УДК 069(01)
Вопросы музеологии. 2020. Т. 11. Вып. 1
Стрит-арт: можно ли улицу поместить в музей?
И. А. Пригарина
Санкт-Петербургский государственный университет,
Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7-9
Для цитирования: Пригарина И. А. 2020. Стрит-арт: можно ли улицу поместить в музей? Вопросы музеологии 11 (1): 110-118. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.111
В современном мире многие произведения стрит-арта, создание которых еще относительно недавно являлось правонарушением, становятся частью постоянных коллекций в галереях и музеях по всему миру, присваиваются рекламой, вступают в процесс коммерциализации, институционализируются, завоевывают рынок искусства. За короткий промежуток времени сменился вектор оценивания стрит-арта. Несмотря на популярность этого направления, уже признанного многими в качестве искусства, это до сих пор уникальный феномен, носящий особый характер, имеющий определенную эстетику, несущий важные социальные, политические, культурные посылы, выражающий протест. По поводу этого явления до сих пор ведутся дискуссии о том, к какой сфере оно относится, является ли оно легальным, следует ли его продвигать и популяризировать, можно ли его поместить в музей. В данной статье выявляются положительные и отрицательные аспекты процесса музеефикации стрит-арта, поднимается вопрос о том, насколько при этом подрывается сама идея стрит-арта и утрачивается его концептуальное и символическое значение, есть ли у него границы, как меняется восприятие произведений в замкнутом пространстве. Рассматриваются существующие примеры музеев стрит-арта в России и за рубежом, отмечается необходимость пересмотра существующих пространств и открытия альтернативных арт-центров. Также уделяется внимание мнению самих художников, одни из которых считают размещение своих работ в музеях и галереях следующим этапом своей карьеры, тогда как другие активно выступают против этого процесса, не позволяя вырывать стрит-арт из его «оригинального» мира. Ключевые слова: стрит-арт, граффити, пост-граффити, музеефикация, современное искусство, галерея, музей, выставка.
Стрит-арт — самое широкое всемирное художественное движение, которое когда-либо происходило в истории искусства. Уличное искусство явилось реакцией на весь художественный мир и за последние 10 лет стало настоящим мейнстри-мом. В наше время произведения стрит-арта активно продаются и покупаются, выставляются в галереях и музеях. Цель данной работы — рассмотреть особенности процесса музеефикации стрит-арта. Исходя из цели, были поставлены следующие задачи: выяснить причины происходящего во всем мире процесса музеефикации стрит-арта и отметить, какие факторы на это влияют; рассмотреть положительные и отрицательные стороны этого явления; проследить, сохраняется ли при музеефи-кации идея уличного искусства; изучить существующие примеры музеев и галерей, в которых размещаются произведения стрит-арта; рассмотреть возможные варианты дальнейшего развития этого процесса.
© Санкт-Петербургский государственный университет, 2020
Художники используют общественные места для демонстрации актуальных тем и привлечения внимания широкой аудитории к существующим в обществе проблемам. Произведения уличного искусства, созданные в различных техниках, из-за своей популярности присваиваются рекламой, а также все чаще получают институциональное подтверждение через галерейные экспонаты, что приводит к резкому росту цен на произведения при продаже на аукционе.
Размещение произведений стрит-арта в пределах замкнутого пространства имеет ряд отрицательных и положительных черт.
Во-первых, важно понимать, какие цели преследует художник, выставляя свои работы в музеях, галереях и на фестивалях. Зачастую многие стрит-артисты делают это не только ради прославления собственного имени и денежной прибыли, но и для того, чтобы рассказать людям о том, чем они занимаются, сопровождая подобного рода мероприятия лекциями, семинарами, круглыми столами, показами и даже мастер-классами. Также это хорошая возможность для мастеров пообщаться в пределах близкого им творческого круга. Но в музее зритель не будет воспринимать уличное искусство должным образом. Скорее он будет смотреть на подобные произведения как на инсталляции, объекты современного искусства. В таком случае нужный посыл вряд ли будет доставлен, ведь стрит-арт взаимодействует с людьми именно в пределах городского пространства, где играет роль элемент неожиданности.
