греческой мифологии дается как потомок «Бога». Герои эпоса «Иллиады» и «Одиссеи» считаются потомками бога. В героических эпосах русского народа главные герои не владеют мифическими силами. А в русских былинах слово «герой» не упоминается, в основном в былинах действуют «богатыри».
Впервые термин «Былина» употребил фольклорист И. П. Сахаров [8], в своей научной работе он пишет: «Былина как жанр, как художественная ценность начала употребляться в XIX веке». А. А. Котлярский в своем труде [9] пишет, что «Эпоха полного развития русского богатырства есть одна из важнейших эпох духовной пищи русского народа, она подготовлялась исподволь и издалека, только при Владимире получила полнейшее выражение и развитие».
Останавливаясь на предпосылке появления эпоса, «Лебединая песнь народного творчества» назвал, былину ученый Л. Н. Майков [10]. Он в своем научном труде «О былинах Владимирова цикла» проявляет
особое отношение к эпохе появления былин. По мнению ученого Котлярского А. А. [9], вышеназванная эпоха является завершающей. Л. Н. Майков [10] в своем научном труде отмечает, что в XIII веке территория Киевской Руси была опустошена татарами, и былины перенесены переселенцами с юга в те места, которые впоследствии составили центр великой Руси, и здесь уже подверглись дальнейшей разработке в постоянном устном хранении, определяет эпоху появления былин [10, с. 31-32].
Ученый М. Халанский [11], опираясь на исторические источники, выделил четыре эпосные областные территории: 1) Старокиевские. 2) Черниговский. 3) Суздальский. 4) Московский.
По мнению ученого В. Ф. Миллера, нужно выделить Галицко-Волынский эпос еще на одну территорию. В основном прилагали усилия к изучению источников появления былин, и становлению как жанра следующие ученые:
Лобода А. М [12, с. 14-15] в своем труде «Русский богатырский эпос» пишет сведения об Илье Муромце, его неповторимые ценности вначале были извлечены из белорусских источников.
Содержание былин составляли собрание бытовых событий и эпических стихов русского народа. Об этом в своем труде Н. А. Добролюбов пишет [13]: «во время бедствий родной земли (при монголо-татарском нашествий) народ невольно сравнивал нынешние события с преданиями о временах давно минувших и грустно запел про славных, могучих богатырей, окруживших князя Владимира»
А. Н. Веселовский [14, с. 394-395] в своем труде о стадии развития былин делит на четыре части:
1. Лирико-эпическая кантилена, вызванная событием, которое взволновало народное воображение.
2. События, отразившиеся в кантиленах, отходят в прошлое, переплетаются между собой, о них поют более спокойно, т.е. появляется собственно эпическая песня;
3. Песня об одном герое или родственные тематические объединяются в цикл.
4. Отдельные песни и циклы образуют цельный эпический свод типа германских «Нибелунгов», древнегреческих «Илиады» и «Одиссеи».
Русские былины развивались, в русле этого обуславливали, рост как жанр русской фольклористики. Существование эпических произведений как наследие связано с их сюжетной композицией идейно-художественной ценности.
Исследования эпосов тюркоязычных народов мира исследованы не на том уровне, который хотелось бы. Такое комплексное исследование былин русского народа, в других народах почти отсутствует. Исследование эпоса «Манас» давным-давно перешагнуло и за рубежи Кыргызстана. Особое внимание нужно обратить к изучению эпоса «Манас» в отдельных жанрах. Эпос «Манас» нуждается, опираясь на предшествовавшие достижения, в раскрытии многогранности, сюжетно-композиционных построений произведения. Углубленно и многократно изучены рукописи древних тюрков, содержательные и стилистические общности и духовные богатства, язык этнопедагогики, генезис, социально-философская и эпико-эстетические направления. Несмотря на то, что сюжет эпоса изучен, но многогранность, особенности сюжета не анализированы. Сюжет - двигатель мотивов. Сюжет и композиция в эпических произведениях являются величиной при движении и развитии эпоса.
Особым жанром в устном народном творчестве являются эпические произведения. Народные эпосы рассказывали о значительных событиях в истории рода, племени, народности, раннеклассового государства. Сюжетность эпоса выполняет основную функцию, потому что в любом жанре существует своя специфическая особенность.
Литература
1. Литературный энциклопедический словарь М., 1987. 513 с.
2. Квятовский Б. А. Поэтический словарь М., 1966. 361 с.
3. Толковый словарь литературных терминов. Ф., 1987. 144 с.
4. Танаев Т. Эпический жанр. Ош., 1999. 169 с.
5. Пропп В. Я. Фольклор и действительность. М., 1976. 315 с.
6. Асаналиев К. Керкем нарк. Фрунзе, 1988. С. 13.
7. Кудайбергенов К. Эл дастандары жана акын. Фрунзе, 1970. С. 21.
8. Сахаров И. П. Сказание русского народа. Г.В. СПб, 1839.
9. Котлярский А. А. Сб. соч. СПб., 1889. Т. 2. 255 с.
10. Майков Л. Н. О былинах Владимирова цикла, 1863. С. 31-32.
11. Халанский М. Великорусские былины киевского цикла. Варшава, 1885. 273 с.
12. Лобода А. М. Русский богатырский эпос. Киев, 1896. С. 14-15.
13. ДобролюбовМ. А. ПСС, 1984. Т. 1. С. 216.
14. Веселовский А. Н. Типология народного эпоса. М., 1975. С. 394-395.