Научная статья на тему 'СТРИТ-АРТ: ОТ ПРОТЕСТА ДО ИСКУССТВА'

СТРИТ-АРТ: ОТ ПРОТЕСТА ДО ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
244
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЛИЧНЫЕ РИСУНКИ / СТРИТ-АРТ / ПРОТЕСТ / ИСКУССТВО / STREET DRAWINGS / STREET ART / PROTEST / ART

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Кузнецова Бондаренко Е.С., Мурахас Э.И.

В данной статье охарактеризован такой феномен уличного искусства как стрит-арт. Изучены исторические предпосылки появления стрит-арта, а также обоснована стилистика уличных рисунков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STREET ART PROTEST ART

This article describes the phenomenon of street art as street art. Studied the historical background of the appearance of street art, and justified the style of the image of street drawings.

Текст научной работы на тему «СТРИТ-АРТ: ОТ ПРОТЕСТА ДО ИСКУССТВА»

УДК 7.03

Кузнецова - Бондаренко Е.С.

преподаватель ГБОУ ВО РК «Крымский Инженерно-Педагогический Университет»

Мурахас Э.И. студент

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет» СТРИТ-АРТ: ОТ ПРОТЕСТА ДО ИСКУССТВА

Аннотация. В данной статье охарактеризован такой феномен уличного искусства как стрит-арт. Изучены исторические предпосылки появления стрит-арта, а также обоснована стилистика уличных рисунков.

Ключевые слова: уличные рисунки, стрит-арт, протест, искусство.

Kuznetsova-Bondarenko E.

Lecturer, Crimean Engineering Pedagogical University

Murahas E. student

GBOU VO PK "Crimean Engineering and Pedagogical University" STREET ART PROTEST ART

Annotation. This article describes the phenomenon of street art as street art. Studied the historical background of the appearance of street art, and justified the style of the image of street drawings.

Keywords: street drawings, street art, protest, art.

Постановка проблемы. Растущая необходимость в самовыражении и творческом сотрудничестве между художниками разных стран заставляет задуматься о целесообразности исследования «молодых» новых направлений современного искусства, а именно стрит-арта.

Еще достаточно недавно, до 1960-х годов двадцатого века, никто не думал, что молодежь будет рисовать аэрозольной краской стены, а впоследствии и вагоны метро. И уж точно никак не ожидал что так называемые «вандалы», которые писали свои имена на стенах домов, эволюционируют в художников-экстремистов, которые будут рисовать во всех возможных местах, без ограничений, от заброшенных зданий до стен парламентов и военных самолетов, рискуя иногда жизнью, а главное без материальной заинтересованности. Их рисунки будут уже не простые надписи, а мастерские художественные произведения, которые к тому же, впоследствии, будут ценится в денежном эквиваленте на уровне с историческими шедеврами мирового искусства. Стрит-арт достаточно молодое и малоисследованое, но уже достаточно популярное проявление современного искусства, которое быстро приобретает масштабность и имеет представителей чуть ли не во всех уголках мира.

Конечно, не могло все начаться от простого желания оставить о себе

памятку и банального восхищение от работы системы аэрозольного распыления краски. Этому предшествовало долгое эволюционирование в искусстве, со всеми его революционными протестами и отказами от старого.

Анализ литературы. Исследованием феномена «стрит-арт» занимались такие исследователи как С. Жижек, Н. Кляйн, И.Г. Поносов, А.В. Савина, П. Слотердайк, М.Г. Чистякова, К.А. Куксо. В своих трудах они акцентировали внимание на рефлексии специфики стрит-арта, многообразия его форм и его динамических пересеченийс новейшими феноменами пространства улиц и городов.

По мнению одного из крупнейших отечественных исследователей данного явления, активиста и художника Игоря Поносова, в целом в русскоязычной традиции принято ассоциировать уличное искусство спришедшим из английского понятием стрит-арт, что естественно, если учесть, что первое является прямой калькой со второго.

Цель статьи: изучить особенности и охарактеризовать специфику уличного искусства - стрит-арт.

Стрит-арт набрал немалые обороты за последние годы во всем мире, но история знает не один пример такого эпатажного «однодневного» искусства. Итак, именно поэтому необходимо исследовать это явление, и разобраться есть ли оно вообще проявлением искусства или просто новомодная тенденция, которая дала возможность кому-то заработать миллионные состояния.