Во-вторых, далеко не у всех есть возможность воочию увидеть все то, что создают художники за рубежом. Наличие фотографий многих работ в социальных сетях не производит реального впечатления. Те редкие выставки, которые организуются у нас в стране, дают возможность людям познакомиться с творчеством других стрит-артистов, понять, какие значимые вопросы они затрагивают в своих работах.
В-третьих, музей в ряде случаев является легальной площадкой для подобного рода работ. В некоторых странах стрит-арт — это скорее акт вандализма, чем искусство. В таком случае музей позволяет художникам на определенной территории законно выражать свои идеи посредством стрит-арта. Конечно, здесь следует оговориться, что уличное искусство само по себе является протестным, и ему свойственно существовать как нелегальная практика в любом месте. «...работа, сделанная там, где нельзя, обладает особой силой»1, — считает стрит-артист Тимофей Радя.
Также музеи — это институты, которые способствуют изучению стрит-арта именно как направления в искусстве, а не просто культурного явления. Помимо этого, рассматривая работы стрит-арта как произведения искусства, музеи обеспечивают их охрану, документацию, каталогизацию и реставрацию2. Но, даже если согласиться с тем, что уличное искусство может попасть в музей как часть культурного наследия современного общества и войти в историю искусства, сохраняется проблема цензуры подобных произведений: те или иные институты могут считать одного автора качественным, а другого — нет3. В связи с этим будет оказано и определенное влияние на публику, которая будет воспринимать стрит-арт так, как предписывает авторитет (в данном случае — музей или другая институция).
1 Радя, 2013.
2 Блажко, 2016. С. 172.
3 Кораблева, 2018. С. 13.
Интересно проследить отношение авторов произведений к этому процессу. Можно выделить две основные группы. В первой из них будут те, кто работает не только на улице, активно сотрудничает с различными арт-институциями и зарабатывает деньги, продавая свои произведения коллекционерам и любителям уличного искусства. Далеко не все уличные художники подвержены процессу коммерциализации; некоторые считают, что движение уличного искусства в галерею убивает явление уличного искусства как таковое. Это вторая группа мастеров стрит-арта, которая яростно выступает против продажи своих работ, считая, что таким образом кардинально стирается сама идея уличного искусства. «Мы устали от того, что люди крадут наши вещи с улиц и перепродают их, так что я просто собираюсь купить все, что смогу достать, и побелить»4, — такова реакция американского художника Рона Инглиша (Ron English) на продажу и покупку произведений стрит-арта. «Уличное искусство существует только на улице, никак иначе»5, — написал Тимофей Радя в тексте «Все, что я знаю об уличном искусстве». Исходя из столь противоречивых мнений и отсутствия одинаковой оценки, нельзя дать однозначную интерпретацию процесса музеефикации стрит-арта.
Отдельно можно сказать о художниках «уличной волны», которые создают свои работы в помещениях на холстах/картонах и выставляют их в музеях и других арт-пространствах, но при этом используют техники и приемы, которыми пользуются мастера уличного искусства. Сюда же можно отнести и понятие пост-граффити, которое фактически подразумевает то же самое6.
Конечно, вторжение стрит-арта в традиционные музеи неуместно (хотя подобный эксперимент был бы интересен). В связи с этим происходит обновление музейного института7, организуются новые публичные пространства, которые являются более пригодными для экспонирования работ современного искусства, в том числе и произведений искусства уличного. Рассмотрим некоторые примеры.
В России в Санкт-Петербурге в 2014 г. состоялось открытие первого в своем роде стрит-арт-музея. Он находится за пределами культурного центра города, отчасти на территории действующего завода по производству слоистых пластиков. Его уникальность заключается в том, что пространство промышленного предприятия не схоже с галереей или музеем в привычном понимании этого слова, оно дает художникам возможность работать экспериментально в любых формах и масштабах и создавать произведения, которые не будут проигнорированы и притянут внимание публики. Иными словами, работы здесь размещаются в естественной среде, максимально приближаются к своему изначальному контексту8.
Галерея уличного искусства «Свитер» в Екатеринбурге является современной экспериментальной площадкой, на которой, наряду с произведениями современного искусства, фотографиями, графическими изображениями, размещаются работы уличных художников (муралы, наклейки, трафареты, видео-арт). Здесь также занимаются просветительской деятельностью и рассказывают о стрит-арте. На выставках часто присутствуют работы как российских, так и зарубежных авторов.
4 Boyd, 2018.
5 Радя, 2013.
6 Костарева, 2017.
7 Knight, 2008. P. 49.
8 Сергеева, 2018. С. 100.
Московский Центр современного искусства «Винзавод» также периодически выставляет работы уличных художников. В 2013 г. прошла персональная выставка Евгения Оззика (0331c) «Забор», на которой были представлены миниатюрные фарфоровые, имитирующие бетонные, стены с нанесенными на них рисунками. Интересна позиция самого художника: «Я считаю, что это нормально — выставляться где-то. Что важно, так это не подстраиваться под кого-либо ради признания и заработков, а делать то, что нужно и хочется тебе. Тогда все будет в порядке независимо от того, на улице твои работы или в галерее»9. Также на протяжении 10 лет (с 2010 г.) здесь осуществляется проект «СТЕНА», целью которого является ознакомление публики с известными именами местного стрит-арт-сообщества10.
В Европе муралы, как и другие виды стрит-арта, также, даже в большей степени, подвергаются коммерциализации: работы покупаются, продаются, помещаются в музеи и галереи. Еще в начале 2000-х гг. здесь появились первые галереи, в которых были собраны произведения стрит-арта, — «Speerstra», «Taxi Gallery» и «Vicious Gallery»11. Это не повсеместное явление, но в крупных городах и в центрах, где это направление искусства наиболее развито, создаются музеи, посвященные стрит-арту. Например, Музей стрит-арта в Амстердаме (Street Art Museum Amsterdam — SAMA), в котором собраны работы не только местных, но и зарубежных художников, организован как экомузей. Этот проект выходит за рамки одного сооружения и является музеем под открытым небом. Музей организует пешие экскурсии по объектам уличного искусства, которые можно встретить в районе Нью-Уэста12. Такая форма подачи способствует более глубокому погружению в культуру стрит-арта.
В Берлине существует музейный проект «Городская нация» («Urban Nation»), где происходит объединение современного городского и уличного искусства. Многие художники, которые в основном работают на улице, специально для этого музея создают произведения на холстах. Эта концепция, направленная на развитие современного городского искусства, принадлежит главному куратору и директору музея Яше Янг (Yasha Young). В основе проекта лежит лозунг «Объединяй. Создавай. Заботься» («Connect. Create. Care»), который ломает границы между людьми, объединяя жителей города и авторов представленных работ, создает новое креативное пространство, приглашает к творчеству как известных, так и молодых ху-дожников13. В 2018 г. по инициативе музея был осуществлен проект «Одна стена» («One wall»), во время которого стены некоторых домов Берлина были отданы под роспись известных художников со всего мира: Элле (Elle), Милло (Millo), Сника и Нуно (Snik & Nuno) и других — на время серые фасады превратились во впечатляющие произведения искусства.
Музей другого в другом месте (Museo dell'Altro e dell'Altrove di Metropoliz — MAAM) в Риме — это особое аутентичное пространство, непохожее ни на один музей. Бывшая фабрика по производству салями, занятая бездомными мигранта-
9 Аске, 2013.
10 Проект СТЕНА на Винзаводе. Центр современного искусства ВИНЗАВОД. URL: http:// winzavod.ru/projects/the-wall-project/ (дата обращения: 22.02.2019).
11 Цыгина, 2013. С. 314.
12 Hanc, 2017.
13 Museum — Urban Nation. Museum for Urban Contemporary Art. URL: https://urban-nation.com/ museum/ (дата обращения: 22.03.2019).