Поскольку стрит-арт является определенной совокупностью различных уличных направлений, уместно остановиться на отдельных его составляющих. Далее рассмотрим термин «граффити». В широком смысле, метафорически, граффити - это любая визуальная информация, появляющаяся в публичном пространстве стихийно. Граффити, как низкожанровая коммуникация, разворачивающаяся на поверхности публичного пространства, - явление столь же древней, как и само публичное пространство. Своеобразным независимым коммуникативным каналом граффити остается и до сих пор. Это своего рода городское подсознание. В этом смысле граффити - медиа, принцип существования альтернативной, никем не контролируемой информации, это не искусство как таковое, однако это мощное поле для существования потенциальных произведений, трибуна, альтернативная галерейному пространству [1. С. 205].

В ХХ веке к практике граффити и рисования на улице обращалось много художников, продолжало также существовать и существует в дальнейшем бытовое анонимное наивное граффити. Однако в 60-х годах на массовом рынке появился технологический «козырь» в виде спрей-краски. Это подняло граффити на качественно новый уровень в том плане, что его невозможно стало не замечать. «Бывшие» граффити, которые выцарапывали в катакомбах или, как в рассказе «Граффити» Хулио Кортасара, рисовали мелом или краской из ведра, не шло ни в какое сравнение с возможностями, которые предоставлял спрей. Граффити стало динамичным, быстрым и

масштабным. Не удивительно, что лидеры контркультурной революции, такие как Эбби Хоффман, рекомендовали граффити, как один из эффективных средств современной пропаганды.

В начале 70-х годов граффити взяли на вооружение молодые — тинейджеры. Так возникло мощнейшее явление уличного искусства, которое когда-либо существовало, — райтинг, или граффити-райтинг. Это целая субкультура вокруг граффити, основанная на принципе написания и максимального распространения своего имени. Поскольку этот «парад псевдонимов» анонимный, то критерием «крутизны» стало наличие уникальной каллиграфии у того или иного райтера [2. C. 105].

Ж. Бодрияр в своем известном труде «KoolKiller, или восстание с помощью знаков», посвященном райтингу, связывал разгул и культ вандализма в начале 70-х с фрустрацией и крахом более «конструктивных» молодежных движений 60-х.

Впоследствии граффити-райтингстал частью массовой молодежной культуры и быстро распространилась по всему миру. Именно это направление вызвало немалую панику у властей, что привело к криминализации граффити в некоторых странах. Однако это не помешало явлению в значительной мере коммерциализироваться, начиная с 90-х годов.

Другим направлением уличного искусства является мурализм. Это настенная живопись, что также имеет место в публичном пространстве. Для мурализма так же характерна стихийность, однако она в этом случае не столь важна. Мурали обычно сложнее в реализации, значительно более трудоемкое занятие, чем граффити, они могут быть как индивидуальным, так и коллективным самовыражением [4. C. 207]. Традиционная тематика мурализма- доступные к считыванию фигуративные аллегории, своеобразная групповая геральдика, декор, пропаганда и тому подобное. Сходной, но не тождественной к мурализму, является суперграфика, санкционированное «сверху» промышленное нанесение изображений на архитектуру.

Каким бы не был арсенал средств выражения современного искусства на улице, настоящая дифференциация, связанная с другими вещами, а именно с принадлежностью стрит-арт объекта к категории стихийных граффити или конвенционного публичного искусства. Собственно, на таком фоне и жанровом распутье приходится функционировать стрит-художнику, придерживаясь того или иного направления или же балансируя между ними.

Самой распространенной этической дилеммой стрит-артиста является достижение феймав нелегальной деятельности и последующая вынужденная или добровольная легализация, деанонимизация, институализация и коммерциализация.

Интересно, что все это может произойти без согласия, даже без участия самого художника, ведь он преимущественно анонимный, и уличное его творчество копирайтом не наделено. Поэтому большинство все-таки украдкой выходит на свет, авторизируясь для «узких кругов», принимая

участие во многих легальных проектах, однако, параллельно не оставляя нелегальную деятельность. Есть и немало таких, кто полностью отмежевывается от несанкционированного творчества, таких, кто никогда ею не занимался. Однако это не делает их менее ценными, чем авторитетных «героев» подполья.