ми из Марокко, Перу, Судана, Эритреи и Украины, составляющими общину «Ме-трополис», благодаря куратору Джорджио де Финису (Giorgio de Finis) стала одним из наиболее современных художественных пространств Рима. Первые рисунки и граффити были выполнены жителями этого здания, сделавшими это место муль-тикультурным, наделив своей идентичностью. Впоследствии, чтобы защитить мигрантов от угрозы выселения, стены фабрики были предоставлены стрит-артистам со всего мира, и сейчас здесь можно увидеть работы более трехсот уличных художников, среди которых Стен и Лекс (Sten e Lex), Алиса Паскини (Alice Pasquini), Гон-сало Борондо (Gonzalo Borondo), Милло и Микеланджело Пистолетто (Michelangelo Pistoletto). Они взаимодействуют с пространством, жителями и между собой. Здесь нет никаких ограничений, многие авторы обращаются к идеям дискриминации, ксенофобии и национализма. Музей открыт для посетителей только один раз в неделю.
Недавно открывшийся частный музей современного искусства — Музей контркультурного искусства нового тысячелетия (Millennium Iconoclast Museum of Art — MIMA) в Брюсселе отдал некоторые помещения для стрит-артистов. На открытии были представлены работы нью-йоркского дуэта «Фейл» (FAILE), граффити-рай-тера Момо (MOMO), художницы Свун (Swoon) и других уличных художников14. Помимо отдельных музеев, которые приспосабливают свои залы под стрит-арт, во многих странах существуют галереи, специализирующиеся на покупке и продаже стрит-арта (арт-объектов, видео-арта, муралов, перенесенных на холсты). Следует отметить, что в современном мире крупнейшие мировые музеи, такие как, например, Музей Виктории и Альберта (Victoria and Albert Museum) в Лондоне, также включают в свои коллекции произведения стрит-арта15.
В Великобритании в 2015 г. популярным художником Бэнкси (Banksy) был создан целый парк Дисмаленд (Dismaland), который выступил антитезой всемирно известному Диснейленду (Disneyland). Здесь были показаны многочисленные арт-объекты, созданные более чем пятьюдесятью художниками, среди которых можно упомянуть Дэмьена Херста (Damien Hirst), Майка Росса (Mike Ross), Дженни Хольцер (Jenny Holzer). В представленных произведениях прозвучали характерные для бристольского стрит-артиста темы: проблемы потребительства, миграции, социальной критики. Апокалиптический, хаотичный и безумный новый мир был противопоставлен сказочному и волшебному миру, полному сладких грез. «Просто удивительно, когда в одном месте столько сарказма», — отметил Даррен Каллен (Darren Gullen), один из участников этого проекта16.
Именно в США граффити, а впоследствии и стрит-арт, впервые были представлены в галереях современного искусства — «Razor», «Fun Gallery», «Now Gallery»17. Затем произошло дальнейшее развитие опыта размещения работ стрит-арта в музейных институциях, и особенно в галереях, вылившееся в движение галерейного стрит-арта. В 2011 г. в США была организована крупномасштабная выставка двух
14 City lights. MAYA HAYUK, SWOON, MOMO, FAILE. MIMA Museum. URL: http://www.mima-museum.eu/city-lights/ (дата обращения: 22.01.2019).
15 Street art. Victoria and Albert Museum. URL: http://www.vam.ac.Uk/content/articles/s/street-art/ (дата обращения: 09.03.2020).
16 Brown, 2015.
17 Кузовенкова, 2015.
популярных уличных явлений — стрит-арта и граффити — «Искусство на улицах города» («Art in the Streets»), которая прошла в Музее современного искусства в Лос-Анджелесе (Museum of Contemporary Art — MOCA). Это было своего рода исследование истории уличного искусства с 1970-х гг. по настоящее время. Несмотря на ряд проблем (например, закраска фасада, который был оформлен итальянским художником Блю (Blu)), сам факт организации подобной выставки ознаменовал признание стрит-арта частью современного искусства. Также здесь помимо большого количества галерей находится Музей стрит-арта (Street Museum of Art — SMoA), который выступает как международный проект, защищающий произведения уличного искусства, некоторые граффити и другие работы, созданные в городской среде18. Он предполагает пересмотр существующих моделей современного искусства, вынося традиционные концепции музея наружу.
Существенно, однако, что посетители чисто на интуитивном уровне сначала смотрят на работы «музейного» стрит-арта именно как на произведения искусства, часть культурного наследия. Тот посыл (социальный, политический, агитационный и т. п.), который изначально несет в себе стрит-арт, в контексте музея утрачивает свою силу. При этом исчезает эмоциональный момент, свойственный стрит-арту, так как посетитель уже заранее предполагает, что примерно он увидит. Кроме того, музей не всегда подразумевает широкую аудиторию, в то время как работы уличных художников в их естественной среде рассчитаны на людей разных возрастов, из разных социальных слоев и с разным образованием. Также улица доступна бесплатно и в любое время, тогда как в музеях зрители должны платить за вход, и, кроме того, они ограничены часами работы музея. Таким образом, форма и место подачи произведения — «музей» или «улица» имеют «принципиально разный образный результат»19.
Интересной выглядит идея создания онлайн-музеев стрит-арта, которая активно воплощается в жизнь. Среди известных Интернет-ресурсов можно назвать Art Crimes, Fat Cap, Global Street Art, International Graffiti Archive, Street Art Utopia, Street Museum of Art, Wooster Collective. Они позволяют ознакомиться с явлением стрит-арта в разных городах мира и, благодаря большой базе фотографий разных работ, дают возможность изучения и выявления региональной специфики этого направления.
Также возможно создание специальных городских маршрутов, которые могли бы познакомить заинтересованную аудиторию с культурой стрит-арта в той или иной стране20. Проблема заключается в том, что большинство работ, созданных в городской среде, недолговечно, так как они выполняются спонтанно, а место их выполнения не согласовано с лицами, которым оно принадлежит и которые могут их уничтожить.
С течением времени стрит-арт становится все более популярным, набирает обороты и получает все больше внимания. Этот и другие факторы говорят о том, что в дальнейшем в этой сфере произойдут определенные изменения, одним из которых станет открытие специальных пространств, создание визуальной среды, где
18 About. The Street Museum of Art. URL: http://www.streetmuseumofart.org/about/ (дата обращения: 04.02.2019).
19 Дроздова-Пичурина, 2016. С. 16.
20 Аграмакова, 2015. С. 19.
будут представлены работы уличных художников. Таким образом, ответ на вопрос о возможности экспонирования произведений стрит-арта вне их привычной среды обитания требует определенного переосмысления. Он может быть положительным при условии создания особых площадок для их размещения, таких, которые бы могли соответствовать энергии уличного искусства.
Итак, несмотря на то, что определяющей характеристикой уличного искусства является то, что оно существует вне пространства галереи и музея, находится на открытом воздухе, в настоящее время все более активно разворачивается процесс его музеефикации. При изучении различных примеров музеев и галерей стрит-арта были рассмотрены положительные и отрицательные аспекты этого явления. Среди позитивных моментов можно выделить ознакомление потенциальных посетителей музеев и галерей с идеями и методами уличных художников, популяризацию творчества отдельных стрит-артистов, образование и расширение ментальных границ зрителей, документацию, фиксацию и обзор этого явления. Тем не менее институционализация произведений уличного искусства отчасти искажает первоначальную идею стрит-арта. Именно на улице, в реальном мире, стрит-арт ежедневно встречается с различной публикой, людьми разных социальных слоев. Эти темы порождают дискурс и среди самих уличных художников: некоторые не против того, чтобы их работы оказались в музеях, и даже активно поддерживают эту идею, тогда как большинство других неодобрительно относится к присвоению их искусства музеями.