Наибольший удар по репутации наносит несоответствие позиционирования и реального статуса художника, спекуляция и злоупотребление имиджем нелегального городского партизана, при абсолютной и примитивной коммерциализации или институциализации деятельности. Такие стрит-артисты встречают пренебрежительное отношение у «узких» и инсайдерских кругах, однако могут успешно функционировать на большой, массовой сцене.

Вообще, интерес арт-институций к уличному искусству понятен. Здесь нет ничего удивительного: стрит-арт не существует в вакууме, напротив, имеет существенный резонанс в обществе, вызывает живой интерес средств массовой информации, является своеобразным духом времени, в определенной степени свежим и демократическим явлением [3. C. 210]. Поэтому игнорировать его могут себе позволить только узкоспециализированные консервативные академические заведения, в задачи которых не входит наблюдать за тем, что творится вокруг. Более того, в пространстве, условно говоря, галерейном испытывает потребность и сама стрит-арт сообщество —как в определенном дополнительном коммуникативном плацдарме.

Поэтому главная проблема выставочных проектов, связанных со стрит-артом, - это поиск адекватных и грамотно артикулированных способов презентации явления в другом пространстве, поиск мостика между шумом улицы и тишиной галереи.

В России с начала нулевых существует определенная стрит-артсцена, вполне адекватная мировым процессам, и за это время имело место немало галерейных проектов, связанных с уличным искусством. Характерно, что сначала это были только инициативы самих стрит-артистов — самоорганизованные андеграундные выставки. Лишь со временем стрит-арт появился отдельным пунктом в программе российскогосовременного арт-процесса.

Таким образом, не смотря на спад активности в плане коллабораций с отечественными институтами, стрит-арт как таковой живет и развивается. Особенно развился за последние годы субкультурный граффити-райтинг, интегрированный на общеевропейскую арену. Значительно возрос так называемый граффити-туризм. Русских художников регулярно приглашают за границу западные институции.

Использованные источники:

1. Обухова А. Живопись без границ. От поп-арта к концептуализму. История живописи. ХХ век. - М., Галарт, 2008. - 568 с.

2. Путеводитель по искусству. / Под ред. Яна Чилверса. - М., Радуга, 2012. -

541 с.

3. Чистякова М. Г. Стрит-арт в контексте вызовов современности // Изв. Алт. гос. ун-та. 2011. - № 2-1. - С. 210-213.

4. EdBartlett: Стрит-арт. За свободным искусством по миру / Пер. М.А. Крузе. М.: Эксмо, 2017.- 224 с.

УДК 792,01

Кузьмина А.А. студент 4 курса специальность «Режиссура театрализованных

представлений и праздников» ОГБОУВО «Смоленский государственный институт искусств»

научный руководитель: Бутеев Д.В., к.филол.н.

доцент Россия, г. Смоленск ЛИТЕРАТУРА И ТЕАТР КАК КУЛЬТУРНЫЕ КОДЫ РОССИИ Аннотация. Статья посвящена комплексному исследованию взаимодействия литературы и театра в современной России. Особое внимание акцентируется на способах вовзаимосвязи данных понятий и корреляция их в театральной среде. Такой взгляд будет интересен специалистам не только в области театроведческих наук, но и также филологических.

Ключевые слова: театр, литература, культурный код, культура, искусство.

Kuzmina A. А. Student

4 course, direction "Directing theatrical performances and festivals"

Smolensk State Institute of Arts Supervisor: Buteev D. V. candidate of philological Sciences, associate Professor

Russia, Smolensk LITERATURE AND THEATRE AS CULTURAL CODES OF

RUSSIA

Annotation: The article is devoted to a comprehensive study of the interaction of literature and theater in modern Russia. Particular attention is paid to the ways of these concepts and their correlation in the theatrical environment. This view will be of interest not only to specialists in the field of theater Sciences, but also Philology.

Keywords: theatre, literature, cultural code, culture, art.

В искусстве мне близко, когда увиденное или прочитанное не отпускает и ты продолжаешь

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.