Литература
Boyd C. 2018. LA Artist Vows to Whitewash Banksy Painting on London Bargain Store After Paying $700,000 for it in Protest of Street Art Being Bought and Sold. Mail Online 15 Nov. URL: https://www. dailymail.co.uk/news/article-6393147/LA-artist-vows-whitewash-Banksys-Slave-Labour-London-bargain-store-paying-700-000.html (дата обращения: 23.03.2019). Brown M. 2015. Banksy's Dismaland: Amusements and Anarchism' in Artist's Biggest Project Yet. The Guardian 20 Aug. URL: https://www.theguardian.com/artanddesign/2015/aug/20/banksy-dismaland-amusements-anarchism-weston-super-mare (дата обращения: 22.03.2019). Hanc J. 2017. Museums With Ideas, Goals and Sometimes Art. But Walls? No. The New York Times 14 Mar. URL: https://www.nytimes.com/2017/03/14/arts/design/museum-of-homelessness-london-no-building. html?_r=0 (дата обращения: 22.03.2019). Knight C. K. 2008. Public Art: Theory, Practice and Populism. Malden: Wiley-Blackwell. Аграмакова О. И. 2015. Особенности экспонирования стрит-арт работ. Мир культуры: культурове-
дение, культурография, культурология. Сб. науч. тр. Курск: Курск. гос. ун-т:18-20. Аске Д. 2013. Я — это только буквы на заборе: 0031c, Миниатюры. Vitramarine 13 февр. URL: http://
www.vltramarine.ru/mag/streetart/exhibitions/397 (дата обращения: 22.01.2019). Блажко Н. П. 2016. Стрит-арт в контексте музея. Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры 2 (6): 171-174. Дроздова-Пичурина Н. Н. 2016. Урбанизация музея vs. Музеологизация городского пространства: к теоретической разработке вопроса (на примере Санкт-Петербурга). Вопросы музеологии 1 (13): 10-22.
Кораблева А. В. 2018. Стрит-арт, паблик-арт, уличное искусство: дифференциация понятий. Эстетика стрит-арта. Сб. ст. СПб.: С.-Петерб. гос. ун-т промышленных технологий и дизайна: 10-17. Костарева И. 2017. Пост-граффити: как стрит-арт становится предметом музейного искусства. Design Mate. URL: https://design-mate.ru/read/megapolis/post-graffiti (дата обращения: 04.02.2019).
Кузовенкова Ю. А. 2015. Граффити и стрит-арт как точки расхождения институций и теоретиков мира искусства. Художественная культура 3/4 (16). URL: http://artculturestudies.sias.ru/2015-3-4/yazyki/4839.html (дата обращения: 17.03.2019).
Радя Т. 2013. Все что я знаю об уличном искусстве. Tima Radya. URL: https://all.t-radya.eom/2/ (дата обращения: 27.11.2018).
Сергеева Е. В. 2018. Религиозная тематика в стрит-арте и ее интерпретация в выставочных проектах. Молодежный вестник Санкт-Петербургского государственного института культуры 1 (9): 99-101.
Цыгина Н. А. 2013. Стрит-арт в галерейном пространстве. Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА 4: 309-318.
Статья поступила в редакцию 12 ноября 2019 г.; рекомендована к печати 10 февраля 2020 г.
Контактная информация:
Пригарина Ирина Алексеевна — студент; irinaprigarina.sun@gmail.eom
Street art: Can the street be placed in a museum?
I. A. Prigarina
St. Petersburg State University,
7-9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
For citation: Prigarina I. A. 2020. Street art: Can the street be placed in a museum? The Issues of Museo-
logy 11 (1): 110-118. https://doi.org/10.21638/11701/spbu27.2020.111 (In Russian)
In today's world, many works of street art, which until recently were a crime, become a part of the permanent collections in galleries and museums around the world, are appropriated by advertising, enter the process of commercialization, become institutionalized, conquer the art market. In a short period of time street art evaluation vector changed. Despite the popularity of this tendency, already recognized by many as the part of art, it is still a unique phenomenon that has a special character, certain aesthetics, carries important social, political, cultural messages, express protest. Till now there are discussions about this phenomenon about what sphere it belongs to, whether it is legal, whether it should be promoted and popularized and whether it can be placed in a museum. This article reveals the positive and negative aspects of the process of placing street art in museums, raises the question of how this undermines the idea and conceptual and symbolic meaning of street art, whether it has boundaries, how to change the perception of works of art in a confined space. The existing examples of street art museums in Russia and abroad are considered, the need to revise existing spaces and open alternative art centres is noted. Also here is paid the attention to the opinion of the artists, some of whom consider the placement of their works in museums and galleries the next stage of their careers, while others actively oppose this process, not allowing street art to be torn out of its "original" world. Keywords: street art, graffiti, post-graffiti, museumification, contemporary art, gallery, museum, exhibition.
References
Agramakova O. I. 2015. Features ofExposure of Street Art Works. Mir kul'tury: kul'turovedenie, kul'turografiia, kul'turologiya. Sb.nauch. tr. Kursk: Kursk. gos. un-t Publ.: 18-20. (In Russian)
Aske D. 2013. I'm Just the Letters on the Fence: 0331c. Miniatures. Vitramarine 13 Febr. Available at: http:// www.vltramarine.ru/mag/streetart/exhibitions/397 (accessed: 22.01.2019). (In Russian)
Blazhko N. P. 2016. Street Art in the Context of the Museum. Molodezhnyi vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury 2 (6): 171-174. (In Russian)
Boyd C. 2018. LA Artist Vows to Whitewash Banksy Painting on London Bargain Store After Paying $700,000 for it in Protest of Street Art Being Bought and Sold. Mail Online 15 Nov. Available at: https://
www.dailymail.co.uk/news/article-6393147/LA-artist-vows-whitewash-Banksys-Slave-Labour-Lon-don-bargain-store-paying-700-000.html (accessed: 23.03.2019). Brown M. 2015. Banksy's Dismaland: Amusements and Anarchism' in Artist's Biggest Project Yet. The Guardian 20 Aug. Available at: https://www.theguardian.com/artanddesign/2015/aug/20/banksy-dis-maland-amusements-anarchism-weston-super-mare (accessed: 22.03.2019). Drozdova-Pichurina N. N. 2016. The Museum Urbanization vs. Muzeality of City Space: to the Theoretical
Issues Study (on Example of Saint-Petersburg). Voprosy muzeologii 1 (13): 10-22. (In Russian) Hanc J. 2017. Museums with Ideas, Goals and Sometimes Art. But Walls? No. The New York Times 14 Mar. Available at: https://www.nytimes.com/2017/03/14/arts/design/museum-of-homelessness-london-no-building.html?_r=0 (accessed: 22.03.2019). Knight C. K. 2008. Public Art: Theory, Practice and Populism. Malden: Wiley-Blackwell. Korableva A. V. 2018. Problem of Conceptual Differentiation in Street Art. Estetika strit-arta. Sb. st. St. Petersburg: S.-Peterb. gos. un-t promyshlennykh tekhnologij i dizaina Publ.: 10-17. (In Russian) Kostareva I. 2017. Post-graffiti: How Street Art Becomes a Subject of Museum Art. Available at: https://
design-mate.ru/read/megapolis/post-graffiti (accessed: 04.02.2019). (In Russian) Kuzovenkova Yu. A. 2015. Graffiti and Street Art as Points of Divergence of Institutions and Theorists of the Art World. Khudozhestvennaya kul'tura. 3/4 (16). Available at: http://artculturestudies.sias.ru/2015-3-4/yazyki/4839.html (accessed: 17.03.2019). (In Russian) Radya T. All I Know about Street Art. Available at: https://all.t-radya.com/2/ (accessed: 27.11.2018). (In Russian and English)
Sergeeva E. V. 2018. Religious Themes in Street Art and Its Interpretation in Exhibition Projects. Molodezh-
nyi vestnik Sankt-Peterburgskogo gosudarstvennogo instituta kul'tury 1 (9): 99-101. (In Russian) Tsygina N. A. 2013. Street Art in Gallery Space. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaia sreda. Vestnik MGKhPA. 4: 309-318. (In Russian)
Received: November 12, 2019 Accepted: February 10, 2020
Author's information:
Irina A. Prigarina — Student; irinaprigarina.sun@gmail.com